«Конспект урока по литературному чтению на тему И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…. Конспект урока на тему «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы Работа над выразительным чтением
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.
Http://zabava.ru/people/nikolay_pershin/
Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...
тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»
Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.
Ход урока
Организационный момент.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.
– Что хотите сказать?
– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)
– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.
– Перечитаем стихотворение еще раз.
Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
или другие:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
– Их написал Иван Саввич Никитин.
III. Работа над произведениями.
– Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?
– Какие сравнения использует поэт?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
Упражнение в чтении стихотворения.
Физкультминутка
IV. Итог урока.
– С каким настроением уходите с урока?
– Что особенно понравилось, заинтересовало?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.
Ст. читает Н. Першин
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.
Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; фор-мированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии
Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. ТЕМА. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»»
3 класс. Литературное чтение.
тема. Русские поэты XIX–XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (учебник, с. 66–67)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя; находить в произведении средства художественной выразительности(сравнение, олицетворение); читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии | Личностные: знают наизусть стихотворения о Родине, красоте ее природы, читают их выразительно, передавая самые позитивные чувства к Родине |
Образовательные ресурсы: слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учащегося |
|
I. Проверка | 1. Организует выставку детских работ (перед началом урока). 2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Выразительно читают стихотворение, анализируют детские работы, представленные на выставке |
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи | – Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите это. Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу. – Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С. Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт настроение весны, учиться выразительному чтению | Выдвигают предположения, аргументируют. Формулируют учебную задачу. Внимательно слушают |
III. Изучение нового материала. 1. Биография | – Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека: зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир литературы. | Слушают рассказ учителя. |
2. Работа над стих И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать …»: | – Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения? – Как вы можете описать ваше настроение? – Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное? – Найдите в тексте картины природы, прочтите описание. | Высказывают свое мнение. |
1) Первичное чтение стихотворения учителем. | – Посмотрите слайды о весне. – Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные особенности заметили? | – О степи. Рассматривают и описывают содержание картин. |
2) Работа со словарем. | – Найдите в словаре определение степи. Зачитывают определение: степь – равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерная особенность – отсутствие леса. – Объясните значение слов: в угоду косцам – сделать приятное, угодить; полно (спать беспробудно) – хватит; ковыль – степная трава; копны – небольшой округлый стог сена. |
|
3) Анализ произведения | – Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью. – Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения». К кому обращается поэт? – Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора живая? – Как называется этот художественный прием? – Какие картины природы сменяют друг друга? – Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему? | – К степи. – Олицетворение. – 1-я картина – степь должна пробудиться и умыться росою, нарядиться в цветы;2-я картина – наступление весны, летят журавли караваном, ручьи по оврагам шумят;3-я картина – небо с плывущими тучами |
IV. Проверка знаний | 1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста: Один весенний день… …всем красна. Матушка весна… …весну принесла. Вода с гор потекла… …год кормит. 2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны | Составляют пословицы, объясняют скрытый смысл пословиц. Обсуждают задание совместную версию |
V. Домашнее задание | Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33 | Уточняют задания, принимают к сведению информацию |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что понравилось на уроке? Что открыли для себя нового? – Как оцениваете свое участие в уроке? | Дают оценку своей работе, анализируют активность участия |