Программа развития детского объединения «Мы вместе. Проект детской общественной организации «Дружба Основные принципы деятельности Совета
Программа развития детского объединения
«МЫ ВМЕСТЕ»
1. Актуальность создания и существования детского объединения
«МЫ ВМЕСТЕ».
1.1. В последнее время увеличилось количество правонарушений в подростковой среде, снизилось количество детей, имеющих индивидуальность суждений, у многих детей пропал интерес к социальному самовыражению или же он проявляется в утрированной форме, увеличилось число детей, имеющих какие-нибудь особенности в развитии. В связи с этим нами было принято решение о воссоздании организованного и контролируемого добровольного детского объединения для учащихся 1-10 классов Муниципального казенного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Основанием для принятия этого решения послужили выводы из бесед с учащимися разных возрастных групп, их родителями, а также опрос педагогического коллектива школы.
1.2. Название детского объединения «МЫ ВМЕСТЕ» и его девиз «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе» отражают потребность каждого ребенка во внимании, деятельности, общении, праздничности, дают детям уверенность в своих силах (когда все вместе, есть у кого попросить поддержки, на кого опереться); позволяют реализовывать интересные планы. Вся атрибутика - гимн, эмблема, законы - символизируют, что все под силу маленьким человечкам.
1.3. В настоящее время существование детского объединения «МЫ ВМЕСТЕ» обуславливается еще и тем, что всегда существует опасность распространения аддиктивного и девиантного поведения в детской среде, пассивность и неумение учащихся реализовать себя в социальной сфере . Детское объединение «МЫ ВМЕСТЕ» ведет свою деятельность по избранным направлениям, распространяя её на всех учащихся школы через работу вожатских групп.
2. Цели и задачи детского объединения «МЫ ВМЕСТЕ»
§ создание условий для всестороннего развития личности;
§ формирование гражданского патриотического сознания;
§ ормирование нравственных позиций;
§ развитие стремления к проявлению инициативы и творчества;
§ развитие самоуправления;
§ укрепление традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, укрепление его традиций.
3. Срок реализации программы – 3 года
4. Основные направления деятельности:
1. «Наша забота»
Предполагает помощь пожилым и немощным людям, дружбу с детьми детского сада и начальной школы.
Примерные дела:
Концерты в детских садах;
Организация трудовых десантов;
Помощь местным жителям;
Организация праздников, концертов для малышей детского сада и начальных классов .
2. «Память»
Предполагает изучение семейных традиций, память о ратном и трудовом пути, жизни школы, села.
Примерные дела:
Конкурсы рисунков;
Фольклорные праздники;
Сбор материалов о трудовом, боевом пути села.
3. «Моя организация»
Предполагает приём и посвящение в члены объединения.
Примерные дела:
Сборы, линейки;
Оформление новых стендов в школе.
4. Общение, игра, творчество.
Предполагает развитие инициативы.
Примерные дела:
Викторины, конкурсы, турниры;
Коллективные творческие дела;
Выставки;
Концерты, фестивали.
5. Труд. Акция забота.
Предполагает организацию трудовой деятельности.
Примерные дела:
Благоустройство территории, посадка деревьев, разбивка цветников;
Уход за памятниками;
Операция «Чистый двор»;
Операция «Живи книга».
6. «Спорт»
Предполагает пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта.
Примерные дела:
Игры, соревнования;
Турниры, эстафеты, походы;
Спортивные праздники, марафоны.
Направление | Цели и задачи | Формы работы |
Нравственное | Возрождение духовных ценностей; Формирование ценного отношения к таким понятиям как Родина, дом, семья, родители, друзья. | КТД: «Старый бабушкин сундук», «Живу я в России» Праздники русского народного творчества: «Русские ремесла», «Торжество русского словаря», «Фольклорный праздник». Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества. Интеллектуальные путешествия «Моя родословная» Конкурсы стихов о матери, сочинений. КТД: «Самым дорогим и единственным…» Семейные спортивные праздники. Ярмарка «Русский каравай» Традиционная выставка «Дары осени» |
Патриотическое | Пропаганду боевых традиций русского народа, сохранение и преумножение школьных традиций в этом направлении; Формирование патриотического сознания, воспитание чувства долга, верности, героизма и мужества. | Линейка памяти. Вахта памяти(старшие и средние классы) Конференция «Человек. Наука. Природа» Ток-шоу «Экологические проблемы села». Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля». Конкурс плакатов, стенгазет. Творческие работы учащихся «Экологические проблемы нашего села». Экологические акции: «Чистый родник». |
6. Программа деятельности детского объединения способствует:
Созданию условий для всестороннего развития личности ребенка;
Ориентирует детей на идеологию добра, справедливости, милосердия;
Воспитывает гражданскую и нравственную позиции по законам добра,
любви, красоты;
Формирует личность ребенка на основе патриотизма, культуры и исторических традиций своего края;
Способствует социализации молодого человека.
7. Законы членов детского объединения «МЫ ВМЕСТЕ»
Закон дружбы: "Все члены организации - друзья"
Закон единства: "Планируем вместе, готовим вместе, проводим вместе".
Закон "00", т. е. закон точности: "Все мы начинаем в срок, чтобы был хороший толк".
Закон поднятой руки: "Все слушают, когда говорит один".
Закон доброго отношения к людям: "Обсуждай дело, а не человека".
Закон творчества: «Романтику нашей жизни. Не изменить ничем, Каждое дело творчески, А иначе – зачем».
Закон песни: «Без песни ни дня, без песни ни часа, С песней работа, учеба и сон, С песней дружить, песню любить, - Это и есть наш песенный закон».
Направленность основных воспитательных идей программы: любить, понимать, прощать, научить понимать других людей и помогать им.
8. Ориентирами действий являются следующие заповеди:
1. Помоги себе, помоги своим родным, помоги своему родному селу, помоги разобраться в истории своей Родины.
2. Помоги природе - основе основ всего сущего на земле. - Это трудно? - Для одного - да! Но вместе мы сможем это сделать.
3. Поверь в себя, в своих друзей и вступай в ряды детской общественной организации "МЫ ВМЕСТЕ". Вместе мы построим то общество, к которому стремились люди во все времена, - общество правды, взаимопонимания и любви.
Основная часть программы
Детское объединение «МЫ ВМЕСТЕ» развивает свою деятельность, строит воспитание школьников на основе демократических принципов и подготовит детей и подростков к самостоятельной жизни, помогает получить опыт лидерского поведения, учит уважать чужое мнение и ценности, работая сообща.
Программа рассчитана на три года. Ее участниками являются учащиеся школы, члены детской организации «МЫ ВМЕСТЕ», педагоги дополнительного образования , учителя. Она строится с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Вожатые школы и педагоги выступают в роли наставников, помогают в работе актива детской организации и органов самоуправления, способствуют созданию благоприятного микроклимата в коллективе, ситуации успешности.
9. Программа ориентируется на следующие принципы деятельности:
1. Принцип общественной направленности предполагает:
Создание организации по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых;
Осуществление социально-ценной творческой деятельности;
Формирование патриота, гражданина.
2. Принцип добровольности вступления и активного участия в делах предполагает:
Формирование активной позиции личности в труде и учении, общественной деятельности и творческих занятиях;
Развитие инициативы;
Право каждому ребенку добровольно вступить в детскую организации и выйти из нее.
3. Принципы сотрудничества педагогического коллектива с детской организацией предполагает:
Развитие самодеятельных начал, инициативы деятельности детских коллективов;
Взаимодействие педагогов с выборными органами;
4. Принцип преемственности и учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников предполагает:
Соответствие дел особенностям воспитания детей и подростков разных возрастных и физиологических особенностей;
Постоянное внимание к особенностям формирования личности школьника, своеобразию его духовного мира;
Постоянное внимание к особенностям формирования индивидуальных, психологических и физическим возможностям.
5. Принцип романтики, интереса, игры предполагает:
Развитие интереса к общественным делам, техническому творчеству, книги искусству, разносторонним знаниям;
Развитие творческой фантазии вожатых и учащихся, опора на инициативу и смекалку ребят;
Раскрытие в эмоциональной и яркой форме героики исторических событий.
6. Принцип непрерывности и систематичности предполагает:
Работу в течение всего года, особенно в период школьных каникул, как в общеобразовательном учреждении, обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности с содержанием формами и методами работы с детьми.
10. Управление программой
ü Управление данной программой осуществляется органом детского самоуправления Школьным ученическим советом (ШУС) при участии высшего органа детского самоуправления – общего сбора, проводимого два раза в год.
ü Реализация программы отражается в плане работы (составляемом старшей вожатой), в плане – сетке (составляемом старшей вожатой при участии ШУС), на рабочем стенде (оформляемом министерством прессы), в работе министерства прессы при участии всех членов организации.
ü Программа реализуется через КТД, индивидуальные и групповые задания при использовании различных форм работы.
ü Программа реализуется совместно с различными общественными и муниципальными учреждениями и организациями.
11. Ожидаемые результаты
1. Формирование патриота, гражданина.
2. Осуществление ориентации подростков на добро, любовь, радость, труд, творчество.
§ Организация работы по выполнению решений Школьной думы.
§ Контроль за работой ДО.
§ Распределение обязанностей при проведении КТД.
§ Участие в собраниях Совета.
§ Контроль за дежурством по классам и по школе.
Министерство культуры и спорта
§ Организация участия классов в проведении Дня учителя, новогодних праздников, концертов, конкурсов и т. д.
§ Организация и контроль за проведением экскурсий, посещением выставок, музеев, театров.
§ Проведение классных огоньков, дискотек.
§ Участие в собраниях Совета.
Министерство прессы
§ Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам.
§ Подбор материалов для оформления уголка «Школьные новости».
§ Участие в оформлении всех школьных альбомов и уголков.
§ Участие в собраниях Совета.
Министерство образования и труда
§ Контроль за успеваемостью школы, организация помощи отстающим ученикам.
§ Участие в организации и проведении школьных конкурсов, предметных недель.
§ Организация уборки территории.
§ Организация и проведение генеральных уборок в школе.
§ Участие в собраниях Совета.
«Утверждаю»
Директор школы
«…»____________2011г.
План работы детского объединения «МЫ ВМЕСТЕ»
на учебный год
Мероприятия |
|
Сентябрь | 1. Сбор членов ДО 2. План работы на I четверть 3. Анкетирование учащихся, направление на выявление интересов 4. КТД «Азбука дорожного движения» 5. Подготовка к Дню Учителя 6. Газета «Школьные новости» |
1. Подготовка к Празднику «Золотая осень» 2. Анализ работы ДО в I четверти. 3. Газета «Школьные новости» 4. Операция «Научи другого» |
|
1. «Необычное в обычном» 2. План работы на II четверть 3. КТД «Самым дорогим и единственным» (ко Дню матери) |
|
1. Подготовка к Новогоднему празднику. 2. КТД « Наше культурное наследие» 3. Отчет о проделанной работе за II четверть 4. Газета «Школьные новости» |
|
1. КТД « Как важна для нас семья» 2. «Спешите делать добрые дела» 3. Газета «Школьные новости» 4. Планирование работы на II полугодие |
|
1. КТД «С Днем Святого Валентина» 2. КТД «Викторина «Страницы истории Отечества» 3. Газета «Школьные новости» 4. Социальный проект «Книга - наш друг» |
|
1. КТД «Весенние фантазии» 2. Участие в подготовке и проведении праздника 8 марта 3. Газета «Школьные новости» 4. Отчет о работе за III четверть |
|
1. КТД «От улыбки станет всем светлей» 2. Конкурс рисунков в честь Дня космонавтики 3. Газета «Школьные новости» 4. Планирование работы на IV четверть 5. Подготовка ко Дню Победы |
|
1. КТД «День Победы» 2. Спорт тур «Вместе веселей» 3. Газета «Школьные новости» 4. Огонек «Подводим итоги года» |
Пояснительная записка
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о воспитании младших школьников. Основной целью деятельности начальной школы является обеспечение целостного развития личности ребенка, коррекция и развитие познавательных способностей, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самостоятельной деятельности и коммуникативных умений. В специальной (коррекционной) школе VIII вида проблемы воспитания школьников начального звена не менее актуальны.
Начальная школа вносит в процесс формирования личностных качеств существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – существо активное, доверчивое, легко поддающееся коррекционному педагогическому воздействию.
Воспитательный процесс в школе-интернате идет по пяти направлениям:
1. Формирование активной личности.
2. Развитие здоровой личности, охрана здоровья.
3. Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения.
4. Эстетическое и трудовое воспитание.
5. Социальная адаптация и интеграция.
Мы полагаем, что предпосылкой личностного развития младшего школьника с особыми потребностями может стать детская организация «Дружба», как целостная система урочной и внеурочной деятельности.
Детская организация (далее ДО) – особый тип детских общественных объединений. ДО «Дружба» представляет собой детское общественное объединение, создаваемое для коррекции и развития познавательной деятельности младших школьников, формирования личностных качеств, необходимых для адаптации детей в социуме, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Положении ДО «Дружба», и определенную структуру.
1. Концепция Детской организации «Дружба».
Предлагаемая программа является подпрограммой воспитательной системы школы-интерната, логичным дополнением и условием реализации целевой программы развития.
Цель : коррекция и развитие познавательной деятельности младших школьников с особыми потребностями, формирование личностных качеств, необходимых для адаптации детей в социуме.
Задачи:
1. Создание условий для интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического, физического развития личности школьника.
2. Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.
3. Способствование развитию у детей осознания членом коллектива, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.
4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
5. Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.
2. Принципы и законы ДО «Дружба»
Деятельность ДО определяются следующими принципами:
- Добровольность вступления. Членом ДО организации «Дружба» может стать любой учащийся 1 – 4 классов.
- Возможность проявить себя в любом деле.
- Творческий союз младших школьников и педагогов.
- Творческий союз младших школьников и старшеклассников.
Законы ДО «Дружба»
- Учитель открывает дверь в мир знаний, войти ты должен сам.
- Уважать и ценить свою семью, школу, Родину.
- Знать символику республики.
- Дорожить честью школы.
- Беречь и охранять окружающую среду.
- Порадоваться успехам другого может только истинный друг.
- Учись видеть прекрасное в окружающем мире.
- Успех не приходит сам по себе, даже если его очень ждать. Учись трудиться.
- Наш край – это мы. Береги родной дом, традиции, память о погибших. Интересуйся историей школы, родного края, страны.
- В здоровом теле – здоровый дух. Занимайся спортом, физкультурой.
Девиз ДО «Дружба»: «Ни дня без доброго дела»
Торжественное обещание:
«Я, (ФИО), обещаю, что буду стремиться с достоинством нести звание учащегося Республиканской школы-интерната № 2, всегда и везде помогать людям, добросовестно трудиться, получать знания, чтобы использовать их на пользу Родине».
Символы и атрибуты ДОО.
- ДО «Дружба» имеет свою песню – «Если с другом вышел в путь» (муз. В.Шаинского, сл.М.Танича).
Структура ДОО.
- Высшим органом ДОО является слёт, который проводится 1 раз в год в мае.
- Дружина состоят из объединений – отрядов.
- Между слётами созываются рабочие сборы.
- Высшим органом школьной дружины является сбор дружины или сбор представителей отрядов. Исполнительный орган – Совет дружины.
- Высшим органом отряда является сбор отряда. Исполнительный орган – Совет отряда.
3. Содержание деятельности по направлениям
« Законы школы».
«Учитель открывает двери,
войти ты должен сам».
Задачи:
- Стремиться получать качественные знания.
- Развивать свои способности. Проявить свои знания в различных конкурсах, олимпиадах.
- Пополнять своими достижениями портфолио класса и свое личное портфолио.
- Прилежность в учёбе.
- Лучшие показатели отряда (активность, сплочённость, дисциплина.)
- Участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (количество, результат).
- Подведение итогов на школьном празднике «Последний звонок»
«Дружная семья».
«Порадоваться успехам другого
может только истинный друг».
Задачи:
- Формирование дружного классного коллектива.
- Вовлечение в активную творческую деятельность.
- Создание творческого союза с воспитателями.
Критерии успешности:
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Наибольшее количество детей, принявших участие в творческих делах.
«Чемпион года».
«В здоровом теле здоровый дух».
Задачи:
- Популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся).
- Поддерживать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Отражение спортивных успехов учащихся.
Критерии успешности:
- Личное участие в соревнованиях.
- Участие класса в общешкольных, городских соревнованиях.
- Уровень достижения.
«Мир природы».
«Учись видеть прекрасное в окружающем мире».
Задачи:
- Развивать интерес учащихся к окружающему миру.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Критерии успешности:
- Участие в конкурсе «Родная природа» (викторины, игра по станциям, заочное путешествие, конкурс плакатов.)
- Проведение экологических субботников.
- Озеленение класса, школы.
«Край, в котором ты живешь».
«Наш край – это мы»
Задачи:
- Воспитание любви к родному краю.
- Развитие интереса к истории школы, края, страны.
- Воспитание патриотических чувств, чтить память погибших за свободу Родины.
- Воспитывать бережное отношение к памятникам культурного наследия и воинам.
Критериями успешности могут быть:
- Участие в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности.
- Достижения в конкурсах.
«Вдохновение и талант».
«В человеке все должно быть прекрасно».
Задачи:
- Дать возможность каждому учащемуся поверить в самих себя, в свои силы, реализовать лучшие качества, таланты и склонности.
- Создать ситуацию успеха для детей.
Критерии успешности:
- Участие в творческих конкурсах.
- Участие в коллективных творческих делах.
«Труд».
«Успех не приходит сам по себе,
даже если его очень ждать».
Задачи:
- Трудиться и бережно относиться к труду других.
- Развитие трудовых навыков.
Критерии успешности:
- Участие в школьных трудовых десантах.
- Сохранение школьного имущества.
- Участие в общественно-полезном труде.
4. Подведение итогов
Для создания ситуации успешности и соревновательного момента создается «Экран успеха», где все достижения классов и лично каждого учащегося выставляются в баллах. Дорожки экрана расцвечены соответственно цветам радуги.
За участие в городских, республиканских и прочих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
1 место – 5 баллов
2 место – 4 балла
3 место – 3 балла.
За участие в школьных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
1 место – 4 балла
2 место – 3 балла
3 место – 2 бала.
Добавляется один балл классу за наибольшее количество участников, принявших участие в конкурсах.
5. Роль и место классных руководителей в реализации программы ДО «Дружба».
- Данная программа может помочь классным руководителям:
- Наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
- Определить направления и спланировать вспомогательную работу с учетом интересов и способностей детей данного класса;
- Классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.
- Схема управления деятельностью классных руководителей по организации работы с классными коллективами:
6. Этапы реализация программы «Дружба».
- 2012-2013 учебный год – Непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с программой ДО «Дружба»
- 2013 -2014г.г. – реализация программы ДО, преодоление несоответствий, корректировка программы.
- 2014-2015 учебный год – анализ и рефлексия реализации программы ДО, определение перспектив дальнейшей деятельности
- положительная мотивация к учёбе.
- наблюдательность, интерес.
- умение применять знания на практике;
- активность.
- уверенность в себе;
- умение согласовывать личное и общественное;
- Умение жить в коллективе.
- искренность, правдивость;
- толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.
1. Паспорт программы
6.Этапы реализация программы «Дружба».
þ 2012-2013 учебный год – Непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с программой ДО «Дружба»
þ 2013 -2014г.г. – реализация программы ДО,преодоление несоответствий, корректировка программы.
þ 2014-2015 учебный год – анализ и рефлексия реализации программы ДО, определение перспектив дальнейшей деятельности
7. Прогнозируемые результаты.
У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности:
v положительная мотивация к учёбе.
v наблюдательность, интерес.
v умение применятьзнанияна практике;
v активность.
v уверенностьв себе;
v эстетическое восприятие природы и человека;
v умение согласовывать личное и общественное;
v Умение жить в коллективе.
v привычка заботиться о своем здоровье;
v искренность, правдивость;
v толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.
1. Название программы | «Дружба» (Программа детской организации) |
2. Авторский коллектив | Педагог д. о – Павлова Наталья Петровна, учителя нач. классов. |
3. Заказчик | Администрация школы. |
4. Срок реализации программы | 2013–2015 гг. |
5) Краткое изложение идеи программы | Создание условий для разностороннего развития личности младших школьников с особыми потребностями, формирование коллективных отношений, приобщение к совместной творческой деятельности, создание условий для успешной социализации. |
6) Предполагаемый результат реализации программы. | У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности: устойчивый интерес к учению; наблюдательность; применение знаний на практике; инициативность; активность; самоуважение, уверенность; эстетическое восприятие природы и человека; умение согласовывать личное и общественное; привычка заботиться о своем здоровье; искренность, правдивость; толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.
У выпускника начальной школы должны сформироваться следующие основные качества личности:
Критерии по отрядам:
|
В эпоху быстрого обновления всех сфер социальной жизни успешная социализация детей и подростков предполагает готовность самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Соответственно изменяются и критерии эффективности образования как института социализации. Актуальным становится поиск концепций, форм и методов обучения и воспитания детей и подростков, адекватных динамике социальных изменений. В связи с этим особую важность приобретает поиск действенных способов мотивации социального развития детей и подростков в социально-значимой деятельности. Социальное развитие личности представляет собой процесс, включающий, с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой – приобретение собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, позволяющих детям и подросткам ориентироваться в различных жизненных ситуациях и добиваться позитивной самореализации. В настоящее время гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию подростков в социально значимой деятельности. Организацией такой деятельности детей и молодежи занимаются современные общественные организации и объединения как постоянные, так и временные (детские оздоровительные и профильные лагеря), в органах самоуправления учреждений основного и дополнительного образования, клубах по месту жительства. Молодежные объединения выступают институтом самореализации и социализации молодых людей, содействуют их включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодежные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Эти организации также являются важным элементом социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей большой части населения – молодежи – в решении самых разнообразных проблем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детские и молодежные общественные объединения в современных условиях будут, являются школой гражданского становления для молодежи и подростков, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан. Для молодого поколения очень важна личностная социализация в среде сверстников, но выпускники школ (17 лет) считают, что в новой ситуации педагоги и родители не могут помочь адаптироваться своим детям, поскольку сами не в состоянии адаптироваться в новых условиях. Основной причиной следует считать межпоколенный конфликт, который присутствует во все времена и исторические периоды.
Исходя из потребности общества в социальной активности граждан, в непрерывном стимулировании ребят подросткового возраста, Ассоциация детских общественных объединений Советского района объединение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центра детского творчества № 1” разворачивает деятельность детских общественных объединений, организуя взаимодействие на уровне района, города, края.
Ребята желают просто собираться и общаться. В связи с интересами детей и их взглядами на проблемы района, микрорайона, города возникают реальные идеи. Из ребят воспитываем волонтеров, добровольцев и тьюторов, вожатых, творческих и активных подростков. Разработанная мною программа развития помогла создать сплоченную общественную организацию, которая организует и проводит социально-полезные мероприятия.
Программа развития Ассоциация детских общественных объединений
Цель: Создание организации, способной оказывать содействие развитию детей и подростков, формированию осознанной активной социальной позиции, самоопределению и самореализации.
- Осуществлять помощь в реализации направлений, заявленных подростками Советского района.
- Разрабатывать социально-значимые проекты на территории деятельности организации.
- Создать совет, деятельностью которого станет оказание помощи детям в освоении приемов и методов целеполагания собственного будущего, в проектировании личной программы саморазвития и самосовершенствования, в формировании личностных ценностей в отношении к обществу, природе, человеку.
- Создавать образовательно-информационное пространство для обеспечения оперативной и достоверной информацией детей и подростков о различных сферах жизнедеятельности.
- Формировать и поддерживать традиции, реализующие деятельность детских общественных объединений.
- Поддерживать и развивать ценности добровольческого движения в детской среде за счет оптимального объединения ресурсов организации.
Ожидаемые результаты:
– Объедение активных подростков в Советском районе через серию семинаров,
деловых игр, сборов
– Оказание помощи детям и подросткам в овладении знаниями, умениями и навыками в
формировании программы собственного самоопределения;
– Приобретение умений устанавливать коммуникации, а затем жить и трудиться во
временном коллективе сверстников и взрослых;
– Повышение уровня культуры взаимодействия между сверстниками и взрослыми;
появление среди подростков новых волонтеров и тьюторов.
Миссия. Формирование культуры социальной активности у подрастающего поколения, которая способствуют восприятию культурного пространства.
Проекты.
Проект образование:
1. Образовательная программа “Познавая себя, я открываюсь миру”.
Четыре образовательных модуля составляют один цикл образовательной программы “Познавая себя, я открываюсь миру”, разработанной для лидеров детских общественных объединений.
Образовательная программа реализуется в каникулярное время и сочетает в себе мероприятия различного характера: игры, тренинги досуг, оздоровление и т.д. Интенсивное обучение в модуле происходит в форме “погружений в тему”, остальная работа по поиску дефицитов, препятствующих их личностному росту, проявлению творческой инициативы, а также поиску проблем и проектированию деятельности по их разрешению. Корректировка следующего модуля и разворачивание социально-значимых акций является неотъемлемой частью программы, которая проходит через сборы, индивидуальные консультации в “межмодульный” период.
Цель : Развитие у подростков навыков лидерства и партнерства, цивилизованного общения и ответственного активного подхода к жизни.
- Активизация созидательной деятельности лидеров детских общественных объединений.
- Поиск и обработка методов, форм работы, способствующих социальному развитию подростков.
- Развитие чувства ответственности, игровой культуры, уважения к правам и свободам человека.
1-й модуль | 2-й модуль | 3-й модуль | 4-й модуль | |
Сроки | Осенние каникулы 3 дня | Зимние каникулы 3 дня | Весенние каникулы 3 дня | Летние каникулы 21 день |
Основное содержание | Личностные компетенции | Проф. Ориентация | Основы соц. Проектирования | Здоровый образ жизни |
Выезд | Достопримечательности города | Заводы, институты | Специалисты по проектированию | лагерь |
2. Образовательная программа “Уникум”.
Программа “Уникум” является модифицированной и имеет культурологическую направленность. Программа включает в себя два блока: азбука самопознания, культура речи и основы риторики.
Цель: Способствовать формированию социально адаптированной, успешной, креативной личности.
- Ознакомить учащихся с основами психологии подростков. Помочь учащимся лучше узнать и понять себя через прохождение курса “Азбука самопознания”.
- Повысить самооценку, уверенность в себе, обучить навыкам конструктивного общения.
- Обучить основам риторики, культуры речи, способности убедить оппонента в правоте своих доводов, умело отстаивать истину.
- Способствовать формированию научного мировоззрения как основы базовой культуры личности.
Проект общественно – значимая деятельность:
1. Волонтерская деятельность.
Активное участие волонтеров в акциях и слетах Красноярского краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также Красноярской краевой организации “Мы против СПИДа”.
Цель: Мобилизация и объединения усилий волонтеров для активного созидательного участия в развитии общества и в улучшении качества жизни.
- Участие в решении общественных проблем.
- Создание условий для обмена информацией и опытом между добровольцами.
- Продвижение и укрепление в обществе ценностей добровольчества.
2. Тимуровский отряд.
Цель: Объединение инициативных подростков общественной организации для оказания социальной помощи людям, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Создание и реализация индивидуальных и групповых социально – значимых проектов.
- Участие в судьбе ветеранов и детей – инвалидов.
- Сбор материалов о жизни и деятельности ветеранов Великой Отечественной войны.
Проект PR:
1. Средства массовой информации.
Цель: Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.
- Учить детей работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.
- Развивать у подростков желание и умение понимать чувства другого человека.
- Развивать у детей умение управлять собой: от выдвижения цели до достижения результата.
- Находить и помещать информацию в СМИ и сайты
Сроки | Основное содержание |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Декабрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Январь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Февраль | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Март | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Апрель | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Май | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Спонсоры и партнеры.
Цель: Создать условия для самореализации подростков, наладить различного рода взаимодействия и воплощать в жизнь свои инициативы
- Определение ресурсов необходимых для проекта
- Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.
- Поиск различных источников привлечения средств
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 192239, Санкт-Петербург, Альпийский переулок дом 19/2 тел/факс: 360-76-68, e - mail: school 298@ mail . ru Отделение дополнительного образования детей «Путь к успеху» Детское общественное объединение « 3D » «Дорожная карта» развития детского общественного объединения Автор: Старостин Д.В. – руководитель ОДОД, педагог доп.образования ГБОУ СОШ №298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Общее описание «дорожной карты» Данная дорожная карта разработана в целях развития детского общественного объединения « 3D » ГБОУ средняя школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы. Проводимые в системе образования реформы влекут за собой необходимость перемен во всех сферах образования в том числе и в системе работы детско-взрослых общностей. Реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», позволит создать условия, обеспечивающие эффективное развитие детского объединения в условиях модернизации образования, а также поможет привлечь обучающихся школы к участию в общественной жизни детского объединения, школы, района и города.
Участвуя в деятельности детского общественного объединения, школьники включаются в разностороннюю социально-значимую деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. Одна из основных задач ДОО – содействие стремлению детей к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов своих членов, защиту их прав и потребностей.. Общее описание «дорожной карты»
Создание и обеспечение высокоэффективной системы деятельности детского общественного объединения. Самоопределение детей, подростков и юношества в окружающем мире, открытом социуме посредством включения в конкретную социально-значимую деятельность (средство – реализация социальных проектов). Цель:
Создание условий для самореализации, позитивной самоактуализации посредством участия в разноуровневых социально-значимых программах. Создание условий для воспитания духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию. Обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование. Задачи:
Обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация. Обучение проектированию и организации деятельности: целеполаганию, планированию, организации, анализу достигнутых результатов. Реализация интересов и прав каждого члена организации на социально-значимую и разнообразную деятельность. Формирование положительного имиджа объединения в обществе. Развитие коммуникативных навыков. Задачи:
открытости – участником программы может стать любой желающий; развития – деятельность в рамках программы направлена на развитие личности; взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия между участниками и исполнителями программы; сотрудничества – обеспечение условий для сотрудничества со всеми участниками объединения принципом личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка; Деятельность объединения строится в соответствии с принципами:
принципом деятельного подхода – находясь в детском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека; Деятельность объединения строится в соответствии с принципами:
принципом вариативности – разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования деятельности (её содержания, направлений, временных рамок); принципом средового подхода – включает различные варианты взаимодействия объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, социальными учреждениями); принципом самовоспроизводства. Деятельность объединения строится в соответствии с принципами:
Виды деятельности как механизмы реализации цели и задач: традиционные, новые патриотическая (встречи и помощь ветеранам ВОВ), трудовая (благоустройство школьной, городской территории), творческая (написание сценариев, проектная деятельность), коммуникативная (работа в социуме, тренинги, фестивали, встречи с ветеранами), добровольческая деятельность (работа с детьми-сиротами и детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, работа с обучающимися по пропаганде здорового образа жизни, на массовых мероприятиях).
Приоритет: усиление социальных функций организации: – “ забота о создании условий для поддержки социальных инициатив”, “обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности”. Использовать возможность организации как институт социализации своих членов! Предоставить возможность молодому человеку стать субъектом права и социальной деятельности.
Нас 12 человек Структура детского объединения 2012-2013 гг. Общий Совет ДОО Председатель Совета Актива Администрация школы, руководитель ДОО Родители Совет Актива
Нас 142 человека Структура детского объединения 2015-2016 гг. Общий Совет ДОО Председатель Совета Актива Администрация школы, руководитель ДОО Родители Совет Актива Школьный пресс-центр Творческие группы по интересам Школа « Я – лидер!»
Нас 250 человек Структура детского объединения 2019-2020 гг. Общий Совет ДОО Председатель Совета Актива Администрация школы, руководитель ДОО Родители Совет Актива Школьный пресс-центр Творческие группы по интересам Школа « Я – лидер!» Экологический отряд «Чистота »
Социальное партнерство
Планы мероприятий реализации дорожной карты Мероприятие Сроки реализации Обучающие семинары по обучению детского актива, тренинги активистов детского общественного объединения март 2015- декабрь 2016 гг. Организация комплекса массовых мероприятий (слетов, акций, конкурсов фестивалей) План дел на каждый год разрабатывается и принимается Общим Советом ДОО в течение 2016-2020 гг. Участие в организуемых слетах, сборах детского районного актива « Фрунзенец » в течение учебного года Создание ежегодной школьной отчетно-выборной конференции ДОО сентябрь 2016 г.
Планы мероприятий реализации дорожной карты Мероприятие Сроки реализации Участие в районных, городских и всероссийских мероприятиях по линии ДОО в течение 2015-2020 гг. Организация работы объединения «Я – лидер!» сентябрь 2015 г. Внедрение единого портфолио члена ДОО в течение 2016-2017 гг.
работа объединения не только «на себя», а на благо общества; востребованные, актуальные направления деятельности; универсальность; вклад объединения в установление и развитие социального партнерства; мировоззрение, соответствующее ценностям современного общества; наличие «обратной связи»; влияние на общественное мнение; известность, узнаваемость; значительное количество участников объединения и людей, охваченных нашими проектами. Признаки социальной эффективности объединения:
Ожидаемые результаты приобретение социально-значимого опыта; повышение социальной активности; расширение сферы деятельности и освоение новых видов деятельности; развитие организаторских способностей, творческого потенциала и лидерских качеств. выявление социально-одаренных лидеров ученического самоуправления, увеличение количества членов детского объединения.
Индикаторы: Р езультаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия: анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов объединения; беседы, интервью с членами объединения, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации проектов; социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации проектов)
Индикаторы: включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий; метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации проектов; проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов; анализ документации по проекту, программных документов детского объединения.
I. Общее описание "дорожной карты"
Данная «дорожная карта» разработана в целях реализации концепции содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений на 2014 – 2016 годы.
Проводимые в системе образования реформы влекут за собой необходимость перемен во всех сферах образования в том числе и в системе работы детско-взрослых общностей.
Реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", позволит создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие ученического самоуправления и детских общественных объединений в условиях модернизации образования.
Срок реализации дорожной карты 2014 -2015 учебный год.
II. Контрольные показатели "дорожной карты" на 2014 – 2016 годы.
Наименование показателя |
Ед. измерения |
||||
Доля образовательных организаций, в которых созданы структуры ученического самоуправления и детские общественные объединения |
|||||
Количество педагогов, включенных в семинары и мастер-классы по данной тематике |
Кол-во чел. |
||||
Количество структур ученического самоуправления и детских общественных объединений, включенных в комплекс мероприятий, нацеленных на содействие их развитию |
Кол-во структур |
||||
Доля материалов по деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений, размещенных на сайте образовательных учреждений. |
|||||
Увеличение числа публикуемых методических разработок педагогов по работе с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями. |
III. Мероприятия
Мероприятия |
Ответствен- |
Результат |
||
1. Организационные мероприятия |
||||
Разработка плана деятельности по развитию детских общественных объединений и ученического самоуправления. |
Март - май |
Выстроена единая система работы округов г. Москвы по развитию Детского движения и ученического самоуправления |
||
2. Нормативное обеспечение |
||||
Разработка и утверждение проектов положений конкурсов на 2014-2015 гг. Фестиваль социально-значимых проектов и социальных инициатив детских объединений и ученического самоуправления «От идеи к воплощению» Конкурс педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой» Городской конкурс «Создавая будущее» Образовательная конкурсная программа «СиРиУС» Городской конкурс «Вожатый и его команда» Городской конкурс «Лидер ученического самоуправления» Городской конкурс социальных проектов Городской конкурс «Lip dub» среди образовательных организаций Городской конкурс ученических комнат |
Городской методический центр Совместно с ДООЦ «Команда» ДООЦ «Команда» |
Выстроена городская система мероприятий для ученического самоуправления и детских общественных объединений. |
||
Разработка и утверждение критериев и показателей эффективности работы ученического самоуправления и детских общественных объединений |
Май – июнь 2014 |
Городской методический центр, ДООЦ «Команда» |
Выработана единая система оценки эффективности и результативности деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений образовательных организаций. |
|
Внесение предложений о включении результатов ряда конкурсных мероприятий для детских общественных объединений и ученического самоуправления в рейтинговую оценку топ-400 школ |
Городской методический центр, ДООЦ «Команда» |
Учет результатов деятельности детских общественных объединений и ученического самоуправления при рейтинговой оценке образовательных организаций |
||
3. Обеспечение условий для профессионально-личностного роста педагогов, курирующих детские общественные объединения и ученическое самоуправление |
||||
Выявление и трансляция передового опыта работы педагогов курирующих ученическое самоуправление и детские объединения |
ежемесячно |
Городской методический центр |
Сформирован банк эффективных современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы |
|
Организация конкурса педагогических идей (программ по обучению ученического актива, методических разработок занятий с ученическим активом, тренингов для активистов ученического самоуправления, выездных образовательных семинаров) «Как вести за собой» |
Октябрь 2014 (окружной этап), февраль 2015 |
Городской методический центр |
Выявлен лучший опыт работы, созданы условия для обмена опытом |
|
Подготовка и проведение образовательных семинаров, вебинаров. |
ежемесячно |
Городской методический центр |
Созданы условия для получения педагогами методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы |
|
Реализация модульной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кураторов ученического самоуправления и детских общественных объединений. |
В течение года |
Городской методический центр, ДООЦ «Команда», вузы |
Созданы условия для обучения педагогов эффективной работе с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы |
|
Организация выездных образовательных семинаров кураторов ученического самоупраления |
В течение года |
ДООЦ «Команда» |
||
4. Методическое сопровождение внедрения современных технологий в деятельность детских общественных объединений и ученического самоуправления |
||||
Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий для кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления. Издание рабочей тетради для руководителя ДОО и куратора УС Методическая разработка «УС и ДОО. Сходства и различия. Опыт успешного взаимодействия» Методическая разработка «Кто я в школе?» Практическое пособие для лидеров УС. Методический сборник «Школьное самоуправление в вопросах и ответах» Методический сборник «Ученическое самоуправление: структура деятельности, рекомендации, нормативы» |
В течение года |
Городской методический центр |
Созданы условия для получения педагогами и родителями методической поддержки по внедрению современных технологий работы с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением по ФГОС и в условиях объединения в образовательные комплексы |
|
Разработка и публикация на сайте сайт ряда методических пособий по ученическому самоуправлению в классе для классных руководителей Методический сборник «Классное УС» |
Городской методический центр |
|||
Разработка и публикация на сайте (сайт) ряда методических пособий по ученическому самоуправлению и детским общественным объединениям для родителей Методическая разработка «Организация работы управляющих советов» |
Городской методический центр |
|||
Проведение семинаров (в том числе и выездных) по запросу образовательных организаций |
Городской методический центр |
|||
5. Содействие развитию социально одаренных учащихся |
||||
Разработка олимпиады по ученическому самоуправлению |
Городской методический центр |
Подготовка системы выявления и оценки социальной одаренности учащихся, включенных в актив ученического самоуправления |
||
Проведение олимпиады по ученическому самоуправлению |
Сентябрь 2014 |
Городской методический центр |
Выявление социально одаренных лидеров ученического самоуправления. Привлечение внимания педагогической общественности к проблеме социальной одаренности. |
|
Разработка системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ |
Городской методический центр, ДООЦ «Команда» |
Создание единой системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских объединений образовательных организаций |
||
Введение системы подготовки лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений школ |
Сентябрь 2014 |
ДООЦ «Команда» |
||
Проведение выездных образовательных смен актива для представителей ученического самоуправления |
В течение года |
ДООЦ «Команда» |
||
Внедрение единого портфолио активиста самоуправления |
Сентябрь 2014 |
Городской методический центр, ДООЦ «Команда» |
||
6. Информационное обеспечение и позитивное позиционирование детского движения. |
||||
Привлечение общественности округов к вопросам детского движения через окружные пресс-конференции «Я - активист» |
Декабрь 2014 |
Городской методический центр |
Формирование позитивного образа актива ученического самоуправления и детских объединений. |
|
Стимулирование информационного освещения деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений школ через конкурсную программу «Создавая будущее» |
С сентября 2014 года по май 2015 года |
Городской методический центр |
Увеличилось количество новостей о деятельности ученического самоуправления и детских объединений на сайтах образовательных организаций; повысилось их качество. |
|
Внедрение информационной системы по комплексным проектам содействия развития детскому движению в форме интерактивной карты на сайте сайт. |
С сентября 2014 года |
Городской методический центр |
Возросло количество пользователей просматривающих и использующих информацию в разделе «детское движение» на сайте сайт. Возросло количество публикаций. |
IV. Ожидаемые результаты
1. Возрастет количество детских общественных объединений и структур ученического самоуправления в образовательных организациях.
2. Повысится методическая грамотность кураторов детских общественных объединений и ученического самоуправления.
3. Будет сформирован позитивный имидж детских общественных объединений и ученического самоуправления системы образования.
4. Будет сформировано единое информационное пространство.
5. Улучшится качество личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное развитие учащихся.
6. Будут скоординированы действия различных структур по развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений.