Артикуляционные упражнения. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика
Скачать:
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
При работе над правильным звукопроизношением воспи тателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосо вые связки.
Перед началом работы над каждым звуком пе дагог анализирует положение всех органов артикуляционно го аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.
После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражне ния к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.
Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребен ка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с ка ким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка - лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т. п.
В последующей работе при показе картинки ребенок бу дет выполнять соответствующие упражнения без дополни тельных объяснений со стороны воспитателя.
В детском учреждении должна проводиться артикуляци онная гимнастика - система упражнений для речевых ор ганов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.
Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) раз виты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для про цесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упраж нений, направленная на развитие моторики органов артику ляции.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возник новения некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляци онной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рож дению правильных звуков, а позднее - усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до школьного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз),
после занятий (второй раз)
и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Продолжи тельность гимнастики - до 5 мин.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику ляционные упражнения».
В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 ста тических и 2-3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постанов ке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть . Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется пе дагогом на неделю . На следующей неделе комплекс частич но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, под ходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику ляционной гимнастике.
Знакомство с каждым новым артикуляционным упраж нением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари совкой .
Например, упражнение «Вкусное варенье»:
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчи тать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с варе ньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».
После показа воспитатель просит детей выполнить уп ражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он вы полняет упражнение.
Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по пока зу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар тикуляционных поз также происходят через зеркала. В та ком положении дети видят, как они выполняют упражне ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.
При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).
27 артикуляционных упражнений .
Название упражнения | Цель | Как делать | Рисунок |
|
«Улыбочка» (статическое) | Губы растянуты в виде улыбки, обна жая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. | |||
«Дудочка» (статическое) | Развивать круговые мышцы губ. | Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. | ||
«Хоботок» (статическое) | Развивать подвижность губ. | Губы плотно сомкнуты и с напряже нием вытянуты вперед до предела. Удер живать губы в таком положении следует 10 с. | ||
Лопаточка» (статическое). | Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. | Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасает ся к поверхности языка. | ||
«Иголочка» (статическое) | Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком поло жении. | Узкий кончик языка высунуть из по лости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | ||
«Сердитая кошечка» (статическое) | Развивать подвижность мышцы спинки языка. | Рот приоткрыт. Кончик языка упира ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | ||
«Желобок» (статическое) | Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка. | Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол нять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 с. | ||
«Парус» (статическое). | Растягивать подъязычную связку; развивать уме ние расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. | Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза. | ||
«Чашечка» (статическое) | Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. | Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в та ком положении под счет до 10. Упражне ние выполнить 3-4 раза. | ||
«Заборчик» (статическое). | Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. | Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выпол нить 5-6 раз, продолжительность каждо го упражнения 10-15 с. | ||
«Утиный клювик» (динамическое) | Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую. | Губы находятся в положении трубоч ки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. | ||
«Шторки» (динамическое) | Рот приоткрыт. Нижняя губа закрыва ет нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа от крывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение вы полнить 5- 6 раз. | |||
«Лошадка» (динамическое). | Растягивать подъязычную связку языка. | Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Уп ражнение способствует растяжению уко роченной подъязычной связки. Упражне ние выполнить 10 -15 раз. | ||
«Грибок» (динамическое) | Растягивать подъязычную связку языка | Широко раскрыть полость рта. Присо сать поверхность языка к нёбу. Не отры вая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5- 6 раз. | ||
«Маляр» (динамическое) | Вырабатывать подвижность языка в верхнем по ложении. | Широко раскрыть полость рта. Широ ким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медлен ном темпе 5-6 раз. | ||
«Дятел» (динамическое ) | Вырабатывать подвижность кончика языка. | Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произно сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 с. | ||
«Утюжок» (динамическое). | Активизировать кончик языка на бугорках. | Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Уп ражнение проводить 20 -25 раз. | ||
«Прогони комарика» (динамическое). | Вызвать самостоятельное дрожание кончика язы ка под воздействием сильной воздушной струи. | Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон чик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза. | ||
«Покусывание кончика языка» (дина мическое). | Активизировать мышцы кончика языка. | Губы в положении улыбки. Покусыва ние кончика языка производится 8 - 10 раз. | ||
«Качели» (динамическое). | Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). | Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15- 20 раз. | ||
Упражнение «Катание шарика» (динамическое). | Укреплять боковые мышцы языка. | Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движе ния выполняются сначала в одном направ лении (по часовой стрелке) - 5-6 кру гов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять. | ||
«Часики» (динамическое). | Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). | Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождает ся словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения - 20 с. | ||
«Мясорубка» (динамическое | Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. | Губы в положении улыбки. Зубы плот но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его впе ред до предела. Упражнение повторить 3-4 раза. | ||
«Прятки» (динамическое). | Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. | Рот широко раскрыт. Зубы разомкну ты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячет ся». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз. | ||
«Вкусное варенье» (динамическое) | Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. | Широким кончиком языка обнять верх нюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5- 6 раз. | ||
«Змейка» (динамическое). | Развивать боковые мышцы языка. | Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5- 6 раз. | ||
«Настроение» (динамическое). | Вырабатывать подвижность губ. | Губы растянуть в улыбке. Зубы забор чиком. Эта часть упражнения представля ет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем по ложении. Мимика помогает ребенку при нять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением. |
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В артикуляционную гимнастику следует вводить упраж нения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание су щественно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыха ния.
Работа над речевым дыханием ребенка способствует раз витию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.
Для правильного произношения любого звука необходи ма воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.
1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближен ные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.
2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, на пример карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на глад кую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).
3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздуш ная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).
4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).
5. Детей учат на одном выдохе произносить 3-4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).
6. Детей учат слитно произносить фразу из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдо хом.
7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом;
вдох носом, выдох ртом;
вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.
Возможно, определение «артикуляционная гимнастика» вызовет недоумение. Ведь все привыкли, что гимнастика нужна для укрепления мышц, для гибкости, ловкости… Все верно. Органы, участвующие в звукообразовании – губы, щеки, язык, – тоже состоят из мышц. И когда они недостаточно развиты, сильны, подвижны, речь получается неразборчивой, у говорящего словно «каша» из звуков во рту. Поэтому в развитии речи дошкольников артикуляционная гимнастика для детей имеет огромное значение. Ведь именно в детстве легче и важнее всего выработать нужные качества мышц, участвующих в речи.
Самые детские игры
Что же нужно этим мышцам? Губам, щекам и нижней челюсти – подвижность, языку – сила, упругость, ловкость, достаточная длина уздечки, способность быстро принимать разные положения и состояния. Не менее важно умение делать выдох нужной силы и в нужном направлении. Все эти способности ребенок вполне может приобрести к моменту начала активного говорения (около 2 лет), если все это время с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Кроме того, существуют различные комплексы артикуляционных упражнений, позволяющие исправить неправильное произношение некоторых звуков речи (шипящих, свистящих, [л], [р]) у детей 4, 5, 6, 7 лет. Так что значение таких занятий переоценить трудно.
Чтобы проблем с неправильным произношением было как можно меньше, начинать занятия по развитию артикуляции можно еще до 1 года – уже с первых месяцев жизни малыша. Сначала это будут звуки, которые показывает ребенку мама. Причем показывает утрированно, делая каждое движение преувеличенным, чтобы кроха постепенно запоминал движения губ.
Например, при купании, переодевании, во время игр для самых маленьких деток можно изображать:
- шум воды;
- гогочущих гусей;
- рыбок (шлепать губами без звука);
- вой ветра;
- лошадок – цокать, фыркать;
- собачек; высовывающих язык или рычащих;
- слоников, вытягивающих хоботок;
- кошечек, которые лакают, облизываются, мяукают;
- ухающих сов;
- тикающие часики;
- пение петушка;
- писк мышки и пр.
Такие занятия нужно проводить постоянно, чтобы малыш привыкал к тому, что речь – это активная работа губ, языка и всех остальных мышц, участвующих в процессе звукообразования. Вначале он будет просто смотреть, как это делают взрослые.
От двух до четырех
В возрасте 2-3 лет ребенок уже может повторять за родителями простейшие упражнения. С этого возраста занятия с дошкольниками должны носить систематический характер.
Чтобы убедиться, что все делается правильно, ребенку обязательно нужно зеркало. А чтобы малыш не считал занятия нудными уроками, выполнять которые не хочется, проходить они должны в виде игры. В это время можно рассказывать малышу сказочные истории о путешествиях язычка, слоника, отважных грибников, маленьких поварят и т. д. Можно облекать каждое упражнение в стихотворную форму.
В возрасте 3-4 лет уже можно контролировать правильное выполнение каждого движения, у деток постарше важно вырабатывать четкость и плавность.
Малыши 2-4 лет не способны долго концентрировать внимание и быстро устают, даже от игр. Поэтому занятие артикуляционной гимнастикой для детей этого возраста не должно длиться более 10 минут. Начинать нужно и вовсе с 2-3 минут в день, с самых простых упражнений, постепенно изучая все новые, по мере того, как будут освоены предыдущие.
Во время таких «уроков» чередуйте статичные и динамичные упражнения, чтобы дольше удерживать интерес малыша к занятию.
В этом возрасте подойдут следующие артикуляционные упражнения.
Статические:
- «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
- «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
- «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
- «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
- «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.
Динамические:
- «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
- «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
- «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
- «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
- «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
- «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
- «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди.
Начинать нужно с 2-3 повторений, постепенно увеличивая их число до 7-10. Но если ребенок устает, занятие следует остановить и доделать оставшуюся часть в другое время.
Домашние занятия по развитию артикуляционного аппарата у малыша не стоит прекращать, если он пошел в садик. Занятий, проводимых воспитателем со всей группой в детском саду, может быть недостаточно. Ведь в детском коллективе сложно уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально, чтобы убедиться, что он все выполняет правильно и в нужном объеме. Даже если кроха занимается у профессионального логопеда, он вам посоветует закреплять пройденное дома.
От четырех до семи
В этот период своего развития дошкольник (или младший школьник) уже готов к более продолжительным и сложным по содержанию занятиям. Комплекс артикуляционных упражнений может длиться уже до 20 минут. Ребенок теперь в состоянии выполнять довольно сложные просьбы взрослых, поэтому «заковыристые» упражнения больше подходят именно для этой возрастной группы.
В этом возрасте ребенку можно показывать видео уроки по развитию артикуляционного аппарата (при этом и сами родители могут более правильно освоить методику проведения таких занятий).
Обучая своего ребенка правильной речи, следите, чтобы ваша собственная речь тоже была правильной. Дети учатся, копируя наши действия. Поэтому если у родителей есть дефекты речи или они неграмотно строят предложения, то же самое будут делать и дети. Если вы сами не выговариваете какие-то звуки, займитесь сначала своей артикуляцией. Добейтесь чистого звукоизвлечения и только после этого учите своего кроху. В противном случае переучивать его придется логопеду. А это намного сложнее.
К тому же, такая ситуация непременно окажется стрессовой для ребенка, когда он попадет в языковую среду, отличную от той, что окружает его дома (например, пойдет в детский сад). Ведь для него все, что делают родители, априори правильно.
Итак, артикуляционная гимнастика для возраста 4-7 лет выглядит следующим образом.
Упражнения для развития подвижности губ:
- «Слоник» («Хоботок»);
- «Улыбочка»;
- «Бегемотик»;
- «Блинчик»;
- «Заборчик»;
- Чередование «Улыбочка» – «Заборчик».
Упражнения для укрепления мышц языка:
- «Блинчик»;
- «Качели»;
- «Месим тесто»;
- «Сердитая киска» – кончиком языка малыш упирается в нижние зубы, середину языка выгибает «горкой», теперь нужно слегка покусывать «горку» зубками;
- «Змейка»;
- «Парус» – ребенок должен упереться кончиком языка в передние зубы и задержаться так несколько секунд (рот при этом открыт);
- «Маляр» – нужно «покрасить» язычком нёбо по направлению от зубов к горлу;
- «Чистим зубки»;
- «Часики»;
- «Чашечка» – ротик нужно широко открыть, высунуть язычок и сделать его округлым, подняв кончик и бока (удерживать так несколько секунд, не касаясь губ или зубов);
- «Индюшонок» – ребенок быстро двигает кончиком языка по верхней губе вперед-назад, издавая звук «бл»;
- «Вкусное варенье» – широким языком малыш должен облизать верхнюю губу сверху вниз;
- «Дятел» – острым кончиком языка нужно быстро бить за верхними зубами у их основания, произнося звук «д»;
- «Моторчик» – упражнение похоже на предыдущее, только выдыхать нужно с большей силой и произносить «дын-дын».
Упражнения для развития подъязычной уздечки:
- «Грибочек» – язык надо присосать к нёбу (ротик максимально открыт) и так задержать на 7-10 секунд;
- «Гармошка» – упражнение похоже на предыдущее, только нижнюю челюсть при этом нужно покачивать – открывать с максимально возможной амплитудой и немного прикрывать;
- «Лошадка» – упражнение похоже на грибочек, только более динамичное: язычок нужно отрывать, издавая звук, похожий на цокание копыт.
Упражнения для щек:
- «Голодный хомячок»;
- «Сытый хомячок»;
- «Шарики».
Занимаясь с ребенком артикуляционными упражнениями дома, следует помнить о том, что во время таких игр малыш должен находиться в хорошем настроении и заниматься с удовольствием. Занятия после 4 лет можно организовывать по 2 раза в день продолжительностью около 10 минут каждое. Одно из основных слагаемых успеха – систематичность тренировок и их игровая форма. Никакого насилия и никакой «обязаловки»!
В идеале время выполнения каждого упражнения – около 10 секунд. Но ориентироваться следует на желание и способности ребенка. Если он устает или не хочет – лучше на время снизить темпы.
Если какое-то упражнение не получается даже у вас, не стесняйтесь признаться в этом малышу и предложить ему поучиться вместе. Можно посмотреть его на видео, попробовать снова и вместе решить, что вы непременно осилите сложную игру.
Занятия на отработку артикуляции не обязательно должны быть именно занятиями – элементы упражнений можно включать в повседневную жизнь: подражать домашним животным, облизывать ложку или тарелку во время еды и т. д.
Тренируем силу выдоха
В любом возрасте будут полезны упражнения для тренировки дыхания. Ведь если у ребенка не будет развита сила речевого выдоха, он не сможет произносить длинных фраз, будет добирать воздух в процессе говорения и договаривать предложение либо шепотом, либо «взахлеб».
Тренировать речевое дыхание можно при любом удобном случае. Например, читая книжку. Если в ней есть описание ветра, мама может изобразить, как он дует. Придя зимой с прогулки, можно подуть на озябшие ручки. Купая кроху в ванной, дуем на пенку, сдуваем ее с рук. За обедом можно подуть на горячий чай. Такие игры кроме непосредственной пользы принесут ребенку и массу положительных эмоций.
Основной упор при развитии речевого дыхания следует делать на то, чтобы ребенок мог сделать длительный плавный выдох одинаковой силы на всем протяжении. Это поможет ему в дальнейшем правильно распределять количество воздуха при произнесении длинных фраз.
Существуют специальные упражнения на отработку речевого дыхания.
- «Одуванчик». Летом на прогулке нужно найти опушенный одуванчик и показать малышу, как сдувать с него пух.
- «Бабочка». Вырезать бумажную бабочку. Прикрепленная к нитке, она очень красиво порхает, если правильно на нее подуть – ровно и долго.
- «Снежинка». Нужно сделать снежинку – распушить маленький кусочек ватки. Когда на нее дуют, она летает. Чем дольше выдох, тем выше летит снежинка.
- «Пушок». То же самое, только с перышком. Играть можно вдвоем: мама гонит пушинку к ребенку, он – обратно к ней.
- «Ивушка». К карандашу или палочке приклеивают несколько узких полосок бумаги. Делая «ветерок», малыш заставит «ветви ивы» колыхаться.
- «Свечка». Малыш должен научиться задувать свечку (например, для своего дня рождения).
- «Перелетные птицы». Вырезанные фигурки небольших птиц кладут на стол. По команде («птички улетают!») взрослый вместе с ребенком дует на птичек. Чья улетит дальше – тот и победил.
- «Дудочка». Игрушка в виде дудочки или свистка (свистульки) также прекрасно тренирует дыхание.
- «Буря в стакане». Ребенок с силой дует в трубочку для коктейля, помещенную в стакан с водой или напитком. Настоящая буря!
Такова общая методика развития артикуляционного аппарата у дошкольников. Корректировать ее нужно исходя из возможностей, здоровья, интересов ребенка. Кому-то вместо «Змейки» упражнение лучше назвать «Иголочка» или «Стрела», с кем-то больше внимания уделять растяжению уздечки (особенно если малышу не удаются звуки [р] и [л]), кто-то не отличается усидчивостью, тогда занятия придется делить на 3-4 захода за день и выполнять их совсем маленькими порциями.
Если же, несмотря на все усилия родителей, к 4-5 годам ребенок не научился правильно произносить все звуки или путает, к примеру, звонкие с глухими, следует обратиться за помощью к логопеду. Возможно, у малыша есть врожденные дефекты органов речи (нёба, языка), либо у него неправильный прикус, слишком короткая подъязычная уздечка, короткий язык, большие губы и т. д. К дефектам речи приводит и повышенный тонус мышц губ, языка, гортани.
Для коррекции таких дефектов может понадобиться курс логопедического массажа или даже оперативное вмешательство.
Правильная, красивая речь, окрашенная яркой интонацией, имеющая приятную ритмику, не появится у ребенка просто так. Это – большая «незаметная» работа, которую предстоит проделать родителям малыша в первые 5-6 лет его жизни, чтобы потом он мог уже самостоятельно обогащать и совершенствовать речевой багаж в школе, радуя папу с мамой своими успехами.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др
Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Зачем нужна гимнастика
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.
Похожий материал:
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Материал по теме:
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».
Как это было:
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
- Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
- Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
- Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
- Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
- Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
- Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Лучше один раз посмотреть…
Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».
Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.
Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.
Правильное и четкое произнесение звуков зависит от работы речевого аппарата. Эта работа называется артикуляцией. Если речевой аппарат функционирует активно, если отсутствуют дефекты, то артикуляция речи считается правильной, а дикция будет четкой.
Дикция и артикуляция – это связанные понятия. Упражнения на усовершенствование речи предполагают активизацию работы речевого аппарата, улучшение артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, подготавливающая органы речи к правильной работе. Гимнастика состоит из упражнений, регулярное выполнение которых способствует развитию дикции и улучшению произнесения звуков.
Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Так вы сможете контролировать процесс, избегать неправильного движения органов речи. Причем контролировать следует движения всего тела, поэтому нужно брать зеркало в полный рост. Одна из основных ошибок артикуляции – это перенесение движения, предназначенного для органов речи, на другие части тела – руки, бедра, ноги. При выполнении упражнений для артикуляции нужно расслабиться, но тело двигаться не должно. Лишняя жестикуляция – это признак напряжения, поэтому при ее возникновении нужно остановиться, расслабиться и начать упражнение заново. Естественно, что в привычных условиях тело участвует в речевом акте, но во время артикуляционной гимнастики работать должен только речевой аппарат.
Упражнения для развития артикуляции
1) Сядьте перед зеркалом и выпрямите спину. Все внимание должно быть направлено на лицо. Сначала поднимите брови и держите их поднятыми, пока мышцы не устанут. Потом зажмурьтесь, тут же откройте глаза и расслабьтесь. Улыбнитесь как можно шире и сразу вытяните губы трубочкой.
2) Широко откройте рот. Затем двигайте челюстью в разные стороны, но осторожно. В каждом положении необходимо зафиксировать ее на несколько секунд. После движений в стороны делайте круговые движения.
3) Снова необходимо широко открыть рот. Не только опустите челюсть, но и растяните губы. С открытым ртом попытайтесь свести губы вместе. Естественно, что у вас не получится, но упражнение на развитие артикуляции речи заключается в тренировке и растягивании губ.
4) Теперь тренируем язык. Его кончик нужно немного закрутить. Представим, что нам нужно покрасить нёбо малярным валиком, его роль выполняет закрученный кончик языка. Доставать нужно до всех возможных участков нёба.
5) Для этого упражнения на развитие артикуляции нужно представить, что вы очень устали и собираетесь пойти ко сну. При этом широко и сладко зеваете. Но зевать нужно не бесшумно, а громко, при этом издавать необходимо определенные звуки:
6) Здесь нужно вспомнить, как мы полощем горло, например во время простуды. Делать нужно то же самое, только без лечебных отваров. Запрокиньте голову и издавайте звуки как при полоскании – «ррррр».
7) Снова нужно открыть рот, сильно опустив нижнюю челюсть. Не напрягайтесь, пусть она остается свободной. Попытайтесь закрывать рот кулаком, подставив его снизу. Но при этом челюсть должна давить на кулак, препятствовать его силе. Сначала давите незначительно, постепенно увеличивайте нагрузку. Положение рта при этом не должно изменяться.
8) Наберите в рот воздуха, чтобы щеки сильно надулись, а потом выпустите его, чтобы получился характерный звук – «пфу». Повторите это упражнение на развитие артикуляции. Потом разувайте щеки, не открывая рот и не выпуская воздух.
9) Перекатывайте воздух из одной щеки к другой под губами. Постепенно увеличивайте размер этого шарика воздуха.
10) Теперь нужно изобразить рыбку. Для этого щеки втягиваются, а нижняя челюсть откидывается. Открывайте и закрывайте рот, представляя, что рыбка ест корм или хватает пузырьки воздуха.
11) Эти упражнения для развития артикуляции тренируют губы. Нужно сильно натягивать их на зубы, будто вы хотите спрятать внутреннюю поверхность. Еще нужно чесать губы о зубы.
12) Тянитесь верхней губой к носу. Потом нижнюю губу тяните вниз, пытаясь достать до подбородка.
13) Теперь изображаем лошадь. Закройте рот, не напрягайте мышцы. Пропустите воздух со звуком «фрррр». Так обычно делают лошади, постарайтесь воспроизвести этот звук.
14) «Почистите» языком полость рта – нёбо, зубы под нижней и под верхней губой, под языком.
15) Немного откройте рот и касайтесь языком поочередно уголков губ.
16) Нужно цокать языком, прислоняя его к нёбу.
17) Глубоко вдохните и на выдохе тяните звук «а». Затем зажмите язык и на выдохе произнесите звук «л». Чередуйте звуки.
18) Эти артикулярные упражнения выполняются с прямой спиной. Расслабьтесь, глядя в зеркало «нарисуйте» губами дерево или яблоко. Повторите «рисунок» бровями и глазами. Используйте все части лица, которые двигаются. При этом голова не должна поворачиваться.
19) У следующего упражнения богатая история. Им для развития голоса пользовалась сама Екатерина II. По словам современников, она всегда была царственной и величественной, ее лицо выражало спокойствие. Причем Екатерина сама изобрела гимнастику, от которой не только улучшалась артикуляция речи, но и стимулировались лицевые мышцы. Об этом писал историк Пыляев. Императрица перед зеркалом руками убирала все показатели гнева или других эмоций на лице, а к публике выходила уже эмоционально спокойной и приветливой. Вы тоже можете узнать о секрете этого способа.
Нужно встать перед зеркалом и полностью расслабиться, не напрягать лицевые мышцы. Затем всеми пальцами нужно водить от скул к носу, будто вы собираете все части лица в середине. Прикройте глаза, но контролируйте процесс. После этого начните расправлять лицо, проводя пальцами от носа к скулам. Это стимулирует не только развитие артикуляции речи, но и возвращает коже упругость и гладкость, выступая в качестве массажа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
педагогов дополнительного
образования
УТВЕРЖДАЮ
директор ГУ РК «Детский
дом №18» г. Воркуты
протокол № ______________
от «____»____________2015г.
И.В. Никитина
«____»___________2015г.
«Веселый язычок»
Артикуляционная гимнастика
Составила:
Учитель-логопед: Круглова С.В
Воркута
2015 г.
«Подуем на торт»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Иголочка»
Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.
«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Часики»
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Силач»
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.
Цель артикуляционной гимнастики
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Выступление на МО
Представление методических рекомендаций
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:
Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;
Снижение напряжённости артикуляционных органов;
Постановка правильного произношения звуков.
Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.
Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.
О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.