Как мы думаем и запоминаем: память и ее виды. Виды памяти. Их краткая характеристика Памяти человека свойственны функции какие
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГОУ СПО Архангельской области
Котласский педагогический колледж
Контрольная работа
по психологии
Студентки группы 49д
Весниной Анастасии
Препод. Филимонова Л.Л.
1. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека
2. Классификация видов памяти
3. Законы памяти
4. Расстройства памяти и их причины
6. Тесты для определения памяти у детей
Заключение
1. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека
Определение памяти:
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Функции памяти:
Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.
Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.
Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.
Значение в жизни человека :
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.
2. Классификация видов памяти
Виды памяти |
По объему памяти |
По длительности Сохранения материала |
|
Образная память |
связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память -- непосредственное отражение информации органами чувств. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. |
Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. |
|
Словесно-логическая память |
Память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словестных формулировок. |
Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. |
|
Двигательная (моторная) память |
представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. |
Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. |
|
Эмоциональная память |
память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания |
запоминается им без особого труда и на более длительный срок. |
|
Произвольная и непроизвольная память |
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Произвольная память - обязательно присутствует задача на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение |
Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Произвольная память процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. |
|
Кратковременная память |
память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени |
Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). |
|
Долговременная память |
память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. |
Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. |
|
Оперативная память |
память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. |
Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. |
3. Законы памяти
память информация мнемический закон
Закон Т. Рибо Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления, а восстанавливаются сначала наиболее простые и старые воспоминания.
Закон Эббингауза. Забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания.
Б.В. Зейгарник. Этот закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.
4. Расстройства памяти и их причины
Виды расстройств памяти:
В общем случае принято выделять три вида расстройств памяти: гипомнезия (ослабление памяти), гипермнезия («усиление» памяти, анормально обостренная способность запоминать информацию любого рода), парамнезия (смешение реальных воспоминаний с воспоминаниями ложными, часто сопровождающееся смешением реального и воображаемого). Одним из характерных видов гипомнезии является амнезия - совокупность расстройств памяти, характеризующихся частичным или полным отсутствием воспоминаний. Кроме того, существует классификация расстройств памяти с точки зрения характера запоминаемой информации: так называемые модально-неспецифические и модально-специфические расстройства памяти. Модально-неспецифические расстройства памяти - это нарушения памяти общего характера, неспособность запоминать информацию любого рода вследствие каких-либо причин. В свою очередь, модально-специфические расстройства памяти - это частичные нарушения памяти, для которых характерна неспособность запоминать информацию, полученную определенными рецепторами (например, расстройства зрительной, слухоречевой, двигательной памяти и так далее).
Причины расстройств памяти:
Частичная или полная неспособность запоминать, хранить воспоминания и воспроизводить сохраненную в сознании информацию может быть вызвана самыми разными причинами. В числе основных причин расстройств памяти: Стресс - эмоциональная или умственная усталость, нарушающая способность человека запоминать информацию. Наряду со стрессом значительное негативное воздействие на способность человека к запоминанию влияют депрессия и тревожные расстройства.
Травмы головы - поскольку мозг «ответственен» за хранение, обработку и воспроизведение полученной информации, любое физическое повреждение каких-либо отделов головного мозга может привести к утрате памяти. Степень тяжести расстройства памяти зависит от степени повреждения головного мозга (тяжелые травмы головы могут привести к необратимому нарушению памяти). Кроме того, «виновником» расстройства памяти может стать опухоль головного мозга.
Деменция (приобретенное слабоумие) - заболевание, связанное с нарушением когнитивных способностей и наблюдающееся у людей пожилого возраста. Деменция влияет не только на способность запоминать, но и на другие виды умственных способностей - внимание, концентрацию, способность логически мыслить и так далее. Распространенный представитель этой группы заболеваний - болезнь Альцгеймера.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками - достаточно распространенная причина нарушений памяти. В частности, еще в конце девятнадцатого столетия русским ученым Сергеем Корсаковым было описано отдельное расстройство памяти на фоне сильного алкогольного отравления, получившее позднее самостоятельное название «корсаковский синдром».
Амнезия наиболее изученный на сегодняшний день вид расстройств памяти - амнезия, нарушение памяти, связанное с частичным или полным отсутствием воспоминаний. Амнезия может быть вызвана как органическими причинами, вызывающими и другие виды расстройств памяти, так и психологическими причинами. Известным примером таких видов амнезии являются случаи «вытеснения» воспоминаний о какой-либо психологической травме (например, насилии). Два самых распространенных вида амнезии - ретроградная и антероградная амнезии. В первом случае нарушение памяти вызывает отсутствие воспоминаний о событиях до начала заболевания, во втором - неспособность запоминать информацию, поступающую после начала заболевания.
Пять простых и действенных способов для улучшения памяти:
1. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.
2. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.
3. Рассуждайте вслух. Мозг лучше будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.
4. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.
5. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Научно доказано, что человек гораздо лучше запоминает информацию, когда он эмоционально расслаблен.
6. Тесты для определения памяти у детей
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов.
Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями. Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.
Примеры набора слов
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
Методика "Запомни рисунки"
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов -- ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0,1 балл -- ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Методика "Запомни и расставь точки"
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос- произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов -- ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов -- ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов -- ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов -- ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла -- ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов -- высокий.
6-7 баллов -- средний.
4-5 баллов -- низкий.
0-3 балла -- очень низкий.
Заключение
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведение личности.
Литература
Крутецкий В.А. Психология
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Определение и физиологический механизм человеческой памяти, её особенности и классификация видов. Приёмы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как процессы памяти.
реферат , добавлен 05.11.2013
Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.
курсовая работа , добавлен 19.08.2012
Общая характеристика процессов памяти. Виды памяти. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности. Многообразные процессы памяти. Процесс первичного закрепления материала. Запоминание, воспроизведение, узнавание.
лекция , добавлен 12.09.2007
Понятие памяти и становление её видов в ходе онтогенеза человека. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как основные функциями памяти, ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Особенности развития зрительной памяти дошкольников.
курсовая работа , добавлен 21.10.2014
История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.
реферат , добавлен 25.11.2014
Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.
курсовая работа , добавлен 11.03.2011
Нейрофизиологические основы памяти. Ее виды, законы и особенности развития. Сущность и функции внимания. Объем кратковременной памяти и внимания у школьников. Логический и механический способ запоминания у школьников. Рекомендации по улучшению памяти.
дипломная работа , добавлен 26.09.2009
Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.
презентация , добавлен 31.03.2014
Сущность памяти, ее классификация и разновидности по различным признакам. Процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Социально-психологические характеристики преступной группы. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.
контрольная работа , добавлен 18.06.2015
Теоретические исследования основных мнемических процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывание. Классификация видов памяти и их значение в развитии личности. Процессы переработки информации. Взаимосвязь между памятью и организацией знаний.
РЕФЕРАТ
Студента (ки) курса Гуманитарного факультета.
Чедырян Ольги Викторовны.
Учебная дисциплина: Общая психология.
Тема: Память и её функции.
Оценка:
____________
г.Одесса
- ПЛАН -
Введение.
Память и её значение.
Ассоциации.
Виды памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.
Классификация видов памяти по продолжительности сохранения материала.
Основные процессы и механизмы памяти.
Запоминание.
Сохранение.
Воспроизведение и узнавание.
Забывание и борьба с ним.
Расстройства памяти.
Заключение.
Список литературы.
Память и её функции.
ВВЕДЕНИЕ.
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферы сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память –основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Современник А.Ф.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил пять лет назад, случайно и всего один раз. Эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Значение памяти в жизни человека очень велико.Абсолютно всё , что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивые и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закреплённого прошлого опыта.
Память – это отражение опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач , которые ставит в своей деятельности.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
АССОЦИАЦИИ.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.
К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля).
Ассоциация по смежности.
Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
Ассоциация по сходству.
Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем состоянии представления, сходные с ними по каким –либо признакам.
Ассоциация по контрасту.
Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком –нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Кроме этих видов,существуют сложные ассоциации- смысловые.
В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Существование ассоциации связанно с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не произвольно друг то друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга ,служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.
Для образования ассоциаций требуется повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения.
Память- это сохранение информации о сигнале после того,как действие сигнала уже прекратилось.
Для работы мозга необходимы не только поступление информации,но и хранение определённого запаса её. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.
ВИДЫ ПАМЯТИ.
Существуют несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того находятся в тесном взаимодействии,Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная или моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учится осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь -в –точь в том же виде,как и раньше, но общий характер движений всё же сохраняется.
Эмоциональная память –это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.
Образная память – это запоминание,сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость.Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую,осязательную, обонятельную, вкусовую.Подобное разделение связанно с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Словесно- логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим, мысли возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно- логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях :
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется.
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Существует и такое деление памяти на виды,которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е не ставится специальная мнемическая задача.Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Эффективность произвольной памяти зависит:
От целей запоминания.
От приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают:
времени, а результаты низкие.
Б) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию,выделение
главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память
(смысловая)- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
В) Образные приёмы запоминания(перевод информации в образы, графики, схемы,картинки)- работает
образная память. Образная память бывает: зрительная, слуховая, моторно –двигательная, вкусовая,
осязательная, обонятельная, эмоциональная;
Г) Мнемотехнические приёмы запоминания(специальные примеры для облегчения запоминания).
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память- это прежде всего накопление , закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е всего, что с ним произошло.Память –это способ существования психики во времени, удержание прошлого,т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА .
Большинство психологов признаёт существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Её системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек.
Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга,она будет храниться ещё около 20 сек.(без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг её обрабатывает и интерпретирует).Это второй уровень -кратковременная память.
Кратковременная память всё же поддаётся сознательной регуляции,может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.
Любая информация в начале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2- краткого повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объёму, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок,кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок- образ».
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:
ДП с сознательным доступом (т.е человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП,необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливают информацию в течение дня , а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день перевода её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приёму новой информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи,в действиях.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
Память как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объём памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую – либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатлённую в памяти информацию.
Длительность сохранения
отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.
ЗАПОМИНАНИЕ.
Запоминание-
это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких- либо примеров и проявления волевых усилий.Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями , с целями и задачами его деятельности.
Преднамеренное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить некую информацию и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче помнить. Главная особенность запоминания- это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надёжно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объём индивидуальной кратковременной памяти.
Мимической деятельностью называется деятельность направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.
По другому признаку –по характеру ассоциаций, лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой является ассоциация по смежности.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
СОХРАНЕНИЕ.
Сохранение – процесс активной переработки,систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно:сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть её в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня,оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое –проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной.При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И УЗНАВАНИЕ.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановление прежде воспринятого. Различие между ними заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом , при повторном его восприятии, воспроизведение же –в отсутствии объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное –это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой,чаще всего по ассоциации.Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании пошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Формы воспроизведения:
Узнавание
– проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
Воспоминание
–осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Припоминание
–наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач, от степени логической
упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
ЗАБЫВАНИЕ И БОРЬБА С НИМ.
Забывание
– естественный процесс. Многое из того,что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. В первую очередь забывается то , что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
А) невозможность припомнить или узнать;
Б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».Принято выделять три таких уровня:
Воспроизводящая память;
Опознающая память;
Облегчающая память;
Забывание протекает во времени неравномерно.Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Для уменьшения забывания необходимо:
понимание, осмысление информации;
повторение информации.
Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящее после нее.
Проактивное торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.
Ретроактивное торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.
Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столько же легко забывают только, что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.
Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации.
Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается,то что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).
Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии.
С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события полностью восстановятся в памяти.
РАСТРОЙСТВА ПАМЯТИ.
Память- одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены.
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гипер -функции памяти, которая принимает в этих случаях информацию навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.
Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.
При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.
Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют, т.е. подсказка не помогает в этом случае , а мешает.
Если при полном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник» ,т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушения памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.
Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать своё и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то о чём он слышал или читал.При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал,вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал.Это показывает насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.
Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области, которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем.В свою очередь , психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Всё, что мы узнаём, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранятся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной»процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Таким образом память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов,связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению,каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объём запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология. В.А. Крутецкий.
Общая психология. А.Г. Маклаков.
Основы общей психологии. С.Л. Рубинштеин.
Общая психология. В.В.Богословский.
Основы психологии. Л.Д. Столяркнко.
Одним из самых важных познавательных процессов в жизни каждого человека является память. Основные теоретические выкладки по этому познавательному процессу можно найти в общем разделе психологии.
Функции памяти человека
Функции памяти:
- Запоминание;
- Сохранение информации;
- Воспроизведение информации;
- Забывание.
Память в психической и познавательной деятельности человека выполняет главенствующую роль. Ведь человек, обладающий хорошей памятью, способен нормально и полноценно функционировать и выполнять свои обязанности в обществе. Память субъекта способна запечатлеть какую-либо информацию, может впоследствии ее воспроизвести, а также имеет способность очищать сознание от ненужной человеку информации.
Память позволяет человеку достаточно быстро перейти от сенсорных процессов, связанных в первую очередь с восприятием и работой органов чувств, к интеллектуальной деятельности. Обретая определенную информацию о мире, разнообразных предметах и объектах по средствам органов чувств память позволяет привести в систему подобную информацию, упорядочив ее при помощи интеллектуальных процессов. Все это говорит о тесной связи памяти с сенсорным восприятием мира. Интеллектуальная работа познания приводит к тому, что память отсортировывает полученную информацию, оставляя то, что считается на данный момент важным, и, отбрасывая то, что значения не имеет. Вся полученная информация по средствам мышления и воображения человека перерабатывается в другие формы психики. Именно поэтому значение памяти для общего познавательного процесса человека имеет существенное значение. Память, благодаря накопленным знаниям, позволяет стать человеку мудрым. А жизненный опыт приобретается и накапливается также при помощи этого познавательного процесса. Кроме того, память значительно облегчает жизнь человека, ведь память позволяет вспомнить людей или другие детали природы, охарактеризовать свое поведение и найти наиболее удачные способы его выражения. Можно сказать, что память позволяет человеку опираться не на инстинкты, а на свое сознание и опыт.
Память обладает и своими уникальными функциями, обеспечивающими познавательные процессы человека. Основная функция памяти отобрать необходимую информацию и зафиксировать ее. Такая информация, как правило, поступает по средствам осязания, обоняния, осязания и слуха. Необходимые данные отлаживаются в памяти и сохраняются на протяжении определенного времени. При помощи памяти человек может воспроизвести нужную информацию.
Скорость забывания конкретной информации зависит от времени. Существует достаточно много причин забывания. Также человек может намеренно переносить информацию в подсознание — это называется мотивированное забывание.
Память – это процесс воспроизведения, запоминания, сохранения образов, движений, эмоций, мыслей человеком.
Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретённого опыта.
Память – это тот психический процесс, с помощью которого человек осуществляет планирование своего развития и обучения, управляет своим поведением и деятельностью.
Классификация видов памяти .
По критерию длительности сохранения материала : долговременная, оперативная, кратковременная. Долговременная память - это наиболее сложная и важная система памяти человека, ее объем практически неограничен. Весь опыт человека и его знания сохраняются в долговременной памяти. Оперативная память – это запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой в данный момент. Кратковременная память – это быстрое запоминание материала, воспроизведение его и непродолжительное хранение.
По характеру приобретения информации : прижизненная, генетическая. Прижизненный вид памяти хранит индивидуальный опыт человека. Генетический вид памяти хранит видовую информацию.
По характеру психической активности : образная (вкусовая, зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная), двигательная, словесно-логическая, эмоциональная. Образная помогает сохранять и использовать предметы восприятия. Двигательный вид памяти – это способность к запоминанию и воспроизведению двигательных операций. Словесно-логический вид (семантическая или вербальная) – это продукт культуры, она включает основные грамматические правила языка, формы мышления, способы анализа и познания. Эмоциональный вид – это способность запоминать пережитые человеком эмоциональные состояния и чувства. если человек пережил какое-то яркое событие, то при напоминании о нем возникает тоже чувство.
По критерию произвольности : произвольная и непроизвольная. Если человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому необходимые усилия, то это произвольная память. При непроизвольной памяти не ставится задача запоминания чего-либо, это происходит само собой.
По способу запоминания : смысловая, образная, механическая, мнемотехническая.
Свойства памяти:
Емкость - пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании.
Скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.
Точность воспроизведения - это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).
Скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.
Память – одна из форм психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Именно память является тем звеном, которое связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память – это важнейшая познавательная функция, которая делает возможным развитие и обучение субъекта.
Она тесно связана с представлениями, то есть мысленно воспроизведенными образами предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее. Они бывают единичными и общими.
Представления памяти следует отличать от представлений воображения. Первые – это почти точное воспроизведение предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Вторые – это продукт нашего воображения, хотя и основанный на прошлых восприятиях. Прошлые восприятия служат лишь строительным материалом, из которого мы силой своего воображения создаем новые представления и образы.
Память невозможна без ассоциаций, или связей. Реальные предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Вот почему, взяв в руки свой старый школьный дневник, мы обязательно вспомним учителей, одноклассников, соседа по парте, исписанную мелом доску – все, что было связано со школой. Значит, для того, чтобы запомнить новое слово, имя человека, маршрут, последовательность действий, достаточно связать их с чем-то хорошо знакомым.
Например, моего нового соседа зовут так же, как моего начальника, или этот поезд уходит в 2 часа 15 минут, что соответствует моему адресу: дом 2, квартира 15.
Ассоциации делятся на простые и сложные.
Простые подразделяются на три вида: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциации по смежности связывают два явления, происходящих в одно и то же время или на одном и том же пространстве: «Мой сын родился, когда я была на втором курсе института».
Ассоциации по сходству связывают два явления, обладающие похожими чертами: «Ты хмуришься совсем, как отец, когда он бывал чем-то недоволен».
Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления: «В молодости у него была густая шевелюра, а сейчас он абсолютно лысый».
Сложные ассоциации по-другому называются «смысловые». Они связывают 2 явления, которые и в действительности неразрывно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Например, класс – школа, кошки – дикая кошка, человеку больно, потому что он упал и ушибся. Именно смысловые ассоциации являются основой наших знаний.
Связи между различными представлениями образуются благодаря тому, что субъект делает с запоминаемым материалом, и не зависят от качеств самого материала. Таким образом, только личность определяет формирование процессов памяти. В противном случае при виде одного и того же предмета все люди вспоминали бы одно и то же, что в принципе невозможно.
В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций, которые дают основание поговорить о процессах памяти:
– запоминание
– усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;
– воспроизведение
– актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;
– сохранение
– характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;
– забывание
– интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.