Здоровье и болезнь как основные критерии медицины. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии. понятия здоровья и болезни
Прежде чем дать определение болезни, необходимо определить, что такое здоровье. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В этом определении учитывается не только биологический, но и социальный фактор. Болезнь - сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к изменяющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.
Понятие «болезнь» в медицине применяется для обозначения конкретного заболевания (пневмонии, гастрита, анемии и. др.)
ЭТИОЛОГИЯ
Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезни. Причина болезни - фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей специфические черты.
Причины болезней различают внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные факторы, к внутренним - наследственность.
Один и тот же патогенный фактор может быть причиной многих болезней (увеличение уровня в крови катехоламинов может вызывать сердечную недостаточность, стенокардию, гипертензию, гипергликемическое состояние).
Вопросы этиологии в разное время решались в медицине по-разному, что определялось общим уровнем развития науки, а также мировоззрением врачей, т.е. той методологической позицией, на которой они стояли.
После открытия возбудителей многих инфекционных заболеваний (Пастер, Кох) возник и получил широкое распространение взгляд на причинность в медицине, известный под названием монокаузализм.
Монокаузализм - направление в этиологии, согласно которому всякая болезнь имеет одну единственную причину, и столкновение организма с этой причиной должно непременно привести к болезни. Монокаузализм допускал, что болезней столько, сколько микробов. Болезнь рассматривали в простой связи с действием на организм причины и не учитывались условия возникновения болезни. Позиция монокаузалистов была опровергнута фактами бациллоносительства. Кроме того, различное течение одних и тех же заболеваний у различных лиц и другие факты были не объяснимы с позиции монокаузализма.
В начале XX века приобрела широкое распространение другая доктрина, известная под название кондиционализм.
Кондиционализм - направление в патологии, основными положениями которого является механистическое понимание причинности. Кондиционалисты отрица-
ли причинность в возникновении болезней, считая основным сумму условий. Причем все условия при этом равноценны, и выделить основные не представляется возможным. Кондиционалисты предлагали отказаться от объективной причинности, заменяя ее субъективно-идеалистическими представлениями. Представителем их являлся Ферворн, который утверждал, что причин болезни не существует и поиски их бесполезны.
Следующим направлением в развитии учения об этиологии был конституционализм. Он основывался на положениях формальной генетики и наследственной предрасположенности к заболеваниям. По представлениям конституционалистов генотип неизменен, поэтому свойство (болезнь) передается по наследству без изменений. Ошибочность этого учения заключается в том, что заболевание всегда предуготовлено, фатально, если набор генов порочен.
Теория «факторов» базируется на признании роли совокупности различных факторов в возникновении болезней. Она заменяет причину следствием или подменяет главную причину группой многочисленных, но нередко второстепенных факторов и условий, пытаясь доказать равнозначность социальных и биологических факторов, подменить социальные факторы биологическими.
Современные представления об этиологии болезней исходят из позиций детерминизма, т. е. причинной обусловленности болезней.
Раскрытие этиологии болезни имеет важное значение, так как позволяет проводить не только патогенетическое, но и целенаправленное воздействие лечебными средствами на причинный фактор болезни (этиотропная терапия), например, антибиотиками на возбудителя инфекционного заболевания. Распознанная этиология болезней является также основой рациональной профилактики (например, инфекционных болезней при помощи предупредительных прививок).
В возникновении болезни необходимо выделить главный фактор, который всегда действует на организм в сложной конкретной обстановке (условия). Условия болезни - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или изменяющих действие причины и придающих болезни специфические черты. Взаимодействие между причиной и условиями могут складываться так, что условия нейтрализуют причину или могут явиться решающим фактором в разв.
В целом здоровье человека, заболеваемость и течение боле тельность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от бол* стоятельств, которые в настоящее время суммируются в виде следу! факторов: социально-экономического, психологического, алименты ционного, токсического, фармакологического.
Деление это в определенной степени условно и все факторы взаимосвязаны.
ПАТОГЕНЕЗ
Патогенез (от греческого страдание, болезнь и genesis - происхождение) ме ханизм развития заболевания. При всем разнообразии патогенетических механизмов, связанном с огромным количеством болезней и индивидуальных особенностей живых существ, есть ряд особенностей патогенеза, присущих любым болезням. Наиболее важными являются две следующие закономерности.
1. Неспецифические реакции. На организм в течение его жизни действует поистине бесчисленное количество физиологических и патогенных раздражителей, на которые организм отвечает неспецифическими (типовыми) способами peaгирования. Наиболее ярким примером является описанное Г. Селье состояние стресса, которое возникает при воздействии на организм любого чрезвычайного фактора и заключается в активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, приводящей к изменению гормонального статуса организма и формированию состояния адаптации к данному фактору.
Если рассмотреть различные уровни реагирования организма на раздражи тель, то можно сказать, что на клеточном уровне любая ответная реакция является неспецифической. В болезни всегда можно различить признаки (симптомы), характерные только для данной болезни, а также признаки, характерные для многих болезней. Эти общие, неспецифические реакции организма возникли в эволюции и передаются по наследству. Их смысл состоит в защите организма, и они пускаются в ход всякий раз, когда возникает патологическая ситуация. Таких неспецифических реакций по крайней мере пять, и все они развиваются с участием нервной и эндокринной систем: патологический парабиоз, патологическая доминанта, неврогенная дистрофия, нарушение кортико-висцеральной динамики и стресс.
Парабиоз - застойно не распрастраняющееся возбуждение, которое возникает при повреждении возбудимой ткани.
Доминанта - наличие в ЦНС стойкого очага возбуждения, который как бы подчиняет все другие центры (при гипертонической болезни возникают застойные очаги возбуждения, которые на любое раздражение отвечают сужением сосудов и повышением АД).
Имеет значение связь между корой большого мозга и внутренними органами (нарушение кортико-висцеральной динамики), которая, являясь регуляторной, положительной, может выступать и как патогенетический фактор.
На уровне органа ответная реакция становится специфической, поскольку каждый орган обладает присущей только ему специфической функцией. На уровне системы специфика ответа вновь ослабевает. На уровне организма в связи с его и индивидуальной реактивностью ответная реакция вновь обретает полноценную специфику.
2. Формирование патологических систем. В динамике развития болезни в организме происходит формирование патологических систем, то есть комплекса связанных между собой реакций, которые в совокупности приобретают новое свойство, выражающееся в стабильном существовании болезнетворного очага и формировании соответствующих патологических реакций.
Патогенез включает в себя все, что происходит после воздействия npичины. Причинно-следственная связь - ряд этапов, которые связаны между причинно-следственными отношениями. Т.е. изменения, возникшие в период заболевания, становятся причинами новых нарушений, а причины и следствия постоянно меняются местами. Смена причин и следствий иногда приводит к возникновению порочного круга. Это цепь причинно-следственных отношений, при которой следствие становится причиной, усугубляющей первоначальную. Пример о горной болезни. Гипоксия экзогенная в конечном итоге приводит к возникновению эндогенного типа гипоксии (сердечно-сосудистого и дыхательного)
Понятие о причинно-следственных связях в патогенезе представляет большой практический интерес, так позволяет врачу целеустремленно вмешиваться в развитие болезни. Среди звеньев патогенеза выделяют главные и второстепенные.
Ведущее (основное, главное) звено (или несколько звеньев) - тот процесс, который необходим для развертывания всех остальных (гипоксия при анемиях). Своевременная ликвидация главного звена приводит к устранению процесса в целом. Так, при сахарном диабете главным звеном является недостаток инсулина, при введении его исчезают другие проявления болезни (гипергликемия, кетоацидоз, кома).
Патогенез болезней и большинства патологических процессов включает комплекс тесно взаимосвязанных местных и общих звеньев. Значимость этих двух категорий различна и нередко меняется по ходу формирования болезни. Например, если кариес поддается местному лечению - достаточно поставить пломбу. Если он является следствием общих нарушений минерального и белкового обмена, то лечение должно быть общим.
Соотношение между общим и местным меняется во времени. Местное (фурункул) может распространиться и стать общим (сепсис). Общий патологический процесс, благодаря защитным силам, может отграничиться, локализоваться и исчезнуть.
Основные принципы классификации болезней. В настоящее время насчитывается около тысячи болезней (нозологических форм). Классификация болезней основана на нескольких критериях:
Этиологическая классификация, основанная на общности причины для группы заболеваний (инфекционные, неинфекционные и т.д.)
Топографо-анатомическая, основанная по органному признаку (болезни сердца, почек и т.д.)
Классификация по возрасту и полу (детские болезни, болезни старческого возраста и т.д.)
Экологическая классификация исходит из условий обитания человека
По общности патогенеза (аллергические, воспалительные и т.д.)
6. На основе принципов лечения (хирургические, терапевтические болезни)
В развитии болезни выделяют 4 стадии:
Латентный период - это время, проходящее между моментом воздействия на организм патогенного фактора и появлением первых симптомов заболевания. Во время латентного периода происходит истощение первичных саногенетических механизмов. В случае развития инфекционного заболевания, этот период носит название инкубационного, и связан не только с перенапряжением саногенетических механизмов, но и с накоплением возбудителя. Длительность латентного периода от нескольких часов до нескольких дней и лет (например, инкубационный период проказы иногда длится до 10-15 лет и более).
Продромальный период - выявляются первые признаки заболевания, носящие неспецифический характер: общее недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. В этот период осуществляются защитно- физиологические меры, а в благоприятных случаях на этом этапе может наступить и выздоровление организма. Продолжается от нескольких часов до нескольких суток.
Период разгара - развиваются симптомы, характерные для данного заболевания, характеризующиеся появлением типичной клеточной картины конкретной болезни, ограничением приспособительных механизмов организма.
Исходы болезни возможны следующие: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.
Выздоровление характеризуется преобладанием саногенетических механизмов над патогенетическими, постепенным исчезновением симптомов заболевания, нормализацией нарушенных функций, восстановлением нормальных отношений организма со средой. У человека выздоровление - это прежде всего восстановление трудоспособности. Однако поскольку саногенетические механизмы еще не являются полностью восстановленными, в это время возможно возникновение осложнений.
Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление - это состояние, при котором исчезают все следы заболевания, и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной (стойкий иммунитет, состояние после аппендектомии и др.).
При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда.
САНОГЕНЕЗ (механизмы выздоровления) Термин саногенез происходит от латинского sanitas (здоровье) и греческого genesis (происхождение) и означает буквально «происхождение здоровья» - один из самых молодых в патофизиологической науке.
Выздоровление - активный процесс, комплекс реакций организма, возникающих с момента действия повреждающего фактора и направленных на устранение этого фактора, нормализации функций, компенсацию возникших нарушений и восстановление нарушенного взаимодействия с внешней средой на новом уровне. Выделяют 3 основные группы механизмов выздоровления:
Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции, возникшие в первые секунды и минуты после воздействия и представляющие собой главным образом защитные рефлексы, с помощью которых организм освобождается от вредных веществ и удаляет их (рвота, кашель, чихание, выделение адреналина и глюкокортикоидных гормонов при стрессе и т.п.).
Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (фаза адаптации по Селье). К ним относятся:
а) включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов (например, дыхательной поверхности легких, клубочков почек и т.д.).
б) включение многочисленных аппаратов регуляторных систем, например, увеличение числа эритроцитов при гипоксии и т.д.
в) процессы нейтрализации ядов.
г) реакции со стороны активной соединительной ткани, играющие роль в механизмах заживления ран при воспалении и т.д.
Устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (компенсаторная гипертрофия, репаративная регенерация и т.п.).
Ятрогенные заболевания (от греч. iatros- врач, ген), ятрогении, психические расстройства, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и (или) поведения медперсонала; относится к психогениям. Психические травмы, вызывающие ятрогенные заболевания, являются главным образом следствием нарушения правил деонтологии. Ятрогенные заболевания проявляются преимущественно в виде невротических расстройств, с которыми связано появление у больного новых болезненных ощущений. В происхождении ятрогенных заболеваний, решающее значение имеют повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Так, тревожно-мнительные черты характера способствуют появлению навязчивых мыслей о неизлечимой болезни. Развитию ятрогенных заболеваний могут благоприятствовать также различные предрассудки и предубеждения. Касающиеся здоровья, элементы недоверия к возможностям медицины, иногда страх перед медицинским обследованием.
Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний (Лекция № IV).
1. Определение, понятие, причины и виды стресс-реакции.
2. Характеристика быстрого стресса. Характеристика долговременного стресса, его стадии.
3. Морфологические, биохимические и гематологические изменения при стрессе.
4. Патогенез и патологические формы стресс-реакции.
Стресс - универсальная неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма.
Классификация стрессоров - агентов, вызывающих стресс:
1) все виды агентов, вызывающих такие экстремальные повреждения, как гипоксия, гипотермия, травма, лучевая энергия, отравление - т.е. все экстремальные агенты.
2) сигналы угрозы благополучию жизни организма, вызывающие отрицательные эмоциональные состояния страх, душевный дискомфорт и другие - т.е. все отрицательно эмоциональные агенты.
Классификация видов стресса :
1. в зависимости от причины (стрессора):
а) биологический (физический ) стресс, вызываемый экстремальными агентами,
б) эмоциональный стресс, вызываемый отрицательными эмоциями.
2. в зависимости от скорости включения и механизма:
а) срочный (немедленный ) стресс - возникает моментально (секунды) - направлен на быстрый выход из опасной ситуации, механизм - возбуждение симпато-адреналовой системы,
б) долговременный стресс - включается позднее (часы), направлен на длительное сопротивление стрессору, в основе механизма - включение в реакцию гормонов гипофиза и коры надпочечников.
Характеристика и патогенез срочного стресса . Срочный стресс - немедленная реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные агенты, направленная на кратковременное повышение резистентности, механизм которой связан с активацией симпато-адреналовой системы.
Характеристика: описал Кеннон для вариантов жизни - убежать от опасности или устранить опасность физически (напасть) - это реакция битва-бегство; его суть - быстро предельно усилить мышечную и мозговую деятельность, путем активации систем кровообращения, дыхания.
Адреналин - формирует хаотичный стресс. Норадреналин - формирует срочный стресс через активацию мозговых структур. Однако, срочный стресс не в состоянии обеспечить долговременную адаптацию к стрессору - не хватает симпато-адреналовых ресурсов.
Патогенез срочного стресса:
а) запуск срочного стресса осуществляется через центры гипоталамуса с последующей активацией симпато-адреналовой системы и выбросом катехоламинов: адреналина (мозговая часть надпочечников) и норадреналина (мозговая часть надпочечников и медиатор симпатического возбуждения). Запуская стресс, эти гормоны действуют через усиление кровообращения и метаболизма,
б) механизм гемодинамического обеспечения стресса: тахикардия, увеличение минутного объема сердца, повышение артериального давления, ускорение кровотока, перераспределение крови к мозгу, мышцам, сердцу; усиление свертывания крови; усиление газообмена,
в) механизм метаболического обеспечения стресса:
● образование глюкозы и гликогена под влиянием гормона глюкагона - гипергликемия в мозге, мышцах;
● усиление расщепления жирных кислот с освобождением энергии;
● усиление газообмена, расширение бронхов.
Характеристика и патогенез долговременного стресса - общего адаптационного синдрома (ОАС).
ОАС - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма в ответ на действие экстремальных агентов, направлена на долговременное повышение резистентности к ним, механизм которой связан с действием адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников. Открыл и изучил Ганс Селье.
Стадии ОАС и их характеристика:
● Первая стадия - тревоги (мобилизации), она подразделяется на две фазы: фаза шока и фаза противошока. В фазу шока возникает угроза всем жизненноважным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, снижение артериального давления, гипотермия, гипогликемия; а организм оказывается подверженным повреждению и может погибнуть, если не включиться механизм действия адаптивных гормонов.
В фазу противошока начинается активация надпочечников, выброс кортикостероидов, резистентность при этом нарастает и наступает вторая стадия ОАС.
● Вторая стадия (резистентности ) - уровень резистентности долгое время держится на высоком уровне, достаточном для сопротивления организма стрессору, и если стрессор прекращает действие, то резистентность возвращается к норме, организм выживает; при этом резистентность повышается неспецифически, т.е. ко всем возможным агентам.
Если стрессор силен и продолжает действовать, то возможно наступление третьей стадии.
● Третья стадия (истощение ) характеризуется всеми признаками, характерными для фазы шока, резистентность падает, организм подвержен повреждающему действию стрессоров вплоть до гибели.
Морфологическая триада при стрессе :
а) инволюция тимико-лимфатического аппарата уменьшение в размерах тимуса, лимфоузлов, селезенки,
б) кровоточащие язвы желудочно-кишечного тракта,
в) гипертрофия надпочечников.
Гематологические изменения при стрессе:
а) лимфопения - лизис лимфоцитов и их уход в ткани; распад лимфоцитов обеспечивает выброс из них энергетических и пластических (РНК, ДНК, белок) субстанций, выход лимфоцитов в ткани - обеспечение иммунной защиты,
б) эозинопения - признак защиты, эозинофилы уходят в ткани, обеспечивают там разрушение гистамина и таким образом уменьшают повреждение в тканях,
в) нейтрофильный лейкоцитоз - выброс в циркуляцию из костного мозга имеющегося запаса нейтрофилов - этим обеспечивается неспецифическая защита от бактерий.
Биохимические изменения при стрессе:
а) изменяется общий обмен:
● первая фаза - катаболическая - (распад белков, жиров, углеводов, распад и лизис клеток в очаге повреждения и по всему организму) - при одномоментном действии стрессора продолжается не более 3-х суток,
● вторая фаза - анаболическая - в стадию резистентности: усиливается синтез белка, активизируется пролиферация, замещение погибших клеток на новые,
б) гипергликемия - в результате глюконеогенеза синтез новой глюкозы из белков - действие гормонов коры надпочечников,
в) распад жиров с освобождением энергии и использовании ее в метаболизме, питании клеток;
г) задержка воды и натрия в организме.
Патогенез общего адаптационного синдрома : пусковые факторы: 1) адреналин; 2) кора мозга; 3) хеморецепторы гипофиза → ретикулярная формация → возбуждение центров гипоталамуса и выброс релизинг-факторов → активация передней доли гипофиза и выброс тропных гормонов (АКТГ, СТГ) → усиление секреции гормонов коры надпочечников (глюко- и минералокортикоидов) → повышение резистентности организма опосредованно через действие гормонов на все виды обмена.
Характеристика адаптивных гормонов передней доли гипофиза и коры надпочечников:
а) АКТГ (адренокортикотропный гормон) - пептидный, катаболический; запускает выброс глюко- и минералокортикоидов,б) глюкокортикоиды - стероидные гормоны (кортикостерон, кортизон, гидрокортизон и другие, их более 10) катаболического действия:
● регулируют белковый и углеводный обмен,
● активизируют глюконеогенез,
● стабилизируют мембраны - уменьшают их проницаемость, предупреждая повреждение клеток,
в) минералкортикоиды (ДОК - дезоксикортикостерон, альдостерон) - стероиды, регулируют водно-солевой обмен - задерживают натрий, выводят калий, задерживают в организме воду.
Влияние на воспаление: глюкокортикоиды - противоспалительные, т.е. снижают воспаление; минералокортикоиды - провоспалительные - усиливают воспаление.
Лечебное применение адаптивных гормонов (глюкокортикоидов):
а) при патологическом течении воспаления,
б) для борьбы с аллергией, с целью иммунодепрессии,
г) для усиления защиты при экстремальных состояниях.
Формы стресса:
Эустресс - оптимальное протекание ОАС - точное соответствие реакции уровню повреждения.
Дистресс - неблагоприятное течение ОАС, с ним необходимо бороться.
Формы дистресса :
1. эмоциональный дистресс - стрессоры действуют длительно, возникают тяжелые соматические заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, особенно кожи) или неврозы (психосоматические заболевания),
2. дистресс, связанный с патологией гормональных механизмов, имеется три вида этого дистресса:
а) глюкокортикоидная недостаточность: при экстремальных состояниях глюкокортикоидов не хватает особенно в стадию тревоги - возникает их дефицит; при экстремальных состояниях глюкокортикоидов много, но рецепторы к ним на клетках не чувствительны; после длительной терапии глюкокортикоидами синтез собственных глюкокортикоидов снижен; врожденная глюкокортикоидная недостаточность - у детей часто, сопровождается тимико-лимфатическим статусом (status thymicolymphaticus) - увеличены тимус и лимфоузлы.
Глюкокортикоидная недостаточность проявляется в снижении резистентности, в невозможности отвечать реакцией стресс, в снижении функции организма, вплоть до шока.
б) избыточная глюкокортикоидная активность проявляется в виде истощения, снижения резистентности к инфекции, артериальной гипертензии, гипергликемии - сахарный диабет; возникает: при избыточной секреции глюкокортикоидов; при медленном их разрушении; при избыточной чувствительности рецепторов к глюкокортикоидам; при терапии этими гормонами - в период их назначения,
в) избыточная минералокортикоидная активность проявляется в виде активации воспаления (артриты, миокардиты, периартерииты, склерозирование сосудов-нефросклероз, артериальная гипертензия); возникает: в условиях, усугубляющих усиленное действие минералокортикоидов - охлаждение, избыточное потребление хлористого натрия и белков, перенесенные другие заболевания.
Методы определения реакции стресс :
1. Определение содержания гормонов АКТГ, глюко- и минералокортикоидов в крови.
2. Определение продуктов метаболизма гормонов в моче - 17-оксикетостероидов.
3. Исследование динамики веса (особенно у детей) - в стадии тревоги вес падает, в стадию резистентности вес растет.
4. Определение содержания эозинофилов в крови - эозинопения.
5. Проба Торна - введение АКТГ вызывает при нормальном функционировании коры надпочечников падение числа эозинофилов в крови в 2 раза.
6. Определение степени эмоционального стресса по тонусу мышц - чем выше тонус, тем выше степень стресса.
7. Определение содержания катехоламинов.
ЛЕКЦИЯ 4
Болезнетворные действия факторов внешней среды
Заболева?емость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения. Болезнь по ВОЗ - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Популярно также определение нормы как оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях среды (А.Д.Степанов, 1975). По мнению А.Д. Степанова саму болезнь следует в некоторых случаях рассматриваться как форму адаптации организма. Организм приспосабливается к среде через различные состояния, такие как здоровье, болезнь, недомогание, и даже смерть. И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим». Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние», обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений. Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы, наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки. Между здоровьем и болезнью нет резких граней. Это отметили еще древние медики. По Галену, существует три состояния человеческого тела: «здоровье - состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь - противоположное состояние; третье состояние - ни здоровье, ни болезнь». На первых страницах своей книги «Канон врачебной науки» Авиценна писал, что врачебная наука исследует тело человека - как оно бывает здоровым и как болеет, и призывал к знанию «причин здоровья». По его мнению, степеней здоровья и болезней существует шесть. Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Основные методы: 1. По данным обращаемости. 2. По данным медицинских осмотров. 3. По причинам смерти. 4. По данным специальных научных исследований. Все методы изучения заболеваемости дополняют один другой и в целом дают наиболее полное и объективное представление о состоянии здоровья населения по одному из критериев, т.е. заболеваемости. Метод обращаемости характеризуется учетом всех первичных случаев заболеваний, а также первичных обращений в поликлинику больных с хроническими заболеваниями, дает наиболее полное выявление острых заболеваний. По данным медицинских осмотров активно и наиболее полно должны выявляться хронические заболевания и патологические состояния в начальной стадии. Необходимо иметь ввиду, что патологические состояния и заболевания выявляются только на момент проведения осмотров, что затрудняет сравнение данных заболеваемости в динамике. По причинам смерти – изучение заболеваемости этим методом дает возможность сплошного учета всех случаев смерти с указанием диагнозов, а также пола и возраста, места жительства умерших и позволяет учесть заболевания, которые не были диагностированы при жизни.Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими (структурными) изменениями (возможно и тем и другим одновременно), наступающими в результате воздействия эндогенных, находящихся в организме человека, или экзогенными, т.е. находящихся во внешней среде, факторов.
Изучение болезни, ее симптомов, диагностики, этиологии и лечения – это прерогатива медицины. Нас же больше интересует понятие «здоровья».
По определению ВОЗ, здоровье - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946]. Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений. Например, определение ВОЗ критикуют за идеальность цели, которой никогда не достичь [Ильин Б.Н., 1988, 1990; Nutbeam D., 1986; Noack H., 1987; Fitzerland M., 1994]. I.Illich (1977) считает, что это определение статично: здоровье надо рассматривать в динамике. Известны и другие критические высказывания.
Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. Кроме того, продолжают появляться все новые. Мы их подробно описали в нашем обзоре [Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994]. В последнее время появились исследования не здоровья, а собственно его определений, их классификации по базовым родовым и видовым понятиям (здоровье как состояние, свойство, процесс, способность и т.д.).
Как показывает такой анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие 6 признаков [Калью П.И., 1988].
1. Отсутствие болезни - традиционный взгляд. Например, «здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (БСЭ, БМЭ). «Здоровье - это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней» (Butterworths medical dictionary, 1978).
2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность - к статистической. Например, «здоровье - функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства».
В работе H.Elrick (1980) к понятию «нормального» здоровья добавляется понятие «euexia» - оптимальное здоровье, которое основано на наборе стандартов, полученных из обследования групп, с долгой и полноценной жизнью, чрезвычайной физической энергией, полной свободой от сердечно-сосудистых и психических болезней.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. «Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во многих формулировках.
4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Например, определение ВОЗ (см. ранее), определение Е.И.Воробьева (1986): «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятельности». Однако остается неясным, каков при этом критерий оптимальности.
6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). «Здоровье определяет процесс адаптации. Это автономная... реакция на социально созданную реальность... возможность адаптироваться к изменениям внешней среды, к росту и старению, к лечению, страданиям и мирному ожиданию смерти». «Здоровье и счастье являются выражением того, как индивидуум реагирует на раздражение и адаптируется к проблемам повседневной жизни». «Здоровье - взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социокультурной реальности».
Обобщая определения, П.И. Калью (1988) выделил 5 моделей определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегрированную модели, причем в последней он объединяет все определения здоровья, содержащие несколько признаков. На этом пути остаются серьезные препятствия. Во-первых, объединение должно привести к системе, а не к хаосу; во-вторых, изначальная задача по определению здоровья возвращается в более сложном образе - выявления качества, принадлежащего системе, но не присущего ее элементам. Наконец, объединение в систему имеет смысл, если в результате она сможет выполнять роль эффективного инструмента исследований, будет обладать достаточной исчисляющей силой. Это непременное условие. Без него построение определений - схоластическое, в лучшем случае это интеллектуальные упражнения без особой практической значимости.
Похожая информация.
Общественное здоровье – характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.
Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:
Доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;
Доступность первичной медико-санитарной помощи;
Охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;
Доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;
Уровень детской смертности, состояние питания детей;
Средняя продолжительность жизни.
Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% - от влияния окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10% - от качества медицинского обслуживания.
Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».
Основные критерии здоровья:
Особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);
Физическое развитие;
Нервно-психическое развитие;
Уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;
Уровень функционального состояния организма;
Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.
1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.
2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения, отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.
2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).
2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.
3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
4 группа - дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.
5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.
Выделяют различные состояния здоровья:
Состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
Состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);
Состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);
Состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).
Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.
Классификация причин болезни:
Механические (удар, сдавление, разрыв и др.)
Физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);
Химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);
Биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);
Социальные факторы.
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.
В развитии ряда болезней можно выделить:
1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.
2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;
3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;
4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.
Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.
Потребность – нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.
Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.
Тема 3. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия студент должен
знать:
дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения и отечественных ученых и определение «болезнь»,
понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез»; исходы болезней; составляющие здоровья;
группы факторов, определяющих здоровье и критерии, его характеризующие,
современную классификацию состояний здоровья;
значения понятий «оценка здоровья», «уровень здоровья», «качество здоровья»;
уметь
анализировать и оценивать внутренние и внешние условия возникновения и развития болезней; современное состояние здоровья населения.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на различия в понятиях «причины болезней» и «условия возникновения и развития болезней», «факторов риска».
2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Назовите дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения, из Большой Медицинской Энциклопедии, отечественных авторов: Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988, Казначеева В.П., Апанасенко ГЛ., 1985, Воронцова И.М., 2000.
Какие общие и отличительные признаки различных определений здоровья можно выделить?
Перечислите качества здорового организма согласно И.Р.Петрову и В.Б. Лемусу.
Назовите признаки здоровья по П.И. Калью (1988).
Что такое оценка здоровья?
Что такое уровень здоровья?
Что такое качество здоровья?
Перечислите составляющие здоровья.
Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?
Назовите критерии, характеризующие здоровье.
Дайте характеристику пяти группам здоровья.
Назовите дефиниции понятий: «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Перечислите исходы болезней.
Какая разница существует между «причинами болезней» и «условиями возникновения болезней»?
Приведите примеры внутренних и внешних условий возникновения и развития болезней.
Назовите группировку определений «болезни» (Лисицын Ю.П.).
«Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка».
Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние. Состояние здоровья населения России, основные тенденции.
Тема нормы, здоровья и болезни, безусловно, является самой специфичной, самой важной, но и самой спорной проблемой медицины. Прежде чем осознать и по достоинству оценить научный смысл поставленной проблемы, надо определиться с понятиями: «норма», «здоровье», «болезнь». Это - базовые, фундаментальные понятия медицины.
Определение основных понятий (Терехова М.В.)
Норма. Естественно, что для построения любой иерархии необходимо определить точки отсчета. В частности, это звучит как проблема соотношения нормы и патологии. Однако возможны различные понимания термина «норма» (табл. 1).
Таблица 1. Разное понимание нормы (по М.Перре, У.Бауманн, 2003)
Статистическая норма |
Идеальная норма |
Социальная норма |
Субъективная норма |
Функциональная норма |
Определяется посредством опытных среднеарифмети-ческих данных – анормальное – значит необычное |
Имеет философ-ское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая – анормальное –значит несоответствующее идеалу |
Предписан-ные обществом нормы поведения – анормальное – значит отклоняющееся |
Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные – анормальное – значит неподходящее для индивида |
Как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня» – анормальное – значит вредное |
В зависимости от точки зрения на уровни ≪континуума состояния здоровья≫, конкретный человек будет оценивать свое состояние, исходя из субъективной нормы, а исследователь в зависимости от целей и специфики исследования может выбирать статистическую, социальную или функциональную норму.
В медицине чаще всего дается следующее определении нормы.
Норма - количественное выражение качественного состояния живого организма в каждый отдельный момент времени. Обычно под нормой понимают средние значения показателей, встречающихся в популяции, как, например, рост, вес и т.д.
Традиционно в медицине для определения нормы проводят измерения того или иного параметра на достаточно большой (или, как говорят в статистике, репрезентативной ) популяции, после чего производится расчет среднего значения и допустимого диапазона нормальных значений.
После этого нормальные величины или диапазоны их значений заносятся в справочники, и отклонения от этих величин рассматриваются врачами как проявление некой патологии.
К примеру, нормальное содержание гемоглобина в периферической крови у женщин - 120-140 г/л. Снижение этого показателя наблюдается при анемии, которая может быть как самостоятельным заболеванием, так и признаком (симптомом ) другого заболевания.
Однако содержание гемоглобина в периферической крови не является постоянной величиной. В зависимости от различных факторов она может меняться величин с нормативными необходимо стандартизировать условия проведения измерения. Так, общий анализ крови берется в утренние часы натощак. Прием пищи вызывает выход форменных элементов крови из депо, что приводит к увеличению их содержания в периферической крови и, соответственно, повышается число эритроцитов. Так как в эритроцитах содержится гемоглобин, то после приема пищи его уровень в крови может быть ошибочно определен как повышенный.
При определении нормальных величин существует целый ряд проблем, связанных с выбором исходной популяции людей, у которых происходит измерение показателя.
Так как нормальные значения зависят от выбора исходной популяции, то в клинической практике эти величины не следует воспринимать как абсолютные. Нельзя ставить диагноз только по результатам анализов, не сопоставляя их с клинической картиной заболевания. Тем более нельзя ставить диагноз только на основании одной измененной величины.
Представления о норме как средней статистической величине были дополнены функциональным подходом к определению «норма». При функциональном подходе к определению понятия ≪норма≫ под нормой понимается количественное значение показателя, обеспечивающего максимальную адаптацию к окружающей среде. Так, у лиц, проживающих в высокогорных районах, из-за разреженного воздуха с низкой концентрацией кислорода увеличено содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови. Уровень гемоглобина 150-160 г/л может рассматриваться у этих лиц как норма, а 120-130 г/л - как анемия. Однако этот уровень содержания гемоглобина является нормальным для жителей Среднеевропейской равнины.
Заканчивая обсуждение понятия «норма», необходимо отметить, что понятия не-норма и аномалия - различны. Человек может иметь некоторую аномалию развития (например, декстракардию - сердце, расположенное справа). Но если эта аномалия не уменьшает адаптации человека к окружающей среде, то ее можно рассматривать в качестве нормы для данного индивидуума.
Многие представления о норме были пересмотрены с развитием концепции доказательной медицины.
Здоровье.
Прежде чем обсуждать следующие понятия – здоровье и болезнь, нужно остановится на сущности самого человека и вспомнить определение, сформулированное в БМЭ в статье "Человек" (Ю.П. Лисицын): "Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) - высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью".
Понимание сущности человека - ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали приоритет социального, которое опосредует биологическое, преобразует его.
Следует отметить, что удовлетворившей бы всех дефиниции здоровья пока не найдено (их существует более 100), однако с несколькими аксиоматическими положениями большинство авторов соглашается:
В абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье - идеал;
Каждый человек здоров условно; ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым;
Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд); есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека; условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
В трактовке понятия «здоровье» существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.
В Большой Медицинской Энциклопедии говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».
Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».
По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.
Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:
1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.
2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;
3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.
Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:
Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;
Отсутствие болезни;
Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;
Способность к полноценному выполнению социальных функций;
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;
Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка - это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».
Как правило, определения сущности здоровья относятся ко всей популяции населения (Агаджанян Н.А. и др., 1990; Антонова Н.Н., 1998; Зелинская Д.И., 1990; Казначеев В.Н., 1995; Мамчур Н. Н., 1993; Сердюковская Г. Н. и др., 1979).
Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ дается определение: ≪здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма≫.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (1946). Таким образом, понятие ≪здоровье≫ является более широким, чем ≪не-болезнь≫, так как включает в себя не только случай отсутствия болезни, но и социальный, душевный и физический компоненты.
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Определение ВОЗ подразумевает, что в различных обществах, разных культурах восприятие здоровья может быть неодинаковым. Так, в обществе потребления под социальным здоровьем понимают наличие материальных благ, а в духовном обществе (например, религиозной общине) - душевную чистоту, близость к Богу и т.д.
Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, немного найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.
Учитывая вышесказанное, а также определение здоровья, принятое ВОЗ, можно рассматривать некое пространство - от неблагополучия до полного благополучия - как многоуровневый континуум состояния здоровья человека с полюсами ≪смерть≫ как полное прекращение жизнедеятельности и ≪абсолютное здоровье≫ как раскрытие актуального максимума потенциальных возможностей человека.
ВОЗ предлагает различать личное и общественное здоровье:
1. Личное здоровье характеризует состояние индивидуума. Соответствие различных показателей гомеостаза норме и отсутствие признаков болезни необязательно означает, что человек здоров. Поэтому в своей лечебной деятельности врач обычно ограничивается заключением ≪практически здоров≫.
Данное выражение подразумевает, что на некотором ближайшем отрезке времени человек может быть здоров и трудоспособен, однако он не гарантирован от заболеваний при изменении условий в его окружении, например в быту или не работе.
Состояние здоровья группы индивидуумов (например, учащихся одной школы) характеризуется групповым здоровьем.
2. Общественное здоровье - состояние общества в целом. Характеризуется такими показателями, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.д.
Здоровье жителей определенного региона, территории называется региональным здоровьем
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - социальное понятие, поэтому для оценки общественного здоровья рекомендуется использовать следующие показатели:
Отчисление валового национального продукта на здравоохранение;
Доступность первичной медико-санитарной помощи;
Уровень вакцинопрофилактики населения;
Степень обследования беременных квалифицированным персоналом;
Состояние питания детей и подростков;
Уровень детской смертности, особенно первого года жизни;
Средняя продолжительность предстоящей жизни;
Гигиеническая грамотность населения.
ВОЗ считает своим основным принципом ≪достижение здоровья по самым высоким стандартам≫ для всего населения Земли.
Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. (2013) дают следующие определения:
Здоровье - динамичное состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при котором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.
Норма здоровья - форма жизнедеятельности организма, обеспечивающая ему наилучшую возможность функционировать и адекватные условия существования.
Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.
Индивидуальное здоровье - динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
Общественное здоровье - медико-социальный потенциал развития общества, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья населения.
Выделяют следующие составляющие здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.
Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.
Репродуктивное здоровье - отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.
Таким образом, можно выделить следующие концептуальные подходы (5) к выделению различных групп дефиниций (определений) здоровья:
1) функционально-биологический подход
В основе лежит нормальное функционирование организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном). Такой подход определяет здоровье как нормальное течение физиологических и биохимических процессов.
2) здоровье рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды
Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3) социально-биологический подход
В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение.
4) адаптационный подход
Приоритетным в определениях здоровья является способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в окружающей среде.
5) ценностный подход.
Здоровье выступает как ценность для человека, необходимой предпосылкой для полноценной гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Наличие достаточно большого количества определений здоровья еще раз подтверждает что здоровье – это очень сложный объект познания.
Оценка состояния здоровья.
Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.
Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).
Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья - это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.
В настоящее время в основу современной оценки состояния здоровья положены:
Три группы факторов, обусловливающих здоровье :
наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).
особенности онтогенеза (биологический анамнез),
условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).
Пять критериев, характеризующих здоровье:
физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).
нервно-психическое развитие.
уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.
функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.
хронические заболевания или врожденные пороки развития.
В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья дети (С.М. Громбах, 1982).
I группа - здоровые, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;
II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.
III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.