Брак как центральный институт гражданского права. Брак как социальное явление. Политические права и свободы граждан
2) Порядок и условия заключения брака;
3) Недействительность брака;
4) Прекращение брака.
1 вопрос
СК РФ определения брака не даёт. Т.к. брак является комплексным институтом, его юридическое определение неизбежно было бы неполным, т.к. не могло бы охватить все существенные признаки брака, лежащие за пределами права. «Брачити» (славян.) – отбирать хорошее, отвергать плохое.
Брак – моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением установленного в законе порядка, направленный на создание семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Черты брака:
v Это всегда равноправие. Брак заключается на паритетных началах;
v Брак …
доброволен;
v Моногамность (1 мужчина + 1 женщина);
v Цель союза – создание семьи;
v Союз, заключаемый с соблюдением установленного порядка (органы ЗАГСа).
3 концепции, объясняющих правовую природу брака:
® Теория договора. Разработана в Древнем Риме, суть теории: все основные формы вступления в брак носили на себе признаки простой гражданской сделки. Правовому регулированию подвергалась только имущественная сфера брачных отношений, нравственные и духовные аспекты брака в предмет регулирования не входили;
® Теория таинства. На смену Римскому строю приходила церковь. С развитием общества семейные ценности стали регулироваться церковными нормами и браку был придан характер мистического таинства «браки заключаются на небесах». В сферу регулирования попали этические и физические элементы брака;
® Институт особого рода. На место религиозной концепции, а иногда и наряду с ней пришли этические представления о браке и понятие брака стало выводиться из соответствия брачного союза нравственной природе человека. При этом брак не рассматривается ни как таинство, ни как договор, а как институт особого рода. Г.Ф. Шершеневич, Загоровский, Иоффе.
2 вопрос
Согласно ст. 10 СК РФ действительно на территории РФ признаётся только брак, заключённый в органах ЗАГСа. Юридическое значение придаётся только зарегистрированным бракам. По Российскому законодательству ни церковной форме брака (венчание в браке), ни браку, заключённому по местным обычаям или национальным обрядам не придаётся юридического значения.
В настоящее время СК РФ предусматривает возможность признания правовой силы за церковной формой брака в случае, если брак в такой форме совершён на оккупированных территориях СССР в период ВОВ до восстановления на этих территориях органов ЗАГСа. П. 7 ст. 169 СК РФ.
Установление ГР означает также, что к фактическим брачным отношениям, сколько бы они не продолжались, юридической силы не придаётся, следовательно, правовых последствий они не порождают. «Гражданский» брак – это заблуждение. Франция – легализация браков на уровне муниципалитета.
Имущественные отношения между фактическими супругами регулируются нормами об общей долевой собственности, установленными нормами гл. 16 ГК РФ.
К СЕМИНАРУ: брак за рубежом.
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БРАКА
§ Правообразующее;
§ Охрана прав и интересов супругов.
Государственный орган – орган ЗАГСа. Документ – свидетельство о браке в ед. экз.
Основанием для ГР является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Регистрация производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак (ст. 25 ФЗ «Об АГС»). Лица, вступающие в брак, подают совместное заявление в письменной форме, в котором подтверждается 2 факта: взаимное добровольное согласие / отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Если одно из лиц, вступающих в брак, не может явиться для подачи совместного заявления, то волеизъявление лиц, выступающих в брак, может оформляться отдельными заявлениями, но подпись лица, которое не может явиться, должна быть нотариально удостоверена. Ранее было обязательно совместное присутствие при подаче заявления. Заключение брака производится в личном присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин орган ЗАГСа может разрешить заключение брака до истечения месяца, или может увеличить срок но не более, чем на 1 месяц. Причины уменьшения могут быть разнообразны, перечня нет, но беременность, рождение ребёнка, призыв в армию, срочный отъезд в командировку и если вступают в брак и фактически состоят в брачных отношениях в заявительном порядке «сложились фактические отношения». Что касается увеличения срока, то перечня нет. Может быть болезнь, желание лучше подготовиться к свадьбе. Причины могут быть как до так и после подачи заявления. То, что дата регистрации уже назначена, не является основанием для отказа в переносе.
Существуют особые обстоятельства, при которых орган ЗАГСа может зарегистрировать брак в день подачи заявления. Это исключительные обстоятельства (перечня нет): беременность, рождение ребёнка, если жизни одной из сторон угрожает опасность (отъезд в сложную опасную командировку; отъезд в район боевых действий – безразлично, в качестве кого поехал; предстоящая опасная медицинская операция). Документальное подтверждение и решение с учётом конкретных обстоятельств. Подача заявления в органы ЗАГС никаких правовых последствий не имеет и никак не связывает лиц, подавших заявление, т.е. каждый в любой момент может отказаться от регистрации брака. Месяц, чтобы подумать.
Личное присутствие лиц, вступающих в брак, во время регистрации обязательно. В случае, если лица, вступающие в брак, не могут явиться в органы ЗАГС, вследствие болезни или иной уважительной причины, ГР может быть произведена на дому, в медицинском учреждении или в ином месте в присутствии лиц, вступающих в брак.
УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Это т.н. «материальные» условия, в отличие от тех, которые относятся к форме и процедуре заключения брака. Несоблюдение одного из материальных условий заключения брака влечёт его недействительность.
· Добровольное согласие лиц, вступающих в брак;
· Брачный возраст. Общее правило: 18 лет брачный возраст, может быть снижен:
До 16 лет, но по решению ОМС (администрация района) по МЖ лиц, вступающих в брак при наличии уважительных причин – любые (беременность, рождение ребёнка, сложившиеся фактические брачные отношения);
Возможность заключения брака с лицом младше 16 лет (вопрос решается законами субъектов РФ, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак в виде исключения). Эмансипированный несовершеннолетний не приобретает брачной дееспособности в силу только факта эмансипации. Для регистрации брака он должен получить соответствующее разрешение на общих основаниях.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
Заключение брака не допускается:
Þ Близкое родство (нереабилитируемое основание). Существует исчерпывающий перечень лиц, которым запрещается вступать в брак. Родители, дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные (общие отец и мать) и неполнородные (либо мать либо отец общие) братья и сёстры. Запрет носит биологический характер. Сводные братья и сёстры могут вступать в брак, потому-что ни один из них не является по крови родственником. Двоюродные братья и сёстры могут (боковое родство!);
Þ Брак усыновителя и усыновлённого (запрет носит морально-этический характер). Для того, чтобы заключить такой брак, необходимо ходатайствовать об отмене усыновления;
Þ Брак с лицом, признанным судом недееспособным. Это психически тяжело больной человек, беспомощным состоянием которого может воспользоваться авантюрный (ненадлежащий) партнёр по браку без цели создания семьи;
Þ Нельзя вступать в брак, если хотя бы одно лицо уже состоит в зарегистрированном браке. Проявление принципа моногамии – запрещается двоемужие и двоежёнство. Однако в республиках (Чечня, Ингушетия) это допускается легально. Фактические брачные отношения не являются препятствием к заключению брака.
Перечень вышеназванных обстоятельств является исчерпывающим. Отказ в регистрации брака по иным причинам не допускается, в т.ч. и по медицинским. ДЛ не вправе выяснять обстоятельства и даже если есть сведения о болезни (СПИД, ВИЧ), они не вправе отказать в регистрации брака. Сохранение медицинской тайны.
КОНФЕРЕНЦИЯ (БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОБСТВЕННОСТЬ). БЛИЗКОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
3 вопрос
В законе нет понятия «недействительность брака», а лишь указаны условия, нарушение которых влечёт недействительность. Брак признаётся недействительным при нарушении условий его заключения а также при заключении фиктивного брака.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Условно все основания можно разделить на несколько групп:
I. Нарушения установленных законом условий заключения брака;
Ø При отсутствии взаимного добровольного согласия на заключение брака. Это порок воли, выражающийся в:
× Принуждении – согласие на брак было сформировано под воздействием физического или психического насилия или же угрозы его применения. Принуждение может исходить как от другого лица, вступающего в брак, так и от лиц, которые также могут действовать как в интересах этого лица, так и в своих собственных. Насилие и угроза могут относиться как к самому лицу, вступающему в брак, так и к близким ему людям (ребёнку);
× Заблуждении – у лица, вступающего в брак, сложилось ошибочное преставление об обстоятельствах, имеющих существенное значение для заключения брака. Однако заблуждение должно касаться не мотивов, а личности другого супруга, его физической идентификации (брак не с тем лицом). В качестве существенного заблуждения может признаваться заблуждение относительно моральных качеств личности (практика: брак с осуждённым; брак с проституткой); заблуждение относительно социального статуса, имущественного положения, профессии; заблуждение относительно состояния здоровья (инфекционные заболевания);
× Обман – намеренное введение лица в заблуждение с целью заключить брак. Выражается в сообщении ложных сведений, умолчании о фактах, имеющих решающее значение (лицо сознательно выдаёт себя за другое). При оценке обстоятельств действует только субъективный фактор, т.е. как именно эти обстоятельства повлияли на конкретное лицо;
× Заключение брака хотя и с дееспособным лицом, но в момент заключения брака в силу своего состояния не отдававшего отчёт в своих действиях и не способное руководить ими. Причины: нервное потрясение; психическое расстройство или иное заболевание (физическая травма, алкогольное или наркотическое опьянение). Документы, подтверждающие обстоятельства; свидетельские показания, экспертизы;
Ø Брак, заключённый с несовершеннолетним лицом, которому не было дано разрешения на снижение брачного возраста. Однако такой брак не может быть признан недействительным только, если этого требуют интересы несовершеннолетнего и при наличии его согласия. Если нет согласия несовершеннолетнего, то такой брак может быть признан недействительным только при реальной угрозе здоровью или интересов несовершеннолетнего (приобщение к наркотикам, вовлечение в преступную среду, принуждение к занятию проституцией).
II. Заключение брака при наличии обстоятельств, препятствующих его заключению:
При наличии близкого родства: люди не знают, что они являются родственниками. Такой брак не может быть признан действительным ни при каких обстоятельствах;
Брак между усыновителем и усыновлённым;
С недееспособным лицом, которое признано таковым в суде. Если лицо выздоровело и решением суда ему возвращена дееспособность + они согласны продолжать супружеские отношения, то такой брак может быть признан действительным;
Вступление во второй брак без прекращения предыдущего. Недействительным признаётся второй (последующий). Брак может быть признан действительным, если к моменту рассмотрения дела в суде предыдущий брак будет прекращён (расторгнут, супруг умер, брак признан недействительным).
III. Сокрытие одним из вступающих в брак от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции. Но юридическая сила связана с фактом сокрытия заболевания;
IV. Фиктивный брак – брак, который заключён без намерения создать семью со стороны одного или обоих супругов. При заключении такого брака супруги всегда преследуют определённые цели (получение права на жильё (регистрация по месту жительства), право на российское гражданство, права на пенсии, пособия, льготы, право на имущество). Однако основным признаком фиктивного брака являются не мотивы, а отсутствие намерения создать семью. Если лица, вступившие в брак, преследовали имущественные или иные выгоды и при этом они создали семью, то такой брак не является фиктивным и не может быть им признан. Такой брак действителен – «брак из корыстных побуждений», «браки по расчёту».
Данный перечень оснований является исчерпывающим, брак признаётся недействительным только по решению суда, до этого действует презумпция действительности брака. Само по себе наличие оснований для признания брака недействительным автоматически такого признания не влечёт. Дела рассматриваются в форме искового производства, на иски о признании брака исковая давность не распространяется, они могут быть предъявлены в любое время в течение существования самого брака. Предъявление иска после расторжения брака, как правило, не допускается. Однако есть исключения: браки между родственниками; заключение брака без прекращения предыдущего.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Аннулирование всех правовых последствий заключения брака. В этом есть основное значение недействительности брака. Признание брака недействительным действует с обратной силой во времени. Брак является недействительным с момента его заключения. В разводе правовые последствия на будущее (куда определить детей).
ü Личные правоотношения прекращаются с момента заключения брака (право на фамилию, право на общее гражданство, право на регистрацию);
ü Имущественные отношения: нормы об общей долевой собственности (в зависимости от вкладов, кто что заработал, тот и забирает).
Все правовые последствия могут быть поставлены в зависимость от субъективной характеристики каждого из супругов. Речь идёт о добросовестном супруге (не знало и не могло знать). Аннулирование всех правовых последствий заключённого брака привело бы к нарушению интересов добросовестного супруга. Согласно п. 1 ст. 30 СК РФ суд вправе (может) сохранить фамилию, признать право на алименты. К имуществу, нажитому во время такого брака, возможно применить нормы СК РФ. Но если это будет к выгоде добросовестного супруга. Брачный договор суд может признать действительным полностью либо частично. Кроме того, добросовестный супруг может потребовать возмещения морального и материального вреда. Признание брака недействительным не влияет на права детей, рождённых в таком браке. Это может быть опровергнуто судом.
ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ПРИЗНАНИЕ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Ст. 28 СК РФ. Все эти лица устанавливаются в зависимости от основания для признания брака недействительным:
☻ Супруг, права которого нарушены;
☻ Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители);
☻ Иные лица, чьи права нарушены (супруг по предыдущему браку);
☻ Прокурор.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УСТРАНЯЮЩИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА
К моменту рассмотрения дела в суде обстоятельства, которые влекут недействительность брака, могут перестать существовать. В этом случае брак может быть признать действительным, т.е. он может быть санирован (оздоровлён). Однако отпадение условий само по себе не влечёт санации брака, а лишь даёт право суду признать брак действительным. Суд констатирует наличие правопрепятствующих ЮФ (другой нерасторгнутый брак), которые служат основанием для признания брака недействительным. Суд делает вывод о недействительности брака.
Затем суд выявляет наличие правовосстанавливающих ЮФ (расторжение брака, смерть супруга по предыдущему браку). После этого суд может признать брак действительным, но с момента, когда обстоятельства перестали существовать. Даже если эти обстоятельства перестали существовать в интересах добросовестного супруга суд может признать брак недействительным.
4 вопрос
ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА (ВОЛЕВОЕ)
Это ЮФ, с наступлением которого законодательство связывает прекращение брачных отношений. Ст. 16 СК РФ устанавливает перечень оснований прекращения брака, которые условно можно разбить на 2 группы:
v Основания, связанные с естественными причинами без волевого характера:
Ø Смерть супруга;
Ø Объявление супруга умершим.
Прекращение брака по этим основаниям специальной процедуры не требует. Достаточно предъявить в ЗАГС документ, удостоверяющий смерть супруга или судебное решение об объявлении супруга умершим. Регистрация данного акта даёт супругу право вступить в новый брак. Восстановление такого брака возможно, если супруг возвратился, либо обнаружилось место его пребывания; состоялось судебное решение, отменяющее прежнее решение; должно быть совместное заявление о восстановлении брака. Это возможно, если любой из этих супругов не вступил в брак. Автоматически такой брак не восстанавливается.
v Основания, связанные с волевым критерием:
· Расторжение брака по заявлению одного из супругов или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. В соответствии с СК РФ расторжение брака может быть произведено в органах ЗАГС или в суде. Причём закон не предоставляет супругам возможности выбора порядка расторжения брака. Фактическое прекращение супружеских отношений без надлежащего оформления развода (не ведут совместное хозяйство) не влечёт прекращение брака даже, если стороны длительное время не проживали вместе.
Органы ЗАГС: если есть взаимное согласие обоих супругов и у них отсутствуют общие несовершеннолетние дети, включая усыновлённых. Согласие выражается в письменной форме путём подачи совместного или 2-х раздельных заявлений (лицо, которое не может явиться в орган ЗАГС для подачи заявления, подаёт его самостоятельное заявление, но подпись на котором нотариально удостоверяется). Если до оформления развода один из супругов изменил своё решение, то расторжение брака возможно только через суд. В органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного супруга (независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей): если другой супруг признан безвестно отсутствующим / признан судом недееспособным / осуждён к ЛС на срок свыше 3-х лет. Расторжение брака и выдача свидетельства производится по истечении 1 месяца от подачи заявления. Независимо от расторжения брака в органах ЗАГС у супругов могут оставаться неразрешённые вопросы. В этом случае согласно ст. 20 СК РФ, споры о разделе совместной собственности; о выплате средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга; споры о детях (супруг осуждён или недееспособен) разрешаются в суде .
Поделиться с ДРУЗЬЯМИ: <*> Trofimets I.A. In stitute of marriage as a legal and social in stitute.Трофимец Ирина Александровна, доцент кафедры гражданского права ГОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", кандидат юридических наук.
В статье предпринята попытка обосновать принадлежность института брака к категориям "правовой институт" и "социальный институт". Показано место института брака в системе отрасли семейного права. Сделан вывод о соотношении социального института брака и правового института брака.
Ключевые слова: брак, правовой институт, отрасль права, система права, право, социальный институт.
The article tries to substantiate the belonging of the institute of marriage to categories "legal institute" and "social institute"; shows the place of marriage in the system of branch of family law; makes a conclusion on correlation of social institute of marriage and legal institute of marriage.
Key words: marriage, legal institute, branch of law, system of law, law, social institute.
Правовой институт <1> или институт права - это устойчивое и часто употребляемое выражение, но не получившее необходимой определенности до настоящего времени. В связи с чем представляется актуальным высказывание Л.И. Дембо (1956 г.): "Принято злоупотреблять этим термином, применять его очень широко, к любому правовому явлению, не вкладывая в этот термин по существу какого-либо конкретного содержания" <2>.
<1> В современный язык термин "институт" пришел из латинского языка: institutum - установление, устройство.
<2> Дембо Л.И. О принципах построения системы права // Советское государство и право. 1956. N 8. С. 93.
Термин "правовой институт" используется как данность, и в юриспруденции, и в иных научных отраслях знаний. Следует заметить, что, несмотря на то, что многие ученые-юристы (С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, В.К. Бабаев, Д.Н. Бахрах, А.Б. Венгеров, А.И. Денисов, О.С. Иоффе, Д.А. Керимов, Е.А. Киримова, С.А. Комаров, К.И. Комиссаров, В.В. Лазарев, В.С. Нерсесянц, В.И. Никандров, М.Н. Марченко, А.В. Малько, С.В. Поленина, О.Н. Садиков, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, В.А. Четвернин, Л.С. Явич, В.С. Якушев и др.), изучавшие общетеоретический и отраслевые аспекты сущности "правового института", признавали важность и необходимость их структурного обособления и функционирования, однако монографические исследования данной тематики в России практически не проводились <3>.
<3> В числе монографических исследований этой правовой категории можно назвать: Киримова Е.А. Правовой институт (Теоретико-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
Социологи утверждают, что позаимствовали понятие "институт" у юристов, наделив его новым содержанием <4>. На наш взгляд, эти две категории - "социальный институт" и "правовой институт" - соотносятся как общее и частное, поскольку право вообще есть одно из общественных явлений, социальных феноменов. Хотя представляется, что некоторые проявления общественной жизни (социальные институты) могут существовать только в виде правовых институтов, например институт парламентаризма.
<4> См.: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб., 2005. С. 90.
Социальный институт - это основной компонент структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни <5>. Термин "институт" используется широко, и в научной литературе, и в средствах массовой информации под институтом понимают разнородные и аморфные явления: общественные, политические, правовые институты, институты демократии, парламентаризма, собственности и др. В социологической науке существует несколько доктринальных концепций "социального института". Так, американский социолог Т. Веблен предлагал понимать под эволюцией общества процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе являются привычными способами реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями <6>. П. Бергер социальным институтом называл обособленный комплекс общественных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организованно оформленную религию <7>. С точки зрения Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей, это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вида деятельностей <8>. Дж. Бернар трактовал социальный институт как совокупность норм и образцов поведения, как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции <9>.
<5> См.: Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 227.
<6> См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 200 - 201.
<7> См.: Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 84.
<8> См.: Bouveir L. A Workbook and Reader in Sociology. California, 1968. P. 30 - 31.
<9> См.: Bernard J., Thompson L. Sociology. Nurses and their Patients in a Modern Society. Saint Louis, 1970. P. 125.
Представляют интерес научные дефиниции отечественных социологов, использующих разные подходы к определению социального института. Так, по мнению С.С. Фролова, социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества <10>. С позиции М.С. Комарова, социальный институт - это ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др. <11> Резюмируя существующие взгляды на социальный институт, не вдаваясь в дискуссию по вопросу определения социального института, можно заключить, что социальные институты - это результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Представляется, что наиболее ярко проявляется этот вывод на примере таких социальных институтов, как брак и семья.
<10> См.: Фролов С.С. Социология. М., 1994. С. 122.
<11> См.: Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 194.
Следовательно, правовой институт - это вид социального института. И в то же время правовой институт - это часть системы права. Право - это тоже социальный институт, но другого порядка. Право как социальный институт представляет собой систему, комплекс взаимосвязанных элементов, характеризующихся целостностью и устойчивой структурой. Право имеет однородный, иерархический, организованный характер.
Говоря же об институте брака, мы имеем в виду два его значения: "социальный институт" и "правовой институт". Брак - это социальный и юридический феномен. Институт брака в социологическом смысле - это общественная организация, или, другими словами, - это особая организация жизнедеятельности людей. Такой социальный феномен, как квазибрак (его модели: фактическое сожительство, фактическая полигамия, однополые партнерства), не является юридическим феноменом в современном российском обществе. Значит, верно утверждение, что, несмотря на социальный характер каждого юридического феномена, не все социальные феномены являются одновременно феноменами юридическими <12>. При изучении феноменов-институтов используется сравнительно-исторический метод. Правовой институт - это часть права, т.е. часть особого социального института.
<12> См.: Бержель Ж.Л. Общая теория права. М., 2000. С. 299.
Прежде чем судить о значении права в регулировании брачных отношений (особой организации жизнедеятельности людей), хотелось бы заметить, в чем вообще значение права в жизни общества и индивидов и какова его структура как социального института, а также определить место семейного права в системе права, аргументировать "суверенность" семейного права как отрасли права. На наш взгляд, наиболее удачное определение сущности права предложил французский компаративист Р. Давид: "Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм... Право - это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального строя, и от этой концепции зависит, как применяется и функционирует право" <13>.
<13> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 2003. С. 19.
По мнению В.С. Нерсесянца, феномен права можно объяснить так: "...право - это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом - своим принципом. Этим принципом является признание формального равенства, выражающего существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов" <14>.
<14> Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 33 - 34.
Право есть справедливость, оно должно соответствовать человеческим интересам высшего порядка. Именно требование справедливости является основным постулатом права. Право - это социокультурная ценность, старейший вид регулятора общественных отношений, наряду с обычаями, традициями, нормами религии, морали и нравственности, хотя и возникло несколько позже, одновременно с появлением государства. В общей теории права в этой связи принято различать: "право государства" как совокупность создаваемых государственными органами правовых норм и "право, применяемое в государстве", представляющее собой совокупность нормативных предписаний, действующих на территории государства.
С позиции С.С. Алексеева, право должно отвечать требованиям морали, исходя из сложившейся системы человеческих ценностей в современном обществе, соответствующей основным началам христианской культуры, или культуры, однопорядковой с христианской, в том числе культуры ислама, буддизма <15>. Аналогичного мнения придерживается В.А. Туманов, утверждая, что "внутренняя моральность права - одно их важнейших условий его эффективности" <16>. На наш взгляд, представляется весьма актуальным обращение к конфессии как к социальному регулятору, и именно в брачно-семейной сфере, поскольку религиозные заповеди глубоко моральны и межнациональны. Например , религиозная заповедь (большинства мировых религий: христианства, ислама, буддизма) "Не прелюбодействуй" - это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то он превратится в правовой запрет <17>. И действительно, в законодательстве некоторых государств моральные постулаты стали правовыми нормами. Так, законодательство КНР предусматривает уголовную ответственность за прелюбодеяние и двоеженство <18>.
<15> См.: Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. С. 56.
<16> Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8. С. 56 - 58.
<17> См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. М., 1997. С. 4 - 5.
<18> См.: Уголовный кодекс КНР. СПб., 2001.
В одних ситуациях, например, столкнувшись с конфликтом безопасности брака и личной свободой супруга, право допускает такое основание прекращения супружеских отношений, как развод, и регламентирует его процедуру, несмотря на необходимость укрепления социального института брака.
В других случаях право индифферентно по отношению к любой идее справедливости (например, признание прав фактических сожителей), в других - отвергает всякую целесообразность справедливости, предпочитая порядок в обществе (например, непризнание семейных прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации).
Однако анализ правовой теории и практики показал, что права предоставляются для удовлетворения легитимных интересов, а не нанесения вреда другому лицу, и их существование приобретает крайне нежелательный характер, если они отклоняются от этой цели <19>. Возникает вопрос: какой вред может быть причинен лицам, да и обществу в целом, при узаконивании семейных прав названных выше категорий партнеров? Представляется, что способность права приспосабливаться в целом и гибкость отдельных юридических норм позволили бы вместить в их рамки достаточное количество новых реалий. Социальный институт брака принимает под свое лоно фактических сожителей и однополых "супругов", правовой институт брака также может иметь в своем составе положения о регулировании таких квазибрачных союзов. Более того, в семейном праве зарубежных государств находят юридическое закрепление эти модели семьи. На самом деле сожительство сближает внебрачные отношения ("свободный брак") с законным браком, поскольку заимствует некоторые черты у брака, в частности устойчивость и общеизвестность, направленность на создание семьи (совместное проживание и ведение общего хозяйства). Вообще, связь между правом и обстоятельствами реальной действительности развивается под воздействием сил, которые таит в себе жизнь общества. Посредством права государство обязано (выделено мной. - И.Т.) реагировать на происходящие социальные изменения. Для того чтобы регулировать субъективные права средствами объективного (позитивного) права, необходимо прибегать к правилам, которые соответствуют формальному определению права, как системе юридических норм, общеобязательных правил поведения, принимаемых, санкционированных государством и обеспеченных принудительной силой государства.
<19> См.: Бержель Ж.Л. Указ. соч. С. 75.
Традиционно в общей теории права в качестве структурных подразделений права выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты (подынституты) права и нормы права, называя совокупность этих составляющих системой. Брак как правовой институт входит в систему такой отрасли права, как семейное право.
Система права (в одних источниках система права отождествляется с правовой системой, в других - различается <20>) формируется не по произвольному усмотрению людей, отдельных коллективов или государства, а обусловлена системой общественных отношений и складывается постепенно в процессе естественно-исторического развития. Право по своей природе связано с фактами социальной жизни. Однако право не всегда следует пассивно за эволюцией фактов. Эффективность права зависит от его соответствия потребностям социальной жизни. Право как сложный социальный организм едино, но вместе с тем оно характеризуется внутренней расчлененностью. М.Н. Марченко отмечал, что необходимость подразделения системы права на различные составляющие части существовала в обществе всегда <21>.
<20> См. о соотношении категорий "система права" и "правовая система": Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международных и национальных правовых систем. Владивосток, 2005.
<21> См.: Марченко Н.М. Теория государства и права. М., 2005. С. 565.
Г.Ф. Шершеневич объяснял деление отрасли на составные части - "отделы" тремя причинами: теоретической, педагогической и практической. В своей работе "Общая теория права" ученый писал: "С теоретической стороны в нормах права наблюдается внутреннее различие по их характерным чертам, которое требует соответствующей классификации. С педагогической стороны огромный, все нарастающий материал права не допускает одновременного изучения его без деления на части. Наконец, с практической точки зрения то обстоятельство, что разным органам управления, особенно судам, приходится иметь дело с различными группами норм, побуждает найти все более или менее твердые основания для разграничения подведомственности. Все эти причины вызвали в науке ряд попыток к разделению права" <22>.
<22> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 513 - 514.
На наш взгляд, интересна позиция С.П. Маврина о неактуальности самой проблемы деления права на самостоятельные отрасли, "поскольку ее решение не оказывает никакого практического воздействия на эффективность правотворчества и правоприменения" <23>.
<23> Маврин С.П. Метод правового регулирования и позитивное право // Правоведение. 2003. N 1. С. 212 - 213.
Конструирование отраслей права происходит не по произвольному желанию законодателя или ученых, в их основе лежит сложившая система общественных отношений. Но на формирование отраслей права оказывают влияние и субъективные факторы (например, лоббирование корпоративных интересов - нотариусов, страховщиков и т.п.).
Общепризнано, что отраслеобразующими факторами являются предмет и метод правового регулирования. А также поскольку специально-юридические признаки отражают регулятивные особенности отрасли права и в этом качестве вся их совокупность составляет специфику отраслевого метода правового регулирования, то и к его характерным чертам наряду с другими относятся принципы и функции отрасли права <24>. Выделяют в общей теории права такое свойство отрасли, как законодательная обособленность - наличие, как правило, собственного кодифицированного акта. Семейное право выражено в таком базовом источнике, как Семейный кодекс Российской Федерации <25> (далее - СК РФ).
<24> См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. N 1. С. 25 - 34.
<25> См.: Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. (в ред. 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2008. N 17. Ст. 1756.
Итак, первый отраслеобразующий фактор - это особый предмет правового регулирования. Действительно общественные отношения, составляющие предмет семейного права, имеют определенные особенности, отличающие их от круга общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, и прежде всего частного права. На предмет семейного права указывает семейное законодательство. Исходя из положений, закрепленных в ст. 2 СК РФ, предмет семейного права можно определить как основанные на браке, родстве, усыновлении, опеке и попечительстве, принятии на воспитание детей личные неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи (супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками, а в случаях, предусмотренных законом, и между другими лицами). Многие специалисты семейного права отмечают, что основной акцент в семейно-правовом регулировании сделан на личные неимущественные отношения между членами семьи, а регулирование имущественных отношений в семье носит зависимый характер, отодвинуто на задний план и, вообще, призвано обслуживать личные неимущественные отношения <26>. Хотя такая точка зрения на соотношение личных неимущественных и имущественных отношений, составляющих предмет семейного права, является главенствующей, однако нельзя считать ее абсолютно верной. В качестве аргумента можно привести сравнительно малый удельный вес в семейном праве правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения. Еще Г.Ф. Шершеневич писал, что введение юридического элемента в личные отношения членов семьи представляется неуместным и не достигающим цели <27>. Большинство семейно-правовых норм составляют нормы, регулирующие именно имущественные отношения между членами семьи, например это отношения собственности супругов, алиментные обязательства и др.
<26> См., например: Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1965; Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1971; Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985; Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2010.
<27> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 406.
А.М. Нечаева, аргументируя свою позицию относительно самостоятельности и независимости семейного права в системе права, приводит следующие доводы.
- Семейное право отвечает всем требованиям, предъявляемым к отрасли права как таковой.
- Предмет семейно-правового регулирования не только обозначен семейным законодательством, но и содержит в качестве своей основы все характерные для семейно-правовых отношений признаки.
- Ядро семейно-правовых отношений составляют их духовность, нравственные начала человеческого поведения, что относится к непреходящим ценностям российского общества.
- Соображения экономического свойства не превалируют при регулировании семейных отношений.
- Методы регулирования семейных и гражданских правоотношений (императивно-диспозитивные) имеют лишь внешнее, сугубо формальное сходство.
- Для гражданских правоотношений характерны частноправовые начала, с которыми связана свобода гражданина в гражданско-правовой сфере современного общества. В регулировании семейных правоотношений, которые уже возникли, преобладают в основном начала публичные, особенно когда речь идет о правах ребенка.
- Семейное право в отличие от гражданского несет большую воспитательную нагрузку, выполняет воспитательную миссию по отношению к самым широким слоям населения, а потому тяготеет не к экономике, а к нормам нравственного порядка.
- Внедрение экономических начал в семейное право чревато моральным опустошением человеческой личности.
- Нормы гражданского и семейного права преследуют принципиально разные цели, поэтому разная степень заинтересованности государства в их осуществлении.
- Семейное право по сути своей тяготеет к праву естественному. Оно ближе к человеческой природе, имеющей свои ценности. Большинство его предписаний непосредственно касается прав каждой личности, которыми она наделяется со дня рождения, что составляет одну из главных особенностей человеческого бытия <28>.
Анализируя точку зрения А.М. Нечаевой относительно самостоятельности и независимости семейного права, следует признать ее тщательно аргументированной и абсолютно верной. В качестве вывода можно заключить следующее, что предмет семейного права как "суверенной" отрасли права в системе частного права представлен прежде всего личными неимущественными и производными от них имущественными отношениями, лишенными товарно-денежного характера, складывающимися между определенными лицами: супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, а также другими членами семьи.
Метод семейно-правового регулирования как второй отраслеобразующий фактор также имеет особенности, что доказывает самостоятельность семейного права как отрасли права. Метод семейно-правового регулирования специалистами также определяется по-разному, отсутствует единый подход. По мнению М.В. Антокольской, одной из особенностей семейного права, позволяющей отграничить его от права гражданского, традиционно считалось то, что семейные отношения регулировались императивным, а гражданские - диспозитивным методом <29>. В.Ф. Яковлев считает, что "метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный" <30>. Диспозитивность в семейной сфере связана с инициативой самих субъектов в приобретении прав и обязанностей (дозволением) (например, вступление в брак, рождение ребенка и т.д.), а императивность способствует надежному обеспечению интересов участников семейных отношений (например, особая процедура расторжения брака, возложение обязанности на родителей воспитывать и содержать ребенка и т.д.). Основные способы правового воздействия, применяемые при императивном регулировании, - это запрет, обязывание, а при диспозитивном - дозволение, правонаделение. С точки зрения Л.М. Пчелинцевой, увеличение числа диспозитивных норм в современном семейном праве привело лишь к расширению применения дозволительного метода, однако число императивных предписаний по-прежнему велико (отношения, возникающие в связи с вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным; личные правоотношения между супругами; личные правоотношения между родителями и детьми; отношения по усыновлению ребенка и т.д.), что позволяет говорить о методе семейно-правового регулирования как о дозволительно-императивном с усилением дозволительных начал <31>. М.В. Антокольская, не отрицая произошедших в семейно-правовом регулировании изменений, считает, что императивных норм всегда будет больше в семейном праве, чем в других частных отраслях права <32>. Такое положение объясняется в ряде случаев неравенством и зависимостью участников семейных правоотношений, это касается несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся членов семьи. Государство посредством императивных предписаний стремится добиться социальной справедливости. Как верно отмечает С.С. Алексеев, принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами... выражается не только в диспозитивных, но и в императивных нормах <33>. Характеризуя метод семейно-правового регулирования, необходимо признать, что он является все-таки императивно-диспозитивным, поскольку лишь в незначительных случаях участники семейных правоотношений могут самостоятельно определять варианты своего поведения (например, путем заключения брачного договора, алиментного соглашения), в основном следует соблюдать те правила, которые установлены государством (условия вступления в брак, порядок расторжения брака, основания признания брака недействительным, установление усыновления (удочерения) и др.).
<29> См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010. С. 21.
<30> Советское семейное право. М., 1982. С. 11.
<31> См.: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 25.
<32> См.: Антокольская М.В. Указ. соч. С. 23.
<33> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1981. С. 76.
В качестве третьего отраслеобразующего фактора названы отраслевые правовые принципы. В разные периоды исследователи по-разному определяли систему семейно-правовых начал. Так, А.И. Пергамент, анализируя положения Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., называла следующие принципы: полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака или родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <34>. Г.К. Матвеев, исследуя систему принципов семейного права по Кодексу законов о браке и семье РСФСР 1969 г. <35>, определял их - свобода брака, свобода расторжения, признание только гражданского светского брака, моногамия, равноправие супругов и всемерная защита интересов детей <36>.
<34> См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 - 367.
<35> См.: Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.
<36> См.: Матвеев Г.К. Указ. соч. С. 20 - 22.
В целом современные основные начала отечественного семейного права, сохраняя собственные традиции, схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть и особые положения. Обязательность государственной регистрации брака, свобода (добровольность) заключения и расторжения брака, единобрачие (моногамия), равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий, защита семьи, материнства, отцовства, детства, приоритет семейной формы воспитания детей, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты семейных прав, приоритетная защита прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи - главные принципы семейного права. Как правильно отметил Б.М. Гонгало, на первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК РФ), но "перевести на юридический язык" такие категории, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся <37>. Принципы отражают государственную политику в брачно-семейной сфере, цель которой заключается в укреплении социальных институтов семьи и брака, а также отражают объективное существование самостоятельной отрасли права - семейного права. Н.С. Шерстнева, посвятив свое исследование принципам семейного права, пришла именно к такому выводу, что семейное право с присущим ему своеобразием есть отрасль права <38>. Отрасли (подотрасли) складываются из правовых институтов. Правовой институт - это звено, блок отрасли (подотрасли) права. Отдельным институтам права свойственна собственная юридическая терминология, концептуальные определения, особые правовые категории (понятия). Под институтом следует понимать совокупность правил, имеющих отношение к одному и тому же предмету, образующих единое целое, организованное вокруг общей цели. Правовые институты призваны регламентировать отдельные фрагменты, или, точнее сказать, стороны, общественной жизни.
<37> См.: Гонгало Б.М. Основные начала семейного законодательства // Семейное и жилищное право. 2006. N 2. С. 10 - 11.
<38> См.: Шерстнева Н.С. Принципы семейного права. М., 2004. С. 106.
Проанализировав особенности предмета и метода семейного права, обозначив систему семейно-правовых принципов, можно сделать вывод, что семейное право, являясь самостоятельной правовой отраслью, в результате воздействия на общественные отношения, составляющие ее предмет, создает особые правоотношения и соответственно имеет собственный круг юридических фактов, к числу которых и относится брак-договор, порождающий специфические отношения - отношения супружества. В силу компактности семейного права как отрасли права она делится на отдельные институты, без деления на подотрасли. На наш взгляд, семейное право представлено следующими институтами: общие положения, институт брака, институт собственности супругов, институт детства и родительства, институт алиментирования и институт устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Брачное право - это институт семейного права, регулирующий отношения по заключению, прекращению, признанию брака недействительным. Представляется допустимым употребление как равнозначных понятий "институт брака" и "брачное право".
Институт брака - это материально-правовой институт. Характеристика института брака как материально-правового института напрямую связана с делением отраслей права на материальные и процессуальные (процедурные). Поскольку семейное право - это отрасль материального права, то и институт брака как ее часть является материально-правовым институтом. Однако следует заметить, что некоторые процессуальные (процедурные) нормы входят в институт брака - порядок заключения, прекращения и признания брака недействительным. Институт брака - это специальный правовой институт, поскольку в отличие от общих институтов семейного права распространяет свое действие не на все, а только на часть семейных отношений - матримониальных. По функциональной роли в правовом регулировании институт брака - регулятивно-охранительный, так как содержит в основном правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при заключении, прекращении и признании брака недействительным, и вместе с тем отдельные положения, направленные не только на предотвращение правонарушений в матримониальной сфере, но и их устранение (например, взыскание убытков и компенсация морального вреда при признании брака недействительным). Институт брака - это сложный правовой институт, включающий в себя субинститут (подынститут) заключения брака, субинститут прекращения (расторжения) брака, субинститут признания брака недействительным. Наличие общих положений объединяет названные субинституты в институт брака (понятия брак, супруг).
Цель формирования самостоятельного института брака в системе семейного права - скомбинировать взятые из сфер справедливости и морали с целью общественной и индивидуальной пользы определенные положения.
Являясь частью семейного права, институт брака представляет собой некоторую систему, включает в себя определенные семейно-правовые принципы, фундаментальные понятия, приемы, способы и средства (положения), связывающие эту систему воедино, формирование которой подвержено, во-первых, влиянию собственных традиционных положений, во-вторых, воздействию международных стандартов в этой сфере общественных отношений, в-третьих, заимствованию зарубежного опыта.
Семья и член семьи (понятие, правовое значение).
Понятие, особенности, виды семейных правоотношений. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Содержание субъективных прав и юридических обязанностей в семейном праве. Виды юридических фактов в семейном праве. Юридическое значение родства и свойства.
Акты гражданского состояния. Виды, значение, порядок осуществления.
Осуществление и защита семейных прав
Понятие и принципы осуществления семейных прав и выполнения семейных обязанностей. Пределы осуществления прав. Принцип недопустимости злоупотребления правом в семейных правоотношениях.
Понятие защиты семейных прав. Формы и способы защиты семейных прав. Судебная и административные формы защиты семейных прав. Неюрисдикционная форма защиты семейных прав.
Меры защиты и меры ответственности в семейном праве.
Сроки в семейном праве. Сроки существования права, пресекательные сроки в семейных правоотношениях. Сроки исковой давности в семейном праве. Разрешительные, запретительные и обязывающие сроки в семейном праве.
Развитие семейного права в России (исторический аспект)
Основные этапы регулирования семейных отношений в России.
Брачное право Древней Руси и Московского государства.
Брачное право Российской империи.
Семейное право в дореволюционной России.
Регулирование семейных правоотношений в период: с 1917 по 1926 гг.; с 1926 по 1969 гг.; с 1969 по 1995 гг.
Особенная часть Институт брака в семейном праве рф
Понятие и правовая природа брака в семейном праве. Брак как институт особого рода и как договор. Форма брака по семейному законодательству РФ.
Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Основания и порядок снижения брачного возраста. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Порядок государственной регистрации заключения брака.
Основания прекращения брака. Расторжение брака как способ его прекращения. Внесудебный порядок расторжения брака. Расторжение брака в органах загс по заявлению обоих супругов; основания для расторжения брака по заявлению одного из супругов. Рассмотрение споров, возникающих между супругами, при расторжении брака в органах загс.
Судебный порядок расторжения брака. Назначение судом срока для примирения супругов. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.
Момент прекращения брака при его расторжении в судебном и во внесудебном порядке. Государственная регистрация расторжения брака.
Правовые последствия прекращения брака. Условия и порядок восстановления брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.
Недействительность брака. Основания и порядок признания брака недействительным. Перечень лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным. Участие органа опеки и попечительства в деле о признании брака недействительным. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака. Правовые последствия признания брака недействительным. Права детей при признании брака недействительным.
Восстановление (санация) брака.
Основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
В семейном законе выделена специальная глава 3 (ст.ст. 10-15) Условия и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:
- - семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
- - применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.
Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака. Оно дается в теории семейного права.
Понятие брака в отечественном правоведении издавна несет в себе правовое начало. Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права связана с историей его развития.
Первоначально для российского правоведения характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака, где брак однозначно трактуется как оформленный в установленном порядке союз мужчины и женщины, единство особого социального содержания этого союза и его канонической формы, необходимость соблюдения которой предписана государством. Достаточно упомянуть о широко известном определении брака профессора Г.Ф. Шершеневича. Он писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме».
Принятие нового Семейного кодекса РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме, -- «союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия».
Однако отсутствие легального определения брака, несмотря, казалось бы, на однозначность его трактовки иногда порождает проблемы на практике. В связи с чем, отдельные исследователи предлагают дополнить ст. 1 СК РФ определением брака. «Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее -- «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».
В настоящее время признается только зарегистрированный брак. Тем не менее, в настоящее время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.
По данным последней переписи населения, в гражданском браке живет более шести с половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз - это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.
В истории российского семейного законодательства был период, когда фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после революции.
Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные отношения» и данный брак не порождает правовых последствий.
Введение
Теоретическая часть
Брак как социальное явление
Брак как правовой институт
Практическая часть
Заключение
Библиографический список
Введение
Первая форма семейных отношений появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки. Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства, но и со стороны общества. Правовая и социальная природа данного института представляет интерес для исследователей и в настоящее время.
Объектом настоящего исследования стал институт брака в российском семейном праве. Предмет исследования составляют нормы семейного законодательства России, научная и учебная литература по исследуемой теме. Целью работы является анализ института брака в российском семейном праве. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
анализ брака как социального явления
исследование брака как правового института.
Практическая часть
. Брак как социальное явление
Брак в первую очередь - продукт общества и является явлением социальным. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе.
М.В. Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений.
А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой - вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская.
В религиозном смысле брак - это мистический союз, таинство или, как писал А.И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной.
Брак - это способ регулирования сексуальных отношений в обществе от промискуитета до эгалитарного союза. Существует мнение, что "выживание людей как вида и эволюционный прогресс стали возможны лишь благодаря уникальному сочетанию сексуального и репродуктивного поведения". Бесспорно, важнейшим фактором социализации людей является именно упорядочение отношений между полами. Становление человеческого общества предполагало обуздание основного животного инстинкта - сексуального, установление особых форм отношений между мужчиной и женщиной, к числу которых относятся брак и семья. Из ничем не ограничиваемого инстинкта размножения выводились социальные особенности жизнедеятельности человека. Во все исторические эпохи брак носил универсальный характер, поскольку в человеческом браке есть нечто большее, коренящееся в глубочайшей сущности человеческой природы и общества, совмещающее экономическое и сексуальное (репродуктивное) воедино. На протяжении всей человеческой истории брак является социальным основанием, порождающим отношения не только супружества, но и родительства.
Брак - это уникальная форма удовлетворения потребности человека в детях (в своем продолжении), а для человечества в целом - это основной способ простого воспроизводства населения. Демографическая функция является главной и специфической функцией брака как социального организма. В.В. Ярков указывал на то, что брак является основой семьи, предназначение которой прежде всего в воспитании детей и заботе об их будущем, что не может не затрагивать интересы современного общества. Именно поэтому условия вступления в брак, основания его расторжения не могут считаться частным делом самих супругов. Вступая в брак, они берут на себя определенные обязанности, главная из которых - воспитание детей. В этом и состоит тот общественный интерес, во имя которого государство сохраняет за собой право вмешиваться в эту сферу человеческой жизни.
. Брак как правовой институт
Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода.
Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.
Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.
Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.
Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М.В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем.
Единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.
Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния "должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов". При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГС является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами. Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, который включает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких, как отношения представительства, собственности, алиментные и т.д. Не стоит забывать, что брачное правоотношение как отношение, урегулированное нормами права, не включает в себя многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов. Это характерно не только для брачных правоотношений.
Теория брака как договора, по свидетельству некоторых современных авторов, например М.В. Антокольской, восходит к праву Древнего Рима, где все основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право - сложную юридическую сделку. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия. Римский брак по самой своей сущности оставляет торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается.
Из вышеизложенного понятно, что признаки гражданско-правовой сделки не были присущи всем формам римского брака, как утверждает М.В. Антокольская. Хотя некоторые из них, возможно, на каком-либо периоде такими признаками обладали.
В российской дореволюционной науке существовала интересная теория крестьянского брака, так называемая артельная теория, согласно которой считалось, что кровное родство в семье не составляет ее основу, а является элементом случайным, положение главы крестьянской семьи - не что иное, как положение распорядителя общего хозяйства, точнее - артельного старосты. При этом все имущество семьи принадлежит не главе семьи лично, а всем членам семьи сообща как дольщикам общей совместной собственности, и права таких дольщиков основываются не на кровном родстве, а на личном труде каждого и притом в размере действительного участия. Такое воззрение заставляет рассматривать семью и брак как нечто вроде договора, имущественной сделки. Этой позиции придерживались многие русские ученые, например Оршанский, Ефименко, Матвеев.
Существо брака как имущественной сделки объяснялось тем, что брак производит перемещение известной ценности из рук родителей невесты в руки жениха, при этом под ценностью понималась рабочая сила женщины. Таким образом, брак является договором купли-продажи о приобретении рабочей силы и иного имущества как средств семейного хозяйства.
Позже возникла теория брака как договора между самими супругами, а не между женихом и родителями невесты. Однако довольно большое количество ученых критиковали и критикуют такую договорную теорию брака. В обоснование своих возражений часто приводится довод о том, что договор не может порождать брачное правоотношение, поскольку договор - это всегда нечто временное, касающееся имущества, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью супругов или утратой взаимной любви и уважения. Однако здесь следует согласиться с М.В. Антокольской, которая правильно замечает, что недостатком таких доводов является перенесение этических представлений о браке в область права. "Право, - пишет М.В. Антокольская, - безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может включать в себя этические нормы".
И тем не менее утверждение о том, что право регулирует имущественные отношения между супругами, еще не дает повода говорить о том, что брак является гражданско-правовым договором. Внешне брак подпадает под действие ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о том, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Безусловно, мужчина и женщина, вступившие в брачный союз, устанавливают, изменяют и прекращают для себя некоторые гражданские права. Однако при вступлении в брак будущие супруги не оговаривают права и обязанности, которые должны возникнуть в силу такого договора, т.е. не устанавливают содержание договора, и между тем такие права и обязанности все же возникают, но возникают автоматически в силу закона. При этом крайне сомнительно говорить о том, что супруги, вступая в брак, заранее имели цель приобрести все предусмотренные права и обязанности и на этом основании строить договорную теорию брака. Если следовать этой концепции, то заявление об отцовстве мужчины, не являющемся мужем матери ребенка, является гражданско-правовым договором между отцом и ребенком (в лице матери ребенка, которая дает согласие на такую запись, что вытекает из обязательности совместного с матерью подписания заявления об отцовстве - ст. 51 СК РФ), согласно которому отец принимает на себя обязательство по содержанию и воспитанию ребенка, а ребенок по достижении совершеннолетия обязуется содержать нетрудоспособного отца. Но ведь очевидно, что такое заявление не может считаться договором, а является лишь юридическим фактом, который порождает соответствующие правоотношения. Иначе нам придется значительное количество поступков трактовать как гражданско-правовые договоры либо односторонние сделки.
Кроме того, в отрицание концепции брака как договора можно привести следующее обоснование. Ни ведение общего хозяйства, ни рождение детей не является обязательным элементом брака. В таком случае что можно назвать предметом такого договора? Очевидно, что у этого договора предмета нет, что исключает и саму возможность его существования.
Итак, учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что брак не является договором. При этом сама регистрация брака является административным актом, а возникающее брачное правоотношение - институтом, в котором наличествуют элементы многих гражданско-правовых институтов.
брак имущественный гражданский правовой договор
Практическая часть
После развода четы Сапрыкиных бывший муж тяжело заболел, и будучи прикован к постели, находился на попечении своей матери. Бывшая жена решила вновь выйти замуж и привезла их ребенка Алешу к отцу на воспитание, заявив, что сын напоминает ей бывшего мужа, которого она ненавидит. Несмотря на возражения Сапрыкина, и его престарелой матери о возможности воспитывать ребенка, бывшая супруга пригрозила, что если они вернут Алешу, она выгонит его на улицу. Оставив сына у себя, Сапрыкин не смог уделять ему должного внимания. Мальчик стал пробираться и бродяжничать. Можно и в этом случае ставить вопрос о лишении Сапрыкина родительских прав?
Ст. 69 предусматривает исчерпывающий перечень оснований лишении родительских прав, а именно родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
злоупотребляют своими родительскими правами;
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
В рассматриваемом нами случае Сапрыкин не может уделить должного внимания и должным образом осуществлять свои родительские права не по причине нежелания, а в силу невозможности этого по причине его болезни, о чем было известно его бывшей супруге. Следовательно, оснований для лишения его родительских прав нет.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в российском семейном законодательстве отсутствует легальное определение брака, в связи с чем в теории возникают различные подходы к пониманию данного института.
Безусловно, брак - это не просто биологический и социальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под "опекой" государства и права. Именно право своим воздействием превращает связь мужчины и женщины в правоотношение, наделяя их при этом специальным статусом с закреплением особых прав и обязанностей.
Компиляцией всех юридических определений может стать следующая легальная дефиниция брака, которую следовало бы закрепить в ст. 12 СК РФ: "Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, достигших брачного возраста, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния при отсутствии препятствующих заключению брака обстоятельств, порождающий правоотношения супружества, как личного, так и имущественного характера, заключаемый с целью создания семьи"
Возможно, что законодательная фиксация данной правовой категории будет способствовать социально-правовой прочности данного института.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445
.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ (ред. 23.12.2010г.) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.16
.Антокольская М. В. Семейное право. - 3-е изд., перераб. доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010.
.Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел: Учеб.-практ. пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. - М., 2001.
5.Загоровский А.И. Курс семейного права. - М.: Зерцало, 2003.
.Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. - М., 1958.
.Кротов М.В. Понятие и признаки брака / Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - Т. 3. - М.: Проспект, 2004.
.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М.: Норма, 2002.
.Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права. - М.: Издательство "БЕК", 2002.