Храм папы климента на третьяковской. Церковь климента, папы римского, на пятницкой
Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович
ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)
ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО
(Климентовский переулок, № 7/26)
Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента. Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой, но нам предстоит пройти только по его пешеходной части до Пятницкой улицы. Мы дважды за время нашей прогулки доходили до нее. Безусловно, Пятницкая заслуживает отдельной книги, в которой не последнее место займет и интересующая нас церковь, но очень уж велик соблазн свернуть с Большой Ордынки и посмотреть на этот впечатляющий памятник архитектуры. Немногие московские церкви могут соперничать с храмом Климента, папы римского, числом топографических уточнений в названии. «В Пятницкой улице», «на Ленивом торжку», «на Ленивке», «на Пятницкой», «против полицейской части», «что в Ордынцах», «на Ордынке» – всех и не вспомнить! Эти названия говорят о равном значении церкви для обеих улиц – Большой Ордынки и Пятницкой.
Церковь Священномученика Климента, папы римского
В XIII – XIV веках от первого «живого» моста Большая Ордынка (тогда Ордынская дорога) шла не в сегодняшнем ее направлении, а юго-восточнее – в сторону современных Татарских улиц. В это же время возник пересекающий Ордынку переулок, первоначального названия которого не сохранилось. Возле переулка оседали ордынцы, казанские и ногайские торговцы, которые торговали с Москвой и образовали Татарскую слободу. А рядом обосновались переводчики-толмачи, о чем свидетельствует Старый Толмачевский переулок. На рубеже XV – XVI веков появился так называемый Климентовский городок – укрепленный острожек.
В письменных источниках церковь впервые упоминается в 1612 году, когда русские ополченцы сражались с войсками гетмана Хоткевича. Новый летописец сообщает: «Гетман же, собрав всех лучших людей и всеми людьми учинил напуск, и смяте всеми людьми конными и пешими, и гна их до самыя реки Москвы; аще не бы устоял Князь Дмитрий Пожарской с своим полком, побил бы многих. Князь Дмитрий же Трубецкой и казаки с ним отшедше в таборы своея, а гетман, видев сие, пришед, ста у церкви Екатерининской и таборы своя устрой тут, и острожек, стоящий у церкви Климента Римского Папы, и казаков в нем сидящих взять, и посади в него королевских людей. Ратный же вси во страсе быша велицем; воеводы же вси посылаху к казакам, чтоб за едино стояти против гетмана; они же не хотяху».
Как известно, все закончилось для нашей страны хорошо. Хоть Пожарский и Минин почти опустили руки, видя, что отступили казаки, но у них хватило мужества продолжить борьбу. Они послали за старцем Авраамием – единственным человеком, который дружил с казаками и с которым дружили казаки.
Историк И.Е. Забелин в своем труде «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» пишет: «Старец к этой казачьей толпе и обратился с должным увещанием, сказал им льстивую речь, что от них началось доброе дело (разорение государства!), что стали они крепко за истинную православную христианскую веру, раны многие принимая, голод и наготу претерпевая, прославившись во многих дальних государствах своей храбростью и мужеством. «Теперь ли, братие, – говорил старец, – все доброе начало в один час погубить хотите!» И многое иное говорил им со слезами, моля их, утешая и понуждая идти на врага… Казаки за это с радостью обещали за веру Христову стоять и головы свои положить. Кликнули казаки чудотворцевым ясаком: «Сергиев! Сергиев!» и устремились оба полка, дворяне и казаки, единодушно. Враг был побежден».
Получается, победоносное сражение русских войск с поляками случилось именно здесь – у церкви Климента. Оно ознаменовало поворотный момент в борьбе против захватчиков. Началось триумфальное освобождение Москвы от интервентов-католиков. Это важнейшая веха в истории церкви Климента, да и всей нашей страны. Если внимательно посмотреть на Годунов чертеж – план Москвы, составленный до 1605 года, – можно увидеть церковь, расположенную на том же месте, где сейчас стоит храм Климента. Во время Смуты церковь была деревянной. В 1662 году на средства Александра Степановича Дурова было построено каменное здание с престолами Священномученика Климента, иконы Богоматери Знамения и Святителя Николая. Дуров – родоначальник известной дворянской фамилии – был думным дьяком при царе Михаиле Федоровиче. В 1636 году он был оклеветан и осужден на смертную казнь. Дуров попросил принести ему в темницу семейную икону Знамения. Известный московский историк Н.М. Молева рассказывает об этом в книге «Ошибка канцлера»: «В ночь перед казнью дьяку явилась изображенная на иконе Богородица и сказала, что его ждет помилование и всяческое благополучие. Одновременно та же икона якобы явилась во сне и царю, поручившись перед ним в невиновности дьяка. Михаил Федорович, проснувшись, отменил казнь, затребовал к себе дуровское дело, оправдал оклеветанного и «за невинное претерпение» значительно повысил в должности и в дальнейшем не забывал своими милостями. Дуров еще в темнице дал зарок, если останется жив, соорудить в своем приходе церковь в честь иконы-спасительницы. С особого разрешения царя он «устроил на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь Божия Матери Честного ее Знамения с приделом святителя Николая. А сии святые иконы, яко его домовнии, постави в том святом храме».
До сих пор неизвестно, в чью честь был освящен главный престол церкви – иконы Богоматери Знамения, Преображения Господня или все-таки Климента, папы римского. Возможно, церковь Знамения была придельной, но не сообщалась с главной. Однако, судя по приведенному выше летописному рассказу, храм уже в начале XVII века именовался Климентовским. Священномученик Климент считался на Руси особым святым. Он был апостолом от семидесяти и четвертым епископом Рима. Родившись в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией, Климент покинул Рим и уехал в Палестину, чтобы слушать проповеди апостолов. В Иудее он встретил апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником. Незадолго до смерти Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Во время гонений на христианство Климент был отправлен в изгнание на каторжные работы в каменоломню города Херсонес Таврический. Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Узнав, что за водой им приходится ходить на большое расстояние, Климент помолился Богу, после чего увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Он понял, что Бог указывает ему на место, где есть вода, и стал копать. Тотчас явился источник вкусной чистой воды, из которого образовалась целая река. Слух о чуде быстро распространился по всей окрестности. Многие люди уверовали во Христа и были крещены в воде от Климента. Говорят, что в день он крестил более пятисот язычников. При Клименте было построено семьдесят пять новых храмов. Император Траян, узнав о случившемся в Херсонесе, послал туда сановника, который подверг христиан пыткам. Но многие из них с радостью шли на смерть ради Христа. Тогда посланник Траяна решил убить самого Климента.
Житие священномученика составлено митрополитом Ростовским Дмитрием, который в конце XVII века написал двенадцать томов житий святых на каждый день года. Вот что сообщает Дмитрий Ростовский: «Сановник повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика». Когда молился народ, то море отступило от берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху и нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора, царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь».
В IX веке мощи священномученика Климента были чудесным образом обретены на берегу святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перенесены в римскую базилику Климента. Часть мощей была оставлена в Херсонесе. Когда князь Владимир захватил город, мощи Климента в мраморном саркофаге были перенесены в Десятинную церковь Киева в особый придел в честь святого. «Володимер же посем поем царицю, и Настаса, и попы корсуньски, с мощми святаго Климента и Фифа, ученика его, поима ссуды церковныя и иконы на благословенье себе», – повествует Лаврентьевская летопись. С тех пор священномученика Климента на Руси особо почитают. Немецкий историк Титмар Мерзебургский, побывавший в Киеве, назвал Десятинную церковь Климентовской. В XI веке Климент Римский считался первым небесным заступником Русской земли и русского народа. Это подтверждает написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», в котором говорится о Клименте: «Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в страну Русскую сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения».
Некоторое время мощи святого были, вместе с крестом равноапостольной княгини Ольги, единственной святыней Руси. Почитание Климента, апостола от семидесяти и ученика Петра, объясняется желанием русской церкви встать в один ряд с другими апостольскими кафедрами. Однако уже в XII веке культ Климента заменился культом святителя Николая Мирликийского, определявшим византийскую традицию православия на Руси. О Николае Чудотворце у нас еще будет повод поговорить: на нашем пути встретятся два храма этого святого. В Москве было лишь две церкви с престолами Климента, папы римского: церковь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке и храм, возле которого мы сейчас стоим.
В 1720 году на средства купца И.Ф. Комленихина церковь Климента была перестроена. С храмом в Климентовском переулке связано множество тайн и загадок. Например, до сих пор неясно, кто является автором этого памятника архитектуры. В рукописном сборнике XVIII века, обнаруженном в 1862 году, есть «Сказание о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою». В нем рассказывается, что в приходе храма жил дипломат Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Настоятель церкви просил знатного прихожанина о помощи, но Бестужев-Рюмин не мог заручиться поддержкой Анны Иоанновны. Когда императрицей стала Елизавета Петровна, она распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей в верности, возвести храм Климента, папы римского, тем более что восшествие ее на престол совпало с днем памяти этого святого. Тогда-то и вспомнил Бестужев-Рюмин просьбу настоятеля и, по примеру государыни, выделил на строительство московской церкви семьдесят тысяч рублей. Старый храм был разобран в 1742 году, а через пять лет был сооружен новый, освященный, как и петербургский, в честь Преображения. Рукопись заканчивается 1754 годом. Вероятнее всего, проект разработал архитектор храма Климента в Петербурге Пьетро Трезини. Но вот кто построил церковь – до сих пор остается загадкой. В 1750-х годах Бестужев-Рюмин попал в опалу у Елизаветы Петровны и был выслан в подмосковную деревню.
Во многих справочниках говорится, что церковь возведена на средства купца Кузьмы Матвеевича Матвеева, о котором уже упоминалось выше. Но по версии некоторых историков, в частности Н.М. Молевой, Матвеев был подставным лицом, потому что Бестужев-Рюмин из-за опалы не мог действовать открыто. Однако предположение, что церковь была выстроена на деньги Бестужева-Рюмина, нигде документально не подтверждается. А Матвеев был состоятельнейшим купцом и фабрикантом, жил прямо напротив храма Климента в своем особняке на Пятницкой улице. Так что, возможно, связь Бестужева-Рюмина с храмом не более чем легенда. В самой церкви, по крайней мере, в помощь Бестужева-Рюмина не верят, а благотворителем и жертвователем считают именно Матвеева. В 1756 – 1758 годах к храму были пристроены существующие и сейчас трапезная с двумя приделами и трехъ ярусная колокольня. В 1762 году началась очередная перестройка храма, в результате которой в 1769 году церковь стала пятипрестольной с главным престолом Спасопреображения и приделами: боковыми Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а на хорах Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается древнее, исконное название храма – Климентовский.
Кто был архитектором новой церкви – снова вопрос. Долгое время думали, что это К.И. Бланк, потом автором церкви считался А.П. Евлашев – ученик Бартоломео Растрелли. К этой версии склонялись и М.И. Александровский, и П.В. Сытин, и М.А. Ильин. Исследователь архитектуры русского барокко Т.П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х годах петербургским архитектором Пьетро Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не был реализован. В 1760 – 1770-х строительство церкви по несколько измененному проекту было осуществлено московскими архитекторами под предполагаемым руководством И.Я. Яковлева. Иконостас храма Климента был выполнен знаменитыми мастерами XVIII века и отличался оригинальной композицией и совершенной деревянной резьбой. В описи церковного имущества 1817 года было отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества, весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».
Не зря этот храм называют самым загадочным и впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Наш современник, москвовед С.К. Романюк, в книге «Из истории московских переулков» снова поднимает вопрос об авторе храма: «Церковь Климента – замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих пор остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И.Э. Грабарь, «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».
Действительно, в общем облике храма Климента, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры.
Если не смотреть на завершающее храм пятиглавие, то можно спутать его со светским зданием, потому что эта церковь не имеет алтарных выступов, а низкая трапезная и колокольня, хоть и расположены с ней по одной оси, мало сочетаются с главным объемом. Эти и другие архитектурные особенности и несоответствия осложняют задачу идентификации архитектора церкви Климента, папы римского. Но кто бы ни был автором, со своей задачей он справился великолепно.
По описи, проведенной в 1770 году, храм Климента оказался в числе пяти храмов, «наилучших во всей Москве». Необычная церковь с хорами на всех четырех сторонах, увенчанная массивным пятиглавием и украшенная коринфскими колоннами, поражала своим барочным убранством.
В книге И.Г. Гурьянова «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» 1831 года сказано: «Далее видите вы на правой руке великолепной наружности храм Священномученика Климента Папы Римскаго. Мало найдете вы церквей сей подобных. Не знаю, возможно ли придумать более наружных украшений, как придумано здесь, и все так хорошо, что нимало не портит вида. Далеко видны пять глав сей церкви, выкрашенной еще темной краскою, что по мнению нашему придает более вида. Внутренность величественна и нельзя сказать, чтоб была стеснена приделами, которых, кажется, слишком бы было для одного храма; иконостас в древнем вкусе резной, но очень хорош; ограда занесена узорчатою железною решеткою».
Церковь Климента пострадала в пожаре 1812 года незначительно, разве что крыша полностью сгорела. Но французы похитили всю дорогую утварь, оклады и другие ценности. Иконостасы и иконы остались невредимы во всех приделах. После смерти благотворителя К.М. Матвеева храм часто бедствовал. Удивительно, но приход такой величественной и пышной церкви практически на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причту было очень трудно содержать дорогое уникальное убранство храма в надлежащем благолепии. Часто в архивных документах встречаются записи вроде этой: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». О бедности церкви говорит тот факт, что Московское епархиальное управление включило храм в число наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделило ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. В 1853 году московский митрополит Филарет помог храму Климента пособием в размере трехсот рублей. Во второй половине XIX века благосостояние церкви улучшилось. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 году церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1900 году храм Климента, папы римского, был обновлен на пожертвованные сто тысяч рублей Е.С. Ляминой – вдовой городского головы, купца первой гильдии И.А. Лямина.
После революции 1917 года храм Климента, папы римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей узаконил разграбление храма. Среди конфискованных серебряных церковных предметов – двадцать четыре ризы, восемь лампад, три дарохранительницы, два напрестольных креста, две кадильницы, две крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями весом в три пуда двадцать семь фунтов. К счастью, иконы остались на своих местах. В 1925 году последним настоятелем церкви Климента стал протоиерей Михаил Галунов – одаренный священнослужитель и проповедник. При нем в храме был создан известный на всю Москву церковный хор. В 1932 году началось разрушение древней ограды. В 1933 году отца Михаила арестовали, а храм закрыли. Через несколько лет был снесен входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Жилищно-строительный кооператив «ВСНХовец», получивший здание церкви, планировал снести памятник архитектуры и разбить на его месте сквер с детским садом. Этому не довелось сбыться благодаря вмешательству академика И.Э. Грабаря.
В 1936 году началась подготовка к реставрации, но Великая Отечественная война не позволила реализовать это начинание. После войны церковь Климента находилась в удручающем состоянии. На месте бывшего погоста был устроен сквер с подземным общественным туалетом, размещенным прямо под алтарем. Туалет просуществовал до 1980-х годов. Во второй половине 1940-х годов отец Михаил вернулся в Москву и жил в колокольне церкви Климента. Здание храма передали Библиотеке имени Ленина для фондового хранения, благодаря чему внутреннее убранство и иконостас не были полностью уничтожены. Но внутри все переоборудовали для устройства книжных стеллажей. В 1957 году произошло расширение Климентовского переулка, в результате которого ограда церкви Климента была значительно передвинута. В 1970-х годах проводился внешний ремонт храма.
В 1990 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II храм был возвращен верующим. Но лишь в 2002 году, с назначением настоятелем протоиерея Леонида Калинина, духовная жизнь храма возобновилась. В 2005 году был заново освящен небольшой придел в честь иконы Божией Матери Знамение. В 2007 году произошло объединение клира церкви и братии Инкерманского Свято-Климентовского монастыря – самого древнего на территории Московского патриархата. В 2008 году Российская государственная библиотека покинула храмовое помещение, а 8 декабря 2010 года, в день памяти Климента, впервые за семьдесят шесть лет было совершено богослужение во вновь воссозданном приделе, освященном в честь Климента, папы римского, и Петра, архиепископа Александрийского.
С 2008 года в церкви Климента проходит полномасштабная реставрация, которая не закончилась до сих пор. Но уже видны результаты работы: полностью восстановлены все фасады, купола и кресты над главами, а также часть старинной церковной ограды с коваными решетками и необычный павильон, разрушенный в 1930-х годах. Сейчас полным ходом идет восстановление интерьеров храма – лепнины, настенной живописи и резных барочных иконостасов. В Москве подобных иконостасов XVIII века нет ни в одной церкви, а в Климентовской их целых пять. Планируется завершить ремонт к 2012 году, когда столица будет отмечать две круглые даты, связанные с церковью Климента. Во-первых, это четырехсотлетний юбилей боя ополченцев с польскими войсками, случившегося возле храма. А во-вторых, ровно двести лет назад во время грандиозного пожара 1812 года церковь Климента оказалась одной из немногих в центре города практически не пострадавшей от огня.
Храм Климента, папы римского, не имеет аналогов не только в Замоскворечье, но и во всей столице. Специалисты называют такой стиль «петербургское барокко». До Москвы он дошел слишком поздно, когда в Петербурге уже властвовал классицизм. Поэтому-то в столице только одна подобная церковь. Храм Климента – один из самых нарядных в Москве: он украшен сложными наличниками с лучковыми и фронтончатыми завершениями, фигурными фонариками и главками, тонкими лепными гирляндами и выразительным орнаментом решетки. Основной объем храма имеет практически правильную квадратную форму с легкими центральными ризалитами, с портиками и фронтонами на фасадах. Мы видели традиционное русское пятиглавие у церкви Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Храм Климента имеет настолько широкий центральный купол, что возникает ощущение, будто пятиглавие сливается в единую массу и продолжает нижнюю часть церкви, подчеркивая вертикальность композиции.
О церкви Климента, папы римского, можно рассказывать часами. А сколько о нем уже написано и написано будет! Думаю, у каждого, кто хоть раз видел эту церковь, остались яркие о ней впечатления. А.А. Григорьев в книге «Мои литературные и нравственные скитальчества» вспоминал, как в детстве восхищал его величественный «Климент»: «Пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей... Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья». Действительно, в Замоскворечье много удивительных по красоте церквей, в чем мы уже вполне убедились. Но не расходуйте впечатления. Впереди еще столько интересного!
Из книги Пословицы российские автора Новиков Николай Иванович Из книги 100 великих картин автора Ионина НадеждаПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы - величественные и великолепные (как того требовала
Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА
Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII–I ВВ. ДО Н. Э.) Республика оставила немного произведений, но которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была создана в годы
Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I–II ВВ.)
Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III–IV ВВ.)
Из книги История разводов автора Ивик Олег Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис ПетровичПапы бывают разные Большая перемена. Мы готовимся к прогулке. Неподалеку от школы находится парк. Нам и улицу переходить не надо. Там можно играть, бегать, дышать свежим воздухом. На большой перемене мы всегда направляемся в этот парк, и прогулка получается чудесная.Я не
Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия ВитальевнаНаталия Злыднева (Москва) Опять «рассказали страшное»: об одной картине Климента Редько в свете эмблематического нарратива 20-х годов Предметом настоящей статьи является картина Климента Редько «Восстание» (1925, ГТГ, масло, холст; илл. 1). Это произведение интересно тем,
Из книги автораРазвод без папы В шестнадцатом веке в Европе грянула Реформация. Вожди протестантов затеяли церковные реформы, конечно же, не для пересмотра брачно-семейного законодательства – но и не сказать своего слова по проблеме разводов они не могли. И слово это было достаточно
Из книги автораРазвод без папы Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.Бахметова Г.Ш. Джон Мильтон и его взгляды на проблему развода // Вопросы истории, № 9, 2008.Вознюк С.М. Библейский взгляд на повторный брак. Диссертация… магистра Библии и
Из книги автораЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны
Из книги автораЦерковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему
Из книги автораЦерковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван
Из книги автораГлава 4. О картине Климента Редько «Восстание» иеелитературных параллелях Редько «Восстание» (1925). Это произведение интересно тем, что предполагает множественность интерпретаций.П Картина представляет собой фигуративную композицию с элементами абстрактного
Церковь Климента папы Римского на Пятницкой "против полицейской части", "что в Ордынцах"
Пятницкая, 27/7, Климентовский пер., 7, Голиковский пер., 1
"Климентовский переулок назван в XVIII в. по стоявшей в нем церкви Климента".
"Ордынцы" упоминаются в княжеских грамотах XIV в. Первое письменное упоминание церкви Климента идет от 1612 г., когда здесь был отражен гетман Хоткевич. В 1657 г. храм был каменным. В 1662 г. думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый с приделами Знамения и св. Николая. В 1720 г. кузнец Иван Комленихин его перестроил. Нынешнее здание начало строиться в 1756 г. и в 1758 г. была готова западная половина с приделами Климента папы Римского и Петра папы Александрийского и Неопалимой Купины, а также колокольня. Проект, вероятно, был А. Евлашева; алтари приделов устроены в восточных углах. 17 мая 1762 г. прихожане просили разрешения сломать Знаменский храм с Никольским приделом и выстроить новый пятипрестольный. Средства дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. Архитектором был, по-видимому, К. И. Бланк. Двусветная, пятикупольная с хорами на всех четырех сторонах церковь имела великолепные барочные иконостасы с прекрасными иконами середины XVIII в.; замечательна по красоте была ограда с решетками. Главный престол Преображения освящен в 1770 г. Внизу приделы Знамения и Николы, вверху на хорах Рождества Богородицы и Вознесения, освященный 28 мая 1774 г. Внутри сохранились некоторые иконы XVII в.".
На "Годуновом чертеже" (считается составленным до 1605 г.) расположение одной из церквей на Пятницкой улице точно совпадает с местом нынешней церкви Климента.
В 1662 г. отмечено в Ружных книгах (где упоминания о Клименте появляются с 1625 г.) окончание строительства "у Климента" церкви Знамения на средства думного дьяка Александра Дурова; с тех пор храм упоминается то под одним, то под другим наименованием, но как одна церковь (вероятно, церковь Знамения была придельной, но не сообщавшейся непосредственно с главной. - П. П.). Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Феодоровиче, был оклеветан в 1636 г. и осужден на смертную казнь. Накануне казни видение от взятой с собою в тюрьму иконы Знамения сообщило ему, что он останется жив; то же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. В память о своем спасении Дуров "устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь... Знамения".
В "Путеводителе к древностям и достопримечательностям московским" Л. Максимовича (1792 г.) сообщается, что церковь Климента "построена купцом Иваном Комленихиным в 1720 г.".
В декабрьском номере 1862 г. "Московских ведомостей" рассказано о любопытной находке: в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии был обнаружен рукописный сборник XVIII в. со "Сказанием о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою, паки рекомой Климентовской". В нем рассказывалось, что в последние годы царствования Анны Иоанновны в приходе церкви Климента стояли палаты боярские Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Старый храм быстро ветшал, и его настоятель-старик просил "боярина" о помощи, которой тот не давал, покуда не взошла на престол императрица Елизавета Петровна. Она распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге - полк первым присягнул ей на верность - соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента папы Римского: восшествие на престол императрицы совпало с днем памяти этого святого. Участвовавший в перевороте Бестужев решил последовать примеру императрицы - и тут существование московского Климента оказалось весьма кстати. Бестужев выделил 70 тыс. рублей. К лету 1742 г. старый храм разобрали и состоялась торжественная закладка нового: он должен был быть по примеру петербургского во имя Преображения с приделом Климента. Пятью годами позже церковь Климента в основном была закончена. Рукопись оканчивалась датой: 12 августа 1754 г.
Вероятно, проект был заказан тому же архитектору, что строил одноименную церковь в Петербурге - Пьетро Трезини, крестнику Петра I. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена. К ней он вернулся в связи со своей опалой в 1758 г. и высылкой в подмосковную деревню. С воцарением Екатерины II Бестужев вернулся в Петербург и вновь забросил строительство храма, который был окончен в 1774 г. уже после смерти канцлера.
Все справочники говорят, что с 1758 г. церковь строилась "иждивением коллежского асессора Космы Матвеева", владевшего домом в Климентовском приходе. Это произошло потому, что во время опалы Бестужев вынужден был производить строительство через подставное лицо, не имея права действовать сам, - этим лицом и стал служивший по прежнему ведомству Бестужева - "иностранной части" - Козьма Матвеев".
"Церковь построена на средства купца К. М. Матвеева. Проект, заложенный в основу храма, приписывается П. А. Трезини и датируется 1742 г. Строилась церковь в 1762-1774 гг., уже в отсутствие зодчего, в 1751 г. уехавшего из России на родину. Имя строителя церкви неизвестно. На первом этапе им мог быть И. Ф. Мичурин, вернувшийся в Москву из Киева в 1754 г. после семилетнего отсутствия, вызванного строительством Андреевского собора (церковь Климента имеет много общего с возведенным Мичуриным собором Свенского монастыря). По обработке фасадов это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной. Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Внутренняя отделка церкви плохо сохранилась. Великолепный иконостас XVII (вероятно, опечатка, нужно "XVIII в.". - П. П.) изобилует деревянной скульптурой. Колокольня и трапезная (1756-1758), соединенные с храмом по традиционной схеме "кораблем", плохо с ним согласуются и, очевидно, были выстроены другим зодчим".
Впрочем, вопрос об имени строителя храма так и остается окончательно не разрешенным. Последнюю со времени версию, основанную на архивных разысканиях, предложил С. Романюк.
"Самый известный архитектурный памятник этого переулка, по нему названного, - церковь Климента папы римского.
Его можно назвать самым загадочным и самым впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Поставленная с небольшим отступом от Пятницкой улицы, в глубине переулка, церковь сразу же приковывает внимание своим величественным пропорциональным пятиглавием - только оно и выдает культовый характер здания. Здесь нет даже обязательных алтарных абсид. Второй этаж трактован как парадный дворцовый, богато украшенный пучками колонн, наличниками и картушами с лепными волютами. Позади этой великолепной церкви-дворца прячутся странным образом не сочетающиеся с нею низенькая скромная трапезная и колокольня.
Церковь Климента - замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И. Э. Грабарь, "по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга".
История строительства церкви Климента отнюдь не способствует прояснению этих вопросов. Версия, впервые предложенная газетой "Московские ведомости" в декабре 1862 г., о том, что она была выстроена на деньги канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, якобы имевшего свои палаты в ее приходе, не подтверждается документами. Впервые церковь упомянута в начале XVII в., когда после отражения польско-литовской интервенции она была выстроена в дереве, а в 1668 г. - в камне. В 1720 г. купец И. Комленихин ее расширил и перестроил. Очевидно, это он был упомянут в церковной исповедной ведомости в 1740 г. - "первой гильдии купец Иван Федоров сын Комленихин 52 лет".
В более позднее время - в середине 1740-х гг. - другим богатым членом церковного прихода становится К. М. Матвеев, фабрикант и купец 1-й гильдии. Среди мелких чиновников, мастеровых, крестьян он был единственным видным прихожанином, который мог перестроить церковь Климента. В 1756-1758 гг. на средства богатого купца строятся колокольня и трапезная, а 24 июля 1762 г. ему выдается так называемая "храмозданная грамота" на строительство главного здания собственно церкви, законченное в 1769 г. (по другим сведениям - в 1774 г.). В следующем году тем же "коштом Космы Матвеева" для нее отливается большой колокол.
Исследователь архитектуры русского барокко Т. П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х гг. петербургским архитектором П. Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не выполнен тогда в натуре. Строительство церкви по этому несколько измененному проекту было осуществлено значительно позже московскими архитекторами под руководством, возможно, И. Я. Яковлева.
В окрестности церкви Климента в XVII в. произошло событие, решительным образом повлиявшее на историю Москвы и всего Московского государства. Здесь 24 августа 1612 г. русское ополчение Минина и Пожарского штурмом захватило острог-крепость, где засели войска польско-литовских интервентов. Это был поворотный момент борьбы ополчения с интервенцией. После поражения у Климентовского острожка войска Хоткевича отступили к церкви Екатерины на Большой Ордынке, где у них стоял обоз с продовольствием и оружием для осажденных с Кремле интервентов".
"Эффектно поставленное на перекрестке, здание храма при низкой застройке этого района в XVIII в. своим мощным силуэтом создавало красивую перспективу для Пятницкой улицы".
"В 1900 г. храм был богато обновлен на средства Е. С. Ляминой; древний семиярусный иконостас и вся утварь вновь вызолочены, позолочены и главы. Реставрация обошлась около 100 000 руб.".
"Храм обновлялся также в 1902 г.".
"При церкви - приходское попечительство".
"В 1932 г. ограду стали разрушать".
По воспоминаниям старых прихожан, церковь закрыли в 1934-1935 гг. после неоднократных, все возраставших обложений ее налогами со стороны финансовых органов, что привело в конце концов к аресту священников. О судьбе последнего настоятеля, благодаря которому удалось прояснить во многом историю церкви Климента, рассказанную выше, скупо сообщает та же Н. Молева. Ни одной научной публикации о церкви Климента она не нашла, и тогда ей посоветовали обратиться к "Галунову".
" - Галунов?
Последний настоятель "Климента". - Оказывается, он не только существовал, недавно вернулся в Москву, но и к тому же поселился... в климентовской колокольне. Прошло всего несколько лет после Отечественной войны, и два пролета колокольни, забранные тесом с прорезанными в нем окошками - подзоры занавесок, серая вата между рамами, сизая герань - смотрелись каким-то старым замоскворецким особняком. Последний настоятель, по счастью, интересовался архивом. Там, оказывается, находилась обстоятельная - "знаете ли, настоящая повесть" - рукописная история церкви Климента". Однако из архива храма в Государственный архив Московской области перешли только регистрационные книги рождений, браков, смертей - остальное исчезло. Но примерное указание последнего настоятеля на публикацию в "Московских ведомостях", цитированную выше, и привело исследовательницу к ее гипотезе, почерпнутой в изложенной в этой публикации рукописи "Сказания... о церкви Климента".
В некрологе последнего настоятеля церкви Климента прот. Михаила Фокиевича Галунова сказано, в частности, что настоятельствовал он в Климентовском храме с 1925 по 1933 г. - последняя дата и является, по-видимому, годом закрытия церкви. Скончался прот. Михаил настоятелем церкви Всех Святых на Соколе, "где создал великолепный хор".
Благодаря хлопотам В. А. Мамуровского здание было передано Библиотеке им. Ленина для фондового хранения (т.н. "седьмые экземпляры"), и иконостас и частично внутреннее убранство не были окончательно уничтожены. В 1957 г. ограда, ранее стоявшая с отступом кругом храма, так что внутри нее проходил крестный ход, была по Климентовскому переулку при его расширении перенесена почти вплотную к церкви. С востока, где ограда полностью уничтожена, долго находился безобразивший окрестность грязный домик отхожего места. После неоднократных жалоб населения с просьбой убрать его отсюда, в конце концов его действительно снесли... и на его месте создали куда больший по размерам подземный каменный сортир, прямо под алтарями храма (впрочем, он уже с десяток лет стоит заколочен).
Внутри для хранения книг настроены этажами стеллажи, иконостас постепенно пришел в худое состояние. Внешне церковь ремонтировалась в 1970-е гг., но при этом оставался почему-то нетронутым нижний этаж.
Храм вместе с оградой конца XVIII в., частично реконструированной, стоит на государственной охране под № 28.
Когда мы делали фотографию - это было в Вербное воскресенье 1979 г., - то заметили, что чья-то добрая рука в наглухо заделанные двери паперти под колокольней по Голутвинскому переулку прямо в замок вставила ветку освященной вербы.
"В 1986-1987 гг. 30 тысяч томов церковной литературы, хранившейся в церкви Климента, и в том числе из библиотеки Оптиной пустыни, были переданы Московской духовной академии. В 1988 г. около 400 книг и примерно столько же брошюр возвращено в саму пустынь". Наконец, согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета решил вернуть храм верующим.
Храм Климента
Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента, относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Расположен в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой.
Этот уголок Москвы, с одной стороны, очень европейский и напоминает Рим с его барочными храмами и непременными площадями перед ними. С другой стороны – он типично русский, небольшой переулок сплошь занят торговцами и напоминает арбатскую суету. Отрезок улицы от начала Пятницкой у Москвы-реки до Климентовского переулка раньше назывался улицей Ленивкой. Имя это дано было по названию Ленивского Торжка, или торга «на крестце», остатки которого вы можете до сих пор наблюдать в переулке. Еще этот перекресток иногда назывался «проща» - т.е. место прощания, расставания, околица.
Огромная церковь святого Климента – сооружение довольно загадочное. Ни один историк архитектуры не скажет вам достоверно, кто был автором этого проекта – то ли иностранец, то ли русский, то ли это была постройка известного архитектора, то ли единичная постройка не сложившегося гения. Ясно только, что подобная церковь, во-первых, чрезвычайно красива, и это заметно даже несмотря на ее довольно запущенный вид, во-вторых, для России совсем нехарактерна. Перед вами – воплощение барочной западноевропейской традиции. Тот, кто хорошо знаком с петербургской архитектурой, скажет, что здесь наверняка приложил руку великий Растрелли, особенно если мысленно окрасить храм в бирюзово-золотисто-белую гамму. Это сходство с европейской, еще точнее, с итальянской архитектурой, заставляет многих приписывать постройку другому придворному архитектору Елизаветы Петровны, Пьетро Трезини. Версия тем более вероятна, что Трезини участвовал в строительстве пятиглавых соборов Петербурга – Князь-Владимирского собора и собора в Александро-Невской Лавре. Итальянец по происхождению, Пьетро Трезини был племянником Доменико Трезини, одного из первых архитекторов, приглашенных в Россию Петром Ⅰ. Подсказкой в пользу того, что заказ исходил от Елизаветы Петровны, служит посвящение собора. Императрица пришла к власти в результате удачного переворота 25 ноября 1741 года, а память святого Климента празднуют как раз 25 ноября. Правда, есть и вторая версия – храм построен учеником гениального Растрелли, Алексеем Петровичем Евлашевым.
В апреле 1934 года храма во имя священномученика Климента, папы Римского был закрыт. Тогда же храм был передан в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.
В 1990 году исполком Моссовета удовлетворил ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ⅱ о передаче верующим храма во имя священномученика Климента, папы Римского, но лишь в 2005 году началась духовно-литургическая жизнь в древней замоскворецкой святыне и то только в одном из его приделов - Знаменском, а в 2008 году храм был полностью освобожден от фондов Российской государственной библиотеки.
В том же году начались масштабные реставрационные работы. К счастью, Господь сохранил великолепную церковь целой и невредимой, и ее уникальный интерьер не претерпел существенных изменений, дойдя до наших дней практически в целостности.
Внутреннее убранство в нашем храме формировалось на протяжении почти трех веков!
Часть почитаемых икон находится в храме с древних времен (
с момента его постройки), а некоторые — появились в храме уже в новейший период его существования. Все древние иконы, о которых мы расскажем в этом разделе, прошли сложнейшую профессиональную реставрацию в период с 2010-2016 гг.
Репродукции многих наших икон Вы всегда можете приобрести в нашей Церковной лавке.
В настоящее время Вы можете помолиться перед следующими святынями:
1. Древняя икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского
(
находится в пристенном киоте справа от входа в центральную часть храма)
Этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века. По нашим предположениям, в прошлые века центральная часть иконы вынималась из рамы с клеймами и в особо торжественных случаях выносилась на крестные ходы и молебны.
2. Древняя икона святителя Николая Чудотворца
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).
Этот образ, удивительный по духовной глубине и качеству написания, на протяжении всей истории храма пользовался любовью и почитанием прихожан. Ранее находился в киоте в Никольском приделе. В Советское время стараниями сотрудников Реставрационного центра им. Грабаря были проведены работы по реставрации и консервации, поэтому образ неплохо сохранился до нашего времени. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
3. Древняя икона Пресвятой Богородицы «
Млекопитательница»
(Центральная часть храма, напротив иконостаса).
Ранее образ находился в киоте в Знаменском приделе храма. Так же как и предыдущий образ, икона была спасена от разрушения реставраторами мастерских им. Грабаря. Последняя реставрация прошла в 2017 г.
Очень редкий иконографический образ. Оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.
4. Икона сщмч. Климента папы Римского и свт. Николая Чудотворца
(
(
справа)
Икона конца XVI века была вывезена в 1974 году из заброшенной карельской деревни, в которой жила благочестивая женщина, спасшая и сохранившая икону из сожженного в годы революции храма. 6 декабря 2013 года, накануне праздника священомученика Климента (8 декабря), икона была передана нашему храму москвичём И.И. Виноградовым.
5. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого (
большая)
(
находится в центральной части храма)
Образ написан в 2010 г. известным московским иконописцем Анной Калининой — супругой нашего настоятеля. Частица мощей сщмч. Климента передана нашему храму в дар в 2009 г. Киево-Печерской лаврой.
6. Икона сщмч. Климента папы Римского с мощами святого
(
малая)
(
находится в трапезной части храма в Климентовском приделе (
справа)
Икона написана в 2005 г. в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде.
7. Икона Собора святых Целителей и бессребряников
(
находится в трапезной части храма (
справа)
Икона написана московским иконописцем Михаилом Дорожкиным в 2007 г. За основу взят образ святых целителей из храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово и адаптирован к барочному стилю иконописи нашего храма.
На иконе изображены: мч. Аникита, мч. Фалалей, мч. Трифон, мч. Диомид, мч. Фотий, мч. Кир, бессрк. Иоанн, бессрк. Косма, прп. Сапсон странпр., великомученик Пантелеймон целитель, сщмч. Ермолай, бессрк. Дамиан.
8. Древняя икона Воздвижения Креста Господня.
(
находится в трапезной части храма (
слева)
27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма и передал в дар нашему храму икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
9. Точная копия Туринской Плащаницы на холсте
(
(
справа)
Точная
копия Туринской Плащаницы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была принесена в наш храм 6 сентября 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар нашему храму архиепископом гор. Турина монс. Чезаре Нозилья.
Ковчег с частицей полотна.
10. Древняя икона «
Страшный суд».
(
находится в Знаменском приделе в центральной части храма, слева)
Икона находится в храме с конца XVIII века. В 50-х годах прошлого века была спасена от разрушения реставраторами местерских им. Грабаря. В 2016 году икона прошла сложную реставрацию.
11. Икона св. Апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
(
находится в Никольском приделе центральной части храма (
справа в нише)
19 августа, в день празднования Престольного праздника нашего храма — Преображения Господня, в храм была привезена афонская икона Св. Апостола Андрея Первозванного, после изготовления киота и установки в нем ковчежца с частицей его мощей.
Мощи Святого Апостола были переданы нашему храму из Амальфи (Италия), где уже более 800 лет мощи Святого почивают в крипте Кафедрального собора Святого Андрея Первозванного.
Икона, написанная афонским монахом, была приобретена в Свято-Андреевском скиту во время паломнической поездки настоятеля нашего храма о. Леонида и старосты Альберта Тонояна на Святую гору Афон в июне 2016г.
12. Древний мощевик и Евангелие
XVIII века.
(
находится в Никольском приделе центральной части храма (
справа)
В мощевике с распятием находятся мощи святых первых веков Христианской эры: Св. сщмч. Климента папы Римского, Св. Апостола от 70-ти Фортуната,
Св. Евангелиста Марка, святых Прокопия и Дионисия.
Древнее Евангелие длительное время хранилось в ризнице храма, из-за хрупкости страниц оно не использовалось за богослужениями в наше время.
В первый день весны выбрались в Третьяковку на выставку Зинаиды Серебряковой. Но в этом посте я хочу рассказать о другом. Так сложилось, что в последнее время мне неоднократно доводилось пробегать по Климентовскому переулку, между Пятницкой улицей и Большой Ордынкой. И неизменно меня заставляла восхищенно притормозить церковь, господствующая в переулке, практически по всей левой стороне, если бежать в сторону Третьяковки. Несколько раз я просто косила глаза, на бегу окидывая ее взглядом, потом притормозила и прочла, что она названа в честь Климента - папы Римского, что на неискушенный взгляд несколько неканонично выглядит для православного храма, но это заинтересовало. Потом пару раз у меня был с собой фотик и я попыталась ее поснимать, просто так, потому что красиво. В итоге, я должна все же отдать должное этому храму на страницах блога, иначе он, похоже, меня не отпустит. Так что я совсем немного копнула - и совершенно неожиданно для себя провалилась в бездну интересного, связанного с его историей.
Невероятное количество исторических вех сплелось на карте этого небольшого уголка старой Москвы. Ну, во-первых, сам район - Замоскворечье - один из интереснейших в историческом плане, ведет свою историю аж с начала XIII века, когда этот берег Москвы-реки стали заселять как русские, так и выходцы из Орды. Климентовский переулок соединяет Большую Татарскую улицу и Большую Ордынку - сразу два географических и топонимических напоминания о пути на юг - «в Орду». В этой части исторически селились толмачи и «ордынцы» - так называли перевозчиков дани, а также казанские и ногайские торговцы.
Низинное и не защищенное с юга никакими естественными преградами Замоскворечье, или, как тогда называли - Заречье, было удобным путем для вражеских покушений на Кремль. При Иване Грозном как раз в районе Климентовского переулка были устроены стрелецкие поселения - слободки, которые вкупе с передвижными крепостями - «гуляй-городами» помогли в конце XVI века отразить очередное нашествие, на сей раз крымского хана Газы Гирея.
Решающую роль в судьбе Московского государства играет эта территория в 1612 году во время польской интервенции. Именно в Замоскворечье складывается очаг сопротивления польским войскам и район практически полностью уничтожается в ходе боев. 24 августа 1612 года войско Минина и Пожарского именно здесь наносит решающее поражение армии Речи Посполитой. В этот день у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его». Это и был повортоный момент борьбы ополчения с интервенцией.
Эрнст Лисснер. Изгнание поляков из Кремля князем Пожарским в 1612.
Оборонительная функция была главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен. После подавления Стрелецкого бунта, главными участниками которого стали обитатели стрелецких слободок Замоскворечья, стрелецкие полки расформировали. Часть восставших была казнена, а часть распределили по регулярным военным полкам. Столицу из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и придворные овчинники, садовники, кузнецы и монетчики лишились своих заработков при дворе. Единственными, кто почти не пострадал от перемен, были торговцы, также обитавшие в Замоскворечье. Земли, утратившие хозяев, раздавали либо высоким военным чинам, либо купцам (преимущественно тем, кто занимался поставками для армии). Постепенно Заречье становится местом обитания московского купечества. Этот факт ярко отражён и в пьесах известного драматурга, уроженца Замоскворечья, А. Н. Островского, и на полотнах живописцев П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова. Среди обитателей Заречья было много миллионеров-компанейщиков, например, Козьма Матвеев, по одной из версий на средства которого на Пятницкой построили церковь Святого Климента. И дворяне тоже не чурались этой местности, возводя здесь свои особняки.
Ныне Храм Священномученика Климента, Папы Римского является крупнейшим храмом в Замоскворечье. Он впервые был упомянут под этим именем как раз в хронике событий 1612 года. От названия храма происходит и название самого переулка.
Фото - это просто несколько ракурсов храма при движении от Пятницкой к Ордынке.
Вид на Клементовский переулок от Пятницкой
В 1657 году храм был каменным, в 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый, с приделами Знамения и св. Николая. За этим стоит очень интересная история. Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, в 1636 году был оклеветан и осужден на смертную казнь. Накануне казни ему было видение от взятой с собой в тюрьму иконы Знамения, которое сообщило ему, что он останется жив. То же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. Более того, царь вернул все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении Дуров «устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием в честь … Знамения».
В 1720 году храм расширил и перестроил купец первой гильдии Иван Комленихин.
Свой нынешний вид храм обрел в середине XVIII века. В 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. По официальным источникам финансировал строительство фабрикант, купец первой гильдии и богатейший прихожанин прихода Кузьма Матвеев.
Однако, есть версия, что за ним стоял Алексей Петрович Бестужев-Рюмин - канцлер Российской Империи при правлении Елизаветы Петровны. Его боярские палаты стояли в приходе храма и еще в последние годы царствования Анны Иоанновны настоятель просил «боярина» о помощи ветшающему храму. Но помощь был получена только по восшествии на престол Елизаветы Петровны. Связано это было с тем, что восшествие Елизаветы на престол совпало с днем памяти святого Климента. Императрица распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, который первым присягнул ей на верность, соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, Папы Римского. Участвовавший в перевороте Бестужев последовал примеру императрицы, и тут существование нуждавшейся в перестройке церкви Климента в Москве оказалось очень кстати и он выделил на это большую сумму. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена, но вернулся к ней в 1758 году во время своей опалы и ссылки в подмосковную деревню. С восшествием на престол Екатерины, Бестужев уехал в Петербург и более к теме храма не возвращался. Упоминание во всех справочниках имени Кузьмы Матвеева может быть связано с тем, что во время опалы Бестужев был вынужден действовать через подставное лицо, коим и оказался служивший по его прежнему ведомству - иностранному - Кузьма. Эта версия была опубликована в 1862 году в газете «Московские ведомости», но официальных подтверждений ей не представлено.
Имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Есть версия, что им мог быть А.П. Евлашев, ученик Растрелли. По другой версии авторство проекта приписывается Пьетро Трезини, крестнику Петра I, и датируется 1742 годом. Строилась церковь в 1762-1770 годах уже в отсутствие зодчего, уехавшего из России на родину в 1751 году. По обработке фасадов - это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной.
Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Как отмечал академик И.Э.Грабарь «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом, не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».
Внутреннее убранство церкви было реставрировано в 1900 и 1902 годах, а в 1934 году храм закрыли. Но его судьба оказалась благополучнее многих других в то время - здание было передано Библиотеке им.Ленина для фондового хранения. Ныне храм снова передан верующим и практически полностью отреставрирован.
Это уже почти совсем от Ордынки
Ну и нельзя не сказать два слова о святом, чье имя носит храм. Смутивший меня статус Папы Римского, оказывается, был обретен Климентом задолго до разделения церквей))) Климент был одним из первых христиан, крещенным, а затем рукоположенным в епископский сан самим Святым Апостолом Петром, ближайшим сподвижником которого он был. В 91 году он стал четвертым Папой Римским, а в 98 - был сослан на каменоломни Херсонеса Таврического - современного Севастополя, где проповедовал, являл чудеса и был в итоге казнен. Он широко почитаем в православной церкви как один из первых христианских проповедников в русских землях, его мощи были обретены и привезены в Рим не кем-нибудь, а самим святым равноапостольным Кириллом, и переданы Папе Адриану II, который утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить в римских церквях переведенные книги. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. Позже часть мощей святого Климента были привезены в Киев князем Владимиром и тоже почитались как одна из величайших христианских святынь на Руси.
Вот, как много всего можно узнать, просто заинтересовавшись красивой московской церковью…