Элементы политической системы. Компоненты политической системы
Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.
Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.
Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).
Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.
Культурно-идеологическая подсистема
В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.
Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.
Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.
Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.
Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:
§ определение перспективных направлений социального развития;
§ оптимизация движения общества к своим целям;
§ распределение ресурсов;
§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
§ разработка норм и правил поведения членов общества;
§ контроль над выполнением норм, законов и правил;
§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.
В политическую систему входят следующие институты:
§ государство и его органы;
§ общественно-политические движения;
§ группы давления, или группы интересов.
Государство
Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое . В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент - другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.
Государство и государственная власть - награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.
Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.
Политические партии
Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.
Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.
По идеологическим принципам партии делятся на:
§ консервативные;
§ либеральные;
§ демократические;
§ социал-демократические;
§ социалистические;
§ коммунистические;
§ националистические.
Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.
Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.
По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение - как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.
Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных - снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные - авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают).Российская политическая система - многопартийная .
1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.
2. Механизм работы политической системы.
3. Функции политической системы.
4. Типология современных политических систем. Основные тенденции изменений современных политических систем.
1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.
Совокупность взаимодействий по поводу политической власти образует политическую систему. Термин «политическая система» был введен в политологический дискурс в 50-х годах XX в. До этого времени для описания политических отношений обычно использовались понятия «тип правления», «система правления», что сводило политику к деятельности государства и его институтов. Однако процессы развития гражданского общества привели к широкому распространению негосударственных политических акторов – местных самоуправлений, партий, групп интересов, которые стали оказывать ощутимое влияние на государственные структуры. Публичная власть перестала быть монополией государства, что заставило с позиций методологии системного анализа пересмотреть господствовавшие тот да институциональный и бихевиористский подходы к объяснению политики. Еще одной, не менее важной причиной введения в политологию системного подхода стала потребность в выяснении универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие общества в условиях неблагоприятной внешней среды.
Рассуждая о политической системе, следует исходить из того, что системность внутренне присуща всему человеческому сообществу. Любой человек в течение своей жизни бесконечное множество раз вступает в контакт с другими людьми и сознательно или неосознанно, намеренно или случайно выстраивает систему взаимоотношений. В основе этого явления лежит естественная для человека мотивация: каждый совершает те действия, которые приносят ему наибольшую пользу, и избегают тех, которые могли бы принести очевидный вред. Иными словами, каждый преследует собственную выгоду, понимаемую в самом широком смысле слова (от желания заработать как можно больше денег до стремления наслаждаться произведениями искусства). Стараясь уменьшить потери и увеличить выгоду, люди создают множество различных систем и тем самым упорядочивают свою жизнь.
Особый интерес к изучению систем возник в начале XX в. Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Тогда-то и было определено, что любая система характеризуется но меньшей мере тремя признаками: 1. совокупность нескольких взаимозависимых элементов; 2. наличие определенного принципа взаимодействия между элементами; 3. наличие более или менее четкой границы, отделяющей ее от внешней среды.
Одним из первых обратился к изучению социальных систем американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривал все общество как систему взаимодействия огромного количества людей. При этом само общество, в свою очередь, содержит в себе огромное количество подсистем, каждая из которых имеет особое предназначение. По его мнению, главными подсистемами можно считать: экономическую, правовую, систему верований и морали, политическую. В чем-то они напоминают отдельные органы человека: каждый важен сам по себе, отличен от других, но существовать может только во взаимодействии с остальными.
Так, экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к среде, т.е. помогает «одеть и накормить» людей, позволяет им просто физически выжить. Правовая подсистема объединяет общество, вырабатывает необходимые правила и нормы поведения, создает законы, с помощью которых отношения людей между собой становятся нормальными и упорядоченными. Подсистема верований и морали обеспечивает в обществе преемственность, не дает прерваться связи поколений, сохраняет традиции, ценности, историческую память. Наконец, политическая подсистема определяет задачи общества, «думает» о том, как ему развиваться дальше, ставит цели и ищет способы их достижения. При этом Парсонс полагал, что все подсистемы зависят друг от друга: состояние одной из них сказывается на состоянии всего общества, и наоборот.
Политическая система: основные подходы.
Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление - политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное - схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.
Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.
Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это - государство, местные органы самоуправления, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.
Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль - главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль - главную или второстепенную, а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.
В рамках четвертого подхода политическая система предстает как система взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как и по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.
Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействие выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть - это стержень, скрепляющий вею политическую систему. Вместе с тем политическая система - это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.
Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.
Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.
Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.
Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.
Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.
Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры – это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.
Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.
В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы; кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.
На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет и все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.
Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов
Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч
Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи
Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по
Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п
Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек
Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла
Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:
1) теория и метод
Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше
Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе
Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме
Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе
Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны
Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра
Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л
Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой
Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода.
В советской социальной
Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист
Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист
Психологический подход
Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к
Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс
Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в
Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и
Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу
Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис
Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
- характер и мера осуществления власти;
- механизм формирования власти;
- взаимоотношения общества и
Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра
Роль идеологии в обществе
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".
Положение средств массовой информации
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое
Изменения в политической системе общества
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб
Политическая культура
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,
Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Среди ученых до сих пор продолжа
Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт
Исторические формы и модели демократии
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии.
Проблема классификации д
Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Политическая система
Политическая система общества или политическая организация общества -- организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Основные формы политических систем
· Демократия
· Теократия
· Тоталитаризм
· Авторитаризм
2 типа политических систем:
Открытые;
Закрытые.
Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
· организационный (институциональный) компонент -- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
· культурный компонент -- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
· нормативный компонент -- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
· коммуникативный компонент -- информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
· функциональный компонент -- политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Структура -- важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Функции политической системы
политический власть
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования -- демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).
· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение).
· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
· Легитимация политической власти (т.е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
· Политическая социализация -- приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.
· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
· Экстракционная функция -- черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
· Дистрибутивная функция -- согласование интересов различных групп внутри общества.
· Регулирующая функция -- управленческие действия
Элементы политической системы
Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы -- традиции, институты, политические ценности и т.д. -- в разных обществах различны. Отметим, что политика -- это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества -- экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.
Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:
· организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты -- парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;
· нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
· коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
· культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Взгляды на политическую систему
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
· Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
· В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
· В третьем -- политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Политическая система как совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. Классификация и разновидности современных политических систем, их структура и функциональные особенности. Теория политической системы.
контрольная работа , добавлен 08.05.2011
Подходы к пониманию политической системы. Определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Общая характеристика функций политической системы, ее взаимосвязь с государственной политикой. Сущность функции артикулирования и агрегирования.
реферат , добавлен 09.04.2015
Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.
контрольная работа , добавлен 23.02.2010
Понятие политической системы, ее структура, функции и механизм функционирования. Типология политических систем по содержанию, формам управления, типу политической культуры, разделению политических ролей. Политическая система Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 04.05.2014
Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.
контрольная работа , добавлен 21.11.2011
Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.
контрольная работа , добавлен 17.08.2011
Понятие политической системы как совокупности взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов. Структура, функции, классификация политических систем. Соотношение понятий "политическая система" и "гражданское общество".
контрольная работа , добавлен 27.01.2010
Характеристика основных принципов политической социализации как процесса вхождения человека в политическую культуру. Рассмотрение сущности, элементов и функций политической культуры. Характеристика политических отношений в международном масштабе.
реферат , добавлен 17.08.2015
Понятие, структура, функции и типология политических систем. Государственные и общественные организации, объединения, политические нормы. Политическая организация как главный элемент политической системы. Политическая стабильность и политический риск.
реферат , добавлен 04.04.2010
Политическая система общества как совокупность политических институтов, ее структура, основные компоненты и функции. Англо-американская и европейская типология политических систем. Генезис, классификация и функции политических партий Украины и мира.
Коммуникативный компонент политической системы включает
1) идеологические принципы
2) формы взаимодействия партий
3) политические нормы
4) политические организации
Пояснение.
Ответ: 2
Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее
1) нормативный компонент
2) коммуникативный компонент
3) культурный компонент
4) организационный компонент
Пояснение.
Коммуникативный - подсказка, это именно взаимодействие и связь чего-либо.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Политическая система
Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют
Пояснение.
Все термины являются составляющими политической системы, институтами.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Политическая система
Валентин Иванович Кириченко
Элементы политической системы:
1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)
2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)
3. культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)
4. коммуникативный (связи внутри политической системы)
Политическое сознание, политическая идеология образуют
1) нормативный компонент политической системы
2) коммуникативный компонент политической системы
3) культурный компонент политической системы
4) организационный компонент политической системы
Пояснение.
Все это образует политическую КУЛЬТУРУ гражданина.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Политическая система
Что является элементом культурной подсистемы политической системы?
1) правовые и политические нормы
2) сложившиеся взаимодействия социальных групп
3) государство, политические партии
4) политические идеологии
Пояснение.
Политическая культура - это совокупность взглядов, идей, представлений о политической системе.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Политическая система
Политическая идеология относится к
1) политическим институтам
2) политическим нормам
3) политической культуре
4) политическим связям
Пояснение.
Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Политика. Политическая система
В коммуникативный компонент политической системы входят
1) политические партии и движения
2) отношения гражданских институтов и государственных органов
3) политические идеи и доктрины
4) способы политического участия граждан
Пояснение.
Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Политическая система
Политическая система включает в себя несколько подсистем. К коммуникативной подсистеме относится(-ятся):
1) ценности и эмоции, определяющие политическое поведение граждан
3) политические партии и государственные органы
Пояснение.
Политическая система - многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.
−институциональная;
−нормативная;
−функциональная;
−коммуникативная;
−культурно-идеологическая.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, между политической системой и другими подсистемами. В данном случае - это взаимодействие гражданских организаций с органами государства.
Ценности и эмоции, определяющие политическое поведение граждан - культурно-идеологическая подсистема
Законодательство о выборах высших должностных лиц - нормативная.
Политические партии и государственные органы - институциональная.
Правильный ответ указан под номером: 4.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Политическая система
Политическая система включает в себя несколько подсистем. К культурной подсистеме относится (относятся):
1) поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности
2) законодательство о выборах высших должностных лиц
3) телеканалы и иные средства массовой информации
4) взаимодействие гражданских организаций с органами государства
Пояснение.
Политическая система - многофункциональных механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.
Компоненты (подсистемы политической системы)
−институциональная
−нормативная
−функциональная
−коммуникативная
−культурная
Культурная охватывает политическую психологию, политическую идеология, политическую культуру. Здесь это поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности.