История возникновения медицины. Становление медицины как науки Ранние годы. Образование
Для Возрождения характерны сильные «вызовы» научному мышлению и научной практике со стороны «реальной» практики. Примером может служить развитие медицины в этот период.
Как важный этап в утверждении опытного метода в науке следует отметить труды Иарацельса (1493-1541), который явился одним из его основоположников. В работах «Малая хирургия» и «Большая хирургия» Пара- цельс утверждал, что теория врача есть опыт и что никто не может стать врачом без науки и практики. Именно с работ Парацельса начинается кардинальная перестройка химических знаний, а именно - достижений алхимии в приложении к медицине. Развитие химических знаний идет от процессов получения золота к процессам приготовления лекарств. По мнению Парацельса, здоровье человека обеспечивается наличием в организме трех начал: серы, ртути и соли. Нарушение их пропорций приводит к заболеваниям. Это объясняет тот факт, что многие врачи периода Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим эти три элемента. Впрочем, при всей практической ориентированности медицина Парацельса имела мощный налет мистицизма.
Анатомия. Практические достижения в медицине во многом связаны с деятельностью Андреаса Везалия (1514-1564). В 1537 г., в возрасте 23 лет, он получил степень доктора медицины и стал профессором Паду- анского университета, одного из самых передовых научных центров того времени. Анатомируя человеческие трупы, Везалий установил, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как были основаны на изучении анатомии животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы, внутренние органы. Кроме того, Везалий поднял очень важный методологический вопрос. По его мнению, настоящим врачом мог считаться только тот, кто, прекрасно зная анатомию человека, сам может проводить операции. Практика, основанная на теории, - вот залог успеха медика.
Результаты своих исследований Везалий изложил в прекрасно иллюстрированных «Анатомических таблицах», в кратком учебнике анатомии
«Извлечение» («Эиитоме»), предназначенном для интересующихся медициной и анатомией, и в основополагающем труде «О строении человеческого тела» (1543). Везалий не только систематизировал знания в области анатомии за все предшествующие столетия, но и сделал все для становления и представления анатомии как науки в современном понимании. Соединяя педагогическую и исследовательскую работу и направляя их результаты в практику, Везалий нанес мощнейший удар по всей средневековой схоластике. Канонизированные церковью положения Галена были поставлены под сомнение. Инквизиция посчитала Везалия инакомыслящим и приговорила его к сожжению на костре, однако позже приговор был заменен на паломничество в Иерусалим.
Кроме работ Везалия, необходимо указать и труды Ш. Этьена (1503- 1564) «О рассечении частей тела человека»; М. Сервета (1509-1553) «Восстановление христианства», где впервые в Европе был описан малый круг кровообращения; Иеронима Фабриция (1533-1619), впервые продемонстрировавшего венозные клапаны и доказавшего односторонность движения крови; Бартоломея Евстахия (1510-1574), описавшего органы слуха. На основе научного фундамента анатомии, заложенного в период Возрождения, получили свое развитие физиология, терапия и хирургия.
Следует всячески внушать всем вновь вовлекаемым в наше искусство молодым медикам, чтобы они презирали перешептывание физиков (да простит их Бог), а следовали бы обычаю греков и настоятельным требованиям Природы и разума и прилагали бы к лечению и собственную руку, для того чтобы не обратить растерзанное искусство врачевания во всеобщую гибель человеческих жизней...
А. Везалий
Хирургия. Становление хирургии как науки проходило весьма драматично. В Средние века в Европе существовало разграничение между врачами, которые получали образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые специального образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.
Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги , которые отличались своей длинной одеждой. Как правило, это были люди, окончившие университеты; они имели право участвовать в консилиумах, определять стратегию лечения болезней. Среднее положение занимали «короткополые» хирурги", они были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией - кровопусканием, удалением зубов. Самое низкое положение занимали банщики , которые выполняли простые врачебные манипуляции (массаж, вправление вывихов и т.п.). Официальная медицина запрещала хирургам выполнять врачебные манипуляции по лечению внутренних болезней, выписыванию рецептов и т.д. Хотя «ремесленники»-хирурги имели несравненно более богатый практический опыт, чем врачи, но все же в университеты они не допускались.
Большую роль в сближении теории и практики хирургии сыграло появление огнестрельного оружия и как следствие - необходимость в лечении огнестрельных ран. Появились работы итальянского хирурга И. де Виго (1450-1545) «Искусство хирургии», французского хирурга и акушера А. Паре (1510-1590) «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.». Деятельность этих людей и их многочисленных последователей в разных странах способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача.
Фармацевтические лаборатории. Освоение вновь открытых территорий (а в ходе Великих географических открытий известная европейцам территория расширилась в два раза!) ввело в оборот огромное количество сведений об их флоре и фауне. Как следствие этого, появляется огромное количество новых трав лекарственного назначения.
Размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок, размещавшихся в одной комнате, в эпоху Возрождения они превратились в большие фармацевтические лаборатории, включавшие в себя помещения для приема посетителей, кладовые, лаборатории с печами и дистилляцион- ными аппаратами. Начиная с XV в. культивируются аптекарские ботанические сады, которые стали называться «садами здоровья».
Ботанические сады. В эпоху Возрождения ботанические сады начали играть громадную культурологическую и естественнонаучную роль - они стали специфической формой освоения растительного пространства.
Ботанические сады были разбиты в нескольких итальянских городах: в 1545 г. - в Пизе; в 1547 г. - в Падуе; в 1567 г. - в Болонье.
Ботаника становится интегрирующей наукой: все это богатство требовалось систематизировать, описать. Искусство разведения садов стало подлинной наукой. Планировка, подбор растений, учет рельефа местности, характер и вкус владельца - все это требовало увязки в единое целое и системности. Сады создавались как художественные произведения, как поэмы. Символ сада становится символом единения естественного и искусственного.
- Везалий Л. О строении человеческого тела // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 322.
ВВЕДЕНИЕ
Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.
Предмет социальной медицины – общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.
Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.
Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.
В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.
Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).
Существует пять этапов становления социальной медицины это:
1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.
2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)
3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)
4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)
5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).
Остановимся на двух последних.
1.1 Период развития как самостоятельной дисциплины
Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.
После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".
На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".
По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.
В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.
1.2 Современный период состояния науки
Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.
Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.
Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.
Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.
В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.
Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.
Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Публичная медицина.
Имеет дело в основном с клиентами – юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались – будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.
Общественная медицина.
Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу – проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.
Социологическая медицина.
Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.
Военная социальная медицина.
Военная социальная медицина должна изучать:
а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.
б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.
Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.
2.1 Препятствия в развитии
Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой – это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.
История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.
Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.
Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.
Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.
В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.
Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.
Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся
Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.
История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.
Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.
В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.
Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.
На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.
План: 1. Развитие врачевания в Древней Руси. Становление государственной медицины в России (IX-XVI вв.). 2. Реформы в области медицинского образования и науки в конце XVIII – XIX вв. 3. Развитие педиатрии в XVIII – XIX вв. в России. 4. Развитие теоретической и клинической медицины в конце XVIII-XIX вв.
Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием Православия). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в миру).
Врачевателя на Руси называли: ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник ü Врач «мудрый» , «хитрок» , «филозов»
Киево-Печерская лавра Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево-Печерской лавре. «Калика-перехожий»
ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – был известным иконописцем и одновременно лечил прокаженных АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, прославился лечением Владимира Мономаха.
Медицинские произведения XVXVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.
Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.
«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.
ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВРАЧИ Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже
Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.
1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1581 г. – первая Царева аптека
2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3. ОГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ 1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ
4. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА – деятельность медицинских работников, направленная на улучшение медикосанитарного обслуживания населения, осуществляемая в дополнение или вопреки соответствующей работе государственных учреждений. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ газеты, журналы ОБЩЕСТВА РУССКИХ ВРАЧЕЙ 15 июня 1861 г. БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕЧЕБНИЦЫ 25 марта 1861 г.
5. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА – форма медицинского обслуживания сельского населения, возникшая в России во 2 -й половине XIX в. (1864 г.) Земский врач – общественный деятель Общественное служение народу Опыт земской медицины был перенесен в советское здравоохранение, а в 1934 г. рекомендован Лигой Наций для всех стран. Основными принципами как и в земской стали: 1. Участковость. 2. Общедоступность. 3. Бесплатность.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ в XVIII-XIX вв. üПовышение температуры - ГОРЯЧКА üЖар и озноб – ЛИХОРАДКА üЭпилепсия – ПАДУЧАЯ üИнфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА üТиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА üГепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА üИнсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР üа в случае смерти – КОНДРАШКА üТуберкулез легких – ЧАХОТКА üСкарлатина – КРАСНУХА üДифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ üГангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ üАнгина – ГРУДНАЯ ЖАБА
Второй вопрос РЕФОРМЫ в ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ в конце XVIII – XIX вв.
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ до XIX в. 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. Н. Л. Бидлоо 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве была открыта ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА.
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ 1727 г. При Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища.
ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ 1798 г. АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.
ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1888 г. Основан в 1878 г. , открыт в 1888 г. в составе единственного факультета - медицинского, который впоследствии был преобразован в медицинский институт (в настоящее время – Сибирский государственный медицинский университет). Томский государственный университет Сибирский государственный медицинский университет
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XVIII веке 1727 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .
Михайло Васильевич ЛОМОНОСОВ Подробно рассмотрел причины заболеваемости и смертности новорожденных. Предложил составить и издать руководство об акушерстве и о лечении детских болезней. Предложил учредить воспитательные дома, которые стали прообразами детских больниц. 1711 -1765 «О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА» (1761 г.)
ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ БОЛЬНИЦЫ В ЕВРОПЕ В Германии – в 30 -40 -е гг. XVIII в. в Берлинской больнице Шарите были созданы детские отделения и первая кафедра детских болезней. Во Франции - в 1802 г. в Париже была открыта 1 -ая детская больница. В РОССИИ В 1834 г. в Санкт. Петербурге (2 -ая в Европе). В 1842 г. – в Москве. В 1844 г. - в Санкт -Петербурге основана клиническая больница для малолетних детей.
ПЕРВЫЕ СОЧИНЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ ДЕТЕЙ Нестор Максимович АМБОДИК МАКСИМОВИЧ Семен Герасимович ЗЫБЕЛИН (1735 -1802) (1744 -1812) Одним из первых попытался выделить болезни детей из общей внутренней медицины. Описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Дал классификацию ряда детских заболеваний. «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле»
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XIX веке Степан Фомич ХОТОВИЦКИЙ (1796 -1885) В 1836 г. начал читать самостоятельный курс детских болезней с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. В 1847 г. написал первое руководство по педиатрии «ПЕДИЯТРИКА» Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням.
Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 -1902) ОПИСАЛ: скарлатинную краснуху (болезнь Филатова-Дьюкса). инфекционный мононуклеоз (болезнь Филатова). «Семиотика и диагностика ранний признак кори (пятна детских болезней» , Бельского-Филатова-Коплика). «Краткий учебник детских болезней»
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИИ В РОССИИ 1865 г. – выделен Николай отдельный курс детских Иванович болезней при кафедре акушерства и гинекологии БЫСТРОВ в МХА, а затем и кафедра (1841 -1906) детских болезней (Василий Маркович Разработал первую программу ФЛОРИНСКИЙ) 1870 г. – создана самостоятельная кафедра детских болезней в МХА преподавания педиатрии. Под его руководством в 1885 г. создано первое научное общество детских врачей в Санкт-Петербурге.
ГУНДОБИН Николай Петрович (1860 -1908) Занимался изучением анатомо-физиологических особенностей детского возраста (возрастная анатомия). Поднимал вопросы воспитания детей и школьной гигиены. Боролся с детской смертностью. «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) Основоположник русской «Особенности детского научной педиатрии возраста» (1906)
Карл Николай Алексеевич Андреевич ТОЛЬСКИЙ РАУХФУС (1832 -1891) Основатель научной школы педиатрии в России. По его инициативе создана первая детская клиника при Московском университете (1866). (1835 -1915) Организатор больничного дела. В 1864 г. создал детскую больницу в Санкт-Петербурге (ныне им. Раухфуса). В 1872 г. – в Москве (ныне им. И. В. Русакова).
КОНГРЕССЫ и СЪЕЗДЫ ПЕДИАТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ 1902 г. - передовые педиатры различных стран Европы объединились в Лигу по борьбе с детской смертностью. 1911 г. - Первый Международный конгресс по охране младенчества. ВСЕРОСИЙСКИЕ 1911 г. - Первый Всероссийский съезд детских врачей.
Георгий Несторович СПЕРАНСКИЙ (1873 -1969) Российский и советский педиатр. В 1908 г. по его инициативе в Москве была открыта первая консультация для детей грудного возраста. В 1910 г. – первая лечебница для грудных детей. Был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. «Учебник болезней раннего детского возраста» .
АНАТОМИЯ (от греч. anatomе рассечение, расчленение) Петр Андреевич ЗАГОРСКИЙ (1764 -1846) Основатель первой анатомической школы в России. Создатель учения о связи формы органов с функцией. «Сокращённая анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» , 1802.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ Николай Иванович ПИРОГОВ Петр Францевич ЛЕСГАФТ (1810 -1881) (1837 -1909) Основоположник топографической анатомии. Создал первый в России институт практической анатомии (1846) Широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека. Одним из первых использовал в анатомии рентгеновские лучи.
ХИРУРГИЯ (от лат. chirurgia ручная работа, или «рукодействие» ; от грсч. cheir рука + ergon действие) Иван Федорович БУШ (1771 -1843) Первый преподаватель хирургии в ИМХА. Федор Иванович ИНОЗЕМЦЕВ (1802 -1869) Одновременно с Пироговым произвел операцию под наркозом
Николай Иванович ПИРОГОВ (1810 -1881) Основоположник военно-полевой хирургии. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Вместе с Ф. И. ИНОЗЕМЦЕВЫМ первым произвел операцию под эфирным наркозом на поле боя (1847). Совместно с А. М. ФИЛОМАФИТСКИМ разработал метод внутривенного наркоза. Предложил ряд хирургических операций, вошедших в мировые анналы.
Николай Васильевич СКЛИФОСОВСКИЙ Один из основоположников отечественной клинической хирургии, полостной хирургии. (1836 -1904) Активно способствовал внедрению в отечественную хирургию принципов антисептики. Один из основоположников военно -полевой хирургии.
ТЕРАПИЯ (от греч. therapia лечение) Матвей Яковлевич МУДРОВ (1776 -1831) Настаивал на старательном заполнении историй болезни. Сергей Петрович БОТКИН (1832 -1889) Основоположник военнополевой терапии
Виднейшие терапевты XIX в. Григорий Антонович ЗАХАРЬИН (1829 -1898) Большое значение в диагностике придавал анамнезу. Алексей Александрович ОСТРОУМОВ (1844 -1908) Основные труды по физиологии и патологии кровообращения.
ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis природа + logos учение) Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 -1905) Изучал функции головного мозга. Открыл центральное торможение («сеченовское торможение»). Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Установил неразрывную связь физиологических и психологических процессов. Главный труд «Рефлексы головного мозга» .
Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 -1936) Изучал физиологию сердечнососудистой и пищеварительной систем. Создал учение о высшей нервной деятельности. Обосновал метод условных рефлексов. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии.
ИММУНОЛОГИЯ (от лат. immunitas освобождение, избавление + logos учение) Илья Ильич МЕЧНИКОВ (1845 -1916) В 1887 г. сформулировал фагоцитарную теорию иммунитета. Работал над проблемами долголетия. В 1908 г. удостоен Нобелевской премии.