Опросник солдатовой. Методики изучения толерантности. Методика «Виды агрессивности»
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
|
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Экспресс-опросник разработан для диагностики:
–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;
–видов толерантности: этническая и социальная.
Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:
Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.
1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;
2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Бланк ответа
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласе | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
|
Баллы (для «прямых» утверждений) | ||||||||
1 С | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
обр | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
3 Л обр | Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
обр | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
5 Л обр | В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||||
обр | ||||||||
обр | С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
9 Л | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
10С обр | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||||
12С обр | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
13 Л обр | Если кто–то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||||
15С обр | Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | |||||||
16С | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
17 Л | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
обр | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
19 Л обр | Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
20С обр | Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||||
22 Л | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.
Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.
Интерпретация результатов.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Ключ для обработки
1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Анкета-Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
|
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал, надо отомстить ему | |||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | |||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование | |||||||
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим | |||||||
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1,9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2,4,7, 11, 14, 18,21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
4. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
МКОУ Ванзетурская СОШ
Справка по итогам проведения анкетирования
«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов
По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».
Цель : выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах
В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.
Методика исследования:
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ
Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» , можно выделить следующее:
В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).
Варианты ответов на вопрос«Что означает для тебя понятие «толерантность»
Количество выборов в %
Обучающиеся
Педагоги
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»
68 %
76 %
72 %
78 %
84%
«умение вести равноправный диалог»
46 %
45 %
59 %
59 %
60 %
«готовность пойти на компромисс»
35 %
28 %
36 %
54 %
54 %
«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»
25 %
20 %
26 %
19 %
46 %
Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)
Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:
Уважение к другим (67%);
Способность к сопереживанию (59%);
Терпеливость и взаимопонимание (36%).
Варианты ответов на вопрос«Какие черты свойственны толерантному человеку?»
Количество выборов в %
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги
терпеливость
22 %
уважение к другим
50 %
уважение к себе
12 %
взаимопонимание
умение владеть собой
Способность к сопереживанию
Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).
Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.
Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.
По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:
Педагоги:
хамство (65%);
агрессивность (44%);
раздражительность (45%).
хамство (65%);
агрессивность (57%);
раздражительность (57%)
Варианты ответов на вопрос«Какие черты несовместимы с толерантностью?»
Количество выборов в %
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги
раздражительность
32 %
48 %
52 %
48 %
57 %
хамство
58 %
62 %
68 %
72 %
65 %
агрессивность
37 %
41 %
47 %
52 %
57 %
Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.
Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:
Когда тебя предали (77%);
Если сталкиваешься с несправедливостью (73%);
Когда при тебе обижают слабого (50%)
Варианты ответов на вопрос«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»
Количество выборов (в %)
Обучающиеся
7-11 классов
когда тебя предали
77 %
если сталкиваешься с несправедливостью
73 %
когда задевают твои интересы
39 %
когда при тебе обижают слабого
50 %
Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.
Легче всего учащимся проявлять толерантность:
В семье (68%);
В группе друзей (51%);
В общении с учителем (46%)
Среди людей старшего возраста (46%)
В своем классе (36%).
Варианты ответов на вопрос«Где тебе легче всего быть толерантным?»
Количество выборов (в %)
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
в группе друзей
32 %
36 %
56 %
в общении с учителем
24 %
18 %
26 %
36 %
среди людей старшего возраста
52 %
48 %
53 %
46 %
в семье
48 %
36 %
44 %
68 %
в своем классе
25 %
31 %
26 %
26 %
Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.
Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.
Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.
С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.
Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.
Утверждение
Количество выборов (в %)
всего
согласен
не согласен
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.
42%
57%
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.
52%
47%
К некоторым нациям и народам трудно хорошо
относиться.
66%
34%
Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.
60%
40%
Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.
73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.
78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.
Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».
Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.
Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».
Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению
к своим одноклассникам или людям другой национальности.
Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.
Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.
Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.
Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.
Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.
Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности :
В начальной школе:
Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
В средних классах:
В старших классах :
1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.
2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
№ Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
3. Если друг предал, надо отомстить ему
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
8. С неопрятными людьми неприятно общаться
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
19. Беспорядок меня очень раздражает
20. Любые религиозные течения имеют право на существование
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим