Ребенок мучает животных - как быть? Ему не больно? Почему дети мучают животных психология
Знакома ли Вам ситуация, когда ребенок, играя с кошкой или собакой дома, вдруг, ни с того, ни с сего начинает его таскать за хвост, бить, кидать на пол с высоты? Несмотря на все Ваши увещевания, ребенок никак не хочет понимать, что мучить животных нельзя. Что делать, если Ваш ребенок мучает животных?
В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка. Если Вашему чаду меньше 2,5-3 лет, то взывать к совести абсолютно бесполезно. В этом возрасте дети еще не понимают, что окружающие его люди и животные могут испытывать боль. Очень часто дети воспринимают животных, как игрушки или ассоциируют их с героями мультфильмов. Отсюда и такое поведение, непредсказуемое и как к неживому предмету.
В этом случае обратите внимание на то, как ребенок ведет себя в игре. Какие игрушки использует чаще всего, как он ими играет. Часто ли бросает, кидает, пинает вещи? Уделите внимание мультфильмам, которые смотрит Ваш кроха, и какие книжки Вы ему читаете? Нет ли там избыточной агрессивности? В таком возрасте не стоит оставлять ребенка наедине с животными.
Пусть он играет с ними в Вашем присутствии. При любом неправильном обращении с животным, стоит выразить свое неудовольствие и запретить ребенку прикасаться к нему на какое-то время. Также своим примером надо показать, что кошку надо, например, гладить,а с собакой играть. Нельзя их беспокоить, когда они едят или спят.
Если Вашему ребенку от 2,5 – 3 лет и более, то он уже может понимать, что Вы ему говорите и делать выводы. Всегда объясняйте, что, например, котенку/щенку больно, когда его таскают за хвост или пинают. Объяснять ребенку нужно не один раз, а при каждом случае, когда Вы замечаете неправильное поведение, и до тех пор, пока Вы не увидите, что у малыша появился положительный сдвиг в этом направлении. Следите за своим поведением.
Будьте примером для ребенка. Никогда не обзывайте, не дразните и не бейте животных в его присутствии (да и без него тоже). Не стремитесь ударить кошку или собаку, если Вам кажется, что они провинились.
Во время прогулки обращайте внимание на окружающих животных, расскажите подробнее о том или ином животном. Обязательно обратите внимание ребенка на то, что эти животные маленькие, беззащитные и нуждаются в помощи человека.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок бережно относился к природе, в том числе и к животным – учите его доброте. Только возымеет положительный результат. Дети – это зеркало семейных отношений. Они копируют все, что мы делаем и говорим. Они тонко подмечают наше отношение к окружающему, и потом переносят это в свои игры и отражают в своем поведении. Регулярно показывайте, как можно играть с животными, как их нужно кормить и как за ними ухаживать.
Вместе с ребенком читайте рассказы и сказки о животных. Смотрите фильмы и мультики. Изучайте породы собак, кошек и других животных, а также обращайте внимание на их повадки и характер. Тогда ребенок научиться понимать и чувствовать их, а также нести за них ответственность.
Можно сделать кормушку для птиц и повесить ее во дворе, а потом постоянно насыпать туда излишки хлеба или крупы. Вместо того чтобы гонять голубей, покормите их. Объясняйте ему, что животные чувствуют отношение людей к ним. К доброму человеку, все придут сами, а заметив агрессию, все животные разбегаются или же нападают. Расскажите ребенку о пользе, которую приносят животные, и о том, что мы не имеем право причинять им боль намеренно. Всякая жизнь бесценна, и издеваться над братьями меньшими бессмысленно и недопустимо.
Кроме вышеперечисленного, стоит обратить внимание на стиль воспитания ребенка. Поведение родителей по отношению к своему сыну или дочери также может вызывать агрессивность и жестокость по отношению к животным. Если мама или папа сами жестоко наказывают ребенка за его шалости и плохое поведение, то малыш, не умея за себя постоять, отыгрывает негативные эмоции на тех, кто слабее его. Униженный ребенок, унижает других, более слабых существ, тем самым поднимая свою самооценку и свою значимость. Он радуется тому, что хотя бы кошка может получить от него, и он может оказать свое влияние на нее.
Любое агрессивное поведение сигнализирует о том, что ребенок нуждается в родительском внимании, ласке и любви. Так он может выражать свой протест против чего-то. Стоит задуматься в первую очередь над своим поведением. Если ребенок чувствует, что он любим, он защищен, он принят обществом (в первую очередь своими родителями), у него обязательно разовьется чувство сострадания и сочувствия к другим. Ребенок, который сам испытывает нежность по отношению к себе, обязательно проявит аналогичные чувства к животным.
Будьте внимательны к своему ребенку! Учите его милости и состраданию. Учите его думать надо вопросами о том, зачем нужны добрые дела; почему люди становятся злыми и беспощадными. Будьте достойным примером для своего крохи!
Детская жестокость к братьям нашим меньшим всегда настораживает и даже пугает родителей. Киноиндустрия растиражировала факт, что многие убийцы в детстве обязательно мучили животных, поэтому малейшее проявление детского насилия часто обсуждается на родительских форумах. Папы и мамы не могут понять, почему ребенок в благополучной семье бьет кошку, мучает хомячка или издевается над попугайчиком. На самом деле пугаться не нужно, многие маленькие дети не понимают, что делают, им нужно много раз объяснять и рассказывать, что чувствует животное.
Особенности взаимоотношений ребят и зверят
Чтобы избежать неприятных ситуаций, следует прислушиваться к советам специалистов. Психологи не рекомендуют заводить кошку, собаку или другое животное в доме, где есть ребенок, которому еще нет трех лет. В этом возрасте малыши не понимают связи между своими действиями и страданиями живого существа. Они не ведают, что творят, не понимают, что причиняют боль кошке, дергая ее за хвост, могут задушить птичку, пытаясь ее поцеловать.
Но как поступать тем семьям, где животное давно живет? Младенца с первого года жизни нужно приучать к корректному обращению с братьями нашими меньшими. Неосознанную жестокость и агрессивные действия следует мягко пресекать и перенаправлять в другое русло. Если ребенок бьет собаку, дергает ее за шерсть, остановите его, но не криком: «Не смей этого делать!». Возьмите малыша к себе на колени, попытайтесь ему рассказать, что чувствует собака, когда ее бьют. Объясните, что ваш пес – это друг, он вас защищает, а вы должны его любить и никогда не предавать, подойдите к животному и погладьте его вместе. Научите малыша играть с котом или собакой.
Неправда, что дети не понимают, если что-то они не могут осознать на ментальном уровне, они могут почувствовать. Будьте искренними с ними и никогда сами не поднимайте руку на животное.
Причины жестокости
Малыши до трех лет бьют животных чаще всего неосознанно. После четырех лет для проявлений жестокости могут быть определенные причины, которые нужно учитывать при работе с этой проблемой.
Психологи считают, что животных обижают дети, которые:
испытали на себе жестокое обращение. Это может быть излишне строгое наказание, запрет, даже ругань;
повторяют поведение родителей (увидели, как мама или папа ударили кота или собаку, причем достаточно одного раза);
переживают конфликт со взрослыми, не могут наказать взрослого, всю злость вымещает на беззащитном животном;
ревнуют родителей. Недостаток родительского внимания становится чудовищной бомбой замедленного действия. Поэтому, даже если ревность необоснованная, проявите к малышу внимание, пусть он получит больше любви и заботы;
подавляют агрессивное поведение;
стараются стать лидером в группе детей 6-7 лет;
боятся (это касается крупных собак, страх обычно вызван прецедентом – малыша облаял или укусил пес).
Решить проблему детской жестокости поможет тесный эмоциональный контакт с родителями. Если в доме спокойная обстановка, никто не повышает голос, малыша внимательно слушают и ободряют все его начинания, то возникновение насильственных действий к животным здесь маловероятно.
Что делать при проявлениях агрессии?
Жестокие игры или немотивированная агрессия к кошкам, хомячкам, собакам и птицам в детей старше 5-6 лет редко появляется на ровном месте. Часто это не просто безобидный симптом, а целая проблема. Не стоит ее решать методами, которые подсказывают посетители форумов: «Ударил котенка – ударьте ребенка, потянул за шерсть собаку – потяните за волосы сына». Насилие порождает насилие.
Справиться с проблемой жестокого обращения детей с животными помогут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Наши психологи найдут подлинную причину проблемы и подскажут методы ее решения. Мы можем предложить тренинги, групповые занятия или индивидуальные консультации. Звоните!
По сравнению с другими возрастными категориями подростки отличаются . Главное противоречие подросткового периода - достижение относительной зрелости, но отсутствие изменений в социальном статусе: подросток хочет быть взрослым, но общество его таковым пока не считает, поэтому он начинает вести себя наперекор общественным нормам и правилам.
Противоречия
Подростки пока ещё не очень понимают, что нужно делать, чтобы их воспринимали как взрослых людей. Они хотят выглядеть как взрослые (или хотя бы не как дети), но обнаруживают несоответствие собственной внешности с субъективными понятиями красоты (многие , придают большое значение её недостаткам) и с социальными ограничениями – школьный дресс-код, негласный запрет на ношение откровенной одежды подростками, несоответствие семейной и материальной ситуации желаемой.
Изменяющийся гормональный фон вызывает в подростках сексуальное желание - это пугает их и вызывает внутренние противоречия: во-первых, тема секса в современном российском обществе негласно табуирована; во-вторых, желание быть сексуальным напрямую связано с вопросами внешнего вида, а гормональный фон нередко преподносит тинейджерам сюрпризы в виде прыщей, лишнего веса и других нежелательных внешних проявлений.
Эти и многие другие противоречия существуют внутри каждого подростка, лишь немного различаясь в зависимости от личностных особенностей и социальной среды. Боясь самого себя и своих желаний, опасаясь собственной реакции на некоторые события и реакции родителей, подростки начинают защищаться от внешнего мира. Им нужно оградить себя, чтобы избежать лишних вопросов, на которые у них самих пока ещё нет ответов.
В этот период целесообразно занять детей чем-то серьёзным –хобби, увлечения, спорт, танцы - чтобы было где выплеснуть накопившуюся энергию и негативные эмоции.
Стоит уделять подросткам больше внимания, постараться стать их лучшим другом: поддерживать, не унижать, радоваться достижениям, анализировать неудачи, не молчать о своих претензиях, а честно и открыто обсуждать проблемы.
Проявления подростковой агрессии
жестокое обращение с животными
участие в драках
Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. И его стоит рассматривать отдельно.
Ненормативная лексика
Употребление ненормативной лексики является, пожалуй, самым распространённым проявлением агрессии у подростков и далеко не безвредным: словесные оскорбления и унижения со стороны других детей негативно сказываются на детской психике.
Оскорбляя других детей, подросток избавляется от своих негативных эмоций. Как и взрослые. Покажите пример выплёскивания накопившегося недовольства. Например, чувствуя, что готовы сорваться, скажите ребёнку: «Я сейчас очень рассержена. Пойду подышу воздухом, чтобы успокоиться, и тогда договорим».
Давайте возможность высказываться, чтобы подросток понимал, что его чувства важны для вас. Позволяйте говорить с вами обо всём, что его волнует.
Проводите беседы о недопустимости оскорбления и унижения человеческого достоинства, издевательств над слабыми.
Пересмотрите своё поведение и общение с домочадцами, возможно, вы неосознанно швыряете вещи или хлопаете дверью после ссоры или телефонного звонка, или ваш муж некрасиво отзывается о родне…
Не всегда брань обусловлена агрессией: в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Желание принадлежать референтной группе, быть «своим» в компании друзей, пользоваться успехом у противоположного пола, потребность в принятии ровесниками – всё это естественные потребности подростка. Нецензурная лексика является одним из способов влиться в необходимую тинейджеру среду, доказать свою взрослость и заслужить право относить себя к компании друзей. Нередко нецензурные выражения являются частью слэнга, принятого в субкультуре, к которой подросток хочет себя относить.
Привычка выражаться крепким словцом не должна поощряться, но и трагедией в данном случае она не является – обычно подростки перестают употреблять такие выражения достаточно быстро, как только влились в нужную им среду.
Жестокое обращение с животными
А вот случаи жестокого обращения с животными – очень опасный симптом, ведь многочисленные исследования показывают, что существует прямая взаимосвязь между безжалостным отношением к животным и во взрослой жизни – почти все взрослые преступники, совершившие насильственные действия по отношению к людям, в детстве часто пытали и мучили зверей.
Причиной девиантного поведения у подростков чаще всего является тяжёлая жизненная ситуация внутри семьи: домашнее насилие, жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, постоянный стресс, алкоголизм родителей. Ребёнку некуда девать свою ярость, и он срывает её на более слабых – на животных.
Проявление жестокости ни в коем случае не должно оставаться незамеченным: подросткам, мучающим животных, необходима помощь психолога.
Участие в драках
Подростковые стычки стали частым явлением. Уделяя много времени компьютерным играм с монстрами и демонами, которых они бьют и убивают, ребята порой не видят границы между виртуальностью и реальностью. Драки не воспринимаются как , не осознаются последствия, порой трагические. По своей жестокости их драки превосходят взрослые разборки.
Причинами драк подростки считают защиту собственного достоинства, личные оскорбления, насмешки, защиту друга. Девочки в драках не уступают мальчикам, а порой и превосходят. У них схожие причины, добавляется ещё ревность. Фантазия в этом возрасте буйная, и найти причину для драки очень просто.
То, что все проблемы решаются кулаками, подросток уясняет из личных наблюдений. По телевизору – фильмы с драками и убийствами, интернет полон жестокого видео, и всё это легкодоступно для детей. Жизненные ценности меняются: сейчас в приоритете сила, жестокость, умение подчинять людей своим желаниям. Страшно, если подросток обладает набором этих качеств.
Следите за тем, что смотрят ваши дети, в какие игры играют, в каких группах состоят в социальных сетях. Не будьте равнодушны к ним, от этого зависит ваше общее будущее.
Обязательно найдите занятие для своих детей, лучше не дожидаясь подросткового возраста. Записывайте их в спортивные школы и секции, приучайте к гимнастике и тренировкам, подсовывайте интересные книги и статьи, разговаривайте о том, как можно поступать и как решать вопросы мирным путём.
Демонстрационные проявления
Демонстративность является характерной возрастной особенностью подростков – они разбивают барьеры, пробуют нарушать границы. Продемонстрировать своё поведение для тинейджера – значит самоутвердиться посредством бунта.
Привычка нецензурно выражаться порой имеет демонстративный характер – нередко подростки употребляют матерные слова только в присутствии авторитетных лиц, тех, на кого они хотят произвести впечатление. В век высоких технологий общество сотрясается от ужаса, когда подростки выкладывают в социальные сети видео, снятые на смартфоны, в которых они мучают животных или участвуют в драках.
С точки зрения психологии агрессия не всегда несёт в себе деструктивный характер. Так, например, агрессией является и здоровая конкуренция, и уверенное поведение в межличностных отношениях.
Безусловно, если речь идёт о вопиющих случаях жестокости, без серьёзных коррекционных программ не обойтись, но, говоря о коррекции агрессивного поведения в целом, нужно очень внимательно подходить к индивидуальным особенностям подростка и его социальной среды, чтобы не уничтожить в нём умение отстаивать свою точку зрения и добиваться поставленных целей.
Анна Сафина
И педагоги, и психологи, и психиатры утверждают, что ситуации, когда ребенок мучает животных, ни в коем случае не должны оставаться без внимания родителей. Это свидетельствует не только о серьезном пробеле в воспитании ребенка, но и о наличии серьезных психических проблем. Согласно статистическим данным, жестокость и насилие по отношению к нашим «меньшим братьям» повышает риск совершения преступлений против людей в пять раз! Теперь малыш, тянущий за хвост кошку, не кажется вам забавным?
Причины жесткого отношения к животным
Во-первых, сразу же стоит отметить, что в данном случае возраст ребенка имеет значение. Так, малыши до трехлетнего возраста не осознают, что собака или кот – это живые существа, способные точно так же как и люди испытывать боль. Для ребенка домашнее животное – это забавная игрушка, которая умеет двигаться и издавать звуки. По мнению психологов, заводить в доме питомца при наличии маленького ребенка не стоит. А вот если ребенок осознанно бьет животного, то в такой ситуации вмешательство родителей обязательно.
Каковы причины такого поведения? Почему ребенок мучает животных?
- Пример родителей . Если для взрослых считается нормой ударить кота, стянувшего со стола котлету, или отшвырнуть ногой нашкодившего пса, то не стоит удивляться, если и ребенок поступает так же. Ранний возраст – это период, когда малыша легко научить контролировать свои эмоции, импульсы, ненависть и злобу, сопереживать и жалеть окружающим, и животным в том числе.
- Микроклимат в семье . Отношения между членами семьи могут быть напряженными, агрессивными. Малыш это ощущает, хоть и не всегда осознает. Все свои переживания и обиду на окружающий мир, которым в течение первых лет являются мама и папа, он непроизвольно может изливать на домашних питомцев.
- Телевизор и компьютер. Часто родители вынуждены разрешать малышу смотреть и разные передачи, чтобы освободить время для работы или домашних дел. Однако выбор мультфильма должен оставаться за родителями. Для малыша герои на экране – пример для подражания, а хороших, добрых мультиков, к сожалению, не так уж много.
- Любознательность . Изучать окружающий мир с разных сторон – природная и вполне естественная потребность ребенка. Вполне возможно, что засовывая котенка в стиральную машину, ребенок всего лишь хочет искупать его.
- Патология развития головного мозга. Ситуация крайне сложная и требующая вмешательства специалистов.