Епископ Дионисий (Хитров) – первый якутский архиерей. Дионисий (хитров) «Божественное слово на родном языке»
ДИОНИСИЙ, в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на… … Энциклопедический словарь
Дионисий Хитров - (в миру Дмитрий Васильевич; 22 октября 1818 8 сентября 1896 года в Москве) епископ. Некролог В Москве 8 сентября скончался епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий. Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818… …
Дионисий (Хитров Д. В.) - ДИОНИ́СИЙ (в миру Димитрий Васильевич Хитров) (181896), правосл. миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якут. яз. и перевод на якут. яз. новозаветных … Биографический словарь
Дионисий (Хитров, Дмитрий Васильевич) - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия
Хитров - фамилия и происходящий от неё топоним: Носители фамилии Хитров, Станислав Николаевич советский актёр театра и кино Хитров, Степан Дмитриевич советский партийный, государственный деятель, министр сельского строительства СССР Хитров, Фёдор… … Википедия
Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ миссионер (1818 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия. Назначенный в 1844 г. священником походной церкви, Дионисий в течение 10 лет совершил с нею миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней… … Биографический словарь
ДИОНИСИЙ - в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818 96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский… … Большой Энциклопедический словарь
Дионисий - I (около 1440 после 1502/1503), живописец, ведущий мастер московской школы XV в. Иконы («Спас в силах», 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, около 1500 03; с сыновьями) выделяются утончённой грацией рисунка и пропорций,… … Энциклопедический словарь
Дионисий - (Хитров) епископ уфимский; род. в Рязан. губ., оконч. каз. дух. сем. в 1844 г. и определен был свящ. походной миссионерской церкви в Якутской области. Здесь деятельно работал вместе с учителем своим, просветителем Сибири, архиеп. иркутск.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ДИОНИСИЙ - 1. ДИОНИСИЙ (ок. 1440 после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы (Спас в силах, 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются… … Русская история
Епи́скоп Диони́сий (в миру Дмитрий Васильевич Хитров ; 22 октября , Хитрово , Данковский уезд , Рязанская губерния - 8 (20) сентября , Москва) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, переводчик священного писания и богослужебных текстов на якутский язык .
Биография
Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .
С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище , где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.
В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .
Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев.
Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.
Овдовел. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».
3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).
В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .
С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.
многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .
Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .
За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены Казанской Духовной Академии .
12 декабря 1883 года переведён на Уфимскую епископскую кафедру , где и находился почти до самой смерти.
Скончался 8 сентября 1896 года в Москве, куда прибыл на лечение . Погребён под соборным храмом московского Покровского миссионерского монастыря.
Публикации
- «Евангелие от Марка, на якутском языке». М., 1848.
- «Описание Жиганского улуса» // Западно-Сибирское отделение РГО. 1856. Кн. 1;
- Обозрение церквей Уфимской епархии его преосвященным Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские Епархиальные Ведомости . 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. № 1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356;
- «Краткая грамматика якутского языка». М., 1858.
- Преосвященный Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // Прибавление к Церковным Ведомостям 1900. № 14. С. 575-728;
- Путевой журнал священника приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652;
- Письма Владыки к брату, священнику с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Материалы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759;
- Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из Санкт-Петербурга, 1887-1888]: Материалы к биографии преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.
Напишите отзыв о статье "Дионисий (Хитров)"
Литература
- «Иркутские Епархиальные Ведомости», 1884, № 5 и 6.
- «Церковные Ведомости», 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
- «Исторический Вестник », 1896, кн. 10, с. 352-353.
- «Русское Слово », 1896, № 244.
- «Московские Церковные Ведомости», 1896, № 38.
- Некролог. «Московские Ведомости », 1896 № 249.
- «Московские Ведомости», 1901, № 360.
- Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
- Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 299-302. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4
Примечания
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
Отрывок, характеризующий Дионисий (Хитров)
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.
Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.
Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Некролог
Покойный архипастырь (в миру Дмитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября 1818 года в селе Хитрове Данковского уезда Рязанской губернии, и воспитывался в местной духовной семинарии. По окончании курса студентов (15 июля 1840 г.), он в следующем году (6 апреля), по вызову епархиального начальства, отправился в Якутск, где принял священство и пятнадцать лет (1841-1858 гг.) состоял миссионером, распространяя свет христианства среди инородцев. Возведенный в сан протоиерея, почивший с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года. По смерти жены, он принял монашество с именем Дионисия и 9 февраля 1868 года был хиротонисан в епископа Якутского, сначала викария Камчатской епархии, а с 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры, состоял самостоятельным епископом. Затем покойный архипастырь был переведен на Уфимскую епископскую кафедру (с 12 декабря 1883 года), где и находился почти до самой смерти.
Почившему епископу Дионисию принадлежали: перевод священных и богослужебных книг на якутское наречие, составление азбуки и грамматики якутского языка, очерки о поездках по Уфимской епархии ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1889-1890 гг.), а также и проповеди. За свои многолетние труды он был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии (с 1881 г.).
("Московские Ведомости", 1896 № 249).
Библиография
"Евангелие от Марка, на якутском языке". М., 1848.
"Краткая грамматика якутского языка". М., 1858.
"Автобиографические заметки" ("Уфимские Епархиальные Ведомости", 1900).
О нем:
"Иркутские Епархиальные Ведомости", 1884, № 5 и 6.
"Церковные Ведомости", 1891, № 16, 17; 1896, № 37, 46.
"Исторический Вестник", 1896, кн. 10, с. 352-353.
"Русское Слово", 1896, № 244.
"Московские Церковные Ведомости", 1896, № 38.
"Московские Ведомости", 1901, № 360.
Титов А. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. (М., 1910).
- - иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря...
Москва (энциклопедия)
- - архиепископ суздальский. Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию...
Биографический словарь
- - епископ-миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия...
Биографический словарь
- - 1. , живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы, фрески выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности. 2...
Русская энциклопедия
- - 1. Д. Галикарнасский - греческий историк и оратор...
Античный мир. Словарь-справочник
- - Dionysius, Διονύσιος, 1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами...
Реальный словарь классических древностей
- - в Сиракузах: 1. Д. I Старший - тиран. Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет...
Древний мир. Энциклопедический словарь
- - Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 по 264 гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в...
Энциклопедия античных писателей
- - просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве...
Большая биографическая энциклопедия
- - Хитров - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при Святейшем Синоде...
Биографический словарь
- - духовный писатель, протоиерей; был помощником председателя училищного совета при св. синоде...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - I Хитро́в Степан Дмитриевич, советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933-35 в Советской Армии...
- - советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1932. Родился в семье крестьянина. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В 1933‒35 в Советской Армии...
Большая Советская энциклопедия
- - советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР. В 1927 окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета...
Большая Советская энциклопедия
- - Р. Хи/тро/ва ры/нка...
Орфографический словарь русского языка
- - Х"итров р"ынок, Х"итрова р"...
Русский орфографический словарь
"Дионисий Хитров" в книгах
ХИТРОВ СТАНИСЛАВ
Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков ФедорХИТРОВ СТАНИСЛАВ ХИТРОВ СТАНИСЛАВ (актер кино: «Увольнение на берег», «Девчата» (оба – 1962), «Время, вперед!» (1966) и др.; скончался 24 мая 1985 года на 49-м году жизни).Хитров был достаточно популярным актером в 60-е годы, а в 70-е как отрезало: приглашать сниматься его перестали. Во
ХИТРОВ Станислав
Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков ФедорХИТРОВ Станислав ХИТРОВ Станислав (актер театра, кино: «Обгоняющая ветер» (1958; Юрко), «Яша Топорков» (1960; главная роль – Яша Топорков), «Мир входящему» (1961; шофер Павел Рукавицын), «Девчата» (бригадир лесорубов Филя Егоров), «Никогда» (рабочий), «Увольнение на берег»
E. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
автораE. M. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ Всем интересующимся современной литературой должно быть известно имя поэта Сергея Есенина. По силе и яркости таланта Есенин занял почетное место среди первоклассных современных поэтов и первенствующее положение в
Е. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ
Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1. автора Есенин Сергей АлександровичЕ. М. ХИТРОВ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ В СПАС-КЛЕПИКОВСКОЙ ШКОЛЕ Евгений Михайлович Хитров (1872–1932) - преподаватель русского языка и литературы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, в которой Есенин занимался в 1909–1912 годах.Первые свои
ДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ
Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья ЯковлевичДИОНИСИЙ I СТАРШИЙ (род. в 430 г. до н. э. – ум. в 367 г. до н. э.) Тиран Сиракуз.Будущий тиран Сиракуз родился в семье, принадлежавшей к среднему сословию. Он рано потерял отца и воспитывался отчимом Гелором, которого любил и уважал. Дионисий получил хорошее образование и
ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ
Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр ВладимировичПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ История Свято-Успенского монастыря в XVI веке распорядилась так, что все три звезды - святитель Герман, святитель Иов и святитель Дионисий - были духовно связаны между собой. Их духовная общность - тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в
Дионисий
Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан ГригорьевичДионисий Московская живопись пережила в XV в. свой золотой век. Традиции Андрея Рублева создали прочное основание для дальнейшего развития московской школы во второй половине XV в. Крупнейшим художником этого периода был Дионисий. О жизни Дионисия известно очень немного.
Дионисий
Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей ИвановичДионисий
Из книги История Рима автора Ковалев Сергей ИвановичДионисий Современником Ливия был грек Дионисий Галикарнасский, профессор риторики и литературный критик. В 30 г. до н. э. он приехал в Рим, где и написал на греческом языке свой главный труд, над которым работал около 22 лет, выпустив его в 7 г. до н. э. Сочинение Дионисия -
Хитров Степан Дмитриевич
БСЭХитров Федор Михайлович
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХИ) автора БСЭДИОНИСИЙ I
автораДИОНИСИЙ I (Старший) (ок. 432–367 до н. э.),тиран (правитель) Сиракуз с 406 г. до н. э.119Если они смеются, значит, у них и впрямь ничего больше нет.Дионисий «наложил на сиракузян побор: они плакались, взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и
ДИОНИСИЙ II
Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин ВасильевичДИОНИСИЙ II (Младший),сын Дионисия Старшего,в 367–357 и 346–344 гг. до н. э. тиран (правитель) Сиракуз123Я кормлю стольких софистов не потому, что восхищаюсь ими, а для того, чтобы они восхищались мной.Приводится у Плутарха («Изречения царей и полководцев», 21, 1). ? Плут.-99, с.
М. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
Из книги За Землю Русскую! автора Невский АлександрМ. И. Хитров. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ Введение «Якоже убо царския утвари златом украшены с многоценным камением веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота!»У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше
ХИТРОВ
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрХИТРОВ Михаил Иванович, прот. (1851–99), рус. правосл. церк. писатель. Окончил историко–филологич. фак–т Московского ун–та (1876). Преподавал всеобщую и отечеств. историю и рус. яз. в моск. учебных заведениях. Был помощником председателя Училищного совета при Свят. Синоде.
) - епископ Русской православной церкви , епископ Уфимский и Мензелинский . Миссионер, один из переводчиков священного писания и богослужебных текстов на якутский язык . Лично разработал Грамматику якутского языка и первый Букварь, осуществлял корректуру всех изданий и их подготовку к печати
Биография
Родился 22 октября 1818 года в бедной и многодетной семье пономаря села Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии Василия Ивановича Хитроваи Марии Игнатьевны Хитровой. В раннем возрасте он осиротел и остался без каких-либо средств к существованию .
С 6 лет обучался грамоте в доме священника Тимофея Венцева, затем у дворовых людей. В сентябре 1828 года поступил в Данковское духовное училище, где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 году осиротел, умер и старший брат-пономарь Вознесенской церкви села Хитрово Василий Васильевич Хитров, у которого жил Дмитрий Хитров во время учебы.
В августе 1834 года, сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую духовную семинарию , которую окончил в 1840 году по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию .
Вступил в брак и 22 января 1841 года вместе с супругой-Александрой Ивановной отправился в Сибирь. 16 марта 1841 года Дмитрий Васильевич Хитров был рукоположен в сан диакона , а 6 апреля того же года - во священника Преображенской церкви города Якутска , после чего пятнадцать лет (1841-1858) состоял миссионером, проповедуя среди инородцев. В1841после рождения первенца- Михаила, Алексадра повредилась рассудком, это заболевание не оставляло ее до смерти 8 ноября 1863 г.
Возведённый в сан протоиерея, с 1856 года занимал должности: смотрителя Якутского духовного училища и ректора Якутской семинарии, продолжая вместе с тем прежнюю миссионерскую деятельность до 1867 года.
Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) в письме графу А. Н. Муравьёву от 31 января 1857 года писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти».
3 июля 1867 года указом Святейшего Синода был назначен викарием Камчатской епархии. После этого был пострижен в монашество с именем Дионисий (точная дата не установлена).
В состав Камчасткой епархии входили на тот момент материковые области Империи Дальнего Востока и Аляска с островами. По этой причине формально являясь викарием, фактически был самостоятельным архиереем, который решали все вопросы, связанные с повседневной церковной жизнью: рукоположение священнослужителей, церковный суд, объезд приходов, надзор за жизнью своих прихожан .
С 12 января 1869 года, по образовании отдельной Якутской кафедры , состоял самостоятельным епископом.
многократно предпринимал продолжительные и опасные миссионерские путешествия по своей обширной епархии, проповедуя миру Евангелие, утверждая новообращенных в истинах веры, благоустраивая свою паству в духовно-нравственном отношении. Он обращал в православие десятки тысяч людей, строил храмы, школы, устраивал церковную жизнь .
Самым важным памятником миссионерской деятельности епископа Дионисия является составление якутской азбуки и грамматики , а также перевод на якутский язык и издание Нового Завета , Книги Бытия , Псалтири , Служебника , Требника , Каноника , Часослова и целого ряда произведений религиозной литературы .
За свои многолетние труды в 1881 году был избран в почётные члены
Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.
Якутский благовестник
По прибытии, Димитрий 16 марта года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.
С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня года по 1 июля года, в году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в году – членом Якутского духовного правления, с по год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .
О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.
Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.
31 декабря года был определен исполняющим должность ректора Якутской духовной семинарии и преподавателем богословских наук. 30 июля года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.
11 января года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии. Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта года – благочинным Градо-Якутских церквей.
В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который
опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.
7 июля года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.
Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.
Епископ Уфимский
12 декабря года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он