4 уровень сознания. На каком вы уровне сознания? Применение в психотерапии
Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней деятельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявлений позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имеющий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с суммой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет легче всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.
Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений личности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разборе топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней организации, психосоматически они едины и между ними всегда можно выделить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют переходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логическими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мембранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было выдвинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логическим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.
Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уровнями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относительно структуры логических уровней. Будем также называть доступными логическими уровнями те, на которых данный конкретный человек способен свободно оперировать по собственному желанию. Выясняется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же доступным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инструменте. Если уровень недоступен, он является достоянием бессознательной сферы и мыслительные, психические и психофизические возможности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.
На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенности структуры логических уровней:
Фрактальность, т. е. самоподобие организации;
Иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня последующему;
Возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;
Психосоматическое единство психических и соматических проявлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;
Взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;
Изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных проявлений.
Первый логический уровень.
Уровень окружения.
Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».
Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятельность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на отдельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом статично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагментарно, личность как таковая не представлена.
Характерны констатирующие высказывания о разнообразных факторах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внимание направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «отсутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие преемственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни причинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.
Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: происходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следственным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осознания и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реальности, неотличимых от прочих.
Это уровень восприятия как такового.
Второй логический уровень .
Уровень поведения.
Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».
Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрачный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается реальность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Сознание фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.
Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно направить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного контакта с предметами непосредственного оперирования.
С точки зрения опережения реальности, здесь происходит выстраивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт регистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включению в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнительных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как составляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же переключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.
Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.
Хорошими примерами первого и второго логических уровней являются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.
Третий логический уровень.
Уровень навыков и способностей.
Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»
Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состояний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начинает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой основы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые готовые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессознательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впервые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.
Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для чего необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессознательного предполагается.
Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и умениях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы разжечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в другой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиология: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появляются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощущения, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноменами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглубокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».
Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», причем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, раскладывается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти линейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осознаваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализованы в виде стратегий 2 .
Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).
В расширительном смысле этот термин используется также в отношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной
Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реальность воспринимается как некая совокупность объектов манипулирования. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осознания самого себя активным участником некоторого процесса. Нелинейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессуальная линейность; плоскость мышления образуется парой процессуальных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воздействие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.
Это уровень рецептурного обобщения опыта.
Четвертый логический уровень.
Уровень верований, ценностей, убеждений.
Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».
Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, совокупные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутреннему состоянию.
Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое полено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в ближайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кинестетическая составляющая. Нарастает состояние транса.
На этом уровне происходит формирование карт реальности по принципу установления пространственно-временных и причинно-следственных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеждений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелинейный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбранный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсолютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса ситуаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формироваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, определив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и отобрать необходимые для его прохождения средства (формирование стратегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разумеется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контекстуально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориентированная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней деятельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутренняя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присутствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.
Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоскостей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельностью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.
Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограниченным множеством карт, поскольку и контактов существует неограниченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.
Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачевным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, наконец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позволяют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существующую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное определение контекстов - смешением таковых.
Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пределы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуждать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.
Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.
Пятый логический уровень.
Уровень парадигмы и мировоззрения.
Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».
Это уровень высшей интеграции опыта.
На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоззрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.
Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомерность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное пространство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические подробности, называть Универсальным объемом. Характерны высказывания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как универсальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характеризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления замирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.
Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цельный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в единое целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уровень абстрагирования и обобщения.
Шестой логический уровень.
Уровень самоидентификации.
Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».
Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьерная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психические феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это определенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важно понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стержень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознаются глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехода, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное противодействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к терапевту или иному лицу, инициировавшему такой переход.
Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - окружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и тусклый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохраняется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.
Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».
Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состояние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.
Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подразумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пребывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138,6)
В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дирака - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», которая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энергией. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря информационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма синтезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппозицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. Отреагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где центростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центробежные импульсы отреагирования 3 . Это уровень самопознания.
Седьмой логический уровень.
Уровень проекции абсолюта.
Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой причине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсолютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому доступны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.
Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые могут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самадхи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Следует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.
Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.
Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент модели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собственно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4) : на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены вовне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.
Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим образом формально описать поведение вектора внимания:
I уровень: | ||
11 уровень: | ||
III уровень: | ||
IV уровень: |
Ā+= 1/2 (1,2,3) |
|
V уровень: |
Ā+ = 1/3 (1,2,3,4) |
|
VI уровень: | ||
VII уровень: |
где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечивает» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересекается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).
Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования
Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирования при разном положении центра осознания (рис. 5) ; первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, поступающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (побуждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепенно сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть процесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).
Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно представлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действуют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6) . Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.
Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль
Если вы ощущаете проблемы с самоидентификацией своего места в жизни и не можете найти взаимопонимания с окружающими людьми, то скорее всего у вас блокирована чакра Анахат, соответствующая четвертому уровню сознания и кармическому телу. Сразу отметим, что чакра Анахата имеет особое значение, поскольку именно она является соединяющим центром физической, эмоциональной, умственной и духовной деятельности человека. Другими словами, чакра Анахата представляет собой "сердце" всей системы чакр , от развитости которого зависит наша потребность в гармонии, а также способность к терпимости и состраданию.
Из чего состоит четвертый уровень сознания?
Четвертый уровень сознания начинает развиваться примерно в 13 лет, после того, как предыдущие уровни развития сознания уже пройдены. Он включает в себя способность воспринимать реальную действительность, сострадать, заботиться о других, прощать и не таить обиду, а также принимать и любить не только себя, но и окружающих людей со всеми их положительными и отрицательными качествами. Помимо этого, кармическое тело и чакра Анахата содержат в себе опыт Души, состоящий из кармических переживаний, способностей и качеств, развитых в прошлых жизнях.
Открытая и уравновешенная чакра Анахат позволяет нам ощущать внутреннюю гармонию, отдавать, дарить и принимать любовь, сбросить "защитную" маску и быть достаточно сильными для того, чтобы проявить свою мягкость.
Влияние чакры Анахаты на жизнь человека
Основными признаками недостаточного развития чакры Анахаты являются депрессивность, нежелание жить, негативное восприятие действительности, отсутствие любви к себе и окружающим, нетерпимость, обидчивость, неспособность выражать чувства и видеть источник страданий в себе, одиночество и нежелание построить доверительные взаимоотношения, острое восприятие несправедливости мира и ярко-выраженная нетерпимость к поступкам людей и процессам в мире. На физическом уровне проблемы с развитием чакры Анахаты могут проявляться в депрессии, мазохизме, заболеваниях груди, легких и сердечно-сосудистой системы.
Развитие и очищение кармического тела и чакры Анахаты полностью зависит от нашей готовности меняться и находить причины страданий в себе. При этом важно понимать, что изменить кармическое тело невозможно, поскольку данный уровень представляет собой качества Души, приобретенные на собственном опыте. Развивая чакру Анахату человек просто приобретает новое качество Души и усваивает новый опыт.
Эволюция сознания и уровни развития человека. Дэвид Хокинс.
1. Введение. Кратко: что это за лекция, о чем я буду рассказывать и в чем ценность?
Дело в том, что на последних семинарах Ковалев С.В. привел совершенно новую модель уровней сознания, которая как последний пазл великолепно вписалась в стройную модель 4-х уровней развития человека.
Эту модель, да как и многие другие, была скромно позаимствована у Американского психиатра Дэвида Хокинса, сейчас он известный во всем мире духовный учитель, испытавший опыт просветления.
Это гениальная работа, модель, которая реально открывает глаза на очень многие вещи.
Без скромности, модель эта великолепна, она проста, понятна и очень наглядная.
Кроме того, эта модель имеет великолепное практическое применение в повседневной жизни и в психотерапии.
Все это мы рассмотрим здесь, в этом видеокасте.
Гарантирую, что просмотр этого материала и применения его хотя бы в мелочах гарантированно повысит уровень вашего сознания.
2. Модель уровней развития и эволюции сознания человека.
Давайте сначала определимся с терминологией. Аттрактор , от слова attract – привлекать, это некое поле, можно сказать, эгрегор, который является как бы полем сознания в данный момент.
Уровень сознания ни в коем случае не путать с интеллектом, IQ или эмоциональным интеллектом. Уровень сознания определяется тем аттрактором, к которому стремится сознание.
Я не буду сначала приводить модель 4-х уровней развития (адаптация, социализация, экзистенциализация, трансперсонализация):
Здесь я привожу карту эволюции сознания по 4-м уровням развития.
Пояснение: Уровни сознания приведены к логарифмической шкале в промежутке от 1 до 1000. 1 обозначает существование как таковое (бактерии), а 1000 – высший уровень развития сознания в физическом теле (Иисус, Будда, Кришна).
Термин “логарифмической” обозначает то, что переход на каждый новый уровень позволяет открывать совершенно новые горизонты, реальности, которые на несколько порядков выше предыдущих.
Давайте подробно:
I Уровень, Адаптация.
Здесь подвластны следующие аттракторы:
Уровень стыда , позора, униженности имеет уровень сознания всего 20 баллов;
Следующий уровень вины , упреки, самонаказания, обвинения, мазохизм. 30 баллов.
Апатия , отчаяние, печаль, мир тусклый, беспомощность, тяжесть. 50 баллов.
Горе , грусть, потеря, тоска, сожаление. 75 баллов.
Если обобщить этот уровень, то его можно назвать “разрушение и неприятие себя.”
На этом заканчивается уровень адаптации и мы переходим к уровню социализации.
II Уровень, Социализации.
Страх , тревога, беспокойство боязнь. Уровень 100.
Желания , жажда, зависть, потребности, инстинкты, хотелка, зависимости – 125 баллов.
Гнев , ненависть, неудовлетворение желаний, ярость – 150 баллов.
Гордыня , презрение, ЧСВ – 175 баллов.
Этим уровнем сознания заканчивается уровень социализации. Может показаться странным, но именно эти аттракторы позволяют человеку успешно вписаться в общество, социальные рамки, работать, достигать успехов, иметь материальные блага.
Но за уровнем гордыни лежит опасный поворот – если вы не пойдете дальше, на высшие уровни сознания, то есть шанс из гордыни свалиться в стыд и позор.
Вообще уровень до 200 – это хищный, разрушающий уровень сознания. 80% всего человечества живет на уровне сознания ниже 200, это позиция жизни ОТ, т.е. бежать от страха, проблем. Выживание. Физическое выживание, эмоциональные удовольствия, личная выгода, отождествление себя с ЭГО и телом, инстинкты выживания.
Переход на уровень 200 и выше – это своеобразный квантовый скачок. Как я уже говорил выше, эта шкала логарифмическая и обозначает то, что даже небольшой рост сознания в 10-20 баллов сопровождается серьезными инсайтами и переосмыслениями.
Уровень до 200 – это разрушение. После 200 – это созидание и настоящая сила.
Еще очень важное и интересное исследование есть в книге Хокинса.
Поразительно, но при скачке за 200 баллов изменяется физиология!
Человек до 200 сначала что-то воспринимает, потом эмоционально реагирует, а потом включается интеллект! Т.е. человек сначала бьет, орет, дерется, прячется и так далее – а потом обосновывает себе, почему он так поступил.
Человек силы, уровня выше 200 что-то воспринимает, потом информация поступает в интеллект, а уже потом выбирается способ эмоциональной реакции.
Или еще:
Субъективно счастливыми на уровне до 200 посчитали себя только 15%, но к уровню сознания 200-300 эта доля увеличивается до 60%!
Оценка показателя | До 200 | Выше 200 |
Субъективное ощущение счастья | 15% | 60% |
Безработица | 50% | 8% |
Бедность | 22% | 1,5% |
Преступность | 50% | 9% |
Кажущаяся энергетическая сила животного происхождения необходимо заменить Божественным Могуществом.
III Уровень, Надсоциальный, экзистенциализация.
Смелость , храбрость, готовность, способность преодолевать трудности – 200.
Нейтралитет , позволение жить так, как хочешь и жить другим, как они хотят – 250.
Готовность , оптимизм, – 310.
Принятие , прощение, эмоциональное спокойствие, отказ изменять мир – 350.
Если обобщить, то этот уровень можно назвать так: взятие ответственности за свою жизнь, понимание того, что проблемы нам даны, как способ вырасти, отказ от позиции жертвы и поиска виновных, выход из эмоциональных манипуляций в позицию Над ними (не путать с гордостью), при этом безэмоциональное принятие.
Если на уровне до 200 господствуют отрицательные эмоции, то на уровне от 200 до 350 – доминируют положительные эмоции.
IV Уровень, Постсоциальный, трансперсонализация.
Разум , осмысление, интеллект, уровень нобелевских лауреатов, холодный – 400.
Любовь . Абсолютная – 500.
Радость , благость, экстаз, сострадание – 540.
Гармония , экзтаз – 600.
На этом этапе уже довольно сложно описать словами вразумительно эти состояния. Если разум еще можно как-то обозначить, что это уровень, например, Энштейна, то при переходе на уровень 500 (чего Эншейн не сделал) возникает абсолютная любовь, т.е. смещение с точки сборки с разума на сердце. Это уровень абсолютного счастья, связанный с выбросом эндорфинов (а не адреналина, как в уровнях до 200). Далее уже идут уровни просветления и исцеления.
Часто опыт клинической смерти позволяет людям испытать энергетические уровни около 600.
На уровне 540 находится всего 0,4% всех людей.
Выше этого уже идут уровни осознания Божественности, Сознания Бога, понимания своей истинной сущности.
В настоящий момент на планете живут шесть человек, которые находятся на уровне 600 и выше.
Действие на уровне 600 и выше воспринимается замедленным, растянутым во времени и пространстве. Все вокруг живое, сияющее и непрерывно перетекающее, разворачивающееся в совершенно управляемом эволюционном танце.
Важное пояснение: человек как бы “размазан” по этим уровням, нет такого индивида, который находился бы всегда на 1 уровне или под влиянием только одного аттрактора.
Во-первых, человек может быть разрознен по областям жизни – здоровье, любовь и секс, деньги, работа, отношения.
Во-вторых, человек может иногда подниматься в высокие уровни сознания, но если он находится под влиянием более низких, они его рано или поздно “сдернут” оттуда (может надолго, а может и не на продолжительное время).
3. Практическое применение в жизни и психотерапии.
Самая прекрасная особенность смешения этой модели с системой психотерапии – это то, что используя инструменты психотерапии можно довольно быстро поднять свой уровень сознания (по тем же данным, приведенным в книгах Хокинса, уровень сознания обычного среднего человека в условиях обычной жизни повышается всего на 5 баллов!)
Кинезиология.
Дело в том, что Хокинс предупреждает о том, что у испытуемых кинезиологическим методом уровень сознания должен быть больше уровня 200, иначе ответы могут быть не правдоподобными!
Для самостоятельной оценки можно использовать тест О-кольца.
Большой и средний пальцы одной руки соединяются в кольцо, а указательный палец другой руки используется для того, чтобы разомкнуть их.
Критическая точка – это уровень 200. Все, что выше 200 заставляет мышца напрягаться и сопротивляться, все что ниже – расслабляться.
Что можем проверять?
- Прошлое и настоящее.
- Людей, политиков, предводителей, духовных учителей.
- Музыку.
- Фильмы, постановки.
- Книги.
- Общественные движения.
- Страны.
- Мысли, идеи.
- Свое состояние здоровья.
Например, то, что получило оценку меньше 200:
- Новости и телевидение.
- Стопхам.
- Мужское движение.
- Ку Клукс Клан
- Гитлер
- Сталин
Применение в психотерапии.
Эти тесты с помощью О-кольца конечно эффектны, но вряд ли они помогут вылечить ваш невроз (даже если вы каждый день будете читать Новый Завет и слушать Баха).
Поэтому, мы можем работать с уровнем адаптации на этой модели, брав за нежелательное состояние то, куда вы постоянно проваливаетесь, в какое состояние. При этом раскладывать его по той же модели мерседес-SK.
А за желаемое состояние брать уровень третьей реальности – смелость, готовность, принятие, нейтралитет, с подробным описанием того же самого.
4. Важные выводы и принципы.
Уровень сознания людей повышался медленно. Во времена рождения Будды коллективное сознание всего человечества находилось на уровне 90. Затем оно поднялось до 100 ко времени рождения Иисуса Христа и за последующие два тысячелетия медленно развилось до 190; на этом уровне оно оставалось на протяжении многих веков, вплоть до конца 1980-х годов. Затем в конце 1980-х, оно внезапно поднялось с 190 до 204–205, где и оставалось до ноября 2003 года, когда снова внезапно поднялось до своего настоящего уровня 207. В настоящее время сознание примерно 78% всего человечества находится ниже уровня 200.
Даже известные профессора, доктора наук могут находиться на уровне ниже 200.
В любом случае, лучше ставить цели перехода за 200. Уровни перехода за 400 – 500 потребуют колоссальной работы над собой. В тоже самое время уже после 200 у человека появляется внутренний Дух, готовность решать свои проблемы.
Если вы были на уровне 20-50 (стыд, апатия, горе и т.д.) и смогли перейти на уровни 100-150 (агрессия, желания, гнев), то это показатель роста! Так или иначе, несмотря на все еще присутствующие негативные эмоции – эти аттракторы сильнее по своей силе, но в тоже время, нельзя попадать в ловушку, потому что на этих аттракторах можно прожить всю жизнь.
На практическом примере это выражаемся так: молодой парень страдает невероятным чувством вины перед мамой (за все и про все), при этом находится в апатии и горе. По мере проработки он начинает ненавидеть свою мать, отвергать, винить ее во всех грехах, но в тоже время, начинает жить самостоятельно, даже разрывая с ней жестоко все контакты.
Дальше идет стадия принятия, иначе этот м.ч. может вернуться обратно в этот круг стыда-позора-апатии. Принятие матери, нейтралитет, понимание замысла жизни, что мать ему была нужна в его жизни, позволяют такому м.ч. очень серьезно изменить качество жизни и повысить уровень сознания.
Также понимание того, что не существует карающей мамы, которая его тиранизирует, это в его голове есть образ мамы, который он сам себе придумал и живет сам с этим.
Это позволяет перейти уже на уровень готовности и нейтралитета.
Необходимо быть осторожным с постановкой целей и желаемых результатов – цели на уровне желаний, гордости очень любят смешивать с достижениями в жизни на социальном плане. Но, как вы понимаете, это позиция слабости, человек не ощутит заметного скачка в развитии. Хотя при этом допустимо, чтобы человек вылез из самого дна на эти уровни, но только для того, чтобы пойти дальше.
Путь к Будде лежит через Фрейда. Уилбер.
Стараться окружать себя высоки аттракторами, чтобы тянуться вверх (книги, музыка, окружающие люди и т.д.). Кроме того, то, что вы слушаете, читаете и с кем общаетесь – может сказать о вашем настоящем уровне сознания.
С введением уровней сознания такие понятия как интеллект, IQ, эмоциональный интеллект, память, жизненная энергия, тонус мышц, внутренний диалог, харизма, и прочее – просто меркнут. Попытки воздействовать разрозненно на свои якобы способности на прежнем уровне сознания приводят к перегрузкам и еще большим фрустрациям. И напротив, у людей с высоким уровнем сознания память, интеллект, физическое тело и прочее – легко и просто держатся на очень высоких уровнях.
Слабо представляется, как без психотерапии или других практик, можно повысить уровень сознания. Прослушивание классической музыки, чтение великих книг, стяжание истин, занятие единоборствами конечно приподнимут вас, но вы будете падать вниз. Тоже самое относится и к различного рода переездам в другие страны. Конечно, в Европе средний уровень сознания выше, чем в России или Африке, но качественно перехода от этого не произойдет.
Тоже самое касается и компаний, корпораций, фирм. Там где ведущим аттрактором является сила, например уровень нейтралитета (про уровень любви мы не говорим – мало кто на такое способен) – там ждет успех. Даже если “конкурент” возьмет и скопируют всю схему продаж, то он не получит такого же результата, если он руководствуется страхом или гордостью.
Все методы, применимые на уровне меньше 200, используемые “во благо” – лишь усугубляют ситуацию. Война ради мира – нонсенс. Восстановить справедливость через месть – усугубляют неверное восприятие.
Как я говорил – уровень сознания человечества сейчас около 207, но при этом 80% всех людей – меньше 200. Дело в том, что люди, которые обладают сверхвысокими уровнями сознания – более 500-600-700 уравновешивают этот баланс, каждый отдельный просветленный может удерживать вплоть до нескольких миллионов (!) человек.
Единственный путь помочь себе и этому миру – поднять свой уровень сознания.
1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.
1. Обычный разум. Этому уровню сознания соответствует стихийность интеллектуального поведения человека. Человек с обычным уровнем сознания обычно реагирует на все появившиеся мысли. При решении любой задачи отбрасывает появившуюся новую мысль, которая не укладывается в его стереотипы, и подчиняется традиционному мышлению.
К сожалению, большинство людей работает именно в таком режиме. Люди обычно не успевают за потоком информации, мыслят стереотипно, для них характерна стихийность поведения, что, естественно, приводит к стрессовым ситуациям, возникновению различных неврозов. От всего этого желательно избавляться.
Наша задача заключается в том, чтобы перейти на второй уровень сознания, который мы называем просветленным разумом.
2. Просветленный разум . Что такое просветленный разум? Это уровень сознания, поднявшись на который, человек достигает того, что мы называем состоянием озарения и творческого вдохновения. Войти в это состояние непросто, но люди, умеющие управлять им, умеющие входить в него, получают гигантски много с точки зрения повышения продуктивности своего интеллектуального труда. Снимаются ограничения, открывается путь, который мы называем каналом интуитивного восприятия, за счет включения в работу (параллельно с левым полушарием) правого полушария, отвечающего за интуицию.
Мы надеемся, что сегодня вы подошли к реализации состояния озарения, научились модулировать это состояние путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточения на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои творческие возможности, свое глубинное «я».
3. Интуитивный разум . Мы должны сказать, что подняться на уровень интуитивного разума чрезвычайно сложно и доступно немногим. Что такое интуитивный разум? Попытаемся прикоснуться к пониманию механизма интуиции. Ведь если есть канал интуитивного восприятия, он должен куда-то вести. Выдающийся ученый В.И. Вернадский (1863–1945) своими трудами обосновал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума).
Современные ученые подтвердили и развили учение Вернадского. Так, академик М.А. Марков, выступая в президиуме АН СССР в 1982 г., сказал, что информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще регулятивным началом в судьбах людей и человечества. Развивая эту мысль, можно сказать, что каждый человек в меру своего интеллектуального и прежде всего духовного развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня.
Ленинградский физик А. Мартынов в своей книге «Исповедимый путь. философские этюды» (М.,1989) пишет, что «..любой элементарный объем пространства содержит информацию обо всем пространстве: соответственно, считывание этой информации позволит получать сведения… В качестве когерентного источника в данном случае используется интуитивный канал мышления человека. Считывание информации требуемого свойства обеспечивается как бы контуром настройки, его фильтровыми свойствами, чья весовая функция формируется уровнем знаний, внешними условиями и способностью к ассоциативному мышлению, подразумевающему корреляционную расшифровку в условиях помех дискретного мышления, а проще - блуждания разума».
Современный ученый В.В. Налимов в своей книге «Вероятностная модель языка» отмечает, что мышлению мы предписываем континуальный (непрерывный) характер, а языку - дискретный (прерывистый). Прежде всего это относится к фактам творческого озарения, связанным с выходом за границы логического мышления, но осмысление новых идей происходит на логическом уровне.
Обратимся к рис. 9 «Анатомическая структура памяти», на котором показано, что левое полушарие отвечает за вербальное (логическое) мышление; правое - за невербальное (интуитивное) мышление.
Левое полушарие - сознательная деятельность мозга (10 %); правое полушарие - подсознательная деятельность мозга (90 %).
Глубинное, континуальное (непрерывное) мышление и есть интуитивное мышление человека, и интуитивная составляющая каждого человека является одновременно составляющей информационного поля планеты, его ноосферы (сферы разума).
Что же происходит на стадии более высокого развития - на уровне интуитивного сознания? На стадии гармонизации сознательного и подсознательного, когда вы станете жить в согласии с самим собой, даже робкие ваши желания начнут материализовываться сами собой. Естественным образом вам окажется доступной любая информация, нужные вам люди будут приходить к вам сами. Но здесь важно иметь чистоту помыслов, не превращать свои возможности в демонстрацию.
Следующим, четвертым уровнем сознания является сверхразум.
4. Сверхразум, Сверхразум (или Космическое Сознание), что это такое?
Чтобы как-то подойти к пониманию четвертого уровня сознания - сверхразума, мы приведем очень простой пример, который изложен во многих философских учебниках, о том, как можно по-разному смотреть на окружающий нас мир и воспринимать его.
Представьте себе человека, лежащего на пляже и уткнувшегося в песок. Он видит только песчинки, ориентируется только на них, он не может представить панораму окружающего мира. Это уровень обычного сознания.
Достаточно только немного поднять голову, приподняться над песком, чтобы увидеть панораму окружающего мира. Но это только первый, хотя и очень важный шаг, который мы с вами успешно совершили, занимаясь по программе «Сатори».
Но что же все-таки представляет собой сверхразум, можем ли мы назвать людей, обладающих сверхразумом (Космическим Сознанием)? Да, можем. Это, прежде всего, В.И. Вернадский, о котором мы с вами уже говорили.
Другим ярким примером человека, обладающего сверхразумом, является К.Э. Циолковский (1857–1935). Человек, не имевший ни ЭВМ, ни каких-либо других вычислительных средств, предсказал программу развития Космоса, которая выполняется и по сей день строго в хронологическом порядке.
Как и почему в человеке, имевшем под рукой лишь логарифмическую линейку, родились знания, которые человечество подтвердит лишь через десятилетия?
В историю К.Э. Циолковский вошел как основатель ракетодинамики со своей формулой и работой «Исследование мировых пространств реактивными приборами», хотя ракета была для него не самоцель, а лишь способ проникновения в глубину Космоса. Из него старались сделать, как он сам говорил, «однобокого техника». Он же был мыслителем, суть работ которого - вырваться за пределы земного тяготения и добиться бессмертия человеческого рода через расселение его во Вселенной. Взять хотя бы названия его работ, говорящие о многом: «Монизм Вселенной», «Причина Космоса», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Существа разных периодов эволюции». Произведения Циолковского, изданные малым тиражом на деньги автора, попали в закрытый фонд, и лишь в 1986 г. в приокском издательстве вышел сборник так называемых научно-фантастических произведений Циолковского. Самой маленькой единицей в его размышлениях была планета Земля. Вот такими категориями мыслил человек, обладавший Космическим Сознанием.
Можно было бы привести и другие примеры, но это не входит в рамки нашего урока. Перейдем к нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека. Достижим ли подобный уровень для нас? Здесь уместно обратиться к книге В.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира», в которой говорится, что история развития и появления Космического Сознания у человека аналогична развитию его остальных психических возможностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных, исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся доступными для развития у всех и, наконец, начинают принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные, гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже в старости.
Достижение уровня сверхразума неизмеримо трудно, но возможно. Занятия по нашей Комплексной программе создают великолепную возможность для духовного роста и самопознания.
Рассматривая третий уровень сознания - интуитивный разум, вы, наверное, зафиксировали такой очень важный момент для дальнейшего вашего продвижения: «каждый человек в меру своего интеллектуального … развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня». Поднимая уровень своего интеллекта, мы автоматически подключаемся к более высоким уровням информационного поля, активно влияем на этот механизм. Здесь, как и везде, действует обратная связь. Нужно питать свой интеллект, развивать сверхзапоминание, при этом возможны два пути - эйдетизм и инсайт. Как мы с вами уже говорили, эйдетизм можно применять нечасто, так как это не совсем безопасное и не совсем производительное состояние: нужно вызывать в памяти образ, например страницу, и скопировать ее как бы лучом внутреннего видения. Другое дело инсайт - прямое знание: взгляд на страницу может быть 2–3 сек., но тем не менее возникает доминанта страницы, как бы прямое знание ситуации, рассказанной на странице. Такое знание может у вас возникать даже сейчас, после окончания программы «Сатори», оно развивается и закрепляется на третьей ступени Техники быстрого чтения «Ультра-Рапид» и совершенствуется на последних ступенях по мере развития и роста интеллекта.
Сверхзапоминание - как его тренировать. Работая по программе «Сатори», осваивая Технику тренировки памяти урок за уроком, овладевая инструментами тренировки памяти, вы вплотную подошли к возможности реального достижения сверхзапоминания. Вам необходимо закрепить достигнутое, выбрав для себя наиболее эффективные упражнения, руководствуясь нашими рекомендациями, которые мы дадим вам в последующих разделах урока 10 - заключительного урока программы «Сатори».