Иудаизм: история. Иудаизм: кратко о религии
Иудаизм в общих чертах знаком каждому человеку, читавшему Ветхий Завет. У вас нет времени или желания изучать Библию, но вы хотите узнать, какую религию исповедует еврейский народ? В этой статье изложены основные идеи иудаизма - кратко, без излишних фактов и избыточной терминологии. Ознакомившись с материалом, вы узнаете об основателе религии, ее символике и основополагающих идеях.
Кто основал иудаизм
Принято считать, что основатель иудаизма - это Моисей («тот, кого спасли из воды»). Пророку иудаизма удалось собрать разрозненные израильские колена в единый народ. Также знаменит он тем, что осуществил исход евреев из Египта, где они жили на положении рабов.
Во времена Моисея израильский народ настолько увеличился в численности, что владыка Египта отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Мать будущего пророка спасла младенца от гибели. Она поместила ребенка в плетеную корзину и доверила ее водам Нила. Дочь фараона обнаружила эту корзину и захотела усыновить спящего малыша.
Моисей рос и замечал, как его соплеменников всячески притесняют. Однажды в порыве гнева он убил египтянина-надсмотрщика, а затем сбежал из страны на землю мадианитян (полукочевой город, упоминаемый в Коране и в Библии). Здесь его призвал Бог, явившийся Моисею в образе объятого пламенем, но несгорающего кустарника. Бог открыл Моисею его миссию.
Догматы веры
Если изложить основные идеи иудаизма кратко, то получится следующий список:
- Человек сотворен Богом, по образу и подобию своего Творца
- Бог есть источник Любви, Благодати и Высшей Справедливости, он обладает абсолютным Разумом и Всемогуществом
- Жизнь представляет собой диалог между Господом и отдельно взятым человеком (либо целым народом)
- Человек есть бессмертное духовное существо, способное бесконечно развиваться и
- Люди, вне зависимости от расы, равны перед Господом, каждому дана свободная воля
- Еврейский народ имеет особую миссию - донести Божественные истины до остального человечества
- Неевреям следует соблюдать только семь законов Ноевых сынов, а евреи должны исполнять мицвот, состоящий из 613-ти предписаний
- Духовное начало господствует над материей, но и к миру материальному нужно относиться с уважением
- После прихода Мессии (Машиаха) наступит новое царство и мир на всей земле
- На исходе дней мертвые воскреснут и вновь будут жить на земле во плоти
В кратком изложении невозможно осветить все принципы иудаизма, но основные идеи этой монотеистической религии должны стать вам ясны.
Главные символы
Звезда Давида. Это древний символ, изображаемый в виде гексаграммы - шестиконечной звезды. Есть мнение, что он символизирует форму щитов, которыми пользовались войны царя Давида. Знак гексаграммы традиционно считают еврейским символом, но его также знают в Индии как обозначение Анахата-чакры.
Менора. Золотой подсвечник, рассчитанный на семь свечей. Согласно легенде, во время скитания евреев по пустыне такой предмет находился в Скинии Собрания, затем его перенесли в Иерусалимский храм. Считается, что предписание об изготовлении подобного подсвечника Моисей получил во время беседы с Господом на горе Синай.
Ермолка или кипа. Это традиционный головной убор для благочестивого мужчины-еврея. Ермолку можно носить под шляпой или в качестве самостоятельного головного убора. В некоторых случаях шапочку прикрепляют к волосам с помощью заколки. Еврейки, исповедующие ортодоксальный иудаизм, также должны покрывать голову. Но женщины используют для этого не кипу, а парик или платок.
Иудаизм возник во II тыс. до н.э. на основе политеистических обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания Палестины в XIII в. впитал религиозные представления местных земледельческих народов.
Древнейший период: происхождение верований и архаические культы.
К архаическим культам в иудаизме можно отнести:
Родовые культы.
Погребальный культ.
Скотоводческий культ.
Многочисленные табу.
О родовых культах свидетельствует почитание духов предков. Так, в книге Бытие описано как одна из жен Иакова во время бегства похитила идолов отца. Идолы (терафим) были родовыми покровителями. Отец разгневался не столько за бегство дочерей и зятя, сколько за похищение, догнал и требовал возвращения идолов. В Книге Царств Давид произносит: "У нас в городе родственное жертвоприношение". Также родовые культы прослеживаются в преданиях о патриархах, их образы рассматриваются как персонификация родоплеменных делений. В древности предкам отдавались религиозные почести.
Погребальный культ у древних иудеев был простым. Умерших зарывали в землю. Представления о загробном мире были очень смутные. Не было веры в загробное воздаяние: за грехи бог наказывал людей в этой жизни, либо их потомство. В Библии есть эпизода в которых бог наказывает вину отцов в детях до третьего и четвертого рода. Верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними, например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.
Со скотоводческим культом связывают происхождение Пасхи (Песах), которая, как считают, имеет тотемистическое происхождение и первоначально посвящалась весеннему жертвоприношению первого приплода стада (позднее Пасха стала ассоциироваться с исходом евреев из Египта). Также кочевой образ жизни древних иудеев отражает мифический образ Азазела, в жертву которому приносили козла ("козел отпущения") - прогоняли живым в пустыню, возлагая на его голову все грехи народа (искупительная жертва). В кочевую эпоху существовал и лунный культ, с которым связывают празднование субботы, происходящего из праздника полнолуния.
Для иудейской религии характерно множество запретов (табу), связанных с пищей и половой жизнью, в которых усматривают отражение древнейших культов. Например, запрет есть мясо отдельных животных (свинина, верблюжатина, зайчатина, мясо тушканчика и некоторых птиц) существовал с кочевых времен, как и запрет употреблять в пищу кровь, которую считали душой тела. Обряд обрезания возник из инициаций - посвящений во взрослую жизнь. Он представлял собой освящение супружества, а позднее стал рассматриваться как знамение завета.
Моисей и исход в Израиль
Собственно возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея (отсюда одно из названий этой религии - мозаизм), а также Ягве - центральными фигурами всей религии. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Вначале Ягве был богом только иудеев (племя Левитов), а затем стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. При этом не исключалось существование других богов: у каждого народа был свой бог-покровитель (генотеизм).
Оформление образа Ягве и его культа происходило в период завоевания Палестины. Ягве выступает прежде всего как воитель и предводитель в борьбе против всех врагов (Саваоф - бог воинств). Он помогал в битвах, повелел завоевать Палестину. Характерными чертами его в это время являются беспощадность, кровожадность и жестокость: "побили все дышащее", "ибо от господа было то, что они ожесточили сердце свое", "истреблены были так, как повелел господь Моисею" и т.п. Ягве дал Моисею законы - заповеди (Исход 20.1-17), которые представляют собой этический кодекс иудеев. Эти же заповеди положены в основу христианских заповедей.
Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды
Завоевание Палестины привело к изменению всей жизни древних иудеев - от кочевой к оседлой - и религии. В это время происходит оформление государственности. Смешение с местными жителями привело к почитанию местных божеств ваалов (общинные и городские покровители). Ягве почитали, но, хотя Соломон в Х в. до н.э. и построил в Иерусалиме роскошный храм, централизации культа еще не было. В жизнь иудеев вошли земледельческие культы и праздники: маццот (весенний праздник опресноков, который слился со скотоводческой пасхой), шеббуот - пятидесятница (праздник жатвы пшеницы), суккот (праздник кущей в честь сбора плодов и др.
Весь культ был сосредоточен в руках обособленной и наследственной группы жрецов из левитов. Существовали также волшебники и гадатели (упоминаются в Библии). Особую роль играли назореи - люди, посвященные или посвятившие себя богу. Они соблюдали строгие правила ритуальной чистоты: ограничивали себя в пище, не пили вина, не прикасались к телу умершего, не стригли волос. Их считали святыми, и им приписывали вещие знания и необычайные способности. Правила назорейства были изложены в Книге Чисел Библии. Там же фигурируют легендарные личности, например, Самсон.
С VIII в. до н.э. в среде иудеев появляются пророки. Первоначально - это гадатели с шаманскими чертами (приходили в исступление, раздевались догола). Со временем пророки стали выразителями народного недовольства: выступали как обличители грехов народа, ратовали за восстановление культа Яхве, проповедовали идею морального греха, а не ритуального, как ранее (Исаия 1:16-17). Некоторые выступали как политические публицисты и составляли оппозицию официальному храмовому жречеству.
В 621 г. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве, по приказу царя были перебиты все жрецы-служители этих культов, а также заклинатели, волшебники и т.п., официально был восстановлен праздник Пасхи. С помощью религиозной централизации царь стремился достичь централизации политической.
Однако в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоноссор захватил Иерусалим и разрушил Иерусалимский храм. Иудеи были подвергнуты на полвека вавилонскому пленению. Это оказало влияние и на религию. Иудеи заимствовали вавилонскую космологию и мифологию: херувимы - из крылатых быков (керубы), библейские персонажи Мардохай и Эсфирь - из Мардука и Иштар (праздник пурим в честь спасения), миф о сотворении мира имел вавилонские черты, сюжет о грехопадении - искаженный вариант вавилонского мифа о происхождении смерти, миф о потопе из вавилонского мифа об Утнапиштиме, из маздаизма - образ злого духа-сатаны (первоначально у иудеев считалось, что зло происходит от бога, как наказание).
В 538 г. до н.э. иудеи были возвращены из плена персидским царем Киром. Был восстановлен Иерусалимский храм. Однако после возвращения начались острые внутренние противоречия. Иерусалимское жречество использовалось для обуздания народа. Не допускались никакие культовые центры, жертвы Яхве можно было приносить только в Иерусалиме, очистительные жертвы требовались на каждом шагу. Жречество было строго замкнутой кастой.
В этот период формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм (впервые в истории!) и централизация культа, происходит канонизация священных книг. Племенной бог Яхве становится единым богом-творцом мира и вседержителем. В духе монотеизма редактируется Библия (окончательная редакция была создана к V в. до н.э.). Важную роль начинает играть концепция богоизбранничества, которая становится основой утешения вместо идеи загробного воздаяния. Суть ее состоит в следующем: если евреи страдают, то виноваты они сами, потому что грешат и нарушают заповеди бога, поэтому бог их и наказывает. Но, несмотря на это, они остаются избранным народом. Яхве их все равно простит и вознесет выше всех народов на земле. Это способствовало отделению евреев от всех других народов, включая запрет на браки.
Таким образом, в послепленный период сформировалось 7 основных элементов иудаизма:
Учение о Боге, сущности Вселенной и человеке.
Концепция богоизбранности.
Священное писание.
Свод религиозных законов, охватывающих и область светского права.
Порядок религиозного ритуала.
Система религиозных институтов.
Кодекс морально-нравственных отношений.
Период диаспоры и образование сект.
В эллинистическую эпоху (с конца IV в. до н.э.) начинается период рассеяния (диаспоры) евреев по античному миру и происходит формирование синагогальной организации. Синагога (от греч.сходка, собрание) - это не только молитвенный дом, но и средоточие общественной жизни, а также центр управления еврейской общиной за пределами Иудеи. В ней хранилась общая казна, имущество, синагога занималась благотворительностью, в ней читались молитвы и Священное писание, но в ней не приносились жертвоприношения, которые делались только в иерусалимском храме. Распространение евреев по миру способствовало преодолению национальной замкнутости и ограниченности. Появились поклонники иудаизма среди неевреев - прозелиты.
Большое значение имел перевод Библии на греческий язык - Септуагинта (III-II вв. до н.э.). Это способствовало сближению эллинистической религиозной философии и иудаизма и возникновению синкретических религиозно-идеалистических систем, одну из которых создал Филон Александрийский (10-е годы I в. до н.э. -- 40-е I в. н.э.) -- иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.
Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие. Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество - Иегова Пятикнижия Моисея -- абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы -- «Бог» и «Господь» -- указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе -- его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение -- Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир. Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением. Цель, достижимая человеком в этой жизни -- стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»). Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов. иудаизм талмуд религиозный
Лишение Иудеи политической самостоятельности и установление чужеземной власти способствовало появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресените мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика.
Во II-I вв. до н.э. в иудаизме появляются течения и секты, основными из которых были саддукеи, фарисеи и ессеи.
В составе течения саддукеев были члены священнических родов, а также военной и земледельческой аристократии. Основателем этого направления был Садок - первосвященник в царствование Соломона. С конца II в. до н.э. саддукеи являлись опорой правящей династии. Они скрупулезно придерживались храмового культа, строго следовали религиозной традиции, соблюдали обряды, но только на основании писаной традиции, отвергая устное учение. Всякие попытки нового истолкования "Закона" рассматривались как протест и посягательство на их монопольные права. Стремились к концентрации духовной и светской власти. В философско-теологическом учении саддукеи отвергали предопределение судеб, отрицали загробную жизнь и воскресение мертвых, бытие ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей. В Библейской энциклопедии о саддукеях написано: "Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено". После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. саддукеи сошли с исторической арены.
Секта фарисеев (с евр. "отлучать", "отделять") возникла после вавилонского плена. По одной из версий фарисеи во II в. до н.э.отделились от хасидов ("благочестивые"), которые держались национальной обособленности и требований закона. В составе секты в основном были средние слои населения, но, прежде всего, "ученые-мудрецы" (профессиональные законоведы). Общее их число было довольно значительным: так, на рубеже старой и новой эры 6 тыс. фарисеев отказались принести присягу римскому императору Августу. Фарисеи считались авторитетными истолкователями законов и, в отличие от саддукеев, применяли их толкование к новым историческим условиям. В связи с этим они выработали стройную систему герменевтики (способ извлечения из текста тайного смысла) и логические приемы дедукций и силлогизмов (умозаключение, состоящее из двух суждений-посылок, из которых следует третье суждение - вывод). При помощи этих приемов из Пятикнижия выводились новые законы или видоизменялись старые применительно к новым условиям. Фарисеи признавали божественное предопределение, верили в бессмертие души, в ангелов и духов, в воскресение мертвых и в загробное воздаяние. Они активно участвовали в политической жизни, и в период римского господства большая их часть составила партию "мира с Римом". Поэтому слово "фарисей" со временем стало ассоциироваться с демагогией, ханжеством, лицемерием. Наивысшего расцвета фарисеи достигли после разрушения Иерусалимского храма и действовали в синагогах в диаспоре. Создали первую и основную часть Талмуда.
Ессеи или эссены (от арамейс.хасайя - "благочестивый") существовали со второй половины II в. до н.э. В основном жили общинами в районе западного побережья Мертвого моря. У них были особые принципы социальной организации: отвергали частную собственность, рабство, торговлю. Практиковали коллективный быт и общую собственность (общей была не только касса, но даже одежда). Отказывались от брака и половой жизни, считая, что это разрушает их общность, хотя некоторые признавали брак как средство продолжения человеческого рода. Прием в члены общины происходил только после специального испытания. Ессеи верили в единого бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ после смерти. Главной своей задачей они считали сохранение и возвышение чистоты нравов и благочестия. Поэтому они были весьма религиозны и вели строгую нравственную жизнь.
Существовали и другие, менее распространенные секты. Так, терапевты (от греч. "врачевание") считали себя врачевателями на службе бога, занимались лечением больных, презирали чувственные удовольствия, проповедовали пацифизм. Зелоты (с греч. "ревнители") в религиозных взглядах имели сходство с фарисеями, но расходились с ними в политической программе - им были свойственны патриотизм и антиримская направленность. Любовь к свободе зелоты возводили на уровень религиозной догмы: бог - один владыка мира, поэтому не следует платить налоги римскому императору. Сикарии ("кинжальщики") были религиозно-террористической группировкой и физически уничтожали римлян и проримски настроенных иудеев.
В эллинистический период формируются предпосылки христианства, которое возникает из иудаизма и эллинистически-римской культуры в начале I в.н.э.
Иудаизм после возникновения христианства.
В 70 г.н.э. после антиримского восстания был разрушен Иерусалимский храм, а в 133 г. - Иерусалим, и были уничтожены последние остатки иудейской государственности. Евреи были окончательно изгнаны из Палестины и расселились по всему Средиземноморью. Основой жизни евреев становится синагога. Составляется Талмуд, содержащий и религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а позже раввины. К ним обращались во всех случаях жизни, отсюда появление в иудаизме мелочных религиозных предписаний, сохранение замкнутости и изоляции евреев. Раввины были безапелляционными судьями и в религиозных, и в мирских делах евреев, которые объединялись вокруг синагогог (синагогальная общинная организация - кагал).
В Талмудический период в развитии иудаизма возникают 2 тенденции - консервативная и модернизаторская. С ними в средние века было связано возникновение новых сект. Так, секта караимов отвергала Талмуд и требовала вернуться к чистому учению Моисея. Попытки рационального толкования иудаизма возникли под влиянием ислама. Так, Моисей Маймонид (1135-1204), опираясь на учение Аристотеля и мусульманских рационалистов мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать Библию. Он выдвинул 13 основных положений иудаизма, стремясь освободить ее от мелочных предприсаний.
Большое распространение получило мистическое учение - Каббала (по евр. Принятие или традиция). Главное сочинение Зогар (сияние) появилось в XIII в. Основу этого учения составляет пантеизм: бог бесконечное, неопределенное существо, лишенное всяких атрибутов. Приблизиться к богу можно только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, составляющих буквы. В связи с этим в практике Каббалы большое место занимает комбинирование чисел и магических формул. Сторонники этого учения считают, что в мире нет зла, а зло - это внешняя оболочка добра, то есть бога. Каббалисты верили в переселение душ: душа грешника возрождается в другом теле, человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока душа не очистится от грехов. После очищения душа возносится и переходит в царство чистых духов. Каббалисты изгоняли нечистых духов из больных.
В новое время распространяется еще одно течение - хасидизм (хасид - благочестивый). Основоположник Израиль Бешт. Он учил, что ритуальные правила и предписания раввинов не нужны, а надо стремиться к непосредственному общению с богом, которого можно достигнуть в молитвенном экстазе. Такого общения могут достигнуть только праведники-цадики - хранители божественных тайн.
Возникает и рационалистическое движение, направленное на ослабление религиозного законодательства - Гаскала. Одним из широко распространенных течений в ХХ в. стал сионизм - политический иудаизм, направленный на восстановление еврейского государства в Палестине (основоположник Теодор Герцль).
Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.
В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .
Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .
Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .
Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.
Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.
Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .
Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.
Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:
- отказаться от идолопоклонства;
- воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
- не проливать кровь;
- не произносить имя Бога всуе;
- не творить несправедливости и беззакония;
- не красть;
- не отрезать частей от живого животного.
Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.
Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.
Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.
Праздники
- Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
- Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
- Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
- Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
- Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
- Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
- Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
- Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
- Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.
Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.
Основная заповедь — "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.
Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.
Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция
Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.
Научный взгляд на происхождение иудаизма
Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.
История яхвизма
Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.
Иудаизм: основные идеи и концепции
Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».
Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.
Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.
По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.
Заповеди в иудаизме
В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.
Традиции
Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.
Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.
Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.
Суббота в иудаизме
Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.
Иудаизм и христианство
Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.
Иудаизм сегодня
Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.
Распространение иудаизма
Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.