Нет власти не от Бога! «Несть бо власть, аще не от Бога
Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть
(Апостол) много рассуждает об этом предмете и в других посланиях, когда говорит о покорности слуг господам и подначальных начальникам. А это он делает с целью показать, что Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его исправления, и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас достаточно тех козней, какие строятся против нас за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует. Заметь же, как благовременно завел (апостол) речь об этом предмете. После того, как предложил слушателям различные требования любомудрия, расположил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными для счастливых, для несчастных, для нуждающихся и, кратко сказать, для всех, после того, как насадил житие, приличное ангелам, истощил гнев, смирил высокомерие и совершенно умягчил их сердце, - после всего этого предлагает наставление о повиновении властям. В самом деле, если обижающим должно воздавать противоположным, то тем более надлежит повиноваться делающим добро. Но это побуждение (апостол) отлагает к концу своего увещания, а пока не представляет таких доказательств, о которых я упомянул, а призывает нас делать это по сознанию долга. И, желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: ; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал - да будет послушна, но - да повинуется . Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть, аще не от Бога , - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть . Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч. XIX, 14) , разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей (Mф. XIX, 4, 5) , то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка.
Беседы на Послание к Римлянам.
Как Павел говорит, что «несть… власть, аще не от Бога» ? Это значит, что Бог поставил ее для нашей пользы. Грех сделал нужною власть, а Бог употребил ее в нашу пользу. Как лекарства нужны бывают для ран, употребление же лекарств зависит от мудрости врачей, так и потребность рабства вызвана грехом, надлежащее же удовлетворение ее – дело премудрости Божией.
Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.
Свт. Василий Великий
Не спасается царь многою силою, но благодатью Божией.
Гомилии на Псалмы.
Свт. Феофан Затворник
«Образовав нравы (то есть показав в предыдущей главе, какими должны быть христиане по нраву), Апостол повелевает и начальствующим воздавать подобающую честь. Ибо, как преизобильно приявший благодать Всесвятого Духа, предвидел, что иные, водясь паче кичливостию, нежели ревностию (к доброму), будут пренебрегать мирских начальников, почитая себя высшими по ведению; притом же делает это, чтоб подавить распространившуюся об Апостолах молву; ибо клеветали на них, будто бы низвергают общественные порядки; и одни говорили: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян. 17, 6) ; а другие: они вводят иные обычаи (ср.: Деян. 16, 21). Посему-то поставил неизлишним постановить закон и о сем» (блаженный Феодорит).
«Апостол много рассуждает о сем и в других Посланиях, когда говорит о подчиненности, как слуг господам, так и подначальных начальникам. А чрез сие желает он показать, что Христос ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного; и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас довольно тех козней, какие устрояют против нас за истину; а лишних и бесполезных искушений прилагать не должно. Заметь же, как кстати завел Апостол речь об этом предмете. После того как предложил слушателям различные требования христианского любомудрия, настроил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными и для счастливых, и для несчастных, и для нуждающихся, коротко сказать - для всех, насадил уставы общежития, приличные Ангелам, истощил гнев, низложил высокоумие и совершенно умягчил их сердца, - после всего этого предлагает свои увещания о повиновении властям. Он призывает нас к повиновению представлением долга. И, желая внушить, что заповедь его простирается не на одних мирских людей, но на всех, и на священников, и на монахов, объявляет о том наперед, говоря так: всяка душа властем предержащим да повинуется . Хотя бы ты был Апостол, хотя бы Евангелист, хотя бы Пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Апостол здесь разумеет не простое повиновение, но подчинение (смиренное, с преклонением главы). Первое основание такого установления, удовлетворяющее разуму верных, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть аще не от Бога - говорит Апостол. Как это? Ужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то, говорю я, ответствует Апостол. У меня идет теперь речь не о каждом начальнике в особенности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены им и что нет того неустройства, чтоб происходило что-нибудь кое-как и без порядка, чтобы народы носились туда и сюда подобно волнам, - все сие я называю делом Божией премудрости. Посему Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но, рассуждая вообще о начальстве, говорит: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть . Подобно сему, когда Премудрый говорит, что: от Господа сочетавается жена мужеви (ср.: Притч. 19, 14), - разумеет чрез сие, что брак установлен от Бога, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак. Ибо видим, что многие вступают в брак с худыми видами и не по закону, чего, однако ж, никак не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: Сотворивши искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей (ср.: Мф. 19, 4 - 5), то же самое разумел и Премудрый. Поелику равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненных, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда то же самое учредил Бог в теле? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, и одни управляют, другие состоят под управлением. То же самое замечаем и у бессловесных животных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует многими, и под ее начальством они отправляются в отдаленные путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство» (святой Златоуст).
Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет блаженный Феодорит: «если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер. 3, 15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис. 1, 26). Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими» (ср.: Ис. 3, 4).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Свт. Филарет Московский
Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть
Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него , во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15) ; потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч.8:15) . И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан.4:22) .
Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра I.
Прп. Ефрем Сирин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Всякая душа , говорит, которая, если подчинена будет властям, да повинуется им, - ибо нет власти (если) не от Бога . Несправедлив ли, или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан.
Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Прп. Анастасий Синаит
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер. 3:15) , то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это.
Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.
Вопросы и ответы.
Прп. Исидор Пелусиот
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога ? - и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога , но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога .
То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.
Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.
Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев.
Письма. Книга II.
Прп. Серафим Саровский
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются, ибо несть… власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть .
Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют . Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление.
Поучения.
Блж. Августин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога , то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится. А власти - это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мф. 22:21) . И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Блж. Феодорит Кирский
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Если кто священник, или архиерей, или давший монашеский обет, то пусть уступает тем, кому вверено начальство. Ясно, что они должны делать это с благочестием, ибо не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим. Следует, однако, знать, что божественный апостол ставит начальство и подчинение ему в зависимость от провидения Божия, а не говорит, что тот или иной человек поставлен Богом для управления. Ведь не власть неправедных от поставления Бога, но устроение самой этой власти… поскольку, желая воспитать согрешающих, Он попускает и то, чтобы ими правили дурные властители.
Толкования на послания святого Павла.
Блж. Феофилакт Болгарский
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Всякая душа да будет покорна высшим властям
Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью - показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.
Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога . Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: разумная жена - от Господа (Притч. 19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, - все установлены Богом.
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Павел говорит: Нет власти не от Бога . Кто-нибудь может возразить: как же так? Неужели и та власть, которая преследует слуг Божиих, враждебна вере и подрывает религию, тоже от Бога? На это мы кратко ответим так: всякому известно, что и зрение дано нам от Бога, и слух, и разумение. Но хотя мы имеем все это от Бога, в нашей власти обратить зрение либо на добрые дела, либо на дурные; и то же самое можно сказать о слухе, о движениях руки и о помыслах. Так что праведен суд Божий, когда данное нам на добро мы употребляем во зло, то есть на совершение нечестивых и постыдных дел. Так и всякая власть дана от Бога - добрым на хвалу, злому в отмщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с божественными законами.
Некоторые христиане считают, что раз царь Алексей Михайлович решил реформировать Церковь, значит - «аминь» - так тому и быть, и нечего обсуждать решение царя - помазанника Божия, ибо, как сказано в Св. Писании: «. нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1).Богословская несостоятельность данного мнения очевидна, так как еще апостол Павел говорил, что если даже «ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет». Однако когда дело касается поведения власть имущих, почему-то сразу возникают двойные стандарты в понимании данного вопроса: то, что одним нельзя, другим, оказывается, можно. Отчего же так? А все опять-таки оттого, что текст со славянского языка на русский перевели, мягко говоря, неточно (видимо, с определенным умыслом), и подвели под него соответствующее толкование (с дальним прицелом). Вот уж действительно: хочешь погубить народ, истреби его язык.
Русский синодальный перевод: «. нет власти не от Бога.».
Славянский ст. текст: «. несть бо власть, аще не от Бога.».
В синодальном переводе однозначно говорится, что любая власть является «властью от Бога», ибо не от Бога власти просто не бывает - не от Бога власти просто нет. В славянском же тексте говорится, что власть не есть власть, если (она) не от Бога. Далее апостол пишет, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.». Следовательно, властью от Бога является та власть, которая, насколько это возможно, стоит за добро и борется со злом, а та власть, которая проповедует зло и борется с добром (как это происходит сегодня), не есть власть от Бога, но от сатаны, попущенная Богом. Если тот или иной правитель творит добро и старается жить по заповедям Христовым, то он, со временем, становится проводником воли Божией, благой и совершенной. Если же отпадает от Бога и творит зло, то оказывается под властью бесов и становится их рабом - проводником их воли, деструктивной и разрушительной. Если считать, что всякая власть от Бога, значит, и власть антихриста тоже будет «властью от Бога». Сложно согласиться с такой постановкой вопроса, но одно вытекает из другого.
Думая, что всякая власть от Бога, современные иерархи награждают почетными медалями и грамотами правителей-расхитителей гос. собственности, всевозможных растлителей наших детей, внедряющих новые западные программы по половому «воспитанию» школьников в России, пивных олигархов, спаивающих нашу молодежь, телемагнатов, проводящих идеологию антихриста через СМИ и т.д. На экуменических сборищах сегодня вместе с шаманами молятся православные епископы, а также колдуны, ведьмы и католики. По всей видимости, они решили, что если всякая власть от Бога, значит, и всякая религия тоже. Оттого-то и принимаются на этих сборищах новые «догматы» вроде того, что у нас один Бог (Отец) с иудеями, буддистами и шаманами из Новой Гвинеи и Африки. Вот куда может увести церковное сознание всего лишь одно неправильно истолкованное слово Св. Писания, и вот почему староверы стояли насмерть даже за один «аз».
62
Сатана, искушая Господа, тоже предлагал Ему власть: «И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему дьявол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4; 5-7).82
Если принять толкование, что всякая власть от Бога, получается, дьявол предлагал Спасителю взять власть от Бога, а Он отказался. Если рассуждать в таком ключе, получается, вообще все от Бога, и грех в том числе, так как воля дана человеку Богом. Грех от воли, воля от Бога. Это одно из самых богопротивных утверждений рационального ума. На деле же все не так. Грех совершается по нашей воле, даже если он совершается патриархом или царем (помазанником). Грех именно от человека, а не от Бога. Стоит сойти с протестантских рельсов, становится очевидно, что далеко не все от Бога, и власть в первую очередь. Хитрая уловка позволяет представить трусость благочестием, но это еще полбеды. Беда, что эта фраза предписывает смелым и честным христианам терпеть нехристианскую власть. Раз всякая власть от Бога, как можно противиться данной Богом власти? Получается, какой бы власть ни была безбожной и людоедской, ее нужно терпеть и улыбаться. Под видом смирения предлагают стать предателем и уклониться от защиты Веры и Отечества.
Когда власть признает своим источником Бога, появляются хоть какие-то основания объявить ее властью от Бога, но как это применить к власти, объявляющей своим источником народ? Как про власть, на всех углах кричащую, что она «от народа», можно сказать, что она «от Бога»? У кого язык повернется сказать, что все происходящее творит власть от Бога? Разве власть от Бога легализует порок, поощряет распущенность, проповедует дарвинизм, спаивает народ и предоставляет содомитам и трансвеститам эфир и прочее? Честный человек чувствует: не может быть власть Гитлера и Саакашвили от Бога. Власть маньяка над жертвой не есть власть от Бога, так же, как и власть фашистов над заключенными концлагеря. Это режет слух, заставляет насторожиться на уровне интуиции. Кто-то нас пытается обмануть и здесь, подменяя истинный смысл текста из Св. Писания.
Если всякая власть от Бога, получается, любой захвативший власть становится представителем Бога на земле, кто бы он ни был. Например, одно время в Византии считалось, что помазание на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Благочестивый «догмат», понятый буквально, родил волну цареубийств. Один убийца сменял на троне другого, и конца этому не было видно. Вот уж действительно, заставь дурака Богу молиться.
Утверждение, что «всякая власть от Бога» предполагает возможность играть на стороне врага. Например, на оккупированных Гитлером территориях некоторые умники под этим предлогом власть фашистов признали «властью от Бога». Раз власть от Бога, не грех ей и послужить. Народ назвал их предателями и воздал по заслугам за лукавство. Россия будет сохранять свою независимость до тех пор, пока будет отличать хищничество, оккупацию и агрессию от власти. Если бы оккупанты внушили нашим предкам, что их власть от Бога, восстать против власти монголов, поляков, французов и немцев было бы невозможно. Были бы мы сегодня провинцией Орды или Польши, Франции или Германии. Борьбу против захватчиков, установивших свою власть на оккупированной территории, нельзя понимать, как борьбу против установленной Богом власти. Напротив, есть все основания полагать, что такая борьба являет собой исполнение заповедей Бога. Многие борцы за веру и отечество причислены к лику святых, потому что они положили жизни свои «за други своя» (Ин. 15, 13).83
Властепоклонники по заказу властей исказили смысл апостольских слов о власти. Правитель, идущий против Бога, не может быть «властью от Бога». Такую власть без преувеличения можно назвать «властью от дьявола». Подтверждение этой мысли мы находим в Священном Писании. Десять царей, о которых говорится в Апокалипсисе, имели «власть от зверя», а не от Бога: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу. и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Об этой же власти говорится и в Евангелии: «. но теперь - ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53).
Многие интуитивно приходят к мысли, что нельзя любую власть считать «властью от Бога». Все громкие речи, призывающие смириться под безбожную власть, уничтожающую Россию, есть тонкое лукавство, завернутое в обертку текста из Св. Писания. Благодаря этому «лукавству» обмануто уже не одно поколение. Кому это выгодно, понять несложно.
Предотечи антихриста, поклоняющиеся отцу своему дьяволу и получившие власть от него, будут всячески стараться в глазах общественности выглядеть «властью от Бога», чтобы прельстить, если возможно, и избранных. В конце времен придет последний правитель - антихрист, который будет выдавать себя за Бога, и «поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13, 8). Перед его приходом «зверь», «... выходящий из земли» (Откр. 13, 11), лжепророк и предотеча антихриста «. сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13; 16-18).
К сожалению, все это (клеймение людей) уже происходит, и будет происходить под громкие лозунги и восклицания о том, что «всякая власть от Бога». Кто имеет ухо, да слышит!
Иван Иванович Иванов Личный код: 7527528638865
ЕАН-13:
clear="all" />
Личный код (число имени) человека не содержит трех шестерок, однако при записи числа посредством машиносчитываемого штрих-кода (начертания) стандарта ЕАН-13 они появляются. Таким образом, «число имени», данное человеку «зверем», в «начертании зверя» соединяется с числом имени самого антихриста. Около двух тысяч лет было не понятно, как будет выглядеть апокалиптическое «начертание». Много было всяких предположений и невероятных гипотез на сей счет, но сегодня эта тайна открылась - пророчество сбылось буквально с математической точностью. Тем не менее, многим до сих пор кажется, что это еще не совсем то «начертание», которое должно быть, и три шестерки тоже какие-то не такие, и вообще, все это выглядит как-то уж слишком банально и просто. Однако за этой невзрачной простотой «имеющие очи» увидели, что наноситься на тело человека будет его цифровое (обезличивающее, т.е. звериное) имя: либо штрих-кодом, либо чипом, либо еще как-то - суть от этого не меняется. И именно без этого личного кода-числа нельзя будет «ни покупать, ни продавать». Следовательно, в царстве антихриста-зверя смогут жить (покупать и продавать) только «оцифрованные» люди, т.е. те, которые получили от своего хозяина звериное антиимя, «число имени его» (Откр. 13, 17).
Андрей Десницкий
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» – эта цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2) и некоторые другие, подобные ей, стали очень популярны в декабре минувшего года. Вывод из них делается вполне однозначный: христианину недопустимо хоть в чем-то противодействовать или даже возражать законным властям своей страны, например, выходить на митинги. Но, с другой стороны, разве не бывает так, что существующие власти требуют от христианина чего-то, противного его совести? В истории мы находим немало таких примеров.
Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.
А новомученики в нашей стране? Они тоже уклонялись от исполнения всяких декретов Совнаркома, отменявших христианство на территории Республики Советов. И в этом нет ничего нового, в Новом Завете прежде Послания к Римлянам идут Деяния Апостолов, и вот какой ответ апостолы дали Синедриону, вполне законному органу власти, на требование прекратить свою проповедь: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).
Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?
Но раскроем Евангелие, оно идет в самом начале Нового Завета, и первым упомянут в нем … Все помнят, что он был казнен царем Иродом, но за что именно? За то, что обличал его нечестивый брак: Ирод увел жену у собственного брата. Зачем Иоанн вмешался в это частное дело, ведь царь ничего от него не требовал, и, более того, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (от Марка 6:20). Не лучше ли было использовать это расположение, чтобы повлиять и на самого царя, а через него – на жизнь во всей стране? Зачем было идти на принцип, обострять отношения, да так, что дело кончилось казнью? Может быть, Иоанн Креститель был религиозным экстремистом?
Но давайте посмотрим на историю Византии, где существовала или, по крайней мере, провозглашалась «симфония властей», светской и духовной. Впервые ее идеал был выражен в введении к 6-й новелле Юстиниана (IV век):
«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».
Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.
В византийской истории бывало между двумя этими властями согласие, но бывало и иное. Как ласково и благожелательно приняла в Константинополе императорская чета, Аркадий и Евдоксия, знаменитого проповедника, и с каким жаром обрушил он на их головы свои проповеди! А когда его просили уняться, когда грозили ему карами, ответил он прямо с амвона: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Это напрямую сказано об императрице.
И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.
И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.
Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.
Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?
Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:
«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».
Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?
Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.
Точно так же и в России , но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.
Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.
Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:
«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».
Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.
Несомненно, была Божья рука и в том византийском государственном устройстве, которое мы сегодня связываем с понятием симфонии, была она и в том, что это устройство прекратилось. И революции, и гонения, и бедствия – они тоже происходят не без Божьей воли, хотя здесь мы скорее привыкли говорить о «попущении»: Бог позволил свершиться злу, которое замыслили люди. Трудно не увидеть волю Божью и в том, что сегодня наша страна, как и большинство ее соседей, живет по демократической конституции, нравится нам это или нет.
Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.
А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.
Что нам, казалось бы, до незаконных браков царя Ирода или императора Льва, не лучше ли промолчать в таких случаях? Но ведь самую резкую отповедь Христа в Евангелии получало религиозное лицемерие: живешь в свое удовольствие, но делаешь вид, что соблюдаешь все законы. Так что поступать по принципу «нас не трогают, вот и мы не высовываемся», конечно, можно, только в этом нет ничего от апостольской заповеди. Точно так же не имеет отношения к христианству и революционный пафос «весь мир насилья разрушить, а затем» построить мир еще более жуткого насилья.
Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.
Всякая ли власть от Бога? (Рим. 13:1,2)
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1, 2).
Значит ли это, что во время войны нельзя укрывать людей, которым угрожает смерть? Это классический вопрос к этому тексту. В более широком смысле вопрос можно поставить так: говорит ли здесь Павел, что христиане должны слепо повиноваться всем властям и должностным лицам? «Естественно», – говорили некоторые «строгие верующие» во время Второй мировой войны, сотрудничая с захватчиками и упуская возможность сохранить тысячи жизней.
Но разве государство – это некий священный институт, который нельзя критиковать? Если человек встречает на пороге своего дома служащего налогового ведомства и знает, что его ждут большие неприятности, то ему сложно смириться с этой мыслью: «… они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Но значит ли это, что здесь Павел называет Бога самым большим «начальником», высшим работодателем всех государственных служб (см. также И н. 19:10,11; 1‑е Тим. 2:1-5; Тит. 3:1,2; 1‑е Петр. 2:12-3:18)?
В определенном смысле да. Но узнай Нерон об этом тексте, он бы его не обрадовал. Потому что в тексте сказано, что он, Нерон, не божественен и даже не величайший из людей, и что он должен смириться с тем, что кто-то стоит выше него.
Зимой 390 года этот текст Павла достиг своеобразного наивысшего воплощения. К тому времени уже несколько поколений римских правителей были христианами и пытались христианизировать свое государство. Почти всегда эти меры ограничивались словами. Но когда император Феодосий услышал, что в Фессалониках поднялся большой мятеж, он приказал подавить его. Ситуация вышла из-под контроля, тысячи были убиты. Феодосий был потрясен этим и в своих письмах выказывал сожаление по этому поводу. Само по себе это было неслыханно, ведь император не был в ответе ни перед кем. Но произошло то, что имело далеко идущие последствия: епископ Амвросий потребовал от Феодосия признать свою вину при входе в церковь. Феодосий раскаялся и, что примечательно, в оставшееся время своего правления воздерживался от применения силы.
Если на небе никого нет, или, по крайней мере, если небо заселено капризными божками, тогда нет никого выше императора. Тогда его слово определяет все. Если же Бог есть наивысший Судья, тогда люди хоть и могут быть «производными» судьями, они в любом случае всегда подлежат исправлению. Языческий император не склонялся ни перед кем; Феодосий же мог склониться. В лице Феодосия мы впервые в истории видим императора, который подвергается критике, исправлению.
Таким образом, читая между строк, можно увидеть, что сказанное Павлом подразумевает революцию. У этой революции есть особенности. Это видно из контекста. Прямо перед нашим текстом Павел призывал к ненасильственному сопротивлению (Рим. 12:17-21). И собственно наш текст оканчивается призывом отдавать то, что мы должны, другим: подати, оброки, честь, почтение (Рим. 13:7). Павел продолжает эту тему удивительным предложением: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Другими словами: платите налоги, не работайте «в тени», выказывайте почтение полиции и суду – и тогда, возможно, любовь будет единственной добродетелью, в которой вы еще не преуспели до конца.
Нерон в начале своего правления был сравнительно мягким императором. В этот период Павел писал его подданным в Рим. Но уже в то время в городе были определенные беспокойства из-за податей, поднимались мятежи. В панике Нерон обещал отменить некоторые налоги, но затем возвращался к старому. И так по кругу. Эта ситуация служит фоном для того, что Павел советует в Рим. 12 и 13: он не хочет, чтобы христиане развязывали очередную кровавую революцию. Они должны завоевать мир своей удивительной вестью – в Духе Т ого, Кто не организовывал восстания, но позволил Себя распять (Ин. 18:36-38).
Чтобы понять какой-то текст, иногда полезно определиться и с тем, что он не означает. Итак, в Рим. 13 не подразумевается, что власти или должностные лица всегда правы или что Бог их непосредственно вдохновляет. Не сказано и того, что власть во всех своих структурных частях следует Божьей воле. Сказано то, что Бог назначил , или поставил, существующие власти в целом. Любая аналогия будет несовершенной, но можно привести такое сравнение: президент также назначает сотрудников, но это не значит, что они из-за этого не делают ошибок. Или представьте, что вы работаете в библиотеке: вы должны регулярно закупать и размещать на полке такие книги, которые вам не интересны или с которыми вы даже полностью не согласны. Но вы все же покупаете их.
В тексте также не утверждается, что вы должны слепо повиноваться властям. Такое прочтение текста ошибочно. Эту ошибку разделяли «строгие верующие» во время Второй мировой войны. Здесь говорится о том, что вы должны признавать власти, а это уже немного другое. Вы можете обоснованно не повиноваться им (например, не называть кесаря «Господом») и в то же время признавать их (например, принимать наказание за такое поведение). Когда Иисус очистил Иерусалимский храм, Он не вышел за рамки того, о чем позже напишет Павел. Конечно, Иисус делал то, что не приветствовалось властями, Он нарушил какие-то общественные правила или правила приличия, но далее Он также принял последствия Своего вызывающего поступка. То же самое можно сказать об Оскаре Шиндлере в Кракове или о повивальных бабках в Египте (Исх. 1:17): они уважали власти, но проявляли гражданское неповиновение.
Павел, как обычно, пытается найти баланс. С одной стороны, он пытается соблюсти разумную дистанцию между Богом и властями; но, с другой стороны, он всячески пытается показать благословения от правильно работающей власти. Такая власть заботится о добре и справедливости (Рим. 13:2), она установлена для нашего благополучия (Рим. 13:3) и поэтому может наказывать (Рим. 13:4). Один из мотивов Павла состоит в том, чтобы показать, что Бог правит через поставленные власти (Рим. 13:4, 5). Но главный мотив апостола – это любовь (Рим. 12:17-21; Рим. 13:8-10). Любой начальник – человек, и как таковой достоин нашей любви.
Отсюда и призыв Павла исправно платить все налоги «по совести» (Рим. 13:5-7).Мошенничество с налогами подразумевает неуважение к соответствующим властям, полагает апостол. В наше время было бы разумно помнить об этом. Заполнение декларации, в конечном счете, отражает характер нашей личности; за бумагой стоит конкретное лицо. Проявить должную любовь ко всем мы не можем (13:8), но во всем остальном оказывайте должное уважение всем властям.
Рейньер Сонневелд
Спрашивает Ольга
Отвечает Александра Ланц, 06.09.2010
Здравствовать вам во Христе, Спасителе нашем, Ольга!
Давайте сначала раз и навсегда убедимся в том, что любая власть, действительно, от Бога.
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным...»()
«Славьте Господа господствующих...» () Иными словами: славьте Того, Кто господствует над всяким господином.
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»().
«Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных»().
«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает»()
Помните, как кичился своею властью Понтий Пилат? «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»
Что ответил ему Иисус? «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше » ()
Павел, написавший: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» , очень хорошо знал Пятикнижие и Пророков, поэтому он вполне отдавал себе отчёт в том, что говорил.
Да, всякий царь, всякий начальствующий получил возможность начальствовать именно от Бога. Бог предписал этим людям быть управляющими над другими людьми. Библия предоставляет нам множество примеров, подтверждающих это, как и то, что...
1) Бог не предопределил ни для одной власти быть выше Него;
2) то, что люди делают с данной им властью, - это выбор людей, а не Бога;
3) то, что Бог кому-то даёт власть, совершенно не означает, что Он одобряет действия власти;
4) давая власть тем или иным людям, расставляя силы властвующих так или иначе по Своему усмотрению, Бог преследует Свою цель, которая превыше всякой цели, – спасение для Вечности тех, кого ещё можно спасти;
5) через поставленные власти, Бог поставляет людям не законы, а только способ управления в обществе, которое не желает признавать Его как Единственного Законного Правителя надо вся и всеми.
Таким образом, мы видим следующую картину...
Бог превыше всех и вся.
Всё, что Он Своею властью совершает на земле (в том числе и кого поставляет правителями), направлено в одну точку: спасти для Вечности как можно больше людей.
Возможно, для вас это звучит парадоксально, но пожалуйста, не торопитесь отбросить эту мысль. Давайте попробуем понять её. Когда человек склонен искать Бога: когда ему хорошо и удобно или когда ему плохо и тяжело? Безусловно, я соглашусь с тем, что как правило, люди, которые попадают в ужасные ситуации, склонны начинать свои поиски Правды с обвинений в адрес Творца: «Зачем Ты меня сюда завёл? Зачем Ты дал власть идиоту, который мучает меня и всю мою страну? Ты глупый и злой бог! Потому что мудрый и добрый никогда бы не позволил мне, такому хорошему, и моей такой прекрасной стране, страдать. С какой стати я буду спокойно взирать на то, что эта гадкая власть творит надо мной и моими согражданами?»
Да, Вседержитель, дающий власть Гитлерам и Иродам, хорошо знает, на что идёт, он прекрасно понимает, сколько грязи будет вылито на Него из-за этого, но Он всё же не останавливается. И слава Ему за это! Потому что именно в тяжкие времена люди получают возможность подвергнуть проверке свои жизненные установки и увидеть, действительно ли они такие добрые, пушистые и справедливые, как думают о себе. Только во времена тяжких испытаний, когда плоть наша страдает, когда мы оказываемся перед лицом смерти, мы начинаем задумываться о смысле жизни и о возможном существовании Того, Кто точно знает этот смысл.
«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него » ().
Да, Бог даёт нам Хусейнов и Сталиных так же, как тех, кто в своём правлении подобны Соломону, и делает Он это для того, чтобы когда каждый из нас предстанет перед Великим Судьёй, у нас не было возможности воскликнуть: «Почему ты не стучал ко мне? Почему не наказывал меня, почему на пытался обратить моё внимание на то, что Ты – сила, и Ты – Главный во всём и вся?»
В день Суда ни у одного человека даже мысль такая не появится, потому что Бог всегда делает всё, чтобы достучаться до наших каменных сердец, до наших обросших гордостью мозгов. Даже если для этого Ему надо поставить в начальствующие Робеспьера или Берию, даже зная, что это Его действие породит реки и моря проклятий в Его адрес, Он делает это, потому что люди, за очень редким исключением (если исключения, вообще, существуют) не способны понять свою абсолютную слабость и никчёмность своей безбожной жизни, когда у них всё хорошо.
Любое Божие установление, любое Его действие, каким бы ужасным оно ни казалось нашему плотскому сознанию, всегда нацелено только по одной мишени: помочь хотя бы некоторым повернуться к Нему и начать искать спасительные ответы у Него, Того, Кто обладает абсолютной и бесконечной силой и мудростью.
Теперь, помня всё вышесказанное и осознавая, что в послании к римлянам Апостол обращаетсяк христианам , а не к властям и начальникам, давайте прочитаем слова Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ().
Дорогие друзья, называющие себя последователями учения Христа, т.е. христианами, имейте ввиду, что если вы хулите власть, при которой живёте, если вы пытаетесь бунтовать против неё, сменить её собственными усилиями, если строите заговоры и сеете в других людях недовольство властью, то вы тем самым противитесь плану, исполняя который, Бог пытается спасти от грехов и для Вечности ваших сограждан. Выступая против начальств, вы сами навлекаете на себя их гнев и, что более страшно, осуждение со стороны Бога.
Давайте поймём, что слова Павла обращены не ко всякому человеку, а к тому, кто считает себя христианином , т.е. тем, кто раз и навсегда избрал для себя быть под господством Христа.
Слова Павла не утверждают правоту того или иного правительства или того или иного закона, изданного правительством, но только мысль о том, чтобы христиане не пытались свергнуть установленную власть, не бунтовали против неё, потому что когда Бог исполнит всё задуманное по спасению для Вечности каждого отдельного человека, Он совершенно спокойно сменит всех правителей Сам, в том порядке, в то время и так, как это будет лучше для работы плана спасения ().
У настоящего христианина нет причин бояться светских властей, будь они предводимы Гитлером или Соломоном. Тот, кто реально живёт по Закону Всевышнего, кто руководится Его волей и любовью, никогда не окажется в такой ситуации, когда светские власти будут иметь право справедливо осудить его. А вот если «делаешь зло, бойся, ибо он (*представитель власти) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Да, частенько отмстители либо пренебрегают своими обязанностями, либо узурпируют их, но Павел сейчас говорит не об этом. Он просто утверждает, что всякая власть на то и власть, чтобы наказывать людей за зло. Если ты, называясь христианом, творишь зло (скрываешь налоги, приворовываешь, распространяешь клевету и пр.), то бойся власти ().
А если творишь Добро, как дышишь, живя по заповедям Божиим, то тебе совершенно нечего бояться светский власти, потому что если она придёт разорять и убивать тебя, если она предъявит к тебе несовместимые с твоей верою условия, ты совершенно точно знаешь, что все её действия направлены, собственно, не против тебя, а против Того, Кому ты служишь. И страдаешь ты не от того, что совершал какое-то зло против установленной власти, а от того, что поставленные властвовать над тобой предались сатане настолько, что начали преследовать Христа в каждом Его ученике: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»().
Простите, что получилось так длинно, и простите за то, что только сейчас перехожу к существу вашего вопроса, но я уверена, что без тех предварительных объяснений, я в принципе не смогла бы даже попытаться сказать вам то, что сейчас собираюсь сказать.
Итак, Павел пишет: . Нам кажется, что здесь Павел требует от христиан исполнять всё, предписываемое светской властью, даже если оно противоречит Высшему Закону. Однако, Павел призывает нас быть покорным властям , а не безбожным законам, которые они могут установить.
Любая власть, которая здесь на земле устанавливает законы, говорит людям: «если не исполняешь – накажу». Видите ли вы здесь две возможности покориться власти?
Первая возможность. Начать покоряться, исполняя всё, чего она требует, даже если её законы злы и противны Богу.
Вторая возможность. Принять наказание, которое она предусмотрела для тех, кто не желает исполнять её установления. Не бунт против неё устраивать, а принять от неё наказание. Покорность? Безусловно.
Например, власть говорит: «если ты не донесёшь на своего соседа, когда он ругает правительство, то я, обнаружив это безобразие, накажу тебя несколькими годами лагерных работ в Сибири». Настоящий христианин понимает, что не может исполнить это повеление власти и продолжает жить по Закону Вседержителя, готовый в любой момент покориться наказанию от властьпридержащих... и по сути покоряется власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям...»
Или такой пример из рабовладельческих времён Америки. Тогда существовал закон, требовавший от любого человека прилагать все усилия для возвращения беглых рабов их хозяевам. При этом слово Божие недвусмысленно утверждает: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего»() Соответственно, было продумано и наказание за нарушение данного закона. Те, кто следовали Библии, покоряясь Власти Бога, как Единственного Истинного Законодателя, одновременно покорялись и светской власти, безропотно принимая от неё наказание, если она обнаруживала их «противозаконные», с её точки зрения, действия.
Христианин не станет оказывать сопротивление существующей власти, которая желает забрать у него дом, разрушить его семью, а его самого сгнобить в концлагере только потому, что он не может исполнить её, противоречащие Закону бога требования. Да, христианин должен и даже обязан помогать людям, представителям власти понять, что они поступают вопреки Высшему Закону, что они совершают неправедные действия и тем самым собирают себе на голову горящие угли на День Суда, христианин должен по мере сил и данных ему возможностей помогать начальствующим, как и всем другим людям, обратиться к Богу, чтобы быть спасёнными для Вечности, но у него нет права восставать против существующей власти с целью её свержения. Не он её устанавливал, поэтому не ему возмущаться против неё и не ему свергать.
Я отдаю себе отчёт в том, что предыдущий абзац мог снова вызвать в вас волну несогласия, ведь наше плотское существо так хочет жить удобно и спокойно, так хочет, чтобы всякий покушающийся на его благополучие, был бы наказан, а благополучие восстановлено. Но вновь прошу вас попробовать отодвинуть от себя эту волну и вспомнить пример Того, Кто всегда оставаясь верным только Закону Неба, при этом был покорен существующей светской власти, от которой и предательство и смерть Свою принял, отдав её действия на суд Того, Кто сказал: «Мне отмщение, и Я воздам!»()
Христос пострадал несправедливо и всё же не высказал сопротивления! «Он истязуем был, но страдал добровольно, не открывая уст Своих; как овца, ведён Он был на заклание, и, как агнец пред стригущими Его, безгласен, так Он не отверзал уст своих»()
С уважением,
Читайте еще по теме "Толкование Писания":