Техника оптимизма "ABCDE" Альберта Эллиса. Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса
РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).
Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.
Сегодня на сайте сайт
вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.
Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы
РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.
И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…
Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:
- Проблемы в межличностных отношениях
- Иррациональные страхи и фобии
- Депрессии
- Стрессы и дистрессы
- Комплексы неполноценности
- Навязчивые мысли
- Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
- Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
- Нерешительность, робость, стеснительность…
- Хроническое невезение в жизни
Основная проблема людей — подсознательные верования
Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).
Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…).
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.
Три базовых принципа работы с верованиями:
- Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
- Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
- Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.
Модель АВС — Ядро рациональной терапии
- (А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.
- (В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения , установки и стереотипные мысли …
- (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека
Три ключевых верования человека:
- Я должен все делать хорошо
- Все должны общаться со мной хорошо
- Мир должен быть легким для меня
Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.
5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований
- Аналитическое диагностирование верований
- Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
- Замена установок более гибкими и рациональными
- Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
- Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)
Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.
Техники рационально эмоциональной терапии
В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.
Методы, которые не применяют в РЭПТ
- Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
- техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
- Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
- Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
- С осторожностью используют техники релаксации
- Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
- Не используются псевдонаучные техники
- Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
- А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…
Кому не подойдет рациональная терапия
Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.
Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.
Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии
Эклектизм в РЭПТ — это использование различных методов и техник, заимствованных из других психотерапевтических школ, например.
Рационально-эмоциональная (рационально-эмотивная) терапия (РЭТ) была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Первоначальный ее вариант назывался рациональной терапией, но в 1961 году она была переименована в РЭТ, поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своего метода – рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин «поведенческая» был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придает работе с актуальным поведением клиента.
В соответствии с теорией рационально-эмоциональной терапии, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению. Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути (А. Эллис, У. Драйден, 2002).
РЭТ рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной стабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.
Показания к проведению рационально-эмоциональной терапии. Рационально-эмоциональная терапия показана при лечении различных заболеваний, в этиологии которых психологические факторы являются определяющими. Это, прежде всего невротические расстройства. Она показана и при других заболеваниях, которые осложнены невротическими реакциями. А.А. Александров выделяет категории пациентов, которым может быть показана рационально-эмоциональная терапия: 1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характера; 5) прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) психотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью; 8) индивиды с легкими формами умственной отсталости; 9) пациенты с психосоматическими проблемами.
Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает пациенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его тенденции бороться с заболеванием (А.П.Федоров, 2002).
Как отмечает Б. Д. Карвасарский, рационально-эмоциональная терапия показана, прежде всего, пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близким к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта). Начало работы включает информирование пациента о философии рационально-эмоциональной терапии, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка.
В то время как поведенческая психотерапия ставит своей задачей достигать изменения поведения, воздействуя на внешнее окружение человека, рационально-эмоциональная терапия имеет целью изменять, прежде всего, эмоции, воздействуя на содержание мыслей. Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций. С точки зрения РЭТ когниции являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние. В норме мышление включает чувства и в некоторой степени стимулируется ими, а чувства включают когниции. Как индивид интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет в данной ситуации. Не внешние события и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения. Поэтому рационально-эмоциональная терапия, по определению А. Эллиса, это «когнитивно-аффективная бихевиоральная теория и практика психотерапии».
Суть концепции А. Эллиса выражается традиционной формулой А-В-С, где А – activating event – возбуждающее событие; В – belief system – система убеждений; С – emotional consequence – эмоциональное последствие. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным возбуждающим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но на самом деле это не так. На самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое, как сильная тревога, то его корни можно найти в том, что А. Эллис называет иррациональными убеждениями человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, проводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает (А.А. Александров, 1997).
А. Эллис различает два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял из окружающего мира. Оценочные когниции являются отношением к этой реальности. Дескриптивные когниции связаны с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.
С точки зрения РЭТ патологические нарушения эмоций имеют в основе аберрации мыслительных процессов, когнитивные ошибки. Для обозначения всех различных категорий когнитивных ошибок Эллис предложил использовать термин «иррациональные суждения». К ним он относил такие формы ошибок, как преувеличение, упрощение, необоснованные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию.
Рациональные и иррациональные идеи . Рациональные идеи – это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (т.е. неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений, предрасположенности. Люди испытывают положительные чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные (грусть, озабоченность, сожаление, раздражение) - когда этого не получают. Эти негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемого) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются рациональными по двум причинам. Во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.
Иррациональные идеи, в свою очередь, отличаются от рациональных в двух отношениях. Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здорового поведения, в то время как нездоровые идеи – в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами (А.Эллис, У. Драйден, 2002).
Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не имея еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения. Люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, к другим людям и к миру в целом. Человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного.
Согласно теории РЭТ, все иррациональные идеи можно разделить на три категории: (1) абсолютистские требования, предъявляемые к собственной личности, (2) абсолютистские требования, предъявляемые к окружающим (другим) людям, (3) абсолютистские требования, предъявляемые к окружающему миру.
1. Требования к себе. Обычно выражаются в утверждениях такого типа: «Я должен делать все безупречно и меня должны одобрять все «значимые другие»« Верования, базирующиеся на этом требовании, часто ведут к тревоге, депрессии, чувству стыда и вины.
2. Требования к другим. Они часто выражаются в утверждениях такого типа: «Люди должны быть безупречными, иначе они ничтожества». Это убеждение приводит часто к чувству негодования и гнева, к насилию и пассивно-агрессивному поведению.
3. Требования, предъявляемые к окружающему миру и условиям жизни. Эти требования часто принимает форму верования такого рода: «Мир должен быть справедливым и комфортным». Эти требования часто приводят к чувству обиды, жалости к себе и вызывают проблемы с самодисциплиной (алкоголизм, наркомания, постоянные промедления).
Катастрофизация. К этим трем базисным иррациональным верованиям человек имеет тенденцию катастрофизировать события жизни:»Это ужасно – а не просто неприятно и дискомфортно – когда я сделал дело не так хорошо, как мне следовало бы сделать»; «Хуже того, что произошло - не может быть».
Низкая фрустрационная толерантность - еще одна форма иррационального верования, которую можно назвать – тревогой по поводу дискомфорта. «Я не смогу это вынести».
Глобальное ранжирование – склонность оценивать себя и других в терминах «все или ничего», оценивать человека по отдельным, иногда единичным, поступкам. «Если я не справлюсь с этим делом хорошо, то я всегда и при любых обстоятельствах буду проваливать порученные мне дела!».
С точки зрения А. Эллиса можно выделить 4 основные группы таких установок, чаще всего создающих проблемы у пациентов:
1. Установки долженствования отражают иррациональное убеждение в том, что есть универсальные долженствования, которые всегда должны реализовываться независимо оттого, что происходит в окружающем мире. Такие установки могут быть обращены к себе, к людям, к ситуациям. Например, утверждение, что «мир должен быть справедливым» или «люди должны быть честными», часто выявляются в подростковом возрасте.
2. Катастрофические установки часто отражают иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к катастрофизации, т.е. к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в крайней степени (типа: «ужасно», «невыносимо», «потрясающе» и т.д.). Например: «Ужасно, когда события развиваются непредсказуемым образом», «Невыносимо, что он так обращается со мной».
3. Установка обязательной реализации своих потребностей отражает иррациональное убеждение, что человек для того, чтобы существовать и быть счастливым, должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами. Наличие такого рода установок приводит к тому, что наши желания разрастаются до уровня необоснованных императивных требований, которые в результате вызывают противодействие, конфликты, а в результате – негативные эмоции. Например: «Я должен быть полностью компетентным в этой области, иначе я ничтожество».
4. Оценочная установка состоит в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т.д. можно глобально оценивать. При этой установке ограниченный аспект человека отождествляется с оценкой всего человека. Например: «Когда люди ведут себя плохо, они должны быть осуждены», «Он негодяй, поскольку он вел себя недостойно».
Поскольку РЭТ связывает патологические эмоциональные реакции с иррациональными суждениями (установками), то самый быстрый способ изменения состояния дистресса – это изменение ошибочных когниций. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное самопринятие, которое включает в себя отказ давать собственному «Я» однозначную оценку (это невыполнимая задача, поскольку человек – существо сложное и развивающееся, а, кроме того, вредная, так как это обычно мешает достижению человеком своих главных целей) и признание своей подверженности ошибкам. Самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.
Сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, самовоспроизводящиеся структуры. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени. Поэтому РЭТ концентрируется не на анализе прошлых причин, приведших к формированию той или иной иррациональной установки, а на анализе настоящего. РЭТ выясняет, как индивид сохраняет свои симптомы, придерживаясь определенных иррациональных когниций, за счет чего он не отказывается от них и не подвергает их коррекции.
Когнитивные установки могут быть обнаружены благодаря признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации «долженствования», которые сигнализируют о наличии абсолютистских убеждений у клиентов. Кроме того, нужно обращать внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на катастрофизацию. Таким образом выявить иррациональные убеждения можно, задав вопрос «Что вы думаете об этом событии?» или «Что вы думали, когда все это происходило?» Выявлению иррациональных установок помогает и анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.
Иррациональные когниции можно изменять. Но для того, чтобы их изменить, необходимо сначала их идентифицировать, а это требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования определенных методов, облегчающих этот процесс. Только реконструкция ошибочных когниций приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе РЭТ человек приобретает способность управлять своими иррациональными когнициями по своему усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.
У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной схеме установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго, поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. В случае возникновения трудностей индивид легко осознает рациональные установки, которые не соответствуют требованиям ситуации, и корректируют их.
Напротив, с точки зрения А. Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, носят, как говорил А. Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычные иррациональные установки не соответствуют реальности, как по силе, так и по качеству предписания. При отсутствии осознания иррациональных установок они приходят к длительным неразрешаемым ситуациям, эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. Иррациональные установки включают выраженный компонент оценочной когниции, запрограммированного отношения к событию.
Рационально-эмотивную терапию, отмечает А.А. Александров, не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, что подкрепляет их в настоящем. А. Эллис утверждает, что осознание связи эмоционального расстройства с событиями раннего детства (инсайт №1, по А. Эллису) не имеет терапевтического значения, поскольку пациенты редко освобождаются от своих симптомов и сохраняют тенденцию к образованию новых. Согласно теории РЭТ, инсайт №1 вводит в заблуждение: суть не в возбуждающих событиях (А) жизни людей, которые якобы вызывают эмоциональные последствия (С), а в том, что люди интерпретируют эти события нереалистично и поэтому у них складываются иррациональные убеждения (В) о них. Настоящая причина расстройств, стало быть, сами люди, а не то, что случается с ними, хотя и жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. В рационально-эмотивной терапии инсайт №1 должным образом подчеркивается, но пациенту помогают увидеть его эмоциональные проблемы с точки зрения его собственных убеждений, а не с точки зрения прошлых или настоящих возбуждающих событий. Терапевт добивается дополнительного осознания -–инсайтов № 2 и 3.
А. Эллис поясняет это следующим примером. Пациент испытывает тревогу во время терапевтического сеанса. Терапевт может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни пациента, которые, по-видимому, вызывают тревогу. Например, пациенту можно показать, что мать постоянно указывала на его недостатки, что он всегда боялся недовольства и ругани учителей за плохой ответ урока, боялся разговаривать с авторитетными фигурами, которые могут не одобрить его и, следовательно, из-за всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А-1, А-2, А-3…А-N, он сейчас испытывает тревогу во время беседы с терапевтом. После такого анализа пациент может убедить себя: «Да, теперь я понимаю, что испытываю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неудивительно, что я тревожен даже с собственным терапевтом!» После этого пациент может почувствовать себя увереннее и временно избавиться от тревоги.
Однако, отмечает А. Эллис, будет значительно лучше, если терапевт покажет пациенту, что тот испытывал тревогу в детстве и продолжает испытывать ее сейчас при столкновении с различными авторитетными фигурами не потому, что они авторитетны или имеют какую-то власть над ним, а в следствии убежденности том, что его должны одобрять. Неодобрение со стороны авторитетных фигур пациент склонен воспринимать как нечто ужасное, и почувствует себя уязвленным, если его будут критиковать.
При таком подходе тревожный пациент склонится к двум вещам: во-первых, он перейдет от «А» к рассмотрению «В» – своей иррациональной системы убеждений, во-вторых, он начнет активно разубеждать себя в своих иррациональных установках, вызывающих тревогу. И тогда в следующий раз он станет менее предан этим наносящим ущерб его личности («самопоражающим») убеждениям, когда он столкнется с какой-нибудь авторитетной фигурой.
Следовательно, инсайт №2 состоит в понимании того, что хотя эмоциональное расстройство возникло в прошлом, пациент испытывает его сейчас , потому что он имеет догматические, иррациональные, эмпирические необоснованные убеждения. Он обладает, как говоритА. Эллис, магическим мышлением. Эти его иррациональные убеждения сохраняются не потому, что он когда-то в прошлом был «обусловлен», то есть эти убеждения закрепились у него по механизму условной связи и теперь сохраняются автоматически. Нет! Он активно подкрепляет их в настоящем – «здесь-и-сейчас». И если пациент не примет полной ответственности за сохранение своих иррациональных убеждений, то он не избавится от них (А.А. Александров, 1997).
Инсайт №3 состоит в осознании того, что только посредством тяжелой работы и практики можно исправить эти иррациональные убеждения. Пациенты осознают, что для освобождения от иррациональных убеждений не достаточно инсайтов №1 и №2 – необходимо многократное переосмысление этих убеждений и многократно повторяющиеся действия, направленные на их погашение.
Итак, основной догмат рационально-эмотивной терапии состоит в том, что эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны, потому что пациенты не принимают мир таким, какой он есть. Они обладают магическим мышлением: они настаивают на том, что если в мире нечто существует, то оно должно быть другим, отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают следующую форму утверждений: если я хочу чего-то, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, - так должно быть, и если это не так, то это ужасно!
Так, женщина с выраженными эмоциональными расстройствами, которую отверг возлюбленный, не просто рассматривает это событие как нежелательное , а считает, что это ужасно , и она не может этого перенести, ее не должны отвергать. Что ее никогда не полюбит ни один желанный партнер. Считает себя недостойный человеком , раз возлюбленный отверг ее, и поэтому заслуживает осуждения . Такие скрытые гипотезы бессмысленны и лишены эмпирических оснований. Они могут быть опровергнуты любым исследователем. Рационально-эмотивный терапевт уподобляется ученому, который обнаруживает и опровергает абсурдные идеи (А.А. Александров, 1997).
Основную цель эмоционально-рациональной психотерапии, считает А.А. Александров, можно сформулировать как «отказ от требований». В какой-то степени, отмечает автор, невротическая личность является инфантильной. Нормальные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетворялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они до минимума ограничивали свои требования и стремились к максимуму терпимости. Рационально-эмотивная терапия стремится к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у пациентов.
Таким образом, в соответствии с представлениями основоположника рационально-эмотивной терапии А. Эллиса, расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере А. Эллис назвал иррациональными установками. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое как сильная тревога, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает. А. Эллис последовательно идентифицировал базовые иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.
Идеи А. Эллиса последовательно развиваются в работах его ученика Г. Кассинова. С точки зрения когнитивного вмешательства, отмечает Г. Кассинов, основной проблемой, с которой терапевт помогает справиться своему клиенту, является склонность к сверхзапросам и сверхтребованиям. Пациент с нарушениями эмоциональной сферы всегда требует от окружающих: 1) чтобы все, что бы он ни делал, считали хорошим, и чтобы все, что бы он ни пожелал достигнуть, ему удавалось бы; 2) чтобы его любили те люди, от которых он желает получить любовь; 3) чтобы другие люди обращались с ним хорошо; 4) чтобы вся вселенная вращалась вокруг него и чтобы мир, в котором он живет, был удобен для жизни и никогда не причинял никаких огорчений и не был бы источником конфликтов. Таким образом, пациенты с эмоциональными расстройствами не принимают реальность такой, какая она есть, они настойчиво требуют, чтобы реальность изменилась в соответствии с их требованиями и представлениями о ней. С точки зрения А. Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи, которые имеют характер предписания, требования, приказа и поэтому не соответствуют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным неадекватным ситуации эмоциям, таким как депрессия или тревога.
При построении консультирования пациентов (клиентов) психологу следует придерживаться определенной этапности в проводимой работы. Весь процесс консультирования можно условно разделить на четыре этапа.
На первом этапе выявляется и уточняется эмоциональное состояние клиента. Фактически, это та проблема которую высказывает клиент в первые минуты беседы.
На втором этапе выясняется, какие мысли возникают у клиента относительно создавшейся ситуации.
Третий этап РЭТ - непосредственно дискуссия, оспаривание иррацио-нальных убеждений. На данном этапе весьма эффективным может стать применяемый сократический диалог.
На четвертом этапе формируется новая философия, определяется, какие мысли и эмоции будут наиболее уместны в данной ситуации. И затем даются задания, которые помогут клиенту изменить свои убеждения, эмоции и поведение, а также закрепят эти положительные изменения.
Критерием успешности проведенной работы является снижение психоэмоционального напряжения, регистрируемое психологическими шкалами Цунга, Бека, а также владение теоретическими основами РЭТ.
Психологическая работа с такими пациентами (клиентами) требует отказа от предъявления требований, диктатов и ультиматумов окружающим, заменив их запросами, пожеланиями и предпочтениями. Основной задачей является отучение пациентов от драматизации своих неудач, от проявлений паники и от предъявления обществу завышенных требований. Реалистично ориентированные методы лечения стараются приучить клиента к тому, чтобы он добивался одобрения путем достижения реальных успехов в реальном мире. Когда пациент принимает реальность, ему становится лучше. Вслед за коррекцией иррациональных установок клиентов осуществляется освоение адекватных моделей поведения при помощи закрепления усвоенных навыков системой поощрений, а также путем моделирования ситуаций, требующих владения соответствующими навыками поведения. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которая представляет собой систему гибких эмоционально-когнитивных связей и которая носит вероятностный характер. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.
Итак, рационально-эмотивная терапия стремится к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма, грандиозности и нетерпимости у пациентов.
Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович
Рационально-эмотивная терапия
Рационально-эмотивная терапия
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) – метод психотерапии, развитый в 1950-х гг. клиническим психологом Альбертом Эллисом. РЭТ имеет две цели: оказание помощи в устранении эмоциональных расстройств и превращение пациентов в более полно функционирующих, или самоактуализирующихся, индивидов. РЭТ способствует замене ригидных, жестких позиций на гибкие, что приводит к возникновению нового эффективного мировоззрения. Суть концепции Эллиса выражается формулой А-В-С, где А – activating event – активизирующее событие (активатор, стимул, побудитель); В – belief system – система убеждений; С – emotional consequences – эмоциональные и поведенческие последствия. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным активизирующим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но в действительности это не так. На самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие (такое, как сильная тревога), то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне – тревога исчезает.
РЭТ рассматривает когниции и эмоции интегративно: в норме мышление включает чувства и в некоторой степени диктуется ими, а чувства включают когниции. Кроме того, Эллис подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействуют с поведением: люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на мысли и чувства. Следовательно, РЭТ, по определению Эллиса, – это «когнитивно-аффективная бихевиоральная теория и практика психотерапии».
Философские источники РЭТ восходят к философам-стоикам. Эпиктет писал: «Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят». Из современных психотерапевтов предшественником РЭТ был Альфред Адлер. «Я убежден, – говорил он, – что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится к внешнему миру предопределенным образом, как часто предполагают. Он всегда относится согласно своей собственной интерпретации себя и своей настоящей проблемы… Именно его отношение к жизни определяет его связи с внешним миром». В первой книге по индивидуальной психологии Адлер сформулировал девиз: «Omnia ex opionione suspensa sunt» («Все зависит от мнения»). Трудно выразить самый главный принцип РЭТ более лаконично и точно. Своими предшественниками Эллис считал также Поля Дюбуа, Жюля Дежерена и Эрнста Гоклера, которые использовали метод убеждения.
Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур АлександровичРационально-эмотивная терапия Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) – метод психотерапии, развитый в 1950-х гг. клиническим психологом Альбертом Эллисом. РЭТ имеет две цели: оказание помощи в устранении эмоциональных расстройств и превращение пациентов в более полно
Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип ДжорджПрименение рационально-эмотивной терапии Назовем сначала проблемы, которые не поддаются лечению в рационально-эмотивной терапии. К таким проблемам относятся следующие: отсутствие контакта с реальностью, выраженное маниакальное состояние, глубокий аутизм, повреждения
Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик Из книги Умение побеждать в споре автора Ефимова Светлана АлександровнаАрт-терапия
Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил СтаниславСтроим спор рационально Всякий процесс имеет свое начало и свое завершение. Чтобы разгорелся спор, необходимо «накалить ситуацию». Конечно же для того, чтобы спор начался, необходимо как минимум две стороны, которые имеют различные точки зрения, и их столкновение. В таком
Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У. Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер РобертРАЦИОНААЬНО–ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Рационально–эмотивная терапия (РЭТ), разработанная Альбертом Эллисом в 1962 году, предусматривает, что наилучший способ помочь людям изменить их чувства и поведение состоит в том, чтобы помочь им заменить вредные идеи на полезные. Взгляд
Из книги Суицидология и кризисная психотерапия автора Старшенбаум Геннадий ВладимировичТерапия Скиннер рассматривал терапию как сферу контроля, обладающего почти неограниченной властью. В связи с тем, что терапевт характеризуется в глазах окружающих как тот, кто с большой долей вероятности приносит облегчение страданий и боли, то любая обещанная и реально
Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт ХеленТерапия Келли четко сформулировал положение о том, что основной сферой применения психологии личностных конструктов является психологическая реконструкция человеческой жизни. На следующих страницах мы рассмотрим базовые принципы, лежащие в основе любых эффективных
Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторовТЕРАПИЯ Эмоция перестает быть страстью, как только мы придаем ей ясный и понятный смысл. Спиноза Биологическое лечение. Неопытный врач может поверить депрессивному больному, что лечение антидепрессантами, проводимое ему в прошлом, оказалось неэффективным. Подобные
Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер СержТЕРАПИЯ Лечение больных шизофренией включает госпитализацию, медикаментозное снижение возбудимости нервной системы и повышение способности больного и его семьи справляться со стрессовыми ситуациями. Больные обычно не соглашаются на добровольную госпитализацию,
Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак ДмитрийМыслите рационально Не принимайте все на свой счет. Осознайте, что в основе конфликта лежит сложившаяся ситуация, а не ваши отрицательные качества. Взвесив все данные, решите, чья это проблема. Может оказаться, что вы имеете к ней лишь частичное отношение. Напомните
Из книги автораТерапия Семейные пары смягчают симптомы проявления семейных конфликтов следующими способами: они снижают уровень стресса (безработный муж находит работу); изменяют отношение к стрессу (вместо того, чтобы спорить из-за трат и сбережений, решают иметь отдельные счета и
Из книги автораТерапия Ранее я бегло перечислил некоторые общие принципы, сформулированные Гештальт-теорией, но сейчас нас прежде всего интересует их применение в гештальт-терапии. Поэтому во избежание какой-либо путаницы, мне следовало бы пояснить второй термин. Между тем я намеренно
Из книги автораТерапия Терапия состоит в выявлении механизмов защиты (или «сопротивлений»), еще полезных и прилаженных к среде в данный момент, и тех из них, которые являются отжившими и жесткими в структуре «характера», понимаемого в соответствии с этимологическим значением термина и
Из книги автораАрт-терапия Арт-терапия (от англ. art – искусство и therapy – терапия, лечение) – вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью
Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис . Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г. ., Эллис назвал рациональной терапией , но уже в 1961 г. . переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).
Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий , вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.
Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС , где
- A — Активация событий и ситуаций;
- В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
- C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.
Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В . Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки , которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.
Виды иррациональных суждений
Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:
- "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру "; "Он должен быть любезным по отношению ко мне " и т.п.
- "Ужасающиеся" суждения . Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
- "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
- "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя ".
Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.
- Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
- Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
- Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
- Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
- Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
- Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
- Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
- Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
- То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
- На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
- Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
- Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.
Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.
Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта :
- Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
- Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
- Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.
Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.