Международные общественные движения во второй половине ХХ в. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в
1. Положение в стране в первые послевоенные годы. Установление республики.
2. Социально-экономическое и политическое развитие в 50-60-е годы.
3. Обострение социально-экономических и политических проблем в 70-е гг.
В апреле 1945 г. Италия была полностью освобождена от оккупантов. Страна находилась в очень тяжелом положении. За годы войны Италия потеряла 1/3 национального богатства, остро ощущалась нехватка промышленных товаров и продовольствия, процветала спекуляция, безработица составляла 2 млн. человек. В политической жизни страны доминировали 3 партии. Слева это были Итальянская коммунистическая партия (ИКП) и Итальянская социалистическая партия (ИСП), которые в 1946 г. заключили соглашение о единстве действий. Им противостояла правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1943 г. и выступившая за реформирование капиталистического общества. ХДП выступила за проведение аграрной реформы, допускала возможность национализации частной собственности, соглашалась с созданием системы социальной защиты. Все это позволило ХДП получить поддержку значительной части трудящихся. Силу ХДП увеличивала поддержка Ватикана.
В декабре 1945 г. было создано коалиционное правительство с участием ИКП, ИСП и ХДП во главе с лидером ХДП А. де Гаспери. В июне 1946 г. оно провело референдум по вопросу о форме государственного правления и выборы в Учредительное собрание. На референдуме итальянцы высказались за установление республики, королю пришлось покинуть страну. В мае 1947 г. для получения помощи по плану Маршалла де Гаспери создал новое правительство без участия коммунистов и социалистов. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию, вступившую в силу 1 января 1948 г. По конституции Италия стала республикой с двухпалатным парламентом и президентом, имеющим широкие полномочия. Конституция гарантировала гражданам широкий набор политических и социальных прав, предусматривала возможность национализации частной собственности за выкуп. Весной 1948 г. прошли выборы в парламент, на которых уверенно победила ХДП, получив почти половину голосов избирателей.
Период 50-х - первой половины 60-х годов стал временем быстрого развития экономики Италии. В 50-ые годы производство увеличивалось в год на 10 %, в первой половине 60-х - на 14 % в год. В это время Италия превратилась в индустриально-аграрную страну и прочно закрепилась в числе главных индустриальных держав мира.
Причины экономического подъема были следующими:
1) помощь по плану Маршалла, которая дала экономике стартовый толчок;
2) дешевая рабочая сила, что сделало итальянские товары конкурентоспособными в Европе;
3) система госрегулирования, которая позволила эффективно использовать ресурсы страны и расширить внутренний рынок за счет повышения покупательной способности населения. В 50-60-е годы в Италии прошли 2 волны национализации, и был создан обширный госсектор. Государство также приобретало часть акций частных компаний, получая возможность контролировать частный сектор.
4) кооперация в рамках ЕЭС, что открыло для Италии доступ к технологиям и кредитам. В 60-е годы Италия получала из бюджета ЕЭС больше средств, чем вносила в него. В 60-е годы Италия в ЕЭС была в основном поставщиком сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности. Но постепенно росло ее значение как производителя автомобилей, электроники, химической продукции.
Политическая система Италии в 50-80-х годах получила название многопартийности с доминирующей партией. В это время самой сильной партией страны была Христианско-демократическая партия (ХДП). На парламентских выборах ХДП всегда получала большинство голосов, но никак не могла набрать абсолютное большинство, чтобы в одиночку править страной. Поэтому ХДП приходилось создавать коалиции с другими партиями. В 50-ые годы страной правила коалиция «правый центр» в составе ХДП, Республиканской и Либеральной партий. В конце 50-х годов авторитет ХДП упал, т. к. правительство не спешило увеличивать социальные расходы. Одновременно вырос авторитет ИКП. Это встревожило левое крыло ХДП, которое выступило за проведение широких социальных реформ и за создание коалиции с ИСП.
В 1962 г. в Италии была создана коалиция «левый центр» в составе ХДП, ИСП, Республиканской партии и Итальянской социал-демократической партии (ИСДП). Эта коалиция правила Италией до 1972 г. Ее главная цель заключалась в том, чтобы ослабить влияние ИКП в стране. Именно поэтому в 60-ые годы в Италии была введена 40-часовая рабочая неделя, увеличен размер минимальной зарплаты, повышены пенсии, расширены права профсоюзов. Эти реформы привели к росту инфляции и к замедлению экономического развития. ХДП выступила за сокращение социальных расходов, ИСП - за их расширение. Из-за внутренних споров «левый центр» в 1972 г. распался. Италией стала править правоцентристская коалиция: ХДП, Республиканская и Либеральная партии.
Создание коалиции «левый центр» стало возможным из-за разногласий между левыми партиями - ИСП и ИКП. В 50-ые годы между партиями усилились разногласия. Руководство ИСП поняло, что необходимо искать новые лозунги, а не призывать к социалистической революции. В 1956 г. ИСП отказалась от союза с ИКП, а затем пошла на сближение с ХДП. Руководство ИКП также поняло необходимость корректировки позиции. В 1956 г. ИКП приняла новую программу, в которой уже не делался главный упор на идеях революции диктатуры пролетариата (хотя от них ИКП не отказывалась), высказывалась идея демократического пути к социализму. Принятие новой программы позволило ИКП сохранить свои результаты на выборах. В то же время для ИСП участие в коалиции с ХДП обернулось падением авторитета. Поэтому после развала «левого центра» руководство ИСП опять стало стремиться к сотрудничеству с коммунистами.
Во второй половине 60-х годов темпы развития резко уменьшились, а в 70-ые годы экономику Италии поразил экономический кризис. Промышленное производство в 70-ые годы топталось на месте, безработица выросла в 3 раза, инфляция была одна из самых высоких в Европе. Все попытки преодолеть кризис при помощи государственного регулирования успехов не принесли.
В 70-е годы политическая ситуация в Италии обострилась. Кризис привел к росту забастовочного движения. Одновременно активизировались неофашистские организации и ультралевые «красные бригады», которые стали на путь террористических актов. Рост терроризма потребовал сплочения всех демократических сил. В 1975 г. коммунисты предложили создать коалицию в составе ИКП, ИСП, ХДП. Эту идею поддержало руководство ИСП, заявив, что партия не войдет ни в один политический блок без участия коммунистов. В 1978 г. в парламенте была создана коалиция ХДП, ИСП, ИКП, ИСДП, Республиканской и Либеральной партий. В 1979 г. ИКП вышла из нее в связи с началом неолиберальных реформ.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
На послевоенное общественно-политическое развитие западных стран решающее влияние имела холодная война, в рамках которой западному капиталистическому миру противостоял социалистический лагерь во главе с СССР. Также имели значение уроки, вынесенные из Второй мировой войны и предшествующих событий: Запад получил определенную «прививку» от диктатуры и фашистской идеологии.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Если в межвоенный период борьба с коммунистической идеологией была прежде всего характерна для фашистских организаций и правительств, то начало холодной войны означало противостояние коммунизму западного мира в целом (в первую очередь США). Первая половина 1950-х годов в США ознаменовалась политикой маккартизма (по фамилии ее вдохновителя, сенатора Маккарти), получившей название «охоты на ведьм». Суть маккартизма заключалась в преследовании коммунистов и сочувствующих им. В частности, Коммунистической партии США было запрещено участвовать в выборах; ограничивались в правах миллионы американцев, так или иначе поддерживавших коммунистов.
Протесты 1968 года
К концу 1960-х годов в Европе и США выросло поколение молодых людей, которые, в отличие от своих родителей, не застали ни мирового экономического кризиса 1930-х годов, ни войны и выросли в условиях экономического благополучия. В то же время для этого поколения было характерно разочарование в обществе потребления (см. Общество потребления), обостренное чувство справедливости, свобода нравов, интерес к идеям коммунизма, троцкизма, анархизма. В 1967-1969 годах именно это поколение стало инициатором волны протестов: в США - против войны во Вьетнаме, во Франции - против авторитарной политики де Голля и за улучшение положение рабочих («Красный май» во Франции) и т.д. Одновременно с этим в США активизировалась борьба за права чернокожих и сексуальных меньшинств, которая дала свои плоды.
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
После второй мировой войны на новую ступень развития поднялись массовые общественные движения. Особенно широкий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне рамок политических партий, отражая кризис политических партий как института демократического общества.
Ведущие общественные движения выступали в защиту мира, демократии и социального прогресса, против всех проявлений реакции и неофашизма. Общественные движения современности вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаивание гражданских прав и свобод, борются за участие трудящихся в управлении предприятиями и государством. Широкую поддержку оказывают общественные движения справедливым требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.
Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабочим. Однако в последние десятилетия социальный состав многих общественных движений значительно расширился. В некоторые из них входят представители всех социальных слоев современных западных обществ.
Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыграли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага, активное участие в движении Сопротивления в порабощенных фашистами странах Европы повысили авторитет коммунистических партий в мире. Их влияние и численность значительно возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммунистические партии существовали в 76 странах, которые объединяли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81 партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.
В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании, Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были избраны в парламенты большинства государств Западной Европы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран Азии, позднее – на Кубе.
В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи требовали укрепления интернациональных связей коммунистов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и Италии. На совещании были заслушаны информационные сообщения о деятельности представленных на совещании партий. Был также обсужден вопрос о международном положении. В принятой Декларации перед компартиями ставились коренные задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверенитет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для координации деятельности компартий, обмена опытом работы было принято решение создать Информационное бюро и наладить издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне 1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты документы о защите мира, необходимости крепить единство рабочего класса и коммунистов.
Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Югославии, давление Сталина на другие компартии привели к исключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г. Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между компартиями стали осуществляться в форме двусторонних и многосторонних встреч и международных совещаний на добровольной основе.
В 1957 и1966 г. в Москве состоялись международные совещания представителей коммунистических партий. Наиболее актуальные проблемы коммунистического движения, демократии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в принятых на совещаниях документах. Однако в последующие годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения, связанные с отходом руководства Компартии Китая от марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими коммунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Острый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государствучастников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компартии, в том числе итальянская и французская, осудили военную интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе итальянская и австралийская, согласились подписать только один раздел, некоторые подписали документ с оговорками.
В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской (Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунисты
» выступали за мирный путь развития стран к социализму. ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нарушение прав человека. Страны «реального социализма» осуждались за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты» высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою революционную роль.
Новое течение поддержали многие компартии, в том числе Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Некоторые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии, Швеции – раскололись. В результате в этих странах образовалось по две, а то и по три компартии.
В последние десятилетия увеличилось расхождение идейно-политической ориентации коммунистических партий с реальным общественным развитием. Это привело к кризису взглядов, политики и организации коммунистических партий. Больше всего он поразил те партии, которые находились у власти и несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «реального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сцены КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пересмотра традиционных взглядов, политики и организации коммунистических партий, разработки ими новой идейно политической ориентации, соответствующей происходящим в мире глубоким изменениям.
Социалисты и социал-демократы. Социалистический интернационал. В 1951г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне был основан Социалистический интернационал (СИ), который провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с 1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии, Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 социалистические и социал-демократические партии, насчитывающие около 10 млн. человек.
В программной декларации «Цели и задачи демократического социализма» была выдвинута цель: постепенно, без классовой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюционный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило конфронтацию двух ветвей международного рабочего движения – социал-демократической и коммунистической.
В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социалдемократия существенно расширила массовую поддержку своей политики. Этому способствовали объективные обстоятельства, которые благоприятствовали осуществлению политики социального маневрирования. Важное значение имело расширение состава Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к усилению в нем позитивных тенденций. В принятой в 1962 г. Декларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» признавалась необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строем, содержался призыв к международной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все активнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.
В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и принципов «демократического социализма». Больше внимания стало уделяться проблемам социально-экономического положения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно высказался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепление разрядки, против «холодной войны».
В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенными трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели поражение на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности 80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро проявились противоречивые последствия НТР и экономического роста. Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсервативные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в программных документах социал-демократических партий и в Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.
Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами, состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспечении всех социальных прав трудящихся (права на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации человека человеком, в гарантии всех условий для свободного развития каждой личности как условия свободного развития всего общества.
Цели демократического социализма должны достигаться, подчеркивают социал-демократические партии, мирными, демократическими средствами, путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В послевоенные годы социал-демократы находились у власти в ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Швеция, Норвегия, Финляндия).
Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуазии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и защищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту демократии, становление и развитие государства, благосостояния, в улучшение материального положения трудящихся, в продвижение их стран на пути социального прогресса, в утверждение всеобщего мира и международной безопасности, в улучшение отношений между Западом и Востоком, в решение сложных проблем «третьего мира».
В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине. Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В ряде стран возникли новые социалистические и социал-демократические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.
Партии Социалистического интернационала представлены крупными фракциями в парламентах многих западных стран.
8–9 ноября 1999 г. в Париже состоялся XXI съезд Социалистического интернационала. На съезда присутствовали 1200 делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О важности проходившего съезда говорит и то, что среди делегатов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать премьер-
министров. В единогласно принятой декларации среди многих важных положений, отражающих современные проблемы мира, особое внимание было уделено необходимости «придать процессам глобализации социальное изменение», «улучшать представительную демократию», защищать «равновесие между правами и обязанностями».
Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социалдемократия оказала и оказывает заметное влияние на политическую и общественную жизнь в западном мире. Частное предпринимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей. Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.
Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль профсоюзов – самой массовой организации работников наемного труда. К началу 90-х годов только объединенные в международные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн. человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре 1945 г., активно выступали за улучшение материального положения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безработицей, развитию системы социального страхования, отстаиванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и региональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.
Постоянной поддержкой ВФП пользовалось национально-
освободительное движение. Выработке стратегии и тактики международного профсоюзного движения, восстановлению единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся, за мир и национальную независимость трудящихся были посвящены Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.), в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961г.), в Варшаве (1965 г.), в Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии авторитета и роста влияния ВФП в международном профсоюзном движении.
На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одобрен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации экономического и политического господства монополий, создания демократических институтов власти, обеспечения активного участия рабочего класса в управлении экономикой. В центре внимания были также вопросы единства международного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-прежнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокращения вооружений и укрепления мира, прекращения гонки вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Африки, Латинской Америки, которые в разные годы в отдельных странах вели борьбу за укрепление своей независимости, за демократические свободы. Важное место занимали вопросы единства действий. ВФП призывала другие международные профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Всемирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных интересов трудящихся.
Важную роль в международном профсоюзном движении играет Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные организации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Африканскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергично выступать в поддержку социально-экономических требований трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократические революции в странах Восточной Европы, перестройку в СССР, поддерживала усилия международного сообщества по оказанию им помощи, более активно стала выступать за прекращение региональных военных конфликтов.
В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В 1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП постановил именовать организацию Всемирной конфедерацией труда (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свободы, борется за улучшение положения населения в «третьем мире», призывает к активизации женщин в общественной жизни; призывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискриминации. Важное место уделяется глобальным проблемам современности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены, происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные изменения в международных отношениях.
Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями рабочего движения, способствовали значительным его успехам, социальному прогрессу в целом.
В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение насчитывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают всей массы наемных работников в развитых странах Запада, включая преимущественно занятых в традиционных отраслях материального производства.
Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изменениям, которые произошли в характере труда и структуре занятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Профсоюзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более широком плане защищать интересы трудящихся, больше внимания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудничество с другими массовыми демократическими движениями.
Другие массовые общественные движения. В послевоенные годы почти во всех странах шел отток из традиционных политических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих организаций стремились обрести больше свободы, не хотели мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно это было характерно для студенческой молодежи. Появилось множество различных групп, которые на добровольной основе объединялись в движения, не связанные ни строгой дисциплиной, ни общей идеологией.
В условиях кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения, охватившие людей различных социальных слоев, разных возрастов и политических взглядов.
Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы имели различную направленность. Наиболее распространенными и оказавшими значительное влияние на общественно-политическую жизнь западного мира были экологические и антивоенные движения.
Представители экологического движения во многих странах активно выступают против сверхиндустриализации, нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с опасностью перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, которая может привести к гибели человеческой цивилизации. В связи с этим экологическое движение выступает за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение и прекращение военной деятельности, разоружение. Экологическое движение рассматривает разоружение и связанную с ним конверсию военного производства как важнейший потенциальный источник дополнительных ресурсов, материальных и интеллектуальных, для решения экологических проблем. Среди массовых общественных движений экологические течения являются наиболее организованными и развитыми в теоретическом и практическом планах. Они создали во многих странах свои политические партии «зеленых» и международные организации (Гринпис), единую фракцию в Европарламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное сотрудничество в рамках ООН, многими неправительственными организациями.
Среди массовых движений в западных странах важное место занимает антивоенное движение. Еще в годы второй мировой войны оно консолидировалось на демократической антифашистской основе, ставшей в послевоенный период базой массового движения сторонников мира. На II Всемирном конгрессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира (ВСМ), который организует кампанию по подписанию Стокгольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как преступление против человечества. В середине 50-х годов в странах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм. Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада создаются массовые антиядерные организации или их коалиции. В начале 70-х особый размах получило движение против войны во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов участники антивоенного движения активно выступали против нейтронной бомбы, размещения американских и советских ракет средней дальности в Европе.
В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле молодежного бунта возникло неофиминистское движение, выступавшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не «сексуально разделенного» общества, и «социального сознания полов», преодоления «насилия над женщиной». Представители женского движения в странах Запада активно выступают против монополии мужчин на власть в обществе, за равное представительство женщин во всех сферах деятельности и всех социальных институтах.
В последние десятилетия возросла гражданская активность женщин. Они все большее влияние оказывают на политику, избираются в парламенты многих стран, занимают высокие государственные посты. Повысился интерес женщин к глобальным проблемам современности. Женщины активно участвуют в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тенденции возрастания роли женщин в жизни своих стран и превращении женского движения во влиятельную силу современной демократии.
На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это движение возникло как реакция на специфические черты современного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократический контроль, противоречие между демократической идеологией и тоталитарной практикой, все растущее обезличивание бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запада. Многие идеалы контркультуры стали составной частью массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным элементом традиционной культуры.
В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «правый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марксизма-
ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый радикализм), объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они критиковали капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию, забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «порядка
», господство плутократии. И для правого, и для левого экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское социальное движение» в Италии, Республиканская и Национально-
демократическая партии в Германии, различные праворадикальные и откровенно фашистские группы и партии в США). Часть «левых» экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты.
В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и такие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Представители «Новых левых» (преимущественно студенческая молодежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной критикой всех современных ему форм социально-политического устройства и организации экономической жизни с позиций крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Новые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и некоторые другие привилегированные слои развитых западных стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.
Современные массовые общественные движения являются важнейшей частью демократического процесса. Приоритетными для них являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами.
В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс получило развитие критическое отношение к современным процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощное сопротивление особенно экономической глобализации, выгоды от которой получают наиболее развитые страны Запада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и новейших технологиях, они ограждают свои интересы, проводя политику двойных стандартов. В то же время экономические, социальные и другие издержки глобализации тяжелым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся стран и на беднейшие социальные слои населения даже в развитых странах.
В этих условиях новое социальное движение, направленное против политики глобализации, стали называть «антиглобалистским». Транснациональное по своим масштабам и характеру, оно включает представителей самых различных движений протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего социально-экономического неравенства современного мира.
Тема 11 Страны Европы и США во второй половине ХХ века
11.1 Мир после второй мировой войны
На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций . Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав. В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны»
С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека .
Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.
Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.
К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир . Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?
11.2.Экономическое развитие
Перед всеми государствами, участвующими в войне, остро встали задачи демобилизации многомиллионных армий, трудоустройства демобилизованных, перевода промышленности на выпуск продукции мирного времени, восстановления военных разрушений. Больше всего пострадала экономика побежденных стран, особенно Германии и Японии. В большинстве европейских стран сохранялась карточная система распределения, ощущался острый недостаток продовольствия, жилья, промышленных товаров. Только в 1949 г. промышленное и сельскохозяйственное производство капиталистической Европы восстановило довоенный уровень.
Постепенно обозначилось два подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была проведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национализацию английского банка, чуть позднее - угледобывающей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрасли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него вошли предприятия угольной промышленности, заводы «Рено», пять главных банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы государственного планирования развития основных секторов экономики.
По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит. Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту проблему смотрели везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, который вводил жесткий государственный контроль над деятельностью профсоюзов. В решении же остальных вопросов государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа «справедливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повышение минимума заработной платы, введение медицинского страхования, строительство дешевого жилья для низкодоходных семей и т. д.. Сходные мероприятия проводило лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г. внедряется система бесплатного медицинского обслуживания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное страхование, науку, образование и профессиональную подготовку.
По темпам развития и объему промышленной продукции далеко опережали все остальные капиталистические страны Соединенные Штаты. В 1948 г. объем американского промышленного производства на 78 % превысил довоенный уровень. Соединенные Штаты производили тогда более 55 % промышленной продукции всего капиталистического мира и сосредоточили в своих руках почти 75 % мировых запасов золота. Продукты американской промышленности проникали на рынки, где ранее преобладали товары Германии, Японии или союзников США – Англии и Франции.
США было закреплено новой системой международных валютно-финансовых отношений. В 1944 г. на конференции ООН по валютным и финансовым вопросам в г. Бреттон-Вудс (США) было решено создать Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые стали межправительственными учреждениями, регулирующими валютно-кредитные отношения между входящими в них капиталистическими государствами. Участники конференции условились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались курсы иных валют. Международный банк реконструкции и развития, в котором преобладали США, предоставлял членам МВФ займы и кредиты для развития экономики и поддержания равновесия платежных балансов.
Важной мерой стабилизации хозяйственной жизни послевоенной Европы стал «план Маршалла» (по имени госсекретаря США) – оказание США помощи странам Запада для экономического восстановления. За 1948–1952 гг. эта помощь составила 13 млрд долларов. К началу 1950-х гг. страны Западной Европы и Япония в основном преодолели последствия войны. Их экономическое развитие ускорилось. Начался быстрый экономический подъем. Восстановили свое хозяйство и стали обгонять соперников ФРГ и Япония. Стремительные темпы их развития стали называть экономическим чудом.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания. Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юно-Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тоталитарного социализма, но с большей ориентацией на Запад.
11.3.Теория «государства благоденствия»: сущность, причины кризиса
Концепция «государства благоденствия» наибольший расцвет получила в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Согласно этой концепции в странах Запада осуществлялось такое регулирование экономического развития, которое привело к стабилизации социальных отношений. В результате в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. В этом обществе большое внимание стало уделяться развитию образования, здравоохранения, в целом социальной сферы.
Теорию регулирования рыночных отношений разработал английский экономист Д. М. Кейнс еще в 1930-е гг. (теория «эффективного спроса»). Но только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию. Расширение совокупного спроса создало массового потребителя товаров длительного пользования. Именно благодаря структурным переменам в системе «производство – потребление», произошедшим в 1950-1960-е гг., создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в странах Запада. Символом этого экономического подъема стал автомобиль, который стал доступным для личного пользования миллионов жителей стран Запада. Широко доступными становились холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины и т. п. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось к середине 1970-х гг. к черте насыщения.
Глубокие перемены произошли и в сельскохозяйственной сфере стран Западной Европы. Мощное развитие биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило завершить в послевоенное десятилетие механизацию и химизацию сельского хозяйства. В результате к середине 1960-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Интенсификация сельскохозяйственного производства приводила к сокращению занятости. Важной сферой поглощения освобождающейся рабочей силы стала сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.
Пик социального реформаторства в странах Запада пришелся на 1960-е гг. Крупные социальные преобразования, осуществленные в это время, хотя и существенно видоизменили облик западного общества, в то же время обозначили границы возможностей либерального этатизма. Бурное развитие научно-технической революции, пришедшейся также на 1960– гг., вселяло надежду на устойчивый дальнейший экономический рост. НТР способствовала росту потребностей, вела к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, что накладывало отпечаток на всю сферу производства, диктовало ему свои условия. Все эти факторы воздействовали не только на материальное производство, но и культуру общества. 1960-е гг. были отмечены бурным всплеском «массовой культуры», влиявшей на весь стиль жизни. Средства на обеспечение стабильного экономического роста получали в основном за счет налогов, государственных займов и денежной эмиссии. Это вело к образованию бюджетного дефицита, но в нем тогда не видели особой опасности. Дефицитное государственное финансирование многочисленных социальных программ должно было расширить спрос, а это повышало деловую активность и, как полагали политики и экономисты, гарантировало социальную стабильность. Но в этих теоретических построениях были и свои изъяны. Дефицитному финансированию неизбежно сопутствовал рост инфляции. Эти негативные моменты стали сказываться позднее, в 1970-е гг., когда началась массированная критика кейнсианства. К концу 1960-х гг. стало очевидным, что сам по себе экономический рост не избавляет общество от потрясений. К рубежу 1960-1970-х гг. стало очевидным, что проведение социальных реформ не гарантирует устойчивого общественного прогресса. Оказалось, что у них есть немало уязвимых мест, и этим в 1970-е гг. воспользовались консерваторы.
11.4. Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации
В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974-75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию. Кризис привел к стагнации традиционных отраслей хозяйства данных стран, к нарушениям в кредитно-финансовой сфере, к резкому падению темпов роста. Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включавших рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредита только усиливало инфляцию. Применение обратных мер (сокращение государственных расходов, ужесточение налоговой и кредитной политики) вело к углублению спада и росту безработицы. Своеобразие ситуации состояло в том, что ни та ни другая система антикризисных мер не вели к преодолению экономического потрясения.
Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Критика кейнсианства в середине 1970-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политическом уровне стали Маргарет Тэтчер, возглавившая британское правительство в 1979 г., и Рональд Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США. В области экономической политики неоконсерваторов вдохновляли идеологи свободного рынка (М. Фридмен) и сторонники «теории предложения» (А. Лэффер). Важнейшим отличием новых политэкономических рецептов от кейнсианства явилась иная направленность государственных расходов. Ставка была сделана на уменьшение государственных расходов на социальную политику. Проводилось также снижение налогов с целью активизировать приток инвестиций в производство. Если неокейсианство исходило из стимулирования спроса как предпосылки роста производства, то неоконсерваторы, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. Отсюда их формула: не спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос. В области кредитно-денежной политики неоконсервативный курс опирался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обращением с целью ограничения прежде всего инфляции.
Сторонники неоконсерватизма по-иному определяли и соотношение государственного регулирования и рыночного механизма. Приоритетное значение они придавали конкуренции, рынку, а также частномонополистическим методам регулирования. «Государство для рынка» – таков был важнейший принцип нового консерватизма. Согласно рекомендациям идеологов неоконсерватизма в государствах Западной Европы и США, Канады проводились однотипные мероприятия: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования, свертывание ряда программ социальной политики, проведение денационализации или приватизации государственной собственности. Экономические неурядицы 1970-х гг. проходили на фоне набиравшей все больший размах НТР. Основным содержанием новой фазы ее развития стало массовое внедрение компьютеров в сферы производства и управления. Это дало толчок к началу процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу западной цивилизации в новую фазу, которую стали называть постиндустриальным, или информационным, обществом. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. И это стало приносить отдачу и привело к выходу из кризиса и очередному экономическому подъему.
Правда, основные издержки структурной перестройки экономики легли на основную часть населения западных стран, но это не привело к социальным катаклизмам. Правящим элитам удалось сохранить контроль над ситуацией и придать новый импульс экономическим процессам. Постепенно «консервативная волна» пошла на спад. Но это не означало смену вех в развитии западной цивилизации.
11.5. Политическое развитие
В политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.
Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил - социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты. Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами.
Исходный импульс «консервативной волне», по мнению большинства ученых, дал экономический кризис 1974 - 1975 гг. Он совпал по врёмени со всплеском инфляции, приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энергетический кризис, который способствовал нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнил нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировал сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленности (черная металлургия, судостроение, химическое производство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии. В результате нарушения международного валютного обмена, пошатнулись основы финансовой системы, введенной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1971 и в 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973 г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото. Экономические неурядицы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Ее основным проявлением стала массовая компьютеризация производства, способствовавшая постепенному переходу всей западной цивилизации к «постиндустриальному» этапу развития. Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо западной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходилось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий. Процесс преобразования экономики, толчком к которому стал экономический кризис, сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом стоимости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, порождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейнсианства в середине 70-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывается новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политической арене стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г. и Р. Рейган, избранный в 1980 г, на пост президента США. В области экономической политики неоконсерваторы руководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство сохраняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпорации, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство. Вторая составляющая экономического курса консерваторов - формула «государство для рынка». В основе данной стратегии находится концепция внутренней стабильности капитализма, согласно которой данная система объявляется способной к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспроизводства. Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероприятий в сфере экономической политики: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, свертывание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закрытие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно выделить главным образом предпринимателей, рабочих высокой квалификации и молодежь. В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рейгана. Уже в первый год его президентства был принят закон об оздоровлении экономики. Его центральным звеном стала налоговая реформа. Вместо прогрессивной системы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, что, безусловно, являлось выгодным наиболее зажиточным слоям и среднему классу. Одновременно правительство осуществило сокращение социальных расходов. В 1982 г. Рейган выступил с концепцией «нового федерализма», включавшего перераспределение полномочий между федеральным правительством и властями штатов в пользу последних. В связи с этим республиканская администрация предложила аннулировать около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти. Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономический подъем (в 1984 г. темпы роста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.
В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в следующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные - беднее». Но здесь необходимо сделать ряд оговорок. Повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощутимый ущерб малоимущим американцам, она создала конъюнктуру, которая давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэтому, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфере, правительству США не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезным общественным протестом. В Англии решительное наступление неоконсерваторов связано с именем М. Тэтчер. Своей главной целью она объявила борьбу с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла ограничения на передвижения капитала. Резко сократилось субсидирование государственного сектора, а с 1980 г. началась его распродажа: были приватизированы предприятия нефтедобывающей и авиакосмической промышленности, воздушного транспорта, а также автобусные компании, ряд предприятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог. Приватизация коснулась и муниципального жилого фонда. К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей - собственниками домов или квартир. В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через парламент два закона, ограничивающие их права: под запрет ставились стачки солидарности, отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время знаменитой стачки горняков в 1984 - 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план закрытия 40 нерентабельных шахт с одновременным увольнением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горняков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами. Не менее сложной для правительства Тэтчер была проблема Северной Ирландии. «Железная леди», как называли М. Тэтчер, являлась сторонницей силового варианта ее решения. Комбинация этих факторов несколько поколебала позиции правящей партии, и летом 1987 г. правительство объявило досрочные выборы. Консерваторы вновь одержали победу. Успех позволил Тэтчер еще более энергично проводить в жизнь программные установки консерваторов. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находилась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены бьш предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприятные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики. Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном. Но и им приходилось считаться с доминирующими тенденциями общественного развития. «Консервативная волна» имела весьма определенные задачи - обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть.этой перестройки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший. В Англии Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою очередь, - в 1997 г. - лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала изменения внутриполитического курса Англии. Примерно так же развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру. В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в стадию «постиндустриального» развития ставит перед политиками множество новых, ранее неизвестных задач.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Социалистический лагерь, термин, ко торым после Второй мировой войны 1939-1945 гг. в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма. К нему причислялись СССР и государства Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и Северный Вьетнам. Противостояние двух лагерей (социализма и капитализма) рассматривалось как важнейшая черта мирового развития. Социалистический лагерь Термин «социалистический лагерь» постепенно вышел из употребления, особенно после ухудшения советско-китайских и советско-албанских отношений.Его сменили термины «социалистическое содружество», «мировая социалистическая система». К социалистическим странам относили Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию.
3 слайд
Описание слайда:
В результате Второй мировой войны Польша потеряла почти 40% национального достояния и более 6 млн. человек населения. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Сельское хозяйство было основным источником средств к существованию для 35% населения. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест. Положение Польши после 2 мир.войны
4 слайд
Описание слайда:
Политические деятели Аугуст Залеский. Он пробыл президентом Польши с 7 июня 1947 года по 7 апреля 1972 года. Был провозглашен президентом в изгнании. Когда 7 лет правления подошел к концу, Залеский продлил свои полномочия на неопределенный срок. Из-за этого многие политические деятели Польши прекр атили с ним свои контакты. Незадолго до смерти Залеский назначил свои приемником Станислава Островского. Станислав Островский - президент Польши в изгнании. На посту пробыл с 8 апреля 1972 по 8 апреля 1979 года. После того, как закончился его срок, он назначил своим приемником Эдварда Рачинского. Эдвард Рачинский был на посту президента 7 лет с 8 апреля 1972 по 8 апреля 1979.
5 слайд
Описание слайда:
Кризис в Польше в 80годах 20века В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией В 80 годах 20 века страны восточной Европы в том числе и Польша Переживала экономический кризис. Правительство Польши начало Предпринимать действия Министр экономики Л. Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета
6 слайд
Описание слайда:
Революции в Польше В 1980 г ПНР охватила новая, наиболее длительная и острый политический кризис Летом в стране прокатилась волна забастовок, рабочие портовых городов перешли к созданию \"свободных\", профсоюзов Самой массовой стала Независимый профсоюз \"Солидарность\", которую возглавил электрик ЛВа-Лэнса.Ячейки \"Солидарности\" начали образовываться по всей стране.Уже осенью 1980 г количество ее членов превысило 9 млн человек Независимый профсоюз, поддерживаемая влиятельной в польском обществе католической церковью, превратилась в мощное демократическое общественно-полити ческиое движение, активно противостоял режима ПОРП.Очередная смена партийного руководства не стабилизировала ситуацию в стране. Советское руководство, напуганное перспективой прихода к власти в Польше демократических сил, грозило военным вмешательством в польские дела по чехословацким сценарию 1968 г. 13 декабря 1981 г в Польше было введено военное положение: была запрещена деятельность всех оппозиционных организаций