Звучание голоса. Как улучшить свой голос. Какой голос люди считают приятным
Внешне привлекательный человек с неприятным голосом – захочется ли продолжать общение с человеком, имеющим такой недостаток? Скорее всего, ответ будет отрицательным. А, как улучшить голос – ведь он с нами с самого рождения? Можно ли как-то повлиять на собственный голос?
Простые правила для красоты звучания
Сам себе экзаменатор
Как улучшить звучание голоса? Чтобы развить голос – нужно его тренировать. Песни под фонограмму – отличный вариант для домашних упражнений. Для оценки качества звучания собственного голоса нужно сделать аудио-запись для начала одной пропетой песни. После записи самое время оценить свой труд – прослушать запись. Следует быть критичным к себе – представьте, что спетая Вами песня будет транслироваться по радио. Также можно дать прослушать свои певческие тренировки друзьям. После освоения пения с «минусовкой» стоит попробовать спеть любимую песню без музыкального сопровождения. Для оценки качества звучания также нужно записать пение на аудио-носитель.
Дневник наблюдений за голосом
Такой дневник нужно завести любому, кто хочет улучшить свой голос. Записи стоит поделить на несколько колонок: интонация, крик, смех, шепот, пение. Свои наблюдения стоит записывать при малейших изменениях, которые происходят с голосом. Такие записи помогают анализировать процесс развития.
Кривляние + подражание
Всегда есть идеал, к которому человек стремится. Наверняка, найдется любимый певец или певица, чей голос Вас завораживает и привлекает. Стоит попробовать изобразить для начала небольшой отрывок из песни, подражая певческой манере «любимчика». С каждым днем тренировок пение все больше будет становится похожим на то, к которому стремишься.
Игра в «молчанку»
Как бы это странно не звучало, но каждому, озабоченному проблемой – как улучшить голос для пения, - стоит ввести такое правило. Нужно молчать хотя бы один час каждый день. Это состояние можно сравнить с вакуумом – ощущение должно быть такое, как будто внутри пустота и густое молчание. Ни мыслей, ни звуков… только – тишина.
Правила для быстрого повышения качества голоса
- нельзя курить;
- нельзя петь на морозе или в плохо отапливаемом помещении;
- нельзя кричать или постоянно повышать голос;
- нельзя долго говорить;
- нельзя кушать «вредные» продукты: чипсы, семечки, мороженое, острое. Также относительно еды можно сказать, что людям, повышающим качество голоса, категорически нельзя принимать в пищу слишком холодные или очень горячие блюда.
Певцам и ораторам посвящается
Для многих не секрет – чтобы быть певцом или оратором, нужно постоянно развивать голосовые связки. Узнать - как поставить голос, - можно, пройдя по . А вот как улучшить голос для пения? Для этого необходимо выполнять ряд несложных дыхательных упражнений:
Звуки на выдохе
Сначала нужно глубоко вдохнуть и на выдохе произнести следующие звуки по порядку: и, э, а, о, у. Последовательность произношения имеет значение – начинать следует со звука самой высокой частоты. Упражнение следует повторять 3 раза.
Любимая буква «м»
Это упражнение помогает задействовать область груди и живота. Нужно произносить букву «м» три раза – очень тихо, чуть громче и очень громко. Каждый раз нужно максимально долго «тянуть» с закрытым ртом букву «м».
Помимо дыхательных упражнений существуют маленькие секреты, которые могут помочь вокалистам и ораторам перед выступлением:
- За несколько часов до выступления стоит воздержаться от употребления пищи. Лучше «смягчить» связки теплым молоком с маслом.
- Алкоголь «сушит» связки, поэтому не стоит употреблять «горячительные» напитки, если предстоит петь или говорить на сцене.
Получается, что каждый человек в состоянии повлиять на собственный голос. Причем без особых усилий – достаточно лишь систематизировать упражнения и требуемые воздержания, и следовать своим правилам изо дня в день.
Старайтесь чаще выражать свои эмоции – грусть, гнев, радость!
В совершенно разных источниках, от статей по пикапу до бизнес литературы, Вы наверняка встречали фразу “важно не ЧТО Вы говорите, а КАК Вы говорите”. Уверяю Вас – это 100% правда!
Мне кажется, что многие думают будто голос это что-то неизменное, данное нам от рождения и не поддающееся тренировке и уж тем более переменам. Это мнение ошибочно.
Хочу представить Вашему вниманию несколько простых упражнений, которые оказывают влияние на голос и помогают формировать его. Данные упражнения здорово помогли мне в первые недели работы, когда голос “садился” сначала после 4-х часов разговора, потом после 3-х и в итоге и вовсе не восстанавливался к следующей смене.
А втором представленных упражнений-советов является Филипп-Николя Мело (Philippe-Nicolas Melot), французский профессор вокала, автора курса «Обрести свой голос». Он обучает пению любителей и профессионалов; его упражнения рассчитаны на разрешение основных проблем, которые могут возникнуть у человека с собственным голосом.
Сделайте из левой ладони «ракушку» и приложите ее к левому уху – это будет наушник. Правую поднесите ко рту – она станет микрофоном.
Сделайте пробу, как звукорежиссер: громко считайте, произносите разные слова, играя со звуком.
Ежедневно выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение 9 дней.
Поняв, как именно окружающие слышат ваш голос, вы сможете улучшить его звучание. Когда мы слышим свой голос в микрофоне или смотрим видео со своим участием, зачастую собственный голос кажется совершенно незнакомым.
2. … “застревает” в горле
Делайте зарядку для лица. Цель – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произносите слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой.
Повторите упражнение 30 раз, а потом произнесите небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе.
При выступлениях голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.
3. …не звучит
5–10 минут в день громко читайте какой-нибудь текст, но без согласных звуков. Так, фраза «Пять упражнений, чтобы полюбить свой голос» будет звучать как «я-у-а-е-и-о-ы-о-ю-и-о-о-о». Согласные действуют как трамплин, заставляя гласные звуки вибрировать.
Перечитайте тот же отрывок текста, на этот раз чеканя согласные.
Голос обретет интенсивность вибрации и звучания, при этом вы не будете утомляться, а понимать вас станут лучше.
кадр из фильма " Король говорит"
4. …слишком тихий
Положите руки на солнечное сплетение. Вспомните что-то, что очень вас рассердило. Произнесите любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка.
Выпустите гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот.
Старайтесь чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Голос станет насыщенным, менее официальным, более искренним.
5. …обезличенный
Стоя босиком, спокойно дышите, надувая живот при каждом вдохе.
Медленно переносите упор стопы с пятки на носок и обратно.
Продолжите с закрытыми глазами. Если ваша энергия слишком сконцентрирована в области головы, вы потеряете равновесие. Перестаньте контролировать себя и сосредоточьтесь на стопах. Это упражнение поможет вам лучше распределять энергию.
Вы лучше «обживетесь» в своем теле, и тембр голоса станет богаче. опубликовано
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .
Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.
В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.
Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:
Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.
Женские певческие голоса
Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).
Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:
Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:
Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко
Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой
Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.
Мужские певческие голоса
Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.
Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.
Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:
Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.
Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.
Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников
Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.
Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:
Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:
На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!
Упражнение "колыбельная"
Представьте, что вы ук
а
чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:
м-м-
м-
м-м-м...
Эту мелодию напевайте на всех
гл
асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:
а-а-а-
а-
а-а-а...
о-о-
о-
о-о-о-о...
у-у
-у-
у-у-у-у...
э-э-э-
э-э
-э-э-э...
Запомните сост
оя
ние мышечной свободы в области глотки и о
щу
щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по
мо
гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ
т
ому нужно добиваться свободы мышц нижней че
лю
сти, и избегать положения, когда некоторые д
ик
торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав
лен
ным, не летящим.
Следует заметить, что нет е
дин
ого для всех раствора рта. Всё зависит от р
еч
евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С
те
пень открывания рта определяется
на
иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс
ны
м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс
ла
блять нижнюю челюсть и снимать с
ко
ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр
аж
нения, где используются тексты с частым пов
то
рением звука "а". Вот два из них:
Упражнение "хочу молока"
Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:
Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!
Рот раскрываете хорошо, но не очень. В
сё
естественно. Челюсть опускается м
я
гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр
от
яжном голосе. Поищите лёгк
ое
звучание на различных высотах:
Ахбольной
яа
йайаймолокамнемамадай
Голос не заниж
ай
те, не садитесь на горло. Также, не завышайте
ег
о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок
а р
азвивайте центр своего голоса, три-
чет
ыре тона.
Упражнение "диктовка"
Неторо пл иво, чётко диктуйте:
На
ато
м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую
щий класс.
Он ато
м,
он атом, он атом
Заставил раб
от
ать на нас.
Первый раз - по
сл
овам, чтоб "успели записать". Несите точный и
н
тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже
ди
ктуйте по фразам, которую произносите
бе
з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с
во
бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з
ву
ка при диктовке снимает зажатость в
гло
тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и
ме
ющие низкие голоса. Не посылайте голос д
ал
еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап
пар
ата. Наоборот, вырабатывайте ощ
у
щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост
ига
ется? Поставьте задачу привлечь к себе
вн
имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В
ним
ание, начинаю!" И голос зазвучит заз
ывн
о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша
те
лей. Ощущением сво
бо
ды гортани обеспечивается прав
ил
ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется
пр
и помощи упражнений на
про
изнесение звука "у", а также "а" и "о".
Упражнение "эхо"
Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.
Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.
Упражнение "гудок"
"Постановке голоса" по
мо
жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:
уу
уу
уу…
А теперь, слив в одну линию все
ше
сть гласных, гудите:
уууОуууАу
уу
ЭуууИуууЫууу…
При этом старайтесь дер
жа
ть губы в положении "у". Это помогает д
об
иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан
ия и при активном произнесении отде
л
ьных слогов. Чтоб не был пестроты:
Уо! У
а
! Уэ! Уи! Уы!..
Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б
уд
то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву
ча
ние поможет гласный "о". Т.к. при п
р
оизнесении этого звука губы имеют овальную
фо
рму и задерживают звук в губах. Для трени
ро
вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр
оч
тите:
Не
по
тропе,
а около к
ат
илось "о"
и о
ха
ло.
"О" -
оха
ло,
"о" - о
ка
ло,
не по тр
оп
е, а около!
Металлические звуки
Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".
Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.
Первое упраж
не
ние начнем со звука А. Произнесем его сн
ач
ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп
ят
ь приведем к тихому и соединим А со
зв
уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п
ото
м - расширение, снова тихое з
ву
чание и слияние У со звуком О. Графически это в
ыгл
ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо
ль
зуются такие пары звуков:
Упражнение 1
АУ,
ОУ
, ЭУ
- взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы
, УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О
И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО
, ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э
, УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ
Делая это уп
ра
жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По
эт
ому дыхание в середине строчки берется очень б
ыст
ро. Через некоторое время всю строчку сле
ду
ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н
а о
дной, удобной для голоса высоте.
Упражнение 2
АМ,
ОМ
, УМ
- дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О
Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О
Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О
Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В
, УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ
, УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ
, УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ
В таком же по
ря
дке это упражнение прорабатывается с
м
ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.
Упражнение 3
ЯМЬ, Е
М
Ь, ЮМЬ
- дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н
Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л
Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.
После того, как эти упражне
ни
я помогут выработать мягкую подачу зв
ук
а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п
ер
ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп
ра
жнение на металлическое звучание делае
м
не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в
ер
хний и наоборот, по примеру то
го
, как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де
ла
ем по следующей схеме:
Пер
в
ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э
- д
ых
ание Ыу Иу
Вторая ст
роч
ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы
- д
ых
ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп
ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи
- дых
ан
ие Эи Ыи
и так далее
Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.
Следу
ющ
ее упражнение назовем "упражнением на м
ета
ллические ударения". Начнем с наиболее закры
т
ого звука У.
Возьм
ё
м дыхание
и, п
ос
тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр
ом
кого постепенно снова к тихому. Так
н
а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м
ета
ллический согласный звук:
У, Ы, И, О, Э, А,
М,
Н, Л, Р, В, З, Ж
Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.
Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.
Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:
МА
Н
УЛОР
- дыхание - ЭЖЫЗИВ
Сначала всю с
т
рочку проделать пиано, затем форте, потом согла
сны
е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.
В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Чтобы сделать голос приятным
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Чтобы сделать голос сильнее
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Важно помнить
При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.