Что такое церковь определение. Христианская церковь. Священство, установленное в православии
греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих); 2) здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Церковь
Русское слово "церковь" происходит от греч. kyriakon "домГоспода", "храм". В русском пер. НЗ оно соответствует греч. ekklesia. Греч, ekklesia в НЗ встречается и в общем, нерелигиозном значении "собрание" (Деян 19:32,3941).
ВВЗевр. словоqahal означает "собрание народа Господня" (напр., Втор 10:4; 23:23; 31:30; Пс 21:23); в греч. пер. ВЗ, Септ., оно передается словами ekklesia или synagoge. Даже в НЗ ekklesia дважды встречается в значении "собрание израильтян" (Деян 7:38; Евр2:12), нов остальных случаях оно обозначает христианскую Церковь как местную (напр., Мф 18:17; Деян 15:41; Рим 16:16; 1 Кор4:17; 7:17; 14:33; Кол 4:15), так и вселенскую (напр., Мф 16:18; Деян 20:28; 1 Кор 12:28; 15:9; Еф 1:22).
Происхождение Церкви. Согласно Матфею единственному из евангелистов, у крого встречается это слово, Церковь ведет происхождение от самого Иисуса (Мф 16:18). Однако с исторической точки зрения это место у Матфея вызывает некрые сомнения. Иисус произносит слово "Церковь" всего два раза в Мф 16:18 и 18:17. Возникает вопрос: почему слова Мф 16:1719, если их действительно сказал Иисус, пропущены в Мк? К-ром е того, если бы Иисус считал, что Бог вскоре установит свое царство на земле (ср. Мк 9:1; 13:30), Он бы не стал учреждать Церковь, имеющую власть связывать и решать, т.е. право решать, что допустимо и что недопустимо по Его учению. Возможно, Мф 16:1719 следует понимать как декларацию независимости Сирийской церкви от синагоги, исходящую от общины первых христиан, последователей Петра.
Т.о., встает вопрос: считал ли Иисус, что должен создать Церковь? Искать ответа в церковной догматике бесполезно; его можно найти только при внимательном чтении НЗ. Выводы будут зависеть от того, в какой степени мы приписываем слова Иисуса Ему самому, а не Церкви, образовавшейся после воскресения, а также от интерпретации таких наименований, как "Сын Человеческий", и притч о неводе, о закваске, о сеятеле (Мф 13:4750; 13:33; Мк 4:120) и др. Критический подход к НЗ дает основания предположить, что проповедь Иисуса не имела целью учредить Церковь. Скорее причины для создания Церкви и ее существования во имя веры в воскресшего Господа содержатся в самой жизни Иисуса Христа и в Его учении.
Сущность Церкви. На протяжении всей истории Церкви ее сущность оставалась предметом нескончаемых споров между различными группами христиан, стремившимися доказать общезначимую ценность своей собственной формы существования. В первые века христианства донатисты Сев. Африки, считая главным соблюдение первоначальной чистоты, утверждали, что библейским нормам соответствует только их Церковь. В Средние века различные секты определяли сущность Церкви. Т.о., чтобы доказать, что единственно истинная их, а не Римская католическая церковь, последователи Арнольда Брешианского выдвигали на первый план бедность и близость к народу; вальденсы буквальное следование учению Иисуса и проповедь Евангелия. Католики настаивали на том, что истинна лишь та Церковь, во главе крой стоит папа Римский, преемник ап. Петра. Реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин различали, вслед за Джоном Уиклиффом, Церковь видимую и невидимую, состоящую из избранных. Любой человек, в т.ч. и сам папа, может, по их мнению, принадлежать к видимой Церкви, не будучи членом Церкви истинной, невидимой.
Если мы хотим остаться верными духу НЗ, необходимо признать, что сущность Церкви складывается из множества образов и понятий. В приложении к книге "Образы Церкви в Новом Завете" (Images of the Church in the New Testament) П. Минир приводит 96 образов, разделенных на следующие группы: 1) малое стадо; 2) народ Божий; 3) новое творение; 4) содружество верующих; 5) Тело Христово. Приведем лишь некрые из этих образов, чтобы дать представление об их разнообразии: соль земли, письмо Христово (2 Кор 3:3), виноградная лоза, избранница, Невеста Христова, изгнанники, посланцы, избранный народ, святой храм, священство, новое творение, освященные слуги Владыки, сыны Божии, свои Богу (Еф 2:19), члены Христовы, духовное Тело.
При всем разнообразии этих образов можно выделить несколько связывающих их между собою основных понятий. Еще на Константинопольском соборе (381) и повторно на соборах Эфесском (431) и Халкидонском (451) Церковь провозгласила себя "единой, святой, соборной и апостольской".
Церковь едина. По данным " Всемирной христианской энциклопедии" (World Christian Encyclopedia, 1982), в нач. XX в. церковных деноминаций было 1900. Сейчас их ок. 22 тыс. Противоречат ли эти громадные цифры теологическому догмату о единстве Церкви? Ответ может быть только один: нет.
Прежде всего, о единстве Церкви недвусмысленно свидетельствует НЗ. Ап. Павел в 1 Кор 1:1030 предостерегает против раскола Церкви и зовет людей объединиться во Христе. В том же послании он говорит, что, хотя дары различны, тело едино (ср. Рим 12:38). ВИн говорится об одном стаде и одном Пастыре (10:16); Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины, так же как едины Отец и Сын (17:2026). Ап. Павел в Гал 3:2728 утверждает, что все едины во Христе, без различия расы, общественного положения и пола. Деян 2:42 и 4:32 тоже красноречиво свидетельствуют о том, что Церковь одна. Пожалуй, полнее всего эта идея выражена в проникновенных словах Еф 4:16: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (ст. 46).
Однако единство не означает единообразия. Церковь с самого начала существовала в виде местных церквей (Иерусалимской, Антиохийской, Коринфской, Эфесской и др.); и в этой единой н.з. Церкви не было не только обрядового или структурного единообразия,но и единообразной теологии. Современный экуменизм, выросший из миссионерского движения XIX в., поставил Церковь перед необходимостью признать, что "Бог хочет единства" (конференция "Вера и порядок", Лозанна, 1927). Нынешние христиане должны стремиться к тому, чтобы жить в единстве, но не навязывать Церкви большего единообразия в обряде, структуре и теологии, чем то, какое было в н.з. Церкви. Единство станет возможным тогда, когда мы перестанем относиться к нашей Церкви или деноминации как к лозе, а к остальным как к ее ветвям. Лоза это Иисус, а мы все Его ветви.
Церковь свята. По свидетельству 1 Кор, христиане совершали кровосмешения (5:1), вели друге другом тяжбы в суде язычников (6:6), обманывали друг друга (6:8), вступали в связи с блудницами (6:16). В Риме слабые христиане судили сильных, а те, в свою очередь, презирали их (Рим 14:10). Это лишьчасть того, что нам известно из НЗ о реальности греха в Церкви; впрочем, убедиться в этом можно и без исторических экскурсов достаточно взглянуть на положение дел в Церкви XX в. Не противоречит ли наличие греха теологическому утверждению о святости Церкви? Ответ опять будет отрицательным.
За время существования Церкви были предложены различные объяснения того, что святая Церковь в то же время греховна. Донатисты, гностики, новациане, монтанисты, катары и другие секты решали эту проблему простейшим способом утверждая, что святостью обладают только они, а все прочие вообще не входят в Церковь. Но в 1 Ин сказано,что Церковь, края не исповедует никаких грехов, это не Церковь. Другие полагали, что, хотя члены Церкви греховны, сама она свята. Но Церковь не существует как чисто абстрактное понятие, она состоит из грешных людей. Гностики считали, что греховно тело, а душа свята. Но библейская антропология придерживается мнения, что грех присущ человеку как единому и нераздельному существу.
Решение в том, чтобы осознать библейское понятие святости. Свят тот, кто отделен от всего нечистого и посвящен служению Богу. Это не значит, что христианин свободен от греха. Ап. Павел говорит о себе: " Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился..." (Флп 3:12) и, обращаясь к коринфским христианам, называет их "освященными" и "святыми". Святость христиан в том, что они избраны для служения Богу и отделены от неверных (2Фес 2:13; Кол 3:12 и др.).
Церковь соборна. Погреч. и полат. это понятие выражается словом katholikos (catholicus) "всеобщий". Хотя в НЗ слово не встречается как определение Церкви, само понятие библейское. В нач. II в. Игнатий Антиохийский писал:" Где будет епископ,там же должна быть и паства, подобно тому, как где Иисус Христос там и соборная Церковь" ("Послание к смирнянам"). Лишь начиная с III в. слово "соборный" стали использовать по отношению к "правоверным" христианам, чтобы отделить их от раскольников и еретиков. Т.о., говоря о "соборной" Церкви, мы имеем в виду всю Церковь, включающую всех христиан, объединенных общим происхождением, целями и верой в единого Господа.
Любая церковь соборна, но соборная Церковь не сводима к поместным церквям. Соборная Церковь включает в себя верующих прошлых поколений и верующих, принадлежащих к любым культурам и обществам. Можно сожалеть о том, что разработка теологии и стратегии миссионерства в Западной церкви слишком долго проходила без связи с церквями Африки, Азии и Лат. Америки двух третей мира. По данным "Всемирной христианской энциклопедии", белые составляют сейчас 4 7,4% от общего числа христиан; впервые за 1200 лет они перестали быть большинством христианского населения. 208 млн христиан говорят на испанском языке, 196 на английском, 128 на португальском, далее идут немецкий, французский, итальянский,русский,польский, украинский и голландский.
Апостольская Церковь. В Еф 2:20 сказано, что Церковь утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем". Под апостолами имеются в виду те, что были свидетелями Христова служения, под пророками христианские пророки, крые возвещали Его воскресение. Прежде считалось, что весь НЗ написан апостолами или людьми, тесно с ними связанными. Многие современные исследователи считают сомнительным, что именно апостолы написали евангелия, Деян, послания Иакова, Петра и Иуды, Откр, а также подвергают сомнению или отрицают, что ап. Павел создал Еф, Кол, 1 и 2 Тим, Тит и Евр. Но нельзя отрицать, что, независимо от того, кто написал евангелия и послания, они вошли в канон Церкви; она приняла их как руководства для веры и жизни. И все же безотносительно к авторству Церковь канонизировала эти произведения и приняла их в качестве нормы для веры и практики. Значит, содержание этих текстов норма, с крой нужно соизмерять жизнь Церкви. Церковь может оставаться единой, святой и соборной лишь при условии, что она остается апостольской.
Утверждение об апостольской Церкви не означает, что нужно установить прямую преемственность, восходящую к конкретным людям. Оно говорит о том, что весть и миссия апостолов, известные нам из Св. Писания, должны быть вестью и миссией всей Церкви.
Определения "единая, святая, соборная и апостольская " достаточно четко и ясно передают сущностную природу Церкви, оставляя место для различий между конфессиями и церквями в соответствии с тем, какими способами КЙЖ" дая из них осуществляет миссию и служение в мире. Как говорилось выше, в НЗ используется около сотни образов, имеющих отношение к Церкви. Один из важнейших и особенно полно передающих природу Церкви Тело Христово.
Тело Христово. Из н.з. авторов это выражение используется только ап. Павлом. Важно отметить, что он говорит о Церкви именно как о Теле Христовом, но не как о теле христиан. Ученые расходятся во мнениях относительно того, насколько буквальный смысл вкладывал Павел в выражение "тело Христово". Позволительно сказать, что образ этот можно, пожалуй, понимать менее буквально, чем понимают его некрые, а вот преувеличить его значение невозможно.
Христиане это единое Тело во Христе, состоящее из многих членов (Рим 12:4; 1 Кор 12:27). Церковь это Тело Христово (Рим 12:45; 1 Кор 12:27); Христос Глава этого Тела (Еф 5:23; Кол 1:18), Тело живет и растет благодаря тому, что оно связано с Главой (Кол 2:19). Ап. Павел нигде прямо не называет Церковь Невестой Христа, но он подразумевает это, сравнивая отношения между мужем и женой с отношениями между Христом и Церковью (Еф 5:2233). Муж и жена должны быть одной плотью точно так же, как Христос и Церковь(Еф 5:3132).
В образе Тела Христова соединяются несколько важных теологических понятий, связанных с Церковью. Христиане образуют единое целое и с Христом, и друг с другом; Христос предстает и как высший авторитет, стоящий над Церковью, и как податель жизни и роста. Наконец, этот образ с особой силой выражает насущность тех многообразных даров, крыми Бог наделяет Церковь, и определяет правильное отношение к ним.
Задачи Церкви. Бог избрал Церковь из мира с определенной целью: Он хотел, чтобы между Ним и Его творением существовал союз. Когда этот союз был разрушен, Бог призвал народ Израиля, чтобы сделать его светом для язычников (Ис 42:58); когда это не удалось, Бог призвал "остаток Израиля" (Ис 10:2022). По исполнении времен Бог сам вошел в человеческую историю через рождение Иисуса Христа, Которого Симеон в Храме назвал светом "к просвещению язычников" и славой "народа Твоего Израиля" (Лк 2:32). Затем Иисус призвал апостолов в ознаменование создаваемого Им Нового Израиля Израиля пакибытия (Мф 19:28). Двенадцать апостолов стали ядром нового народа Божия Церкви, края, подобно прежнему Израилю, была призвана к бытию, дабы через нее все человечество вернулось к утраченному союзу с Создателем (Деян 1:8; Мф 28:1820).
Предназначение Церкви двояко: она должна быть священством святым (1 Пет 2:5) и "возвещать совершенства Призвавшего" ее "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет 2:9). Задачи священства по отношению к миру исполняются всей Церковью. Долг, возложенный на Церковь как на священство, нести Слово Божие в мир и быть заступницей человечества перед Богом.
Неполное определение ↓
Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства - экономику, политику и культуру.
И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах , где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям.
Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже.
Что такое храм
Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.
Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия - Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Это заложило основы православного храма - специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм - сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.
Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:
- Корабль (базилика) - самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера - ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
- Крест - основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
- Круг - символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
- Восьмиконечная звезда - сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.
Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню . Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:
- алтарь, где находится престол;
- центральная часть, которая и есть храм;
- притвор, специальная пристройка.
На престоле в алтарной части совершается таинство причащения - Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.
Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.
Понятие церкви
Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа », несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:
- Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже.
- Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае - верой во Христа.
Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.
Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:
- Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников.
- Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа.
Одна из главных православных молитв «Символ веры » называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это - единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.
В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором - нет.
Особенности собора
Название «собор» произошло от старославянского «собрание », «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения:
- Собор Апостольский - встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. для обсуждения условий, необходимых для принятия язычников в христианство.
- Собор Церковный - собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом.
- Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников.
- Собор Святых - важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально.
Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. к. в разных местностях существуют свои традиции. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея (правящего епископа), и тогда собор будет именоваться Кафедральным.
Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним.
Определение часовни
Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях . Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника.
Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше:
- Храм - это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания.
- Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским.
- С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви - менее 3, и могут строиться на отшибе.
- Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами.
- В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки.
- Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь». Если нужно подчеркнуть архитектурное величие христианского строения или рассказать о культовом сооружении древних греков, говорят «храм».
Церковь - это не просто храм (здание). В это вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается людей, объединенных единым священноначалием (духовенством апостольское преемство), едиными таинствами (в их семь) в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Получается, что Церковь - это общество верующих, живой «организм». Основателем Церкви является Сам Христос. Он так и говорил апостолам об её создании, причем упоминал о невозможности даже аду одолеть это общество верующих людей. То есть, любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом этого общества и, соответственно, Церкви.
Какая бывает Церковь
Церковь Христова может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь земная и небесная. Под первой понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», в меру того, что люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви (небесная) иначе именуется «торжествующей». Туда входят все святые люди, которые уже переступили порог вечности, а также все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.
Кроме того, к «торжествующей» Церкви христианское богословие может также относить и все небесные ангельские воинства.
Немного найдется слов, которые используются христианами так же часто, как слово «церковь». К сожалению, немного и тех людей, которые вкладывают в это слово тот же смысл, что и Библия, и применяют его библейское значение на практике. Учитывая важность правильного понимания того, что Божье Слово говорит о церкви, мы посвятим эту статью подробному рассмотрению данной темы.
1. Церковь: определение
Бегло взглянув но то, что большинство людей понимает по «церковью», мы увидим, что подавляющее большинство использует это слово либо для обозначения здания, где проводятся различные религиозные церемонии, либо как часть названия различных деноминаций . Однако такое использование слова «церковь» не соответствует определению, данному в Божьем Слове. Таким образом, необходимо более тщательно рассмотреть его значение.
1.1 Слово «еkklesia» и его общее значение
Слово «церковь» - это перевод греческого слова «ekklesia», которое означает «призванные, созванные ». Как пишет Э.У. Буллингер, это слово употребляется для обозначения «любого собрания, но в особенности собрания граждан, или избранных граждан». В Новом Завете оно используется 115 раз, где в 3 случаях переводится как «собрание», и в остальных 112 – как «церковь». Рассмотрев те 3 случая, где данное слово означает «собрание», мы убедимся, что оно относится не только к христианским собраниям. Например, в Деяниях 19 так говорится о выступавших против Павла в Ефесе:
Деяния 19:32, 35, 39, 40
«Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание [греч.
«ekklesia»] было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем
собрались… Блюститель же порядка, утишив народ, сказал [собранию]: … «А если
вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании [греч.
«ekklesia»]. Сказав это, он распустил собрание [греч. «ekklesia»]».
Из этого отрывка ясно видно, что слово «ekklesia» использовалось для обозначения нехристианского, а в нашем случае даже антихристианского собрания. «Септуагинта», перевод Ветхого Завета на греческий, также подтверждает значение слова «ekklesia» как «собрание». Там это слово используется 71 раз и во всех случаях соответствует еврейскому слову «qahal», которое означает «встречу, собрание, в значении действия; сход, собор; собрание в более широком смысле, как множество людей, войск, народов, нечестивых, праведных и т.д.».
На основании этого мы можем сделать заключение: общее значение слова, в нашей Библии переведенного как «церковь», - «собрание». Данное слово не использовалось исключительно для обозначения христианских собраний, или зданий, в которых проводились эти собрания. Напротив, это было общее понятие, используемое для обозначения любого собрания.
1.2 Слово «ekklesia»: его значение в Слове Божьем
Мы рассмотрели общее значение слова «ekklesia», и теперь пришло время узнать, что оно означает в Божьем Слове, и особенно в той части Слова, где говорится о веке благодати (то есть в Деяниях и посланиях ), в котором мы живем. Там, хотя это слово опять-таки означает собрание, подразумевается особое собрание, в которое входят только рожденные свыше, то есть все те, кто устами своими исповедал Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Еще одно понятие, используемое в Библии для обозначения верующих во Христа по всему миру , это «тело» или «тело Христово». Свидетельства того, что слова «церковь», «тело» и «тело Христово» являются эквивалентными понятиями, обозначающими общность христиан в целом, можно найти в различных отрывках Божьего Слова. И, начиная с 1 Коринфянам 12:27, мы читаем:
1 Коринфянам 12:27
«И ВЫ - тело Христово
, а порознь - члены».
А в Колоссянам 1:18
написано:
«И Он [Иисус Христос] есть глава тела Церкви
…»
Кроме того, в Ефесянам 1:22-23
говорится:
«И [Бог] все покорил под ноги Его [Христа], и поставил Его выше всего,
главою Церкви, которая есть Тело Его [Христа]
…»
МЫ, все верующие вместе, составляем Тело Христово. В Библии не сказано, что в одном месте собрано одно тело, а в другом – другое. И Библия не называет одну деноминацию одним телом, а другую – другим. В ней лишь сказано, что «вы – Тело Христово », «церковь ». А слово «вы» относится ко мне, к вам и к каждому рожденному свыше верующему. Слово Божье вообще не проводит никаких разграничений на основании деноминации, расы, социального статуса, местожительства или других факторов. В Галатам 3:26-28 говорится:
Галатам 3:26-28
«Ибо ВСЕ вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса
;
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни
язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо
все вы одно во Христе Иисусе
».
Мы все, без каких-либо различий, Божьи дети по вере в Иисуса Христа, и все , опять-таки без каких-либо различий, члены тела Христова.
Церковь или Тело только одно, а не несколько , и это также ясно из других отрывков в Писании. В послании к Римлянам 12:4-5 мы читаем:
Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле
у нас много членов, но не
у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем
одно тело
во Христе, а порознь один для другого члены».
Также в 1 Коринфянам 12:12-13
сказано:
«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их
и много, составляют одно тело
, - так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело
,
Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» .
1 Коринфянам 12:20
«Но теперь членов много, а тело одно
».
Ефесянам 2:16
«[дабы…] в одном теле
примирить обоих [иудеев и
язычников] с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
Ефесянам 4:4
«Одно тело
и один дух, как вы и призваны к одной
надежде вашего звания».
И, наконец, Колоссянам 3:15
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в
одном теле
, и будьте дружелюбны».
Из данных отрывков очевидно, что церковь, тело Христово – это единая общность, включающая в себя всех рожденных свыше, то есть тех, кто исповедал своими устами Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых. К сожалению, то, что в Божьем Слове сказано очень ясно, многие христиане игнорируют, по крайней мере, об этом свидетельствует существование большого количества деноминаций. И действительно, многие из нас вместо того, чтобы считать всех верующих членами единого Тела Христова и всех остальных христиан братьями и сестрами в одном теле, называют себя членами определенной деноминации, которую также считают телом или Церковью с большой буквы, а все христиане, не принадлежащие к этой деноминации, расцениваются, как чужие или даже враги. К счастью, Божье Слово не разделяет такой позиции. И, как мы видим, для Бога мы (все христиане) не чужие и не враги друг другу, даже если у нас разные взгляды на многие вопросы. Если мы соглашаемся с тем, что Иисус Господь и что Бог воскресил Его из мертвых, мы все – дети Божьи, братья, члены одного тела, и, как говорится в послании Римлянам 12:5, члены друг другу. Не прекрасно ли это? И действительно жаль, что дьяволу удалось скрыть эту чудесную истину, заставив нас думать, что тело ограничивается деноминацией, организацией или собранием. Но это не есть тело, а лишь части тела , которое состоит из тысяч других собраний и миллионов христиан, даже если их взгляды сходятся лишь в том, что Иисус есть Господь, и Бог воскресил Его из мертвых. Поэтому вместо межденоминационной вражды и ненависти, мы должны вложить в свое сердце истину о том, что мы одно тело, и вести себя соответственно, любя и служа другим христианам, которые вместе с нами составляют одно тело. В противном случае мы обречены враждовать друг с другом, тем самым лишь причиняя вред телу.
2. Церковь: ее глава
Убедившись в том, что церковь, по определению Библии, едина и включает в себя всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, перейдем к вопросу о том, кто является главой или начальником в церкви. И вновь, ответ Библии на этот чрезвычайно важный вопрос предельно ясен. В Ефесянам 5:23 говорится:
Ефесянам 5:23
«Христос глава Церкви
».
Вот еще отрывки, подтверждающие, что Господь Иисус является начальником и главой церкви:
Ефесянам 1:22
«…и [Бог] все покорил под ноги Его [Иисуса], и поставил
Его выше всего, главою Церкви
».
Колоссянам 1:18
«И Он
[Иисус] есть глава тела
Церкви
».
Из всех этих отрывков мы видим, что Бог поставил главой церкви и ВСЕГО, что с ней связано, Господа Иисуса Христа . Он есть глава, а церковь – Его Тело. Как и в физическом теле голова управляет всем, так и в церкви Христос, являясь главой над всеми, ведет церковь и управляет ею. Он и только Он ее лидер и единственный начальник. Таким образом, в противоположность различным иерархиям, которые можно увидеть во многих деноминациях и организациях, иерархия церкви, установленная Богом, выглядит следующим образом: прежде всего Бог, глава Христу (1 Коринфянам 11:3). Затем Христос, глава церкви, и затем все мы, верующие в Иисуса Христа и его воскресение, составляющие тело Христово – церковь. Отсюда мы делаем следующий вывод: существует не «множество церквей с большим количеством смертных начальников», а «ОДНА церковь с ОДНИМ бессмертным главой – Господом Иисусом Христом».
3. Церковь: ее члены
Мы уже убедились, что единственное условие, необходимое для того, чтобы стать членом церкви, это быть рожденным свыше или спасенным, что происходит, я повторюсь, когда мы исповедуем своими устами Иисуса Господом и сердцем своим верим, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Мы также убедились в том, что начальник и глава церкви – Господь Иисус Христос. Далее, учитывая вышесказанное, мы более подробно рассмотрим роль членов тела Христова.
3.1: Различные нужды и различные роли в церкви
Бог совершенно не случайно представляет церковь, как тело. Хотя в предыдущей части мы уже рассматривали Христа, как главу церкви, 1 Коринфянам 12 раскрывает эту метафору более подробно. Начиная со стиха 12, мы читаем:
1 Коринфянам 12:12-14
«Ибо, как тело одно
(физическое тело – прим.
автора), но имеет многие члены, и все члены одного тела,
хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос
. Ибо все мы
одним Духом крестились в одно тело
(церковь –
прим. автора), Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним
Духом. Тело же не из одного члена, но из многих
».
Четыре раза в этом отрывке нам говорится, что тело одно , что еще раз подтверждает то, в чем мы уже убедились, то есть что существует только одно Тело, к которому принадлежат все христиане. Однако здесь сказано кое-что еще: «Тело же не из одного члена, но из многих ». Стихи 15-20 помогут нам лучше понять, что Господь хочет нам этим сказать. В них мы читаем:
1 Коринфянам 12:15-20
«Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели
она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу,
потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все
тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно
.
А если бы все были один член, то где было бы тело? Но
теперь членов много, а тело одно
».
В данном отрывке Павел проводит богодухновенное сравнение между физическим телом и церковью, Телом Христовым. И вывод его таков, что, как физическое тело состоит из многих членов, каждый из которых выполняет определенную функцию, необходимую телу, так и в Теле Христовом, в церкви, много членов, каждый из которых Господь расположил так, как Ему было угодно , чтобы выполнять необходимое для Тела действие, которое может отличаться тех функций, которые выполняют другие члены тела. Чтобы лучше разъяснить нам этот принцип, Павел просит нас представить себе, что бы было, если бы все было глазом. Ясно, что в таком гипотетическом случае, человек не мог бы ни чувствовать запах, ни двигаться, ни сгибаться – не имел бы ничего, кроме зрения. И поэтому чем иметь тело, состоящее только из глаз, гораздо лучше, если тело обладает различными функциями, отвечающими его нуждам. Таким образом будут задействованы все члены тела, и все нужды тела будут удовлетворяться наилучшим образом. Как сказано в 1 Коринфянам 12:19: « А если бы все были один член (то есть если все бы члены выполняли одну и ту же роль – прим. автора), то где было бы тело ?» Если перенести этот принцип на тело Христово: вместо того, чтобы всем членам выполнять одну и ту же роль, гораздо лучше распределить обязанности между членами тела, чтобы каждый был полноценно задействован, и все нужды тела удовлетворялись. Именно так и происходит. В послании к Римлянам 12:4-5 говорится:
Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех
членов одно и то же дело, так мы
, многие, составляем одно тело во
Христе».
Как видно из этого отрывка, в Теле Христовом существует разделение обязанностей, и каждому его члену в теле отведена роль, которая может отличаться от роли другого. Но кто определяет нашу роль в Теле Христовом? 1 Коринфянам 12:18 дает нам ответ. Там сказано: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ». Таким образом, именно Бог определяет нашу роль в Теле.
Убедившись в том, что в Теле Христовом существует множество обязанностей, и не все члены Тела выполняют одни и те же обязанности, давайте перейдем к следующим аспектам. Ниже в 1 Коринфянам 12 мы читаем:
1 Коринфянам 12:21-25
«Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы
мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо
нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более
прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а
благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о
менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все
члены одинаково заботились друг о друге».
В Теле Христовом нет ни одного члена, который бы не нуждался в других членах, и нет ни одного, который бы не был нужен в Теле Христовом. Данный отрывок говорит нам, что Бог составил Тело таким образом, чтобы члены его были зависимы друг от друга.
Возвращаясь к обязанностям в Теле: в 1 Коринфянам 12:28-30 говорится:
1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви
(в теле – прим.
автора), во-первых, Апостолами
, во - вторых,
пророками
, в-третьих, учителями
; далее,
иным дал силы чудодейственные
, также
дары исцелений
, вспоможения
,
управления
, разные языки
. Все ли Апостолы?
Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары
исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»
В этом отрывке Божье Слово перечисляет нам обязанности, существующие в Теле Христовом, и которые, как уже было сказано, распределены между членами тела, как Ему было угодно . В приведенном выше отрывке перечислены следующие роли: апостолы, пророки, учителя, чудотворцы, имеющие дары исцелений, говорящие на языках, истолкователи языков . В Ефесянам 4:7-8, 11 об этом говорится подробнее. Мы читаем:
Ефесянам 4:7-8, 11
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано:
восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… И Он [Христос] поставил
одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и
учителями».
Также в послании к Римлянам 12:4-8
сказано:
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же
дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для
другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение,
пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай;
раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием;
благотворитель ли, благотвори с радушием».
Как мы видим из этих отрывков, в Теле существует множество разных функций. Бог Сам распределяет их между членами так, чтобы наилучшим образом удовлетворить все нужды Тела. Так, есть учителя, чтобы учить, евангелисты, чтобы благовествовать, пастыри, чтобы пасти церковь и т.д. Как и наше физическое тело, Тело Христово самодостаточно, потому что Бог определил каждому члену определенную функцию для восполнения любых нужд.
4. Подробное рассмотрение 1 Коринфянам 12:28-30
На основании всего вышесказанного читатель может подумать, что человек может принести пользу Телу, исполняя только ту роль, которую ему назначил Бог. Иными словами, можно подумать, что учитель не может выполнять обязанности пастора, или что никто не может говорить на языках, или истолковывать, или пророчествовать, если Господь не отвел ему такой роли в Теле. В подтверждение этой точки зрения часто используется 1 Коринфянам 12:28-30. Там говорится:
1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во- вторых, пророками,
в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары
исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли
пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все
ли говорят языками? Все ли истолкователи?»
Многие истолковывают вопросительные знаки в этом отрывке так, что говорить на языках, истолковывать языки, пророчествовать, учить или исцелять могут не все христиане, а только те, кому предназначена в Теле эта обязанность. Однако такой вывод можно сделать, только если проигнорировать контекст отрывка, и также другие отрывки по той же теме. Возьмем для примера иные языки. 1 Коринфянам 12:8-12 выделяет это дар, как одно из девяти проявлений Духа , а в 1 Коринфянам 14:5 ясно говорится, что Бог желает, чтобы все говорили языками. В 1 Коринфянам 14:5 сказано:
1 Коринфянам 14:5
«Желаю, чтобы вы все говорили языками».
Слово «желаю» в этом отрывке стоит в настоящем времени. В греческом используется глагол «thelo», что означает «желать, любить, восторгаться, наслаждаться» . Глагол стоит в настоящем времени, и это говорит о том, что Бог выражает свое желание и предпочтение для настоящего времени. Итак, Бог хочет и желает, чтобы вы говорили на языках сейчас. «Я желаю , чтобы все вы говорили языками», – говорит Господь. И это не гипотетическое желание , это то, чего Бог хочет сейчас, в настоящем времени от всех нас.
Возвращаясь к нашей теме, необходимо ответить на простой вопрос: возможно ли такое, что Бог желает, чтобы все мы говорили языками, если бы говорение языками не было бы доступно всем? Конечно же, нет . Итак, если Бог желает, чтобы ВСЕ мы говорили языками, это значит, что ВСЕ мы можем говорить языками. Именно так говорит Божье Слово, и ничего другого здесь не подразумевается. Кстати, все без исключения христиане могут не только говорить на иных языках, но и пророчествовать и истолковывать языки. В 5 стихе нам говорится:
1 Коринфянам 14:5
«Желаю (греч. «thelo» - «хочу» – прим. автора), чтобы вы
все
говорили языками; но лучше, чтобы вы (все
– прим. автора) пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто
говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила
назидание».
Поскольку Бог просит нас не только говорить на языках, но и пророчествовать и изъяснять (последние два дара используются нами в церкви для назидания Тела Христова), это означает, что мы можем не только говорить языками, но и пророчествовать и изъяснять.
Итак, с учетом всего вышесказанного, что означают вопросы в 1 Коринфянам 12:28-30? Ответ следует искать в контексте отрывка. И как мы убедились, контекст (1 Коринфянам 12:12-30) говорит не о проявлениях духа, а о предназначении , об особых обязанностях , которые верующий может выполнять в церкви. В нашем случае ВСЕ христиане могут и должны говорить языками, изъяснять, пророчествовать и стремиться к проявлению всех девяти даров Духа, перечисленных в 1 Коринфянам 12:7-10. Однако не всем дано служение или какая-то особая роль в Теле , связанная с говорением на языках, учительством, пророчеством или изъяснениям ит.д. Чтобы лучше понять этот момент, давайте представим, что некто поставлен Богом учителем в церкви, а другой поставлен служить через иные языки. Оба они могут и учить, и говорить языками, но для служения в Теле первый принесет больше пользы через учение, а второй – через иные языки. Как мы уже убедились, все мы принадлежим одному Телу, однако мы все разные члены.
В заключение следует сказать следующее: все христиане могут делать все . Однако в Теле Бог поставил одних на одно служение, а других – на другое. Если кто-то сейчас задается вопросом, какова его роль в теле, то я отвечу: обратитесь к Богу и спросите, чего Он хочет от вас. Не важно, как будет называться это служение, потому что я могу быть назначен в Теле благовестником, но не делать этого. С другой стороны, если я предоставлю себя Богу, Он обязательно подведет меня к тому, что, с Его точки зрения, я должен делать в Теле. Я даже, возможно, не буду знать, как называется моя роль, но не это важно. Важно предоставить себя в распоряжение Богу, чтобы Он мог использовать меня, члена Тела, так, как считает нужным. Таким образом, мы должны обратиться к Богу и попросить Его показать нам, для чего мы Ему нужны в Теле. Его дело – показать нам, как Он хочет нас использовать в Теле, и вести нас в этом направлении. Наше дело – предоставить себя в Его распоряжение, делать все, что Он скажет, и действовать, когда Он этого хочет.
Примечания
Например, «римско-католическая церковь», «греческая православная церковь», «англиканская церковь» и т.д.
См. «Аналитическая симфония к Библии» Янга (Young"s concordance to the Bible, р.59).
См. «Исследование слов Ветхого Завета» Уилсона (New Wilson"s Old Testament Word Studies, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p.92).
Кроме трех случаев упоминания в евангелиях и семи случаев упоминания в Откровении, в большинстве своем слово «ekklesia» встречается в Деяниях и посланиях.
Кроме использования в широком смысле, слово «церковь» также используется в узком смысле, означая собрание рожденных свыше верующих в определенной местности. Так в посланиях Римлянам 16:3-5 и 1 Коринфянам 4:15 нам говорится о церкви в доме Прискиллы и Акилы, то есть о собрании верующих, проходившем в их доме. Также в Колоссянам 4:15 говорится о церкви в доме Нимфана. Есть и другие отрывки, где поместные собрания верующих названы церквами: Римлянам 16:1, 1 Коринфянам 1:2, 1 Фессалоникийцам 1:1 и Галатам 1:2. В каком значении используется слово церковь (поместное собрание верующих или тело Христово по всему миру) в том или ином отрывке определяется из контекста.
Характерно, что хотя слово «церковь» встречается также и во множественном числе, если используется в узком смысле (см. сноску 5 и Галатам 1:21), слово «тело» никогда не используется во множественном числе и всегда означает единое вселенское Тело Христово, Вселенскую церковь.
В 1 Коринфянам 11:3 также говорится, что и у Христа есть глава - Бог.
Более подробно мы рассматриваем 1 Коринфянам 12:28-30 в четвертом разделе статьи. Также обратите внимание, что апостол – это роль в Теле Христовом, а не титул двенадцати библейских апостолов. И как сегодня есть учителя и евангелисты, так могут быть и апостолы.
Согласно 1 Коринфянам 12:8-12, к ним относятся: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворение, пророчество, различение духов, иные языки, истолкование языков.
См. греческий словарь Библии Онлайн.
К сожалению, многие переводы, особенно в английском языке, неверно передают значение отрывка, переводя его как: «Я желал бы, чтобы вы все говорили языками». Однако в греческом не используется сослагательное наклонение («lalein» - говорите). (см. также пояснения в Библии Онлайн). Бог не выражает здесь гипотетическое желание, но говорит о том, что хочет, чтобы мы сделали СЕЙЧАС.
В противном случае в 1 Иоанна 1:5 нам не говорилось бы, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Разве можно назвать Светом того, кто, желая от нас определенных действий, не дает нам возможности их совершать? .