Пособие по немецкому языку для 1 курсов. Учебные пособия для изучения немецкого языка
1) Ярцев В.В. Deutsch fur Sie und… — двухтомник, который даст вам отличнейшую базу по всем аспектам языка (лучший по моему субъективному мнению — прим Е. Кашаевой)
2) Ярцев В.В “Немецкая грамматика. Не бойся.” — грамматика немецкого очень доступным языком
Отрабатываем немецкое произношение
12) Произношение + много других аспектов языка http://www.youtube.com/user/LanguageSheep/featured
13) Немецкая фонетика для русскоговорящих:) http://www.youtube.com/channel/UC5iQEtkZ2oNA2ccipGiw82g
14) Ресурс с описанием фонетики в формате текста: http://www.english-german.ru/?cat=27
21) Толковый (немецко-немецкий) словарь со ссылками на другие словари: http://canoo.net. Есть раздел Wortformen, где приводятся формы слов (важный и супер-полезный раздел!)
25) Простой, но нужный список частотных слов. Доступны списки от 100 до 10000 слов, доступны также частотные списки английского, голландского и французского языков http://wortschatz.uni-leipzig.de/html/wliste
Серьезное изучение немецкого языка процесс не быстрый. Окончательный эффект зависит от вашего личного желания выучить немецкий и умения донести материал репетитором. В случае самостоятельного изучения языка, вам потребуется не только печатный материал, но и аудиоуроки по немецкому языку, которые позволят вам исправить ошибки речи, сформировавшиеся из-за отсутствия возможности слышать настоящую немецкую речь. Чем дольше вы будете самостоятельно изучать язык без профессионального репетитора и аудиоматериалов, тем больше фонетических, а порой и грамматических ошибок вы заучите так, что на их исправление уйдет сопоставимое с обучением время.
Для вашего удобства мы собрали наиболее популярные у репетиторов книги, которые позволят вам шаг за шагом освоить немецкий язык по скайпу с репетитором или индивидуально.
Аудиосамоучители по немецкому языку
Немецкий за рулем - это специальный аудиокурс, позволяющий самостоятельно освоить и закрепить навыки немецкого языка, не имея при этом возможности заниматься с репетитором. Запустите аудиокурс, когда вы находитесь в автомобиле, поезде или самолете и изучайте немецкий! Русский диктор даст вам основы грамматики, объяснит тонкости немецкого языка, а немецкий диктор будет способствовать формированию правильной фонетики, наращивая при этом ваш лексический запас.
Уровень: начальный, средний
Формат: mp3 аудиокурс
Размер: 298M
Скачать аудиосамоучитель немецкого языка
Учебники по немецкому языку
Учебник для начинающих обучение с самого нуля: алфавита, базовой грамматики и произношения. Пособие сопровождается увлекательными аудиоматериалами и специальной тетрадью. Вы полностью вольетесь в повседневную жизнь немцев, научитесь знакомятся с людьми, рассказывать о себе, своих близких, заказать обед в ресторане, совершать покупки.
Уровень: начальный A1
Размер: 82M+30M+77M
Скачать учебник Themen Aktuell Kursbuch 1
Скачать тетрадь Themen Aktuell Arbeitsbuch 1
Скачать аудиоматериалы Themen Aktuell 1
Курс для уже имеющих начальные представления и знания по немецкому языку. Увлекательный курс Themen Aktuell 2 поможет улучшить знания лексики и грамматики. Курс тесно связан с повседневной жизнью и традициями немцев. Вы сможете описывать внешность и характер человека, обсуждать проблемы образования и культуры в Германии. Тем не менее, вы все еще будете не способны использовать сложный язык.
Уровень: начальный A2
Формат: pdf учебник, pdf тетрадь, mp3 материалы
Размер: 400M+160M+256M
Скачать тетрадь Themen Aktuell Arbeitsbuch 2
Скачать аудиоматериалы Themen Aktuell 2
Увлекательный курс Themen Aktuell 3 поможет вам продолжить изучение немецкого языка до уровня B1. Рабочая тетрадь содержит кроссворды, текстовые задания, все то, что развивает мышление на немецком языке! Аудиоматериал будет способствовать лучшему пониманию культуры речи и тонкостей немецкого. По окончании курса вы сможете понимать немецкую речь в большинстве ситуаций, несмотря на наличие ошибок и неточностей.
Уровень: средний B1
Формат: pdf учебник, pdf тетрадь, mp3 материалы
Размер: 64M+62M+75M
Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений
Кафедра иностранных языков
WIR LERNEN DEUTSCH SELBSTSTÄNDIG
Пособие по немецкому языку для самостоятельной работы студентов
Челябинск
Wir lernen Deutsch selbstständig: Пособие по немецкому языку для самостоятельной работы студентов / Сост.: Л.П. Боровкова; УрСЭИ АТиСО.
– Челябинск, 2009. – 108 с.
В пособии излагаются основные грамматические сведения по дисциплине, которые студенты всех форм обучения могут изучить самостоятельно при подготовке к зачётам и экзаменам по немецкому языку.
Пособие содержит учебный материал по грамматике, упражнения для закрепления грамматического материала, тесты, темы для устного высказывания, тексты для самостоятельного чтения и перевода.
Материалы пособия могут быть использованы в преподавании дисциплины «Немецкий язык» для всех форм обучения.
Учебное пособие разработано на основе Государственных образовательных стандартов.
государственнойго педагогического универстиета Семенова Л.А ., ст. преподаватель кафедры иностранных языков УСЭИ
© Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, 2009
© Боровкова Л.П., 2009
Предисловие
Данное пособие разработано на основе государственных образовательных стандартов и предназначено в первую очередь для студентов заочной формы обучения, изучающих немецкий язык в основном самостоятельно. Оно состоит из двух частей и включает грамматический материал, необходимый для выполнения контрольных работ № 1и № 2, тренировочные упражнения ко всем грамматическим темам, тесты, тексты для устного высказывания и вопросы к ним, тексты для самостоятельного чтения, таблицу наиболее употребительных форм сильных и неправильных глаголов.
Пособие поможет студенту подготовиться к зачётам и экзаменам, установленным учебным планом по иностранному языку, получить из аутентичных текстов необходимую информацию и использовать её для реального общения.
Материалы пособия могут быть использованы преподавателями и студентами всех форм обучения, так как пособие содержит немало интересных и познавательных заданий: например, степени сравнения прилагательных и наречий в пословицах, придаточные определительные предложения в экономических понятиях, информативные тексты, образцы написания деловых писем и биографии в форме таблицы и свободного изложения.
§ 1. Предложение
Как и в русском языке, предложения в немецком языке делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные (повелительные) и восклицательные. В немецком языке для каждого из этих видов предложений характерен особый порядок слов.
Порядок слов в самостоятельном повествовательном предложении
Повествовательное предложение содержит информацию о какихлибо фактах. Предложение может быть утвердительным и отрицательным.
В повествовательном предложении различают прямой и обратный порядок слов. При прямом и обратном порядке слов сказуемое (его спрягаемая часть) стоит на втором месте.
При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, то есть стоит на первом месте. Приобратном порядке слов подлежащее ставится сразу после сказуемого (его спрягаемой части). Первое место в предложении в этом случае занимает какой-либо второстепенный член предложения.
Прямой порядок слов:
Wir blieben einen Monat in Deutschland. – Мы оставались месяц в Германии.
Обратный порядок слов:
In Hamburg kam der Zug mit Verspätung an. – В Гамбург поезд пришёл с опозданием.
Порядок слов в вопросительном предложении
С помощью вопросительного предложения говорящий запрашивает какую-либо информацию, которой он не обладает.
В вопросительном предложении без вопросительного слова сказуемое (его спрягаемая часть) стоит на первом месте, подлежащее следует за ним. В ответе на такие вопросы употребляется ja (да) илиnein (нет).
Studieren Sie Finanzwesen? – Ja, ich studiere Finan zwesen. Nein, ich studiere
Finanzwesen nicht.
В немецком языке при ответе на вопрос с отрицанием употребляется одно из двух отрицаний (nein или doch) в зависимости от того,
подтверждается то, о чём спрашивается в вопросе или нет. В русском языке в обоих случаях употребляется «нет», ср.:
Kannst du nicht Klavier spielen? | Ты умеешь играть на фортепьяно? |
|
– Doch, ich kann. | Нет, я умею. |
|
– Nein, ich kann nicht. | Нет, я не умею. |
В вопросительном предложении с вопросительным словом на первом месте стоит вопросительное слово (wer? кто?, was? что?, wo? где? и др.) на втором – сказуемое (его спрягаемая часть), за ней следует подлежащее:
Wo studieren Sie? – Где вы учитесь?
Wann hat der Unterricht begonnen? – Когда начались занятия?
Порядок слов в восклицательном предложении
С помощью восклицательного предложения говорящий выражает свои чувства (радости, испуга, досады и т.п.). Порядок слов в таких
Порядок слов в побудительном (повелительном) предложении
Побудительное предложение выражает просьбу, требование, приказ, запрещение и т.п. На первом месте в побудительном предложении стоит глагол-сказуемое в повелительной форме.
Entschuldige bitte!
Kinder, geht ins Schwimmbad
Machen Sie bitte das Fenster zu!
Machen wir Schluss
– Извини, пожалуйста!
– Дети, сходите в бассейн!
– Закройте, пожалуйста, окно!
– Давайте закончим!
Упражнение 1
Определите тип предложений, переведите их на русский язык.
1. Die Verkäufer bieten einen günstigen Preis.
2. Testen die Fachleute das Auto?
3. Was senden die Mieter dem Hausbesitzer?
4. Regele deine Steuerangelegenheiten selbst!
5. Jetzt zweifle ich an der Wahrheit seiner Aussage nicht.
6. Schnallen Sie sich bitte an!
7. Vor wem hast du Angst?
8. Der Deutschlandfunk sendet in deutscher Sprache und in 14 europäischen Fremdsprachen.
9. Bestellen wir dieses Buch telefonisch!
10.Darf ich Sie zum Mittagessen einladen?
11.Wie glänzt die Sonne!
12.Das ist aber viel Geld!
13.Was Sie nicht sagen!
Упражнение 2
Составьте предложения из данных слов. Переведите на русский язык.
1.studieren, viele Studenten, jetzt, am sozial-ökon omischen Institut. 2.die Studenten, lernen, Deutsch, gern?
3.von Beruf, bist, was, du? 4.langsam, sprechen, bitte, Sie! 5.heißt, wie, spassibo, auf deutsch? 6.wünsche, dir, ich, alles Gute. 7.zahlen, wir, jeden Monat, Steuern.
8.mit diesem Bus, fahre, zum Bahnhof!
9.den Text, wiederholt, noch einmal, die Studentin. 10.du, warum, antwortest, nicht?
Упражнение 3
Вставьте вопросительные слова, данные под чертой. 1… machst du denn?
2... alt bist du?
3... gehst du? Ins Kino?
4... willst du jetzt schon gehen? Wir haben noch Zeit!
5... einen Pullover soll ich anziehen?
6... Buch willst du lesen?
7... Bücher soll ich ausleihen? Drei oder vier?
8... fängt der Film an? Um acht Uhr?
9... hat hier seine Brieftasche liegen lassen?
10... dient ein Messer?
11... grüßt du denn? Dieses Gesicht kommt mir gar n icht bekannt vor!
12... bist du denn begegnet?
13... Pullover ist das? Peters oder Karins Pullover?
14... gehört die Jacke da?
15... Kleid gefällt dir besser? Das rote oder das b laue?
17... kommt der Zug an?
18... sagst du dazu?
19... komme ich am besten zum Bahnhof? Mit dem Taxi oder mit der
20... kommt dieser Brief? Aus England?
woher, wie, wo, wieviel, was, welches, warum, wem, wen, wozu, was für,
wann, wer, wohin, wessen.
§ 2. Имя существительное
Как и в русском языке, каждое существительное в немецком языке относится к грамматическому роду: мужскому, женскому или среднему. Особенностью немецкого языка является наличие артикля – слова, сопровождающего существительное.
Существуют определённые артикли: der, die, das и неопределённые – ein, eine, ein. Для множественного числа существительных всех родов – артикль die.Артикль играет важную роль. Он склоняется и тем самым указывает на род, число и падеж существительного, известность, неопределённость этого существительного для говорящего.
В немецком языке четыре падежа:
1.Именительный падеж (der Nominativ) отвечает на вопросы wer? кто?, was? что?
2.Родительный падеж (der Genitiv) отвечает на вопрос wessen? чей? чья? чьё? чьи?
3.Дательный падеж (der Dativ) отвечает на вопрос (wem?) кому? 4.Винительный падеж (der Akkusativ) отвечает на вопрос кого? (wen?), (was?) что?
Склонение артикля | ||||||||
Единственное число | Множественное |
|||||||
для всех родов |
||||||||
опр. неопр. опр. непр. опр. неопр. | ||||||||
Примечание: Неопределённый артикль не имеет формы множественного числа.
Типы склонения имён существительных
В зависимости от падежных окончаний в единственном числе различают три типа склонения имён существительных:
Сильное склонение (окончание -(e)s в генитиве) ;
Слабое склонение (окончание -en во всех падежах, кроме номинатива);
- склонение имён существительных женского рода (отсутствие падежных окончаний).
Склонение имен |
||||
существительных |
||||
склоанение | склонение |
|||
женского рода |
||||
Сильное склонение имён существительных
Признаком сильного склонения имён существительных является окончание -(e)s в генитиве.
К этому типу склонения относятся все существительные среднего рода и большая часть существительных мужского рода:
падежах, кроме номинатива.
К этомутипусклонения относятся только существительныемужского рода:
Одушевлённые, оканчивающиеся на -e : der Rabe, der Knabe, der Genosse;
- группа существительных: der Held, der Herr, der Mensch, der Hirt, der Bär, der Narr, der Tor;
- Существительные иностранного происхождения с суффиксами: -ant, -at, -ent, -et, -ist, -ot, -nom с ударением на этом суффиксе.
Существительные слабого склонения склоняются следующим образом:
Склонение имён существительных женского рода
Признаком склонения имён существительных женского рода являетсяотсутствие окончаний во всех падежах. К этому типу склонения относятся все существительные женского рода. Они склоняются следующим образом:
Множественное число имён существительных
Большинство немецких существительных образуют множественное число с помощью суффиксов, которые отличают эту форму от формы единственного числа. Иногда прибавление суффикса сопровождается умлаутом корневого гласного a, o, u, au. В некоторых случаях суффикс отсутствует, но имеется умлаут. Наряду с этим есть существительные, форма множественного числа которых ничем не отличается от формы единственного числа, кроме артикля.
В зависимости от наличия или отсутствия суффикса различают четыре основных типа образования множественного числа:
I – с суффиксом -e , часто с умлаутом корневого гласного; II – с суффиксом -en , без умлаута;
III – с суффиксом -er и умлаутом;
IV – без суффикса, иногда с умлаутом.
Помимо этих четырёх типов имеется также особый тип образования множественного числа некоторых существительных при помощи суффикса -s .
I тип образования множественного числа
С помощью суффикса -e множественное число образуют:
a) большинство существительных мужского рода (с умлаутом или без него): der Arzt врач – die Ärzte, der Sohn – die Söhne.
К этой же группе относятся существительные мужского рода иностранного происхождения с ударными суффиксами -ar, -är, -ier, -eur, -al, -og, -at и др.:der Dekan – die Dekane, der Dialog – die Dialoge.
б) группа существительных женского рода (с умлаутом): die Hand – die
Hände, die Wand стена – die Wände.
в) многие существительные среднего рода (без умлаута): das Jahr – die
Jahre, das Heft тетрадь – die Hefte.
К этой группе принадлежат также многие иностранные существительные среднего рода: das Problem – die Probleme, das
Изучение немецкого языка сложно представить без использования учебников. А если вы еще только приступили к обучению — то и вовсе не обойтись вам без них.
Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Алёна Кирпичева, я уже около 12 лет преподаю немецкий язык. В последнее время ко мне в скайп добавились несколько человек, которые впринципе не собираются заниматься с репетитором, им хотелось бы изучать немецкий самостоятельно.
Они просто спрашивают совета – с чего начать, за что браться и, вообще, куда, так сказать, бежать, а куда как раз не бежать.
С чего начать?
Итак, вот вы решили изучать немецкий язык самостоятельно. Первое, что бы я рекомендовала, взять за основу какой-нибудь УЧЕБНИК. Простое, казалось бы, решение, но, тем не менее, почему-то далеко не каждый решает начать именно с выбора учебника.
Я для себя давно разделила учебники немецкого языка на два типа: учебники, изданные в Германии и подготовленные непосредственно носителями языка, и учебники выпущенные в России. И в тех, и в других, есть как минусы, так и плюсы.
Немецкие учебники направлены на развитие разговорных навыков. В них вы найдете настоящую немецкую речь, разговорные фразы. Грамматика берется непременно и она сразу применяется в разговоре. Я люблю Themen neu, Delfin, Schritte . Но что, на мой взгляд, является недостатком немецких учебников, грамматика не всегда прорабатывается как следует.
Т.е. упражнений для формирования грамматического навыка не всегда бывает достаточно. Этот недостаток, однако, с лихвой можно восполнить, воспользовавшись каким-нибудь российским учебником. Вот здесь-то вы найдете «грамматический рай». Масса всяческих упражнений, переводов.
Все направлено на формирование и закрепление грамматических навыков. Но, к сожалению, к навыку говорения это не имеет ни малейшего отношения, да и лексика, чаще всего давно устарела.
На мой взгляд, самое лучшее – совмещать учебники немецкие и российские. Не уверена, получится ли самостоятельно заниматься «с нуля» по немецким учебникам – там все по-немецки, как ни странно. Так что если вы совсем «чайник», имеет смысл для начала воспользоваться каким-нибудь российским пособием. Там все очень подробно разложено по полочкам. Ну а потом все же надо совмещать.
Фонетика
Не пренебрегайте фонетикой! Ваше произношение – это то, что собеседник слышит прежде всего и из чего, собственно, у него складывается первое впечатление о том, как вы владеете языком.
Скажите, чью речь вам будет проще воспринимать: человека, у которого хорошее произношение и немного грамматических ошибок, или того, у кого отвратительное произношение, но отличная грамматика? Мне легче с первым. Согласна, мнение спорное. Но тем не менее. Я бы сказала «встречают по произношению, а провожают уже по грамматике» 🙂
Да, повторение слов за диктором не самое увлекательное занятие. Но, во-первых, это послужит вам замечательной тренировкой правил чтения на начальном этапе. А во-вторых, это избавит вас от подробного чтения «вводного фонетического курса», который есть почти во всех отечественных самоучителях.
Мне нравятся учебники по произношению Middleman Doris „Sprechen Hören Sprechen», Gerhard G.S. Bunk „Phonetik aktuell», издательство Ассимиль «Немецкий без труда сегодня» („Deutsch ohne Mühe heute») . Все четко, есть упражнения на каждый звук. Так, учебник выбрали, произношение тренируем…
Грамматика
Что касается грамматики, тут все просто: в любом самоучителе масса всего для тренировки грамматических структур.
Но, можно использовать и что-нибудь дополнительно. Мне нравятся из отечественных Алиева С. К. «Грамматика немецкого языка в таблицах и схемах», Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. «500 упражнений по грамматике», Тагиль И.П. „Deutsche Grammatik in Übungen» и „Deutsche Grammatik» . Последние две книги я очень люблю – все очень подробно, на каждое правило много упражнений.
Грамматик немецких издательств тоже масса: Chr. Lemke и L. Rohrmann „Grammatik Intensivtrainer A2″, S. Dinsel и S. Geiger „Großes Übungsbuch Grammatik», естественно, Dreyer Schmitt „Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik» . С нее начинать не рекомендовала бы: для начинающего там очень много незнакомой лексики. Но в дальнейшем она точно пригодится.
Лексика
Заучивание слов, пожалуй, один из самых острых вопросов при изучении немецкого языка. Как определить род имени существительного? Есть ли какие-то правила, регулирующие этот вопрос? Дорогие друзья, да, некоторые правила есть. Также вы встретите их в вышеупомянутых книгах.
Но, боюсь, что такие правила как, например, «к мужскому роду относятся названия природных явлений (ветров, осадков)» или «все существительные с окончанием «-ung» – женского рода» и еще два десятка подобных способов определения рода у существительных не всегда смогут вам помочь. Поэтому род имен существительных НАДО ЗАУЧИВАТЬ. Смиритесь с этим.
Der — Die — Das
Каждое немецкое существительное имеет артикль (который зависит от его рода). Запоминаем артикли с помощью увлекательной игры. Сумеешь пройти все уровни?
Но самое главное – тренировка лексики в разговоре. Вот мы плавно подошли к теме разговорного навыка.
Разговорный навык
Ну что ж. Вроде все выучили – 40 первых слов, пару грамматических правил, произношение потренировали. В общем, вооружились. Итак, теперь самое главное. Надо начать говорить. Для разговора нужен собеседник. Так как вы изучаете язык самостоятельно, вариантов у вас не так и много. Первый ваш собеседник – это вы сами. Да, для начала вам придется ГОВОРИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
Во-первых, вы себя всегда выслушаете (как говорится, всегда приятно поговорить с умным человеком), не будете торопиться и сможете достроить фразу без суеты, спокойно. Во-вторых, просто у вас для начала нет других вариантов. Начинайте с простого. Описывайте все, что вокруг вас есть, все что происходит.
Например, вы освоили конструкцию „Das ist ein(e) …» , сделали упражнения. Начинаем тренировать: ходите по квартире и говорите: «Это стол, это стул, это чашка, это ложка» . Захватите с собой словарик, чтобы искать незнакомые слова. 🙂
Выучили несколько глаголов и их спряжение — описывайте, что вы делаете: «Я мою посуду. Чашка стоит здесь. Мама разговаривает по телефону» . Все просто. Не стройте сразу длинных фраз. Действуйте в рамках грамматических правил, которые вы уже прошли. И постепенно, пополняя лексический запас, изучая все новые грамматические правила, усложняйте предложения.
Описывайте все, что происходит вокруг, что вы видите и слышите. В общем, постепенно наращивайте обороты. Так вы разберетесь с заучиванием артиклей (особенно, когда пойдут падежи) и с грамматикой. Выстроится монологическая речь.
Для диалогической речи все же ищите реального собеседника. На форумах полно людей, которые ищут с кем поговорить на изучаемом языке. Идите туда, найдете кучу друзей. Опять же скайп открывает много новых возможностей. Можно найти носителей, просто приятных собеседников.
Отметим! В принципе, я считаю, что репетитор по большому счету и нужен, чтобы научить говорить. Это собеседник, который исправит ошибки. С грамматикой, лексикой, произношением вы можете справиться сами, хотя безусловно, с репетитором это будет сделать проще.
Думаю, на этом месте мне хотелось бы поставить запятую в своих рассуждениях на эту тему. Есть еще некоторые моменты, которые мне бы хотелось осветить. Но их я оставлю для следующей статьи. Есть вопросы? Не стесняйтесь, пишите в комментариях!