Храм три радости на покровке расписание. Храм троицы живоначальной на грязех у покровских ворот
В начале позапрошлого столетия один благочестивый живописец привез из Италии копию с картины «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязех, церкви (что на Покровке), а сам вскоре отправился опять за границу, где и умер. Священник, получив известие о его смерти, пожертвовал эту икону в свою церковь и поместил ее в паперти над входом. Прошло сорок лет после того. Одна знатная женщина в короткий промежуток времени понесла тяжкие утраты, одну за другой: ее муж был в чем-то оклеветан и отправлен в ссылку, имение было отобрано в казну, а единственный сын - утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная искала утешения в молитве и просила Царицу Небесную быть заступницей перед Божиим милосердием за невинных страдальцев. И вот однажды она слышит во сне голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая женщина долго искала по московским церквам желанную икону, пока, наконец, не нашла ее у паперти Троицкой Церкви на Покровке. Усердно помолилась она перед этой иконой и вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из тяжкого плена, и имение возвращено из казны. Вот почему эта святая икона и получила наименование «Три Радости».
И в наши дни икона не перестает являть чудеса. В храм Живоначальной Троицы на Грязех, что у Покровских ворот (Покровка, 13), где она и была прославлена, недавно принесли акафист иконе Божией Матери «Три Радости». До этого в храме по средам читался акафист Святителю Николаю. Теперь встал вопрос, продолжать ли читать акафист Святителю Николаю, или начать читать его чтимой иконе «Три Радости». В разгар обсуждений у иконы Божией Матери «Три Радости» сама собой возожглась лампада. С тех пор в храме по средам в 17.00 стали читать акафист иконе Божией Матери «Три Радости». Она считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, помощницей в семейных нуждах, покровительницей семенного благополучия.
Свою благодать образ Божией Матери «Три Радости» являет военнослужащим, нуждающимся в ее высоком покровительстве, в горячих точках нашей многострадальной Родины. Под особым покровительством Божией Матери находятся люди, оставшиеся в одиночестве, в том числе, как уже было сказано, оказавшиеся в плену и на чужбине.
Вот свидетельства одного полковника российской армии: «В Храм Пресвятой Троицы меня привело желание получить благословление перед отъездом в командировку в миротворческие силы в Абхазии. Отец Иоанн благословил меня и подарил иконку с образом Божией Матери «Три Радости».
В декабре 2002 года мы передвигались по разбитым дорогам на место постоянной дислокации, шел неприятный моросящий дождь. По прибытии в расположение воинской части, находящейся вдали от населенных пунктов в разрушенной птицефабрике, я увидел только одну гору Урта, и в душе от такого окружения стало тоскливо. Разместившись в сырой комнате без света и тепла, я поставил Иконку на видное место, помолившись перед нею, мне на сердце сразу стало тепло. В дальнейшей моей службе я молился перед иконой каждый день, а уезжая на блок-посты, которые находились на линии разъединения противоборствующих сторон и где несли службу миротворцы, защищая, в том числе, от бандитов мирное население, я всегда брал ее с собой. 14 февраля 2003 года поступило сообщение об обнаружении мины на КПП 301, на дороге вблизи реки Ингури. По долгу службы мне необходимо было разобраться в обстановке и принять решение. Взяв с собой иконку, я прибыл на место и увидел, что вблизи с палаткой беженцев находится мина с неизвестным самодельным взрывателем, вторая мина была найдена под мостом. Выставляя оцепление и эвакуируя людей, я оказался в 15 метрах от мины и в это время произошел взрыв. Разлет осколков со сплошным поражением у мины составляет до 200 метров, но благодаря иконке ни один осколок в меня не попал. Находясь на «переднем крае» в условиях минной войны и постоянных столкновений с бандитами за год службы из 1500 солдат и офицеров, находившихся в моем подчинении, никто не погиб.
18 сентября 2003 года бандитами был захвачен в плен рядовой Деревянных А.В. В ходе поисков приходилось переезжать ночью по районам действий бандитских формирований, и везде иконка была со мной и хранила меня. 1 октября 2003 г. после разоружения бандитской группы, заложник был освобожден.
В декабре 2003 года иконку я передал матери другого заложника, захваченного бандитами в Гаграх в июле 2003 года. Она уже полгода пыталась освободить сына, находилась в отчаянном состоянии, т.к. силовые органы России не могли ничего сделать в Абхазии. Переговоры с бандитами проходили очень непросто – они требовали огромную сумму денег и грозились убить заложника.
31 декабря 2003 года заложник - 18 летний москвич Воробьев Алексей был освобожден в очень опасных и сложных условиях – по пути отхода отряда были сняты две мины, при этом все участники операции остались живы».
Дивны дела Твои Господи Предстательством Матери Твоей!
Можно сказать, что именно с этой иконы началось возрождение духовной жизни в усадьбе «Мураново» и в округе, имеющей довольно глубокие духовные традиции. В 1998 года указом Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма Страстной иконы Божией Матери в деревне Артемово был назначен иеромонах Феофан (Замесов), он также был назначен ответственным за возрождение удивительного святого места нашей Великой России - усадьбы «Мураново» имени Ф.И. Тютчева. В этом событии инициатором и деятельным участником, был и продолжает оставаться директор музея В.В. Пацюков.
В июне месяце на праздник Святой Троицы был совершен первый молебен на улице перед восстанавливающимся храмом. По окончании Богослужения к настоятелю храма подошла женщина в чине схимонахини, которая по любви к Богу еще в период лихолетия приняла монашество и окормлялась у великого русского подвижника благочестия XX века схиигумена Саввы. Эта женщина – схимонахиня Михаила протянула священику целую пачку икон – это были иконы «Три Радости». Она исполняла волю своего наставника, который благословил ее раздавать эти образа людям. К слову сказать, схиигумен Савва последние дни своей жизни подвизался в Псково-Печерском монастыре, за его советом и добрым словом русские люди ехали со всех концов нашей необъятной Родины. С особой ответственностью настоятель отнесся к предложенным иконам, и в дальнейшем они были розданы богомольцам. По сути Матерь Божия через этот образ благословила открытие мурановского храма.
Прошли годы неустанных трудов и молитв. Иеромонах Феофан был назначен ответственным за пастырское окормление легендарной Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД России. Подразделения части постоянно находились и находятся, выполняя боевые задачи, в местах региональных этнических конфликтов на территории бывшего СССР, имея целью водворить там закон и порядок – Баку, Фергана, Нагорный Карабах, Тбилиси, Дагестан и Чечня. Несколько лет назад было выражено обоюдное желание командования бригады и духовенства Пушкинского Благочиния построить на территории части храм. И вот 27 сентября 2003 года был заложен храм во имя святого Благоверного князя Александра Невского, а вскоре начато и его строительство. По существующей практике, на время строительства сооружается часовня-храм, где может проводиться полный круг Богослужений. Руководством воинской части было выделено подобающее помещение, где в кратчайшие сроки был обустроен храм во имя святого Равноапостольного князя Владимира Крестителя, собирателя и защитника Руси, который является покровителем внутренних войск нашего государства. Во время созидания святого места Господь зримо помогал этому благому делу - нашлись люди, которые жертвовали необходимую утварь и Богослужебные книги. В Пасхальную неделю 2004 года здесь был проведен малый чин освящения Благочинным Пушкинского округа Иоанном Монаршеком, а за тем уже прошла пер вая Литургия, на которой бойцы приняли Таинство Святого Причащения. К месту сказать, духовная работа в части проводилась и раньше, в том числе – Исповедь, Причащение и Крещение. За время тесного сотрудничество духовенства и военных было крещено около 1000 бойцов. Настоятелю храма иеромонаху Феофану неоднократно приходила мысль, что было бы хорошо иметь здесь икону, помогающую воинам на их непростом поприще, и которая являлась бы их защитницей. С этой целью по окончании Литургии в мурановском храме был отслужен молебен, обращенный Господу и Его Пречистой Матери. Через несколько часов в трапезную зашли богомольцы из подмосковного города Химки, которые принесли гуманитарную помощь для бойцов, в том числе духовного содержания. После краткого разговора раб Божий Сергий, развернув сверток, достал старинную икону… - это оказался именно образ Божией Матери «Три Радости». Кстати сказать, таких икон распространено очень мало. По словам пришедших, этот образ уже помогал войнам на их нелегкой службе. Они передали его батюшке с твердой уверенностью в то, что икона Божией Матери «Три Радости» поможет бойцам Софринской бригады. Видя промысел Божий, священник поместил святыню на достойное место в храме-часовне во имя святого Равноапостольного князя Владимира.
Православные люди, прознав, что чудный образ Божией Матери находится в церковной общине, высказали желание помолиться перед ним. Настоятелем отцом Феофаном икона «Три Радости» была на краткое время вынесена за пределы воинской части, чтобы все желающие могли попросить заступничества у Пресвятой Богоматери. В последующие дни происходили неоднократные случаи благодатной помощи и заступничества Царицы Небесной за молящихся перед ее образом.
Насколько гармонично переплетаются в мире Божием судьбы людей ныне живущих и уже почивших, то, что окружало их, и то, что было ценно для них…
Анна Федоровна Аксакова (урожденная Тютчева), которая была первой воспитательницей великого князя Сергея Александровича (сын Александра II), в письме Сергею Александровичу писала, что она хотела бы преподнести его невесте необычный подарок… Много лет назад после молебна и обета у раки преподобного Сергия Анна Федоровна подарила матери Сергея Александровича (императрицы Марии Александровне) образ Богородицы «Три радости». Этот образ всегда был с ней и она ежедневно перед ним молилась. Образ был возвращен А.Ф. Аксаковой после смерти императрицы… «Я хотела бы (писала Анна Федоровна) , чтобы Ваша невеста (великая княгиня Елезавета Федоровна, которая несколько раз была в усадьбе «Мураново» и была крестной матерью одного из потомков поэта Ф.И.Тютчева) приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, который, вместе с тем, и Ваш покровитель».
Сейчас образ Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место в жизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФ. Эта святыня выносится на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады – День бригады и День памяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во время молебнов и Крестных ходов – в благословение и помощь военнослужащих.
Церковь Троицы, построенная в стиле итальянского Возрождения, долгое время была украшением улицы. В 1940 г. разобрали её купол и верхние ярусы колокольни. Пропали иконы работы В.В. Пукирева (1832-1890), автора картины "Неравный брак". В разное время в помещении церкви находился клуб, канцелярские помещения, Московский областной дом художественной самодеятельности профсоюзов. В середине 1950-х гг. в здании был кукольный театр.
Установленная на здании мемориальная доска говорит о том, чего нет, и скрывает то, что есть. Чего нет, так это здания, построенного Быковским . Фотография 1881 г. ясно показывает, что он построил совсем другое здание. А что есть – так это пренебрежение к памяти зодчего: перепутали инициалы. Видимо, строительство приписали его сыну Константину Быковскому , а потом удалили имя.
Ещё о церкви Троицы на Грязях
Церковь Троицы на Грязях была очень небедной:
- ей принадлежали дома ул. Покровка, 15 и Чистопрудный бульвар, 14 , в которых сдавались внаём роскошные квартиры;
- она была собственником дома ул. Покровка, 12 , где жили её служители;
- да и старостами в ней были знаменитые купцы Оловянишниковы, жившие напротив в доме ул. Покровка, 10 .
Покровка, 13 С2. Музей уникальных кукол
Церковь Живоначальной Троицы что на Грязех, у Покровских ворот
Покровка, затем ул. Чернышевского, с 1990 г. вновь Покровка, 13
"У Покровских ворот по левой стороне стояла церковь Троицы на Грязех. Такое название церкви было дано потому, что к северу от нее сквозь стену Белого города и церковный двор протекал ручей Рачка, образовавший по Покровке грязь, хотя через него был перекинут деревянный мостик.
Впервые упоминается в 1547 г. как церковь Василия Кесарийского; престол Покрова известен с 1619 г.
В 1649 г. построена первая каменная церковь с обоими престолами. В 1701 г. вторая, с новым приделом Введения. Летом 1742 г. рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно, оттого, что были выстроены на топком месте. В 1745 г. разрешено строить новую церковь без Васильевского придела. Престол Введения освящен в июле 1748-го, главный, Троицкий, в 1752 г. В 1819 г. теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая. В 1861 г. выстроен на сваях нынешний, пятый каменный храм на средства надворного советника Е. В. Молчанова архитектором М. Д. Быковским.
Главный престол - Божией Матери "Трех радостей" или Собора Богородицы освящен 10 декабря 1861 г. Чудотворная икона "Трех радостей" находилась в самой церкви. Приделы - "Троицы и св. Николая Чудотворца".
"Церковь, выстроенная М. Д. Быковским в 1868 г., включила стены первоначального объема первой половины XVIII в. и северного придела 1820-х гг.".
На средства Евграфа Молчанова в Москве были также построены церковь Знамения в селе Ховрине (см. подробнее в части "Окраины" - на стене этого закрытого ныне храма сохранился барельеф с изображением небесного покровителя Е. В. Молчанова мч. Евграфа) и церковь Евграфа мученика - усыпальница рода Молчановых на кладбище Андроникова монастыря, разрушенная после его закрытия вместе со всем кладбищем (см. подробнее в части "Кремль и монастыри"). При последней был похоронен и сам Е. В. Молчанов, могила уничтожена при разрушении храма.
"В 1899 г. храм был несколько обновлен и освящен 31 октября. Его часто называли "Трех радостей" по местночтимой иконе".
На земле, принадлежавшей церкви Троицы на Грязех, была построена первая панорама Бородинской битвы (разобранная в начале 20-х гг. - П. П.). Здание, где она была выставлена, помещалось на Чистопрудном бульваре, 12. В 1962 г. она была помещена в новом здании на Кутузовском проспекте.
Представляет немалый интерес также доходный дом церкви Троицы на Грязех, выстроенный в 1900-х гг. архитектором С. И. Вашковым, который украшен по фасаду рельефами с изображением фантастических животных и растений. В 1945 г. дом был надстроен архитектором Б. Топазом. Это д. № 14 по Чистопрудному бульвару.
После закрытия храма в нем сначала помещался клуб, потом канцелярские помещения, а в 1979 г. - Московский областной дом художественной самодеятельности профсоюзов. С 1979 г. этот Дом закрыт на ремонт, так как потолок его дал трещину.
Громадный купол церкви сломан, разрушена и колокольня до 1-го яруса, и теперь с первого взгляда трудно признать в обкорнанном здании бывший храм. Внутри местами сохранилась архитектурная обработка, но в основном все перестроено. На государственной охране здание не состоит, но оно включено в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.
В 1990 г. здание отремонтировано, но купол не восстановлен. Оно принадлежит Профсоюзному центру культуры и досуга Мос. обл. совета профсоюзов.
С 1992 г. в храме возобновлены богослужения.
В древнем Владимире есть Дмитриевский собор, сплошь покрытый резными изображениями фантастических зверей.
Львы, грифоны, единороги - их хитросплетение не только развлекает, но и образует текст. В Москве дом с многозначительным зооморфным орнаментом тоже имеется.
У Покровских ворот в 1905–1907 годах построила свой доходный дом церковь Троицы на Грязех, и архитектор Лев Кравецкий в декоре дома использовал, по тогдашней моде, древнерусские мотивы. Правда, в звериную тайнопись вчитываться смысла нет: вид и расположение животных подчинены законам чистой эстетики.
С тех пор единственный в своем роде московский домбестиарий стал ориентиром на местности. Да и в размерах подрос - на два этажа, в 1945 году. Это в 1905-м церковным людям хватало двух этажей для нуждающихся прихожан и еще двух под сдачу - а в середине века жилищный кризис заставлял Моссовет наращивать все дома, где это позволяли стены и фундамент.
Дар
В наш храм из Грузии доставлена икона. Наместник монастыря Светицховели архимандрит Серафим прислал нам большую по размеру и замечательную по письму икону преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников.
Надписи на иконе грузинские, поэтому мы перечислим поименно тех, кто на ней изображен – в центре преподобный Иоанн. А в клеймах, если смотреть слева направо и двигаться сверху вниз (как при чтении книги): Стефан Хирский, Исе, епископ Цилканский, Авив, епископ Некресский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Шио Мгвимский, Давид Гареджийский (с тремя камнями!), Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Антоний Марткобский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский.
Это сирийские подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.
Спаси, Господи, за такой подарок!
Первое упоминание о храме на этом месте относится к XVI веку – это был деревянный храм в честь Святого Василия, позже при нем были освящены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Троицы. В середине XVII века храм был выстроен в камне - он простоял почти сто лет, но в 1742 году обрушилась колокольня храма с нижней и верхней трапезной. Вероятно, это произошло потому, что участок, на котором был построен храм, время от времени подтапливался – рядом протекала река Рачка, вытекавшая из пруда, который носит сейчас название Чистый, - она пересекала Покровку и шла дальше вниз по Колпачному переулку. Весной, а также после больших дождей, Рачка разливалась и превращала соседние владения в топкую и грязную местность - собственно, отсюда и произошло название «на Грязех».
В 1745 году было начато строительство новой церкви с главным приделом Троицы Живоначальной. Храм, законченный к 1752 году, был выполнен в формах раннего барокко; есть версия, что его строителем был известный архитектор Иван Мичурин.
В пожаре 1812 года церковь не пострадала и не была разграблена французами. Однако уже к середине XIX века Троицкий храм стал тесен и не вмещал всех прихожан. Тогдашний церковный староста храма купец и фабрикант Евграф Владимирович Молчанов решил перестроить его на собственные средства. Он обратился к известному архитектору , который разработал проект новой Троицкой церкви. Он кардинально перестроил старый храм, существенно увеличив площадь церковного здания. Новый храм был увенчан большим куполом, с западной стороны была возведена высокая трехъярусная колокольня (в ее строительстве, которое длилось до 1870-х годов, принимал участие сын архитектора ); фасады храма были выполнены в классических формах. Строительные работы завершились в 1861 году, церковь была освящена Святителем Филаретом, митрополитом Московским. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Трех радостей», по которой он получил свое второе название – «Трех радостей». Построенный архитектором Быковским храм стал новой высотной доминантой района Покровки и Ивановской горки, наряду с древней церковью Успения и храмом Архангела Гавриила (Меньшиковой башней).
Донатор Троицкого храма Евграф Молчанов – потомственный почетный гражданин и статский советник - был крупным фабрикантом, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных предприятий в Москве и Подмосковье. Он был известен также как благотворитель, помогавший бедным семьям и сиротам. Молчанов имел усадьбу на Покровке, прямо напротив Троицкого храма, старостой которого он был долгие годы. Архитектор Михаил Быковский много строил по заказу Молчанова – в тех же 1860-х годах он перестроил его усадебный дом на Покровке (нынешний дом 10), и выстроил Знаменский храм в молчановской усадьбе Ховрино (Грачёвка).
После большевистской революции 1917 года храм продолжал действовать, пока не был закрыт в 1930 году под устройство здесь зернохранилища. Высокий купол храма и 3 яруса колокольни были разобраны, над бывшим приделом был надстроен этаж, внутреннее пространство было разделено перекрытиями и перегородками - после этих реконструкций в здании с трудом можно было опознать бывший храм. С 1950-х годов здесь располагался дом культуры. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим, однако до сих пор не проведена полномасштабная реставрация и не восстановлены ни купол, ни колокольня храма.