Боевые действия амурской флотилии. Тихоокеанский флот и амурская флотилия в разгроме японии Краснознаменная амурская флотилия
К началу боевых действий с Японией в строю Амурской флотилии находились пять мониторов типа «Ленин» и один монитор «Активный»; канонерские лодки специальной постройки «Монгол», «Пролетарий» (бывшая «Вотяк») и «Красная Звезда» (бывшая «Вогул»); канонерские лодки, переделанные из мобилизованных речных пароходов, КЛ-30, КЛ-31, КЛ-32, КЛ-33, КЛ-34, КЛ-35, КЛ-36 и КЛ-37; 52 бронекатера, из которых 10 было старой постройки, а остальные - проектов 1124 и 1125; 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков и ряд вспомогательных судов.
Два монитора, «Киров» и «Дзержинский», две канонерские лодки, «Красное Знамя» и «Бурят», находились в ремонте. Кроме того, 26 новых бронекатеров, большинство из которых было проекта 1125, находились в стадии приемки Амурской флотилией. В боевых действиях они не участвовали.
Кроме кораблей, в состав Амурской флотилии входили 45-й отдельный истребительный авиаполк и 10-й отдельный авиаотряд самолетов - корректировщиков артиллерийского огня.
К началу войны Амурская флотилия была разделена на три бригады речных кораблей (1-ю, 2-ю и 3-ю), Зее-Бурейскую бригаду речных кораблей и Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, а также на Уссурийский и Ханкайский отдельные отряды бронекатеров. Поскольку эти соединения находились за сотни километров друг от друга, их боевые действия рассмотрены в отдельных главах.
Действия 1-й бригады речных кораблей в устье СунгариК началу войны 1-я бригада речных кораблей базировалась на Хабаровск. В ее состав входили:
Монитор «Ленин» (полное водоизмещение 1000 т, скорость хода максимальная 27/16 км/ч. (по течению/против течения), вооружение: 8 - 120/50-мм пушек, 2 - 85-мм пушки 90К, 2 - 37-мм автомата 70К, 6 - 20-мм пушек Эрликон), «Красный Восток» (вооружение: 8 - 120/50-мм пушек, 2 - 85-мм пушки 90К, 2 - 37-мм автомата 70К, 6 - 20-мм пушек Эрликон) и «Сунь-Ятсен» (вооружение: 6 - 120/50-мм пушек, 2 - 85-мм пушки 90К, 2 - 37-мм автомата 70К, 6 - 20-мм пушек Эрликон);
1-й отряд бронекатеров в составе четырех катеров проекта 1124, вооруженных двумя 76-мм пушками обр. 1927/32 г. (БК-11, БК-12, БК-14 и БК-23);
2-й отряд бронекатеров в составе четырех катеров, из которых БК-20 и БК-47 проекта 1124, вооруженные двумя 76-мм пушками Ф-34, вступили в строй летом-осенью 1944 г. Еще два катера - БК-91 (бывший «Тревога») и БК-92 (бывший «Партизан») - были введены в строй в 1932 г. Их водоизмещение составляло 55,6 т, скорость хода 41/23 км/час, вооружение: одна 76-мм пушка Лендера и два 7,62-мм пулемета;
1-й отряд минных катеров состоял из семи минных катеров типа Я-5 МК-41, МК-42, МК-43, МК-44, МК-45, МК-46 и МК-47 (водоизмещение 23 т, скорость хода на тихой воде 18 км/час, вооружение: одна реактивная установка М-8-М с 82-мм реактивными снарядами М-8, два 12,7-мм пулемета);
1-й дивизион речных тральщиков РТЩ-2, РТЩ-54, РТЩ-55 и РТЩ-56;
1-й и 2-й отряды катеров-тральщиков, всего 12 катеров;
Две зенитные плавучие батареи: № 1234 «Зенит» (бывший буксир, вооружение: 4 - 45-мм пушки 21 КМ, 3 - 37-мм автомата 70К и 4 - 12,7-мм пулемета) и № 1231 (десантная баржа).
Монитор Амурской флотилии «Ленин»
К утру 8 августа корабли 1-й бригады речных кораблей выдвинулись в район поселка Ленинское. Форсирование Амура и Уссури началось рано утром 9 августа. 1-я бригада речных кораблей высадила 2-й батальон 394-го стрелкового полка в 10 км ниже устья Сунгари, на остров Татарский, контролировавший вход в реку. Сопротивления японцев не было, и к 8 часам утра остров был занят советскими частями, так что выход японской Сунгарийской флотилии в Амур был отрезан в первые же часы военных действий.
Перед высадкой бронекатер БК-11 из 1-й бригады был выделен для личного использования командующим 2-м Дальневосточным фронтом, генералом армии М.А. Пуркаевым. Специально для него на БК-11 в первом кубрике дополнительно установили 10-мм броневые щиты. Но, судя по всему, генерал садиться на бронекатер все-таки не решился.
По сообщениям разведки, японское командование начало отвод своих войск к городу Тунцзян (Лaxacycy). В связи с этим командование флотилией приказало 1-й бригаде речных кораблей высадить на участке остров Татарский - устье Сунгари 361-ю стрелковую дивизию и оказать ей артиллерийскую поддержку в штурме Тунцзяна.
10 августа бронекатера 1-й бригады в протоке Кукелево приняли на борт 361-ю стрелковую дивизию и глубокой ночью вышли к Тунцзяну. После затяжных дождей река Сунгари вышла из берегов и разлилась на 20–25 км в ширину. В условиях нулевой видимости, в темноте, под проливным дождем, при отсутствии данных о навигационной обстановке и минной опасности бронекатера с десантниками, преодолев за ночь 70 км, с рассветом ворвались на Фуцзиньский рейд. Вызвав огонь на себя, бронекатера выявили огневые точки японцев и подавили большинство из них. Затем на захваченном участке берега с бронекатеров и монитора «Сунь-Ятсен» был высажен тактический десант - штурмовая рота десанта, до батальона десантников и четыре танка 171-й танковой бригады. Позднее в этом районе произвели высадку десанта мониторы «Ленин» и «Красный Восток», а затем подошли другие корабли флотилии с десантом.
Закончив высадку, бронекатера и мониторы стали поддерживать десант огнем своей артиллерии, маневрируя на закрытых огневых позициях. Танки же из-за разлива Сунгари и бездорожья удалось применить только к вечеру.
Действия 2-й бригады речных кораблей в устье СунгариК началу боевых действий 2-я бригада речных кораблей базировалась на Хабаровск. В ее состав входили:
мониторы «Свердлов» (4 - 130/55-мм пушки обр. 1913 г.; 2 - 85-мм установки 90К; 4 - 37-мм автомата 70К; 6 - 20-мм пушек Эрликон) и «Дальневосточный комсомолец» (4 - 152/50-мм пушки; 2 - 37-мм автомата 70К; 4 - 20-мм пушки Эрликон).
2-й отряд бронекатеров из четырех катеров проекта 1124, вооруженных реактивными установками 16-М-13 (БК-13, БК-21, БК-22 и БК-24).
3-й отряд бронекатеров из четырех катеров проекта 1124 (БК-51, БК-52, БК-53 и БК-54).
2-й дивизион речных тральщиков (РТЩ-50, РТЩ-51, РТЩ-52 и РТЩ-53).
3-й отряд катеров-тральщиков (КТЩ-18,19, 24, 25, 26, 27).
Кроме того, в бригаду входили две плавучие зенитные батареи,
№ 1232 (самоходная десантная баржа) и № 1230 (несамоходная десантная баржа). Каждая батарея была вооружена четырьмя 85-мм универсальными установками 90К и шестнадцатью 37-мм зенитными автоматами 70К.
Минный катер А-5 (Чертеж А.Е. Лютова)
К утру 8 августа 2-я бригада речных кораблей прибыла из Хабаровска в район поселка Нижне-Спасское, расположенного на левом берегу Амура, напротив селения Фуюань. Посередине Амура имелся довольно большой остров Малайкин, который надежно прикрывал наши корабли от наблюдателей противника.
В ночь на 9 августа на бронекатера 2-го отряда БК-13, БК-21, БК-22 и БК-24 была посажена рота автоматчиков (200 человек). Кроме автоматов, в роте имелись ручные пулеметы и минометы. На каждый бронекатер были приняты по 50 автоматчиков, по одному пулемету и миномету.
Перед отрядом бронекатеров ставилась задача на полном ходу пересечь Амур, высадить первый бросок десанта, захватить плацдарм и удерживать его до подхода второго эшелона десанта, а затем обеспечить его высадку.
В 4 ч. 30 мин. 9 августа катера с десантом отошли от берега и в кильватерном строю двинулись по протоке Малайкина.
Высадка предполагалась в двух пунктах. В южной части Фуюаня у скалистого берега в Амур впадает неширокая, но глубокая речка Нунгдян, в устье этой реки есть небольшой, но удобный для прохода бронекатеров распадок. Туда должен был высадиться десант с катеров БК-13 и БК-21. Бронекатера БК-22 и БК-24 должны были высадить десант в северной части Фуюаня, вблизи небольшой пристани.
Как только бронекатера с десантом вышли из-за острова, с БК-13 была произведена пристрелка несколькими выстрелами из носового орудия по японским укреплениям. Полученные данные пристрелки были переданы по рации на все бронекатера отряда. Затем все четыре катера одновременно по команде командира отряда произвели пуск реактивных установок 16-М-13. В залпе было выпущено одновременно 60 реактивных снарядов калибра 132 мм. Затем катера повернули на 90° влево и на полном ходу устремились к местам высадки.
Первоначально японцы почти не оказывали сопротивления - сказался фактор внезапности. Но при продвижении десанта открыли огонь доты, расположенные на возвышенностях в нескольких сотнях метров от берега.
Через два часа после высадки первого десанта к пристани Фуюаня подошла канлодка «Пролетарий» со вторым эшелоном десанта в составе 274 человек, а еще через полчаса подошла зенитная плавбатарея № 1232. При подходе к берегу ни канлодка, ни плавбатарея не встретили противодействия противника. Личный состав бронекатеров принял швартовы этих кораблей, помог отшвартоваться и наладить сходни для высадки бойцов и выгрузки техники. Высадка второго эшелона прошла успешно. Но, сойдя на берег, десантники вступили в бой с окопавшимися на возвышенностях японцами и начали теснить их.
К 16 часам 9 августа населенный пункт Фуюань был занят советским десантом. Потери десантников составили: убиты - 21 человек, ранены - 51 человек. Потери японцев: до 70 человек убитыми и 150 человек взяты в плен. Оставив в Фуюани небольшую группу бойцов, десант погрузился на корабли, которые пошли вверх по Амуру. Предстояло овладеть еще тремя узлами сопротивления, примыкавшими к реке в районах Циндели, Эту и Гайцзы.
Утром 10 августа корабли подошли к Циндели, но к этому времени узел сопротивления был уже взят советскими сухопутными войсками. Поэтому высадка десанта не производилась и корабли пошли дальше. У села Покровское 2-я бригада речных кораблей взяла на борт 3-й батальон 630-го стрелкового полка и направилась к Эту. Но и этот узел сопротивления оказался уже занятым советскими войсками. Отряд пошел дальше.
В 19 ч. 25 мин. 10 августа монитор «Свердлов» и три бронекатера высадили десантный отряд в устье реки Гайцзы, а монитор «Дальневосточный комсомолец» высадил стрелковую роту севернее селения Гайцзы. Так как основные силы японцев покинули узел сопротивления еще накануне, 9 августа, нескольких залпов с советских мониторов оказалось достаточно, чтобы обратить остатки японского гарнизона в бегство.
Действия 3-й бригады речных кораблей3-я бригада речных кораблей к началу войны базировалась на Хабаровск. В состав бригады входили:
1-й дивизион канонерских лодок: «Пролетарий» (водоизмещение 383 т; скорость хода максимальная 22/10 км/час; вооружение: 2 - 100/56-мм установки Б-24-БМ, 1 - 37-мм автомат 70К) и «Монгол» (водоизмещение 320 т, скорость хода максимальная 23,5/10,5 км/час; вооружение: 2 - 76/40-мм пушка ТУС-ККЗ, 2 - 45-мм пушек 21 К).
3-йдивизион канонерских лодок: КЛ-30 «Кузнецк», КЛ-31 «Якутск» (обе имели водоизмещение 410 т, скорость хода максимальная 21,2/11,0 км/час; вооружение: 2 - 100/56-мм установки Б-24-БМ, 2 - 37-мм автомата 70К), КЛ-36 «Новороссийск» и КЛ-37 «Баку» (у обеих водоизмещение 376 т, скорость хода максимальная 25/14 км/час, вооружение: 2 - 76/55-мм пушки 34К, 3 - 37-мм автомата 70К).
4-й отряд бронекатеров, куда входили катера БК-31, БК-32, БК-33 и БК-34. Все проекта 1124, вооруженные 76-мм пушками обр. 1927/32 г.
4-й и 7-й отряды катеров-тральщиков (12 катеров).
Минный заградитель «Сильный» (водоизмещение 300 т, вооружение: 3 - 45-мм пушки 21 К, 150 мин типа «Р»).
Зенитная плавбатарея № 1233 (самоходная десантная баржа, вооруженная 4 - 85-мм универсальными установками 90К и 16 - 37-мм автоматами 70К).
Непосредственно перед началом боевых действий 3-му отряду бронекатеров была поставлена задача форсирования Уссури 5-м отдельным стрелковым корпусом.
За первые четыре дня боевых действий 3-я бригада перевезла через Уссури из села Васильевское в поселок Жаохэ около 6 тысяч человек, 50 орудий и минометов, 150 автомобилей, большое количество боеприпасов и военного имущества. При этом особо отличился экипаж KЛ-30 «Кузнецк». Моряки круглосуточно без отдыха, грузили на борт боевую технику и доставляли ее на противоположный берег. Стоя по пояс в воде, члены экипажа обеспечивали погрузку и выгрузку по сходням тяжеловесных грузов.
Закончив переброску 5-го стрелкового корпуса, 3-я бригада речных кораблей была направлена на помощь кораблям 1-й и 2-й бригад, обеспечивавших переправу войск через Амур на участке Ленинское - Лунцзян.
Канонерская лодка КЛ-30
Действия Зее-Бурейской бригады речных кораблейЗее-Бурейская бригада речных кораблей перед войной базировалась в районе Благовещенска, в поселках Сазанка, Астрахановка и Малиновка. В состав бригады входили:
монитор «Активный» (полное водоизмещение 314 т; скорость хода максимальная 23,7/13,3 км/час; вооружение: две 102/45-мм установки в башне МБ-2-4-45; две спаренные 45-мм башенные установки 41К; одна 37-мм установка 70К);
канонерская лодка «Красная Звезда» (полное водоизмещение 338 т; скорость хода максимальная 28,1/13,4 км/час; вооружение: две 100/56-мм/клб установки Б-24-БМ; три 37-мм установки 70К);
2-й отдельный дивизион канонерских лодок в составе KЛ-32 «Гродеково» (полное водоизмещение 252 т, скорость хода максимальная 21/12 км/час; вооружение: две 76/40-мм установки ТУС-ККЗ; две 37-мм установки 70К), KЛ-33 «Хабаровск» (водоизмещение полное 274 т; скорость хода максимальная 21/12 км/час; вооружение: две 76/40-мм установки ТУС-ККЗ; две 37-мм установки 70К), KЛ-34 «Новосибирск» (водоизмещение полное 274 т; скорость хода максимальная 21/12 км/час; вооружение: две 76/40-мм установки ТУС-ККЗ; две 37-мм установки 70К) и KЛ-35 «Комсомольск» (водоизмещение полное 274 т; скорость хода максимальная 21/12 км/час; вооружение: две 76/40-мм установки ТУС-ККЗ; две 37-мм установки 70К);
1-й отдельный дивизион бронекатеров, имевший в составе два отряда бронекатеров. В 1-й отряд бронекатеров входили катера проекта 1124 БК-41, БК-42, БК-43 и БК-44 (водоизмещение полное 41,7 т; скорость хода максимальная 42/24 км/час, вооружение: две 76-мм пушками обр. 1927/32 г. в башнях танка Т-28); во 2-й отряд бронекатеров входили такие же катера БК-45, БК-46, БК-55 и БК-56;
2-й отдельный дивизион бронекатеров в составе 1-го отряда бронекатеров, в который входили катера проекта 1124 БК-61, БК-62, БК-63 и БК-64, вооруженные двумя 76-мм пушками обр. 1927/32 г. в башнях танков Т-28; и 2-го отряда бронекатеров, в который входили бронекатера типа «К» (бывшие канонерские лодки Военного ведомства): БК-71, БК-73, БК-74 и БК-75 (водоизмещение полное 31 т; скорость хода максимальная 33/21,5 км/час; вооружение: две 76/16,5-мм короткие пушки обр. 1913 г.);
3-й отдельный дивизион речных тральщиков в составе РТЩ-56, РТЩ-57, РТЩ-58 и РТЩ-59;
5-й отряд катеров-тральщиков в составе КТЩ-20, КТЩ-21, КТЩ- 22, KT3-23, КТЩ-40 и КТЩ-41;
2-й отряд глиссеров (10 единиц).
Канонерская лодка КЛ-36
Форсирование Амура у Благовещенска началось на второй день военных действий, после того как обозначился крупный успех в Маньчжурской наступательной операции. Здесь действовала 2-я Краснознаменная армия, части 101-го укрепрайона, Зее-Бурейская бригада речных кораблей и истребительная авиация 10-й воздушной армии.
По плану, преодоление водного рубежа у Благовещенска составляло первый этап Сахалянской наступательной операции, завершить которую должны были штурм Сахалянского и Суньусского укрепрайонов противника и захват плацдарма на правом берегу Амура.
Но советские войска не встретили у Сахаляна почти никакого сопротивления. Японцы начали отводить войска почти по всему Верхнему и Среднему Амуру. Разведка установили, что уже к исходу первого дня военных действий японские войска стали отходить как из Сахалянского, так и из Суньусского укрепрайонов. Все это позволило приступить к выполнению Сахалянской наступательной операции, не дожидаясь, пока к Благовещенску будут стянуты основные силы 2-й Краснознаменной армии.
Операция началась в ночь с 9 на 10 августа. Стояла сплошная облачность, периодически моросил дождь, видимость не превышала ста метров. Вспыхнувшие на территории противника пожары освещали весь Сахалянский рейд, бросая густую тень на береговую черту и сосредоточенные под берегом суда японцев. К трем часам ночи 1-й и 2-й от ряды глиссеров (три глиссера и три полуглиссера) и дивизион катеров-дымзавесчиков заняли исходные позиции у острова Затонский. В целях скрытности глиссеры подошли сюда самосплавом. В 3 ч. 30 мин. 2-й отряд 1-го отдельного дивизиона и 2-й отряд 2-го отдельного дивизиона бронекатеров вышли к реке Зея и в 4 ч. 05 мин. скрытно, с выхлопом под воду вошли на Сахалянский рейд. В 4 ч. 30 мин. по сигналу командира бригады, находившегося на флагманском бронекатере, 2-й отряд 1-го дивизиона, а через 5 минут 2-й отряд 2-го дивизиона, не меняя курса, открыли огонь по берегу. Первый залп бронекатеров служил сигналом к открытию огня артиллерией 101-го укрепрайона. Огневые задачи были распределены так, что корабли поражали только непосредственно наблюдаемые цели, преимущественно плавсредства противника, а артиллерия 101-го укрепрайона вела огонь по невидимым целям, в том числе и по 280-мм установкам противника.
Канонерская лодка КЛ-35
Через 10 минут японская четырехорудийная батарея открыла ответный огонь, бронекатера подверглись также и оружейно-пулеметному обстрелу. В результате сосредоточения огня 101-го укрепрайона и бронекатеров огневые точки противника были подавлены.
Выполнив задачу, бронекатера повернули на обратный курс. Они уничтожили шесть судов противника, склад горючего и другие объекты в речном порту. В результате набега было установлено, что противник начал отход на вторую линию обороны, уничтожая военно-промышленные и хозяйственные объекты города. В связи с этим было решено ускорить начало второго этапа, чтобы не дать японским частям закрепиться на новых рубежах и предотвратить разрушение объектов и города.
В 11 ч. 45 мин. 10 августа 2-й отряд 1-го отдельного дивизиона бронекатеров и 2-й отряд 2-го отдельного дивизиона бронекатеров высадили десанты на набережную города Сахалян. Через 20 минут сюда же с катеров 56-го пограничного речного дивизиона высадились пограничники. Противник начал быстро отходить. Десантники приступили к ликвидации очагов сопротивления в городе и на его окраинах.
Получив донесение командира бригады речных кораблей об овладении городом Сахалян, командующий 2-й армией в 12 ч. 30 мин. приказал бригаде сосредоточить все суда в Благовещенске для переброски в Сахалян мотострелкового батальона танковой бригады и других ее частей. Переброска началась в 14 ч. 20 мин.
Японский пулемет на позиции. 1945 г.
Сахалянская переправа действовала до капитуляции Квантунской армии. С 10 августа по 1 сентября были перевезены 22 845 солдат и офицеров, 425 орудий и минометов, 277 танков и бронемашин, 1459 автомобилей, 1574 лошади, 118 тонн боезапаса и много других грузов. Личный состав перевозился на различных плавсредствах, в том числе и на боевых кораблях.
В 13 ч. 55 мин. 10 августа командующий 2-й армией приказал командиру бригады речных кораблей срочно подготовить силы и захватить город Аргунь. Это позволяло создать вспомогательный плацдарм для наступления частей 2-й армии на укрепленный сектор Лянцзятунь и обеспечить поддержку наступающих частей огнем корабельной артиллерии.
Высадка десанта в укрепленном секторе Айгунь началась сразу же после захвата плацдарма в Сахаляне. Эта задача была решена 2-м отрядом 1-го отдельного дивизиона, 2-м отрядом 2-го отдельного дивизиона бронекатеров и 56-м речным дивизионом, высадившим десант - 256-й отдельный стрелковый батальон. Командовал высадкой командир 1-го отдельного дивизиона бронекатеров, капитан-лейтенант Филимонов.
Через полчаса после получения приказа, в 14 ч. 50 мин. 10 августа, катера вышли на выполнение задания. К 17 часам высадка стрелкового батальона закончилась. Овладев железнодорожной станцией Айгунь, батальон форсировал реку Гунбелахэ. На другом берегу реки наши бойцы встретили ожесточенное сопротивление противника, засевшего в долговременных оборонительных сооружениях укрепленного сектора. Здесь было 42 дота и дзота со 105-мм орудиями. Командующий 2-й армией направил к Айгуню корабли для артиллерийской поддержки наших войск. В 16 ч. 10 мин. 12 августа монитор «Активный», канонерская лодка «Красная Звезда» и бронекатера 1-го отряда 1-го отдельного дивизиона прибыли в назначенный район, заняли огневые позиции и установили связь с командным пунктом командира 256-го отдельного стрелкового батальона.
Первоначально планировалось, что монитор и канлодка будут вести огонь с амурского плеса, а бронекатера прорвутся в устье реки Гунбелахэ, поднимутся вверх по течению и огнем реактивных установок подавят на участке 12–18 км огневые точки противника. Но по результатам гидрографической разведки пришлось отказаться от этого плана, так как глубина устья Гунбелахэ не позволяла пройти там бронекатерам. Поэтому бронекатера заняли огневые позиции у левого берега Амура с задачей охранения рейда и прикрытия крупных кораблей.
Погрузка японской полковой артиллерии на железнодорожную платформу. 1945 г.
«Активный» и «Красная Звезда» открыли огонь, с командного пункта командира батальона сообщили о разрыве снарядов в районе цели. В 16 ч. 35 мин. батарея противника начала ответную стрельбу. Снаряды ее первого залпа легли в 200 м за кормой канонерской лодки, разрывы постепенно приближались к кораблю. «Красная Звезда» прекратила стрельбу, снялась с якоря и через 20 минут заняла запасную огневую позицию.
В течение 33 часов корабли бригады вели огонь по батареям и оборонительным сооружениям японцев. За это время было подавлено девять батарей противника, одна батарея уничтожена, рассеяны японские пехотные части. Это позволило танковым частям и десанту обойти укрепленный сектор и в 1 час ночи 14 августа внезапно овладеть городом Айгунь с тыла.
Пока часть кораблей бригады действовала в районе города Айгунь, другая часть налаживала Константиновскую переправу для переброски войск 2-й армии в этом районе. К вечеру 10 августа на правом берегу Амура, напротив села Константиново стрелковый батальон овладел селением Хадаян и участком берега между городами Айгунь и Цикэ. Для переправы войск в Константиново по приказу командира бригады был сформирован 1-й маневренный отряд. В него вошли две канлодки, 2-й отряд 1-го отдельного дивизиона бронекатеров, два бронекатера из другого отряда, два речных тральщика, один пароход, буксиры и баржи Верхне-Амурского речного пароходства. Командовал переправой командир бригады, имевший непосредственную и телефонную связь с командным пунктом 2-й армии. В его распоряжение был выделен саперный батальон для расширения и дооборудования фронта посадки и высадки.
11 августа, в 6 ч. 40 мин., 1-й маневренный отряд прибыл в район Константиново, куда стягивались войска 2-й армии. Началась перевозка войск. Константиновская переправа действовала в течение всего периода наступления. С 11 августа по 1 сентября через нее были перевезены 64 891 солдат и офицер, 747 танков и бронемашин, 406 орудий, 3545 автомашин, 4933 лошади и около 15 тысяч тонн других грузов.
К вечеру 10 августа начался захват города Цикэ. Для этого был сформирован 2-й маневренный отряд, в который вошли 1-й отряд 2-го отдельного дивизиона бронекатеров, 5-й отряд катеров-тральщиков и оперативно подчиненный бригаде 75-й речной дивизион. Отряд должен был перевезти на набережную города Цикэ 214-й стрелковый полк.
11 августа в 2 ч. 40 мин. бронекатера после кратковременного огневого налета с дистанции 1500 м высадили десант в назначенное место. Японцы встретили катера артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем, но сопротивление было непродолжительным, вскоре японские огневые точки были подавлены и десантники закрепились на позициях в Цикэ. До 6 ч. 25 мин. катера перебрасывали части усиления, и к вечеру город был взят.
Отличительной чертой Сахалянской операции стали ее размах и темп. Береговая черта протяженностью в полторы тысячи километров была очищена от противника в течение двух суток. Однако в сложившихся условиях темп мог быть еще более высоким. Так, если бы во время ночного набега 10 августа была произведена более тщательная разведка, стало бы ясным, что плацдарм мог быть занят силами корабельных десантов. Это сократило бы сроки операции не менее чем на шесть - восемь часов.
После завершения действий на Сахалянском направлении отряд кораблей Зее-Бурейской бригады в составе монитора «Активный», канонерской лодки «Красная Звезда» и 1-го дивизиона бронекатеров 15 августа вышел из Благовещенска на реку Сунгари для содействия войскам 15-й армии, наступавшим на Хабаровск.
Действия Сретенского отдельного дивизиона речных кораблейСретенский отдельный дивизион речных кораблей (СОДРК) перед началом боевых действий базировался на Сретенск и Падь-Даван на реке Шилке. В его состав входили 1-й и 2-й отряды бронекатеров и плавбаза ПБ-1. В 1-м отряде находились бронекатера БК-16, БК-17, БК-18 и БК-19 проекта 1125 (водоизмещение полное 26,8 т, скорость хода максимальная 45,8/33,9 км/час, вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1927/32 г. в башне танка Т-28). Во 2-й отряд входили бронекатера БК-93 и БК-94 (бывшие «Копье» и «Пика»; водоизмещение 25 т, скорость полным ходом на тихой воде 16 км/час; вооружение: одна 76-мм горная пушка обр. 1909 г.), БК-81 и БК-84 (оба типа «Н»; водоизмещение полное 18 т, скорость полным ходом 19/7 км/час; вооружение: одна 76-мм короткая пушка обр. 1913 г.).
СОДРК должен был поддерживать 74-й погранотряд в охране границы по рекам Айгунь и Амур, от начала Амура до поселка Джалинда, находящегося на меридиане станции Сковородино, где железнодорожная ветка от основной магистрали подходит к берегу Амура. Также в задачу отряда входило взаимодействие с соседним погранотрядом, расположенным ниже Джалинды по течению Амура. На случай боевых действий в верховьях Амура отрабатывалось взаимодействие СОДРК с 368-м горнострелковым полком 2-й армии, который дислоцировался в городе Ерофей Павлович.
Основным направлением совместных действий СОДРК и пограничников был маньчжурский уездный город Мохэ, где находился сильный японский гарнизон.
Приказ о начале боевых действий был получен вечером 8 августа. Катера 2-го отряда, приведенные в боевую готовность, ночью вышли по Амуру к поселку Покровка.
На рассвете 10 августа катера 2-го отряда приняли на борт пограничников и вошли в устье реки Аргунь, обстреляв там из пулеметов посты и наблюдательные пункты японцев. Высаженный с катеров десант захватил основной опорный пункт японцев в поселке Элехэхада, уничтожив там засады и группу смертников.
Катера 2-го отряда поднялись вверх по Аругню только на 10–15 км, дальше идти не позволяли глубины, и там стали действовать малые пограничные катера.
Одновременно 1-й отряд бронекатеров направился вниз по Амуру, уничтожая артиллерийским и пулеметным огнем японские наблюдательные посты и заставы на правом берегу Амура. Высаженные с бронекатеров десантники захватили японские заставы в Логухэ, Нацинхда и другие.
Основной же задачей был захват города Мохэ, расположенного напротив поселка Игнашино. В Мохэ находились основной гарнизон и командование японских войск, действовавших в верховьях Амура и на реке Аргунь. 368-й горнострелковый полк за ночь перешел из города Ерофей Павлович в Игнашино, чтобы переправиться через Амур и захватить Мохэ.
На рассвете 10 августа бронекатера 2-го отряда высадили десант в двух-трех километрах выше Мохэ, а бронекатера 1-го отряда прямой наводкой обстреляли огневые точки и другие цели в Мохэ у уреза воды и заняли огневые позиции для огневой поддержки высадки основного десанта 368-го горнострелкового полка. Под прикрытием бронекатеров части 368-го горнострелкового полка были посажены на плавбазу ПБ-4 и малые пограничные катера и начали высадку на берег непосредственного в городе Мохэ.
Бронекатера 1-го отряда дали два-три залпа по штабу и казармам японцев. Части горнострелкового полка и пограничников вошли в город и стали продвигаться в глубину. Не прошло и часа, как на зданиях города появились белые флаги, а мирные жители направились к порту также с белыми флагами в руках. Артиллерийский огонь с бронекатеров был прекращен. Тем временем японский гарнизон вместе с семьями ушел таежными тропами в горы, предварительно запалив склады с оружием и продовольствием.
Части 368-го полка продвинулись в город на километр-полтора. Пограничники начали преследование отступающего противника и проверку окрестностей города на наличие засад и групп смертников.
После захвата Мохэ 368-й горнострелковый полк был отозван на другое направление. Корабли Сретенского дивизиона переправили его обратно на левый берег Амура, откуда войска направились к железнодорожной станции Ерофей Павлович. В Мохэ и других захваченных опорных пунктах японцев остались подразделения 74-го погранотряда.
В результате боевых действий на кораблях потерь личного состава не было, среди пограничников несколько человек получили ранения.
Последующие несколько дней бронекатера дивизиона находились в Мохэ в повышенной боевой готовности на случай вылазок японцев. Только когда все побережье устья реки Аргунь до селения Джалинда, все дороги и тропы в глубину побережья на три-пять километров были проверены пограничниками и засад там не обнаружено, корабли дивизиона отошли на левый берег Амура, в район Покровки и перешли на повседневный режим.
Действия Уссурийского и Ханкайского отрядовУссурийский отдельный отряд бронекатеров базировался в поселке Лесозаводск, на реке Уссури. В составе отряда находилось четыре бронекатера проекта 1125 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г. (БК-26, БК-27, БК-28 и БК-29).
9 и 10 августа Уссурийский отряд бронекатеров поддерживал огнем наступающие части 35-й армии при занятии Хутоуского укрепленного района и узлов сопротивления японцев на левом берегу реки Сунгач. Далее катера пошли вверх по реке Уссури. 13–15 августа бронекатера обеспечивали переправу войск 35-й армии на левый берег Уссури в районе Имана.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров перед войной базировался в поселке Камень-Рыболов, на восточном берегу озера Ханка. В отряде было четыре бронекатера проекта 1124 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г. (БК-15, БК-25, БК-65 и БК-66).
С 9 по 11 августа включительно отряд бронекатеров на озере Ханка артиллерийским огнем поддерживал наступление сухопутных войск, подавляя огневые точки противника, уничтожая его оборонительные сооружения в Данбичжэнь, Лунванмяо и в других пограничных населенных пунктах.
Следует заметить, что боевые действия отряд вел 9 и 10 августа при шквальном дожде и сильном северо-восточном ветре, когда в штормовом озере бронекатера буквально заливало водой.
Огнем бронекатеров были уничтожены 8 наблюдательных вышек, радиостанция, 3 сторожевых катера и 2 дота.
Появились на реке Амур летом 1644 года - это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова , который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог .
Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова , которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах , удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.
По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооружённые пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури» , «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа .
Первое соединение появилось в - гг., хотя оно и не было военно-морским.
Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц , расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки , была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия . Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские , амурские , уссурийские казаки . Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до г. - Лухманов, Дмитрий Афанасьевич . Финансирование флотилии было определено из средств сразу двух казачьих войск - Амурского (8976 руб. в год) и Уссурийского (17423 руб. в год) . Также казаки заготовляли дрова и уголь для судов флотилии (с 1898 года на оплату их поставок выделялись 20 % выручки от частных рейсов), но с 1904 года эта повинность была заменена выплатой из войсковых капиталов (2156 руб. в год с Амурского и 4724 руб. с Уссурийского войск) .
Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов , осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года .
В 1930-х годах в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 году открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 года интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре , строивший корабли с 1935 года. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.
27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошёл один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 год), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 (БКА пр. 1124) с двумя танковыми башнями (или с одной башней и установкой типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31, вторых - 42. Кроме того, к 1941 году флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.
Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла из 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 единицы, дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зейско-Буреинской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Як-3 , 8 Ил-2 , 7 И-16 , 3 МБР-2 , 3 По-2 , 2 Як-7 , 1 СБ , 1 Су-2 . При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6 %, а старшинским и рядовым - на 88,7 % и четыре сравнительно крупных корабля было в ремонте. Ситуацию нивелировало хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому её личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6-8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Фуюань , Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин , обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Маньчжоу-Диго .
После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищённых и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан») , которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики . К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было недальновидно, так как бронекатера не требуют для сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года . Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .
ПСКР-200, ПСКР 4-го ранга (артиллерийский катер проекта 12130 «Огонёк»)
Катер проекта 14081М «Сайгак», принадлежит Федеральной таможенной службе.
С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для неё пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР Амурская пограничная речная флотилия . В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее) . По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль - малый артиллерийский корабль «Вьюга» . В 2009 году за Пограничной службой на Амуре числилось 15 (возможно уже списаны), 1 речной малый артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень», от 7 до 9 речных артиллерийских катера проекта 1248.1 «Москит», 8 речных бронекатеров управления проекта 1249 и 3 артиллерийских бронекатера проекта 12130 «Огонек» .
Расформирована 11 ОБРПСКР (Джалинда), Дивизион ПСКа в составе Сковородинсого ПОГО
ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249, 18 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371
2 ПСКР проекта 1248, 2 ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1208, 12 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза
ПСКа разных проектов, ПМКа проекта 1398 «Аист», а также группа ПМКа в пос. Приаргунск (подчиняется командиру ОДнПСКа)
Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. August 9th, 2011
Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.
После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.
Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.
минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее
Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.
Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х
Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.
Монитор "Сердлов" 1945 год
Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.
Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).
Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.
1
…правильнее сказать, по бывшей базе КАФ, ибо сама Краснознаменная амурская флотилия, начало которой было положено еще в 1908 году, несколько месяцев не дожила до своего девяностолетия (если отбросить те периоды, когда часть расформировывалась, чтобы вновь быть воссозданной).
На снимке можно видеть ядро сил дивизиона пограничных кораблей в обширной гавани между правым берегом Амура и островом Заячьим (его также называют полуостровом из-за насыпной дамбы) в северной части Хабаровска. Подробный рассказ об истории флотилии и о боевых судах я оставлю на долю будущей прогулки, так как вчера и погода не слишком располагала к фотосъемке, и экипировку я продумал слишком слабо, и времени оказалось маловато.
За вырезами в надстройке слева внизу явно скрывается гребное колесо. Стоит отметить, что колесные пароходы в СССР перестали строить только в 1950-х, дольше всех, правда, продержались не пассажирские и грузовые суда, а буксиры (они имели преимущество перед традиционными винтовыми судам при трогании с места и работе на мелководье).4 Насколько я понял, этот пароход был затерт льдами и затонул в этом затоне в самом конце 1990-х (по крайней мере в середине того деятилетия он еще находился на ходу). Вспомнили о нем в 2008 года, когда увидели капитанскую рубку и трубу, показавщиеся на поверхности во время особенно низкого уровня воды. Предполагалось даже частично восстановить раритет и установить его у городской набережной. Судя по всему, финансирование на эти цели так и не нашли. Чертовски жаль...
Кстати, говорят, чуть в стороне на дне лежит еще один пароход, но в куда худшем состоянии - тот затонул еще в советское время.5 Огромные, зияющие черными пастями ангары слева предназначались для стоянки судов на воздушной подушки (в частности для «Мурен»), откуда те спускались на воду своим ходом. Впрочем, как мне рассказывали, на практике «Мурены» обычно почему-то стояли под открытым небом, а ангары пустовали. 6 Суда, неспособные передвигаться по суше, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи специльных лебедок. Кран же вроде бы служил для разгрузки железнодорожных платформ - на остров заведена специальная ветка.7 Первый этаж совершенно разоренного здания гидрографической части. Раньше именно ее личный состав занимался разметкой фарватеров на Амуре, установкой гидрографических знаков, предупреждающих о мелях и т.д. Сейчас здание потихоньку разбирают, утаскивая кирпичи, а то и целые плиты. Кто этим занимается - местные жители или же не в меру предприимчивые коммерсанты - сказать сложно. 8 Административный корпус судоремонтного завода №179. Сам завод, насколько мне рассказывали, если ремонтом кораблей сейчас и занимается, то на ничтожную часть своей мощности. По большей же части предприятие простаивает. Впрочем, на его территории производят примитивную мебель, что-то еще. В целом же на территории предприятия царит слабо прикрытая разруха.
На переднем плане можно видеть крутую лестницу, ведущую к заводу с возвышенности, на которой стоит вся северная часть города. В местном фольклоре эта лестница известна как потемкинская. 9 Неприметный вход в бомбоубежище в склоне холма близ главных ворот завода. 10 Подземные переходы и залы тянутся очень далеко, причем в нескольких уровнях. Даже прямой удар внешней вспышки полной мощностью вырвал из тьмы новые и новые дверные проемы, теряющиеся вдали в кромешном мраке. Нижние этажи затоплены, полы завалены мусором. Далеко от входа я уходить не стал. 11 На расстоянии сотни метров от верхней площадки «потемкинской» лестницы стоят два памятника. Этот посвящен павшим в Великой Отечественной войне работника судоремонтного завода, призванных в армию и погибших далеко от Дальнего Востока. 12 А это свидетель более ранних событий - Гражданской войны. Могила (или кенотаф?) революционера Стефана Сусс-Андриевского (1892-1919), согласно надписи, зверски замученного белогвардейцами и интервентами. Про него я ничего не знаю. 13 Так сейчас выглядит то, что некогда являлось воротами парка ДОФ (дома офицеров флота) - забор давно растащили на металл. Вообще-то до судоремонтного завода отсюда буквально рукой подать, но из-за неважного состояния дорог я предпочел сделать изрядный крюк через улицу Руднева.
В старом здании на заднем плане располагается детско-юношеская спортивная школа «Самбо-90». Раньше там была средняя школа, еще раньше вроде бы находилась гражданская поликлиника. Первый этаж здания явно был построен еще до революции, а второй надстроили, как мне кажется, где-то во второй половине 1930-х.
На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели. 14 Моряки-амурцы считались в прежние годы завидной партией, и у многих молодых хабаровчанок пользовалась популярностью эта крытая танцплощадка, давно уже пребывающая в состоянии разрухи. 15 Нет, это не пулеметные амбразуры. К танцплощадке пристроена будка киномеханика, и помещение использовалось также как летний кинотеатр. Сейчас же оно привлекает разве что молодежь, предпочитающую шуметь подальше от дома, да любителей городских игр вроде «Энкаунтера». 16 Жилой дом командующего базой. В частности, в нем проживал флагман I ранга Иван Николаевич Кадацкий-Руднев, командовавший флотилией в 1933-1937 годах. Как нетрудно догадаться из последних цифр, был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Стоит отметить, что командующий флотилией - должность очень высокая, близкая по значению к командующему военным округом, так что дом занимался высшим офицером КАФ полностью, с семьей и соответствующей рангу прислугой.
Уже в более поздние времена здание занимал роддом №3, недавно ставший филиалом городского роддома №1. Некоторое время он стоял законсервированным, но в связи с капитальным ремонтом «единички» филиал временно ввели в строй. Недавно ремонт завершился, и, видимо, медучреждение тут вновь закрывается.
Кстати, тут к нам с уважаемым drtr0jan (который, кстати, и устроил эту экскурсию по базе, за что ему огромное краеведческое и просто человеческое спасибо) прицепились фигурирующие на снимке ухари, таскающие что-то из здания в автофургон. Мол, это федеральный объект, снимать его запрещено, вроде бы даже камеру угрожали отнять. Ясно дело, что это были обычные моськи, ходячие синдромы вахтера, пытающиеся изобразить из себя влиятельных особ, от воли которых может зависеть жизнь и смерть сограждан. 17 Вообще архитектурно западная часть улицы Ильича ничуть не менее интересна, чем восточная, которую я уже показывал в альбоме , посвященному прогулкам в кварталах, прилегающих в базе КАФ.
На снимке фигурирует гинекологическое отделение роддома. 18 Удивило состояние деревянных бараков постройки, скорее всего 1930-х годов. Они, в отличие от своих однотипных собратьев из других уголков города (да той же базы КАФ, только иных кварталов), до сих пор выглядят вполне молодцевато, даже кронштейны козырьков у них шикарные - кованные.
Впрочем, жить в таких домах все равно не слишком приятно, несмотря на то, что они благоустроены (вроде бы есть даже горячая вода) - сырость никуда не девается. Примечательно, что в территории городка существуют даже капитальные трехэтажные кирпичные здания постройки начала XX века, в которые за целое столетие не провели даже банальную канализацию. 19 А в этом доме, стоящем в другой части района, проживал тот самый Николай Гаврилович Хорошев, что возглавлял оборону железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Он пал в том бою со всем своим взводом, но дал возможность вывезти со станции вагоны с боеприпасами на левый берег Амура. Кстати, одно время около первого каменного здания вокзала стоял небольшой монумент в память о том сражении. При строительстве второго здания в 1960-х невысокий памятник заменили табличкой, висевшей справа от главного входа, а в ходе полной реконструкции 2000-х годов исчезла и она (подсказывают, что табличка появилась на новом здании со стороны перрона в ноябре 2008 года, но я еще хочу это проверить).
Кстати, до 1998 года в запечатленном на фотографии здании находилось управление тыла флотилии. В настоящее время здесь располагается общежитие военнослужащих-пограничников части 2492 - по сути дивизиона пограничных кораблей. Номинально упомянутая часть расквартирована в селе Казакевичево прямо напротив китайской территории, однако в последние годы явно наметился перевод оттуда всего, что только можно, в Хабаровск. 20 Еще одно интересное дореволюционное здание, возможно, из числа наиболее старых - камбуз флотилии. Состояние его, увы, оставляет желать лучшего.
На этом завершаю рассказ о вчерашней прогулке по территории базы КАФ в северной части города. Я показал лишь часть уведенных и снятых мною объектов, но обстоятельное повествование, как уже было сказано выше, последует позднее, так как не все было исследовано в свете упомянутых негативных факторов. Кстати, хмурое пасмурное небо к числу таковых можно отнести лишь отчасти - оно стало подходящим настроенческим фоном к прогулке по руинам некогда обширной базы грозной Краснознаменной амурской флотилии.
Амурская военная флотилия
Знамя флотилии
Общие данные
Численный состав
Техника (по состоянию на 1910 г.):
- Техника надводная - 33 ед..
Техника (по состоянию на 1945 г.):
- Техника надводная - 126 ед..
Техника (по состоянию на 1997 г.):
- Техника надводная - 82 ед..
Военные конфликты
Орден Красного Знамени
История флотилии
Первое формирование
Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).
Н.Н.Муравьев-Амурский
Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.
Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).
Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия . На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии , а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 - 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 - 47-мм орудий Hotchkiss . В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.
Русско-японская война
Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.
После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения возросло до небывалых масштабов. Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал» . Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия . Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.
Второе формирование
Революция и Гражданская война
канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»
В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) . В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин» , посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.
К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок , пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия . В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.
Межвоенный период
бронекатер пр.1124 смешанной компоновки (одна башня танка Т-34, одна установка «Катюша»)
После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал» , 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».
В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.
С 1935 по 1941 год Амурская Краснознаменная военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный» , большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.
Великая отечественная война
По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне , но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Вся флотилия , в составе 126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава (флотилия противника состояла из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа– 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском направлении. Помимо прочего, она должна была не допустить форсирования противником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продвижения вдоль Сунгари осуществлять переправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротивления врага на прибрежных участках, а также его корабли.
высадка десанта с монитора «Дальневосточный комсомолец»
В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерийскую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передовых и разведывательных отрядов по захвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей высадила десант на подступах к узлу сопротивления Фуюань (устье Уссури) и поддержала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осуществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его верховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Управление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й бригады кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомолец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.
Перед кораблями флотилии была поставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плацдармы силы вторых эшелонов. Для этого оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой техники и различного военного имущества. В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овладели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Развивая наступление на цицикарском направлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от противника г. Суньу. Моряки Сретенского отдельного дивизиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелковыми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгромили пограничные гарнизоны, комендатуры, заставы и уничтожили важные огневые точки на северном побережье озера Ханко. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и пограничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох противник не сумел организованно использовать речную флотилию для противодействия форсированию рек и развитию наступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:
Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ (В.В.Путин) от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.
Организационный состав
Первое формирование
Штаб
Штаб первого формирования находился в городе Хабаровск.