Дедуктивный метод мышления как развить. Упражнения и советы для развития дедуктивного мышления. Что такое дедукция
Ещё знаменитый литературный персонаж А.К. Дойля Шерлок Холмс применял дедуктивный метод при раскрытии преступлений.
В историях про Шерлока Холмса описываются странные убийства, мистификации, по изобретательности не превосходящие простые элементарные правила психологии человека и физические законы. Конечно же, дедуктивным мышлением обладал сам писатель, он очень четко, по фактам, раскрывает нам истории преступлений от лица великого сыщика.
Дедуктивный метод мышления поможет вам лучше видеть многоходовые взаимосвязи информации, способствует поиску фактов, научит правильному построению суждений. Научит выстраивать мысли последовательно и практично, думать в направлении смысла, вокруг которого сосредоточена ситуация.
Особенности дедуктивного мышления
Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.
Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.
Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.
Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему . Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.
Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес ». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы ».
Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:
- основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;
- вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;
- общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.
Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон. Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам. Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.
Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.
В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.
Отличие дедуктивного метода от индуктивного
Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему . В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда). Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.
С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн
С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы. Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.
Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.
- от частного к общему – индукция;
- от общего к частному – дедукция.
Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.
То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).
- Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей . Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
- Старайтесь заинтересоваться любой информацией , будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
- Развивайте гибкость мышления . Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
- Научитесь читать невербальные знаки , которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
- Развивайте логическое мышление в целом . Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
- Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально : проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
- Одним из человеческих инстинктов – любопытство . Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.
Задачи на развитие дедуктивного мышления
Типичной задачей, чтобы развить метод дедуктивного мышления, является всеми известная загадка Эйнштейна, где предлагается угадать пять домов, кто в них живет, что ест, курит и какое животное держит. В задании даются косвенные подсказки. Другим примером задачи на дедукцию может быть такая:
«Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему? »
Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.
Медленное мышление, статистика и дедукция
Ещё один способ развития дедуктивного мышления – это тренировка медленного мышления и принятия разумных решений . Человек для получения ответа пользуется различными типами мышления. Интуитивное зависит от эмоциональных предчувствий и позволяет увидеть искомый ответ немедленно. В критических ситуациях это наиболее эффективный метод – реагировать быстро, предугадывать риски и опасности, экономить время, избегать излишних расчетов.
Но когда задача требует не молниеносной реакции, а углубленного понимания всех деталей, тогда медленное мышление способствует умственной въедливости в информационный материал, подавлению скорости мыслей (зависанию их в поле сознания) и произвольному вниманию. Для того, чтобы легче было получить состояние медленного мышления, сначала научитесь вдумчиво работать с увлекательной (интересующей вас) информацией, тогда формальная логика подпитывается личным интересом.
Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индукция - это познание от частного к общему. Например, анализируя частные знания (отдельные факты), исследователь - может прийти к общему знанию, в т.ч. умозаключению, гипотезе. Т.о. из частных знаний - получаются т.н. обобщённые знания. Чем обобщённее (=абстрактнее) знание - тем оно, в целом, полезнее, и могущественнее. Философия, например - совокупность наиболее обобщённых знаний. Наука и технологии, относительно философии - это знания со средней степенью обобщённости.
Именно такие (обобщённые и наиболее обобщённые) знания - дают человеку больше всего могущества (Силы).
Индукция, т.е. познание от частного к общему (обобщённому), по сути, есть основное содержание абстрактного мышления, - т.е. получение обобщённых (=абстрактных) и всё более обобщённых знаний из частных. В целом, именно так возникают и развиваются: искусство, наука и технологии, философия. Абстрактное мышление (индукция) - обуславливает превосходство человека над другими формами жизни на Земле.
Далее: Если индукция - это основное содержание абстрактного мышления, то чем же тогда является противоположный метод (дедукция)? Дедукция - тоже относится к абстрактному мышлению, т.к. она, хоть и не получает обобщённых знаний из частных, но оперирует обобщёнными (= абстрактными) знаниями:
В отличие от индукции, дедукция - это познание от общего к частному (а также от общего к общему, и от частного к частному). Это - получение новых знаний, при комбинации уже имеющихся общих, либо использование общих (и абстрактного мышления в целом) для получения новых частных знаний из частных. (За исключением, пожалуй, лишь самых примитивных выводов от частного к частному, которые можно осуществить без общих знаний).
Далее: В обобщённом знании, кстати - всегда содержится частное знание, вернее, много частных знаний, соединённых в одно общее. В этом - сила общих (обобщённых и наиболее обобщённых, = абстрактных) знаний. Например, обобщённое знание, что все деревья покрыты корой - содержит в себе связанные частные знания о каждом из триллионов деревьев, т.е. триллионы частных знаний! (связанных в одно лаконичное и могущественное общее знание о всех их). Узнав, что конкретный объект является деревом, мы получаем, используя дедукцию, знание, что наше конкретное дерево должно быть покрыто корой (т.е. получаем знание от общего к частному). Но ведь мы и так знали о том, что все деревья покрыты корой. По сути, дедукция от общего к частному - это применение уже имеющихся знаний, получение выводов (=новых знаний) на основе уже имеющихся общих знаний…
Кстати, дедукцию прославил, в своё время, всем известный, Шерлок Холмс, - имевший «выдающиеся дедуктивные способности».
Одним из проявлений дедукции является также метод познания - экстраполяция. Например, узнав, что открыт новый вид травы, и зная, что все известные виды травы - зелёные, мы можем сделать вывод, что новый вид травы является зелёным. Получаем т.о. - такое новое частное знание: «новый вид травы является зелёным». Т.е. мы этого не проверяли, и не видели, но экстраполировали (применили) имевшееся общее знание - на новый предмет, который в обобщение не входил. Получили т.о. дедуктивное знание, которое приняли на веру.
Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ Проблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта
Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир ВасильевичXII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и
Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих4. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и
Из книги Введение в философию автора Фролов Иван[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти
Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор5. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и
Из книги Вопросы социализма (сборник) автора Богданов Александр Александрович28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и
Из книги Теория познания автора ЭтэрнусМетоды труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры - восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть
Из книги Начала современного естествознания: концепции и принципы автора Савченко Валерий НестеровичОбычные методы познания Обычными методами - будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире - хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже
Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис АлександровичСпецифические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира - есть свой создатель. У книги - есть автор, у фильма - режиссёр, у игры - программист… Если Земля - Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли
Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от
Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими
Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти
Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В. Из книги автораГипотетико-Дедуктивный Метод (Hypoth?tico-D?ductive, M?thode -) Всякий метод, отталкивающийся от выдвинутой гипотезы с целью вывести из нее следствия, независимо от того, являются ли эти следствия фальсифицируемыми (как в экспериментальных науках) или нет. Применяется прежде всего в
Из книги автора§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под
Воплощение живого и гибкого ума Шерлок Холмс – вымышленный персонаж. Его прототип Джозеф Белл был врачом и наставником Конан Дойла. Навыки дедуктивного мышления будут полезны не только сыщикам – журналисты, диагносты, исследователи – каждый найдет применение методу в своей профессии.
В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений - дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция - это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.
Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля , которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.
Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего - полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному - рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.
- все металлы способны проводить ток;
- серебро - это металл;
- следовательно, серебро тоже проводит ток.
Методу дедукции противостоит метод индукции - когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:
- реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
- реки Енисей, Иртыш и Лена - сибирские реки;
- следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.
Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины - обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины - лентяи».
В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем - наверно, он куда-то опаздывает. Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер. Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.
Как можно применить дедукцию на практике?
Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи - принять единственно правильное решение и пр.
Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.
Как развить дедукцию?
Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.
Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:
1. Решать задачи
Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.
2. Расширять кругозор
Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.
3. Проявлять дотошность
Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.
4. Развивать гибкость мышления
Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.
5. Быть наблюдательным
В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.
Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно - вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.
6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание
Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание - это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.
Произвольное внимание - это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.
7. Совмещать дедукцию и индукцию
Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. - и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.
Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.
13ИюнЧто такое Дедукция и Индукция
Дедукция или Дедуктивное умозаключение – это одна из двух основных форм логического рассуждения основанная на идеи о том, что если что-то справедливо для целого класса вещей, то это является справедливым и для всех членов данного класса.
Что такое ДЕДУКЦИЯ – простыми словами. МЕТОД ДЕДУКЦИИ
Простыми словами, Дедукция – это вариант мышления, при котором человек делает определенные логические выводы, основываясь на знаниях о классе вещей в целом, и переносит определенные черты на конкретную вещь. Другими словами, можно сказать что дедукция, это вариант логических рассуждений, направленных от общего к частному.
Несмотря на витиеватость определения, само понятие дедукции является весьма простым, особенно если понимать принцип работы дедуктивного метода. Итак, Дедуктивный метод работает следующим образом: Если мы знаем, что все представители определенного класса обладают каким-то свойством, то при рассмотрении одного из представителей этого класса, справедливо будет предположить, что и он обладает этим свойством. Так к примеру: Если мы знаем, что все люди смертны, а гипотетический Сережа — человек, то, следовательно, он тоже смертен.
Пример ДЕДУКЦИИ
- У всех птиц есть перья. Попугай – это птица, следовательно, у попугая есть перья;
- В красном мясе содержится железо. Говядина — красное мясо, поэтому в говядине есть железо;
- Рептилии – холоднокровные, а змеи, это рептилии. Следовательно, змеи – холоднокровные;
- Если A = B и B = C, то A = C;
Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.
Индукция или Индуктивное рассуждение — это метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны .
Подведя итог, можно сказать что:
Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория. Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов.
Мышление - сложный психический процесс, с помощью которого мы познаем окружающий мир.
Дедукция - метод мышления, при котором умозаключения выводятся путем логики из общего.
Например, на небе всегда есть солнце, следовательно, оно есть на небе каждый день. При использовании дедуктивного метода, наше мышление становится более точным. В основе его лежит частное умозаключение, которое совершается из общих предпосылок. Дедуктивный метод дает возможность делать правильные умозаключения, на основе точных и неоспоримых фактов.
Сейчас почти каждый человек развивает и пользуется им. С помощью дедуктивного метода мышления можно до мелочей продумать свои действия на много шагов вперед.
Польза дедуктивного метода мышления
Система образования старается уровнять высоко и низко интеллектуальных детей, ведь первые представляют немалую опасность для всей системы. Ними невозможно управлять, они не будут искать себе того, кто бы сказал им как нужно поступать.
Плюс дедуктивного метода в росте над собой, умении мыслить по-новому, а также Вы:
- научитесь быстро находить правильные решения, и быстрее справляться с поставленной задачей;
- обретете оригинальное, нестандартное мышление;
- сможете найти подход к любому человеку, проблеме, ситуации;
- будете иметь гибкость ума, хорошо развитую интуицию;
- научитесь лучше понимать поведение и мотивы действий других людей.
Развивая метод дедуктивного мышления, Вы не только получите развитие всех функций мозга, но и в жизни Вам будет легче работать. Никто не рождается интеллектуалом, этому нужно учиться и непрерывно работать над собой.
Интуиция и дедуктивный метод
В жизни каждого человека важно дедуктивное мышление. Но во избежание ошибок в его применении, следует понимать, что каждый отдельный случай имеет обобщение. Чтобы правильно , нужно непрерывно получать новые знания, искать детали и связи между событиями, т.е. развивать наблюдательность. Безусловно, поначалу могут быть затруднения, ведь мозг направлен на поиск мелочей. Однако когда внимательность перейдет в ранг привычки, Вы будете замечать детали в автоматическом режиме.
Хоть данный метод мышления – это поиск решений с помощью логики, но и интуиция важна. Потому что она бессознательна, это «чутье», которое точно знает и помнит намного больше сознательного.
Презентация: "Основные понятия логики. Умозаключение"
Интуицию тоже нужно развивать. Она должна работать без сбоев. Например, всем известный Шерлок Холмс пользовался дедуктивным методом мышления, но он также применял интуицию. Когда пару улик в наличии, расследование можно повернуть в любое русло, а их много, и каждое можно обосновать логически. На это нужно потратить много времени.
Развитие дедуктивного метода мышления
Доказано, что механическая деятельность замедляет работоспособность мозга. Наша задача заставить его активно работать, а значит необходимо привлечь новые события, которые требуют анализа.
Выполняя различные техники, перечисленные ниже, можно научиться искать нестандартные решения поставленных вопросов, применяя дедуктивный метод мышления.
- Использование сенсорики. К примеру, в момент поглощения еды прикройте глаза и вдохните её запах. Подумайте о ней, а затем коснитесь рукой, если это позволяет блюдо.
- Развитие гибкости мышления. Безвыходных ситуаций не существует. Поэтому рекомендуется рассматривать задачу под разным углом. Например, можно выслушать точки зрения других людей, посмотреть на свой опыт в решении данных вопросов, а затем совместить данные, использую метод дедуктивного мышления, т.е. построение логических цепочек.
- Обязательным условием является нахождение связи не только между событиями, но и мыслями.
- Учение и развитие. Невзирая на возраст и род занятий нужно постоянно развиваться, осваивать новые хобби или спортивные увлечения. Даже попытки понять работу какого-то механизма, помогают развитию способностей дедукции. Важное правило – не прекращать процесс обучения, т.к. Вы преследуете цель развить такую функцию мозга, как анализ.
- Изменение хода событий в течение дня. К примеру, возвращаясь, домой после трудового дня – идите по другой дороге. Посещая кафе, выберите то блюдо, которые вы ранее не решались попробовать.
- Путешествие – это еще одно полезное увлечение. Познавая мир, человек узнает много нового, общается с разными людьми, живущих в другой культуре и обладающих отличным от вашего темпераментом. Цель каждого путешествия – погружение в культуру другого народа и приспособление к их условиям жизни. В такое время задействуются такие мозговые функции, как анализ, память, восприятие.
С помощью данных упражнений Вы не только изучите метод дедуктивного мышления, но и приятно проведете досуг, занимаясь интересными делами. Чтобы достичь хорошего результата, нужны непрерывные тренировки.
Развить этот метод может каждый человек. Для этого нужно искрение желание, систематичное повторение заданий и воля, для того, чтобы дойти до конца.
Упражнения для развития дедукции
Дедукцию невозможно приобрести без систематических тренировок. Ниже приведен список эффективных и простых методов по развитию дедуктивного мышления.
- Решение задач из области математики, химии и физики. Процесс решения таких задач повышают интеллектуальные способности и способствуют развитию такого мышления.
- Расширение кругозора. Углубите знания в различных научных, культурных и исторических сферах. Это позволит не только развить с разных сторон личность, но и поможет накопить опыт, а не опираться на поверхностные знания и догадки. В этом случае помогут различные энциклопедии, походы в музеи, документальные фильмы и, конечно же, путешествия.
- Педантичность. Умение досконально изучить интересующий вас объект позволяет всесторонне и тщательно получить полное понимание. Важно, чтобы этот объект вызывал отклик в эмоциональном спектре, тогда результат будет эффективным.
- Гибкость ума. При решении задачи или проблемы необходимо использовать разные подходы. Для выбора оптимального варианта, рекомендуется прислушиваться к мнению окружающих, досконально рассматривая их версии. Личный опыт и знания в совокупности с информацией извне, а также наличие нескольких вариантов решения вопроса помогут выбрать наиболее оптимальное умозаключение.
- Наблюдательность. Во время общения с людьми, рекомендуется не только слышать, что они говорят, но и наблюдать за их мимикой, жестикуляцией, голосом и интонацией. Так, можно распознать – искренен человек или нет, каковы его намерения и т.д.
Такие простые техники неоднократно доказывали, что для успешного применения навыков дедукции следует запастись большими знаниями и опытом.