В древности не было болезней. Чем болели древние люди. Например, одним из методов излечения от заикания выступало удаление части языка
Врачи говорят, что лучшая профилактика - соблюдение личной гигиены. В Средневековье с этим было крайне трудно. О самых опасных и ужасных вирусах антисанитарной эпохи - в этом топе.
В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга - недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.
Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут», потому что в основном ей болели моряки. Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.
По статистике, с 1600 по 1800 год от цинги умерло 1 млн мореплавателей
Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы - «крыса - блоха - человек». Во время первой эпидемии в 551-580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек – блоха – человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.
В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали.
Стандартная схема распространения чумы«крыса-блоха-человек»
В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.
Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.
В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века
Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться - и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.
В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.
Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.
Первые упоминания о лепре содержатся в Библии
Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.
Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.
Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.
Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.
У немцев сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви»
В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. У немцев даже сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви).
В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.
Это так легко – считать всех наших доисторических предков дикарями и недоразвитыми созданиями. Когда кто-то заговаривает об эпохе, известной под термином «каменный век», большинство из нас тут же представляет заросших шерстью диких предков, которые сидят в пещерах, обтесывая друг о друга крупные булыжники.
Однако, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Прежде чем человечество эволюционировало до создания крупных городов и придумало письменность, оно было способно на действия, которые просто не укладываются в голове у современного человека.
Увы, доисторические пещерные люди не в состоянии поведать нам о своей жизни, занятиях, планах, мечтах, путях развития. Практически все, что мы знаем о наших давно канувших в лету предках, мы смогли получить, изучая предметы, оставленные ими в своих могилах.
И пусть они не оставили нам записей о своем существовании – это совсем не обязательно, так как о жизни древних людей красноречиво рассказывают останки их тел. Некоторые из них вполне способны рассказать и о древней медицине. Ряд фактов, которые нам удалось узнать, выглядят просто невероятно.
История медицины в каменном веке
Ампутация, проводимая под воздействием анестезирующего средства
Это произошло километрах в семидесяти от границ южной части Парижа (по крайней мере, в его современных границах). Там мужчине ампутировали руку. Его доктор сначала дал пациенту анестезирующее средство , а уж затем провел хирургическую операцию по ампутации конечности.
Рубцы на костной ткани показывают, что предплечье пациента было отделено со старательной точностью заправского хирурга, несмотря на тот факт, что операция осуществлялась, судя по всему, кремниевым инструментом.
Более глубокое исследование других тканей позволило ученым сделать вывод, что пациент наверняка подвергся воздействию галлюциногенного вещества (скорее всего, это было какое-то растение, наподобие дурмана). Это позволило несколько снизить болевые ощущения в момент проведения операции.
Отсутствие некоторых маркеров, которые указали бы на развитие инфекции после операции, позволило сделать предположение, что рана пациента была обработана каким-то растением, оказывающим антисептическое воздействие. Возможно, это был шалфей или какая-то иная трава.
А тот факт, что рана выглядит вполне зажившей, указывает на то, что пациент полностью оправился после операции, прожив еще несколько лет как минимум. Конечно, сложно представить, что человеку в каменном веке удалось выполнить все вышеперечисленные шаги. Однако это факт, причем, далеко не единственный.
Археологи находили многочисленные свидетельства удачных ампутаций различных частей тел, которые были произведены нашими далекими предками в каменном веке. А характер ран указывает на то, что пациентам удавалось выжить после таких операций. Причем, все эти операции были сделаны с помощью заостренного кремния и лечебных трав .
Использование муравьев для наложения швов на раны
Если уж доктора в эпоху неолита были в состоянии проводить хирургические операции , то они должны были также уметь накладывать и швы на раны. Существуют довольно убедительные доказательства того, что целители каменного века действительно умели каким-то образом скреплять края открытой раны.
Разные племена и народы в разных местах нашей планеты делали это по-разному. К примеру, в Египте для этой цели использовали веревку из льна . В европейской части швы накладывали с помощью специальной нити, изготавливаемой из кишок рогатого скота. Для этого кишки мелкого рогатого скота сушили и скручивали в нить, которая называется кетгут.
Однако наиболее интересная техника «заделывания» открытых ран связана с использованием муравьев. В Индии и некоторых регионах Африки древние племена скрепляли края раны пациентов или раненых людей, насаживая на порезы муравьев, которые схватывали их своими жвалами.
Как только насекомое «защелкивало» концы раны какого-нибудь пациента своими жвалами, древний лекарь отделял его тело, оставляя голову муравья на ране. Муравей, естественно, умирал, а его челюсть намертво схватывала концы пореза или ранения.
Ученые считают, что эта техника накладывания швов на раны была распространена повсеместно в эпоху неолита. Сейчас практически невозможно сказать, когда именно люди научились так обрабатывать раны. Однако известно, что к моменту появления письменности в Индии (третий век до нашей эры), местные целители уже использовали муравьев для подобных целей.
Лечение зубов сверлением
Самый древний зубоврачебный бур, который когда-либо находили археологи, был сконструирован гораздо раньше, чем вы могли бы себе представить. Он был изготовлен из кремния, а обнаружили его на территории нынешнего Пакистана. По мнению ученых, этот бур использовался для лечения зубов еще девять тысяч лет тому назад!
Именно там были обнаружены остатки целого племени, которые однозначно указывали на то, что представители его не понаслышке знали о стоматологии и лечении зубов. Судя по всему, древние дантисты часто использовали кремниевый бур для сверления зубов своих соплеменников, жаловавшихся на проблемы с зубами.
Находки зубов со следами стоматологической обработки вызвали предположение о том, не идет ли речь об естественной деформации. Однако часто обнаруживали моляры (зубы, которые находятся глубоко в ротовой полости). Моляры были обработаны таким образом, что ни о какой случайной природе деформации говорить не приходится – их однозначно сверлили.
На той же территории были обнаружены многочисленные бусинки, что говорит о распространенности этого ремесла (изготовление бус) в тот период. Предполагается, что именно развитие этого ремесла и стало толчком для появления первых экспериментаторов в области стоматологии среди древних людей.
По сути, местные умельцы просто использовали свои знания, связанные с умением просверливать отверстия в бусинках, для того, чтобы пытаться избавить соплеменников от мучительной боли , связанной с кариесом . Когда они увидели, что сверление способно облегчить боль, это позволило им создать свою методику лечения зубов.
Зубы лечили подобным образом на протяжении долгого исторического периода времени. Логика подсказывает также, что в племени был не один дантист. В ту эпоху о письменности не могло быть и речи, поэтому знания о методике лечения зубов должны были передаваться из поколения в поколение на протяжение не менее полутора тысячи лет.
Развитие медицины каменного века
Племена, проживавшие на территории современной Европы в каменном веке, начали использовать иглоукалывание в невообразимо далекие времена. Чтобы понимать, о каком периоде идет речь, достаточно сказать, что наши европейские предки использовали иглоукалывание на две тысячи лет раньше китайцев.
Ученые пришли к данному выводу, изучив специфические отметины на мумифицированных останках, обнаруженных в Эцтальских Альпах, между Италией и Австрией. Останкам этим не менее 5300 лет. Ледяную мумию, которая является самой старой человеческой мумией, обнаруженной в Европе, назвали Эци.
После процедур иглоукалывания, которые могли проводиться только с целью обезболивания, древний целитель обработал надрезы, нанеся на них древесный уголь. Возможно, таким образом доктор хотел их обеззаразить.
Эта находка говорит о невероятно глубоких познаниях людей каменного века о такой медицинской технике, как иглоукалывание. Однако, как показывает история, потомки древнего лекаря Эци утратили эти знания – европейцы на протяжении около пяти тысяч лет не прибегали к лечению с помощью иглотерапии.
Процесс рождения детей в каменном веке был очень опасным. Появление на свет ребенка в ту эпоху, без всего того, что предлагает нам современная медицина, мог привести к фатальным последствиям. В некоторых регионах, как считают исследователи, женская смертность при родах превышала тридцать процентов.
Однако так было далеко не повсеместно. Некоторые племена четко усвоили основные правила ухода за женщиной, которая собиралась родить ребенка. По мнению многих археологов, в каменном веке существовали племена, которые следовали определенному плану и процедурам, направленным на облегчение родов.
Причем, эти правила и процедуры имели характер инструкций в буквальном смысле слова, так как наносились в виде рисунков на стены пещер. В результате археологических раскопок были обнаружены пещерные рисунки, которые можно назвать инструкциями каменного века, используемыми в качестве своеобразного гида древних акушеров.
По этим рисункам можно было судить о той позе, которую древние люди считали самой оптимальной для роженицы: женщине рекомендовалось начинать рожать стоя. При этом ее руки находились на талии. Именно эта позиция являлась лучшей для появления на свет ребенка – наименее болезненной с точки зрения тех возможностей, которые тогда были у людей каменного века.
Затем, если судить по рисункам, роженице рекомендовалось немного податься вперед, согнув ноги в высоких корточках для второй стадии родов. Археологи считают, что пещеры, где были обнаружены эти рисунки, не являлись местом жительства людей каменного века. По их мнению, это были этакие примитивные родильные отделения.
Ни смерти животных, ни гибель соплеменников в результате операций не могли остановить пытливый ум древнего человека. Об этом можно судить хотя бы по тому, что лекари каменного века пытались осуществить даже такую операцию, как трепанация черепа – самая ранняя форма операций на мозге.
Возможно, в это будет сложно поверить, однако в каменном веке эта операция была довольно обычным явлением во всем мире – некоторые ученые считают, что ей уже более десяти тысяч лет. Первые медики человечества просверливали отверстие в черепе пациента с помощью острого инструмента, изготовленного из кремния.
Если речь шла о черепно-мозговой травме, то после трепанации лекарь должен был вытащить кусочки кости из мозга пациента и удалить скопившуюся в месте операции кровь. И, как бы удивительно это ни звучало, такая процедура, проводимая древними медиками, приносила свои плоды.
Иными словами, благодаря трепанации черепа у пациентов с тяжелыми травмами головы появлялось больше шансов выжить. Изучая наскальные рисунки, ученые пришли к выводу, что процедуре трепанации могли подвергаться люди каменного века, страдавшие от эпилепсии , головных болей и даже умственных заболеваний.
Скорее всего, в те времена считалось, что такие люди одержимы злыми духами. А единственный способ их выпустить – просверлить отверстие в черепе. И пусть древние лекари неверно оценивали причины болезней. Находки показывают, что многие пациенты выживали и продолжали жить с дырой в голове.
Осознание самого себя имеет много разных подуровней, три из которых представляют наибольшую важность: это осознание тела, осознание чувств и осознание мыслей.
Осознание тела и его движений
В сутрах Будда призывает учеников постоянно осознавать свое тело и его движения. Необходимо осознавать, когда идешь, стоишь, сидишь или лежишь. Необходимо осознавать положение рук и ног, как ты двигаешься, как жестикулируешь и т.д. Согласно этому учению, обладая осознанностью, человек не может ничего делать торопливо, беспорядочно или неорганизованно. Прекрасный тому пример - японская чайная церемония.
Каждый выбирает свой мир, в котором он живёт…
Однажды человек пришёл к мудрецу и спросил:
– Как мне обрести счастье, радость и покой?
Мудрец ответил:
– Каждый выбирает свой мир, в котором он живёт. Всего существует 7 параллельных миров. Я могу рассказать тебе о каждом из них, если захочешь знать больше.
– Конечно, мне всегда хотелось узнать тайну параллельных миров! – сказал человек.
Согласно Просветлённым людям, на Земле существует семь путей жизни. И каждый человек в зависимости от своего уровня осознания, способен выбрать один из этих путей или менять пути на протяжении всей жизни. Итак, что это за Пути?
1) Первый Путь – это Путь разрушения и насилия. На этом пути человек причиняет страдания другим живым существам, оправдывая опасные идеи, мысли, желания и действия, пока не приходит к осознанию того, что любое насилие возвращается к тому, кто его порождает. Человек находится на этом Пути, пока не осознает основной или базовый закон Мироздания -
“Что посеешь, то и пожнёшь”.
Самое важное в воспитании - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой взрослые бьют детей - они не могут дать сдачи.
Первый период. Ребенок до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки.
Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Создавая знаки зодиака Бог шепнул на ухо каждого тайну его появления на свет. Эти секреты помогут вам расслабиться на вашем жизненном пути и получать от жизни всё что пожелаете. Вам будут известны ваши сильные стороны. Вы будете лучше понимать себя.
ОВЕН
Ты создан вести за собой народ. Твоё предназначение быть лидером. Помогай людям в достижении их целей, зажигай искры в их душах. Многие будут тебя не понимать с твоим упрямством, но не стоит по этому поводу переживать. Не всем понятно данное качество, которое всемогуще в получении любого блага.
«Пару лет назад я прослышал об одном гавайском враче, который лечил самые запущенные случаи безумия пациентов, совершенно не видя самих пациентов. Он читал данные диагноза, а затем смотрел внутрь себя, чтобы увидеть, как он сотворил болезнь этого человека. И когда он улучшал себя, пациент тоже шёл на поправку.
Когда я впервые услышал эту историю, я подумал, что это какая-то городская байка. Как может кто-либо вылечить кого-либо, леча при этом себя? Как может пусть даже самый-самый мастер по самосовершенствованию вылечить полное безумие? Я счёл рассказ вымыслом. Это было не логично, и я выбросил из головы ту историю.
Но спустя год я снова услышал об этом. Я услышал, что терапевт использует гавайский исцеляющий метод под названием хо’опонопоно. Я никогда о таком не слышал, но теперь это уже прочно засело у меня в мозгу. Если эта история была правдой, то мне уже хотелось знать об этом побольше.
В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.
Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.
Земля – это проявление силы Шакти, она же природа, персонифицированная в образе Притхви, Геи, Деметры, Хтонии, Ёрд, Матери-Сырой Земли и многих других титанических ликах, во всех религиях мира. Великая материя, и ее не случайно называют матерью. Планета живое существо обладающее своим глобальным сознанием, разумом, душой, тонкими телами (планами), - и все организмы, объекты, существа, без исключения которые обитают на планете, - это её дети.
Земля дает материю для создания тел человека, для его рождения, облачения в формы (оболочки), в том числе, земля дает энергию и питание для каждого существа, начиная от мельчайших частиц, молекул, микроба, жучка, червяка, до младенца и других существ тонких планов. Важно понимать, что мы говорим о принципах сил и энергий, о полярностях сил, мы не имеем ввиду очеловеченные явления. Природа проявляет себя в человеке, человек является «нервной системой» планеты, но она не очеловечена в буквальном смысле. Благодаря земле и формам которые дает Мать, идея Отца, исходящая из его творческого источника, может явить себя, т.е. потенциальная искра-идея в проявленном виде.
Значение его имени неясно, так как оно не заканчивается на -ил (-эль), как имена других архангелов, за исключением брата-близнеца Метатрона - Сандальфона. Окончание -ил (-эль) указывает на Элохим - древнееврейское имя любящего Бога Авраама, как противопоставление ревнивому, мстительному Богу Моисея, которого называли Иеговой. Поэтому имена архангелов объясняют их божественное происхождение, а окончание -ил (-эль) означает Господь. А слово «ангел» означает «посланец Божий».
Необычное имя Метатрона, возможно, обязано его необычному происхождению: он - один из двоих смертных, которые когда-то ходили по земле, но стали архангелами (второй - это Сандальфон, бывший когда-то пророком Илией). В различных текстах существует множество предположений о том, что же означает его имя: «тот, кто занимает трон рядом с троном Господа», или же его имя - производное от имени Яхве, иудейское обозначение непроизносимого священного имени Господа. Его также называли «Таинственным Ангелом».
Планета Земля - удивительно многогранный мир, в котором живут представители сотен различных народов, каждый со своей неповторимой культурой и верованиями. Одной из причин такого многообразия является различное происхождение человеческих душ. У каждого человека есть ведущая звезда, из тонкой энергии которой соткана его душа. Не все души, живущие на Земле, имеют земное происхождение.
Цели прихода в мир Земли у каждого свои. Для коренных землян основной задачей является установление связи со своим Высшим Я и обретение целостности, утраченной в древние времена при вторжении на Землю разрушительных сил. Чтобы успешно выполнить жизненную программу, земным душам нужно научиться заботиться о природе, любить своих близких, охранять природные богатства и отказаться от потребительского мышления.
Многие Души во все времена пребывают в поисках лучших правил и практик для того, чтобы в кратчайшие сроки вернуться Домой, в Безграничный Океан Изначального Сознания. Любовью наполненные, они плывут от Света до Света, и открывают великие, сакраментальные истины, благодарят божественных странников за откровения, путешествуют по другим Вселенным... Некоторые из таких истин, некоторые из таких откровений откроются перед ними здесь... прямо сейчас.
Самое главное, самое древнее из них! Если Вы сосуд в Океане, тогда почему забываете, что живёте в Нём? Каждую секунду, в любом деле, что бы ни происходило чувствуйте присутствие Бога, помните о Нём, помните о том, что он везде, внутри и снаружи, и составляет всё видимое и невидимое!
Он всегда ждёт Вашего возвращения, любит Вас безгранично, наполняет всё окружающее пространство своей животворящей силой. Зафиксируйте Его, как нечто над головой, слева, справа или в груди. У вас точно получится сделать это правильно! Вы знаете это чувство, потому что оно есть в каждом.
При достигнутых современной наукой успехах существование венерических болезней у народов древности уже не может быть оспариваемо. В предшествующих главах мы показали, что сифилис и бленоррагия уже в глубокой древности были известны в Японии, Китае, Индии и в других странах Азии. Мы привели выше несомненные данные, удостоверяющие частоту венерических болезней у евреев и других народов Востока. Эти болезни, появление которых следует приписать венерическим излишествам и противоестественным половым сношениям, роковым образом распространились и среди греков и римлян, которые усвоили себе извращенные нравы азиатских народов и подобно им предались разгулу проституции. В жарком и влажном климате востока этот разгул привел к заболеваниям, причем впервые заболевания появились у женщин, в сфере утеровагинальной; от женщин же стали заражаться и мужчины.
Болезнь представляет собой поражение семенных сосудов, (но не половых органов), которые служат только каналами для выделения спермы. Гален . Болезнь бывает двух родов, в зависимости от того, сопровождается ли она эрекцией члена или нет. Гален . Гонорея с эрекцией называлась то сатириазис, то приапизм . Это нечто вроде спазм, поражающих только половой член . Она является следствием избытка жидкостей, особенно, если они густы и плохо смешаны . Впрочем, Павел Эгинский называет приапизмом это спазмолическое состояние полового члена, тогда как именем «сатириазис» он обозначает воспалительное состояние семенных сосудов.
Бесполезно упоминать, что верны оба эти мнения: спазмолическая и воспалительная гонорея в обоих случаях сопровождается приапизмом. Выделений нет вовсе, или их очень мало, и больные после них чувствуют себя облегченными; но через некоторое время боль возобновляется и продолжается до тех пор, пока исчезнет причина эрекции и тогда половой член уменьшается .
По мнению Павла Эгинского парез семянных сосудов появляется в том случае, если болезнь не ослабевает или если начинаются общие судороги. Больные, у которых появляются судороги, быстро умирают при явлениях холодного пота и тимпанизма в кишечнике. Александр Траллиан наблюдал продолжающуюся эрекцию уже после смерти больного. Эта форма встречается нечасто и главным образом у людей молодых . Часто ее наблюдал Темисон, особенно на острове Крите, где она является обычным последствием педерастии.
Гонорея без эрекции полового члена, или же гонорея настоящая, состоит в постоянном истечении семени . Она аналогична недержанию мочи, и подобно этому последнему, своей обычной причиной имеет слабость или отсутствие энергии в семянных сосудах (Гален).
Истечению часто предшествуют воспалительный период, который сближает одну форму болезни с другой: у больных много горячей спермы, что побуждает их часто освобождаться от нее, а это в свою очередь очень ослабляет их. Но если они избегают половых сношений, то они чувствуют боль головы и желудка и испытывают тошнотные ощущения; ночные поллюции доставляют им такие же тягостные ощущения, как и половой акт. Мочеиспускание дает ощущение боли и жара не только у мужчин, но и у женщин. Так, Гален пишет : «Один из этих больных передавал мне, что не только он, но и женщина, с которой он имел сношение, в момент истечения семени испытывала сильную боль», Аретей , напротив, думает, что зуд в половых органах а ощущение сладострастия при coitus"e имеет место только у женщин. Такое утверждение объясняется тем, что в жарких странах воспалительный период очень короток и остается почти незаметным для больных, тем более, что в это время больные обыкновенно избегают совокупления. Кроме того, врачу большей частью приходится наблюдать хронические формы болезней. Обыкновенно больной замечает свою болезнь тогда, когда начинается истечение; это истечение продолжается и тогда, когда воспаление уже уменьшилось, продолжается беспрерывно и днем и ночью, не сопровождаясь при этом ни эротическими ощущениями, ни сладострастными сновидениями; иногда сам больной даже не замечает этого. Цельз
Истекающая при гонорее жидкость холодная, бледная и лишена живчиков. К концу болезни жидкость становится гуще, потом снова водянистой и, наконец, истечение прекращается (Александр Траллиан) . Во время самой болезни больные, особенно если это люди молодые, становятся похожими на стариков: они ленивы, вялы, лишены мужества, боязливы, неподвижны; они теряют силы, худеют и неспособны к труду. Цвет лица у них портится, они бледнеют, лишаются аппетита, члены их холодны на ощупь, они жалуются на тяжесть во всем теле, а особенно в пояснице. Их кишечник, как и все тело, истощается и сохнет; глаза сидят глубоко в орбитах. (Гален) .
Сама по себе болезнь неопасна, но она может осложниться множеством других заболеваний и имеет тенденцию принимать хроническое течение. Аретей , Целий Аврелиан. Надо отличать гонорею от ночных поллюций, которые иногда являются лишь признаком вторичным. Целий Аврелиан .
Что касается гонореи у женщин, то почти невозможно составить себе ясное представление, что знали о ней древние врачи, так как идея об испорченной менструальной крови и о женском истечении (rous gunarkeios), посредством которого по их мнению, очищается все тело от дурных соков, - эти идеи исключали возможность изучения вопроса древними без предвзятых представлений; это аналогично тому, как в позднейшие времена учение о fluor albus долго препятствовало научному изучению бленоррагии у женщин. Впрочем, Аретей говорит о gonoroia gunaikeia, гонорее у женщин, как об особом белом истечении (allos rous leukos).
Таковы сведения о бленоррагии, оставленные нам медиками древности. Их основная ошибка состоит в том, что они принимают за сперму слизисто-гнойное истечение. Но во всем остальном их наблюдения сделаны с скрупулезной точностью и тщательностью.
Что же касается этиологии, то греческие врачи, правда, не отмечают заражения половым путем, но зато они твердо знают и подчеркивают, что разврат является одной из главных причин болезни, и в частности причиной поражений рта и губ у феллатрис; в этих поражениях Аретей видит явление, аналогичное сирийским язвам и производимое теми же причинами, что и эти последние. Уретриты, происходящие от совокупления через рот наблюдались также современными сифилидологами. Уретриты этого рода, также как и уретриты, происходящие от нормального полового акта, в основе своей, по их мнению, имеют заражение; это явствует из того, что в сопровождающем болезнь истечении наблюдаются гонококки специфической бленоррагии. Наконец, очень вероятно, что бели и менструальные кровотечения у греческих и римских женщин, предававшихся всяким эксцессам любви, вызывали у имевших с ними сношения мужчин припадки, какие и наблюдаются на каждом шагу.
Орхит . Гален называет орхитом воспаление яичек . По Павлу Эгинскому орхит характеризуется болезненностью яичек при сильном надавливании пальцем, тогда как легкое нажатие почти не чувствительно. Краснота и твердость на первый взгляд мало заметны, но исследующий палец находит затвердение в глубине ткани . Иногда к орхиту присоединяется лихорадка . И если воспаление не купировано сразу, то боль распространяется на область паха и поясницы; больные участки вспухают, семяной канатик утолщается и твердеет. Цельз . Затвердение яичек является причиной бесплодия. Цельз . Наконец, Аретей упоминает о невралгии яичек, а Гиппократ о папулезной сыпи на этих органах.
Язвы половых органов . Язвы половых органов наблюдаются часто, потому что занятые ими участки тела сами по себе предрасположены к гнойным процессам как в силу своей природной влажности и обилия всасывающих и волосяных желез, так и потому, что они суть органы выделительные . На появление этих язв имеет влияние время года, а именно, они чаще появляются в жаркие и влажные месяцы . Обыкновенно они имеют форму афт, особенно у женщин. Когда язвы занимают поверхностное положение, то они обнаруживают сильную тенденцию к распространению. Довольно часто к ним присоединяются флегмонозные воспаления и припухлость пораженных участков. Эти язвы часто болезненны и бывают то влажными, то сухими. В огромном числе случаев они принимают характер фагеденический, нередко же обнаруживают склонность к гангренозному распаду. В этом последнем случае имеется обыкновенно только одна язва в форме пустулы, phuma. Часто также они принимают хронический характер и тогда или затвердевают, или покрываются бугорками. В третьей книге «Эпидемий» Гиппократ описывает особый род заразы, поражающей половые органы, но не умеет объединить свои данные в общую картину болезни, - подобно тому, как это сделали современные сифилитологи, особенно Рикор и Гюнтер. Вот что говорит Гиппократ: «Я видел много афт и изъязвлений во рту, припухлости на половых органах, изъязвления, опухоли и вздутия в паху, мокнущее воспаление глаз, мясистые наросты на веках. Равным образом и другие участки половых органов были усажены различными возвышениями. Я наблюдал множеств шанкров (antrax) и других септических заражений, наконец, распространенную пуикулезную сыпь, а также свищи с крупными слизикулами».
В этом перечислении симптомов одни следует принять, другие же подвергнуть толкованию, и тогда мы получим полную картину чисто сифилитических симптомов, особенно если мы сопоставим эти слова с другими сочинениями того же автора и тогда определим истинный смысл, какой этот автор вкладывал в приведенные выше замечания. Так, в главе «Афоризмы», он излагает в одном и том же параграфе нагноение половых частей (sepedones aidoion), изъязвление рта (stomaton elkosies) и поражения глаз, и таким образом как бы хочет связать их одним и тем же болезненным процессом. В главе XIV, «О жидкостях», он снова возвращается к «мокнущим язвам на половых частях и во рту», а в «Природе женщины» останавливается на «автозных участках половых органов, на язвах, сопровождаемых зудом… на разращениях и дурном запахе этих участков».
Трещины и щели встречаются часто на крайней плоти, когда она сужена или насильственно оттянута; тоща появляются боль и воспалительные явления, и если заживление не наступает быстро, то края раны становятся затверделыми и их приходится удалять посредством ножа. Но и вообще раны крайней плоти заживают с трудом. Гиппократ . Если крайняя плоть становится гангренозной, то нужно циркулярным разрезом удалить ее и остановить кровь посредством палочки раскаленного железа. Павел Эгинский . Иногда язвы появляются и на внутреннем листке крайней плоти, что довольно часто ведет к фимозу и парафимозу. Некоторые язвы принимают черноватую окраску, на других появляются наросты и кондиломы. Цельз .
Сухие язвы головки надо отличать от мокнущих и гнойных изъязвлений которые становятся причиной фимоза и парафимоза. Выделяющаяся жидкость бывает или прозрачной или гнойной; иногда она издает дурной запах. Эти язвы распространяются в глубину и в ширину и разрушают самую головку под крайней плотью, так что она отпадает и приходится прибегнуть к ножу. Цельз .
Существует род язв circa corona glandis и cancer collis, которые вялы и изъедены и выделяют прозрачную, кровянистую жидкость. Аэций . Другой род - это язвы фагеденические (у греков), которые растут со страшной быстротой. Antrax половых частей, шанкр, представляет собой язву, которая дает себя знать покалыванием и появлением одной или нескольких везикул, которые имеют вид ожога, а величиной с просяное зерно; они лопаются и оставляют после себя ulcus cristaceum в форме струпа. Актуарий.
Antrax является следствием нечистого совокупления, как это утверждает Палладий в своей Lausiaka historia: «Один пустынник, по имени Эрон, пришел в Александрию и часто посещал театр, конские бега и низкопробные таверны. Таким образом он впал в разгул и пьянство и погрузился в тину разврата.
Он вошел в сношение с одной актрисой и развязал ее пояс. После того, как он окончил этот акт, он с помощью божественной воли наслал Antrax на головку своего полового члена и в течение шести месяцев так тяжко болел, что его половые части сгнили и отпали сами собой. Потом он умер. «Не есть ли это прекрасный пример фагединизма?» прибавляет Палладий.
Несмотря на неясность некоторых слов этого рассказа, Розенбаум, который рассматривает этот случай, считает ясным и несомненным, что Эрон схватил Antrax при совокуплении с актрисой, и оговорки, которые делает при этом Палладий, не в состоянии уменьшить значение факта; недаром Беке возразил однажды скептически настроенным немецким комментаторам: «каких вы еще хотите доказательств сифилиса в древности, если вам мало этого?».
В заключение небезынтересно отметить, что еще и поныне Antrax и шанкры рассматриваются в Индии как болезни тождественные и, по свидетельству Вилльяма Джонса, индийские врачи, кабирайя, обе эти болезни описывают под общим именем Nar Farsi или Ateshi Farsi.
Антракозис - язва; подобно вышеописанной, сопровождается бубонами; Гиппократ считает ее эпидемической. Гален.
В этих случаях также, как и при язвах крайней плоти, появляются на язвах грибовидные возвышения, а иногда и затверделости по краям, которые оставляют после себя рубец, называемый греками clos, а римлянами Clarus. Цельз .
Не нужно особенно сильного воображения для того, чтобы увидеть в этих местных поражениях фагаденические шанкры, сопровождаемые баланитом и происшедшие вследствие соприкосновения головки с сифилитическими язвами. Цельз не забывает прибавить, что нередко наступает гангрена органа, что она захватывает весь половой член и что в этом случае приходится делать надрез, резать в живых частях, удалять гангренозные участки и делать сильные прижигания из извести и индийского перца. О язвах на женских половых органах писали очень много греческие и римские авторы; среди них отметим Аэция, Аретея, Павла Эгинского и Архигена. Аэций пишет: «В толще срамных губ мы наблюдаем иногда абсцессы, которые, если они идут по направлению к заднему проходу, не могут быть открыты ножом, так как при этом легко может произойти фистула, - опасность, которой не существует, если абсцессы направлены к уретре. Влагалище и ход в матку покрыты язвами, pustulae skabiae, оставляющие после себя чешуйчатые пластинки, а также милиарные бугорки, которые легко можно нащупать рукой или исследовать посредством маточного зеркала. Эти язвы вредно отзываются на менструации и плодовитости женщин. Аэций .
Некоторые язвы у входа в матку имеют форму трещин и с течением времени или затвердевают, или приводят к образованию наростов. Выделяют они обыкновенно прозрачную сукровицу и при совокуплении болезненны. Гален .
Самые язвы поверхностны и представляются простыми экскориациями. Они широки и выделяют небольшое количество густого гноя без запаха; сюда же относятся афтозные язвы Гиппократа. Но существуют и другие язвы, глубокие, болезненные, выделяющие злокачественный гной. Эти последние в некоторых случаях проникают очень глубоко внутрь и затвердевают по краям; они выделяют зловонную сукровицу, сопровождаются невыносимыми болями и приводят к разрушению ткани матки. Язвы этого рода носят название фагедении; они очень опасны и оканчиваются смертью. Гиппократ . Язвы половых органов женщины опасны для входящих с нею в сношение мужчин. Цедрен . Эта заразительность была известна римлянам, как об этом свидетельствует следующий, приводимый Палладием, факт
Во время преследования христиан, по приказу Диоклетиана, одна молодая девушка редкой красоты была обвинена в принадлежности к христианству. Привлеченная к суду, она не пыталась скрывать свою веру и отвергала предложения, которые настойчиво, с различными угрозами делал ей Диоклетиан. Ее обвинили в занятии проституцией и отвели в лупанарий, где «leno» предложил ее всем развратникам города. Чтобы избегнуть насилия, девушка сказала им, что у нее есть язва (ulcus) в глубокой части тела и что она отдастся им, когда выздоровеет. Эта уловка спасла ее от притязаний мужчин; отсюда ясно видно точное знание заразительности язв на женских половых органах, так называемое morbus indecens или Lues venerea, - болезнь, которой в высшей степени боялись тогдашние развратники обоего пола.
Рагады . Язвы и трещины заднего прохода были обычным явлением у пассивных педерастов. Гален дал этой болезни название жгучих болей, а Цельз называл ее «ragada». Аэций, который много писал о болезнях заднего прохода, отмечает, что эти повреждения сопровождаются нарывами с фистулезными ходами; в этом случае они принимают характер номы или фагедении. Довольно часто образуются слипания отдельных частей язвы и разращения. Цельз отметил еще одно поражение заднего прохода, являющееся результатом разврата: это выпадение anus"a и образование грибовидной язвы вокруг заднего прохода и вблизи влагалища. Наконец, существуют еще кондиломы, наросты и другие разращения, о которых мы поговорим в специальной главе.
Бубоны . Древние врачи под бубонами (bubo) разумели всякое воспаление лимфатических желез, но так как эта болезнь появляется обыкновенно в паховой области, то бубоном называли воспаление паховых желез, так же, как и самую эту область. Римляне употребляли также слово inguis для обозначения самой области и болезни. Позднее стали различать два понятия, и бубоном называли воспаление, сопровождаемое припухлостью a phyma - воспаление, которое быстро протекает и быстро переходит в нагноение. Гален обозначал именем «phugethlon» припухлость желез, при которой имеется рожистое воспаление кожи, получившее название «koiras» или, если она отвердевает, «struma». Согласно этому автору , железы эти в силу своей мягкой структуры вообще легко поддаются аденитам, reuma. Вот почему железы паховые, подмышечные и шейные подвергаются воспалению, тогда как голова и ножные и ручные пальцы склонны к изъязвлениям. Бубоны, прибавляет автор, труднее поддаются лечению в том случае, если организм обременен дурными соками. Когда бубоны имеют склонность к нагноению, Гален рекомендует делать насечки, но предо стерегает от насильственного раскрывания их. Только тогда, когда не удается достигнуть разрешения процесса, он рекомендует операцию, именно, горизонтальный надрез, который ведут параллельно паховой области, а не к бедру, так как в противном случае края раны сближаются с трудом.
Современные сифилитологи, как и врачи древности, отличают простой бубон, который нагнаивается редко и оканчивается раной или язвой, от бубона злокачественного, являющегося результатом распространения ядовитого начала шанкра и его локализации в одном или нескольких лимфатических узлах.
Экзантемы (сыпи). Герпест половых органов, сопровождаемый изъявлениями, (esthiomenos Гиппократа) согласно комментариям Генслера, передается половым путем. Относящиеся сюда слова Галена могут быть истолкованы в том же смысле: он принимает заразительность, но нельзя определить с точностью, имеет ли он в виду «herpes» или какую-нибудь другую сыпь влагалища .
Аеций в своем Tetrabiblon описывает pustulae spontanae in pudendis, которые вызывают образование фимоза; в той же главе он дает описание scabies scroti, имеющей тенденцию переходить в чешуйчатую язву и оставлять после себя очень мучительный зуд мошонки. Гален описывает psoriasis scroti как затвердение мошонки, сопровождающееся зудом, а иногда язвами.
Кондиломы . Это - возвышение, в большем или меньшем числе образующееся в заднем проходе и половых частях. Термин «кондилома» принадлежит Галену. Другие же греческие авторы называют sucon, sucosis, uscoma, sucodes образования, наблюдаемые на половых частях. Римляне называли кондиломы «phicus».
Гален описывает sucon или phicus как язвеный бугорок, выделяющий жидкость (loc.cit.). Согласно Орибазу, он круглой формы, красного цвета, твердоватый и болезненный. Он образуется не только в заднем проходе и половых частях, по и на губах и подбородке, и на волосистых частях тела. Гиппократ описывает кондиломы под именем «kion» и говорит, что они издают дурной запах . Аэций определяет их следующим образом: Condyloma est rugosa eminentia. Rugae circa os uteri existentes dum inflammantur, attolluntur et indurantur, tumoremgue ac crassitudinen quandum in locis efficiunt .
Кондиломы встречаются чаще всего в заднем проходе, особенно у мужчин. Цельз их приписывает педерастии. Но нельзя разобрать, идет ли речь о первичных или вторичных кондиломах, что, впрочем, не дает нам права отрицать существования этих последних в древности. Розенбаум. Лечение кондилом, которые Цельз рассматривал как разращение, вызываемое местным воспалительным состоянием anus"a, tuberculum quod ex quadam inflammatione nasci solet, - было аналогично лечению трещин, тоже являющихся результатом распутства. Это лечение состояло в разрешающих пластырях и энергичных прижиганиях. В настоящее время кондиломы лечат вырезыванием и прижиганием и рассматривают их как раздражение, вызванное бленоррагическим или сифилитическим ядом. Нельзя допустить, чтобы кондиломы в те времена имели другую причину, чем теперь, так как установлено, что эти возвышения - продукт разврата и встречались только у занимавшихся развратом лиц обоего пола и у людей, имевших с ними общение. Наросты «phicus», столь часто встречавшиеся у римлян, были просто кондиломами заднего прохода, причину которых вполне основательно видели в противоестественных половых отношениях; недостаточное лечение этой болезни позволяло им переходить в нагноение и делало их почти наследственными. Нередко целые семьи бывали поражены ею. Эти наросты встречались в различных формах, которые различные авторы описывали, как отдельные патологические категории, несмотря на внутреннюю близость их между собою.
Таков thymus, описанный Цельзом , как варикозное расширение, безболезненное, красноватое, суженное в своем основании и твердое и морщинистое на верхушке; таково akrochordon, гладкое, круглое, мясистое возвышение с слабым и круглым основанием, безболезненное и затверделое. Эти последние или отпадают сами собой, воспаляются и нагнаиваются; после срезывания они не оставляют корней. Цельз , Гален и Аэций наблюдали akrochordon в заднем проходе и на половых частях женщин. Согласно этим авторам, их удаляют ножом или посредством прижиганий. Другая, очень бурная форма разращений, murmekiasis древних греческих врачей, очень похожа на предыдущую форму и описана Цельзом под именем «formioa», она ниже и тверже, чем thymus, имеет более глубокие корни и более болезненна; у нее широкое основание и гладкая поверхность верхушки. При дотрагивании она дает больному ощущение муравьиного укуса, откуда и само название. Таковы в общем венерические болезни, которые древние врачи наблюдали на половых органах мужчин и женщин.
Хотя в этих наблюдениях и немного такого, что говорило бы об их знакомстве с заразным началом, - тем не менее в виду установленной ими этиологии и клинически изученных симптомов, отрицать о знакомство нам кажется невозможным .
Лепра и элефантиазис (проказа и слоновая болезнь). Венерические болезни, распространенные в Египте и во всех странах Малой Азии, где проституция имела религиозный характер, получили одно время особенно сильное значение в Сирии и Иудее. Именно здесь привилась проказа, неизменно носившая печать конституциональных болезней; быть может это была не более, как особая модификация конституционного сифилиса Индии и Дальнего Востока. Эта смешанная форма, под влиянием нечистоплотности и незнания элементарных предписаний гигиены, обусловила развитие многочисленных болезней половой сферы, именно lues venerea, локализующаяся на коже и на слизистых оболочках. Некоторые древние авторы оставили очень подробные описания этой последней.
Лечение ее было самое разнообразное; большей частью больные обращались к шарлатанам: продавцам любовного напитка и амулетов, волшебникам, жрецам и магикам, которые все в большей или меньшей степени жили на средства проституции, религиозной и мирской. И только в виде исключения больные обращались к помощи врачей: кроме того, последние очень мало интересовались такого рода больными, как это отмечает Цельз в предисловии к своей 6-ой книге: «Для того, чтобы изложить лечение подобного больного, на латинском языке нет приличных выражений; - в подобном случае трудно исполнять требования благопристойности, тем не менее это соображение не должно остановить мое перо, потому что я, прежде всего, не хочу оставить неразъясненным ни одного из тех полезных сведений, какими я обладаю; кроме того, следует распространять в народе медицинские сведения, относящихся к лечению этих болезней, о которых чужие узнают только против воли больного. «Dein, quia in vulgus eorum curatio etiam proecipue cognoscenda, quae invitissimus quisque alteri ostendit».
Эти поражения и были так называемые секретные болезни времен Августа.
Проказа, как известно, появилась из Египта и Малой Азии, этих постоянных очагов эпидемий всякого рода. Евреи, сирийцы, финикияне и египтяне уже издавна были знакомы с проказой. У этих народов она приняла форму хронической, конституциональной и наследственной болезни; она проявлялась различно в зависимости от условий климата, возврата и темперамента больных; - она давала симптоматические возвраты и ожесточения под влиянием проституции и половых эксцессов. Только в 650 году после основания Рима она впервые появляется в Италии под именем слоновой болезни греков и придает венерическим болезням особый отпечаток.
Так, мы видим, что Цельз, основываясь на нескольких отдельных наблюдениях приходит к заключению, что «эта болезнь производит особое состояние во всем теле, так что даже кости изменяются». Но еще до него один греческий врач, Аретей Каппадокийский, исчерпал уже описание этой болезни, и рассматривает ее как огонь, который только тогда выходит наружу, когда он уже уничтожил все внутренние части тела. В начале болезни кожа лица и некоторых частей тела становится блестящей. Один за другим появляются не сколько толстых, шероховатых, не одинаковых между собой бугорков.
Промежуточная же между ними поверхность покрывается трещинами, как на коже слона. Вскоре все тело покрывается подобными бугорками, волосы погибают и выпадают, голова, а вслед за нею лицо и лонное соединение лишаются волосяного покрова. Лицо испещряется твердыми остроконечными бородавками, лишаи покрывают пальцы, колена и подбородок, скулы припухают и краснеют, глаза темнеют и принимают медный оттенок, брови сближаются и на них вырастают широкие, синеватые бородавки. Бурые разращения появляются также на щеках и на носу; губы припухают, нижняя губа становится отвислой и постоянно покрыта слюной, зубы также чернеют, появляются язвы вокруг ушей, из которых течет гнойная жидкость. Все лицо становится изрезанным шероховатыми морщинами и черными трещинами; отсюда название «элефантиазис». Появляются борозды на пятках и подошвах ног до середины больших пальцев. Если болезнь усиливается, то то бугорки на щеках, подбородке, пальцах и коленях превращаются в зловонные неизлечимые язвы. Одни поднимаются над другими, как бы поглощаются одни другими.
Бывает также, что члены умирают вместе с больным: они отделяются от остальной части тела, которое таким образом постепенно теряет нос, пальцы, ноги, целиком обе руки, половые органы; болезнь только тогда оставляет больного и избавляет его от ужасной жизни и необыкновенных мучений, когда отнимает у него все члены один за другим.
Такова симптоматология лепры. Она заметно отличается от кожных поражений современного сифилиса. Но можно ли отрицать что значительно изменяясь у лиц скрофулозных, - сифилис под влиянием ртути и йодистого калия дает в периоде маразма и кахексии процесс, аналогичный описываемому выше?
Архиген также высказал свое мнение относительно элефантиазиса. По его мнению, эта болезнь не только заразительна, но и кожные поражения при ней суть явления вторичные. Причина этих последних ему неизвестна, но болеют обыкновенно лица очень сладострастные, а евнухи не подвержены ей. Это обстоятельство могло бы быть лишним доказательством венерического происхождения лепры, тем не менее некоторые авторы не видят достаточных оснований сделать заключение о том, что болезнь эта первично поражает именно половые органы. Но высококомпетентный комментатор греческих и латинских текстов в своем труде «История сифилиса в древности», вместе почти со всеми современными сифилидологами совершенно определенно утверждает, что лепра и венерические болезни, различно комбинируясь, производят одно и то же действие. Он находит что также как mentagra может переходить в psora, так и элефантиазис, если его рассматривать в связи с «финикийской болезнью», может возникнуть половым путем, причем этого положения нисколько не колеблет то обстоятельство, что первично болезнь появляется на лице, ибо кожные железы лица имеют очень тесную связь с половыми органами. Кроме того, многочисленные случаи, описанные авторами средних веков, доказывают, что лепра распространялась половым путем, а это дает повод заключить, что сифилис в XV веке был именно этой болезнью, измененной каким-то особо-эпидемическим началом, болезнью, которая за XV веков до этого свирепствовала под именем «элефантиазиса» и имела своим источником нечистые события и распутство проституции.
Примечания:
В музее Брока имеется очень много относящихся сюда анатомических препаратов; назовем некоторые из них: две женские tibiae с типичными сифилистическими экзостозами (по Брока, Царро, Лансеро и пр.) Они добыты при раскопках в Солютрэ, принадлежат женскому скелету и найдены среди стертого камня, относящегося к каменному периоду, как это показывают найденные здесь же реберные кости и отточенные куски кремня. Сифилитические экзостозы на обломке лобной кости из кургана в Меласси; множество экзостозов на внутреннем крае tibiae и на нижней artic. peronae-tibialis, детский череп с зубами, носящими следы детского сифилиса в виде горизонтальных борозд; правая половина затылочной кости с прободениями, образованными сифилитическим craniotabec; детская затылочная кость из Буйасака с многочисленными следами костного сифилиса и пр.
Пример того, как религиозная проституция постепенно превращалась в проституцию легальную (общественную).
Путем целого ряда изменений брамины из идеи обожествления жизни и деторождения сделали самую сущность религии. В настоящее время индусы делятся на две большие секты; поклонники Сивы, которые носят на левой руке перстень с Lingam-yoni - род амулета, изображающего соитие мужского и женского органов (Verenda utriuspue sexus in actu copulationis), и поклонники Вишну, которые носят на лбу Hahman, нечто вроде трезубца, начинающегося от переносицы. Средняя вертикальная линия его красная и отображает менструальную жидкость. Боковые линии серо-пепельные и символизируют мужское семя. Индусская теология. Kama Soutra (перев. Ламерес).
В Камбодже ежегодно происходили церемонии в честь Чин-Тана, во время которых великий жрец лишал невинности девушек. Он получал за это даже определенное награждение. В Малабаре сам король был подчинен закону; три первые после свадьбы ночи королева принадлежала верховному жрецу. Tilleir (Lemariage).
Ментальное лечение в древние времена
На протяжении веков люди всех стран инстинктивно верили в существование некой целительной силы, способной восстанавливать нормальные функции и ощущения человеческого организма. Люди считали, что при определенных условиях эту удивительную силу можно вызвать и что за этим последует облегчение человеческих страданий и исцеление. История всех стран изобилует свидетельствами и фактами, подтверждающими эту веру.
В ранней истории человечества обладание силой тайного воздействия на людей с благими или дурными намерениями, включая и исцеление больных, молва приписывала священникам и ведунам всех народов. Способность исцелять больных считалась даром, получаемым ими прямо от Бога, и сами методы и приемы исцеления в разных местах сильно отличались друг от друга. Процесс исцеления принимал форму обращения молитвы к Богу, сопровождаемой различными церемониями и обрядами, такими как возложение на больного человека рук, произношение заклинаний, начертание круга, применение амулетов, талисманов, реликвий или образов.
Так, в религиях античности священники древних храмов давали больным наркотики и проводили сеанс гипнотического внушения. Перед тем как пациент впадет в сон, они говорили ему, что во сне к нему явятся собаки и исцелят его. После этого очень многие больные выздоравливали. По-видимому, это был результат воздействия мощного внушения, направленного в подсознание человека.
Последователи древнегреческой богини Гекаты, совершив определенные мистические ритуалы, могли увидеть богиню во сне, если перед этим они молились ей по причудливым и сложным предписаниям. Им надо было растереть в порошок высушенную ящерицу, смешать этот порошок со смолой, благовониями и миррой. Все нужно было делать под открытым небом при убывающей луне. После выполнения всех этих гротескных действий многие больные выздоравливали.
Совершенно очевидно, что во всех этих удивительных ситуациях использовалось внушение, направленное в подсознание людей, и их воображение подвергалось мощному воздействию. Фактическим целителем во всех этих случаях было подсознание больных.
Во все времена неофициальные целители получали замечательные результаты во многих случаях, когда официальная медицина расписывалась в своей беспомощности. Это наводит на определенные размышления: как эти целители во всех уголках мира воздействуют на своих больных? Причиной всех этих чудесных исцелений является слепая вера больного человека, освобождающая целительные силы его подсознания. Многие из используемых средств и методов были довольно причудливыми и фантастическими, способными воспламенить воображение пациентов и вызвать возбужденное эмоциональное состояние. Такое состояние разума способствовало внушению мыслей о выздоровлении и воспринималось как сознанием, так и подсознанием больного. Об этом мы будем говорить более подробно в следующей главе.
Свидетельства библии об использовании силы подсознания
Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам (Евангелие от Марка, 11:24).
Обратите внимание на разницу во времени. Воодушевленный автор требует от нас верить и принять за истину тот факт, что наше желание уже осуществлено, что оно уже завершено и что его реализация последует в будущем.
Успех такой методики зависит от полной уверенности, что мысль, идея, представление уже стали фактом сознания. Чтобы какая-то вещь получила признание в царстве разума, о ней следует думать как о фактически существующей.
Эти лаконичные и сокровенные слова являются специальным наставлением по использованию созидательной силы мысли, способом внушения своего желания подсознательному разуму. Ваши мысль, идея, план или намерение настолько же реально существуют в своем измерении, как и ваша рука или сердце. Следуя библейской методике, вы полностью устраняете из своего сознания все рассуждения об условиях, обстоятельствах - чего угодно, что может нести в себе отрицательную неопределенность. Вы высаживаете семя (мысль) в своем разуме, и если создадите для него благоприятные спокойные условия, оно без сомнения принесет свои плоды.
Главное условие, на котором настаивал Иисус, была вера. Опять и опять вы встречаете в Библии слова: По вере твоей воздастся тебе. Посадив семена в почву, вы уверены в том, что из них вырастут растения соответствующего вида. Так ведут себя все семена, и, доверяя законам растительного мира, вы убеждены, что из семян вырастут растения по их виду. Вера, как говорит об этом Библия, это образ мышления, расположение разума, внутренняя убежденность, знание. Принимаемая вашим сознанием идея переходит в подсознание и осуществляется. По сути, вера - это ваше согласие принять за истину то, что отвергается разумом и чувствами, то есть вера - это полное отрешение от маленького, рационального, аналитического, сознательного разума и полное доверие внутренней силе подсознания.
Классический пример библейской методики приведен в Евангелии от Матфея, 9:28–30: Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
В словах по вере вашей да будет вам вы видите фактическое стремление Иисуса призвать к сотрудничеству подсознание слепых. Их вера состояла в огромном уповании, в их чувствах и глубокой убежденности, что должно произойти нечто-то чудесное и молитва их будет услышана, и она была услышана. Это была почитаемая методика исцеления того времени, используемая в одинаковой степени всеми врачевателями мира, независимо от их религиозной принадлежности.
Словами смотрите, чтобы никто не узнал, Иисус велел новоисцеленным ни с кем не обсуждать свое выздоровление, потому что они могли подвергнуться скептицизму и насмешкам неверующих, что могло, в свою очередь, разрушить благо, полученное ими из рук Иисуса, посеяв в их подсознании мысли страха, сомнения и беспокойства.
Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят (Евангелие от Луки, 4:36).
Когда больные приходили к Иисусу за излечением, они выздоравливали благодаря своей вере и вере Иисуса, его владению целительной силой подсознания. Иисус чувствовал внутреннюю истину всего, что он изрекал. Иисус и нуждающиеся в помощи люди пребывали в едином подсознании, и его молчаливое внутреннее знание и уверенность в исцеляющую силу изменяли негативное деструктивное отношение в подсознании больного. Исцеление было автоматическим естественным ответом на внутренние ментальные изменения. Его повеление было обращено к подсознанию больного вкупе со знанием, чувством и абсолютным доверием в реакцию подсознательного разума на его слова, произносимые им с твердостью.
Чудесные события в святынях мира
Непреложен тот факт, что в местах поклонения во всех странах мира, таких как Япония, Индия, в европейских странах и Америке, происходят чудесные исцеления. Я был в нескольких знаменитых святынях Японии. Во всемирно известном храме Диабуцу находится гигантское бронзовое изваяние божества. Перед глазами посетителей предстает Будда со скрещенными на груди руками и наклоненной головой. Он погружен в благостные размышления. Фигура достигает 42 футов (12,8 м) в высоту и называется Великим Буддой. Я наблюдал здесь за тем, как старые и молодые люди возлагали у его ног подношения. Предлагались деньги, фрукты, рис, апельсины. Зажигались свечи, сжигались благовония и воздавались молитвы.
Гид объяснил нам смысл монотонного песнопения одной молодой девушки. Она бормотала молитвы, низко кланялась и положила два апельсина в качестве своего пожертвования у подножия божества. Она также зажгла свечу. Наш гид рассказал нам, что девушка потеряла свой голос и была исцелена в этом храме. Она благодарила Будду за возвращение ей голоса. Эта девочка бесхитростно верила, что Будда вернет ей ее звонкий голос, если она будет следовать определенным ритуалам, соблюдать посты и делать пожертвования. Все это вместе взятое способствовало воспламенению веры, подняло ее разум до необходимой силы убеждения, и ее подсознание ответило на эти убеждение и веру.
В качестве еще одного примера, служащего иллюстрацией силы воображения и слепой, безрассудной веры, может служить случай с моим родственником, больным туберкулезом. Легкие его были сильно поражены, и сын решил вылечить своего отца. Он приехал домой в город Перф, Восточная Австралия, где жил его отец, и рассказал ему о встрече с неким монахом, вернувшимся из одной из святынь Европы, прославленной своими многочисленными чудесными исцелениями. Монах продал ему кусочек святого креста за сумму, равную 500 американских долларов.
На самом же деле молодой человек просто поднял щепку на обочине дороги, зашел к ювелиру и вставил там этот кусок дерева в брелок, чтобы все выглядело правдоподобно. Он сочинил для своего отца историю о многих исцелившихся, которые избавились от своих недугов простым прикосновением к этому амулету. История воспламенила воображение отца и возродила его надежды. Выхватив амулет из рук сына и прижав его к своей груди, он стал молча молиться, пока от усталости не забылся сном. Утром он проснулся здоровым. После этого он прошел тщательное медицинское обследование, и результаты всех клинические анализов были отрицательными.
Конечно же, вы понимаете, что его исцелил не тот кусок дерева, а собственное воображение, разожженное до необычайной силы, вместе с уверенностью и упованием на полное выздоровление. Союз этих двух сил и явил чудо исцеления. Отец никогда не узнал правды о подвохе, в противном случае у него мог бы произойти рецидив. Он прожил остаток своей жизни в добром здоровье и почил пятнадцать лет спустя в возрасте 89 лет.
Единый целительный источник
Общеизвестно, что самые разнообразные школы лечения производят исцеления чудесного характера. Наиболее очевидным заключением, приходящим вам на ум, будет мысль, что в природе должен существовать какой-то основной источник, объединяющий все подобные случаи, и этот источник - подсознание, а единым методом или приемом исцеления является вера.
Мне кажется, будет полезно напомнить вам еще раз о следующих фундаментальных истинах.
Во-первых: вы обладаете двумя уровнями мышления, сознанием и подсознанием, с четким распределением обязанностей и функций.
Во-вторых: ваше подсознание всегда повинуется силе внушения. Более того, подсознание полностью контролирует функции, состояние и ощущения вашего организма.
Осмелюсь предположить, что все читатели данной книги знакомы с тем фактом, что внушение в состоянии гипноза может вызвать у испытуемого симптомы почти любого заболевания. Так, у испытуемого может подняться температура тела, запылать румянцем лицо, или же он может чувствовать озноб - все в соответствии с характером заданного внушения. В качестве эксперимента этому человеку могут внушить, что он парализован и не может ходить - так оно и будет. Для наглядности можно поднести к лицу загипнотизированного чашку с холодной водой и сказать ему: «Это полная чашка перца, понюхай!» Бедняга начнет непрестанно чихать. Что, по вашему мнению, вызвало у него этот приступ: вода или внушение?
Вот этот человек жалуется на аллергию от травы тимофеевки. Во время сеанса гипноза вы можете поднести к его носу искусственный цветок или пустую чашку и сказать, что это тимофеевка. У испытуемого появятся все признаки аллергии. Это свидетельствует, что причина заболевания кроется в сознании, и поэтому его можно излечить ментальным способом.
Всем известны чудесные исцеления посредством остеопатии, хиропрактической медицины и натуропатии, не говоря уже о всех религиозных учреждениях мира. Однако очевидно и то, что все эти исцеления осуществляются посредством подсознательного разума - единственного сущего целителя.
Проследите за тем, как подсознание исцеляет порез на вашем лице, полученный при неосторожном обращении с бритвой. Оно точно знает, как это надо делать. Доктор обрабатывает рану и говорит: «Природа излечит ее!» Это относится к естественному закону - закону подсознания или самосохранения, являющемуся также функцией подсознания. Инстинкт самосохранения - это первый закон природы. Сильнейший из ваших инстинктов является в то же время и самым могучим из всех видов самовнушения.
Различные теории исцеления
Подробно останавливаться на многочисленных теориях, выдвигаемых различными религиозными сектами и группами молитвенной терапии, было бы утомительным и неблагодарным занятием. Многие из этих групп претендуют на то, что их вера и метод лечения единственно правильны лишь только потому, что практика их применения демонстрирует положительные результаты. В данной главе приводятся доводы о том, что это не соответствует действительности.
Вы уже знаете о существовании различных путей исцеления. Австрийский врач Франц Антон Месмер (1734–1815), который жил и работал в Париже, обнаружил, что прикладывание магнитов к больному организму приводит к чудесным исцелениям. Он вылечивал больных людей, прикладывая и иные предметы из стекла и металла. Впоследствии он прекратил использовать этот метод и заявил, что все случаи излечения являлись следствием «животного магнетизма». Месмер выдвинул предположение, что это было особое вещество, проецируемое целителем на пациента.
Его метод лечения болезней в то время был известен как «месмеризм», а впоследствии назван гипнозом. Многие врачи утверждали, что все его исцеления произошли в результате внушения.
Все эти группы целителей - психиатры, психологи, остеопаты, хиропрактики, врачи разных специальностей, все церкви - используют единую универсальную силу, скрывающуюся в подсознании. И каждый из них может утверждать, что исцеления происходят в силу их учения. Процесс излечения - это вполне определенный, положительный образ мышления, внутреннее настроение, называемое верой. Исцеление происходит вследствие упования и убеждения, действующих как мощное внушение на подсознательный разум, высвобождая его целительные силы.
Все люди пользуются единой исцеляющей силой. Они могут иметь собственные теории или методы, но существует лишь один метод излечения - это вера, и только одна целительная сила - ваше подсознание. Вы можете выбрать для себя предпочитаемую вами теорию и метод и можете быть спокойны: если вы верите, вы получите все, что хотите.
Воззрения Парацельса
Прославленный швейцарский алхимик и врач Филипп Парацельс, живший в период с 1493 по 1541 год, был в свое время одним из величайших целителей. Уже тогда он сформулировал мысль, являющуюся сегодня доказанным научным фактом: «Независимо от того, подлинен или ошибочен ваш предмет веры, вы получите одинаковый результат. Следовательно, если бы я верил в статую святого Петра в такой же степени, в какой следует верить самому святому Петру, я получил бы тот же эффект, как от самого святого Петра. Но это - идолопоклонство. Однако вера производит чудеса, и независимо от того, истинная она или ошибочная, чудеса эти будут одинаковыми».
Эти же воззрения разделял в шестнадцатом веке и Пьетро Помпонацци, итальянский философ и современник Парацельса, который сказал: «Мы легко можем постичь изумительный эффект, порождаемый уверенностью и воображением, особенно если оба эти фактора находят взаимопонимание между субъектом и человеком, излучающим их. Чудесные исцеления, приписываемые воздействию определенных реликвий, это лишь следствие работы их воображения и убеждения. Знахари и философы прекрасно знают, что положи на место святых мощей любой скелет, больной человек испытает столь же благотворное воздействие, если он убежден в их подлинности».
Если вы верите в чудотворную силу святых мощей или в целительную силу определенных водных источников, то получите ожидаемые результаты благодаря могучему внушению, посылаемому в ваше подсознание, и последнее осуществляет исцеление.
Эксперименты Бернгейма
Ипполит Бернгейм, профессор медицины из города Нанси, Франция, работавший там с 1910 по 1919 год, разъяснял, что внушение врача передается пациенту через подсознание.
Бернгейм в своей книге «Лечение внушением» (стр. 197) повествует о человеке с параличом языка, не поддававшимся никакому лечению. Его врач сказал ему, что располагает особым новейшим прибором, с помощью которого обещал его вылечить. Подготовив таким образом пациента, врач принес из соседней комнаты карманный термометр и вставил его в рот больного. Естественно, пациент принял его за спасительный прибор, и через несколько секунд он радостно вскрикнул, что его язык может снова свободно двигаться.
«Мы можем привести множество подобных фактов из нашей практики, - продолжал Бернгейм. - В мой кабинет вошла молодая девушка, около месяца назад полностью потерявшая дар речи. Убедившись в правильности диагноза, я сказал студентам, присутствующим у меня в качестве практикантов, что потеря речи моментально вылечивается электричеством, и я послал за индукционным прибором. Положив прибор на гортань и немножко поводив им, я сказал: „Сейчас ты можешь громко говорить“. Через несколько секунд я заставил ее произнести „а“, затем „б“, потом „Мария“. Она продолжала четко говорить дальше, ее голос полностью восстановился».
В данном случае Бернгейм демонстрирует силу веры и убеждения у пациента, действующих как могучее внушение на подсознание.
Внушение вызывает язвы
Бернгейм привел пример, когда он вызвал появление язвы на шее у пациента. Прижав к его шее почтовую марку, он внушил ему, что это была ядовитая муха. Аналогичные случаи были зафиксированы в экспериментах и опыте работы многих врачей в разных странах мира, что не оставляет никаких сомнений, что структурные изменения являются возможным результатом устного внушения пациентам.
Причина кровавых пятен
В книге Гудзона «Закон физических явлений» (стр. 153) мы читаем:
«Кровоизлияние и кровавые пятна могут быть вызваны у определенных субъектов посредством внушения».
Доктор М. Боурру ввел субъекта в сомнамбулистическое состояние и внушил следующее: «Сегодня в четыре часа дня после этого сеанса гипноза вы придете к себе в офис, сядете в кресло, скрестите руки на груди, и из вашего носа начнет идти кровь». В назначенное время молодой человек сделал все, как было сказано. Из его левой ноздри вышло несколько капель крови.
В другом случае тот же исследователь провел тупым концом инструмента по запястью пациента линию в виде его имени. Затем, когда пациент находился в сомнамбулистическом состоянии, он сказал: «Сегодня в четыре часа дня вы уснете, и вдоль линии, которую я провел на вашей руке, будет сочиться кровь, и ваше имя появится написанным на руке кровавыми буквами». Было засвидетельствовано, как этот человек уснул в четыре часа и на его левой руке выступили буквы его имени, а в нескольких местах даже появились капельки крови. Эти буквы можно было различить даже через три месяца после данного случая, хотя они начинали постепенно блекнуть.
Эти факты демонстрируют несомненность двух фундаментальных утверждений, которые мы уже называли ранее, а именно: постоянная подчиненность подсознания силе внушения и абсолютный контроль подсознательного разума над функциями, ощущениями и состоянием организма.
Все вышеназванные явления четко демонстрируют анормальность состояний, вызываемых внушением, что является исчерпывающим доказательством того, что каковы мысли в душе (в подсознании) человека, таков он и есть.
Кратко о том, что следует запомнить
1. Постоянно напоминайте себе, что целительной силой является ваше собственное подсознание.
2. Знайте, что вера подобна семени, посаженному в почву: из него вырастет соответствующее растение. Посейте идею (семена) в своем разуме, полейте и удобрите ее своим убеждением, и она осуществится.
3. Мысли и планы, которые у вас есть по поводу нового изобретения, написания еще одной книги или пьесы, реально существуют в вашем уме, и поэтому вы можете верить в то, что имеете все это сейчас. Верьте в реальность вашей идеи, плана или изобретения - и все осуществится.
4. Молясь за других, знайте, что ваше душевное пожелание здоровья, красоты и совершенства может изменить негативную установку в подсознании этих людей и принести чудесные результаты.
5. Чудесные исцеления в различных святых местах произошли благодаря силе воображения и безрассудной вере, воздействующих на подсознание людей, высвобождая ее целительную силу.
6. Всякая болезнь возникает в сознании. Ничто не появится на теле, если не будет соответственного умственного образца.
7. Симптомы почти всякого заболевания могут быть вызваны у вас гипнотическим внушением, что демонстрирует силу вашей мысли.
8. Есть единственный метод исцеления - это вера. Есть единственная исцеляющая сила - это ваш подсознательный разум.
9. Независимо от того, истинен или ошибочен предмет вашей веры, вы получите желаемые результаты. Ваше подсознание отвечает на мысли разума. Рассматривайте веру как мысль своего разума, и этого будет достаточно.
Из книги Загадочные явления автора Резько И.ПРИЗРАК В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА В Афинах был очень обширный и удобный дом, имевший дурную славу. Посреди ночи там слышался странный шум, напоминавший отзвук железа. Если же к нему внимательно прислушивались, то он обращался в очень ясный звук бряцающих цепей, сначала доходивший
Из книги Основы миросозерцания индийских йогов автора Аткинсон Вильям Волкер Из книги Загадки жизни и как теософия отвечает на них автора Безант АнниМентальное тело Это тело, построенное из более тонкого материала, чем астральное – настолько же, насколько астральное тоньше физического – отвечает своими вибрациями на каждое изменение нашей мысли. Каждая перемена в сознании вызывает вибрацию в нашем ментальном теле,
Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестенМЕНТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В физическом теле имеется другое, более тонкое тело, являющееся точной копией первого. Каждый орган, нерв, каждая мышца, каждая часть физического тела повторяются в субстанции эфирного свойства.Если какая-то физическая болезнь на пути ее угасания
Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна Из книги Управляйте своей судьбой автора Мерфи Джозеф5 Ментальное лечение в наше время Несомненно, что у каждого человека возникают проблемы со здоровьем или в делах, и ему приходится заниматься лечением и решением задач. Чем же именно излечивается человеческий организм? Где скрывается целебная сила? Этими вопросами
Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.МЕНТАЛЬНОЕ ПОДЧЕРКИВАНИЕ Лишь немногие люди в принципе задумываются о великих переменах, которые постоянно происходят в теле и его окружении благодаря подчеркиванию некоторых слов в обычной беседе. Вам нужно всего лишь проследить за игрой определенных эмоций в
Из книги Священная Терапевтика автора Алеф ЗорГлава IV. МЕНТАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ О МЕНТАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ БОЛЕЗНИДевушку внесла мать. Ноги больной, парализованные, бессильно волочились по полу.Мать усадила ее на диван и со вздохом повернулась ко мне:- Это продолжается уже три года…- Расскажите, куда вы обращались, как
Из книги Интеграция души автора Рэйчел СэлМентальное тело В предыдущих книгах мы детально описывали корневые негативные верования, вызывающие возникновение самых негативных эмоций. Мы предлагали разные техники исцеления корневых негативных верований, включая гипнотерапию, управляемую визуализацию,
Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян НоннаЭфирное и ментальное В жизни каждого человека наступает момент, когда он чувствует себя в тупике. Ощущение безысходности и безвыходности сковывают и не дают энергетической мысли прорасти в пространство.Я всегда говорю: зрите в корень. Пространство и время устроены
Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина БорисовнаМентальное тело Этот уровень человеческого бытия связан с мыслями и умственными представлениями. С самого первого шага мы впитываем все условности жизни. Нас учат привязывать определенные чувства и ощущения к конкретным звукосочетаниям – словам. Ограничивая наши
Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир ВасильевичМЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Когда вы расслаблены, ум опускается в тандэн. Когда ум находится в тандэне, тело и ум соединены, исчезает двойственность и возникает целое. Когда вы представляете собой единое целое, то автоматически становитесь здоровыми и телом, и душой.Когда вы
Из книги Чудеса исцеления архангела Рафаила автора Вирче ДоринМентальное здоровье Дорогой архангел Рафаил, пожалуйста, помоги мне настраивать свои мысли и видеть красоту и порядок в своей жизни. Благодарю тебя за то, что ты оказываешь мне помощь в освобождении от боли, связанной с моим прошлым и беспокойством за будущее, чтобы я мог
Из книги Практика астральной проекции автора Кемпер Эмиль Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик ЛораМентальное тело Ментальное тело, четвёртое по счету, по своей структуре ещё совершеннее и образовано более тонкой материей, чем астральное, имеет сферичную форму. Ментальное тело оформлено в полной мере лишь у высокоразвитых в духовном и интеллектуальном отношении
Из книги автораМентальное тело Это тело более доступно нашему восприятию. Это наш ум. Причём, я думаю, вам будет небезынтересно узнать, что ум действует, подчиняясь кармической тенденции.Вы уже знаете, что наши мысли обладают огромной силой. На их основе строится наше тело и жизнь. По
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)