Иустин философ его труды о иудейской ереси. Святой мученик иустин философ и с ним пострадавшие. Духовная жизнь во II веке
Труды
Мученик Иустин написал разговор с иудеем Трифоном об истине христианского закона, в котором он с глубокой ученостью, ясностью и спокойствием ведет спор ветхозаветным оружием, и две апологии. Первой (большей) апологией, написанной не раньше 150 г., он пытался доставить христианам покровительство императора Антонина Пия, второй - расположить Марка Аврелия к более кроткому обращению с ними, но в то же время старался представить языческую философию предшественницей христианства , а христианство - откровением того, что философия только предчувствовала. Другие творения Иустина Философа, - напр. его сочинение против современных ему гностиков, которым пользовались Ириней и Ипполит, - до нас не дошли; дошедшие же до нас под его именем св. Иустину не принадлежат.
Иустину Философу приписывают: "Замечания о душе", "Обличения против эллинов", "Речь против эллинов". Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина "О воскресении". Церковный историк Евсевий Кесарийский свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги "Певец", "Обличение всех бывших ересей" и "Против Маркиона".
Творения Иустина Философа чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины в., особенно по вопросу о применении к христианскому мировоззрению александрийского учения о Слове.
Текст сочинений Иустина Философа в "Corpus Apologetarum", изд. Otto (т. 1-3, Иена, 1876 и сл.); в русск. переводе "Сочинения" св. Иустина Философа изданы с прим. П. Преображенским (2 изд., М., 1892).
Кондак, глас 2
Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас.
Использованные материалы
- Страницы сайта Православие.Ru:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Сохранившиеся подлинные произведения
Два сочинения написаны в жанре апологий. Некоторые ученые предполагают, что первоначально они представляли собой единое произведение, однако свидетельство Евсевия говорит против такого предположения.
«Первая Апология »
Состоит из 68 глав.
Написана, вероятно, ок. 150 г., ибо св. Иустин замечает в ней, что «Христос родился 150 лет тому назад при Квирине» (1 Апол. 46).
В этом произведении св. Иустин обращается к правителям Римской империи призывая их составить истинное мнение о религии Христовой.
Он говорит, что:
1) преследование христиан за одно только имя является неразумным и несправедливым,
2) обвинение их в различных преступлениях - неосновательно и ложно
3) образ жизни и вероучение христиан отличаются чистотой, непорочностью и святостью.
Также содержится подробное изложение христианской догмы и описание богослужения.
«Вторая Апология »
Состит из 15 глав, дополняет первую.
Написана в 161 г. по случаю одного инцидента: в Риме, при префекте Урбике, были схвачены и обезглавлены три христианина. Положение христиан, которые все могли стать жертвами любого произвола, и побудило св. Иустина написать апологию.
Сочинение производит впечатление некоей незаконченности: вполне возможно, что Иустин не успел завершить труд, сам сделавшись жертвой гонения.
По сравнению с «Первой Апологией», здесь намечаются некоторые новые темы: например, что конечной причиной гонений на христиан является ненависть бесов к ним. Достаточно ясно также высказывается идея, что бесов и злых людей, попавших под их чары, ожидает Божье наказание.
Заканчивается данное произведение выражением надежды: язычники, узнав истину о христианах, освободятся от своего неведения подлинного Добра.
«Разговор (Диалог, Беседа) с Трифоном иудеем »
Разговор с Трифоном произошел, вероятно, сразу после обращения Иустина, т. е. около 135 г. А записан этот разговор по памяти после написания Первой Апологии, в 150-155 гг.,
Содержит 142 главы.
Представляет собой апологию против иудаизма.
Написано в форме «диалога».
Сочинения утерянные
«Против всех ересей»
О нем упоминает сам св. Иустин (1 Апол. 26).
Самое раннее из известных ересиологических произведений.
«Против Маркиона»
От сочинения дошел лишь один фрагмент, передаваемый св. Иринеем Лионским (Против ересей IV, 6, 2) и гласящий:
«Я не поверил бы Самому Господу, если бы Он возвестил
мне, что рядом с Создателем есть и другой Бог.»
Св. Ириней приводит и еще один фрагмент св. Иустина: «До пришествия
Господа сатана никогда не осмеливался хулить Бога, так как еще не знал,
что осужден.»
Однако не ясно: относится ли данный фрагмент, цитируемый св. Иринеем, к тому же самому произведению св. Иустина или взят из какого-либо другого.
Утерянные сочинения, известные
Евсевию
(см. Церковная история, книга
IV , 18):
Творения, приписываемые св. Иустину.
Сочинения, принадлежность которых Иустину очень сомнительна:
«Увещание к эллинам»
(или: «Увещательное слово к эллинам»)
Состоит из 38 глав.Имеет своей целью доказать грекам ложность их язычества и обратить их к истинной религии.
Предполагается, что это сочинение явно не принадлежит св. Иустину и датируется не ранее III в.
Автор более серьезно, чем св. Иустин, знаком и вообще с эллинской культурой, и в частности с греческой философией, возможно, жил в Александрии.
«Речь к эллинам»
Состоит из 5 глав.Представляет собой резкое обличение греческой мифологии. Автор приводит причины, по которым лично он расстался с языческим заблуждением.
Написано, скорее всего, в первой половине III в.
«О единовластительстве» (или: «О монархии»)
Состоит из 6 глав.По своему названию совпадает с одним из утерянных произведений св. Иустина, но краткая характеристика содержания последнего у Евсевия не позволяет отождествлять оба произведения.
Автор защищает монотеизм (именно этот смысл вкладывается в понятие «монархия») и обличает языческий политеизм, опираясь только на самих языческих писателей, поэтов и философов.
Вероятно, написано в самом конце II - начале III вв.
«О воскресении»
Сохранились три достаточно больших фрагмента (всего 10 глав) произведения в «Параллельных местах» (Sacra Parallela) - сочинении, дошедшем до нас под именем св. Иоанна Дамаскина.В них автор высказывается против отрицающих воскресение тел, и оппонентами его являются, скорее всего, представители еретического гностицизма.
Написано произведение, по всей видимости, в II-III вв.
Сочинения, точно не принадлежащие Иустину
«Вопросы христиан к язычникам»
- (всего - 5 «вопросов»)Христиане ставят вопросы язычникам, а те на них отвечают; однако данные ответы отвергаются христианами, поскольку в них показывается полное отсутствие логики.
«Вопросы язычников к христианам»
- ответы на 15 «вопросов,» относящихся к различным аспектам христианского вероучения (проблеме сущности Божией, о воскресении мертвых и т. д.).В рукописной традиции эти два произведения часто соединяются в единый трактат.
«Вопросы и ответы к православным»
- содержит 161 «вопрос», которые касаются исторических, догматических,
этических и экзегетических проблем, связанных с христианской религией.
«Опровержение некоторых аристотелевских мнений»
- содержит полемику с перипатетизмом по 65 пунктам, касающимся учения о Боге и мире.Упомянутые четыре сочинения относятся к IV - V вв. и, по всей видимости, написаны каким-то одним автором, представителем антиохийской школы (возможно, Диодором Тарсийским или блаж. Феодоритом Кирским).
«Изложение правого исповедания»
- здесь рассматриваются преимущественно триадологические и христологические
проблемы. Можно приписать блаж. Феодориту Кирскому.
«Послание к Зене и Серену»
- сочинение целиком посвящено проблемам христианской этики.Написано не раньше IV в. (возможно, ок. 400 г.)
_____________________________
Это обнаруживается такими подробностями:
упоминание о фактах или лицах гораздо более поздних, например, об Оригене (82-й
вопрос православным) или манихейцах (вопрос 127-й), или Иринее (вопрос
126-й) или о падении язычества (вопрос 126-й). Кроме того и язык этих
произведений не соответствует совсем эпохе св. Иустина; мы находим
термины: ***усия, ипостась, исхождение, единосущный и под., а также
общий стиль свидетельствует о большей богословско-догматической зрелости,
например времен арианства или несторианства.
Архимандрит Киприан (Керн). Патрология.
Иустин , св. отец и учитель церкви II века, еще с глубокой древности известный под названием Философа и Мученика (Тертуллиан, Adv. Valent, с. 5: „Justinus philosophus et martyr“; Ипполит, Philosoph. 8, 16: Ιουστίνος ό μάρτυς ), - один из первых христианских писателей - апологетов. Грек-колонист по национальности, язычник по первоначальному верованию, он родился приблизительно в первом десятилетии II-го в. в самарийском городе Сихеме (Флавии Неаполе по позднейшему названию). С нравственно-религиозным складом Иустинова характера мы можем познакомиться по его собственным сочинениям, особенно по „Разговору с Трифоном иудеем“. Здесь автор рассказывает (гл. 1-9), что недовольство современным состоянием нравственно-религиозного самосознания язычества составляло основную черту его нравственно-религиозного облика. Возносясь умом и сердцем к идеалам высшего порядка, он последовательно обращался за разрешением истины к лучшим философским системам язычества, к школам стоиков, перипатетиков, пифагорейцев и платоников. Однако лишь свет христианской истины, яркое отображение которого Иустин обрел в самой жизни и верованиях христиан, доставил ему нравственно-религиозное удовлетворение, особенно после случайного разговора с одним старцем-христианином. Момент обращения Иустина в христианство в точности неизвестен, но, во всяком случае, падает на период времени не ранее 133 и не позднее 140 г. Иустин не занимал в церкви какого-либо иерархического положения и в звании простого мирянина-философа был ревностным провозвестником христианской истины. С проповедью о Христе он все время путешествовал по разным местам Азии и Европы, а в Риме имел более продолжительную остановку и здесь основал особую христианскую школу, в которой после его смерти был наставником его ученик Татиан - апологет. В звании христианского проповедника Иустин „продолжал носить философскую тогу“ (έν φιλοσόφου σχήματι у Евсевия Церковная История 4, II), которая и привлекала к нему многочисленных слушателей - учеников не только из среды язычников, но и иудеев. Таким учеником вопросником и был, между прочим, иудей Трифон, с которым Иустин вел продолжительную беседу в моменты иудейских войн (Разг. 1, 9), т. е. в 132-135 г. Впоследствии (после 160 г., как это можно заключить на основании второй „Апологии“ 1) эта беседа и была воспроизведена им в форме особого сочинения, известного и теперь под заглавием: „Разговор с Трифоном иудеем“. Этот большой труд (в составе 142 глав) имеет своим содержанием раскрытие трех главных положений, в соответствие которым и разделяется на три отдельные книги. В первой выясняется вопрос об отношении христианства к иудейству, причем на основании главным образом пророческих книг Ветхого Завета доказывается прообразовательно-служебное, подготовительно-провиденциальное значение иудейства и всех его обрядовых постановлений: эта книга - полный и обстоятельный свод и анализ ветхозаветных свидетельств в приложении к христианству. Во второй - выясняется самая сущность христианства, путем раскрытия его вероучительных истин и, главным образом, учения о боговоплощении. В третьей - проводится мысль о всеобщности христианства в противоположность узко-националистическим взглядам иудеев. „Разговор“ - первая в истории святоотеческой письменности противоиудейская апология христианства, - полная, обстоятельно и живо написанная, прекрасно выясняющая самую сущность борьбы христианства с иудейством и всех ее перепутий.
Иустин два раза выступал с литературною защитой христианства пред судом римского правительства. Плодом этой защиты и были две особые апологии „в защиту христиан“. Обе они сохранились до настоящего времени в подлинном виде. Первая была написана, вероятно, в 150 г. (Апол. 1-я, 46 : προ έτών εκατόν πεντήκοντα γεγενήσϑαι τόν χρ χριστόν . Додвел, Паджи относят ее написание к 138 г., архиеп. Филарет, Петавий [Пето] - к 139; Тиллемон, Галлуа, Нурри, Грабе, о. П. А. Преображенский, о. С. И. Остроумов к 150 г., Обэ к 160 г.) и предназначалась императору Антонину и его сыновьям Марку Аврелию и Коммоду (Апол. 1, предислов.; Евс. Ц. И. 4 , 18). Вторая же была написана приблизительно в 162 г. и предназначалась императору Марку Аврелию и Коммоду. Гарнак и Болль думают, что эти апологии - собственно одно произведение, только впоследствии (в VI в.) разделенное на две части под именем: apologia major и apologia minor. Но основания этой гипотезы слишком шатки. Евсевий положительно говорит о двух апологиях (Ц. И. 6 , 16. 17. 18) и, если цитирует под именем первой содержание второй апологии, то, вероятно, по случайной ошибке. Содержанием первой апологии (1-68 глав) служит оправдание христиан пред судом язычества от взводимых на них обвинений: во 1) безбожии, 2) в нарушении общественного и государственного порядка и 3) в безнравственности. В противоположность этим обвинениям вся апология представляет живо написанную характеристику христианства со стороны вероучеиния, нравоучения и общественного строя.
Языческому многобожию здесь противопоставляется идея христианского единобожия; языческой безнравственности и эгоизму - возвышенность христианских добродетелей: любви ко врагам, милосердия, целомудрия, смирения, незлобия; языческому представлению о христианстве, как о политической организации, евангельский взгляд на царство Божие, - царство духовное, воздействующее на мирской строй жизни только средствами духовно-нравственного совершенствования. При этом подробно рассматривается учение о таинствах крещения и причащения, в которых язычники видели проявление гнусных суеверий (Апол. 1-я, гл. 61 -67 ), но которые, по Иустину, имеют глубокий нравственно-религиозный смысл. В крещении „мы возрождаемся“ „от прежних грехов“ „чрез омовение водою во имя Бога Отца и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого“ (гл. 61). В причащении мы принимаем „хлеб, вино и воду“, „над которыми совершено благодарение“, почему эта пища и называется евхаристией“; и „мы принимаем эту пищу не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: как Христос, Спаситель наш Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего: подобно сему и пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его и от которой чрез уподобление получают питание наша кровь и плоть, есть плоть и кровь воплотившегося Иисуса“ (гл. 65 -66 ). Это в высшей степени важные свидетельства древности о таинстве крещения и причащения. - Вторая апология (1-15 глав), представляющая дополнение к первой, посвящена выяснению вопроса о смысле жизни христианина, который под водительством промысла должен терпеливо вести борьбу со злом, созданным самим же человеком, и, вопреки мнению язычников, не должен пренебрегать своего жизнию. Обе апологии отличаются античным изяществом речи и глубиною философского анализа. Замечателен в них взгляд Иустина на язычество и его философию, как на подготовительную ступень к принятию христианства. Сократ, Платон, Аристотель и другие языческие философы - это, по Иустину, провозвестники божественной истины, которая, находясь под водительством Слова, действующего и в язычестве и в иудействе и в христианстве, в Евангелии получила только полнейшее и совершеннейшее выражение. Самое учение о Слове (Λόγος `е) отличается особенностями, которые проходят чрез все сочинения греческих апологетов II века. Сын Божий, по Иустину, есть Слово Отца, которое до сотворения мира существовало с Отцом δυνάμει , т. е. как Его сила, и только при творении мира и после сотворения стало существовать ένεργεία , т. е. в действительности. Подобную формулировку учения о Слове у Иустина (равно как и у Афинагора: λόγος έν ίδέα и λόγος έν ένεργεία и у Феофила антиохийского: λόγος ενδιάϑετος и λόγος προφορικός ) нельзя признать удачною. Вообще, по своей форме, в некоторых отдельных выражениях учение Иустина о Сыне Божием заключает в себе оттенок арианства (недаром и ариане пользовались им при обосновании своей доктрины). Но по существу, - взятое в целом, в совокупности всех отдельных мыслей и выражений, - оно запечатлено духом православного мировоззрения.
Боролся Иустин и с внутренними врагами Церкви - гностиками, против которых он точно также выступал с литературною отповедью. По свидетельству Евсевия, в борьбе с гностиками он написал сочинения: „Против Маркиона“ (Σύνταγμα προς Μαρκΐωνα - Ц. И. 4 , 11. 18; ср. Ириней, Против ересей 4. 5) и „Обличение всех бывших ересей“ (Евс. Ц. И. 4 , 11, а также у древних ересеологов - Иринея, Тертуллиаиа, Ипполита, которые пользовались означенным трудом).
Эти противогностические труды Иустина, равно как и следующие его произведения, указываемые Евсевием и другими древними писателями: „Речь против Еллинов“ (λόγος προς "Έλληνας - Ц. И. 4 , 18), „Обличение против Еллинов“ (έτερον προς "Ελληνας σύγγραμμα, ό καί έπέγραύεν ελεγχον - Ц. И. 4 , 18), „О единовластительстве Божием“ (Περι ϑεοΰ μοναρχίας ), „Певец“ (Ψάλτης ), „Замечания о душе“ (Σχολικόν περί ψυχής ), „О воскресении“ (Περί άναστάσεως , - ссылка у Мефодия патар.: Иоанн Дамаскин в Sacra Parall. приводит из этого сочинения четыре цитаты, которые изданы у Otto, Corp. apolog. 111, 210-249. 258), - сохранились до нашего времени по одним названиям с указанием только общего их содержания [ср. y о. проф. A. М. Иванцова-Платонова, Ереси и расколы первых трех веков, Москва 1877, стр. 63]. Правда, с именем Иустина в различных манускриптах связывается обыкновенно целый ряд литературных памятников, которые по названиям от части сходны с указываемыми у Евсевия. Но принадлежность Иустину всех этих произведений современная критика на достаточных основаниях заподазривает. Одни из этих произведений она считает сомнительными („Увещательное слово к Еллинам“, „К Еллииам“, „О единовластительстве“), а другие, безусловно неподлинными („Опровержение Аристотелевых мнений“, „Изложение правой веры“, „Письма к Зене и Серену“, „Вопросы и ответы православным“, „Вопросы христиан к Еллинам“, „Вопросы Еллинов к Христианам“, „Послание к Диогнету“). Открытая и решительная проповедь Иустина снискала ему много врагов среди иудеев и язычников. Неприязнь к нему Кресцента философа-ученика разрешилась особым доносом римскому правительству относительно его пропаганды. Состоявшийся над Иустином суд в Риме, под председательством Рустика, закончился осуждением на смерть этого христианского философа, всесторонние образованного человека, миссионера по положению в Церкви, апологета по общему характеру его литературной производительности. Умер Иустин вероятно, в 166 г. (по свид. Пасх. хроники александр. церкви: ср. Евс. Ц. И. 4 , 16) одновременно с кончиною Поликарпа Смирнского (Евс. Ц. И. 4 , 16). Красноречивое описание последних моментов жизни Иустина и самого суда над ним представляют нам т. н. „Мученические акты св. Иустина и дружины его“, - произведение, по общему отзыву современной критики, с достоверными сказаниями и, несомненно, древнего происхождения. Память Иустина в православной церкви совершается 1 июня .
Сочинения Иустина Мученика - как подлинные, так и сомнительные - много раз издавались и по частям и в целом составе в различных отдельных и общих исследованиях. Первым издателем собрания сочинений Иустина М. был В. Stephanus (Paris 1551), который (по манускрипту парижскому № 450 от 1864 г.) издал под именем Иустина 12 произведений. Еще более полные издания сделали: Fr. Sylburg (Heidelb. 1598 г.), H. Stephanus (Paris 1592r.), F. Morel (Paris 1615), Pr. Maran (Paris 1742), Gallandius (Bibl. veter. patr. t. I-II) n Migne (Patr. gr. VI). Ho лучшее и безусловно самое тщательное издание принадлежит Otto (Jena: 1-е изд. в 1842-1843 г., 2-е в 1847-1850 г. и 3-е в 1876-1881 г.) в связи с сочинениями других апологетов (Corpus apolog. christ.). В России издавались творения Иустина М. только в переводе на русский язык. Независимо от издания некоторых отдельных сочинений (в „Христианском Чтении“ 1825 - 1-я апология; в „Хр. Чт.“ 1840 г. - 2-я апология; в изд. Иринея, арх. тверск. - „Разговор с Триф. иуд.“), творения Иустина М. полностью были изданы ο. П. А. Преображенским в качестве приложения к „Прав. Обозрению“ (за 1862-1864 г.) и отдельно (Москва 1864 г.; 2-изд. Тузова Спб. 1895 г.). - О жизни и деятельности Иустина М. на Западе существует громадная литература. Лучшими более полными и всесторонними исследованиями можно признать: Th. Otto, De Jnstini M. scriptis et doctrina (Jenae 1841): Freppel, St. Justin (Paris 1860) в соч.: Des apologistes chrétiens au II s...: Aube, St. Justin Philosophe (Paris 1861); Veil. Justinus d. Philos. Rechtfertigung d. Christentums, 1894 (подробный указ. всех иностранных исследований об Иустине М. см. у Bardenhewer`а, Gesch. der altchristl. Liter. 1902 r., S. 240-242). - (В русской литературе об Иустнне М. имеются следующие статьи: свящ. Смирнов, Иустин, мученик и философ в „Прибавления к творениям свв., отцев“ 1849 г., VIII. Κ. П. Скворцов, Св. Иустин философ в „Трудах Киевской Дух Акад.“ 1866 г. № 1. Его же, О книгах Сивилл там же 1862 г., т. II, стр. 848-884 (переводная статья из Фреппеля). М. Т-ев (M. И. Тареев), Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии в журнале „Вера и Разум“ 1893 г. 11. Об истинной мудрости по опыту жизни св. Иустина Мученика в „Хр. Чт.“ 1802 г., 1, 737-750. Жизнь Иустина философа в „Хр. Чт.“ 1825 г., XVII. О мученичестве Иустина Мученика там же 1841 г., II, 463. Допрос и кончина св. Иустина философа в „Воскресном Чтении“, XX. Иустин философ в „Хр. Чт.“ 1825 г. Иустин философ в „Воскр. Чт.“, XXIV. Обращение в христианство в первые времена Церкви в „Хр. Чт.“ 1831 г. и 1859 г. у Проф. Д. В. Гусеев, Иустин Мученик и Философ (в „Православном Собеседнике“ за 1898 г. и отд. отт.). Некоторые сведения об Иустине Мученике можно найти в статьях об апологетах вообще: у А. Ф. Сергиевского. Отношение первого христианского философа к языческой философии в журнале „Вера и Разум“ 1885г., 1; А. Ф. Сергиевского, Отношение апологетов восточной Церкви II в. к языческой философии там же 1886 г., 11: И. Знаменского, Учение о Боге-Слове по восточным апологетам II в. в „Прав. Собесед.“ 1882 г., I, 74-89. 239-251; 11, 312- 345; проф. Л. А. Чистовича Об отношении между христианством и философией в первые три века христианской Церкви в „Хр. Чт.“ 1859 г., II. 3; и И. Скворцова, Философия отцов и учителей Церкви в первые три века, Киев 1868; Раскрытие догматических истин в писаниях апологетических в „Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения“ 1869 г., IX, 1-142; Троицкого. Суждение св. отцов II и III вв. об отношении греческого образования к христианству в „Тр. Киев. Акад.“ 1860 г. II-III; проф. Е. И. Ловягина, Об отношении писателей классических к библейским по воззрению христианских апологетов. Спб. 1872; о. C. И. Остроумова, Разбор сведений Евсевия и Иеронима о греческих апологетах, Москва 1886. Кроме того об Иустине см. у преосв. Филарета в его сочинении: „Историческое учение об отцах Церкви“ 1859 г., T. I, стр. 62-79: у о. П. А. Преображенского во введении к его изд. творений Иустина, стр. 1-36; у Фаррара, Жизнь и труды св. отц. и уч. Ц. (перевод проф. Лопухина 1891 г.), стр. 67-87.
[По некоторым частным вопросам об Иустине Мученике см. из новейшего времени еще, напр., след. труды: Prof. Ad. Harnack: Die Ueberlieferung der griechischen Apologeten des zweiten Jahrhunderts в „Texte und Untersuchungen“ I, 1-2 (Lpzg 1882); Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius I. Lpzg 1893, S. 99-114. 144. 258. 265. 8l7. 836. 838-840. 845. 925. II, I, ibid. 1897, S. 274 ff. 508 ff. 510 f 512. 513 ff. 594. 711 f, II, 2, ibid. 1904, S. 151-158. 545-548: Brod und Wasser: die urchristliche Elemente bei Justin в „Texte u. Unters.“ VII. 2 (Lpzg. 1890), S. 117-144, и вызванную этим трактатом литературу; J. A. Cramer, Die Logosstellen in Justins Apologien kritisc untersucht в „Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft“ II " (1901), 4, S. 300-338. Его же, Diu erste Apologie Justins ibid., V (1904), 2, S. 154-162; 3, S. 178-190, VI (1905), 4, S. 347-368. Prof. G. Krüger, Zu Justin ibid. VII (1906), 2, S, 136-139. Eb. Nestle, Lc 20, 36 bei Justin und Marcion ibid. II, 3, S. 262-263. Lic. Willy Gaul, Die Abfassungsverhältnisse der seudojustinischen Cohortatio ad Graecos, Berlin 1902. Prof. F. J. A. Hort, Six Lectures on the Ante-Nicene Fathers (London 1895), p. 49-75: Justin and Irenaeus. Charles Thomas Crutioell A Literary History of Early Christianity II (London 1893), p 317-337. Wilhelm Widmann, Die Echtheit der Mahurede Justins d. M. an die Heiden в „Forschungen zur christlichen Litteratur - und Dogmengeschichte“ III (Mainz 1902), 1. Joh. Knossala. Der pseudo-justinische Λόγος παραινετικός προς Έλληνας
в „Kirchengeschichtliche Abhandlungen“ herausg. v. Prof. Max Sdralek II (Breslau 1904), S. 107-109 (и cp. Dr. E. Hennecke в „Theolog. Literaturzeitung“ 1905, 5, 141-142). См. еще y Prof. Albert Ehrhard, Die altchristliche Literatur ...seit 1880, S. 85-88; ...von 1884-1900, S. 217-235. См. и статью о. Дроздова в „Иркутских Епархиальных Ведомостях“ за 1906 г. - Η. Η. Г.].
* Леонид Иванович Писарев,
магистр богословия, экстраординарный
профессор Казанской духовной академии
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 583. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.
Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин мученик
Св. Иустин Мученик, известный также под именем Иустин Философ, был одним из первых апологетов (т.е. защитников) христианства. В отличие от так называемых мужей апостольских, обращавшихся преимущественно к членам Церкви, писания апологетов были адресованы современному им языческому читателю, поэтому для лучшего их понимания необходимо знание исторической обстановки того времени.
В римской империи второго века христианство было объявлено «незаконной религией». Оно не входило в список разрешенных культов, и самое имя «христианин» уже являлось юридическим поводом для преследования. На практике дело обстояло не так строго: в латинском язычестве на рубеже нашей эры, особенно по мере все новых завоеваний империи, проявлялась тенденция к значительной терпимости в отношении других религий, касавшаяся также и христиан. В большинстве случаев никто не занимался их специальными розысками, и многие римские чиновники готовы были смотреть сквозь пальцы на их существование.
С другой стороны, христианство легко могло бы приобрести законность. Для этого было бы достаточно примириться с преобладающим в римском обществе синкретизмом (сосуществованием многих верований), т.е. признать Христа всего лишь одним из богов римского пантеона и согласиться на участие в культе обожествленного римского императора и римских богов. Тот факт, что христиане отказывались и от того, и от другого, служил поводом для их обвинения в атеизме.
В римской империи того времени лишь евреи были легально освобождены от поклонения римским богам, так как римляне по опыту знали, что этого им от евреев никогда не добиться. Пока христианство не порвало с иудаизмом, его считали одной из еврейских сект и потому не преследовали. Проблемы начались по мере того, как нарастал конфликт между Церковью и синагогой? конфликт, как известно, окончившийся полным разрывом.
В такой обстановке зародилась ранняя христианская апологетика. Целью апологетов было прежде всего продемонстрировать языческому обществу приемлемость христианства с культурной точки зрения, и это было трудной задачей, так как христианам приходилось вести войну «на многих фронтах». На них нападали, обвиняя в варварстве, за то, что (как считали язычники) никому неизвестную, противоречивую и ненужную книгу, Библию, они почитали боговдохновенной. Поэтому апологеты пытались показать вечный смысл ветхозаветной истории, но в то же время им приходилось отмежевываться от иудаизма, показывая истину именно христианского понимания Библии. Нужно было найти параллели между греческой философией и христианской мыслью, но одновременно представить языческую философию предшественницей христианства, а христианство? откровением того, что языческая философия лишь предчувствовала. Также необходимо было опровергнуть обвинения в атеизме, а зачастую? и в каннибализме, поводом к которым служили слухи об евхаристических собраниях, куда не допускались посторонние, так что никто точно не знал, что там происходило. Апологеты описывали евхаристию, стараясь объяснить, в чем ее смысл, и обосновать нежелание христиан поклоняться языческим богам. Они обсуждали христианскую мораль, показывая, что христиане должны быть хорошими гражданами и добродетельными людьми. Таким образом, христианская апологетика велась на многих уровнях: философском, социальном, этическом, антииудейском и др.
О св. Иустине Мученике нам известно из «Церковной истории» Евсевия. Кроме того, до нас дошел официальный протокол его мученичества. Иустин родился в образованной семье римскою чиновника в Палестине (в городе Флавианополисе, как римляне называли Шехем). Он получил классическое языческие образование, т.е. изучал греческих философов, и в частности Платона. Его обращение в христианство носило интеллектуальный характер, но у Евсевия оно описывается в несколько романтических красках. Однажды, гуляя по пляжу, он повстречал старика, который убедил его в том, что все ветхозаветные пророки и были истинными философами. Также на Иустина произвело большое впечатление то мужество, с которым умирали христианские мученики. Уже по обращении в христианство Иустин получил свой «паллиум» (так называлась одежда, которую носили философы) в Эфесе. «Степень» философа давала ему право заняться преподавательской деятельностью, и Иустин отправился в Рим, где открыл свою собственную школу. Он претерпел мученическую кончину через обезглавление вместе с шестью своими учениками во время гонения императора Антонина Пия (138-167 гг.), в правление префекта Юния Рустика, т.е. в 60-х годах второго века.
Для нас св. Иустин интересен особенно тем, что среди христианских богословов он был одним из первых представителей греко-римского общества, да еще и интеллектуалом, обратившимся в христианство. Евсевий перечисляет несколько книг, написанных Иустином, из которых некоторые приписываются ему ошибочно. Так, книга «Против Маркиона», направленная против гностиков и известная нам из писаний св. Иринея, не принадлежит перу Иустина. До нас дошли только три его произведения из перечисленных у Евсевия: две «Апологии» и «Разговор с Трифоном Иудеем».
«Апология» первая была адресована императору Антонину Пию, вторая? римскому сенату. Основной темой этих книг является протест против преследования христиан «за одно лишь имя» и попытка расположить римских правителей к более объективному взгляду на христианство и к более милосердному обращению с христианами. В первой «Апологии» также содержится подробное изложение христианской догмы и описание богослужения.
«Разговор с Трифоном» ? самая ранняя известная в истории апология против иудаизма, к сожалению, не дошедшая до нас полностью. «Разговор» представляет собой двухдневную дискуссию с ученым евреем Трифоном (возможно, это был известный в то время раввин Тарфон). Во вступлении содержится подробное описание интеллектуального пути и обращения Иустина. Дальнейшие главы посвящены христианскому пониманию Ветхого Завета. В них объяснялось, что Моисеев закон был дан евреям лишь на время и что истинный и вечный смысл Ветхого Завета открыт в христианстве. Народы, уверовавшие в Христа и последовавшие за Ним, составляют Новый Израиль, воистину избранный народ Божий.
В «Разговоре с Трифоном» также содержится учение св. Иустина о Боге, заслуживающее особого рассмотрения. Иустин говорит о Боге в философских терминах. Прежде всего он утверждает абсолютную трансцендентность Бога, Его сокрытость, невыразимость, безначальность. Бог? превыше всякого имени, но поскольку мы должны как-то называть Его, то, по мнению св. Иустина, наиболее подходящим для Него именем является библейское «Отец». В данном случае Иустин представляет типичное доникейское богословие, в котором Бог рассматривается исключителльно как Бог-Отец.
У этого невыразимого, неизреченного Бога есть Слово (Логос) ? посредник между Богом и миром. До сотворения мира Логос существовал в Боге Отце как «невыраженное Слово». Пытаясь объяснить троичность Бога, Иустин предлагает различать после сотворения мира «Слово произнесенное», «Слово семенное», «Слово воплощенное». Бог сотворил мир посредством «Слова произнесенного». Термин «Слово семенное» выражал мысль, что при сотворении мира Бог «посеял» повсюду свое присутствие. И в этом случае налицо стремление Философа объяснить соотношение Лиц Троицы грекам, в философских системах которых имелась подобная концепция. И, наконец, «Слово воплощенное», т.е. Христос, представляет собой максимальное самовыражение Бога в тварном мире.
Мысль о том, что Бог творит мир посредством своего Слова, а следовательно, что второе Лицо св. Троицы зависит от воли Божией, может быть легко истолкована как субординатизм (ересь, утверждающая неравенство и соподчинение Лиц св. Троицы). Но, с другой стороны, если Иустин имел в виду, что проявление Отца в тварном мире происходит через Его Сына Слово, его богословие можно считать вполне православным. Очевидно, что св. Иустин не мог предвидеть всех богословских проблем последующих поколений и искренне старался объяснить грекам, что такое св. Троица. Стремление к диалогу с греками и тон его сами по себе уже свидетельствуют о широте его кругозора и характеризуют его как человека непредубежденного и интеллектуально открытого.
В творениях св. Иустина, как и у св. Иринея Лионского, мы встречаем одно из самых ранних свидетельств почитания девы Марии. Он тоже пользуется образом Марии как новой Евы, которым впоследствии пользовались многие богословы. Его интересовали и текстологические проблемы. В частности, он обсуждает греческий перевод текста пророка Исайи «...се, Дева во чреве приимет...» (Ис. 7:14). Противник Иустина Трифон оспаривал правильность греческого перевода, утверждая, что еврейское слово «альма» означает просто «молодая женщина». Иустин указывает на примеры, где это слово означает именно «дева», и защищает правильность перевода Семидесяти толковников (Септуагинта ), использованный в евангельском рассказе о Рождестве Христовом и в котором слово «алма» переведено как «дева».
Огромный интерес для нас представляет описание таинств и христианского богослужения. Смысл крещения описывается следующим образом:
Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого.... Так как мы не знаем первого своего рождения... и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, ? в воде именуется на хотящем возродиться имя Отца всего и владыки Бога... А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это.
(«Первая апология», 61)
Крещение у св. Иустина понимается как рождение заново, предполагающее преданность принятой вере и обещание жить согласно христианским принципам. Несомненно, что Иустин имеет в виду крещение взрослых. Интересно отметить настоятельность, с которой он несколько раз говорит о крещении, как о вступлении в новую жизнь, и ни словом не упоминает о том, что, на Западе, стало считаться основным смыслом обряда, ? во оставление первородного греха. Отсутствие понятия вины потомков за первородный грех характерно для восточной святоотеческой мысли, тогда как на Западе утвердилась идея, что все люди разделяют «вину» Адамова грехопадения и могут очиститься лишь посредством крещения. Восточная практика крещения младенцев не предполагает их греховности или «виновности», но основана на том, что младенцы рождаются в греховном мире, в «этом» мире, а потому тоже нуждаются в даре обновленной жизни.
В этом же тексте, говоря о Боге и об Иисусе Христе, Иустин явно обнаруживает тенденцию к субординатизму . «Неизреченный» Бог, абсолютно иной, которому даже нет подходящего имени (в согласии с древней иудейской традицией), Иисус Христос, распятый при Понтии Пилате, и Дух Святой, через пророков предсказавший все об Иисусе, ? находятся в отношении иерархического соподчинения:
Никто не может сказать имени неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие... И при имени Иисуса Христа... и при имени Духа Святого... омывается просвещенный.
(Там же, 61)
Следуя своим апологетическим целям, Иустин описывает христиан как хороших граждан, соблюдающих законы:
После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения.
По окончании молитв мы приветствует друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь? еврейское слово, значит: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из при сутствующих приобщиться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют...
Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть? как мы научены? плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются евангелиями, передали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: Это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним (Мф. 26:26-28).... С того времени мы всегда между собою делаем воспоминание об этом... В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда... приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов... В день же солнца мы все делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых.
(Там же. 65-67)
В этом очень подробном описании следует отметить следующие важные моменты. Церковь собирается «в одном месте» (эп`и то авт`о ) ? как уже обсуждалось, это выражение, по-видимому, служило техническим термином для обозначения церковного собрания. Собрание возглавляется «предстоятелем» (употреблявшееся Игнатием слово «епископ» еще не вошло во всеобщее употребление), который подробно «совершает благодарение (евхаристию) Отцу». Иустин особо останавливается на значении еврейского слова «аминь» (да будет), которым весь присутствующий народ выражает свое согласие со словами и действиями предстоятеля.
Из описания также следует, что евхаристические собрания совершались регулярно в «день солнца» (языческое название воскресения) и что собрания эти осознавались как воспоминание (или напоминание) о крещальной службе, совершавшейся на Пасху, ? совершенно исключительное значение, выявляющее единую сущность обоих событий, как перехода из ветхой жизни в новую через смерть, значение, часто утрачиваемое впоследствии. «День солнца» считался как первым днем творения, так и днем Воскресения Христа из мертвых. Таким образом устанавливался общепринятый в святоотеческой литературе типологический параллелизм: сотворение мира и его обновление (спасение) произошли в один и тот же день. Представление о том, что конец мира тоже произойдет в воскресенье, основывалось на том, что Христово Воскресение было началом, предвосхищением конца мира и времен.
Св. Иустин Мученик? первый из отцов-апологетов, сочинения которого дошли до нас в значительном количестве и в целости. Во втором веке известны еще десять-двенадцать других христианских апологетов, большинство сочинений которых утрачены, и известны нам лишь по свидетельствам других авторов. В основном они защищали те же идеи, стараясь, с одной стороны, отмежеваться от иудаизма, а с другой? ходатайствовать за невинно гонимое христианство перед языческим обществом и его правителями.
Из дошедших до нас апологетических сочинений второго века изветны напр. творения Афинагора Афинянина, Феофила Антиохийского и Татиана Ассирийца.
Афинагор известен нам прежде всего как автор «Апологии» (или «Прошения о христианах»), написанной около 177 года и адресованной «Марку Антонину и Люцию Аврелию Коммоду, самодержцам армянским, сарматским и, что выше всего, философам». В надписании к «Апологии» Афинагор называет себя «афинянином, философом христианским». О жизни его нам ничего не известно. Как защитник христианства он высказывает ряд положений, общих для всех апологетов. В частности, он опровергает обвинение в безбожии, показывая, что христиане веруют в единого Бога, верховного Творца мироздания, троичного в Лицах. Затем он отвергает безобразные слухи о людоедстве, якобы практикуемом в христианских собраниях. Не говоря подробно о таинствах, Афинагор, насколько это нужно для его защиты, описывает внутреннюю структуру христианской жизни, особенно подчеркивая нравственную дисциплину своих единоверцев. Среди христианских добродетелей особо важное место он отводит чистоте брачной жизни. Афинагор настаивает на абсолютной единственности брака. Он прямо говорит о том, что лишь подразумевается в писаниях Павла: второй брак? не что иное, как «респектабельное прелюбодеяние». В богословском отношении сочинения Афинагора не представляют особого интереса.
Св. Феофил Антиохийский, согласно Евсевию, был шестым епископом антиохийским. Он воспитывался в язычестве и обратился в христианство примерно в середине второго века. Единственное дошедшее до нас его сочинение, «Три книги к Автолику», свидетельствует о блестящей образованности и богословской тонкости св. Феофила.
В учении о Логосе (Слове) Феофил употребляет ту же терминологию, что и Иустин Философ, однако у него мы находим гораздо менее выраженную субординацию. Феофил учит, что Бог невыразим человеческими словами, невидим, непознаваем и т.д. по природе своей, но что в творении Он проявляет себя через своего Сына Слово. Св. Феофил впервые в христианской литературе употребил слово «Троица».
В писаниях св. Феофила мы находим интересное обсуждение вопроса о бессмертии души, правда, не на очень высоком богословском уровне. Феофил пытался найти общий язык с платониками, считавшими, что душа заключена в человеческом теле, как в тюрьме. После смерти тела бессмертная душа вырывается на свободу. В наше время распространено именно такое платоническое понимание: тело смертно, а душа бессмертна. В христианском же учении телу не приписывается какая то особая «смертность», и основное противопоставление проводится не между материей и духом, а между Творцом и тварью. Библейская мысль вообще не проводит четкого различия между плотью и духом. Именно такую интуицию мы находим у св. Феофила:
Он (человек) сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом: если же, наоборот, сотворил бы его смертным, то сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его... способным и к тому, и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сделал человека свободным и самовластным.
(«Послание Феофила к Автолику», 11, 27)
Таким образом, Феофил утверждает, что по природе бессмертен один лишь Бог, для человека же выбор смерти или вечной нетленной жизни зависит от него самого. В этом заключается истинно христианское определение человека, как свободного существа, в отличие от платонического учения, согласно которому человек по определению связан уже самим фактом своего материального бытия.
Помимо апологетов, старавшихся найти общую почву для диалога с язычниками, существовали и такие, которые утверждали полную несовместимость христианства с греческой философией. Подобного взгляда придерживался Татиан по прозвищу Ассириец (или Сириец), о котором известно, что он обратился в христианство в Риме, вероятно, под влиянием самого Иустина Философа, учеником которого был Татиан. В 172 году он отправился на Восток, в Сирию, где впал в гностические заблуждения и сделался ярым противником греческой философии. Обладая, по всей видимости, характером, склонным к крайностям, он увлекся строгой аскезой и основал секту энкратитов , отвергавших брак и употребление мяса и вина. Крайними знкратитами были акварии , которые совершали евхаристию с хлебом и водой, но об их связи с Татианом нам не известно.
Основной интерес представляет его апология христианства под названием «Речь против эллинов», в которой содержатся яростные нападки на греческую философию. Все греческое? объявлял Татиан? от лукавого, и все положительное в греческой философии придумано не греками, но заимствовано ими от других народов; Платон же почерпнул свою мудрость у Моисея.
Татиан известен также благодаря своему «Диатессарону» ? своего рода «симфонии» (согласования) четырех евангелий, в котором он опустил родословие Христа и все места, показывающие Его историческое происхождение от царя Давида. Этим «евангелием» пользовались не только последователи Татиана, но и вся антиохийская церковь вплоть до пятого века, когда Феодорит Киррский заменил его каноническими Евангелиями.
На примере Татиана ясно видно, что Церковь никогда не одобряла людей подобного склада, обладающих сектантской психологией и заботящихся только о своем спасении. В целом кафолическая Церковь всегда печется о спасении всех людей и всего мира. Она приветствует и объемлет истину и всяческое благо, насколько это возможно без искажения православного учения.
Святой мученик Иустин Философ родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Святой с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников – и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога.
Однажды, прогуливаясь в уединенном месте за городом и размышляя о том, где искать путь к познанию Истины, он встретил старца, который в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания. «Но прежде всего, – сказал старец, – молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе двери Света. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает ее каждому, кто ищет Его с молитвою и любовью».
На 30-м году жизни Иустин принял святое Крещение (между 133 и 137 годами). С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. Он начал странствовать по Римской империи, всюду сея семена спасительной веры. «Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом», – писал он. Иустин открыл училище, где проповедовал христианскую философию. Святой Иустин последовательно отстаивал истинность и спасительность христианского учения, убедительно опровергая и языческие мудрования (как, например, в споре с философом-киником Крискентом), и еретические извращения христианства (в частности, он выступал против учения Маркиона-гностика).
Около 155 года, когда император Антонин Пий (138–161) открыл гонение на христиан, святой Иустин лично подал ему «Апологию» в защиту неповинно осужденных на казнь христиан Птоломея и Лукия, имя третьего осталось неизвестным. В «Апологии» он доказывал ложность возводимых на христиан обвинений «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». «Апология» оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение. С решением императора святой Иустин отправился в Азию, где особенно сильно преследовали христиан, и сам распространял радостную весть об императорском указе по окрестным городам и странам.
В Ефесе состоялся диспут святого Иустина с раввином Трифоном. Православный философ на основе ветхозаветных пророческих писаний доказывал истину христианского вероучения. Этот спор изложен святым Иустином в сочинении «Разговор с Трифоном-иудеянином».
Вторая «Апология» святого Иустина была обращена к римскому сенату. Написана она была в 161 году, вскоре после вступления на престол Марка Аврелия (161–180).
Возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой пришел в Рим завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть († 166).
Кроме упомянутых творений, святому мученику Иустину Философу принадлежит еще ряд сочинений: «Замечания о душе», «Обличения против эллинов», «Речь против эллинов». Святой Иоанн Дамаскин сохранил значительную часть не дошедшего до нас сочинения святого Иустина «О воскресении». Церковный историк Евсевий свидетельствует, что святым Иустином были написаны книги «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и «Против Маркиона».
Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.
В Русской Церкви память мученика особо прославляется в храмах его имени.
*На русском языке издано:
1. Апология I, или защищение христиан пред Антонином Кротким // Христианское чтение. 1825. XVII. С. 12 слл.
2. Апология II, или защищение христиан пред Римским сенатом // Там же. 1840. III. С. 3 слл.
3. Диалог с Трифоном-иудеем / Пер. Преосвященного Иринея, архиепископа Тверского. СПб., 1737. То же (с Апологиями I, II) // Сочинения древних христианских апологетов. С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского. М., 1864 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. III. Прилож. к ж. «Православное обозрение»).
4. Хрестоматия, или выбранные места из святого мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783.
5. Святой мученик Иустин Философ. О Имени Божием. Сергиев Посад: Книгоиздательство «Исповедник». 1913.*
Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита пострадали одновременно со святым Иустином Философом, в 166 году. Они были приведены в Рим и заключены в темницу. Перед судом градоначальника Рустика святые смело исповедали свою веру во Христа. Рустик спросил святого Иустина, действительно ли он думает, что после перенесенных мучений взойдет на небо и получит награду от Бога. Святой Иустин ответил, что не только думает, но достоверно знает и уверен в этом.
Градоначальник предложил всем христианам-узникам принести жертву языческим богам, но получил отказ и вынес смертный приговор. Святые были обезглавлены.