Банковский мост интересные факты. Крылатые львы Банковского моста: история, приметы и клады. Клад крылатых львов и создание музея
пешеходный
висячий мост
Ба́нковский мост - пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга , соединяет Казанский и Спасский острова . Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века . Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами).
Расположение
Расположен между домами № 27 и 30 по наб. канала Грибоедова.
Ось моста ориентирована против центра ворот Государственного ассигнационного банка - у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Около моста расположен Казанский собор .
Ближайшая станция метрополитена (410 м) - «Невский проспект-2», выход на Канал Грибоедова .
Название
Мост получил название по расположенному рядом Ассигнационному банку (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет) .
История
Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу .
Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал - Львиного . 18 февраля 1825 г. оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста . Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки) . Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда . 24 июля 1826 г. мост был открыт для движения .
Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова . Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу . Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы .
Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом .
В ходе эксплуатации моста чугунные перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были разбиты .
Перильное ограждение художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками . Рисунок ограждения напоминает перила Демидова моста .
Ширина моста между перилами - 1,85 м, длина моста - 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей - 2,24 м .
Мост в искусстве
- Скульптуры Банковского моста упомянуты в стихотворении Дмитрия Бобышева , посвящённом Евгению Рейну .
- В художественном фильме «Волшебная сила» , в финальном эпизоде третьей новеллы «Волшебная сила искусства», Аркадий Райкин , а затем и марширующие девушки, проходят через Банковский мост.
- Рисунок крылатого льва Банковского моста является частью логотипа фабрики имени Крупской.
Галерея
Sankt Petersburg Banken Brücke 2005 b.jpg
Крылатые львы Банковского моста
Sankt Petersburg Banken Brücke 2005 c.jpg
Вид на мост с воды
Bankovsky Bridge SPB (img1).jpg
Общий вид моста
Sankt Petersburg Banken Brücke 2006 b.jpg
Подвесные конструкции моста
St Petersburg bankbridge detailed figures.jpg
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Напишите отзыв о статье "Банковский мост"
Примечания
Литература
- Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л. : Стройиздат, 1986. - 280 с.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - СПб. : Норинт, 1996. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
- Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л. : Лениздат, 1991. - 320 с.
- Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М .: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с.
- Кочедамов В. И. . - Л. : Искусство, 1958. - 60 с.
- Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л. : Лениздат, 1971. - 192 с.
- Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 40. - 511 с.
- Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 24. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
- Кочедамов В.И. // Архитектурное наследство. - Л. , 1959. - № 9 . - С. 209-220 .
Ссылки
Отрывок, характеризующий Банковский мост
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.
А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч людей, принимавших прямое, непосредственное участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми, вопросы вдруг с необыкновенной легкостью и простотой получают несомненное разрешение.
Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.
Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.
Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
Банковский мост - через канал Грибоедова. Банковский мост через канал Грибоедова. Санкт Петербург. Банковский мост, через канал Грибоедова, у здания Финансово экономического института (бывшего Ассигнационного банка, отсюда название моста). Построен в 182526… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Через канал Грибоедова, у здания Финансово экономического института (бывшего Ассигнационного банка, отсюда название моста). Построен в 1825 26 (инженер Г. Треттер), как цепной пешеходный мост с 4 чугунными фигурами грифонов крылатых львов… …
Координаты: 59°56′07.06″ с. ш. 30°19′34.94″ в. д. / 59.935294° с. ш. 30.326372° в. д … Википедия
Этот переулок проходит от набережной канала Грибоедова до Садовой улицы. Название известно с 1821 года и дано по Ассигнационному банку, занимавшему почти весь квартал между переулком, Садовой улицей, Чернышевым переулком (улица Ломоносова)… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
БАНКОВСКИЙ переулок - Банковский переулок проходит от набережной канала Грибоедова до Садовой улицы. Его наименование связано с расположенным здесь зданием бывшего Ассигнационного банка, построенным по проекту Дж. Кваренги в 1783 1790 годах. В настоящее время здесь … Почему так названы?
Координаты: 59°56′26.51″ с. ш. 30°19′42.45″ в. д. / … Википедия
Львиный мост Вид моста середины XX века Область применения пешеходный Пересекает канал Грибоедова Место расположения Адмиралтейский район Санкт Петербурга Общая длина 27,8 м … Википедия
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, надо идти в сумерках к ступеням Эрмитажа. Если у вас возникли финансовые проблемы - смело ступайте к Банковскому мосту и да прибудет с вами мистическая сила Петербурга!
Сегодня пешеходный Банковский мост на канале Грибоедова это один из самых любимых туристических объектов нашего города. Четыре грифона держат на цепях легкую, ажурную конструкцию моста, с которого открывается замечательный вид на Казанский собор , Дом Зингера , Невский проспект и Храм Спаса на Крови .
К сожалению, до наших дней дошли только три цепных моста дореволюционного Петербурга - Банковский, Почтамский и Львиный . Египетский мост в 1905 году рухнул в Фонтанку под копытами лошадей конногренадерского полка. А в следующем, 1906 году, был разобран почти идентичный Пантелеймоновский мост . Казалось бы, теперь петербуржцы должны относиться с Банковскому мосту с особой заботой, но… Впрочем, обо всем по порядку.
Мост был построен в 1825-1826 годах по проекту инженеров В. К. Треттера и В. А. Христиановича для обеспечения подхода к зданию Ассигнационного банка (ныне Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов). Металлические элементы конструкции были выполнены на знаменитом в XIX веке заводе англичанина Бреда. Старые горожане еще помнят как на вопрос «Как у Вас дела?» - следовал ответ - «Как у Бреда, только труба пониже и дым пожиже».
Декоративным оформлением Банковского моста занимался известный в ту пору скульптор П.П. Соколов «расселивший» на мостах и зданиях Петербурга множество животных и мифических существ. Львы на Львином мосту, сфинксы у Египетского моста - вот лишь некоторые образцы его работу. Конструкции закрепляющие цепи Банковского моста были скрыты внутри четырех чугунных грифонов с огромными позолоченными крыльями. Над головами грифонов были закреплены фонари. По краям моста, скульптор установил ажурные решетки, рисунок которых был составлен из пальмовых листьев и вееров.
Почему Соколов выбрал именно грифонов, в качестве стражей Банковского моста? В мифах Древнего Востока эта помесь льва и орла выступала в качестве хранителя сокровищ. В геральдике грифон символизирует бдительность и отвагу. Кому как не им сидеть на мосту перед банком!
На беду, Банковский мост с момента его постройки преследовали те же неприятности, что бюстик Жуковского в городе N, из бессмертного романа Ильфа и Петрова. Несколько поколений неизвестных вандалов старательно соскабливали позолоту с крыльев грифонов и элементов решетки, несмотря на все меры принимаемые полицией. В этом противостояние городские власти терпели одно поражение за другим. Сперва, хрупкую чугунную решетку заменили железной, но и это не спасло конструкцию. Золотоискатели настолько усердно соскребали позолоту с крыльев грифонов и решетки моста, что в итоге они сломались. В конце XIX века решетку убрали для реставрации, и на свое место она уже не вернулась.
К счастью, чертежи инженера Г. Треттера, с изображением решетки Соколова сохранились. В 1949-1952 годах Банковский мост был полностью отреставрирован. Кроме решеток были восстановлено деревянное полотно моста и фонари на головах грифона. Еще через 15 лет, в 1967 году была обновлена позолота декоративных элементов.
Между тем, к концу столетия к мосту подтянулось новое поколение петербургских вандалов. В 1980-хх годах с моста были украдены два фонарных колпака и сломана часть крыла одного из грифонов. Если вспомнить, что в здании бывшего Ассигнационного банка теперь помещался Институт экономики и финансов, где в ту пору учились или преподавали будущие «молодые реформаторы» 90-хх поиск виновных не должен был занять много времени.
И снова реставраторам пришлось приниматься за работу. В 1988 году фонари были возвращены на свое законное место. Была обновлена и позолота крыльев грифонов.
Теперь, вернемся к вопросу, с которого началась эта статья. Как Банковский мост может помочь решить Ваши финансовые проблемы? Для этого всего лишь следует поцеловать грифона чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап. Если этот способ не помог, что же, переходите мост и поступайте в СПГАЭФ…
Легенды и мифы древних грифонов
Грифоны были выбраны для украшения моста не случайно. Согласно древнегреческим мифам, они являлись хранителями золота. А ведь рядом тогда находился банк, и грифоны занимались своими прямыми обязанностями. Сейчас они охраняют умы студентов Санкт-Петербургской государственной академии экономики и финансов, которая находится в бывшем здании Ассигнационного банка.
Хороший ум всегда на вес золота.
Банковский пешеходный мост, перекинутый через канал Грибоедова около здания Санкт-Петербургского государственного экономического университета, соединяет Казанский и Спасский острова.
Мост однопролетный балочный длиной 28 метров, шириной — 3,1 метра.
Пролетное строение состоит из двух коробчатых балок, сваренных из швеллеров, объединенных продольными и поперечными связями. Прохожая часть выполнена из одинарного дощатого настила, уложенного на поперечный брус. Стальную балку жесткости на фасадах закрывает карниз из досок. Роль пилонов выполняют чугунные рамы (каркасы), декорированные двумя скульптурами грифонов высотой около 2,4 м. Рамы прикреплены к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи из металлических звеньев круглого сечения.
Перильное ограждение кованое железное.
История моста
Банковский мост - выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами). Названный по расположенному рядом Ассигнационному банку, мост был открыт для пешеходного движения 24 июля (5 августа н.с.) 1826 года, и по нему в тот день прошли свыше 9 тысяч человек. Мост предназначен для пропуска пешеходов и является одним из шести висячих мостов, построенных в 1823-1826 годах.
Первый висячий мост (ныне не существует) был построен по проекту инженера П.П. Базена в 1823 году в парке «Екатерингоф», а остальные 5 мостов (два транспортных: Египетский и Пантелеймоновский — ныне оба перестроены, 2 пешеходных: Почтамтский и Львиный — ныне оба перестроены, и Банковский, тоже пешеходный) были построены по проектам инженера Г.М. Треттера.
Конструкция пешеходных висячих мостов не отличалась от аналогичных систем, принятых для транспортных мостов. В качестве несущих и поддерживающих настил элементов также были приняты металлические цепи. Но в отличие от транспортных, где опорами служили портальные рампы, то в пешеходных мостах такую роль играют заделанные в фундаменты металлические каркасы.
Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом
Пролетное строение на Банковском мосту состоит из 2-х цепей, подвесок и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют чугунные рампы (каркасы), прикрепленные болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которому прикреплены несущие цепи.
К концу XIX века решетки на мосту были заменены металлическими простого рисунка, а фонари на головах крылатых львов были уничтожены.
В 1952 году были произведены реставрационные работы по возвращению мосту его первоначального облика. Были восстановлены: перильное ограждение по проекту инженера А.Л. Ротача, торшеры с фонарями и возобновлена первоначальная свинцовая окраска чугунных, металлических и деревянных частей моста. В 1967 году была восстановлена позолота архитектурных деталей моста.
В 1976 году заменены деревянные прогоны на металлические.
В 1988 году была обновлена позолота сусальным золотом декоративных элементов моста.
В 1997 г. выполнен ремонт чугунных грифонов, реставрация перильной решетки, ремонт электроосвещения.
13 января 2017 года начались работы по реставрации грифонов Банковского моста. Грифонам планируют вернуть тот вид, который они имели до реставрации 1950-х годов. Они будут не зелеными, а темными, цвета патинированной бронзы. В перспективе — реконструкция пролетного строения моста. Проект предусматривает также ремонт перил и декора переправы. Летом 2018 года Главгосэкспертиза согласовала стоимость проекта.
Дополнительная инфомация
Банковский мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Подвесной Банковский мост был построен в 1825–1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. К окончанию строительства на мосту появились крылатые львы. Их чугунные фигуры были созданы скульптором П. П. Соколовым не только для украшения моста, но и для маскировки цепных конструкций крепежа. Мифические животные, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили уличное пространство. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к каналу Грибоедова. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал - Львиного.
Дело в том, что Банковский мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка (ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет), а мифическим грифонам со времён Древней Эллады приписывали способность надёжно охранять золото от любых посягательств. Вот и у этих крылатых львов была обязанность стеречь золотые запасы государства Российского.
Украденная решётка Банковского моста
Кроме великолепных львов, мост украшен красивой ажурной решёткой с изображением раскрытых вееров и пальмовых листьев. Первоначально решётку сделали чугунной, но позже заменили на металлическую. Крылья львов и некоторые элементы ограды моста были покрыты сусальным золотом, что привлекало немало любителей лёгкой наживы. Хотя слой золота был настолько тонким, что соскоблить и собрать его было практически невозможно: оно просто превращалось в золотую пыль, - воришек это не останавливало. В результате к концу XIX века все позолоченные элементы были сильно искалечены, решётку сняли и отправили на восстановление. В процессе реставрации ограда бесследно исчезла. Только в середине XX века архитектор А. Л. Ротач восстановил решётку Банковского моста по старинным чертежам и вернул её на прежнее место.
Приметы
С начала XIX века существует городская легенда, что величественные стражники Банковского моста могут принести решение финансовых проблем и богатство. Существует несколько версий, как получить благосклонность крылатых львв: потереть лапу одному из них или положить под неё монетку; пройти по мосту, держа денежные купюры плотно прижатыми к голове; или, проходя по мосту, тряхнуть мелочью в кармане (чем больше мелочи, тем вероятнее поправка финансового состояния); поцеловать мифическое создание в место, где начинается хвост. Именно поэтому отдельные части чугунных фигур выглядят протёртыми. Кроме того, легенда Банковского моста гласит: если потереть левое бедро грифона, который находится ближе всех к Казанскому собору, то исполнится загаданное желание, даже если оно не связано с финансами.
Долгое время в качестве парапета Банковскому мосту служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX века художественную ограду. В 1952 году по проекту А. Л. Ротача и Г. Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста. В 2008 году прямо на месте были отремонтированы фигуры грифонов. Тогда с восстановлением золотого покрытия крыльев помогла одна из неравнодушных жительниц Петербурга: женщина пожертвовала четыре книги с листами сусального золота на реставрацию грифонов Банковского моста. По словам петербурженки, книги она приобрела в 1988 году за 100 советских рублей, что соответствует средней месячной зарплате того времени.
Новая масштабная реставрация
В январе 2017 года впервые почти за 200 лет знаменитые крылатые львы покинули Банковский мост. Перед тем как отправить их в мастерскую, специалистам удалось буквально по швам разделить полуторатонные чугунные скульптуры. Первоначально грифонов должны были отправить на реставрацию ещё в ноябре минувшего года, потом работу отложили. Всё это время ушло на подбор ключей к секрету легендарных стражей с Банковского моста.
Эксперты выяснили, что скульптуры представляют собой сложную инженерную конструкцию. Каждый грифон состоит из пяти частей: двух боковых и трёх вкладышей на передних лапах и груди. Половины каждой фигуры связывают специальные крепления, которые проектировщики не предполагали когда-либо разбирать.
Работу осложняло отсутствие подробных чертежей и повреждения, которые хрупким крылатым львам нанесло время. Специалисты пообещали, что по итогам последней реставрации многострадальные фигуры наконец приобретут антивандальное покрытие. Предполагается, что к чемпионату мира по футболу - 2018 грифоны вернутся на уже отреставрированный мост.
Клад крылатых львов и создание музея
Во время проведения демонтажных работ в полых скульптурах обнаружили клад - огромное количество монет и личных записок, которые на счастье оставляли петербуржцы и туристы. Современные российские, старые советские и зарубежные банкноты и монетки и даже раритетная крышка от чайника, покоившаяся в основании третьего грифона.
На одной из найденных записок зафиксированы пожелания девушки. На листке написано: «Работа по специальности в суде, карьера, финансовый успех, удачное замужество, прописка в Петербурге, благополучие». На другой - мольба: «Хочу срочнейше мужчину, который будет меня уважать, любить и содержать».
Все записки и послания, годами хранившиеся петербургскими грифонами, в КГИОПе уже пообещали музеефицировать. Возможно, их выставят на всеобщее обозрение уже после реставрации моста и скульптур. В музей отправятся те записки, которые не разглашают персональные данные и представляют исторический интерес. В коллекцию, очевидно, включат и денежный клад.
Фото: opeterburge.ru, artmart.su, liveinternet.ru, friendsplace.ru, lifeglobe.net, saint-petersburg.ru, https://www.instagram.com/p/BPW7xibhIGR/, regnum.ru, luna-info.ru, terra-z.com