Обозначение и направление сторон света на компасе. • восток — это ост, а север? Nord на компасе
Компасный румб это 1/32 часть окружности. Один румб равен 11° 15´ .
1 Румб = 360° / 32 = 11° 15´
Румбы применяют в тех случаях, когда не требуется особая точность в обозначении направления. Например, для обозначения направления ветра – «…NO 7 баллов…», течения «…W-е течение…» или приблизительного направления на какой-то географический район – «…к SW-ту от мыса Лизард…» и т.д.
Румбы сохранились со старых времен, когда не только конструкция магнитных компасов была не совершенна, но и точность удержания корабля на курсе измерялась десятком градусов, в виду несовершенства рулевого устройства. По мере совершенствования точности компасов и рулевых устройств, требовалась и более точная система отсчета, поэтому румбы разделили на части. С появлением гирокомпасов, электрических и гидравлических рулевых устройств, появилась возможность вести отсчет и удерживать судно на курсе с точностью до долей градуса. С этого времени румбы утратили практическое применение для целей курсоуказания, однако широко используются для общего обозначения направлений на море.
Румбы делятся на:
- Главные — N , S , O , W
- Четвертные — NO , NW , SO , SW
- Трехбуквенные — NNO , ONO , SSO , SSW
- Промежуточные («тэновые») — NtO , NOtN , NOtO , OtN , NtW , NWtN , NWtW , WtN ,
StO, SOtS, SOtO, OtS, StW, SWtS, SWtW, WtS
«Тэновыми» называют промежуточные румбы за слово «тэн» (t ), которое происходит от испорченного голландского предлога «к».
Читаются тэновые румбы следующим образом:
NtO – Норд-тэн-Ост
NOtN – Норд-Ост-тэн-Норд
NOtO – Норд-Ост-тэн-Ост
OtN – Ост-тэн-Норд
NtW – Норд-тэн-Вест
NWtN – Норд-Вест-тэн-Норд
NWtW – Норд-Вест-тэн-Вест
WtN – Вест-тэн-Норд
StO – Зюйд-тэн-Ост
SOtS – Зюйд-Ост-тэн-Зюйд
SOtO – Зюйд-Ост-тэн-Ост
OtS – Ост-тэн-Зюйд
StW – Зюйд-тэн-Вест
SWtS – Зюйд-Вест-тэн-Зюйд
SWtW – Зюйд-Вест-тэн-Вест
WtS – Вест-тэн-Зюйд
Отсчет румбов ведется в четверном счете по наименованию четверти: NO , NW , SO , SW .
Во времена парусного флота румб делился на 4 части и направление указывалось с точностью до ¼ румба, а иногда и с точностью, и до 1/8 румба. Наименования таких дробных румбов принято составлять исходя из основного румба в направлении к O или W , например, дробные румбы между S и StW будут: S 1/4 W , S 1/2 W , S 3/4 W и читаются они так: Зюйд-четверть-к Весту, Зюйд-пол-к Весту, Зюйд-три четверти-к Весту.
Также и применительно к другим дробным румбам. Необходимо только помнить, что дроби ¼, 1/2 и ¾ означают дробную часть румба, а не градуса:
1 румб = 11° 15´
¼ румба = 2° 48´,8
½ румба = 5° 37´,5
¾ румба = 8° 26´,3
Хоть прогресс и балует человечество цифровыми способами навигации, но классический компас с намагниченной стрелкой по-прежнему востребован и надёжен. Его работа не нуждается в питании, наличии спутника или сотовой вышки, поэтому его стрелка всегда способна указывать северный магнитный меридиан помеченным кончиком, другой при этом укажет соответственно юг.
По лимбу прибора нанесено расположение сторон света, помогающее сориентироваться, если нет магнитных помех. Необходимо лишь разобраться, какое обозначение имеют направления на компасе.
При ориентировании всегда следует учитывать, что показанные направления компасом не полностью совпадают с географическими, потому что намагниченная стрелка стремится расположиться вдоль магнитного меридиана, указывая геомагнитные полюса планеты, которые не тождественны географическим. Эта погрешность сторон света на компасе имеет определение «магнитное склонение», не имеющее постоянной величины.
Каким образом по компасу найти стороны света
Устройство компаса просто и гениально - намагниченная стрелка, заключённая в корпус под прозрачной крышкой в центре циферблата (лимба), при отпущенном с тормоза состоянии северным хвостиком укажет северный полюс, а южным - южный полюс. На лимб нанесены обозначения буквами сторон света. Если прибор отечественный, то буквы будут русскими, если же устройство произведено не у нас - то латинскими, согласно международных обозначений.
Лимб имеет круговую шкалу, равную 360º, разделенную четырьмя равными секторами, с возрастанием по ходу часовой стрелки. Размер шага шкалы может быть у отдельного прибора разным, но в любом случае каждая из сторон света обозначается определёнными градусами:
- север - 0º;
- юг - 180º;
- восток - 90º;
- запад - 270º.
Определять по устройству стороны света достаточно просто, но чтобы прибор указал истинное направление, необходимо соблюсти ряд простых правил.
- Прибор должен занять строго горизонтальное положение - для этого его либо кладут на ровную поверхность, либо держат раскрытой ладонью, чуть ниже уровня груди.
- Поблизости не должно быть магнитных помех - линий электропередач, железнодорожного полотна, скоплений металла, иных магнитов, иначе стрелка укажет неверное направление.
- Как только компас займёт правильное положение, нужно отпустить арретир, играющий роль стопора или тормоза.
- Освобождённая стрелка, покачавшись, займёт уверенное положение, когда специально обозначенный северный хвостик укажет север, а противоположный укажет юг.
- Теперь нужно совместить хвостики стрелки с обозначениями сторон света, нанесёнными по лимбу.
Чтобы на местности обозначиться с маршрутом, нужно выбрать необходимое направление пути, соответствующее искомой части карты.
Обозначения на компасе сторон света
Для сторон света приняты международные обозначения буквами на компасе, понятные в любому населению земного шара, но возможны и русскоязычные обозначения.
- Северное направление обозначено латинской N (north) либо русской С (север).
- Южное направление отображено латинской S (south) либо нашей Ю (юг).
- Восточное направление нанесено латинской буквой E (east) либо русской В (восток).
- Западному направлению соответствует латинская буква W (west) или же наша З (запад).
По ходу часовой стрелки это будет выглядеть так: вверху - N или С, дальше в правой части лимба - E или В, внизу - S или Ю, слева - W или З.
Направления сторон света как для карты и глобуса, так для компаса и местности, будут располагаться одинаково:
- если встать лицом к северу, то северный полюс будет прямо впереди;
- южный полюс - позади;
- восточное направление - по правую руку;
- запад - по левую руку.
Обратите внимание! Компас из-за наличия магнитного склонения показывает направления не точно!
Погрешность компаса - магнитное склонение
Учитывая, что на приборе будут обозначаться географические стороны света, на самом деле они окажутся слегка смещёнными на некую величину в градусах. Так как силовые и географические полюса нашей планеты не совпадают, то при точных расчётах азимута перед предстоящим длинным маршрутом необходимо делать поправки. Если же путь предстоит не слишком долгий, а склонение не превышает 10º, то можно обойтись и без поправок.
- Магнитное склонение обычно обозначено за полями карты для определённой местности.
- Если такового нет, его можно найти в справочнике - магнитные обсерватории постоянно сообщают сведения о величине в градусах магнитного склонения, характерного для определённой местности.
- Различают восточное склонение, когда стрелка устройства отклоняется от северного географического полюса в сторону востока, и западное, когда стрелка отклонена к западу.
Обратите внимание! Восточное склонение обозначено плюсом (+), а западное - минусом (-). Поправка на его величину, рассчитанную по прибору, поможет определить истинные направления сторон света.
Азимут магнитный и географический
Путь рассчитывают перед путешествием по азимуту, и согласно него передвигаются по местности. Угол рассчитанного азимута представляет собой величину в градусах, полученную между меридианом и направлением пути на искомый объект. Азимут, найденный по карте, будет истинным, а полученный с помощью компаса - магнитным.
- На карту нанесены истинные меридианы, сходящиеся в точке истинного географического полюса. Поэтому угол между меридианом, идущим на север, и направлением пути, полученный по карте, будет отличаться от угла, найденного по прибору, так как стрелка компаса располагается вдоль магнитного, а вовсе не географического, меридиана.
- Если в данной местности имеется восточное магнитное склонение, то его величину нужно вычесть от азимута, полученного с помощью компаса на местности, чтобы его значение совпало с истинным азимутом, найденным по карте. Вот зачем оно обозначено знаком — (минус).
- Если же в данной местности имеется западное отклонение, то его величину нужно прибавить к магнитному азимуту, чтобы выйти к значению истинного. Вот почему оно обозначено знаком + (плюс).
Поправки на магнитное склонение дают гарантию, что маршрут пройдёт в задуманных пределах и будет соответствовать истинным географическим ориентирам, а путь не отклонится от карты.
Ко́мпас - прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.
Описание конструкции
Для определения направления в компасе есть картушка – это круговая шкала с 360 делителями (каждая из них отвечает одному угловому градусу), размеченными так, что отчет ведется от нуля по часовой стрелке.
Обычно направлению на север (норд, N) отвечает 0°, на восток (ост, O, E) - 90°, на юг (зюйд, S) - 180°, на запад (вест, W) - 270°. Это главные компасные румбы (страны мира).
Между ними расположены «четвертные» румбы : норд-ост, или (45°), зюйд-ост, или (135°), зюйд-вест, или (225°) и норд-вест, или (315°).
Между четвертными и главными расположены 16 «основных» румбов , таких как, норд-норд-ост и норд-норд-вест (когда-то было еще 16 румбов, таких как, «норд-тень-вест», которые назывались просто румбами).
История возникновения
Модель китайского компаса периода династии Хань
Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего «круг». Большинство современных историков утверждает, что компас был изобретен в Китае в I в. до н. э. Хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э. В любом случае тогда компас являл собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой. Такой компас использовался при движении по пустыням. Также им пользовались астрологи. История открытия компаса гласит, что в арабском мире он появился в VIII в., а в европейских странах - только в XII в. Первыми названный прибор переняли у арабов итальянцы. Затем компас начали использовать испанцы, португальцы и французы. Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. В XI в. все в том же Китае появилась стрелка компаса, которую изготовляли из искусственного магнита. Как правило, ее делали в форме рыбки.
Дорожный компас и солнечные часы, XVIII век
История создания компаса была продолжена в XIV веке. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор. В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас. В XVII в. компас оборудовали вращающейся линейкой, что помогло более точно отсчитывать направление. В XVIII в. у него появился пеленгатор.
Но на этом история создания компаса не заканчивается. В 1838 г. был найден способ нейтрализации влияния на данное устройство железных изделий корабля. А в 1908 г. появился гирокомпас, ставший основным навигационным прибором. Именно он всегда указывает на север. Сегодня точное направление движения можно узнать при помощи спутниковой навигации, тем не менее много судов оснащены магнитными компасами. Их используют для дополнительной проверки или на случай технических неполадок. Таким образом, история создания компаса насчитывает даже не сотни, а тысячи лет.
Виды
Магнитный компас
В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.
Стрелочный компас
СТРЕЛОЧНЫЙ КОМПАС с арретиром для стрелки. 1 - намагниченная стрелка; 2 - стеклянная или пластиковая крышка с разметкой компасных направлений; 3 - каменный (часовой) подпятник; 4 - арретир для закрепления стрелки в нерабочем положении; 5 - ось.
Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.
Жидкостный компас
Жидкосный компас
Жидкостный компас, или компас с плавающей картушкой, - это самый точный и стабильный из всех магнитных компасов. Он часто применяется на морских судах и потому называется судовым. Конструкции такого компаса разнообразны; в типичном варианте он представляет собой наполненный жидкостью "котелок", в котором на вертикальной оси закреплена алюминиевая картушка. По разные стороны от оси к картушке снизу прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ - поплавок, ослабляющий нажим на опору оси (когда котелок наполнен компасной жидкостью). Ось картушки, пропущенная через центр поплавка, опирается на каменный подпятник, изготовляемый обычно из синтетического сапфира. Подпятник закреплен на неподвижном диске с "курсовой чертой". В нижней части котелка имеются два отверстия, через которые жидкость может переливаться в расширительную камеру, компенсируя изменения давления и температуры. В верхней части котелка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо. Оно позволяет определять направление на различные объекты относительно курса судна. Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки. Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север - юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.
Гирокомпас
Гирокомпас
Гироко́мпас - механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления. Его идея была предложена французским учёным Фуко.
Устройство
Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна.
Принцип действия
Предположим, ротор начал вращаться вокруг своей оси, направление которой отлично от земной оси. В силу закона сохранения момента импульса, ротор будет сохранять свою ориентацию в пространстве. Поскольку Земля вращается, неподвижный относительно Земли наблюдатель видит, что ось гироскопа делает оборот за 24 часа. Такой вращающийся гироскоп сам по себе не является навигационным средством. Для возникновения прецессии ротор удерживают в плоскости горизонта, например, с помощью груза, удерживающего ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В этом случае сила тяжести будет создавать крутящий момент, и ось ротора будет поворачиваться на истинный север. Поскольку груз удерживает ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности, ось никогда не может совпадать с осью вращения Земли (кроме как на экваторе).
КОМПАС
прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.
Картушка компаса.
Для определения направлений в компасе имеется картушка (рис. 1) - круговая шкала с 360 делениями (соответствующими одному угловому градусу каждое), размеченными так, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0°, на восток (ост, O, E, или В) - 90°, на юг (зюйд, S, или Ю) - 180°, на запад (вест, W, или З) - 270°. Это главные компасные румбы (страны света). Между ними расположены "четвертные" румбы: норд-ост, или С-В (45°), зюйд-ост, или Ю-В (135°), зюйд-вест, или Ю-З (225°) и норд-вест, или С-З (315°). Между главными и четвертными расположены 16 "основных" румбов, таких, как норд-норд-ост и норд-норд-вест (некогда было еще 16 румбов, таких, как "норд-тень-вест", называвшихся просто румбами).
МАГНИТНЫЙ КОМПАС
Принцип действия.
В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.
Стрелочный компас.
Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе (рис. 2) имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.
Жидкостный компас. Жидкостный компас, или компас с плавающей картушкой, - это самый точный и стабильный из всех магнитных компасов. Он часто применяется на морских судах и потому называется судовым. Конструкции такого компаса разнообразны; в типичном варианте он представляет собой наполненный жидкостью "котелок" (рис. 3), в котором на вертикальной оси закреплена алюминиевая картушка. По разные стороны от оси к картушке снизу прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ - поплавок, ослабляющий нажим на опору оси (когда котелок наполнен компасной жидкостью). Ось картушки, пропущенная через центр поплавка, опирается на каменный подпятник, изготовляемый обычно из синтетического сапфира. Подпятник закреплен на неподвижном диске с "курсовой чертой". В нижней части котелка имеются два отверстия, через которые жидкость может переливаться в расширительную камеру, компенсируя изменения давления и температуры. Картушка плавает на поверхности компасной жидкости. Жидкость, кроме того, успокаивает колебания картушки, вызываемые качкой. Вода не годится для судового компаса, так как она замерзает. Используется смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды, смесь глицерина с дистиллированной водой либо высокочистый нефтяной дистиллят. Котелок компаса отлит из бронзы и снабжен стеклянным колпаком с уплотнением, исключающим возможность протечки. В верхней части котелка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо. Оно позволяет определять направление на различные объекты относительно курса судна. Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки. Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север - юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.
ПОПРАВКА КОМПАСА
Поправкой компаса называется отклонение его показаний от истинного норда (севера). Ее причины - девиация магнитной стрелки и магнитное склонение.
Девиация. Компас показывает на т.н. компасный, а не на магнитный норд (северный магнитный полюс), и соответствующая угловая разность направлений называется девиацией. Она обусловлена наличием местных магнитных полей, налагающихся на магнитное поле Земли. Местное магнитное поле могут создавать корпус судна, груз, крупные массы железных руд, расположенные неподалеку от компаса, и другие объекты. Правильное направление получают, учитывая в показаниях компаса поправку на девиацию.
Судовой магнетизм. Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе "старения" корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года. Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.
Нактоуз. Судовой компас обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке, называемой нактоузом (рис. 4). Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего. На нактоузе устанавливаются также магниты, компенсирующие влияние судового магнетизма, и закрепляется защитный колпак для компаса с внутренним осветителем картушки. Ранее нактоуз выполнялся в виде резной фигуры из дерева, но на современных судах это просто цилиндрический стенд.
Магнитное склонение. Магнитное склонение - это угловая разница между магнитным и истинным нордом, обусловленная тем, что магнитный северный полюс Земли смещен на 2100 км относительно истинного, географического.
Карта склонений. Магнитное склонение изменяется по времени и от точки к точке на земной поверхности. В результате измерений магнитного поля Земли получены карты склонения, которые дают величину магнитного склонения и скорость его изменения в разных районах. Контуры нулевого магнитного склонения на таких картах, исходящие из северного магнитного полюса, называются агоническими линиями или агонами, а контуры равного магнитного склонения - изогоническими или изогонами.
Учет поправки компаса. В настоящее время находит применение целый ряд разных способов учета поправки компаса. Все они одинаково хороши, а потому достаточно привести для примера лишь один, принятый в ВМС США. Девиации и магнитные склонения к востоку считаются положительными, а к западу - отрицательными. Вычисления производят по следующим формулам: Магн. напр. = Комп. напр. + Девиация,
Комп. напр. = Магн. напр. + Склонение.
ЛИТЕРАТУРА
Кожухов В.П. и др. Магнитные компасы. М., 1981 Нечаев П.А., Григорьев В.В. Магнитно-компасное дело. М., 1983 Дегтерев Н.Д. Стрелочные магнитные компасы. Л., 1984
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
Синонимы :Смотреть что такое "КОМПАС" в других словарях:
компас - а, м. compas (de mer), гол. kompas, ит. compasso. 1. Прибор с намагниченной стрелкой для определения стран света. Сл. 18. Компас есть стрелка помазана магнитом которая на полночь оборачивается. Лекс. вокабулам новым. // Сморгонский Термины 77.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Тип САПР Разработчик АСКОН Написана на C++ ОС Windows (XP/Vista) Версия V11 (2009) Сайт … Википедия
Производитель … Википедия
Производитель … Википедия
Прибор для определения положения данного предмета или направления его движения относительно стран света, с помощью магнитной стрелки, свободно лежащей на острие стержня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка
Производитель … Википедия
- (Compass) мореходный инструмент, служащий для непрерывного указания в море компасного курса корабля и для определения в случае надобности направлений на различные видимые с корабля земные предметы или небесные светила. К. для мореплавателя… … Морской словарь
компас - и устарелое компас. Ударение компас сохраняется в речи моряков. Ср. у Л. Соболева: «Но флот во многом отличается от армии... обыкновенный рапорт по флотски рапорт, на север указывает компас, во флоте компас» (Капитальный ремонт) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОМПАС, прибор для ориентировки по странам света, служащий также для указания направленности магнитного поля. Состоит из горизонтально расположенной, подвижной закрепленной намагниченной иглы, которая, поворачиваясь, указывает направление на… … Научно-технический энциклопедический словарь
Компас - Компас снится людям, которые ведут отчаянную борьбу весьма ограниченными средствами. Добиться успеха в такой борьбе достаточно трудно, но зато почетно. Снится вам морской или обычный компас – не важно. Этот сон в любом случае предвещает,… … Большой универсальный сонник
Компас - и рулевое колесо. КОМПАС (немецкое Kompass), прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механический, радиокомпас и другие. Старейший… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Привет! Для Вас сегодня я подготовила рассказ о том, какие бывают виды компасов. Но в этой статье я не буду сильно углубляться, а расскажу о самых основных и распространенных видах компасов. Компас (от латинского compassare – измерять шагами) – это прибор, указующий направление магнитного или географического меридиана; он служит как ориентир относительно сторон горизонта.
Компасы делят на два основных класса:
магнитные компасы типа стрелочных, которые используют туристы и топографы;
немагнитные , такие как радиокомпас (автоматический радиокомпас) используется на борту летательных аппаратов для автоматического определения направления на наземные передающие радиостанции;
и гирокомпас , который широко используется в ракетной технике и морской навигации. Это навигационное гироскопическое устройство для указания направления географического меридиана. Он предназначен для определения курса объекта, а также азимута ориентируемого направления.
Для определения направления в компасе есть картушка – это круговая шкала с 360 делителями (каждая из них отвечает одному угловому градусу), размеченными так, что отчет ведется от нуля по часовой стрелке.
Обычно направлению на север (норд, N) отвечает 0°, на восток (ост, O, E) — 90°, на юг (зюйд, S) — 180°, на запад (вест, W) — 270°. Это главные компасные румбы (страны мира).
Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или (45°), зюйд-ост, или (135°), зюйд-вест, или (225°) и норд-вест, или (315°).
Между четвертными и главными расположены 16 «основных» румбов , таких как, норд-норд-ост и норд-норд-вест (когда-то было еще 16 румбов, таких как, «норд-тень-вест», которые назывались просто румбами).
Магнитный компас. Принцип действия.
В приборе, указывающем на направление должно быть некоторое опорное направление, от которого отсчитывались бы все остальные. Таким направлением в магнитном компасе служит линия, соединяющая Южный и Северный полюса Земли.
В этом направлении магнитный стержень устанавливается сам собой, если его подвесить так, чтобы он мог свободно вращаться в горизонтальной плоскости.
Все дело в том, что на магнитный стержень в магнитном поле Земли действует вращающаяся пара сил, которая устанавливает его в направлении магнитного поля.
Стрелочный компас.
Этот вид компаса самый распространенный. Часто такой компас применяется в карманном варианте.
В стрелочном компасе есть тонкая магнитная стрелка, которая свободно установлена в своей средней точке на вертикальной оси, которая позволяет ей вращаться в горизонтальной плоскости.
Северный конец стрелки помечен, и с ней на одной оси закреплена картушка. Компас при измерении необходимо держать в руке, или установить так на штативе, чтобы площадь вращения стрелки была точно горизонтальной.
И тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, который приспособлен для топографов, представляет собою пеленгаторный прибор, то есть прибор для измерения азимута.
Как правило, он обеспечен зрительной трубкой, которую поворачивают до соединения с нужным объектом, чтобы потом по картушке вычислить азимут объекта.
Жидкостный компас.
Самый точный среди всех магнитных компасов – жидкостный компас , или компас с плавающей картушкой. Часто такой компас применяют на морских суднах, и поэтому его называют судовым .
У такого компаса разнообразные конструкции; в типичном варианте он представляет собою «казанок» наполненный водою, в котором закреплена алюминиевая картушка на вертикальной оси.
Внизу по разные стороны от картушки прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ – поплавок, который ослабляет давление на опору оси (когда казанок наполнен компасной жидкостью).
На поверхности компасной жидкости плавает картушка. Кроме этого, жидкость успокаивает колебания картушки, вызванные колебанием судна.
Вода замерзает и поэтому не подходит для судового компаса. Для изготовления жидкости используется смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды, смесь глицерина с дистиллированной водой, и т. д.
Казанок компаса обеспечен стеклянным колпаком, а сам он отлит из бронзы. В верхней части казанка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо.
Кольцо позволяет определять направление на разные объекты относительно курса судна. Казанок компаса закреплен на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно перемещаться, в условиях колебания, сохраняя горизонтальное положение.
Казанок компаса закрепляется таким образом, чтобы его метка или специальная стрелка, которую еще называют курсовой, или черная линия, которую называют курсовой границей, указывала на нос судна.
Когда судно изменяет свой курс, картушка компаса удерживается на месте магнитами, которые сохраняют неизменно свое направление север-юг.
Таким вот образом, мы рассмотрели с Вами основные виды компасов. Надеюсь, что статья Вам поможет в получении новых знаний 🙂