Как научиться чему угодно: две модели приобретения навыка. Учимся учиться: как лучше усваивать знания
Лео Бабаута, один из самых известных блогеров, создатель портала Zen Habits и автор книги «Как перестать откладывать жизнь на потом », о том, что мешает нам учиться и как преодолеть эти препятствия.
Поскольку мне нравится учиться новому, я пытаюсь сделать процесс обучения максимально эффективным. Однако я постоянно сталкиваюсь с четырьмя большими проблемами.
1. Подавленность
Чем больше вы узнаете, тем большему вам предстоит научиться. Новичок не понимает, как много ему предстоит узнать, но когда вы начинаете изучать какой-то предмет, перед вами открываются новые неизведанные территории. Когда вы покорите эти области, вас будут ждать другие, еще больше прежних. Все это может вызвать ощущение подавленности, и многие в итоге бросают учебу.
2. Неудачи
Если вы учитесь играть в шахматы, то поначалу будете много проигрывать. Потом вы станете играть лучше, и все равно продолжите много проигрывать. На самом деле, каких бы успехов вы ни добились, скорее всего, вы все равно будете очень много проигрывать. Это относится не только к играм, но и к изучению языков и других предметов или развитию физических навыков - вы часто будете терпеть неудачи.
Процесс обучения можно организовать так, что вы редко будете в проигрыше, но тогда вы мало чему научитесь.
3. Отсутствие развития
В своих мечтах вы учитесь всему с головокружительной скоростью, загружая новые знания и умения непосредственно в мозг, как в «Матрице». В реальности, к сожалению, это так не работает. Вы читаете кучу книг, упражняетесь до изнеможения, а прогресс зачастую едва заметен. Кажется, что другие учатся всему вдвое быстрее. Иногда создается впечатление, что вы вообще ничему не научились. От этого хочется опустить руки.
4. Неуверенность в себе
Как правило, людям не нравится ощущать неуверенность. Мы избегаем этого чувства, боимся его, раздражаемся и теряем веру в свои силы. Но когда вы пытаетесь научиться чему-то новому, вам не уйти от этой проблемы. Вы все время что-то забываете, ничего не понимаете, а когда вам кажется, что наконец что-то усвоили и применяете это на практике, то выясняется, что так ничего не поняли. Возникает чувство неуверенности в себе, и многие из-за этого опускают руки.
Итак, все мы хотим научиться чему-то новому - выучить язык, освоить программирование, развить физические навыки, изучить историю или математику, научиться хорошо писать или играть в какие-то игры и так далее. Но на нашем пути встают эти четыре проблемы.
Вот четыре совета, как преодолеть эти трудности, чтобы научиться всему, что хочется узнать.
1. Фокусируйтесь на ближайшей цели
Действительно, вам предстоит многому научиться, и от этого может возникнуть ощущение подавленности. Но это относится не только к новому знанию, но и ко всей жизни - есть столько всего, что можно увидеть и сделать, что никому не под силу успеть все. Двигаться к цели можно только шаг за шагом.
Поэтому надо фокусировать свое внимание не на всех тех неизведанных территориях, которые предстоит покорить, а на том, что находится перед глазами.
Какой небольшой участок вы готовы изучить прямо сейчас?
Какой ближайшей цели можете достичь? Какую малую область исследовать?
Забудьте на время обо всех огромных неизученных территориях, пусть весь мир подождет, сосредоточьтесь на том, что находится прямо перед вами. Изучите только этот объект. Шаг за шагом, день за днем, в итоге вы сможете узнать очень много.
2. Извлекайте уроки из неудач
Вы смотрели видео, где показано, как ходит Deepmind AI? Самое удивительное, что всему этому он научился методом проб и ошибок. Каждая ошибка служила ему уроком.
Люди учатся точно так же. Вы не поймете, научились ли чему-нибудь, пока не попробуете это на практике. Вы никогда по-настоящему ничему не научитесь, пока не потерпите несколько неудач.
Мы все учились ходить таким же образом, спотыкаясь и падая, пока не приобрели необходимый навык. Точно так же мы научились говорить, держать в руке ложку и т.д.
Да, у нас было преимущество: мы видели, как это правильно делается. Но нам все равно пришлось сделать много попыток и испытать немало неудач, пока мы не научились делать все правильно.
К сожалению, в какой-то момент люди начинают бояться неудач, и этот страх мешает. На самом деле, процесс обучения построен на ошибках. Каждое поражение в шахматах, каждое падение при попытке сделать обратное сальто - все это ценные уроки.
Поэтому вместо того, чтобы переживать из-за поражений, извлекайте из них пользу. Неудача - это урок, возможность стать лучше, мудрый старый учитель, говорящий нам, куда именно нужно прикладывать больше усилий.
Когда вы потерпите неудачу, улыбнитесь и поблагодарите за урок.
3. Получайте удовольствие от процесса обучения
Обидно, когда мы не добиваемся большого прогресса в учебе, когда процесс идет слишком медленно. Мы хотим как можно скорее добраться до уровня «эксперт» или хотя бы «продвинутый начинающий», и если на это уходит в пять раз больше времени, чем ожидалось, хочется опустить руки.
Бороться с этим можно так: забудьте о прогрессе и получайте удовольствие от процесса.
Представьте, что вы пошли в поход, чтобы попасть в очень красивое место, но путешествие затягивается, и вам хочется на все плюнуть и вернуться. Чтобы избавиться от этого ощущения, надо кайфовать от путешествия как такового.
Наслаждайтесь пейзажем, получайте удовольствие от преодоления нагрузок, радуйтесь каждому шагу.
Также и в процессе обучения - надо концентрироваться не на конечной цели, а наслаждаться моментом. Надо быть благодарным за то, чего вы смогли добиться и за то, что у вас вообще есть возможность чему-то научиться.
Как только вы начинаете переживать из-за того, что не добиваетесь большого прогресса, нужно переключать свое внимание на ближайшие цели.
4. Научитесь получать удовольствие от неуверенности в своих силах
На мой взгляд, самая большая проблема, возникающая, когда вы учитесь чему-то новому или оказываетесь в незнакомом месте, - чувство неуверенности в себе.
Приложив усилия, можно изменить свое отношение к этой проблеме. Научитесь испытывать удовольствие от того, что оказались на неизвестной территории, где нет твердой почвы под ногами и не все находится под вашим контролем. Звучит странно, но это возможно.
Рассмотрим несколько примеров:
- Вы учитесь играть в го, и сыграли несколько первых партий. Вы все время проигрываете, понятия не имеете о том, как ходить, и переживаете, что каждый поставленный вами камень - большая ошибка. Это зона неуверенности. Можете ли вы получить удовольствие от процесса, когда не знаете, к чему вас приведет следующий ход? Разве вам не интересно, что случится, когда вы выложите свой камень? Воспринимайте это как замечательную возможность поэкспериментировать, попробовать что-то новое, просто порадоваться игре.
- Если вы учите новый язык, вы можете испытывать страх перед тем, чтобы начать говорить, потому что не знаете, как правильно построить фразу (зона неуверенности). Но если вы не заговорите, то так никогда и не научитесь. Поэтому вместо того, чтобы бояться этого ощущения неуверенности, бросайтесь в омут с головой. Лучше быть идиотом, который хочет чему-то научиться, чем трусом, который никогда не научится ничему новому. Это как прыгать и размахивать руками на дискотеке - получайте удовольствие и не думайте о том, что выглядите глупо. Так же и с изучением нового языка - пробуйте говорить, ошибайтесь и наслаждайтесь ситуацией.
- Когда вы учитесь музыке, то поначалу играете мелодии только по нотам, потому что следовать написанным инструкциям просто. Однако чтобы стать музыкантом, вам придется в какой-то момент отложить ноты и импровизировать. Когда вы перестаете слепо следовать чужим инструкциям и начинаете играть что-то свое, сочиняя музыку по ходу импровизации, - вот тогда вы действительно чему-то учитесь. Конечно, вы будете чувствовать себя неуверенно, и музыка, скорее всего, будет паршивой. Ну и что? Получайте удовольствие и придумывайте что-то свое. Получайте наслаждение от творческого процесса и чувства неуверенности.
Итак, неуверенность в себе может стать источником удовольствия, если относиться к этому как к игре. Воспринимайте ее как часть творчества, обучения, эксперимента, чего-то нового и любопытного. В этом заключается смелость.
Будьте смелыми и отправляйтесь в зону неуверенности. Там вас ждет ощущение свободы, вы сможете оторваться от земли и лететь, куда захотите.
Подготовила Тая Арянова
Чаще всего людей, которые умеют быстро учиться, отличают не какие-то необыкновенные способности. В основном, дело в том, что они научились эффективно учиться.
1. Используйте правило 80/20
В 1906 году итальянский экономист Вильфредо Парето выяснил, что 80% земли в Италии принадлежало 20% населения. Продолжая наблюдения, он узнал, что 80% урожая гороха в его саду приносили 20% растений. Позднее эта закономерность получила название принципа Парето.
Эксперты продуктивности, такие как Тим Феррис , популяризировали этот подход как способ быстрого обучения. Например, при изучении какого-либо иностранного языка следует задаться вопросом: какие 20% слов используются в 80% разговоров?
Узнайте, как работает правило 80/20 в той области, которая Вас интересует. Каковы базовые идеи? Какие самые главные элементы приносят наибольшую пользу? Начните с этих вопросов.
2. Извлекайте выгоду из неудач
Обычно мы пытаемся любой ценой избежать неудач. Чаще всего мы занимаемся тем, что не вызывает у нас чувства неуверенности и дискомфорта. Мы ведем себя осторожно.
Но так было не всегда. Когда в детстве мы учились говорить, мы бормотали и несли чепуху часами, до тех пор, пока нас уже никто не слушал. Когда мы учились ходить, мы сначала ползали и падали сотни раз, порой могли даже пораниться, но пробовали снова и снова.
Вспомните о своих хобби, которыми Вы увлекались в детстве – велосипед, рисование, спортивные игры – постоянно появлялись новые приемы, которым хотел научиться каждый. Мы с увлечением учились и улучшали свои умения, даже если это значило испытать неудачи на пути.
Величайшие умы сохраняли это детское любопытство в течение всей жизни. Томасу Эдисону, одному из самых прославленных изобретателей всех времен, потребовалось более 10 000 попыток, чтобы изобрести лампочку.
Когда его спросили, что он думал обо всех этих неудачах, он не задумываясь ответил:
«Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали.»
Не может быть учения без ошибок. Примите это.
3. Упрощайте
Рассказы о сверхчеловеке, который одновременно читает 15 книг на разные темы, при этом учит 10 разных языков и пишет 3 романа, – миф . Мультитаскинг снижает качество работы.
Люди с высоким уровнем развития обучаемости, какие как Леонардо да Винчи, интенсивно изучали что-то конкретное в течение определенного периода. Так, хотя да Винчи известен как ученый и изобретатель, он вообще не интересовался математикой до 40 лет. Потом же он провел пять лет, интенсивно изучая все, что мог, на эту тему.
Обучаясь чему либо, нам необходимо применять упрощение. Это означает, что мы должны направить все свое внимание на определенную тему. Выполнение большого количества разных заданий одновременно снижает нашу способность к обучению.
4. Задавайте вопрос «Почему?» пять раз подряд, чтобы дойти до сути
Те, кто умеют учиться, стараются узнать больше, чем видно на поверхности. Они постоянно задаются вопросом «Почему?», даже если думают, что ответ известен. Они хотят углубиться в самую суть. Знать не достаточно, нужно понимать.
Психолог Мартин Селигман провел множество исследований об оптимизме. Оказалось, что каждый может повысить свой уровень оптимизма. Если Вы хотите узнать как быстро учиться чему угодно, прежде всего, Вам нужно научиться оптимизму.
Оптимисты не чувствуют себя счастливыми все время. Они испытывают то же количество негативных эмоций, что и остальные люди. Однако они умеют быстрее переключаться. Если Вас постигла неудача или разочарование – что неизбежно происходит в процессе обучения – постарайтесь отнестись к случившемуся как к полезному опыту.
Научиться быть более оптимистичными не сложно – нужно просто научиться размышлять в определенном направлении. В следующий раз, когда Вы «получите двойку на экзамене», спросите себя: «Занимался ли я так старательно, как мог? Неужели я не могу улучшить свой результат? Даже если буду тренироваться еще 1 000 часов?»
MENSBY
4.4
Любому современному человеку постоянно приходиться что-то учить: иностранный язык, правила вождения. Не важно, что учить, мы поведаем, как быстро научиться чему-либо.
Неважно, хотите ли вы научиться говорить на иностранном языке за три месяца или выучиться жонглировать за выходные, или научиться запоминать карты в колоде меньше чем за минуту. Вот некоторые из рецептов для тех, кому надо научиться быстро.
В своей книге "Шеф-повар за 4 часа" Тим Феррис рассказывает не только о том, как научиться готовить. Эта книга о том, как вообще быстро научиться чему-либо.
1. Базовая система из четырех принципов, которую можно применить к любым навыкам
1.1 Анализ
"С каких минимальных изучаемых единиц, кирпичиков Lego, мне стоит начать?"
1.2 Отбор
"На каких 20% "кирпичиков" мне нужно сосредоточиться, чтобы получить 80% результата?"
1.3 Пошаговая последовательность
"В каком порядке я должен осуществлять изучение?”
1.4 Мотивация на будущее
"Как определить ставки, чтобы создать реальные стимулы и гарантировать, что я буду выполнять программу?"
2. Проанализируйте задачу
Люди часто ставят крест на выполнении задачи из-за чрезмерно большого объема информации.
Ключевым здесь является определение того, на чем необходимо сосредоточиться, и разбивка его на более мелкие и удобные части.
3. Начните с методов, которые можно использовать быстро
Учиться спрягать глаголы - это ужасно. Это скучно и не дает быстрого результата. Но, запомнив несколько вспомогательных глаголов (быть, хотеть, иметь и т.д.), вы не только быстро научитесь спрягать глаголы, но вы также разблокируете большую функциональную часть языка.
Небольшие, но полезные победы помогут поддержать выполнение задачи и ускорят процесс обучения.
4. Нахождение самых простых составляющих частей ускорит прогресс
Феррис приводит пример изучения японского языка. В языке 1945 иероглифов, некоторые состоят из 15 черточек.
В современном японском языке используется только 214 классических ключей. С ними гораздо легче справиться, и это открывает более четкий путь для изучения.
5. Найдите того, кто на протяжении лет использует этот навык или обучает ему
Найдите эксперта, но не обязательно самого лучшего в мире, просто того, кто близок к этому. Найдите причину поговорить с ним, просьба не является весомым поводом. Спросите, как бы они обучали того, кто менее всего подходит для этого занятия, кто самые лучшие и малоизвестные учителя и как бы выглядели восьминедельные курсы для тех, кто готов выложить за них миллион долларов.
6. Продвигайтесь вперед посредством "минимальной эффективной дозы"
Маленький шаг легче превратить в привычку, и меньше вероятности, что вы забросите обучение.
Люди часто сдаются и бросают занятие, когда они пытаются сделать все сразу одним махом. Они берутся за большой проект и быстро теряют запал. Маленькие, но качественные шаги занимают меньше времени, но позволяют увеличить эффективность обучения в долгосрочной перспективе. Если вы учите язык, выберете самые важные, наиболее часто употребляемые слова и учите по несколько таких слов каждый день. Если вы учитесь готовить, то для начала выберете наиболее часто встречающиеся техники приготовления пищи.
7. Не перегружайте кратковременную память попытками сделать слишком много за один раз
Одним из сильных препятствий для изучения чего-либо является ограничение кратковременной памяти. Эта часть памяти используется для самых ближайших задач, и она быстро заполняется, когда вы сталкиваетесь с чем-то новым и незнакомым.
Когда эта часть памяти перегружается, вы делаете больше ошибок. Поэтому важным является делать один шаг за раз, чтобы он уложился в вашей голове и вы могли двигаться дальше.
8. Пытайтесь использовать новые методы вместо наиболее популярных схем
Каждый бойскаут знает метод "шалашика-вигвама" для разжигания огня с использованием щепок и газеты в центре и большими палками, которые складываются в виде шалашика с внешней стороны.
Но можно использовать совершенно противоположный способ: слой небольших веток на более крупных палках, и все это прикрыто газетой. Это работает лучше, требует меньше регулирования. Иногда изменение способов помогает выработать более легкое решение.
9. Уберите как можно больше возможных вариантов
Мы всегда стараемся найти как можно больше информации об изучаемом предмете. Сделайте список на один лист всех наиболее важных вариантов и информации.
Таким образом, вы быстрее примете решение и потратите меньше времени на поиск, который отнимает много этого самого времени.
10. Признайте, что у вас проблемы с дисциплиной и сделайте реальные ставки в случае провала вашего проекта
Неважно, как сильно вы хотите что-то сделать или насколько хорошо вы все спланировали, потому что людям свойственно буксовать из-за не слишком хорошей дисциплины. Поэтому вам придется сделать внешние ставки в случае провала. Одним из способов является использование психологии человека, и особенно нашего нежелания проигрывать. Например, можно договориться с собой об автоматическом платеже в пользу организации, которая вам не нравится, если вы не достигаете поставленной цели.
11. Внимательно следите за крайне важными точками процесса изучения
Нужно сказать, что и у обучения есть пределы. Сначала во время воодушевления вы очень много учите, и это истощает ваши силы. Потом вам приходится немного замедлиться, поскольку становится все сложнее.
После этого, постигнув основы, вы начинаете останавливаться. Это критическая точка. Нужно следить за этим внимательно и планировать наперед и заблаговременно.
12. Отследите то, как ваш мозг запоминает информацию
Ваш мозг запоминает информацию в начале и в конце занятия. Разбивайте каждое занятие на два, для того чтобы уменьшить время в середине.
Кроме того, существует эффект Ресторфф, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Поэтому необходимо разнообразить монотонные занятия перерывами.
13. Обеспечьте себе определенную степень безопасности
Феррис приводит в пример Уоррена Баффета, который известен покупкой акций по цене ниже номинала, поэтому у него с большой вероятностью все будет хорошо, когда ситуация ухудшится.
То же самое можно применить к изучению чего-либо. Удостоверьтесь, что даже если все пойдет наперекосяк, вы сможете получить хороший заметный результат. Вы избежите самых наихудших провалов и получите нечто полезное благодаря вашим усилиям. И неважно, что это будет.
14. Учитесь у выдающихся людей, но только у правильных
Пример Майкла Фелпса не очень подходит для того, чтобы на нем учиться. Вы не можете скопировать его выдающиеся физические данные или ту часть жизни, которую он посвятил плаванию.
Примеры личностей, на которых лучше всего учиться, - это люди, начинавшие как среднестатистические и ставшие выдающимися. Вот у них есть техники, которые вы можете копировать.
Фото: Frits Ahlefeldt-Laurvig flickr.com/hikingartist
“Если бы я выучил английский 3 года назад..."Если бы, если бы только...
У каждого из нас есть вещи, которым мы хотим научиться и откладываем.Доступность онлайн-обучения растёт, но и количество нужных навыков растёт не менее быстро. У нас не хватает времени на их освоение.
Время обучения - важный параметр, который мы всё ещё плохо контролируем.
Ускорение обучения - тема, которую изучают уже много лет. В этой статье я дам основные принципы ускорения обучения. Их можно применять к любым навыкам, сокращая время обучения в разы: общему интеллектуальному развитию, изучению языков, бизнес-образованию, обучению игре на музыкальных инструментах - практически всему.
Если вы хотите прожить выдающуюся жизнь, то главный навык, который вам стоит развивать изо дня в день - способность быстро учиться.
Итак, вот эти принципы.
1. Не изобретайте велосипед
Зачем придумывать то, что уже есть? Главная ошибка при обучении чему-то новому - попытки обучаться в одиночку и недооценка количества времени и сил, которые могут быть сэкономлены при получении помощи того, кто уже умеет это делать.
Вспомните время, когда вы осваивали новый навык. Скорее всего, в начале вам было трудно, но после нескольких лет или месяцев экспериментов вы уже могли дать совет своему другу, как избежать ошибок, которые вы совершили в процессе обучения.
Чтобы ускорить достижение мастерства, вашим первым шагом должна быть консультация у лучших мастеров дела, которому вы хотите научиться, и моделирование пути, который они уже прошли и проложили для вас.
Многие великие лидеры доказали, что самый быстрый путь обучения любому навыку - повторение за теми, кто ушёл далеко вперёд на этом пути. Найдите кого-то уже получившего нужный вам результат, и повторите его действия. Это в разы повысит ваши шансы.
Как говорит психолог и коуч Тони Роббинс, - «Не важно, сколько вам лет, какого вы пола, каково ваше прошлое. Моделирование даст возможность достичь большего за гораздо меньшее время. Сейчас можно найти почти любой готовый опыт в виде книг, блогов, видео, консультаций, связей с профессионалами и многих других форм». Не надо стартовать с нуля, будто нет уже готовой базы знаний!
Наверняка вы знаете, что сказал по этому поводу другой человек, которого многие считают великим - Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие - крадут!» ("Good artists copy. Great artists steal.")
2. Декомпозиция навыка
Следующий этап хакинга кривой обучения - декомпозиция, или разложение нужного навыка на компоненты. Сделайте обратный инжиниринг и найдите самые важные составляющие - те, которые стоит практиковать в первую очередь. Вспомните закон Парето : 20% усилий дают 80% результатов. Вам нужно найти эти самые 20%.
На практике этот принцип применим к чему угодно в жизни, например:
- Бизнес (80% покупок совершают 20% покупателей)
- Эффективность сотрудников (80% результатов генерируют 20% работников)
- Счастье (80% счастья приносят 20% отношений)
Если разобраться, то становится ясно, что на самом деле очень немногие вещи в каждом аспекте нашей жизни (включая обучение) являются решающими. И для ускорения обучения крайне важно выделить эти ценные 20%, которые дадут нам 80% результата.
Оказывается, эксперты в быстром обучении используют именно такой подход: выделение главного. Например, в своём выступлении на TED "Первые 20 часов обучения" Джош Кауфман говорит, что на приобретение навыка не нужно 10.000 часов, как принято считать. Напротив - ключ к успеху в том, чтобы научиться самым важным деталям в первые 20 часов.
Многочисленные исследования приобретения моторных и когнитивных навыков показали, что первые несколько часов практики дают самый большой прогресс в обучении. (Вспомните закон Паркинсона: работа заполняет весь срок, отведённый на её выполнение).
3. Отбросьте мультизадачность
Мультизадачность - запретный плод, к которому мы пристрастились в век мгновенных уведомлений и мобильных приложений. Это самая большая проблема, встающая на пути ускорения обучения. Да-да, все эти проверки почты каждые 10 минут, просмотры ленты Instagram, 5-минутные брейки с коллегами.
Вспомните свой компьютер. Когда у вас в браузере открыто 20+ вкладок, он начинает тормозить, и каждое действие занимает больше времени. Исследования показали, что после того, как человек отвлёкся, у него уходит 25 минут, чтобы вновь сосредоточиться на прерванном деле.
Согласно научному исследованию Глории Марк (Gloria Mark), профессору информатики из университета Калифорнии, изучившей вопрос цифровых прерываний внимания, современный человек занимается своим делом всего 11 минут, прежде, чем его отвлекут (или он отвлечётся сам). Для офисных работников частота прерываний может доходить до раза в каждые 3 минуты.
Та же проблема возникает при освоении навыков, требующих долгих дистанций. Многим сложно выделить 6-12 месяцев, необходимых для обучения новому навыку, из-за нескончаемых новых идей, проектов или хобби, встающих на пути. Стоит отвлечься - и вернуться обратно к изучаемому навыку уже очень непросто.
Как только вы разложили желаемый навык на поднавыки и вычленили главные 20%, нужно полностью сфокусироваться на прогрессе в этих поднавыках и не приступать к изучению других вещей, пока вы их не освоите.
4. Повторять, повторять, повторять
Это пункт, с которым большинство из нас испытывает наибольшие трудности. Многие даже слышать не хотят, что для быстрого обучения нужна практика - чем больше, тем лучше. Обучение требует постоянства и настойчивости в повторении одного и того же навыка снова и снова - до тех пор, пока вы не сможете выполнять его подсознательно, даже не задумываясь.
Лучшие в мире мастера любого дела знают этот «секрет», помогающий учиться быстрее и становиться лучшим, но редко говорят о его важности, потому что это звучит непривлекательно.
Экспертный уровень - это, в основном, результат экспертного объема практики, а не неких скрытых талантов. Андерс Эриксон (K. Anders Ericsson) из университета Флориды говорит в своей научной работе: «Из-за качественных различий между средним уровнем и мастерством люди думают, что эксперт должен быть наделён характеристиками, качественно отличающими его от других людей».
5. Ищите мгновенный фидбек
В 1960 году Beatles, в то время ещё никому неизвестная группа, поехали в Гамбург (Германия), чтобы играть в местных клубах. Им недоплачивали. Акустика была ужасной. Аудитория - неблагодарной.
Но что вынесли Beatles из опыта в Гамбурге? Часы игры без остановки, практику имгновенный отклик , который заставлял их расти и учиться. Это и есть преимущество, благодаря которому Beatles смогли подняться на самый верх, - прямо по книге Малькольма Гладвелла Outliers.
Эта группа не просто репетировала в гараже ради репетиций - они стремились выступать перед живой аудиторией, которая мгновенно выдавала критику и конструктивный отклик.
По мере роста мастерства Beatles, аудитория требовала всё больше выступлений, давая им возможность практиковаться всё чаще. К 1962 году они уже играли 8 часов за вечер, 7 вечеров в неделю.
К 1964 году, в котором они появились на международной арене, Beatles уже отыграли вместе более 1.200 концертов.
Большинство современных групп не играет столько концертов даже за всю историю своего существования.
6. Настройтесь на длинную дистанцию
К сожалению, многие из нас сдаются еще до того периода спада, который Сет Годин называет «ямой» ("The Dip").
Годин говорит, что, хотя и важно знать, когда остановиться, а когда наступать, многие потенциальные победители не достигают успеха только потому, что они сдались до ямы. Он приводит 5 причин, которые мешают стать лучшим:
- Ваше время истекло (и вы остановились)
- У вас кончились деньги (и вы остановились)
- Вы испугались (и остановились)
- Вы несерьёзно относитесь к делу (и остановились)
- Вы потеряли интерес (и остановились)
В психологии это называется «переходный цикл». Переживая новые события, такие как трагедия, успех или обучение новому, мы проходим определённый цикл.
В начале чего-то нового люди испытывают эйфорию. Вот почему мы так подсаживаемся на социальные и почтовые уведомления: каждый раз при виде нового оповещения у нас выбрасывается допамин.
Как только фаза «медового месяца» заканчивается, мы начинаем переживать ту самую яму Сета Година, и кривая нашего прогресса становится горизонтальной или идёт вниз. Именно в этот момент большинство из нас выходят из игры (прекращают развитие).
Почему это важно знать? Потому что зная заранее эту последовательность развития событий, вы можете предсказать начало ямы в вашем обучении, и вам будет легче пройти через этот период.
Важно помнить, что после ямы те, кто окажется достаточно настойчив, чтобы пройти сложный период, смогут в награду прокатиться на восходящей волне.
Заключение
Давайте подведём итоги и запишем краткий план хака кривой обучения:
- Моделируйте путь мастера дела, которое изучаете
- Выделяйте 20% поднавыков, дающих максимум результата
- Отбросьте многозадачность и не прерывайтесь
- Повторяйте, повторяйте, повторяйте!
- Получайте мгновенный фидбек
- Пройдите весь путь до конца, не сворачивая
Знаете другие приёмы ускорения обучения? Делитесь ими с нами в комментариях!
2. Отводите на обучение короткие отрезки времени
Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени недостаточно, а вот больше 50 минут - это уже слишком много информации, чтобы мозг смог ее воспринять подряд. Поэтому, по крайней мере, делайте перерывы на 5-10 минут.
А специалист по образованию Нил Старр советует проводить микро-сессии: делать небольшие карточки с описанием более сложных концепций и периодически браться за них, когда у вас выдается небольшой перерыв.
3. Делайте заметки от руки
На ноутбуке заметки вести обычно быстрее, но использование ручки и бумаги помогает учиться и понимать материал. Исследователи Принстонского и Калифорнийского университета обнаружили, что когда студенты делают записи от руки, они активнее слушают и лучше распознают важные концепции. А у тех, кто ведет заметки на компьютере, это превращается в бездумную стенограмму, а к тому же люди еще и отвлекаются, например, на имейл.
Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто ведет заметки на ноутбуке, хуже справляются с концептуальными вопросами; они обычно склонны дословно записывать лекции, вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать ее своими словами. Это плохо сказывается на результатах.
4. Растягивайте освоение материала
Это может показаться парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn: The Surprising Truth About When, Where, and Why It Happens Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом лужайки. «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее».
Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились. «Есть теория, - говорит Кэри, - что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что эту информацию все-таки надо запомнить».
5. Не бойтесь подремать
Чтобы запоминать выученное, важно периодически отключаться. Сон в промежутке между занятиями, как показывает исследование в журнале Psychological Science, помогает лучше запоминать материал, и это чувствуется даже через полгода.
В эксперименте, проведенном во Франции, участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий. Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, потом спали, а утром приходили на второе занятие. Те, кто спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а те, кто нет - только 7,5.
«Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, - пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. - Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше - спать между двумя занятиями».
Это Вам будет интересно:
6. Практикуйтесь иначе
Когда вы осваиваете новые моторные навыки, полезно менять подход к их тренировке, пишут исследователи из Университета Джонса Хопкинса: это помогает учиться быстрее. В их эксперименте участники должны были освоить некую задачу на компьютере, и те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге выступили лучше, чем те, кто во второй раз применял тот же самый метод.
Как пишет руководитель исследования Пабло Селник, лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд. опубликовано