“Русский национальный характер в произведении Н.С.Лескова “Левша”. Описание Левши из рассказа «Левша В чем проявляется смекалка левши
Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса - искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.
История создания персонажа
В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.
Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.
Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.
Биография и образ Левши
Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».
Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club
Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел , в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.
После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху -– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.
За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.
Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ruНа аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.
Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу - ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера - золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.
Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.
В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора .
Цитаты
А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.Библиография
- 1881 - «Левша»
Фильмография
- 1964 - «Левша»
- 1986 - «Левша»
В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков повествует о талантливом мастере-оружейнике, совершившем техническое чудо, сделав подковы и подковав стальную блоху, созданную англичанами, и настолько маленькую, что ее невозможно увидеть без "мелкоскопа".
Левша – человек из народа, темный, маленький и невзрачный. Внешняя характеристика Левши тоже непритязательна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". На первый взгляд, этот герой совершенно неинтересен. Однако мнение о нем меняется, когда он, получив задание создать более удивительное изделие, чем английская блоха, умеющая танцевать, надевает этой блохе подковы.
Он одновременно очень искусный мастер, редкий умелец и при этом это забитый мужик, считающий себя незначительным существом. Когда англичане делают Левше предложение остаться у них, он решительно отказывается. Герой даже не может представить себе жизнь вдали от своей Родины, где он абсолютно бесправен, но чувствует себя в своей среде. Левша не готов бороться с обстоятельствами. Умирая, он не жалуется на свою судьбу, не испытывает горечи, а чувствует лишь потребность открыть секрет оружейного мастерства англичан: ружье нельзя чистить кирпичом.
В образе Левши раскрывается характер русского народа. Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный – таков Левша, таков и весь русский народ. Лесков видит нравственную ценность человека в его тесной связи с русской национальной стихией - природой, родной землей, людьми и традициями. Однако при этом автор не склонен идеализировать своего героя. Лесков не возвышает, но и не принижает народ, а изображает соответственно конкретным историческим условиям, проникая при этом в глубины народной души, где таятся богатейшие творческие способности, стремление к изобретательности, мастерству и служению родине. Автор реалистично изображает рядового представителя русского народа: он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован. Левше не хватает знаний, чтобы довести дело до конца: подкованная стальная блоха утратила способность танцевать. Это и понятно, ведь герой “вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.
И при всем при этом, конкретный представитель русского народа со всеми своими талантами оказывается никому не нужным. Выполнив свою функцию, доказав англичанам, что русские мастера обладают не меньшими способностями, чем английские, он умирает, всеми забытый.
Это невнимание властей к судьбе простых людей, дремучесть и необразованность народа является, по мнению Лескова, причиной отсталости России. Это легко проследить, сравнив беседу Николая и Левши, когда император снисходит до мастерового, и встречу героя с англичанами, разговаривающими с Левшой на равных, уважающими в нем мастера. Образ Левши – образ праведника, готового пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела. Герой отправляется в Англию, не имея документов, голодный, “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Он стремится показать иностранцам умение и смекалку русского народа. Он заслуживает уважение англичан своим талантом и отказом остаться в их стране.
Но в своей стране Левша остается непризнанным, он погибает, как погибали тысячи таких же непризнанных умельцев из народа. Лишь англичанин смог увидеть истинную суть талантливого мастера: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.
Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.
Внешность Левши
Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.
Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.
Другие особые приметы:
- пятнышко на лице;
- отсутствие на висках «волосьев».
"...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны..."
Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.
Одевается крестьянин из-за бедности скромно:
- обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
- казакин на крючках.
Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.
Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.
Образ таланта из глубинки
Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.
Я еще в холостом звании.
Характер героя из народа
Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.
Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.
Особые качества личности
У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.
Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.
Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.
Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.
Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.
Надо взяться подумавши и с Божьим благословением.
Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.
Ни для кого не секрет, что человек – левша отличается от человека – правши не только тем, что пишет он, держа ручку в другой руке. Попробуем узнать об особенностях, характеристике и качествах левши.
На сегодняшний день в мире около 8-15% людей в качестве преобладающей руки используют левую, они называются левшами.
Интересно, что ведущую руку дети выбирают в возрасте трёх лет, проявляется это в играх, творческих занятиях – например, при рисовании, разукрашивании, лепке. Считается, что у деток, которые являются левшами, правое полушарие головного мозга является преобладающим (доминирующим). Его работа отвечает за восприятие месторасположения и ориентацию в пространстве, художественное восприятие, творческие, в том числе и музыкальные, способности, интуицию, воображение, эмоции.
Психологи часто отмечают, что левши являются художественно одарёнными людьми, они обладают отличным музыкальным слухом. Кроме этого, левшам свойственна затруднительность произношения некоторых звуков и иногда задержка развития речи. Говоря о других качествах левшей, психологи отмечают упрямство, умение рисовать, лепить, петь, трудности с чтением и письмом.
Дети-левши зачастую являются доверчивыми, непосредственными, подвержеными чужому влиянию, настроению. Также им присущи капризность, плаксивость, настойчивость и упорство в достижении желаемого. Причины отличия правшей и левшей заключаются в том, что правое и левое полушария мозга ответственны за разные сферы психической деятельности.
Также специалисты отмечают связь темперамента с леворукостью. Левши в сравнении с правшами более эмоциональны, у них существуют проблема с самоконтролем. Левши могут моментально разгневаться и выйти из себя, но зато обладают логическим мышлением, способностью последовательно обрабатывать информацию, обобщать её и анализировать. Левши отличаются отличной физической подвижностью, тягой к спорту, впечатлительностью и ранимостью, также они обладают склонностью фантазировать и обладают отличной памятью.
Раньше большинство детей, которые непроизвольно предпочитали использование левой руки, намеренно переучивали. Многие родители воспринимают новость о том, что их ребёнок левша негативно, однако не надо быть столь категоричными в своих суждениях. На сегодняшний день все специалисты сходятся в едином мнении, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Процесс переучивания левши является тяжёлым испытанием для его психики, которое вызовет только стресс и невротизацию ребенка.
После переучивания дети часто страдают от невротических расстройств, в том числе нарушения сна, аппетита, головных болей, энуреза, заикания.
В качестве рекомендаций по поведению взрослых с ребёнком левшой встречается совет не заострять внимание на том, что ребёнок отличается от других детей своей леворукостью. В ситуации, когда малыш ощущает, что его особенность вызывает повышенный интерес со стороны окружающих, у него может понижаться самооценка и развиваться застенчивость и неуверенность в себе.
Интересно, что при выборе профессии стоит учитывать леворукость человека. Левши отлично себя зарекомендовали в таких областях, как дизайн, фотография, живопись, архитектура, музыка, спорт. Отмечено, что среди леворуких людей очень много творческих личностей, достигших успеха, в качестве примера можно назвать: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Владимир Маяковский, композиторы Бах, Бетховен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Если в семье появился ребёнок-левша, не стоит переучивать его, скорее нужно дать шанс проявить себя с творческой стороны и развить особенности и умения, которые ему хорошо удаются. Детям нужна и важна поддержка родителей. Будьте здоровы!
Выполнил Трубников Евгений,
ученик 9 “А” класса
лицея №369
Научный руководитель
Епишова Светлана Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург 2011
Введение
1. Русский национальный характер
2. Описание Левши
3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Загадочная русская душа... Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)
Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.
Для раскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”, потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека, который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ" – говорил сам Лесков.
“Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.
1. Русский национальный характер
Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм, религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторых иностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь они видят нас со стороны и оценивают непредвзято.
· Трудолюбие, одаренность.
“Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический ум русского человека является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренность русского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуют высокому развитию русского искусства.
· Свободолюбие
“Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,
свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона”*.
По мнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и на опыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути.
Свобода духа, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытание ценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности.
Русскому народу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждом из них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О. Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.
· Доброта
Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., в своей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам” . С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют” - писал он про русскую доброту.
Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. “Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.”*
· Патриотизм
Русский народ всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней.
· Терпение и стойкость
“Русские обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности”*
· Религиозность
Религиозность – та черта русского национального характера, которая практически определила весь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был столь религиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многие определяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей. В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной и наиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский в своей книге.
2. Описание Левши
Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.
Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались ”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».
Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.
3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.
· Религиозность
Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”
· Сила воли, мужество и смелость
Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.
·Терпение и стойкость
Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели” , и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:
“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”
· Патриотизм
Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим ”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.
Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
· Доброта
Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.
· Трудолюбие и одарённость
Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.
Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Заключение
В настоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере произведения Н.С.Лескова “Левша”. Анализируя это произведение, находя в его главном герое признаки русского национального характера, мы обнаружили, что “Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, использует различные языковые средства выразительности, такие как использование “народных” словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т.д). Это придаёт “Левше” особый “шарм”.
Левша – символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен, трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.
Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.
произведение левша русский национальный характер
Список используемой литературы
1. Лесков Н.С. Левша. - Астрель, АСТ, 2006 г.
2. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.
3. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.
4. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.
5. “Большая Советская энциклопедия”. М, Советская энциклопедия, 1970г.
6. Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990.