НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки.(подготовительная группа). Конспект по обучению грамоте.docx - Конспект НОД по обучению грамоте
Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.
Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания по изученным буквам;
- познакомиться с новым звуком и буквой;
- формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
- использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речь детей;
- развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Воспитательные:
— воспитывать чувство взаимовыручки.
Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».
Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.
Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.
Вводная часть
Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.
— Эта буква колесо
И похожа на … (О).
— Всем известна эта буква,
Буква славная,
В алфавите главная. (А)
— Ты иголочку возьми,
И дорожки проложи:
Слева – раз, справа – два,
Наискосок будет –три.
Что за буква? Посмотри. (И)
— У этой буквы есть нога,
И очень острые рога. (У)
— Был он круглый колобок,
Но прогрызла мышка бок,
Оставила дорожку,
И совсем немножко. (Э)
— У этой буквы есть нога,
И всего одна клюка. (Ы)
— Эту букву в спортзале,
Перекладиной назвали. (П)
— Наша Настя – неваляшка,
Накланяется вперед,
И никак не упадет.
Влево, вправо и назад,
Так ребята говорят.
И известно всем:
Любит Настя букву… (Н)
— Медвежонок мед нашел,
Радостно домой пошел.
«Вот медок я быстро съем,
«И запомню букву»…(М)
(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)
Физкультминутка
В гости к буквам мы пришли,
(Ходьба по кругу)
Сказочные домики нашли,
(Останавливаются, поднимают руки вверх,
Изображая крышу дома)
Поселились буквы в них,
(Присели)
Вот окошечко для «О»,
(Изображают пальцами букву о)
Очень круглое оно.
В гости к ней издалека,
Прилетела буква А.
(Встают, машут руками)
Буквы весело живут:
Пляшут, хлопают, поют.
(Прыгают, хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.
(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )
Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.
(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)
Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.
В домике поселилась еще одна буква.
Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).
— Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
— Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.
(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )
Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).
В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).
(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).
Упражнения на запоминание образа буквы «Т»
- Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
- Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».
Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)
Заключительная часть
Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).
До свидания, сказочная страна букв!
Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.
Программное содержание.
- Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
- Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
- Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
- Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
- Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
- Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
- Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
- Упражнять в звуковом анализе слов.
- Закреплять умение владеть понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение".
- Закреплять умения отгадывать ребусы.
- Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
- Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
- Поощрять активность и самостоятельность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- «Волшебный мешочек» с предметами.
- Плакат с изображением страны Сказок.
- Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
- Картина для составления рассказа.
5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.
- Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
- Картинка с изображением лисы.
Раздаточный материал:
- Счетные палочки.
- Карточки-схемы (деление слов на слоги).
- Карточки со словами для ребусов.
- Фишки для обозначения звуков.
- Карточки с буквами.
- Простые карандаши.
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение) .
- Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
- Игровой (Д/и "Угадай где спрятался звук?", "Чудесный мешочек", "Услышь звук") .
- Практический (упражнения) .
- Наблюдение за работой детей, советы.
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.
Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.
Поможем сказочным героям?
Тогда улыбнулись и в путь.
II. Основная часть.
Первая сказка.
Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:
Страшила!
Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.
Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?
- Красная Шапочка .
Красивое имя! – сказал Страшила.
Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.
Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:
А почему ты со мной не здороваешься?
Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!
Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!
Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).
Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)
- Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.
Составить предложения по картине.
https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981
(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)
Наступила весна.
Ярко светит солнышко.
Снег начал таять.
Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.
Сколько предложений?
Какое первое предложение, второе....
Какое предложение самое длинное? (Последнее.)
Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)
С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.
(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)
2. Вторая сказка.
Куда ты идешь, Элли, - спрашивает Волк.
Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.
А далеко ли живет твоя бабушка? - спросил Волк.
За лесом, в домике возле мельницы.
Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.
Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)
Теперь слушайте задание:
- Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)
Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.
Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)
3. Третья сказка.
На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, - другого фонаря у неё не было.
Благодарю тебя, милая крошка! - сказала больная ласточка. - Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.
Ах, - сказала девочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.
И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда - не знала.
Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.
Как называется сказка? ("Дюймовочка", Ганс Христиан Андерсен.)
Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)
Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.
1) "Угадай где спрятался звук?" [С]
Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.
2. "Услышь звук" [У]
Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.
3. А теперь еще игра "Мяч скорее мне сюда!"
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.
(Игра с мячом - мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А - автобус, У - улитка и т.д.)
С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)
4. Сказка четвертая.
Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.
Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.
Как называется сказка? ("Белоснежка и семь гномов" - Братья Гримм.)
Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)
Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.
Зарядка семи гномов
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)
5. Сказка пятая.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Незнайка говорит:
Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком...
Как называется сказка? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка.)
Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)
Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.
(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)
Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)
А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)
Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ... (Лиса.)
[л"] - согласный, мягкий.
[и] – гласный.
[с] - согласный, твердый.
[а] - гласный, ударный.
Сколько гласных звуков в слове? (2.)
Сколько слогов? (2.)
Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])
Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)
Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку . (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)
6. Сказка шестая.
Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Иванушка . - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.
А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!
Лопнешь, лопнешь! - уверял его Иванушка . - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.
Что же это за штука? - заинтересовался Гунька.
Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.
Как называется сказка? ("Приключения Незнайки и его друзей", Николай Носов.)
Как зовут главного героя? (Незнайка.)
- Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:
Преобразуйте слова в указанном порядке.
Замените первый звук в слове на звук [р]
КОЗЫ МУКА
Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с
изображением Незнайки на плакат.)
III. Заключение.
Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.
Давайте вспомним, что мы делали?
За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)
Список литературы:
1. Гербова В.В., "Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.
2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. "Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , - М.: Вентана - Граф, 2009
3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К0 ", 1988 г.
4. Новотворцева Н.В. "Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов", - Ярославль: Академия развития, 1997.
5. В.В. Волина. "Занимательное азбуководение: Книга для учителя", - М.: Просвещение. 1991 г.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Согласный звук Р, буква Р»
Тимофеева Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВОписание материала: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования.
Цель: Познакомить с буквой Р, звуком Р.
Задачи: Познакомить с буквой Р, звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Р в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.
Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.
Развивать фонематический слух.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Развивать мелкую моторику рук; образное восприятие, воображение; художественно-эстетический вкус.
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование: буквы маленького формата на каждого ребенка, буквы большого формата, карточки-полоски, синие квадраты, предметные картинки, слоговая таблица; ватман с нарисованной речкой, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о природе, беседы о красоте родного края, о правилах поведения в природе.
Ход занятия.
1.Характеристика звука Р.
Предлагаю детям отгадать загадки:
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы).
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор).
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка).
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку).
После отгадывания загадок детьми на стол выкладываются муляжи овощей. Воспитатель повторяет названия овощей, интонационно выделяя звук Р.
– Назовите звук, который слышится в каждом слове. (Р)
– Какой это звук? (Согласный, потому что при произнесении звука воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов.)
– Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
– Давайте порычим, как собака: р-р-р-…
Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг.
Дети «прорисовывают» букву в воздухе.
2.Место звука в трех позициях.
На доске – 3 ряда картинок:
кролик, баран, корова, свинья;
рысь, тигр, лиса;
петух, курица, гусь.
Дети называют картинки каждого ряда, интонационно выделяя звук Р, определяют место звука Р в названии каждого предмета, показывают место звука Р на полоске.
– Посмотрим на картинки первого ряда. Какие это животные?(Домашние)
– А каких животных мы видим во втором ряду?(Диких)
– Кого мы видим в третьем ряду?(Домашних птиц)
3.Предлагаю детям вспомнить стихотворение А. Барто «Мишка»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
– Найдите слова со звуком Р.
– Определите количество слогов в найденных словах со звуком Р.
4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.
РА РО РУ РЫ РЕ
АР ОР УР
5.Физкультминутка.
6.Индивидуальная работа.
Выложите из букв слова:
РАК РУКА УРНА РОМА УРА
(Дети выкладывают слова из букв малого формата.)
7. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.
КИ РА
БА РО
МА РЫ
РАКИ РЫБА
РОМА РАМА
МАРА КИРА
8.Продуктивная деятельность.
Чтение стихотворения Т. Ашапиной:
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы – дом родной.
Для животных – водопой.
Звездам – зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.
Обращаю внимание детей на ватман с нарисованной речкой.
–Что вы здесь видите? (Речку)
– Предлагаю вам дописать картину. Что можно нарисовать на берегу реки?
(Деревья, кустики, травку, какое-нибудь животное, птицу).
– Что еще можно добавить? (Солнце, облака)
– А кто живет в реке? (Рыбы)
– Как вы думаете, смогут рыбки жить, если вода в реке будет грязная?
Дети говорят о том, что нельзя загрязнять реки и моря, надо беречь природу.
Предлагаю детям дописать картину. Часть детей дописывают картину, остальные дети вырезают и наклеивают рыбок.
9. Итог.
Вот какая красивая у нас картина! Давайте придумаем название нашей композиции. (Дети предлагают варианты). Речка с чистой водой и веселыми рыбками. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились? В слове «рыбки» где находится звук Р? Видим корову, которая щиплет зеленую травку. А в слове «корова» где находится звук Р? Молодцы!
Конспект
НОД по обучению грамоте
в старшей группе (Образовательная область "Познание")
Задачи : освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «Лук»,
построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца»,
закрепление умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности,
развитие фонематического слуха.
Ход занятия : 1 ч. – Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?
Школа находится на поляне. Чтобы пройти туда по мостику, нужно правильно назвать братца звука. Я называю большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Дети по очереди подходят к мостику, воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь , к –кь, с – сь, в – вь ). Когда пройдет половина детей – задание меняется, воспитатель называет мягкий согласный, а дети твердый.
Дети проходят к столам, на фланелеграфе изображение Мудрой Совы.
2 ч. Звуковой анализ слова
Задание Мудрой Совы. Нужно отгадать загадку и отгадку разобрать, т. е. узнать, какие звуки живут в слове. А загадка такая:
«Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка –
Плакать и без горюшка».
Правильно, это лук. Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки.
Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?
Правильно, под картинкой три клеточки, значит в слове три звука.
Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)
А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звук ом). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук – Л, в первом доме живет звук «Л», Полина, поставь его в первый домик. Произнесите звук «Л», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам.
Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк .(Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «У». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука ). Во втором доме живет звук «У». Какой звук живет во втором домике? Попробуем произнести его – У - У -У. Мешает ли что – либо произносить нам этот звук?
Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, Полина, звук «У» во второй домик.
А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. Поставим его в третий домик.
3 ч. А теперь поиграем в игру «Живые звуки».
Детям раздается карточки,где слово поделено на три части в каждой части – звук.
На слово «звуки поссорились» -вы разбегаетесь, на слово «звуки помирились» каждый находит свою часть картинки и тем самым составляет слово.
Сколько звуков в слове?
Какой первый звук в слове….!
Физкультминутка
В Лесной школе минутка здоровья
Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
4 ч. – Ребята, в дупле дуба, где живет Мудрая Сова, находится волшебный сундучок. (Достает его и показывает детям).
Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова
Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок.
(Дети повторяют).
(дети повторяют с усилением звука)
Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку ). Из этих картинок мы будем строить пирамиду. Наверху – слова -картинки, в названии которых 1 слог, в середине – слова из двух слогов, а внизу – из трёх слогов. Как мы узнаем, сколько в слове слогов? Про себя проговорите или пролохлопайте слово. А теперь выходите ко мне. (Дети определяют свои картинки на пирамиде).
Игра «Составим пирамидку из слов»
5ч. Тетушка Сова предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.
БУ (сы)
БЕРЁ(ЗЫ) ,
АНАНА(СЫ)
6ч. Заключительная.
Обратно мы так же вернемся по мостик
У кого в гостях мы сегодня побывали?
Чему мы научились?
МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова»
Детский сад № 2 «Незабудка»
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений
по развитию мелкой моторики руки в старшей группе.
Тема: «Путешествие в лесную школу».
2015г.
Цель: формирование грамматического строя речи и развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятие слово, слог, предложение;
Упражнять в делении слова на слоги;
Закрепить умение в составлении слов из слогов;
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
Совершенствовать умения детей в составлении предложений.
Развивающие: развивать внимание, творческую активность детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать других детей.
Демонстрационный материал: картинка Мудрой Совы, картина с изображением леса, волшебный сундучок, предметные картинки, массажный мячик, три домика на доске, аудиозапись «Два весёлых гуся».
Раздаточный материал: счётные палочки, шестигранные карандаши, цветные карандаши, смятые трафареты совят.
Ход НОД.
Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, давайте познакомимся с нашими гостями и назовем свои имена. Послушайте, как я это сделаю. «Меня зовут Е-ле-на (ударяя ладошкой по бубну три раза). В моем имени три слога». Дети по очереди называют свои имена по слогам и стучат ладошкой по бубну.
Вводная часть. Мне ладони покажите правую и левую!
В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите.…И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?
(дети отвечают)
Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие, и наши руки очень пригодятся. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло -
Летит спать в дупло.
Правильно ребята, это сова. Это не простая сова, это Мудрая Сова, учительница лесной школы. А вот и школа Мудрой Совы. Но чтобы пройти к ней, нам нужно перейти через мост, который находится в лесу.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением леса.
Через мост пройдёт тот, кто ответит на вопрос: «Лес, какой?» (дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный…)
Молодцы, вы справились с заданием, проходим в лесную школу, садимся за столы.
Основная часть.
Ребята, у Мудрой Совы есть волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок».
Открывает сундучок. - Да здесь, ребята, задания для вас от Мудрой Совы. Справитесь с ними? Тогда начнем.
Первое задание-загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым
Оно может быть тихим, может быть громким.
Его можно сказать, а можно взять и написать. Что это?
Правильно, это слово. Какие бывают слова? (Длинные и короткие) А как узнать? (Надо измерить).
Упражнение «Измерение слов».
Сейчас проверим, много ли вы знаете слов? Я буду показывать картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек.
Показ предметных картинок, «измерение» названного слова руками.
А теперь слова будем преобразовывать.
Игра «Назови ласково» с массажным мячиком (катаем между ладоней).
Комок массажный ты поймай,
Да словечко приласкай.
Зима – зимушка, метель – метелица, снег – снежок, лед - ледок, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, санки – саночки, мороз – морозец, комок – комочек…
Второе задание Мудрой Совы: Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова? (Слогами)
Измерить длиннющее слово - да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать,
Хлопать в ладоши пора начинать!
Игра «Подели слова на слоги» (с помощью хлопков)
Мяч, школа, игра, корова, бабочка, луна, туча, малина, карандаш, кот, дом.… Сколько слогов?
Игровое упражнение «Где какое слово живёт?».
Мудрая Сова просит вас расселить слова по домикам.
Воспитатель показывает предметную картинку, дети делят слово на слоги и определяют, в какой домик его поселить (с одним, двумя или тремя окошками).
А могут ли односложные слова жить в другом домике? Измените слово так, чтобы получилось два, три слога: кот – котик – котенок, дом – домик – домище.
Физминутка: «Спой и покажи». (Аудиозапись песенки «Два веселых гуся»).
Жили у бабуси (Надеваем воображаемый платочек на голову)
Два веселых гуся. (Руки – «гуси» движутся навстречу друг другу, пальцы – в положении «клювиков».)
Один серый, другой белый,
(Раскрываем – закрываем правую ладонь-«клювик», затем – левую ладонь-«клювик».)
Два веселых гуся! (Руки – «гуси» танцуют.)
Мыли гуси лапки
В луже у канавки. («Моем» руки.)
Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони – «клювики.)
Спрятались в канавке! (Опускаем обе кисти вниз)
Вот кричит бабуся: (Сложили ладони рупором.)
«Ой, пропали гуси!» (Беремся обеими руками за голову и качаем ею.)
Гуси мои, гуси! (Одновременно раскрываем-закрываем обе ладони.)
Выходили гуси, (Делаем шаг вперед.)
Кланялись бабусе! (Кланяемся, руки протягиваем вперед, опуская кисти рук - «клювики» вниз.)
Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони- «клювики».)
Два веселых гуся! (Руки-«гуси» танцуют.)
Третье задание: - Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)
Составьте предложения по картине. (Графическое изображение предложений на доске воспитателем и с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально на столе)
Игровое упражнение «Продолжи и передай» с массажным мячиком (сжимаем в ладошке поочередно)
Опорные фразы: Мама сшила… Папа привез… Девочка читает… Маша нарисовала… Дети делают… Дует холодный… Птицы улетают… Солнце светит… Мама купила…
Четвёртое задание: Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»
Мудрая Сова просит вас помочь её совятам. Они попали под дождь, их пёрышки намокли и потеряли цвет. Давайте им поможем.
Воспитатель предлагает разгладить смятые трафареты совят из альбомной бумаги, обвести их и раскрасить.
Но, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с цветными карандашами.
Игра «Помощники»
Вот помощники мои, Показать карандаши
Их как хочешь, поверти. Крутят, взяв их посередине тремя пальцами
По дороге ровной, гладкой Прокатить по столу вперед, назад
Они скачут как лошадки. Поочерёдно отстукивать карандашами об стол
Скок, скок, Ударить карандашом о карандаш (2р)
Чок, чок. Одновременно карандаши «скачут» вправо, влево
Поскакали Карандаши ударяют по столу одновременно
И молчок. Соединить «шляпки» карандашей
Воспитатель: Молодцы, ребята, Мудрой Сове очень понравилось, как вы выполняли задания, и помогли совятам, и она приглашает вас продолжить обучение в её лесной школе.
Итог. - Вот и закончилось наше путешествие в лесную школу. Вам понравилось? Что было самым интересным для вас? Чему вас научила Мудрая Сова? Спасибо.
Литература:
Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. О.М. Ельцова. СПб.: издательство «Детство-пресс», 2011.
Интернет-источники.