Скороговорки для детей 10 лет короткие. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции
Скороговорки для детей 5 лет. Ребенку 5 лет
Развитие речи ребенка. Чистоговорки, скороговорки
14 41 695 2013-11-10 21:18:12
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.
Чистоговорки
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
1. Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
1. Аф-аф-аф - мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
1. Нашей Маше дали мало каши.
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.
1. Лу-лу-лу - наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Собака сидит на цепи.
- Заглянет солнце и к нам в оконце.
- На круше у Шура жил журавль.
- Кошка спит, а мышку видит.
- Ежик лежит под ёлкой.
- Лёжа хлеба не добудешь.
- Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Мальчик чистит лошадку щеткой.
- Щенок играет с мячом.
- Са-ша-ша - Соня моет малыша.
- Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
- Вымыли мышки миски для мишки.
- Ча-ца-ца - стоит мальчик у крыльца.
- Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
- У волчицы волчата, у курицы и цапли - цыплята.
- Девочка пьет чай из чашки.
- Ща-са-са - под кустом сидит лиса.
- У гусыни усов ищи-не ищи - не сыщешь.
- Щи да каша - пищи наша. Всякой вещи свое место.
- Рыбу ловит рыболов.
- Весь в реку ушел улов.
- Вкусная халва, мастеру хвала.
- Римма и Тима шли мимо тира.
- «да-да-да - в огороде лебеда»,
- «ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
- «ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
- «ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
- «жа-жа-жа - есть иголки у ежа»,
- «чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»,
- «жу-жу-жу - я на солнышке лежу». и так далее.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
По материалам книги А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»
Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.
Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка. Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда. Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.
Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.
Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому. Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза. Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.
Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!
Скороговорки для развития речи детей
Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.
Грозно «сторож» зарычал,
Со двора сорок прогнал.
Боря улыбается: роза Розе нравится!
Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.
Свинка рылом землю рыла,
Мыли рыло свинке мылом.
Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.
Жена Жужа жужжит не хуже мужа.
У Сашки шапка, у Пашки фуражка,
Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.
Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.
Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.
Пек Пров пирог с опятами.
Не по правилам правил Павел,
В трясину машину Павел направил.
Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.
Танец за танцем, за танцем танец.
У Тани с Мишуткой на щечках румянец.
Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.
В стружке шуршит мышка-норушка.
Жестко спать мышке на стружке.
Медведь Потап купил тапки для лап.
Малы тапки, не лезут лапки.
Сидели, сидели, едва не поседели.
Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?
Вбил Клим кленовый клин.
Заклинило клин, клином не выклинишь.
В слове «початки» нашли опечатки.
А какие же початки с опечатками?
Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.
Маленький карасик попал на удочку Тарасика.
Пожалел Тарасик, отпустил карасика.
Скороговорки для детей
На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На траве двора.
***
Три свиристели еле свистели на ели.
***
Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.
***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
***
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.
***
Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.
***
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.
***
Из соседнего колодца целый день водица льется.
***
На гармошке громко
Заиграл Ерёмка.
***
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
***
Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
***
В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых - Пеструшки.
***
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.
***
Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»
***
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?
***
Стеша спешила, рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.
***
Из яслей вернулась Лена
Лена маме по колено.
***
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»
***
Метил в лукошко,
Попал в окошко.
***
Тары-бары-растабары
У Варвары куры стары.
***
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо.
***
Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»
***
Стать скрипачом собрался слон,
Но слышит смех со всех сторон:
«Возьми не скрипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».
***
Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.
***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.
***
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Скороговорки на все буквы алфавита.
(Для перехода на скороговорки кликни на нужную букву)
Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике... |
Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого... |
Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной… |
Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це... |
Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас... |
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Собака сидит на цепи.
- Заглянет солнце и к нам в оконце.
- На круше у Шура жил журавль.
- Кошка спит, а мышку видит.
- Ежик лежит под ёлкой.
- Лёжа хлеба не добудешь.
- Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Мальчик чистит лошадку щеткой.
- Щенок играет с мячом.
- Са-ша-ша- Соня моет малыша.
- Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
- Вымыли мышки миски для мишки.
- Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
- Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
- У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
- Девочка пьет чай из чашки.
- Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
- У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
- Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
- Рыбу ловит рыболов.
- Весь в реку ушел улов.
- Вкусная халва, мастеру хвала.
- Римма и Тима шли мимо тира.
- "да-да-да - в огороде лебеда",
- "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
- "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
- "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
- "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
- "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
- "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.
Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.
Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.
В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений
Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.
Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.
Польза скороговорок
Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.
Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.
Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.
Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.
Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.
Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.
Как правильно работать со скороговорками
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
- Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
- Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
- Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
- Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
- Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
- Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.
Работа над отдельными звуками
Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.
Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.
Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет
Для детей 4-5 лет
В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:
Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
На горе Арарат растет крупный виноград.
На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
Проворонила ворона воронёнка.
У мыши в норке сыра корка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для детей 5-6 лет
Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:
Баран буян залез в бурьян.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
Купила бабуся бусы Марусе.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Оса боса и без пояса.
Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Для детей 7-8 лет
В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.
Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.
По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Саша шапкой шишку сшиб.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.
Для детей 9-10 лет
Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.
Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.
Для детей 10-12 лет
Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Короткие скороговорки
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:
А мне не до недомогания.
Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Клара-краля кралась к Ларе.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Осип охрип, а Архип осип.
По семеро в сани уселись сами.
Смешные скороговорки
Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
Либретто «Риголетто».
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Скор оговор ки для детей на букву Р
Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.
Видео — детские скороговорки «Повтори»
Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заниматься не только родители или логопеды, но и воспитатели в детском саду. Тогда малыш быстрее начнёт говорить все необходимые звуки, а впоследствии и буквы.
Для чего нужны чистоговорки и скороговорки
Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое.
Педагог должен не только чётко произносить звуки, но и менять интонацию. Ведь для детей очень важно понимать суть стихотворения или чистоговорки. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. В статье рассмотрим скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет на самые сложные звуки.
Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на от которого зависит произношение отдельных звуков, слов и впоследствии предложений. Чтобы у малыша с каждым днём улучшалось развитие речи, необходимо заниматься с раннего возраста.
Чистоговорки для детей: простые звуки
Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.
Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.
1. Ал-ал-ал - заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол - там морковку он нашёл,
Ил-ил-ил - друг его попросил,
Ал-ал-ал - и он морковку другу дал.
2. Ан-ан-ан - мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян - принесли нам баян,
На-на-на - музыка написана,
Та-та-та - она играет тра-та-та.
3. То-то-то - скоро наступит лето,
Ти-ти-ти - весело гуляют дети,
Ту-ту-ту - мы возьмём монету,
Ту-ту-ту - купим большую конфету.
Усложнённые чистоговорки
Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки. Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать.
Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.
1. Аш-аш-аш - дети построили новый шалаш,
Ош-ош-ош - получился дом хорош,
Шо-шо-шо - как в доме нашем хорошо,
Ша-ша-ша - пришла к нам наша Маша,
Аш-аш-аш - помогла строить шалаш.
2. Чу-чу-чу - я на улицу хочу,
Ча-ча-ча - у меня задача,
Че-че-че - надо кушать, не иначе,
Чи-чи-чи - поешь и на улицу скачи.
3. Цо-цо-цо - нашёл Коля яйцо,
Цу-цу-цу - потом увидел курицу,
Цо-цо-цо - понял, чьё яйцо,
Це-це-це - снова отдал курице.
4. Ро-ро-ро - наступит зима скоро,
Ра-ра-ра - снег будет из серебра,
Ри-ри-ри - дети гуляют до зари,
Ре-ре-ре - игра в самом разгаре.
Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.
Скороговорки для детей младшей группы
Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки - это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка. Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух.
1. Са-са-са - вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.
2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.
3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.
4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.
5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.
6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.
7. На большой лесенке Катя пела песенку.
8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.
9. Ежу на ужин нужны ужи.
Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками. Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить.
Игры для развития речи
Для детей полезно играть не только в чистоговорки или скороговорки. Ещё необходимо проводить с детьми игры, которые очень важны для развития речи. Благодаря им можно проводить занятия немного дольше назначенного времени.
Игра «Продолжи цепочку»
Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает к нему прилагательное. Например, кошка - какая? Дети подбирают: белая, серая, пушистая, мягкая, добрая, нежная, ласковая и т. д. Такие вопросы можно задавать по любому предмету.
Игра «Описание животного»
Воспитатель показывает детям карточку с коровой и просит её по очереди описать. Один ребёнок пусть скажет, какой цвет животного, другой малыш вспоминает, как оно разговаривает.
Можно детей ещё спросить, кто доит корову и что она людям даёт, чем питается и т. д. Таких карточек может быть очень много. Это морские животные, лесные или домашние.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Воспитатель всех детей сажает в круг, а сам становится по центру. Затем педагог бросает мяч ребятам по очереди, при этом называет предмет. Например, стул. Если он несъедобный, малыш не ловит мяч. А если воспитатель назвал, например, яблоко, ребёнок должен поймать мячик. Такая игра для детей не только познавательная, но и очень интересная. Если ребёнок в 3 года не совсем понимает смысл, то в 4 года с удовольствием поиграет.
Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.
Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.
Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.
Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.
Заключение
Мы рассмотрели чистоговорки для детей 3-4 лет. В детском саду картотека таких игр большая, и есть возможность уделить каждому ребёнку достаточно внимания, чтобы у него улучшилось развитие речи.
Многие воспитатели и родители сами придумывают скороговорки и чистоговорки. Можете к такому занятию приобщить и детей. Ведь тогда у них лучше развиваются фантазия и смышлёность.
Чистоговорки для детей бывают как сложные, так и простые. Всё зависит от звуков и знаний малыша. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны малышей, прекратите с ними игры подобного рода. Лучше продолжите в следующий раз, когда поймёте их готовность.
Учите своих карапузов, но помните, что для них очень важен интерес. Поэтому не забывайте проводить все занятия только в игровой форме.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Поля поле полет, Коля колья колет.
По траве тропа протоптана.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Пошла Поля полоть в поле.
Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
У пенька опять пять опят.
Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.
Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.
Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугатон, буханкую". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушенок в капюшоне смешон.
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.
Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Как хорошо пирожок - внутри творожок.
Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.
У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.
Уж и ужи уже в луже.
Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Наш Сеня накосил стог сена.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Овца, овца, дай хлебца.
Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоварил.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок -
Сеньку с ног,
Саньку в бок,
Соньку в лоб -
Все в сугроб.
У Сони сани с горки едут сами.
Прохор в сугробе барахтался, барахтался, да не выбарахтался.
По семеро в сани уселись сами.
Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.
Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву "Ж" все твержу.
Знаю твердо букву эту.
Я жужжу зимой и летом.
У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
Гроза грозна, грозна гроза.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап"
Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои
Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Грабли сделал крабу краб:
"Грабь граблями гравий, краб".
В пруду у Поликарпа - Три карася три карпа.
На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
От топота копыт пыль по полю летит.
Во поле кони затопали.
Кричал Архип, Архип охрит.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Вставай Архип, петух охрип.
Глядят галчата на грачат, галдят грачата на галчат.
За деревней с утра тарахтят трактора.
Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.
Ты нас мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.
На горе дубы, под горой грибы.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.
Тридцать три корабля
лавировали, лавировали,
да так и не вылавировали.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лпчонках черепашьи чоботы.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Всех скороговор
не перескороговоришь,
не перевыскороговришь.