Как научиться скорочетению самостоятельно не посещая курсов. Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения
Быстрое чтение обросло гигантским количеством мифов. В книгах о великих людях - о Бальзаке, Ленине, Кеннеди, Рузвельте и других - пишут, что они обладали способностью за несколько секунд понимать смысл текста на странице. Они научились этому сами. Увы, осталось слишком мало информации о том, как именно они читали.
В этом одна из причин заблуждений, связанных со скорочтением. Например, такого, что эта техника сводится к быстрому пролистыванию страниц и не помогает как следует понять суть текста. На деле это не так: человеческий мозг в состоянии за минуту прочитать и на 100% запомнить текст примерно трех страниц (6000 знаков без пробелов).
Следующий миф: человеческий мозг в состоянии буквально за минуту усвоить материал гигантского тома. Эту мифическую способность иногда называют фоточтением. И хотя как скорочтение, так и фоточтение существуют в реальности, они позволяют запомнить за минуту 6000 знаков, но никак не 600 тысяч.
Еще один миф: существует некий волшебный прием, использовав который, вы сможете безо всяких тренировок читать гораздо быстрее. На самом деле техника скорочтения - это целый комплекс методов и техник ускоренного чтения и восприятия текста. И все они требуют отработки на практике.
Обратите внимание, что речь идет не только об очень быстром переносе взгляда по строчкам. Сам по себе этот навык важен, однако он не гарантирует качественного усвоения текста. Ну а разве это эффективно - прочитать текст и ничего в нем не понять и не запомнить? Поэтому мне очень нравится второе название скорочтения - эффективная работа с информацией. Оно лучше отражает суть быстрого чтения и тех практических приемов, которые мы рассмотрим далее.
Как научиться быстро читать или алгоритм увеличения скорости чтения
Давайте рассмотрим простой пошаговый план позволяющий почувствовать первые результаты уже через неделю занятий:
- Откажитесь от регрессий, то есть от возвращения взгляда к уже прочитанному. Это повысит внимание, ведь вы будете знать, что не сумеете перечитать неусвоенный фрагмент. Возможно, скорость переноса взгляда немного уменьшится. Зато время, потраченное на текст, сократится - ведь вы будете читать его один раз, а не 2-3.
- Расширяйте поле видения при помощи специальных упражнений. К ним относятся таблицы Шульте, упражнения с расширяющимися строчками, «пирамидки», «елочки» и другие упражнения. Все их можно найти в Интернете. Уделяйте расширению поля видения 3-5 минут ежедневно. И вскоре быстрота чтения увеличится, ведь вы сможете читать текст блоками в несколько слов. Затем переходите к вертикальному чтению строчек. Не воспринимайте последовательно слово за словом, а фиксируйтесь по центру строки. Если поле видения натренировано, то вы увидите всю строчку целиком и прочтете ее за 1-3 секунды. Скорочтение полезно для глаз. Для расширения поля видения используются те же упражнения, что и для корректировки зрения. Их же применяют и при обучении летчиков. Научитесь читать быстрее - и вы сможете снять очки!
- Развивайте образное мышление. Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем слова. Поэтому при чтении старайтесь визуализировать описываемые предметы и явления. Исследования показали, что если вы не можете образно представить слово, у вас больше шансов, его забыть. Поэтому за каждым новым или трудным словом (например, за профессиональными терминами) закрепляйте уникальную картинку.
- Измеряйте показатели. Замер улучшает результат, это уже давно стало прописной истиной. Тогда почему параметры чтения измеряются только в школе? Взрослому человеку, работающему с гигантскими объемами информации, не менее важно знать, насколько он быстро читает и как он эффективен в восприятии текстов.
Хотите узнать, с какой скоростью вы читаете? Выберите незнакомый текст, и прочитайте его, засекая время. Напишите подробный пересказ текста, чтобы оценить качество запоминания. Подсчитайте в исходном тексте количество знаков без пробелов (статистику можно найти в программе Word) и рассчитайте свою скорость по формуле:
- Скорость переноса взгляда = Количество знаков в тексте х 60 секунд / Время чтения в секундах
- Скорость чтения = Скорость переноса взгляда х Качество запоминания в процентах
Средняя скорость чтения составляет около 500 знаков в минуту. А максимальная, на которую способен человеческий мозг при качестве запоминания 100% - это 6000 зн./мин. То есть при традиционном чтении мы используем менее 10% своих природных возможностей.
Согласно европейскому стандарту, качество запоминания должно составлять не менее 75%. У россиян оно в среднем равно 60%. Поскольку показатель «Скорость чтения» напрямую зависит от качества усвоения, то для сокращения времени работы с текстом стоит начать с улучшения внимания и запоминания. Это позволит вам улучшить результаты даже без применения специальных методов скоростной обработки текста.
ТРИ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
- «Итоги дня». Начните тренировку с упражнения, которое дает быстрые результаты. Каждый день перед сном ответьте на вопрос: «Что нового, интересного и полезного я узнал(а) сегодня?». Припомните все, что вы видели, слышали, читали. Отделите «воду» и информационный шум, чтобы не тратить на них резервы памяти. Остальное перескажите про себя или вслух. Для некоторых семей это стало ритуалом, позволяющим обменяться интересными новостями и обсудить полезную информацию.
- «Право-лево». Перед тем, как приступить к чтению важного текста или заучиванию иностранных слов, в течение 30 секунд двигайте глазами вправо-влево. Голова при этом остается на месте. Это незатейливое упражнение помогает активизировать отделы головного мозга, отвечающие за запоминание информации.
- «Кулачки». Эта техника хорошо известна на Востоке, ее активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма). Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки. Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода». Выполняйте данное упражнение перед чтением текста для повышения концентрации внимания .
Быстрое чтение - пусть к успеху?
Мы познакомились с несколькими полезными приемами и техниками быстрого чтения. Однако нужны ли они вам? Или для экономии времени достаточно внедрить пару правил тайм-менеджмента ?..
Еще несколько десятилетий назад, в СССР чтобы получать приличные деньги, было достаточно хорошо работать и быть хорошим специалистом. Хочешь отличных денег - работай отлично. Все просто. Но сейчас ситуация в стране и на рынке труда серьезно изменилась. И быть хорошим специалистом недостаточно для того, чтобы получать хорошие деньги. Для этого необходимо отлично работать. Ну а чтобы зарабатывать отлично, необходимо входить в топ лучших в своей сфере.
Вот почему современные специалисты (менеджеры, врачи, юристы, бизнес-тренеры и многие другие) прекрасно понимают, что им необходимо отстраиваться от конкурентов и опережать их. Это является жизненной необходимостью для представителей самых разнообразных профессий.
Один из наиболее продуктивных способов обгона конкурентов - постоянное обучение, расширение и актуализация своих знаний. И лучший инструмент для этого - скорочтение, которое позволяет достигнуть своей цели.
- Освободить несколько часов в неделю, чтобы посвятить их семье или хобби;
- Не утонуть в море деловых и личных писем;
- Легко отслеживать новости в своей профессиональной области;
- Подготовиться к сложному экзамену в рекордные сроки;
- Быстрее находить нужную информацию;
- Иметь возможность почитать для души, а не только по делу.
Хотите научиться быстро читать - начните с применения на практике хотя бы двух-трех рекомендаций из данной статьи. Это поможет сделать процесс работы с информацией более продуктивным. Получив первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом - осваивайте новые техники и методы скорочтения . Экономьте с их помощью время, освобождая его для самых важных и интересных задач.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Вы хотите научиться читать быстрее? Быстрое чтение вовсе не означает, что вы будете быстро пролистывать книги, ничего не понимая и не получая удовольствия от чтения. Смысл, скорее, в том чтобы ускорить свое чтение, но все равно понимать всю информацию и наслаждаться ею. Смотри ниже шаг номер 1, чтобы начать.
Шаги
Улучшаем вашу скорость чтения
- Улучшение вашей скорости чтения займет время, пока вы учитесь, как необходимо читать, используя полностью новый способ. Помните, что вам потребовались годы, чтобы хорошо научиться читать, когда вы были ребенком, поэтому будьте терпеливы и в этот отрезок времени.
- Хорошим способом отслеживания прогресса являются регулярные замеры времени. Установите таймер, и посчитайте, сколько слов вы читаете в минуту. Чем больше вы практикуетесь, тем больше должно становиться данное число.
-
Начните с более простого материала. Когда вы тренируетесь, чтобы читать быстрее, будет хорошей идеей начать с более простого материала – чего-нибудь, что вам нравится, или что приведет к немедленной пользе – пока ваши способности еще не улучшились.
- Хорошим выбором, например, будет книга мемуаров известного человека. Начинать с чего-то очень сложного – например, с учебника по физике? Вы можете бросить ее, да и весь процесс будет более сложным.
- Как только ваши навыки улучшатся, и вы поймете, на что нужно смотреть в тексте, вы обнаружите, что стали гораздо спокойнее относиться к более длинным и более сложным материалам. К этому времени вы уже знаете, какие техники лучше всего для вас работают, и умеете определять, какие части текста наиболее важны.
-
Используйте ваш палец или закладку, чтобы задать темп. Хорошей идеей будет использовать ваш палец, ручку или закладку, чтобы пометить место, которое вы сейчас читаете. И, хотя использование указателя не дает вам потерять место чтения (и избавит от необходимости читать все заново), это не единственная его польза.
- Быстро передвигая указатель по строчке, и вниз по странице, вы можете установить любой темп, с которым вы хотите читать, так как ваши глаза будут пытаться успевать.
- Подумайте о своих глазах, как о магните, который притягивается к указателю на странице – куда бы он не пошел, туда же следуют и ваши глаза!
-
Измените свое отношение к чтению. Кроме реализации отдельных техник для увеличения своей скорости чтения, также важно изменить свое отношение к чтению в общем.
- Вместо того, чтобы рассматривать чтение как что-то, что нужно сделать, рассматривайте чтение как возможность – возможность развлечения, изучения чего-то нового, расширения горизонтов.
- Неважно, какая тема – это может быть книга о статистике или историческая справка о добыче угля в Колорадо – если вы изучаете тему с открытым разумом и желанием учиться, вы увидите, что весь процесс стал более радостным и простым.
-
Знайте, когда нужно остановиться. Независимо от того, какие преимущества дает быстрое чтение, важно понимать, что всегда будут места, на которых необходимо остановиться и сделать усилие, чтобы полностью понять то, что вы читаете.
Отказываемся от плохих привычек
-
Избегайте проговаривания слов в вашей голове. Многие люди проговаривают слова при чтении – либо путем движений губ, либо слушая слова в своей голове. Это называется субвокализация, и она является одной из основных проблем, которые влияют на вашу скорость чтения.
- Например, самые нетренированные читатели прочитают фразу "лошадь в конюшне" как "лошадь" + "в" + "конюшне", то есть, прочитав каждое слово по отдельности.
- Однако у вашего мозга есть потрясающая способность заполнять пробелы в информации, и вы можете натренировать свой мозг обрабатывать "лошадь в конюшне" как единый кусок информации, содержащий ключевые слова "лошадь" и "конюшня", а предлог ваш мозг подставит автоматически.
- Таким способом вы можете получить тот же смысл от отрывка текста, прочитав примерно 50% слов из него. Это значительно увеличивает скорость чтения.
-
Избегайте движения глаз. Когда дети учатся читать, их учат внимательно смотреть на каждое слово, прежде чем двигаться к следующему. Однако ваши глаза могут обозревать гораздо более широкую область, чем одно слово – обычно до четырех или пяти – так что такая практика делает чтение гораздо менее эффективным.
- Постарайтесь расслабить лицо и смягчить свой взгляд при чтении – это позволит вам за раз увидеть большую площадь страницы. Попробуйте читать хотя бы по четыре слова за раз перед перемещением глаз на следующий участок текста.
- Кроме того, вам нужно использовать периферическое зрение во время чтения. Это позволит вам прочитать окончание фразы без необходимости переориентировать свой взгляд. Это приведет к экономии времени.
-
Избавьтесь от регрессии. Регрессия это практика чтения одной и той же фразы два или три раза подряд, неважно, специально или нет. Естественно, это сильно увеличивает время вашего чтения, но не обязательно улучшает понимание материала.
Ничего не должно отвлекать. Многие люди являются плохими читателями просто потому, что они пытаются читать в неподходящем окружении. Если вы хотите читать быстро и понимать материал, лежащий перед вами, то вам нужно убрать все внешние и внутренние отвлекающие факторы.
Изменение способа чтения
- Например, в предложении "грозный лев скрытно охотился на ничего не подозревающую жертву - антилопу", не обязательно читать каждое слово, чтобы понять смыл. Разбив текст на ключевые слова, вы получите фразу "лев - охотился - антилопа", у которой, по существу, тот же смысл.
- Таким способом можно вдвое сократить время, необходимое на чтение текста без существенной потери смысла. Данную технику лучше всего использовать для простых коротких текстов, например журналов или газетных статей.
Изучите материал. Одним из самых эффективных способов повышения вашей скорости чтения является обзор материала до его чтения. Это поможет вам, так как вы получите представление, о чем данный текст, а также решите, стоит ли он того, чтобы читать его целиком.
Поищите самые важные слова. Другая техника состоит в том, чтобы просто сканировать материал, и вычленять любые ключевые слова. Таким способом вы сможете понять материал на базовом уровне без затрат времени на чтение.
-
-
Прочитайте первое и последнее предложение каждого абзаца. Если вы читаете статью, книгу или документ только для цели поиска новой информации, то существует удобная техника – прочитать только первое и последнее предложение каждого абзаца, особенно если текст относится к теме, которую вы и так знаете.
- Большое количество научных статей постоянно повторяют друг друга, а также содержат скучные объяснения простых концепций. Если вы уже знакомы с данной концепцией, нет необходимости читать абзац строка за строкой.
- Это же относится к статьям в газетах и журналах – если вы хотите лишь получить обзор содержимого, то вы будете удивлены, узнав, сколько информации можно почерпнуть просто прочитав первое и последнее предложение каждого абзаца.
-
Пропускайте те части, которые вы уже знаете. Если вы пытаетесь улучшить вашу скорость чтения, вам нужно пропускать информацию, которую вы уже знаете или понимаете, так как чтение данных разделов не даст вам много дополнительных знаний.
- Вы можете решить, какие разделы стоят чтения, просканировав текст на ключевые слова, либо прочитав первое предложение каждого абзаца. У вас будет достаточно хорошее понимание того, что содержит текст. Кроме того, это позволит вам решить, стоит ли тратить на него свое время.
- Также этот прием подходит для текстов, в которых вы не заинтересованы. Если вы читаете что-то вроде мемуаров или исторических справок, будет вполне нормально пропустить части, которые вас не заинтересовали. Это может быть против вашей природы чтеца, но это сохранит ваше время, а также поддержит интерес к той части, которую вы хотите прочитать.
- Кроме того, если у вас книга, которая вам не нравится, или которая не может вас чему-то научить, без сожаления бросайте чтение. Многие книги плохо написаны, или не умеют хорошо объяснить сложные концепции. Попробуйте прочитать 10% каждой книги из тех, которые вы выбрали, и если вы видите, что книга для вас не подходит, отложите ее, и возьмите другую. Это сохранит ваше время и будет выгоднее в долгосрочной перспективе.
-
Сохраняйте наиболее важную информацию. Одна из главных проблем, которая возникает у людей, когда они начинают читать быстрее – это сложность поглощения и усвоения информации, с которой они сталкиваются. Хотя основное решение данной проблемы – это стать более активным и вовлеченным читателем, существует и более специфичные техники, которые вы можете попробовать.
Каждый день немного практикуйтесь. Большинство навыков, необходимых для улучшения вашей скорости чтения не придут сами собой, поэтому вам необходимо практиковать их, пока они не станут вашей второй натурой. Даже 15-20 минут практики в день приведут к заметному увеличению вашего общего темпа.
Cоветы
- Маленькие дети обычно делают ошибки, когда учатся читать, поэтому им нужно двигаться медленно и стабильно. Не ускоряйте данный процесс, он является фундаментальным для хороших и прочных навыков чтения. Если вы хотите научить своего ребенка читать немного быстрее, делайте это постепенно. Если чтение превращается в пытку, ваш ребенок может вообще потерять интерес к нему. Когда у вашего ребенка появится большой словарный запас, и он полюбит книги, тогда вы можете рассмотреть вариант увеличения скорости чтения согласно одному из предложенных выше методов.
Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.
Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.
1. Определяем скорость.
Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.
Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.
Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.
2. Читаем слова группами.
Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.
Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.
Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.
3. Без остановок.
Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.
Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.
Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).
Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.
4. Знакомимся с терминами.
Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.
Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.
Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.
Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.
Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.
5. Не проговариваем!
Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .
С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.
Если вы уже попробовали читать не по слову, а словосочетаниями, избавиться от артикуляции будет легче. Мы переходим на зрительное восприятие, образное. Чтобы добиться переключения на такое восприятие, попробуйте несложное упражнение. Читайте любой текст (допустим, газетную статью), одновременно “мешая” самому себе артикулировать. Произносите не те слова, которые видите, а что-то другое. Можно считать до десяти, можно говорить “лалалала”, можно крутить в голове популярную песню. А потом, после того, как ваши глаза закончат считывать информацию, спросите себя – вы поняли содержание статьи? Скорее всего, да, возможно, не целиком. Потренируйтесь еще, и вы увидите, что начали впитывать текст и быстрее, и четче.
Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.
Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.
Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.
Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.
Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.
А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.
Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.
Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.
Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.
Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!
Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.
Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.
Что тормозит чтение?
1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.
2. Регрессное чтение
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.
Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.
3. Ограниченное поле зрения
Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.
Упражнения для развития навыка скорочтения
Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.
1. Читаем с указкой
Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.
Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.
Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.
2. Подавляем артикуляцию
Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.
Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.
Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.
3. Метод «зеленой точки»
Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.
Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.
Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.
4. Тренируем тарабарщину
Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.
Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.
5. Читаем вверх ногами
Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!
6. Метод «тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.
7. Чтение по диагонали
Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.
Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».
Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.
На что обратить внимание?
С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:
Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…
Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .
Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.
Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.
Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.
Чего делать нельзя?
Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!
- короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
- короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
- 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
- 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.
Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.
Как тренировать ребенка?
Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:
1. Отработка отрывков
Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.
2. Чтение «Волной»
Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.
3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов
Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».
4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр
Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.
5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему
Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.
Ежедневные тренировки
Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:
- Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
- Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
- Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
- Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
- Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
- Развитие мелкой моторики (обязательно).
Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.
Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.
Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.