Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы. Конспект тематического досуга в подготовительной группе
Сварцевич Оксана Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ № 44
Населённый пункт:
Город Кемерово
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Перелетные и зимующие птицы"
Дата публикации:
02.04.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект занятия
В подготовительной группе
По развитию речи
Составитель: Сварцевич Оксана
Владимировна
Кемерово 2016
Перелетные и зимующие птицы.
Цель:
1. Расширить знания детей о птицах.
2. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах; их внешнем
виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
3.
Развивать
устную
речь;
развивать
зрительное
и
слуховое
восприятие;
внимание и память.
4.Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением птиц:
А)
зимующие
(дятел,
ворона,
синица,
сорока,
сова,
голубь;
птицы
на
кормушке)
Б) перелетные (соловей, скворец, ласточка, снегирь, кукушка, утка, лебедь.)
2. Аудиозапись “Голоса птиц”
3. Видеозапись с логоритмикой.
4.Макет дерева.
5.Оргстекло.
Методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
Ход занятия:
Восп-ль: Ребята посмотрите за окном,у нас какое время года? Как изменилась
природа?
(Ответы детей.)
Восп-ль:
Сейчас
у
нас
поздняя
осень.
Все
звери
и
птицы
наверное
уже
приготовились к наступлению холодов.
Стук в дверь, влетает сорока с письмом.
«Беда в лесу приключилась! Все птицы перемешались и не знают, как им
быть. Некоторым нужно улетать в теплые края, но без вашей помощи они не
справятся. Ребята помогите птицам!»
Вос-ль: Ребята, каким птицам нужно улетать в теплые края? А какие птицы
остаются?
(Ответы детей)
Восп-ль:
Давайте
поможем
птицам,
раз
вы
знаете,
что
птицы
делятся
на
перелетных и зимующих. Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой
летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся
холода и остаются здесь.
Перед детьми лежат конверты в них картинки и слоги с названием птиц,
нужно
правильно
составить
слово,
и
приклеить
на
оргстекло.
Потом
переворачиваем и проверяем правильность составления слов.
СО-РО-КА, СИ-НИ-ЦА, СО-ЛО-ВЕЙ, СО-ВА, СКВО-РЕЦ.
Восп-ль:
Молодцы
ребята.
Скажите,
какие
из
них
перелетные,
а
какие
зимующие. Посмотрите внимательно, что общего у этих птиц?
(Ответы детей)
Восп-ль: Ребята давайте послушаем пение птиц и попробуем угадать, кто как
поет (аудиозапись с пением птиц).
Логоритмика со звуком «С»
Восп-ль: Посмотрите, что за домик здесь стоит? Мы с вами пришли в гости к
сказкам, нам нужно вспомнить в названиях каких произведениях встречается
птицы.
(Ответы детей)
«Серая шейка», «Гуси-лебеди», басня «Ворона и лисица», «Гадкий утенок» и
т.д.
Игра “Веселый мяч”.
Бросаем
ребенку
мяч
и
называем
птицу.
Ребенок
бросает
мяч
обратно
и
говорит "перелетная" (п) или "зимующая" (з).
Снегирь (з), скворец (п), голубь (з), синица (з), утка (п), ласточка (п), лебедь
(п), соловей (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.
Восп-ль: Ну вот ребята мы с вами поиграли, теперь нужно спешить дальше.
Перед вами птица (снегирь разрезанный на части) нужно правильно назвать части
тела.
(Ответы детей)
Восп-ль: Посмотрите мы с вами вроде бы всех птиц собрали, теперь нужно
нам с вами разобрать какие все-таки птицы перелетные, а какие зимующие.
Садимся за столы. Перед детьми выкладываются все птицы.
Восп-ль: Ребята посмотрите внимательно. Давайте каждый из вас выберет
себе
птицу,
и
попробует
описать
её.
Перелетных
мы
посадим
на
дерево,
а
зимующие останутся у нас на доске.
(Ответы детей)
Восп-ль:
Молодцы
ребята,
вы
справились
со
всеми
заданиями.
Но
вот
перелетные улетят в теплые края и там найдут себе корм, а зимующим птицам
надо помогать зимой? Как?
(Ответы детей)
Восп-ль:
Но если мы высыпим зерна, крошки хлеба на землю, их может
замести снегом. Что же делать?
(Ответы детей)
Восп-ль: Правильно нужно развешивать кормушки для птиц. Вот у меня есть
кормушка и мы с вами когда пойдем на прогулку повесим её на нашем участке и
будем кормить птичек, которые будут зимовать.
Приложение.
Снегирь
Сова
Соловей
Сорока
Скворец
Ласточка
Дятел
Утка
Ворона
Лебедь
Голубь
Синица
Кукушка
«Перелетные и зимующие птицы»
(Открытое занятие в подготовительной группе
по развитию речи)
Воспитатель МБДОУ №44
Сварцевич О.В.
Кемерово 2011г.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Птицы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются
сопровождающие движения.
Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх -
вниз)
Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением
рук)
Как удивились, остановились Гуси у самой реки,
Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)
И потихоньку пошли, (шаги на месте)
1Ворона
Эту птицу, наверное, видели все. И слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно
крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает.
Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий.
Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких
деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице.
Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только
тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить
рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд.
Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью".
Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже
скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.
Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты
на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем
от человека с обычной палкой.
А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их,
прячут в гнездах или в других тайниках.
Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на
ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день.
Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки.
Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых
собак.
И вот в гнезде появились яйца - светло - зеленые, с темными крапинками. Самка теперь будет их
согревать, высиживать, а самец кормит и охранять. Когда птенцы подрастут, тут уж обоим родителям
придется потрудиться, чтобы накормить свое прожорливое потомство.
2Кукушка
Когда люди слышат голос кукушки, в шутку спрашивают: "Кукушка, кукушка, сколько мне лет?" И
считают звонкое "ку - ку", раздающееся над лесом.
На самом деле, кукушка, конечно, не года считает. И вообще, куковать - дело "мужское", это песня
кукушки - самца.
Он сообщает всем, что здесь его территория, его владения. И, естественно, охотничьи угодья. А еще - это
приглашение в гости - кукушке - самочке. А другие пусть убираются подобру - поздорову, иначе будет
драка - пух и перья полетят!
Но прославилась кукушка не своим пением, а тем, что подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Кукушка -
довольно - таки крупная птица с длинным хвостом. И очень похожа на хищника - я стреба. Она
распугивает мелких птиц и оставляет свое яйцо в чужом доме.
Иногда хозяева гнезда расклевывают, выбрасывают появившееся таким нахальным образом яйцо. Но
чаще всего высиживают, как свое собственное.
Нередко яйца кукушки окрашены так же, как и другие в этом гнезде. А потом обманутым родителям
приходится выкармливать прожорливого кукушонка.
Часто в гнезде он остается один. Его одного и будут кормить. Нередко птенец становится больше своих
"родителей", которые целый день летают к гнезду, то с червячком, то с мухой. А кукушонок только
раскрывает рот: аппетит у него отменный!
Ну а что делает мама - кукушка? О птенце она даже и не думает! Уже в середине лета кукушка собирается
в далекие теплые страны.
Но надо быть справедливым: есть кукушки, которые сами высиживают и выкармливают своих птенцов.
Кукушки уничтожают вредных насекомых. Они клюют даже ядовитых гусениц, которыми не питаются
другие птицы. Полезная птица!
3Лебедь
Вот лебедь плывет, отражаясь в спокойном зеркале озера. Длинная шея чуть изогнута, он плывет
спокойно и величаво. Но вдруг взмахнул большими белоснежными крыльями...
Когда лебедь выходит на берег, он мало похож на сказочную птицу. Неуклюжей походкой на широких
перепончатых лапах он напоминает гуся. И это не удивительно: лебеди, гуси и утки - близкие
родственники.
У лебедя длинная шея и широкий клюв темного или красного цвета. У некоторых видов лебедей на лбу
повыше клюва бугорок, словно шишка. Лебедь легко достает со дна озера или реки корм.
Как гуси и утки он процеживает сквозь клюв, через специальные пластинки-зубчики воду с придонным
илом. И вся добыча - водные насекомые, семена растений, водоросли - остается в клюве.
Очень красиво лебедь ухаживает за самкой. Он высоко поднимает шею, расправляет крылья, порой
издает громкие трубные крики. Пара лебедей живет вместе всю жизнь.
Лебеди узнают друг друга не только по голосу, но и по внешнему облику. Бывает, самка опустит шею в
воду, а лебедь, не узнав ее, ринется прогонять "чужака". Но стоит самке поднять голову, лебедь - супруг
успокоится, виновато на нее поглядывая.
Гнездятся лебеди на берегу, в зарослях прибрежных кустов и растений. Гнездо выстилают пухом,
выщипывая его у себя из груди. Обычно яйца высиживает самка. Но у черных лебедей - оба родителя.
Лебедята рождаются покрытые редким пушком, мало похожие на прекрасных птиц.
Существует легенда, будто бы лебедь в конце жизни поет последнюю, "лебединую", песню. Но это только
легенда. Песни лебедя больше похожи на шипение с резкими звуками.
Но мы все равно любуемся этими величественными птицами.
4Сорока
"Болтлив, как сорока!" - так называют человека, который любит поболтать. И в самом деле сороки много
стрекочут: так они предупреждают всех в лесу о приближении опасности - хищного зверя или человека.
Какого цвета сорока? Все скажут "черно - белого". У нее и в самом деле черная голова, крылья, хвост. Но
темные сорочьи перья отливают сине - зеленым блеском.
Сороки очень любопытны, хотят знать обо всем, что творится вокруг. По земле птица ходит
вперевалочку, часто передвигается большими скачками. Люди, подметив это, говорят: "Скачет, как
сорока!"
У сороки крепкий, острый клюв. И очень большой, длиннее всего ее тела, хвост. Перья расположены в
нем "уступами". Словно кто - то неровно обрезал его края. Но самое необычное то, что сорока, как
ящерица, может оставить свой хвост в зубах или когтях врага. Потом все равно вырастет новый.
Сорока - быстрая и ловкая птица. Выхватить кусочек из - под самого клюва вороны ей ничего не стоит!
Сорока, как и ворона, любит собирать блестящие предметы: кольца, монетки, брошки, кусочки яркого
стекла. Все это часто находят в сорочьих гнездах и тайниках. Отсюда еще одно выражение - "Сорока -
воровка".
Свои гнезда сороки устраивают среди густых кустов или высоко на дереве. Эти птицы - прекрасные
строители. Из длинных прочных прутьев они сначала делают прочный каркас гнезда в виде шара.
Основание его укрепляют глиной и землей, словно фундамент дома.
Гнездо сверху прикрывает специальная крыша из ветвей, а вход расположен сбоку. На дне - мягкая
подстилка из пуха, перьев, мха. Нередко сорока для гнезда выщипывает шерсть из шкур животных.
Сорочьи яйца голубоватого цвета, с коричневыми и бурыми пятнами. Сорока греет их, никуда из гнезда
не улетая. И все это время ее кормит самец. Он и гнездо охраняет. Он же отвечает за всех членов своего
семейства!
5Ласточка
В сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" маленькая девочка спасла замерзающую ласточку, а потом и
ласточка помогла Дюймовочке: унесла ее в теплые, волшебные края...
В яркий солнечный день юркие ласточки - птицы с черной спинкой и светлой грудкой - так и мелькают в
небе: то взмывают вверх, то делают резкие повороты.
Они на лету ловят свой корм: мух, комаров, бабочек и других насекомых. Летают они быстро, ловко, у
них сильные длинные крылья, потому так стремителен их полет.
Но крылья мешают ласточкам ходить по земле, поэтому отдыхают они, сидя на проводах и тонких
веточках.
Ласточки на лету умеют не только ловить насекомых, но даже пить! Они проносятся над водой и
зачерпывают ее клювом.
Так же, на лету, ласточки умудряются искупаться. Пролетят несколько раз над самой поверхностью,
слегка коснутся воды - вот и искупались!
Птицы часто живут рядом с человеком. Устраивают гнезда под крышами домов, под балконами, могут
даже залететь в комнату... А гнезда их - из комочков глины, смоченной слюной.
На высоком берегу реки можно увидеть множество маленьких норок. В этих норах живут береговые
ласточки. Норки они роют клювом.
Иногда нахальные воробьи прогонят ласточку из гнезда, займут чужой дом. Соберутся тогда ласточки, о
чем то пошепчутся - и залепят глиной вход в гнездо. Тут уж непрошенному гостю не поздоровится!
Когда появляются птенцы, ласточкам приходится часто их кормить: аппетит у птенцов отменный.
Ласточки помогают людям узнать, будет ли дождь. Если летают низко над землей - жди дождя. Перед
дождем воздух становится влажным. Маленькие мошки намокают, тяжелеют и опускаются вниз. А за
ними - и ласточки.
И уж совсем удивительно то, что эти птицы могут быть... почтальонами! Они всегда возвращаются в
родные края. И люди вместе с ними иногда пересылали письма.
Были случаи, когда ласточки приносили записки от людей, попавших в беду. И людей спасали!
Только летом живет с нами эта добрая птица, зимовать улетает в теплые страны. Но весной она
возвращается, и мы рады ей!
6 Сова - ночная хищная птица. Её организм великолепно приспособлен для ночной охоты на мелких
птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность
головы на 270 градусов, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы
большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и
старых строениях
Цели занятия:
1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Предварительная работа : рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.
Оборудование : картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.
Ход.
1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Ребята, какие снежные слова вы запомнили?
Снег, снежные, снегурки, снеговик…
А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?
Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.
Молодцы, все снежные слова вспомнили.
2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.
Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.
А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?
Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
3 -Игра «Разрезные картинки»
Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
А сейчас давайте проведем физкультминутку.
4 Физкультминутка.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.
Мы кормушку смастерим
И насыплем корма им.
5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?
Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.
На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.
Какую птицу мы посадим к рябине?
Правильно снегиря.
А какую птичку мы посадим к хлебу?
Правильно, воробья, сороку.
А кто любит сало, какая птица?
Правильно, синица.
Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).
7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой
«Новая столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?
Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.
8 Отгадайте загадки
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)
Правильно, снегири.
Послушайте еще:
Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... .(Синички).
Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.
А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.
9Пальчиковая гимнастика.
10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.
Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.
По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.
Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.
Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.
Цель: Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях.
Обучающие и развивающие задачи:
Область «Познание»
1. Закрепить и расширить знания о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.
Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2.Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
Область «Социализация»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Кормушка.
Текст рассказа, загадки.
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Картинки- пазлы разных птиц.
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.
Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Встали. Друг к другу
лицом повернулись.
Руку пожали и улыбнулись.
Давайте друзей своих обнимать!
Ну что – же готовы ли вы поиграть?
Дети:
Да, готовы.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
(слайд №2)
В.:
К нам сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Живет она в мультфильме…
сиреневого цвета,
готовить очень любит,
хозяйки лучше нет.
На лыжах любит бегать,
Друзьям дает советы
И, как они, вся круглая…
узнали? Жду ответы!
Дети отгадывают /Совунья/(слайд №3)
В.:
Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.
Письмо Совуньи.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите птиц и очень много знаете о них. Я для вас приготовила интересные загадки, скороговорки, рассказ и игры. Вы хотите с ними познакомиться? Если вам все понравится, то я тоже за вас порадуюсь. С уважением. Совунья.
В:
Ребята, а в посылке ещё что-то есть!
(Достать из посылки конверт с загадками)
В:
Здесь находятся интересные загадки про птиц. Давайте их отгадаем.
В:
Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! и не робей! Я бывалый…. /воробей/ (слайд№5)
3. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит….. /Сорока/ (слайд №6)
4. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (слайд№7)
5. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (слайд№8)
В:
Молодцы! Хорошо справились с ними.
В:
А кто мне скажет, на какие две группы делятся живущие у нас птицы? /зимующие и перелетные/. Сейчас я вам покажу их, а вы скажите как они называются.
Показ слайдов снегирь (слайд №9)
Клест (слайд №10)
Свиристель (слайд №11)
Синица (слайд №12)
В.:
Вы отлично справились.
В:
Ребята давайте вспомним стихи о птицах. Кто хочет и может их рассказать.
/Дети читают стихи/
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
В.:
Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.
/физкультминутка/
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/
В: Ой ребята, а в посылке есть еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь интересная история, которая произошла с Машей и Витей. Вы хотите послушать? (да)
Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
– Вам понравился рассказ? (да)
– Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
-Кого они нашли? (воробья)
– как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
– Что сделал Витя?(кормушку)
-А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
– А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
– А как вы думаете, ребята совершили хороший поступок? (да)
В.: Ребята, Совунья спрашивает, знаете ли вы, что такое скороговорки. А умеете ли вы их проговаривать?
Проворонила ворона воронёнка.
Галка села на палку, палка ударила галку.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
В.:
Ребята, оказывается мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи.
А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний». Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.
Слушайте внимательно:
Воробей, синица, ласточка, голубь; (слайд № 16, 17)
Снегирь, гусь, сорока, ворона; (слайд № 18, 19)
Клест, жаворонок, снегирь, воробей; (слайд №20,21)
В: Дети сегодня мы много говорили о птицах. А кто мне может сказать чем они отличаются от животных.(слайд № 22)
В:
Кто еще хочет заглянуть в посылку. Здесь игра «Собери целое из отдельных частей». Совунья предлагает собрать птицу из частей.
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.
В:
Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.
(слайд № 23)
В:
Ребята, а в посылке есть ещё что-то.
/достает мисочки с кормом для птиц/
В:
Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи? (Слайд №24)
/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/
В:
Вы правильно сказали, что мы можем угостить птиц.
Ребята, посмотрите, что это такое? А кто ее сделал? Вот в нее мы и насыпим корм и угостим птиц на нашем участке.
В:
А вам понравилась посылка Совуньи?
Давайте вспомним названия зимующих птиц.
И чем люди могут им помочь в холода.
В:
А теперь дети
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали на конец
Вы друг другу «Молодец».
Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.
Область «Познание»
1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.
Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
Образовательная область «Труд»
1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.
Область «Социализация»
1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
Область «Художественное творчество»
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).
Область «Музыка»
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.
Проведение НОД:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).
Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?
Хотите послушать их пение?
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?
1. «Найди птицу»
Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?
2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.
Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).
Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)
А теперь послушайте другую загадку.
Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)
Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?
Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).
2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.
Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.
А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.
3. Игра « Найди отличия».
Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?
У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.
Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.
Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.
Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.
5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.
Посмотрите внимательно на схему.
Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)
Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.
Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.
6. Подвижная игра «Найди пару».
Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).
Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.
7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:
Вы какие птицы? (снегири).
Один – снегирь, а много — …
Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.
8. Д/и «Чьи перышки».
Посмотрите ребята, что я нашла.
Как вы думаете, что это? (перья птиц)
Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.
Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.
Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)
Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).
9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.
10. «Паспорт зимующих птиц».
Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.
На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).
Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?
Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…
Мы с вами в группе подпишем названия птиц.
Конспект интегрированного занятия
по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе
на тему «Зимующие птицы нашего края».
Цели : образовательные:
закрепить знания детей о зимующих и пролетных птицах, их особенностях и разнообразии;
упражнять в ориентировки в пространстве, употреблении предлогов в речи;
показать необходимость защиты птиц зимой;
воспитательные: уметь слушать внимательно речь педагога. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия :
Воспитатель: Сегодня занятие наше не простое, волшебное. К нам в гости сама Волшебница-зима.
Волшебница-зима: Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам в гости. А со мной мои друзья-птицы!
Ребята, а кто такие птицы?
Отгадайте мои загадки!.
1. Маленький мальчишка 2. Окраской – сероватая,
В сером армячишке Повадкой – вороватая,
По двору шныряет, Крикунья хрипловатая -
Крохи собирает. (воробей ) Известная персона.
Кто она? (ворона )
3. У нее глаза большие 4.Чернокрылый, красногрудый,
Хищный клюв - всегда крючком. И зимой найдет приют:
По ночам она летает, Не боится он простуды -
Спит на дереве лишь днем. (сова ) С первым снегом тут как тут! (снегирь )
5. Кто в берете ярко – красной, 6. Что за стол среди берез
В черной курточке атласной? Под открытым небом?
На меня он не глядит, Угощает он в мороз
Все стучит, стучит, стучит. (дятел) Птиц зерном и хлебом. (кормушка )
Воспитатель: Этих птиц можно увидеть в нашем городе зимой?
Как называются эти птицы?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель : Кто хочет загадать из вас загадки об этих птицах.
Дети:
1. Зимой на ветках яблоки! 4. Все время стучит,
Скорей их собери! Деревья долбит.
И вдруг вспорхнули яблоки, Но он их не калечит,
Ведь это…… (снегири ) А только лечит. (дятел )
Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?
Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками ,
За метелью! За метелью! как крыльями).
Воспитатель: Ребята, в названии какой птицы слышится:
звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;
звук «р» - сорока, ворона, воробей;
звук «л» - дятел, глухарь, голубь;
звук «в» - воробей, ворона, сова.
Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: Птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
«Игра с мячом»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Три совы, а пять сов.
Две синицы, а пять синиц.
Синица, а ласково синичка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок .
Игра «Лесная полянка»
(Дети подходят к столам, у каждого карта – схема. Кружочками обозначены места приземления птиц. Перед началом игры все птицы – фишки сидят по середине «полянки». Дети слушают инструкцию и точно указывают на место приземления птицы.)
Дятел сидит на березе и долбит кору.
Сова спряталась в дупло.
Ворона важно похаживает под старой березой.
Сорока сидит между двумя молодыми сосенками.
Голубь перелетел через куст калины.
Тетерев спит под снегом.
Синица подлетела к рябине.
Снегирь спрятался за ствол.
Тетерев выпорхнул из – под снега.
Клест, закончив шелушить шишку, слетел с ветки
Сова вылетела из дупла.
Синица, поклевав ягоды, улетела прочь от дерева.
Воспитатель: Спасибо за занятие, все отлично справились с заданием. Что вы узнали сегодня нового?
Обмен впечатлениями.
Воспитатель:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Итог : Выставка детских работ. Похвала.