Похищение века - картины, которые были украдены. Ян Вермеер – художник, который создавал в год по две картины и по одному ребёнку Ван Гог «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»
Ян Вермеер Делфтский (1632-1675) - нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты - Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский
Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте - они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей даже сольным представлением.
«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева - сам автор.
Ян Вермеер Делфтский - Бокал вина
Ян (Йоханнес) Вермеер: The Art of Painting
Ян (Йоханнес) Вермеер: Vermeer The letter, 1669-70
Vermeer Lady writing a letter with her maid
The Lacemaker, Jan Vermeer
Ян Вермеер (Делфтский) "Концерт" (1658-1660)
Единственная картина Вермеера, увидеть которую на данный момент невозможно – "Концерт", написанный в период 1663-1666 годов
"Концерт", принадлежащий коллекции Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, был похищен в ночь на 18 марта 1990 года. Это преступление до сих пор считается одним из самых громких и дерзких ограблений ХХ века, расследование которого так и не завершено. Преступники, прикинувшиеся полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, в числе которых была и картина Вермеера. Сейчас "Концерт" оценивается, по меньшей мере, в 100 миллионов долларов. Расследование этого дела уже более 20 лет ведут служба охраны музея совместно с бостонским отделением ФБР. За информацию, которая позволит вернуть похищенное, обещана награда в 5 миллионов долларов.
Ян Вермеер "Диана со спутницами". Около 1653-1656 годов
Сюжет этой работы почерпнут им из "Метаморфоз" Овидия. На первом плане – богиня Диана (Артемида), окружают которую четыре нимфы, помогающие ей омыть ноги после охоты. Сама Диана написана необычно для того времени. Чаще всего Диану и ее спутниц изображали обнаженными или во время купания (эту картину часто сравнивают с более ранней работой Якоба ван Лоо). У Вермеера же все персонажи одеты, а богиню выдает лишь полумесяц в волосах, а не обычные атрибуты охотницы – лук и стрелы. Что касается нимф, то историкам удалось определить лишь одну из них – Каллисто. Это женщина в черном с красной лентой в волосах. Согласно Овидию, Каллисто, как и спутницы богини, и сама Диана, должны были хранить девственность, но ее соблазнил Зевс. На картине она стоит в тени, опустив глаза, из страха, что ее беременность будет обнаружена Дианой. Ее также отличает наглухо закрытая одежда.
Небольшая деталь картины – цветок чертополоха на первом плане – до сих пор ставит в тупик ученых. Интерпретировать символизм живописи XVII века сложно. Одни исследователи считают, что чертополох символизирует самоотречение и трудный, но благородный путь жизни, другие полагают, что это намек на мужское начало, а именно на еще не родившегося сына Каллисто – Аркада (Аркаса), третьи считают растение символом земной печали и скорби и трактуют его с точки зрения христианства, а не мифологии.
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой". Около 1665-1667 годов
Эту работу художника относят к жанру "tronie" (от нидерл. "голова", "лицо"), популярному в Голландии XVII века, чаще всего на таких картинах изображены неизвестные люди, иногда с необычным выражением лица, подобная серия автопортретов есть и у Рембрандта. В 1969 году она была продана на том же аукционе, что и "Вид Делфта", но цена ее тогда составила всего 17 гульденов. Точных свидетельств этому нет, историками установлен факт продажи одного из портретов-tronie на аукционе за эту сумму, но была ли это "Девушка с жемчужной сережкой" вопрос спорный.
После того аукциона картина исчезла почти на 200 лет, и была обнаружена 1881 году. Коллекционер Арнольдус Эндрис де Томбе приобрел на публичном аукционе за смехотворную цену в 2 гульдена, 30 центов. Картина была в плачевном состоянии, близком к полному уничтожению (кстати, последнюю реставрацию она перенесла сравнительно недавно в 1994 году). После смерти де Томбе в декабре 1902 года согласно его завещанию двенадцать картин из его коллекции были переданы в галерею Маурицхёйс. Среди них была и "Девушка с жемчужной сережкой", а в 1903 году картина была признана работой Вермеера. Подпись "IVMeer" находится в левом верхнем углу и она написана чуть более светлым тоном на темном фоне, так что на репродукциях ее практически невозможно увидеть. И хотя пигменты подписи сейчас невозможно проанализировать (слой краски в этом месте сильно вытерт), эксперты галереи настаивают на ее подлинности.
Личность девушки, изображенной на портрете, тоже до конца не ясна. Напомним, что сюжет фильма Веббера, основанный на одноименном романе, - это вымысел. Эксперты же в большинстве своем склоняются к мнению, что на картине изображена старшая дочь художника Мария, которой в период написания картины было 12-13 лет.
3222 просмотра
Всегда с интересом смотрел фильмы про громкие ограбления?! Музыка Первого расскажет тебе о картинах, которые были украдены и до сих пор не найдены!
1. Ян Вермеер «Концерт»
Эту картину украли из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне еще в начале 90-х. Воры, переодетые в полицейских, вошли в музей якобы с ордером на обыск. Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. Картина «Концерт», написанная во второй половине XVII-го века и стоимостью в 200 миллионов долларов, до сих пор не найдена.
2. Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»
В 2010 году из Парижского музея современного искусства грабитель вынес через оконную решетку полотно «Голубь с зеленым горошком» стоимостью в 28 миллионов долларов. Через полтора года полиции удалось найти вора и даже заказчика. Однако картины Пикассо на руках ни у того, ни у другого не оказалось. Грабители утверждали, что избавились от картины, когда узнали, что началось расследование. На данный момент картина все еще не найдена.
3. Ван Гог «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»
Похоже, вскоре на выставках Ван Гога будет нечего смотреть. Так как картины именно этого художника грабители любят больше всего. В 2002 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме украли картину стоимостью 30 млн долларов — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Известно, что воры особо не планировали преступление и проникли в музей через крышу. К счастью, грабителей задержали через год, но полотен у них не нашли.
4. Рембрандт Харменес Ван Рейн «Шторм на море Галилейском»
В конце XX века из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер бесследно пропало полотно Рембрандта «Шторм на море Галилейском». Стоит эта картина, на минуточку, 500 миллионов долларов! Известно, что украли эту картину те же самые воры, которые похитили «Концерт» Яна Вермеера. Но толку от этого маловато, так как полотно до сих пор не нашли.
5. Поль Сезанн «Вид на Овер-сюр-Уаз»
Это одно из самых дерзких и легких ограблений в мире! Картину умудрились украсть из Оксфордского музея в новогоднюю ночь. Понятно, что и сотрудники, и охрана, да и вообще весь мир праздновали миллениум. А вот полотно стоимостью в 5 млн. долларов уже который год отмечает Новый год непонятно где. Картину все еще пытаются найти.
Новость из мира искусства
Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин
В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи". Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством - 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.
Выставка "Вермеер и мастера жанровой живописи" в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.
Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам
Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины "Женщина с весами" символизируют предстоящий в конце жизни - Божий Суд, на котором будут "взвешены" все помыслы и поступки.
Женщина, держащая весы, между 1662-1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Среди работ мастера - "Астроном", "Кружевница", "Женщина с жемчужным ожерельем". Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин - обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.
Астроном, 1668. Лувр, Париж
Кружевница, 1664. Лувр. Париж
>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин
"Девушка с жемчужной серёжкой" - одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было "Девушка в тюрбане".
Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как "Гитаристка", "Географ", "Девушка, сидящая за вирджиналем".
Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне
Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея
Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы, 1664. Питер де Хох, Женщина, держащая весы, 1664
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670.
Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672
. Франц ван Мирис. Дует, 1658
Загадочный Вермеер Делфтский
Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными. Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине "Женщина с весами".
Тёща Вермеера - жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.
У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден
Считается, что персонаж на картине "У сводницы", стоящий слева - автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.
Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656
После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что "Ян умер, потому что стыдился разорения". В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.
Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон
До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был "открыт" искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником "Золотого голландского века".
Урок музыки, 1662-1665
Вермеер был самым талантливым в "Гильдии Святого Луки" - самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них "Девушка с флейтой".
Девушка с флейтой, 1665-1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера
Картина Вермеера "Концерт" была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.
Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для "коробочек" - популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.
Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага
Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.
Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам
Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.
Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон
Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них - безусловно талантливая "Христос в Эммаусе") не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом "подлинность" произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.
Картина Хана ван Меегерена "Христос в Эммаусе", выдававшаяся за работу Яна Вермеера.
Ян Вермеер Дельфтский жил недолго, написал мало, был открыт поздно, зато сейчас очень популярен. Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте. Они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей. Самая "гастролирующая" работа Вермеера - "Девушка с жемчужной серёжкой", принадлежит Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например по Японии и Америке, затягиваются на годы.
Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.