Самые красивые и знаменитые Мосты Рима - Святого Ангела и Виктора Эммануила II
Мост Святого Ангела — пешеходный мост через реку Тибр, построенный в 134-139 гг. н. э. римским императором Адрианом (76 — 138 гг. н. э.) — является одним их древнейших сооружений в Риме, сохранившимся до наших дней.
Длина моста составляет 106 метров и пять пролетов, ширина — 20 метров. Сооружение строилось из твердого материала травертина снаружи, более мягкого туфа внутри и облицован мрамором.
Мост был построен для того, чтобы соединить центр города с мавзолеем Адриана, сегодня известным под названием замок Святого Ангела. Мавзолей был построен в 139 году императором для себя и членов своей семьи. За долгие годы замок успел побыть и мавзолеем, и крепостью, и тюрьмой, сейчас в его стенах располагается военно-исторический музей.
Мрачная страница в средневековой истории моста: с конца XIV века, когда Замок Святого Ангела стали использовать как тюрьму, на левой стороне моста, в виде меры по устрашению населения, вывешивали на обозрение трупы преступников, казненных на площади неподалеку.
Скульптуры на мосту Cвятого Ангела
Сегодня мост Святого Ангела известен своими скульптурами в стиле Барокко, именно они являются его визитной карточкой и отличительными знаками. Однако, изначально мост украшен скульптурами не был, а перед въездом на мост была возведена Триумфальная арка.
Трагедия, которая произошла в 1450 году привела к тому, что облик моста был изменен.1450 год считался особым годом — «годом отпущения грехов», в связи с этим количество паломников в Ватикан резко увеличилось, и во время одного из религиозных праздников на мосту образовалась большая давка, под напором толпы сломались перила, и 172 человека погибли в водах Тибра. После этого, Триумфальная арка, затруднявшая проход по мосту, была разрушена, а в память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, во имя Марии Магдалены и Святых младенцев.
В 1535 папа Климент VII заменил капеллы у моста на скульптуры апостолов Петра (работы скульптора Лоренцетто) и Павла (работы скульптора Паоло Романо) Апостол Петр был изображен с книгой, апостол Павел — со сломанным мечом и книгой. Сегодня эти скульптуры мы можем видеть при входе на мост Святого Ангела, на стороне, противоположной замку. Позже при папе Павле III, к этим двум скульптурам мастером Рафаэлло да Монтелупо (1505—1567 гг.) были добавлены еще фигуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея.
Эти фигуры были выполнены из гипса, и простояли на мосту до 1669 года, когда папа Климент IX решил изменить декор моста, и заменить гипсовые скульптуры на новые. Выполнение этого заказа было поручено известному скульптору и архитектору Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) и его сыну Паоло. По замыслу Бернини, декор моста должен был состоять из 10 статуй, по 5 с каждой стороны моста. Бернини разработал эскизы 10 статуй ангелов из мрамора, скульптура каждого символизировала страдания Иисуса Христа.
В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, олицетворяющих страдания Христа. На каждой скульптуре нанесена надпись — цитата из священного писания. Две скульптуры из десяти изготовил сам мастер Бернини совместно с сыном, остальные скульптуры были выполнены его учениками, согласно эскизам. Но скульптуры Бернини никогда не были установлены на мосту Святого Ангела, так как по приказу папы Климента IX они были перенесены в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установлены их копии.
Скульптуры ангелов и сегодня украшают балюстраду моста Святого Ангела:
- Ангел с Терновым венцом олицетворяет эпизод из страстей Христовых, когда римские солдаты надели на голову Христа терновый венец, перед тем, как распять. Надпись на скульптуре гласит: In aerumna mea dum configitur spina (шипы крепятся на мне) . Оригинал авторства Бернини заменила копия, выполненная его учеником Пьетро Паоло Нальдини.
- Ангел со свитком и надписью I.N.R.I. — табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса. Надпись расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Господь царствовал с древа) . Оригинал этой скульптуры тоже был выполнен Бернини, затем перенесен в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, но копия, установленная вместо нее, изготовлена также Джованни Лоренцо и Паоло Бернини.
- Ангел с колонной — в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре гласит: Tronus meus in columna (и престол мой на колонне); скульптор — Антонио Раджио.
- Ангел с кнутом, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к ранам); скульптор — Ладзаро Морелли.
- Ангел с крестом, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (чье правление будет на плечах его); работа Эрколэ Фэррата.
- Ангел с губкой — Христу подавали губку смоченную уксусом вместо воды для утоления жажды. Надпись на скульптуре гласит: Potaverunt me aceto (и в жажде моей поили меня уксусом); автор скульптуры — Антонио Джорджетти.
- Ангел с копьём, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё); скульптор — Доменико Гуиди.
- Ангел с гвоздями, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре гласит: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили); скульптур — Джироламо Лученти.
- Ангел с судариумом (вуалью Вероники) символизирует эпизод из Страстей, когда Иисус нес крест, женщина по имени Вероника, отерла ему лицо куском ткани, и его лик отпечатался на материи. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего); автор скульптуры — Козимо Фанчелли. В постаменте статуи можно увидеть след от пушечного ядра, которое попало в скульптуру в 1870 году, во время боев за объединение Рима и Италии. Силой удара фигура ангела была сброшена в Тибр, но затем, после реставрации, вновь заняла на мосту свое место.
- Ангел с игральными костями и одеянием — в руках у ангела одежда Христа, которую солдаты разыграли между собой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий), автор скульптуры — Пьетро Паоло Нальдини.
История названия моста
За свою долгую историю мост был известен под несколькими именами. Первоначально мост назывался по имени императора «Мост Адриана» и «Мост Элия», полное имя которого звучало как Публий Элий Траян Адриан.
В 590 году, согласно легенде, мост и мавзолей Адриана получили названия «Святого Ангела». В то время, когда в Риме свирепствовала эпидемия чумы, на вершине мавзолея Адриана Папе Григорию I привиделся архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Этот знак был расценен как благая весть, и, действительно, вскоре эпидемия чумы отступила. После этого события, замок был переименован в замок «Святого Ангела», а мост, соответственно, в мост «Святого Ангела». Позднее на крыше замка была установлена фигура Архангела Михаила.
А в XVI веке, когда в Ватикане был построен собор Святого Петра и тысячи паломников устремились к нему по мосту Адриана, стало использоваться новое название моста — «Мост святого Петра»
Как добраться
Месторасположение достопримечательности — центр Рима. Пешеходная прогулка по этой части города может включить в себя осмотр многих привлекательных туристических мест поблизости: конечно же, замок Святого Ангела, или расположенная рядом площадь Навона. Ближайшая станция метро линии, А — Оттавиано или Лепанто (Ottaviano, Lepanto линия A).
На автобусе также можно добраться до моста Святого Ангела:
Автобус № 280 следует до остановки Lungotevere Tor Di Nona — Rondinella.
Автобусы № № 5, 15, 20, 34, 46, 62, 64, 190 °F, 916, 916 °F — до остановки Corso Vittorio Emanuele — Ponte Vittorio.
Автобус 40 — до остановки Borgo Sant’Angelo.
Географические координаты моста Святого Ангела — 41°54’6″N 12°27’59″E
Остановка туристического автобуса, следующего по самым важным местам столицы Италии — Vaticano.
Вообще, конечно же, центр Рима стоит исследовать именно пешком, потому что буквально на каждой улице можно обнаружить просто невообразимое количество достопримечательностей, невероятных древностей, живописных кафе, зеленых парков или просто интересных мест, не указанных в путеводителях.
Кажется, что подробный путеводитель по Риму сделать и вовсе невозможно, потому как Рим — Вечный город — можно исследовать до бесконечности, постоянно открывая и оставляя на завтра множество неизведанного.
Мост Святого Ангела в Риме на панораме Google maps
Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессий. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.
Следующую прогулку по Риму мы начали от Площади Святого Петра в Ватикане, от которой по улице Примирения (виа делла Кончилиационе) отправились к Замку Святого Ангела. Эта улица была построена по проекту Муссолини в 1930-е гг.
Прогулки по Риму
Прогулка по Риму, Часть 1: Площадь Республики, Площадь Венеции, Римские Форумы и Колизей
Прогулка по Риму, Часть 2: Капитолийский холм, Пантеон, Фонтан Треви, Испанская лестница
Прогулка по Риму, Часть 3: Пирамида Цестия, остров Тиберина, Пьяцца дель Пополо и парк Боргезе
Прогулки по Риму, Часть 4: Замок Святого Ангела и Пьяцца Навона
Улица примирения
Рим. Улица примирения
Замок Сан Анджело
Рим. Замок Сан Анжело
Улица Муссолини привела нас к одному из сооружений Древнего Рима, замку Сан Анджело. Еще в 133 г. император Адриан задумал построить усыпальницу для своей семьи. Когда строительство было завершено, это строение стало мавзолеем, в котором были погребены несколько поколений императорской династии. Изначально здание украшалось огромной статуей императора Адриана в образе бога Гелиоса. Позднее, когда при Аврелиане была построена стена вокруг Рима, Замок Сан Анджело был включен в нее в качестве бастиона и стал выполнять оборонительную функцию. Свое нынешнее название замок получил в 590 г. во время тяжелейшей эпидемии чумы в Риме. Папе Григорию I было видение: он увидел на вершине замка архангела Михаила, который возвестил об окончании чумы. С тех пор замок стали называть Сан Анджело, а на вершину установили фигурку ангела.
Рим. Мост и замок Святого Ангела
Затем были времена, когда это сооружение служило крепостью и укрытием для римских пап. До наших дней сохранилась стена с коридором, ведущим из Ватикана в замок Сан Анджело. По ней папа Климент VII бежал от войск Карла V. Побывало это здание и тюрьмой, в которую даже был заключен известный итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Он остался единственным узником замка Сан Анджело, который сумел сбежать из заключения. Именно этот мастер является автором скульптуры Персея с головой Медузы, установленной на площади Синьории во Флоренции. Кроме того, в этой тюрьме сидели Джордано Бруно и Галилей.
Замок Сан Анджело можно увидеть во множестве фильмов, в том числе в «Ангелах и Демонах», снятых по произведению Дэна Брауна. В начале XX века этот замок сделали музеем. Теперь туристы могут полюбоваться роскошными покоями римских пап, старинным оружием и подняться на стену, с которой открываются потрясающие виды на Рим.
Архитектурный ансамбль замка Святого Ангела гармонично дополняет одноименный мост, также построенный императором Адрианом, для подхода к мавзолею.
Рим. Мост Сан-Анджело
Он в значительной степени сохранился до наших дней. В XV веке один из его сводов обрушился, приведя к значительным жертвам. С тех пор одна из ближайших улиц получила название Виа дель Панико. В XV и XVI веках на мосту появились фигуры апостолов Петра и Павла.
Рим. Ангел на мосту
А позднее знаменитый итальянский скульптор Д.Л. Бернини установил здесь десять ангелов, которые до сих пор поражают мастерством исполнения. Сейчас на этом мосту любят устраивать свадебные фотосессии.
Рим. Ангелы на мосту
Вид на Тибр
Рим. Тибр
Дворец правосудия
Если немного пройти вдоль набережной Тибра, то можно увидеть Дворец правосудия — помпезное и большое здание, со множеством различных скульптур и украшений. Он был построен в начале XX века и при этом чиновников, руководивших строительством, подозревали в коррупции из-за огромных затрат, вложенных в возведение этого здания. Фасад дворца Правосудия украшают статуи известных римских юристов. Рядом находится небольшой скверик, который спасает туристов от зноя во время летних прогулок.
Рим. Дворец правосудия
Затем мы решили перейти через Тибр и отправится к одной из главных площадей Рима — Пьяцце Навона. Благодаря сосредоточению в этом месте большого скопления церквей, дворцов и фонтанов эта площадь по праву считается одной из красивейших в Риме. В течение нескольких столетий здесь располагался городской рынок. А еще раньше, во времена Римской империи, на этом месте был стадион, который и дал имя этой площади и определил ее форму. Основные здания, украшающие площадь Навона, были построены в XVII веке при папе Иннокентии X. Он повелел построить на этом месте дворец Памфили, в котором в наше время разместилось посольство Бразилии.
Церковь площади Навона — Сант-Аньезе-ин-Агоне
Рим. Церковь площади Навона — Сант-Аньезе-ин-Агоне
Рядом с этим зданием расположена древнейшая церковь площади Навона — Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая была посвящена Святой Агнессе, принявшей здесь мученическую смерть. По легенде эта девушка жила в те времена, когда христиане подвергались всяческим гонениям. К ней воспылал чувствами один из влиятельных людей Рима. Так как Агнесса ему отказала в его притязаниях, потому что решила посвятить себя Богу, он отправил ее в публичный дом, который находился на месте современной площади Навона. Тогда по преданию, у девушки в считаные минуты выросли волосы и закрыли ее наготу. Ни один из посетителей публичного дома так и не смог над ней надругаться, так как сразу же терял свою мужскую силу. Ее мучитель, который подверг Агнессу тяжелым испытаниям, умер, как только приблизился к ней. Когда же девушка воскресила его молитвой, ее бросили в костер как ведьму. Но и тогда молодой христианке удалось выжить, потому что пламя погасло. После этого один из солдат заколол ее мечом. Святую похоронили в Римских катакомбах, а ее голову поместили в церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне. Эта базилика была кардинально перестроена в XVII веке.
Фонтаны на площади Навона
На площади Навона находятся три фонтана, украшенные скульптурными группами работы Бернини и многих других известных мастеров. Каждый по-своему старался украсить эти произведения. В центре расположен фонтан Четырех рек, символично изображающий реки Нил, Ганг, Ла-Плату и Дунай. Кроме того, здесь же находятся фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Для строительства этих фонтанов папа Иннокентий X даже ввел дополнительные налоги, чем вызвал большое неудовольствие граждан. Тот же папа приказал установить в центре площади египетский обелиск времен императора Домициана. Интересный факт: в самое жаркое время в году, в августе, фонтаны намеренно переполняли водой до такого уровня, чтобы она заливала площадь, с целью немного охладить раскаленный город.
Рим. Фонтан Нептуна
Сейчас площадь Навона является центром туристической жизни, здесь устраиваются ярмарки, собираются уличные художники и «живые скульптуры». Жизнь кипит на площади до глубокой ночи. Уставшие, мы направились к нашему отелю.
По пути на площади перед Пантеоном нам попался еще один египетский обелиск. Всего их в Риме тринадцать. Раньше они служили ориентиром для паломников и обозначали местоположение значимых храмов города. К тому же обелиски являлись своеобразным символом превращения языческого Рима в христианский.
Наша поездка в Рим была насыщенной и интересной, несмотря на усталость, хотелось бесконечно бродить по этому вечному городу и изучать каждый его уголок. И хоть нам и удалось осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось неохваченным. Это, безусловно, послужит хорошим поводом для возвращения в чудесный город Рим.
Полезные ссылки
Отели в Риме: отзывы и бронирование
Отели в Центре Рима
Трудно найти хоть одного путешественника, который бы оставался равнодушным при упоминании названия волшебной итальянской столицы - Рима. Перед глазами возникают образы старинных мощенных улочек, величественных храмов и дворцов, Колизея и конечно же невероятные архитектурные ансамбли – творения великих мастеров ушедших эпох. В числе большого количества культурных памятников, которые в обязательном порядке посещают туристы будучи в Риме, является и . Путь к нему простирается через завораживающий своей красотой и величием одноименный мост.
Немного истории
Мост Святого Ангела пролегает через речку Тибр и представляет собой дорогу, которая ведет к замку. Это один из самых старинных мостов в Риме, длинна которого составляет 106 м, а ширина - 20 м. Местные жители называет его «мост Адриана», в честь императора, отдавшего приказ о начале строительства в 134 г. Целью моста было соединить замок императора с Марсовым полем. Тогда его внешний вид представлял собой дорогу, сделанную из гранита и травертина, основанием которой служили три больших арки и несколько меньших, поддерживающих спуски к берегам реки.В 4 веке была создана базилика Св. Петра и мост стал дорогой, ведущей паломников к собору, который был самой крупной христианской церковью Европы на тот момент. Именно тогда он и получил название «Мост Святого Ангела». По преданию папе Римскому Григорию I явился Архангел Михаил, который стоял на вершине мавзолея с мечом в руках, что было истолковано, как предзнаменование окончания страшной эпидемии чумы, бушующей тогда в Европе.
В 1450 году во время наплыва паломников, которые стремились посетить храм, на мосту случилась трагедия, унесшая жизни 172 людей, арки и перекрытия не выдержали груза и обрушились в реку вместе с людьми. В память о погибших в начале моста установили часовни, которые 1534 году заменили на скульптуры апостолов Петра и Павла. С конца 16 века в замке Святого Ангела располагалась тюрьма, заключенных которой казнили во внутреннем дворе, а тела вывешивали на мосту в назидание людям.
Во время правления понтифика Климента IX было принято решение украсить мост скульптурами ангелов, каждый из которых держал в руках один из атрибутов казни Спасителя на Голгофе. Работа была поручена мастеру Бернини и его ученикам.
Величественные Ангелы – шедевр мастера
Скульптур ангелов всего 10, каждый изображен в развивающихся одеждах, лица выражают неподдельную грусть, устремив свой взор в вечность и скорбя над трагедией, которую повлекли за собой человеческие пороки. Две статуи из десяти сделаны рукой самого мастера, остальные выполнены его учениками по эскизам. Далее приведены толкования предметов и перевод фраз, которые написаны на итальянском языке на каждой из скульптур:- Ангел с терновым венцом – символом страданий Спасителя, надпись - «я согбен в моём страдании, в то время как шипы крепятся на мне» (Работа Бернини)
- Ангел с табличкой INRI (Иисус Назаярнин Царь Иудейский), надпись на статуе переводиться как «Бог царствовал с древа» (Работа Бернини)
- Ангел с колонной, к которой по преданию был привязан Спаситель во время допроса, перевод надписи «И престол мой на колонне»
- Ангел с крестом, который Спаситель собственноручно нес на Голгофу и на котором в последующем был распят, надпись «Чья власть будет на плечах его»
- Ангел с копьем, которым стражник убил Иисуса, надпись «Ты предал сердце мое»
- Ангел с кнутом, которым били Спасителя во время допроса, надпись «Я готов к кнуту»
- Ангел с губкой, которую протягивали Спасителю для утоления жажды и надпись «И в жажде моей поили меня уксусом»
- Ангел с гвоздями, которыми Спаситель был прибит к кресту, надпись «И они воззрят на того, кого пронзили»
- Ангел с плащаницей, которой укрыли лицо спасителя после снятия с креста, надпись «Взгляни на лицо Христа твоего»
- Ангел с костями для игр и одеждами Спасителя, которые разыграли в кости между собой солдаты, распявшие Иисуса Христа, надпись «На одеждах моих бросали жребий»
В 1893 во время реконструкции набережной, арки моста заменили и отреставрировали, а берег реки подняли, с этого времени мост приобрел современный вид и остался, как и раньше пешеходным. По нему неспешно прогуливаются туристы, любуясь живописными пейзажами реки Тибр и устраивая красивые фотосессии у скульптур. Расположение моста достаточно удобно по отношению к остальным достопримечательностям – в нескольких минутах ходьбы расположился и .
| |
Когда я впервые посетила Рим, более всего меня поразило то, насколько этот город расходился с моими представлениями о нём! Я предвкушала грозное величие памятников и торжественность раскалённых солнцем площадей, украшенных кружевом классической архитектуры, а в итоге увидела бесконечно романтичный город, богатый пышной зеленью клёнов, украшающих каменные набережные Тибра. И самое яркое впечатление у меня осталось от моста Святого Ангела (Ponte Sant"Angelo), словно жемчужным ожерельем украшенного белоснежными мраморными статуями.
К сожалению, очарование современного Рима частенько затмевается обилием туристов, продавцов сувениров и попрошаек. Как и другие популярные достопримечательности города, мост Святого Ангела, находясь в непосредственной близости от одноименного замка и базилики Святого Петра , в дневные часы заполняется пёстрой человеческой толпой, которая часто мешает внимательно осмотреть этот уникальный памятник истории и культуры. И очень жаль! Ведь именно этот мост многие искусствоведы считают самым красивым мостом в мире!
А вот в более спокойные часы раннего утра или позднего вечера, когда улицы освобождаются от атмосферы пыльной суеты и шума, путешественник, пересекающий Тибр по мосту Святого Ангела, поймёт, что Рим вполне может поспорить с Парижем за титул самого романтичного города планеты.
Краткая история
Построенный по проекту архитектора Деметриана между 130–135 гг. по приказу императора Публия Элия Адриана, мост первоначально носил имя своего создателя - Понте Элио (Mост Элия). Новый мост предназначался для доступа к находившемуся на противоположном от города берегу Тибра мавзолею Адриана (ныне известному как Замок Святого Ангела).
Современное название восходит к легенде, согласно которой в 590 году папе Грегорио Маньо, пересекавшему мост во главе покаянной процессии, явился святой Архангел Михаил, стоящий на вершине мавзолея Адриана. Архангел, вкладывающий свой меч в ножны, ознаменовал конец эпидемии чумы, терзавшей Рим на протяжении долгого времени. С тех пор мост удостоился нового имени вслед за мавзолеем, на котором в память о событии была установлена статуя ангела.
Мост Святого Ангела печально знаменит давкой, случившейся в 1450 году, в которой на нём погибло около 200 паломников, спасавшихся бегством от взбесившихся лошадей. Но на этом грустная слава моста не заканчивается: в XVI веке именно он становится местом проведения смертной казни с последующим экспонированием тел повешенных.
В 1533 году папа Клемент VII приказал установить на мосту статуи святых Петра и Павла, которые сохранились до наших дней. А в 1536 году в честь визита испанского императора Карла V, мост был украшен восемью гипсовыми статуями, изображавшими четырёх евангелистов и четырёх патриархов. Выполненные из хрупкого материала скульптуры довольно скоро превратились в руины.
В 1669 году мост подвергся капитальной реставрации по приказу папы Клемента IX, доверенной знаменитому скульптору Джану Лоренцо Бернини. Во время реставрационных работ каменные балюстрады и железная ограда моста были заменены на новые, а к существовавшим статуям святых апостолов были добавлены десять новых скульптур ангелов - символов страстей Христовых.
В 1892 году сооружение было вновь реконструировано по причине расширения русла Тибра. Сейчас мост опирается на пять цементных аркок и составляет 130 метров в длину и 9 метров в ширину.
Сакральное значение моста
Мостов в античном Риме было значительно меньше, нежели сейчас.
Мост Святого Ангела был самым ближайшим мостом, соединявшим Вечный город с главной католической достопримечательностью - базиликой Святого Петра
, о которой мы писали . Неудивительно, что мост Святого Ангела стал неотъемлемой частью маршрута паломников, съезжавшихся в Рим со всех концов света.
Пересечь Тибр по этому мосту означало перейти из мирского города в Святой город. Для верующих этот отрезок приобрёл символическое значение очищения, почти что крестного хода, приближающего грешника к миру божественному.
Он подобен символу общения между человеком и Богом. И неудивительно, что фигуры ангелов украшают этот мост, ведь именно они часто являются посредниками между миром земным и миром небесным. Десять ангелов, каждый из которых в своих руках держит символ Страстей Христовых, обрамляют путь паломника, направляющегося в сторону Ватикана, приготавливая его к святому таинству исповеди.
Не случайны и фигуры cвятых апостолов и Павла, встречающие путников в начале моста: они обозначают начало пути искупления и вход в Святой Город.
Десять статуй ангелов на мосту
Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.
Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.
Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.
- Третий ангел, руки Паоло Нальдини, держит терновый венец - символ суетной людской жизни. Под скульптурой высечена надпись: «В моё страдание вонзён шип» (In aerumna mea dum configitur spina ).
- Четвертый ангел, выполненный скульптором Козимо Фанчелли, рассматривает лик Христа, кровью отпечатавшийся на плате Вероники. Надпись: «Посмотри на лик Христа твоего» (Respice faciem Christi tui ).
- Пятый ангел, высеченный Паоло Нальдини, держит одеяние Христа и игральные кости. Надпись гласит: «На моем одеянии гадали о будущем» (Super vestem meam miserunt sortem ).
- Шестой ангел, руки Джироламо Лученти, демонстрирует верующим гвозди, которые пронзили ладони и ступни Христа. Надпись: «Обратят взгляд на меня, которого распяли» (Aspiciant ad me quem confixerunt ).
- Седьмой ангел - скульптура Эрколе Феррата, держит крест, символ распятия Христа и веры в Него. Надпись гласит: «Его правление - на плечах его» (Cuius principatus super humerum eius ).
- Восьмой ангел держит в руках табличку с надписью Inri, воздав глаза к небу. Надпись гласит: «Царствует Бог с Древа» (Regnavit a ligno deus ).
- Девятый ангел, выполненный Антонио Джоржетти, с выражением боли смотрит на губку, прикрепленную на конец трости. Надпись гласит: «Мне давали пить уксус» (Potaverunt me aceto ).
- Десятый и последний ангел был высечен Доменико Джули, он обращает свой печальный взгляд на острие копья, приподнимая его, чтобы напомнить об ударе, пронзившем грудь Христа. Надпись: «Ты, поразивший сердце моё» (Vulnerasti cor meum ). Тем самым он напоминает паломнику о горе, которое, согрешив, причиняет человек Спасителю.
Как добраться
Чего скрывать, в отсутствие эффективной и развитой сети метрополитена, самый лучший транспорт в Риме - это собственные ноги. И донесут туда, куда нужно, и не нужно прозябать на остановке, теряя драгоценное время в ожидании автобуса.
Ближайшая станция метро к мосту Святого Ангела - Ottaviano (одна поездка на метро обойдётся в 1,5 €), но, как и всегда, придётся пройтись пешком (около 1,3 километра). Но пеший маршрут в Риме - это скорее плюс, нежели минус. В данном случае, по пути вы насладитесь знаменитой перспективой улицы Виа делла Кончилиационе (Via della Conciliazione), обрамляющей вид на .
До моста и замка Св. Ангела можно доехать и на автобусе Остановка находится буквально в двух шагах от обеих достопримечательностей.
Очень удобный маршрут №40, это экспресс, путь которого начинается у вокзала Термини. Он пересекает весь исторический центр с меньшим количеством остановок.
Мост Святого Ангела в Риме (Италия) имеет очень давнюю историю. Сегодня же туристов привлекают шедевральные статуи десяти ангелов, изображающих Страсти Христовы. В разные годы мост, имеющий сакральное значение, вел к усыпальнице римского императора, темнице, в которой заключали неугодных католическому духовенству, папской резиденции, сокровищнице. В настоящее время в замке Ангелов расположен музей.
Римские мосты через реку Тибр
Римская цивилизация была основана в восьмом веке до нашей эры на восточном берегу Тибра. По реке переправляли товары, в ней искали пропитание, она служила пограничной линией между воюющими латинами и этрусками. Первые переправы находились в той части течения, где было относительно спокойно, то есть ниже, чем остров Тиберина. Здесь же построили свайный мост из дерева без использования железа и гвоздей. Приблизительно на этом месте сейчас стоит мост Субличио. Первый мост был возведен в период правления четвертого древнеримского царя Анка Марция. По разным причинам Субличио в Риме неоднократно разрушался, но раз за разом его восстанавливали.
Первые мосты через Тибр возводили так, чтобы сооружения можно было легко разрушить или поджечь при приближении противника. Ведь переправиться через быструю реку было довольно сложно. Первый каменный мост на сваях из дерева построили здесь в 179 году до нашей эры, а в 142 году деревянные сваи заменили на каменные арки. В 109 году был построен Мульвиев мост, через который в столицу въезжали многие победители крупных войн и завоеватели, среди которых Гай Юлий Цезарь и Карл I Великий. Вообще, в Риме было четыре типа мостов: частные - для повозок и людей, проходящих через город по пути следования куда-то в другое место, поддерживающие акведуки и общественные. Мост Ангела в Риме, Италия, относится как раз к последнему типу.
Строительство архитектурной достопримечательности
Мост Ангелов в Риме начинает свою историю со времен римского императора Элия Адриана, который был не чужд любви к самому себе (как и все римские правители). Имея достаточно ресурсов, он выражал свой нарциссизм путем сооружения величественных строений, одним из которых стал мавзолей, возведенный на берегу Тибра по его приказу. Чтобы восхищенные подданные могли поклоняться богоподобному царю, был построен мост, ведущий к мавзолею Адриана (сейчас это замок Святого Ангела) от Марсова поля. Окончание строительства датируется 134 годом.
Особенности конструкции и материалы
Основной строительный материал, который использовался при возведении моста Ангела (на фото выше видна часть сооружения), - травертин с внешней стороны и туф с внутренней. Плотный известняк был более долговечным и менее пористым, чем туф. Полностью построить мост из травертина не удалось, потому что этот материал дороже и тяжелее. Работы значительно затянулись бы, да и средств потребовалось бы намного больше.
Никаких свидетельств о том, как именно строили мост Ангела в Италии времен Элия Адриана, не сохранилось. Очевидно, что рабочие использовали стандартные методы строительства каменных мостов, применявшиеся во втором веке. Там, где планировалась установка опор, делали кольца из жердей, обмазанных глиной. Это кессоны для подводных работ. После в дне реки делали углубления для фундаментов. Обычно копали, пока не доходили до определенного слоя почвы, а когда это было невозможно по какой-то причине, просто вбивали деревянные жерди. Деревянные основания могут быть неожиданно надежными и достаточно долговечными, потому что без кислорода патогенные бактерии не способны выживать и размножаться.
Ромбовидные водозащитные барабаны, угол которых направлен против течения, устанавливались, чтобы уменьшить его разрушительную силу. Вода более плавно обтекала опоры сооружения. Арки собирали из камня трапециевидной формы. Вся конструкция была очень неустойчива до того момента, пока не были установлены все камни (верхние, то есть самые крупные), поэтому весь период строительства активно использовались сложные леса. В тех местах, где арки доходили до берегов, строились целые стены или большие колонны, способные выдержать такое значительное давление. В данном случае это были две 12-метровые стены.
Стоимость постройки и монументальность моста
Строительство дорого обошлось императору, потому что требовалось много квалифицированных рабочих. Мост Святого Ангела (Италия) строили без цемента, так что камни нужно было обточить так, чтобы они идеально подходили друг к другу. Непростой задачей было и строительство лесов. Сами материалы и их подвозка к месту возведения памятника были очень дорогостоящими. Когда строительство было окончено, длина моста составила 90 метров. Мост Ангелов состоит из пяти арок диаметром в девять метров.
Дальнейшая история памятника
Мост Святого Ангела в Риме, Италия, упоминался в части "Ад" "Божественной комедии" Данте, которая была написана в период с 1308 по 1320 годы. Описываются два нескончаемых потока паломников, которые шли по мосту в первый Юбилейный год (1300 год) в истории в святой город - Ватикан. К раннему Средневековью настоящее название моста - Элия - было забыто. Паломники, которые после обрушения моста Виктора Эммануила II (тогда он назывался мостом Нерона) шли по этому сооружению к базилике Святого Петра, начали называть его мостом Святого Петра.
В середине 15 века, когда в толпе паломников, стремившихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, началась паника. Люди продавили балюстраду. Почти 200 человек упало с моста и утонуло. В результате последовавших за этим беспорядков несколько домов были разрушены, пострадала и арка, которая перегораживала путь к мосту. Во второй половине того же столетия по левой стороне моста на обозрение горожан выставляли тела тех, кто был казнен на соседней площади.
изображающих Страсти Христовы
Мост Святого Ангела в Риме обзавелся первыми двумя статуями в 1535 году. Скульптуры заказал папа Климент VII. Скульптор Лоренцетто получил заказ на статую апостола Петра, держащего в руках книгу, Паоло Романо - апостола Петра, держащего книгу и сломанный меч. При папе Павле III Раффаэлло да Монтелупо создал еще четыре статуи, а также скульптуры Авраама, Адама, Ноя и Моисея. В 1669 году по распоряжению папы Климента IX крошащиеся скульптуры из гипса заменили новыми. Эта работа была поручена для которого она оказалась одной из последних. По его проекту, все десять скульптур должны были держать орудия Страстей Христовых. Скульптор успел сделать только две статуи, которые Климент IX забрал в свою личную коллекцию.
Сакральное значение достопримечательности
Неоднократно упоминалось, что по мосту Святого Ангела в Риме верующие пересекали Тибр на пути к главной католической достопримечательности, а именно - базилике Святого Петра. Перейти реку по этому мосту означало направиться из мирского города в Святой город. Этот отрезок пути имел для верующих символическое значение очищения, приближающего грешника к божественному миру. Мост Святого Ангела символизирует общение человека с Богом. Так, неудивительно, что достопримечательность украшают статуи ангелов, которые являются посредниками между земным и небесным мирами. Не случайны статуи Петра и Павла, которые встречают путников. Они обозначают начало искупления.
Десять статуй ангелов
Мост Ангелов украшают десять фигуры которых представляют собой Страсти Христовы. Лица кажутся то удерживающими рыдания из сострадания к Спасителю, то умиротворенными верой в воскресение. Скульптору Бернини принадлежит ангел, в чьих руках находится терновый венец, и тот, который держит табличку с надписью Inri. Работу над другими скульптурами мастер доверил своим единомышленникам. В 1670 году работы самого Бернини по причине их высокой художественной ценности были заменены копиями. Подлинники украшают церковь Сан-Андреа-делле-Фратте.
Первый ангел приподнимает колонну, к которой привязывали Христа во время допроса Понтия Пилата. Эта скульптура создана Антонио Раджи. Раота авторства Ладзаро Морелли грустно смотрит на кнуты, которые напоминают о ранах Спасителя. Ангел, созданный Паоло Нальдини, держит венец из терна как символ людской жизни. Лик Христа, отпечатавшийся кровью на плате Вероники, рассматривает ангел, выполненный Козимо Фанчелли. Скульптура, высеченная Паоло Нальдини, держит игральные кости на одеянии Христа.
Скульптура Джироламо Лученти показывает гвозди, которыми были пронзены руки и ступни Спасителя. Следующий ангел держит крест - символ веры в Христа и распятия. Эта скульптура создана Эрколе Феррата. Табличку с надписью Inri держит следующий ангел. Скуптура, выполненная Антонио Джоржетти, смотрит на губку, прикрепленную к концу трости. Последнего ангела высек из камня Доменико Джули. Ангел обращает взгляд на острие копья, чтобы напомнить об ударе, который пронзил грудь Спасителя.
Современный облик моста
Мост Ангелов в Риме неоднократно перестраивали и добавляли новые детали. Нескольким масштабным модернизациям памятник подвергся во времена Ренессанса. В 1450 году снесли триумфальную арку, вместо которой поставили фигуры апостолов Петра и Павла. В 1669 году мост украсили фигурами ангелов, посмотреть на которые сегодня съезжаются толпы туристов со всего мира. Эту скульптурную группу местные жители остроумно прозвали маньяками на ветру, потому что ангелы держат в руках предметы казни и поношения Христа. Мост Святого Ангела является пешеходной зоной, так что ничего не помешает туристам неспешно прогуляться по нему и рассмотреть все шедевральные фигуры.
Замок (мавзолей, тюрьма и музей) в Риме
Мост Святого Ангела ведет к замку на другом берегу реки. Последнее пристанище римского императора, резиденция понтификов, которая успела побывать фортом и темницей, в итоге получила статус музея и сокровищницы. Усыпальница Адриана к 14 столетию стала резиденцией римских пап, а Николай III соединил замок с базиликой. В ходе вторжения Карла V защиту в стенах замка нашел папа Климент VII. В замке был заключен монах-доминиканец Джордано Бруно. В 1901 году замок Святого Ангела был объявлен музеем. Сегодня это место желают посетить сони туристов. Осмотреть достопримечательность можно прогулявшись по мосту Святого Ангела.
Как добраться до достопримечательности
Чтобы найти мост Святого Ангела, стоит ориентироваться на замок, расположенный на востоке от площади Петра. Пешая прогулка от одной достопримечательности до другой займет максимум пять минут. К подножию замка подвезет городской рейсовый автобус № 271 или № 6. Выходить нужно на остановке Piazza Pia. Ближайшая станция метро называется Ottaviano-San-Pitro (это линия А). Мост открыт круглосуточно, плата за проход не требуется.
Несколько интересных фактов
Мост несколько раз менял название. Свое современное наименование мост Святого Ангела получил только благодаря распространенной легенде о том, как в шестом веке Рим просто вымирал от чумы. Считается, что тогда на вершине мавзолея по ту сторону реки появился архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I расценил это, как знак скорого окончания беды. После этого события сооружение, оставшееся со времен Древнего Рима, было переименовано в замок Святого Ангела, а ведущий к нему мост - в мост Святого Ангела соответственно. Позже на крыше мавзолея установили огромную статую спасителя архангела Михаила.
Знаменитые узники замка, к которому ведет мост
С 14 века замок, к которому ведет мост Ангелов в Риме (фото в статье), бывший мавзолей римского императора, служил тюрьмой для особых преступников. В разные годы узниками замка были Джованни Батиста Орсини, Бенвенуто Челлини, Беатриче Ченчи, Джузеппе Бальзамо и другие.
Кардинал, принадлежавший к одной из самых состоятельных римских семей, Джованни Батиста Орсини был обвинен в тайном заговоре против папы и попытке отправления. Семья пыталась выкупить заключенного, но папа Александр VI отравил узника (хотя принял в дар огромную жемчужину).
Скульптор и ювелир, участвовавший в осаде крепости в 1527 году, Бенвенуто Челлини был обвинен в воровстве. Челлини досконально знал расположение коридоров и помещений замка, что позволило ему совершить побег. Кстати, это единственный побег за всю историю замка.
Молодая Беатриче Ченчи стала жертвой интриг. Обвиненная в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего девушку, была казнена в 1599 году. Папа отказался смягчить приговор. Считается, что отказ был вызван тем, что после смерти прямой наследницы все огромное состояние семьи перешло в пользу Святого престола.
Граф Калиостро (он же известен под именем Джузеппе Бальзамо) был арестован в 1789 году. Это известный авантюрист и мошенник. Против него были выдвинуты тяжкие обвинения, а именно - масонство и богохульство. Смертную казнь, однако, заменили помилованием. Джузеппе Бальзамо был заключен в тосканской провинции Эмилья-Романия, где провел остаток своих дней.