Занятие по православию в доу федор стратилат. Имя Фёдор в православном календаре (Святцах). В изложении святителя Димитрия Ростовского
Феодор Стратилат причислен к ряду святых великомучеников в христианстве.
Жизненная история Феодора
Рожден Феодор в городе Евхаите. Вырос он знатным юношей со многими дарованиями Божественными и ликом прекрасным. За смелость и светлость ума он был назначен стратилатом в войсках города Гераклея.
В подчинении у него были язычники, которые вскоре приняли христианство, когда увидели его уверенность и пример праведной жизни. Так через время и все горожане обратились в веру Феодора. Жестокий император, правивший в то время, желая искоренить новую веру.
Он организовал преследования на основных помощников Феодора и самого него. Но пойдя на хитрость, Феодор пригласил его на языческое жертвоприношение. Однако, святой попросил принести всех золотых идолов из всего города. Ослепленный ненавистью к христианству, император поверил его словам и выполнил его просьбу.
Придя на мероприятие, он понял, его видеть там не рады. Все идолы были разбиты на куски, а кусочки золота раздали беднякам.
Праведные деяния
В народе Феодора запомнили как храбреца одолевшего змея разорявшего села в округе. Он выползал из норы в пустынном поле и поедал людей и скот, держал всех в страхе. Феодор Стратилат взял на битву с собой лишь меч да молитву.
Вызвав врага на бой, конь святого вскочил на змея, и всадник поразил противника мечем. Люди, видевшие тело змея, связывали подвиг Феодора с его верой и силой Господа. Об этом происшествии узнали со временем все сторонники христианства.
Мучения и кончина мученика
Схватив Феодора император приказал подвергнуть тело его мучениям разным. Его жгли огнем, рвали плоть железными когтями, высекали. Затем его оставили на 5 суток в темнице без еды. Последней пыткой, как считал император, ибо убьет она его, было таковым: на всю ночь оставили его распятым на кресте, а пред этим ослепив.
Провел он это время читая молитву обращаясь к Господу и прося чтобы забрал он его на небеса. Но пришел Ангел и исцелил святого. После такого чуда весь город уверовал в Господа. А Феодор отдал последние указания своим подданным о разных вопросах и месту его вечного упокоения.
Облик в иконописи
Феодора изображают в облицовках воина. Одет он в доспехи и вооружен копьем. Существует небольшое количество икон на которых он изображен с мечем. На некоторых иконах святого можно увидеть щит времен Д. Донского. Значительно реже, встречаются иконы с Федором в облике всадника на белом коне.
Феодор Стратилат и другие великомученики
Существуют различные иконы где Феодор изображается не сам, а с кем-то из других святых, чаще всего это:
- Феодор Тирон;
- великомученица Ирина.
Феодор Стратилат и Феодор Тирон по преданиям происходили из одной и той же местности, также были воинами, но разницей было между ними лишь должности которые они занимали.
В византийскую эпоху из обоих связывали с Георгием Победоносцем. Славу иконы Феодора и Ирины получили благодаря браку царской семьи тезоименитым святым. Долгое время в царской семьи не было детей, поэтому по приказу царя, массово стали стоить храмы имени святых и писать их иконы.
Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.
Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.
В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.
21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).
Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.
После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).
Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.
Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.
Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.
Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...
Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.
Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.
Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.
Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).
И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.
Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора
Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.
В это время император Ликиний (307-324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.
Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей".
Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.
Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
Иконописный подлинник |
|
|
Новгород. XV.Святые Феодор Стратилат, Феодор Студит. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. |
|
Византия. XII.Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. |
Греция. 1152.Вмч. Феодор. Фреска. Греция. 1152 г. |
|
|
Византия. XIII.Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). |
Афон. XIV.Св. Феодор Стратилат. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. |
|
Сербия. Ок. 1350.Вмч. Феодор. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. |
|
|
Новгород. К. XV.Вмч. Феодор Стратилат с житием. Икона. Новгород. Конец XV века. 180 х 135. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедни. |
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.
Великомученик Феодор Стратилат
Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
Молитвы
Тропарь великомученику Феодору Стратилату, глас 4
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою// присно ублажаем.
Кондак великомученику Феодору Стратилату, глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Молитва великомученику Феодору Стратилату
О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате! Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, и вся наша ко спасению и житию нужная прошения да исполнит. Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых. Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Военачальник в языческой стране - необычная фигура для христианства. Ведь одна из базовых ценностей - миротворчество - кажется на первый взгляд несовместимой с несением воинской службы у императора-язычника. Непротивление злу гораздо более, нежели нападение или хотя бы защита, подобает верующему. А святой великомученик Феодор Стратилат был военачальником города Гераклеи в Малой Азии.
На самом деле противоречия нет. Никогда не запрещалось верному христианину строить военную карьеру. Веками христиане-воины защищали свою веру и святое имя Бога, а после своей смерти почитались как святые. Для ликов этих мирных воинов очень характерно изображение не с крестом в руках, а с оружием. Мечом или чаще копьем , если говорить именно о Феодоре Стратилате.
В иконописи нет излишней детализации, но у каждой черточки и цвета есть свое духовное значение и глубокий смысл. Красные плащи воинов - символ мученической смерти, щиты - символ крепкой веры. Феодор Стратилат часто изображался сидящим на коне в память о его первом подвиге, в котором, по легенде, ему помогал конь.
Первый подвиг
Воин был красив и наделен многими талантами. Но своим главным оружием избрал молитву. Феодору Стратилату стало известно о чудовищном змее, который пожирал скот и людей в окрестностях Евхаита , его родного города.
Змей - часто используемый образ извечного врага Христа - сатаны , древнего змея-искусителя, дракона. Многие святые люди были драконоборцами . Соотечественник и тезка Стратилата, Феодор Тирон , спас от дракона свою мать Евсевию. Именно она помогла впоследствии Стратилату одержать победу над змеем из Евхаита .
Феодор Стратилат, не взяв никого с собой, а только помолившись, один отправился на поиск врага. На поле рядом с логовом змея он пустил коня пастись, а сам заснул. Недалеко от того места жила мать Тирона , христианка Евсевия , которая разбудила воина и умоляла уйти. Но он, призвав Бога на помощь, попросил и Евсевию молиться, а сам храбро бросился на врага. Феодор Стратилат разил мечом, а конь по просьбе всадника топтал змея копытами - и Бог даровал победу. Местные жители-язычники восхвалили “ Великого Бога Феодора” , и многие из них приняли крещение.
На фото выше - клеймо с новгородской иконы " Феодор Стратилат с житием" об этом подвиге.
В знак признания доблести Феодора Стратилата император Восточной части Римской империи Лициний назначил его стратилатом города Гераклеи . Сейчас это Черноморское побережье Турции. Он нес службу исправно, примером и словом обращая подчиненных ему язычников от идолопоклонства ко Христу.
Обманутый хитрец
Но страдания ждали великомученика Феодора Стратилата впереди. Император Лициний (бюст на фото ниже) был язычником и стал убийцей святого. Кара за все преступления настигла его в 324 г. н. э., когда император Константин Великий, предтеча христианской эпохи Римской империи, разбил язычника Лициния окончательно, став полноправным властителем империи. А бывшего соправителя повелел сослать и позднее казнить.
Но тогда, в 319 г. н. э., Лициний воинствовал против Церкви. Уже больше двух сотен лет христиане умирали за свою веру, но вера не умирала с ними, все больше язычников обращались во Христа. Ликиний давно понял, что отступление от веры предпочтительней смерти за нее . Помимо традиционно жесточайших гонений на христиан, он решил действовать хитро и политически расчетливо - обращать в язычество знатных и знаменитых христиан. Написал он письмо и Феодору Стратилату. Приняв и отпустив с большими почестями посланников императора, Феодор предложил императору с серебряными и золотыми идолами прибыть к нему в гости, так как сам не мог отлучиться со службы и покинуть Гераклею . Объясняя это тем, что народ мятежный, подверженный всякому зловредному влиянию христианского учения, но если только увидит, как сам император и его верный стратилат сообща поклонятся языческим богам, то простые люди воодушевятся и последуют их примеру.
Лициний попался в ловушку, сам собрал и привез в дом Феодора всех языческих идолов, ожидая, что на следующий день они вместе на глазах всего народа воздадут им все подобающие почести и жертвы. В ту же ночь Феодор Стратилат разбил все статуи, а обломки раздал беднякам.
Первая смерть
Надо ли говорить, что Лициний жестоко отомстил Св. Феодору Стратилату за разрушение истуканов. Еще накануне император предвкушал большую победу - отступление знаменитого воина-христианина, но был жестоко разочарован. Пытки великомученика продолжались несколько дней - огнем и железом истязали тело, морили голодом и жаждой, вырвали глаза и распяли. На ночь тело оставили на кресте, сочтя мученика мертвым . Но явился Божий ангел , снял страдальца с креста и исцелил его.
Солдаты Лициния , только накануне пытавшие святого Феодора, приняли крещение во Христа сразу же в ближайшем источнике, как только увидели великомученика сидящим невредимым у креста, на котором вчера его распяли. А народ Гераклеи , среди которых много было и верующих, возмутился чрезвычайными страданиями любимого военачальника и воодушевился его чудесным избавлением и исцелением. Началось восстание против языческой власти Лициния . Но Феодор Стратилат положил конец междоусобице и успокоил народ, а сам принял смерть, добровольно сдавшись Лицинию . По легенде, идя на смерть , великомученик взглядом открывал двери темницы и исцелял больных лишь прикосновением. Второй раз Лициний не стал тратить время на пытки и повелел отрубить святому голову.
Вторая смерть
Отказ от чудесного избавления, но принятие смерти или мучений за сотни лет до жизни Феодора Стратилата были знаковыми в христианстве.
Арестованные за проповедь апостол Павел и его соратник Сила, когда ангел чудесным явлением потряс само основание темницы и освободил их, остались в камере. Казалось бы, Господь сам избавляет, беги! Но с великой верой остались заключенные в неволе, чтобы узами своими проповедовать язычникам. Чем положили начало многим крещениям среди них.
Сам Господь Христос Иисус не пожелал избежать ареста и позорнейшей, предназначавшейся только рабам Римской империи казни . Как же мог раб Божий Феодор отказаться от смерти, которая прославит Бога? С верой он обратился к бунтующему народу и призвал к спокойствию. Напомнил им, что сам Христос мог призвать легионы ангелов и спастись от крестной смерти, но не пожелал.
Его стойкость воодушевила еще больше людей: тех, кто видел пытки, тех, кто пытал и казнил его, тех, кто только слышал об этих ужасах и чудесах, - прославить Бога и отказаться от язычества.
Помни меня
Казнь состоялась 8 февраля 319 года н. э. по Юлианскому календарю, православные христиане поминают святого 21 февраля (в соответствии с Григорианским календарем ). День захоронения его тела на родине в Евхаитах - 8 (или 21) июня, второй день памяти святого.
Раб Св. Феодора Стратилата, Уар , был подле хозяина до последней минуты. Именно к нему обратился мученик с последней просьбой, а после смиренно преклонил голову под меч. Он повелел рабу подробно описать свои жизнь и мученическую смерть - он хотел, чтобы люди помнили Феодора Стратилата и прославляли через него Бога.
И люди не забыли. Храмы имени Феодора Стратилата существуют по всему миру.
Великий Новгород
В этом старинном городе есть две церкви Феодора Стратилата. Одна расположена на ул. Щиркова , на Софийской стороне. Кто и когда основал и построил ee - неизвестно, но стояла она еще до монгольского ига. Тогда она была посвящена Феодору Тирону , с которым часто путают Стратилата. И тому много причин.
Жили святые практически в одно время и в одной местности, оба были воинами и драконоборцами . Евсевия , мать Тирона , которая возле своего дома похоронила тело Феодора Тирона после его мученической смерти , каждый год поминала сына. Она же помогла Феодору Стратилату в битве со змеем недалеко от своего жилища. Там же был похоронен мученик Стратилат, подле Феодора Тирона .
Церковь Феодора Стратилата (бывшая Тирона ) неоднократно перестраивалась. В 1804 году к ней была пристроена колокольня, и с тех пор архитектура осталась неизменной. В годы Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен, но эта церковь почти не пострадала.
Еще одна церковь Феодора Стратилата стоит недалеко от Федоровского ручья и так и называется - Церковь на ручью (на фото выше). Это одно из самых известных в России святых мест, связанных с именем великомученика. Даже для Новгорода, в котором множество древних святых мест и реликвий, эта церковь очень примечательна. Построена она в классическом новгородском стиле в 14 веке , но со множеством декоративных элементов на фасадах, что является существенным отступлением от архитектурной строгости других храмов той эпохи . Существуют предположения, что автор фресок, которые украшают храм изнутри и частично сохранились, - знаменитый Феофан Грек. Они выполнены в необычной для Новгорода красно-коричневой гамме. Хотя славянский тип внешности святых на фресках указывает на то, что авторами были новгородские художники - ученики Феофана Грека.
В Новгородском государственном музее хранится икона “ Феодор Стратилат с житием” конца 15 века (на фото выше). Она была перенесена в музей из Церкви на ручью и очень хорошо сохранилась. Икона выполнена в ярких тонах, передает духовный смысл страданий, более возвышая их, чем повествует о муках и боли.
Москва
В Москве, в Архангельском переулке, стоит церковь Святого Феодора Стратилата - вторая из двух церквей Антиохийского подворья. Первая - церковь Архангела Гавриила - была одновременно и церковью, и колокольней. Построил ее сам сподвижник Петра Первого А. Д . Меньшиков в самом начале 17 века , поэтому еще её называют Меньшиковской башней. Но в 1723 году удар молнии вызвал пожар, и церковь лишилась ангела со шпилем и верхнего яруса, долгие годы простояла обгорелой развалиной. Отстроил ее лишь спустя 50 лет Измайлов Г. З. , чтобы проводить в ней масонские собрания. Только в 1863 году в храме опять стали совершать богослужения.
Уже в 1806 году рядом закончили строительство церкви Феодора Стратилата, соседки и “ младшей сестры” Меньшиковской башни, так они похожи. Старшая " сестра" оказала влияние на младшую. Церковь Феодора Стратилата тоже строили под колокола, но изначально планируя, что это будет теплый храм. “ Старшая сестра” была знаменита как холодная церковь с короткими богослужениями. Из-за больших размеров было сложно и дорого протопить все помещение, и холод не позволял долго предаваться духовным занятиям. Рядом с церковью расположен и дом-причта - дом для служителей церкви, построенный в 1827 году. Примечательно, что множество ложных окон наводит на мысль, что и при строительстве этого дома планировали сэкономить на его отоплении.
Санкт-Петербург
Феодор Стратилат был любим во всем мире, почитаем как покровитель воинов. Сохранилось множество икон с его ликом самых разных школ и форматов, которые хранятся как в святых местах, так и в музеях.
В Эрмитаже можно увидеть миниатюрное мозаичное изображение Феодора Стратилата. Икона датируется первой четвертью 14 века и сделана в Византии. Изначально мозаикой выкладывали пол, позднее - стены и потолки христианских церквей, богатых домов и дворцов, а из кусочков драгоценных минералов начали создавать портативные иконы - по фотографии сложно судить о размере, между тем самая большая сторона иконы - всего 9 см.
Федоровский монастырь в Переславле-Залесском
В 1304 году сошлись в битве за власть москвичи и тверичане . В честь победы на месте страшной сечи московский князь повелел заложить Федоровский монастырь. Первой и древнейшей постройкой монастырского комплекса является Федоровский собор, датируемый 1557 годом. Деньги на строительство по случаю рождения сына Федора пожертвовал сам Иван Грозный. На пожертвования царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра Первого, которую тот очень любил, построены еще две церкви монастыря - больничная церковь Казанской иконы Божьей матери и трапезная Введенская церковь.
В 1667 году моровая язва скосила население Переславля-Залесского, оставив после себя много вдов и девушек, которые бродяжничали или ютились по местным жителям. Пойти бы им в монахини, но куда? Монастырь мужской, пусть монахов всего десять человек. Царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожалели бедных женщин - монастырь обратили в женский, монахов перевели в окрестные обители, а монастырю подарили земли для пропитания послушниц. Также в монастыре всегда процветали самые разные ремесла - от ткачества до иконописной мастерской.
Монастырь Челтер-Коба в Крыму
В Крыму, в западной части мыса Ай-Тодор, есть действующий мужской монастырь Феодора Стратилата. Татары называли его Челтер-Коба , в переводе - " пещерная решетка " : деревянные лестницы и переходы, соединяющие пещеры монастыря, оправдывали такое название. И по сей день монашеские кельи, склады, трапезный зал, пещерный храм великомученика Феодора Стратилата располагаются в природных гротах. В самой большой пещере для алтаря было выбито специальное квадратное отверстие. В северо-восточной части был баптистерий. Еще в монастыре сохранились девять могил. Их большое количество говорит о том, что здесь погребали не только монахов, но и защитников крепости Сюйрень , которая располагалась на склоне соседнего мыса Куле-Бурун и была построена для обороны северной границы княжества Феодоро .
Крепость защищала и местных жителей, и монахов, а в храме Феодора Стратилата, прямо в пещере, совершались богослужения для верующих, живущих в окрестностях. Монастырь был основан в 8 - 9 веке и действует до сих пор, хотя в 1475 году вторжение турецкой армии в Крым на более чем 500 лет прервало служение в монастыре.
Люди не забывали святого и великомученика и благодаря чудесам, которые не прекратились после его смерти.
Дамаск
Недалеко от Дамаска, в городке Караста , стоял храм Феодора Стратилата. Но городок захватили разбойники-сарацины. Они сделали святое место своим жилищем. Однажды в шутку один из них выстрелил в стену из лука и “ ранил” образ Феодора в правое плечо. Из нарисованного красками на стене лика потек ручеек крови. Сарацины удивились, но не поняли этого знамения, а это было последнее предупреждение. Вскоре всех осквернивших Божье место нашли мертвыми . По одной версии, святотатцев - а их было около двадцати семейств - погубил мор, который не тронул других жителей города. По второй версии легенды, они передрались между собой насмерть.
В Ветхом Завете мор - одна из десяти казней Египта. Есть много историй, когда несколько сотен воинов избранного народа побеждали многотысячные армии язычников - иногда малыми усилиями, а порой просто находя вымерший лагерь врагов, которые были охвачены безумством и поубивали друг друга. Оставалось только делить добычу! Что бы ни случилось на самом деле, важно одно - святость Божьего присутствия неприкосновенна.
Кострома
У рода царей Романовых есть икона-покровительница - Федоровская икона Божьей Матери. Считается, что написал ее Лука, один из четырех евангелистов. Имя иконе дал отец Александра Невского, которого при крещении нарекли Федором в честь Феодора Стратилата.
У иконы яркая история со многими знамениями. А обретение ее связывают с Феодором Стратилатом, покровителем Костромы - города , где сейчас хранится икона. Именно Феодора видели костромчане за день до судьбоносной охоты, когда князь и младший брат Александра Невского, Василий Костромской , преследуя зверя, нашли икону в лесу на дереве. Некий воин, похожий на образ Стратилата в Костромском соборе, накануне ходил по улицам города, держа в руках икону. До того дня ее считали сгоревшей вместе с Городецкой часовней, в которой она хранилась раньше.
Иноземные принцессы-невесты царевичей брали себе отчество Федоровна , когда принимали православие, тоже в честь этой иконы-покровительницы рода.
С ней же связано окончание Смутного времени конца 15 и начала 16 веков и избрание на царство Михаила Федоровича , начало правления рода Романовых. Когда 23 марта 1613 года послы Земского собора прибыли сообщить ему об избрании, мать будущего царя, инокиня Марфа, долго не соглашалась благословить сына царствовать. И лишь когда простерлась ниц перед Федоровской иконой, через молитву Богородице, у которой испросила мудрости будущему правителю и благодати для всей страны, согласилась.
И жизнью, и мученической смертью проповедовал великомученик Феодор Стратилат о своем Великом Боге и после смерти не оставил своего служения!