Внеурочная деятельность. Внеклассное мероприятие " Почему их так называют". Сладков. Упрямый зяблик
КЛАССНЫЙ ЧАС
(с презентацией)
Учитель: Бочкарева А.В.
Цели и задачи:
Познакомить с этимологией названий птиц;
Развивать воображение, логическое мышление, память, речь;
Воспитывать любовь к русскому языку, родной природе.
Оборудование: презентация.
Вступление учителя. Слайд №1.
Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведем… в лесу. Не беда, что у нас нет настоящего леса – его мы устроим в нашем классе. Слайд №2. Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами попали в лес (прослушивание голосов птиц).
Конечно, многие из них встречались вам на воле, но здесь мы увидим всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех, кто гнездится в лесу, и даже тех, кто предпочитает болото. Иных вы встретите впервые, а многие окажутся вашими старыми знакомыми.
Нас очень интересует – за что же эти птицы получили свое название?
Историей происхождения слов занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ. Слайд №3. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким образом было образовано слово и каково его былое значение. Этимология позволяет установить родство между словами.
Сегодня мы поговорим о происхождении названий птиц. Названия птиц возникают не случайно, народ часто обращал внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от другой. Это – внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования, поведение и многое другое.
Основная часть.
Загадка: Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку!» Слайд №4.
Как, по-вашему, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку!» Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть.
И это услышали не только русские. Слайд №5.
Ученик. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», французы – «куку», испанцы – «куко». Все эти народы обратили на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже. Слайд №6.
Стихотворение +песенка
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Это – чибис , он тоже получил название по крику, издаваемому им. Слайд №7, №8.
А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв-то какой интересный – загнут вниз. Внимание, птица закричала: «Куулик…куулик!» И всем понятно, как ее зовут. Как же ее зовут? (Ответы детей). Слайд №9.
Послушайте, как описывает куликов Виталий Бианки:
Ученик. «…Кулики – стройные птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше по болотам, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют: только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками и в траве». Слайд №10.
Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по-разному называются. Слайд №11.
Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, горихвостка, клест.
Окраска оперения для птиц – не последнее дело, она помогает им прятаться от врагов. Вот, например, что пишет Виталий Бианки о рябчике. Слайд №12.
Ученик. «У него перо-невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Всё в серых, да черных, да пестрых рябинах. В лесу-то ведь всё кругом в глазах так и пестрит». Слайд №13.
Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. Слайд №14.
Ученик. Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета,
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит. Слайд №15 .
Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать». Слайд №16. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. Слайд №17. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Кто знает, что это такое? Слайд №18.
Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, кедровка – орехами. Слайд №19, №20.
Есть птицы, получившие название за свое поведение.
Ученик. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка.
Шеей вертишь ты всегда –
Разве в этом есть нужда? Слайд №21.
Вертишейка вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, то она «изображает» змею: вытягивает шею, шипит, поворачивает голову в разные стороны. Кому хочется встретиться со змеей?!
Слайд №22. Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если всё перед глазами колышется.
А может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? (Ответы детей)
Оказывается, может. КамышОвка (или камЫшевка) всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Слайд №23.
Слайд №24. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры касатки . Береговушки роют гнезда-норки в высоком берегу реки. И «костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, - бурый. Слайд №25.
Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Слайд №26. Так, снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Слайд №27.
Ученик. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Зарянка … Слайд №28. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.
Ученик . В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
Или вот еще название – зяблик . Слайд №29. Почему же так называется эта птица? (Ответы детей – потому что зябнет).
Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик».
«Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь не очень-то страшен!
А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
Рассердился Октябрь:
- Зяблик ты, так зябни! – И стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!
- Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба – верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам как по ступенькам. И склевывает: то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная – плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре – май!»
Слайд №29. Оказывается, зяблик совсем не зябнет, он не боится холодов и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью – в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.
Слайд №30. А как вы думаете, за что глухаря прозвали глухарем? (Ответы детей) За то, что он глухой? Это не совсем так. Слайд №31. Когда глухарь поет (или, как говорят в народе, токует) он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадывается к нему охотник. Но только смолкла песня глухаря – стой! замри! – птица чутко прислушивается. Все тихо.
Итог занятия.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы узнали этимологию названий некоторых птиц. Давайте вспомним, что же такое этимология? По каким признакам птица получает то или иное название?
Сегодня вы видели и перелетных птиц, которые улетают от нас на юг, и зимующих, которые на зиму остаются с нами. Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, птицам зимой приходится очень трудно – холодно и голодно. Поэтому мы должны заботиться о них, оберегать и кормить. Как мы можем помочь птицам?
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц!»
Ученик. Покормите птиц зимой! Слайд №32.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна. Слайд №33.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз Слайд №34.
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Домашнее задание.
Узнайте из дополнительных источников этимологию слова «канарейка».
Зя́блик . Название этой птицы восходит к глаголу зябти (см. зябнуть ). Зяблик - птица перелетная, он появляется, когда наступают первые теплые дни, но еще не сошел снег, а улетает, когда первый снег уже покрывает землю, то есть в «зяблое» время. См. зябнуть .
Зя́́блик . Общеславянское - zebnoti (зябнуть). Название птице, по-видимому, дали из-за того, что она прилетает раннею весной, а улетает на зимовку с появлением первого снега. В русском языке слово известно с XVII в., но в форме «зяблица». Производное: зябликовый.
Зя́блик . Русское «зяблик» тесно связано с «зябнуть», «зяблый» - со словами, означающими холод, стужу: птичка эта прилетает одна из первых, самой ранней весной. А латинское «зяблик» - «фри́нгилла», «фри́гилла» - так же близко соприкасается с «фри́гор» - «холод», «фри́нгерэ» - «мерзнуть». Снова два языка создают слово одинаковым приемом, хотя каждый из своего «материала».
зя́блик; зя́блица «самка зяблика», укр. зя́блик, зя́блиця, сербохорв. зȅба, словен. zę́ba, польск. zięba, в.-луж., н.-луж. zуbа. Возм., от зя́бнуть, потому что зяблик появляется уже с первым таянием снега и улетает только с наступлением зимы (Брем); см. Преобр. I, 260; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 1, стр. 20; Брюкнер 653. С другой стороны, Буга (РФВ 75, 154) сравнивает *zębа с лит. žìbė, žibẽlė «fringillа cannabina», žibù, žibė́ti «блестеть, светить», ссылаясь на семасиологические отношения нем. Fink «зяблик» с нем. Funkе «искра». Менее приемлемо.
Зя́блик . Искон. Суф. производное от зябел , образованного с помощью суф. -ьl- > ел (ср. орел , козел ) от *zęba «зяблик», представленного до сих пор в польск. zięba , сербохорв. зеба , в.- и н.-лужицк. zyba . Последнее - производное от zębnoti «зябнуть». Птица получила свое название по «зяблому» времени прилета (с таянием снега) и отлета (в начале зимы). См.
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся —
зяблик согрелся.
Мошковская Эмма
Зяблик — это маленький вьюрок,
Может, чуть побольше воробья.
Часто, только выйдя за порог,
Зяблика на ветке вижу я;
— Эй, привет! — поёт он мне в лицо,
Пёрышки на крыльях показав…
Яркая окраска у самцов
Сразу же бросается в глаза:
Сине-серым цветом головы
Зяблик щеголяет по весне,
Спинка – цвета высохшей травы,
А на крыльях – словно выпал снег;
Красно-бурым пухом на груди
Зяблик, будто свитером, укрыт…
— Что стоишь? Не бойся, подходи! –
Свистом мне пичужка говорит,
— Для тебя сейчас исполню я
Нежную, волнующую трель,
Песенка весенняя моя
Согревает душу, как свирель!..
Кропотин Андрей
Знаешь, птица зяблик
Есть на свете, друг.
Он поёт красиво
Не всегда, не вдруг.
Он поёт красиво,
Когда солнца луч
Озаряет землю,
Не боится туч.
А когда приходят
Пасмурные дни —
Песни этой птицы
Нотами бедны.
Лишь унылы трели
«Рю-рю-рю-рю-рю».
«Песня – не чудесна», —
Я вам повторю.
Но лишь солнца лучик
Над сосной завис —
Исполняет зяблик
Песенку на «бис»
Ирис Ревю
З
ябко в лесу. Словно щеки ребят,
Я
ркие гроздья рябины горят.
Б
одрая птаха, готовясь в полет,
Л
ето с собою в дорогу зовет.
И
улетает в осеннюю синь
К
раткая звонкая песня: «Пинь-пинь!»
Шинкевич Николай
По зелени скользили
змеюки золотые,
на зяби зябли зяблики,
и зимородок зяб,
за озером бродили
собачки земляные,
на завтрак жабе язя
зажарил жадный жаб!
Василой Адела
Зяблик зябнет не на шутку
И решил купить он шубку.
Побежал в универмаг,
Смотрит — все ему не так:
Та длинна, та коротка,
А у той узки бока.
Слишком пышен воротник —
Он к такому не привык.
А у этой капюшон —
В нем совсем не виден он.
Подходящей не нашлось —
Улетать на юг пришлось!
Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.
Kупается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком!
Белозеров Тимофей
Нет, не любит зяблик
Пасмурные дни.
Он без солнца зябнет,
Он грустит в тени.
Птичке светлый лучик —
Самый лучший друг.
Солнышко за тучу,
Зяблик смолкнет вдруг.
А как выйдет солнце
В голубой просвет —
Зяблик распоётся
Передышки нет!
Он головку вскинет,
Глянет в высоту.
Красным,
Белым,
Синим
Вспыхнет на свету.
И поёт от счастья
Радостен и смел.
Солнышко, не прячься,
Чтобы зяблик
Пел!
Фейерабенд Е.
Уж весна, но поле бело.
Птичка с юга прилетела.
Холодно ещё, и зябнет
На берёзке голой зяблик.
Измайлов Александр
Мокнет птичка под дождём,
Не поётся на заказ…
Сереньким осенним днём
Улетает на Кавказ:
— Ну, на что мне лужи,
Я же не кораблик!
От жестокой стужи
Зябнет певчий зяблик.
Василой Адела
И мира круженье,
И зябликов пенье
Мне стали понятней
Всякой науки.
Багрицкий Всеволод
Он размером с воробья,
С буро-красной грудкой,
Трель не хуже соловья
Выдаёт малютка!
Зяблик — так его зовут,
Очень шустр и боек,
Всюду зяблики живут,
Очень зяблик стоек,
Зяблик песенки поёт,
Зяблик — мастер в этом,
На деревьях гнезда вьёт
И живёт в них летом.
Букашка летит не спеша на свет,
И зяблик у речки пришел в волненье.
Он клюнул букашкино отраженье
И изумился: букашки нет!
Эдуард Асадов
Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Сидел мой Зяблик в клетке
И зернышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Все пел и распевал.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.
Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.
Я спас его от смерти —
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
Сергей Михалков
Без устали выводит трели
Красавчик зяблик до темна.
С весны привыкнуть мы успели
К прелестной песенке. Она
Звучаньем редкостным блистает
Средь арий всех известных птиц.
Лишь соловьиной уступает,
Зато не ведает границ!
Её в лесу услышать можно,
С деревьев льётся у домов…
Увидеть зяблика не сложно –
Порхает в поисках кормов
И по земле снуёт отважно,
Уподобляясь воробью…
Когда ж усядется он важно
На ветке клёна и свою
Затеет выводить руладу, —
На миг застыну всякий раз!
Мне это пение – услада:
Не отводя от птички глаз,
Я с наслаждением внимаю
Волшебным звукам, что волной
Мне нежно сердце обвивают…
Спасибо, зяблик дорогой!
Сафиулина Галина
Я лучше всех пою,
Я песенку свою
И с соловьиным не сравняю свистом.
Гляди, как я хорош,
Красивей не найдёшь,
Я всех пестрей, смелей и голосистей.
Пускай поёт скворец
На новый образец —
Бедняга петь по-своему не может;
Сто раз я пропою
Мелодию свою —
Ведь лучшей, всё равно, никто не сложит.
Не стану замечать —
Ведь гордость мне под стать —
Какой-нибудь малюсенькой пичужки;
Но ты, сородич мой,
Смотри, подальше пой, —
Здесь всё моё: мой клён, моя подружка.
Бартольд Л.
Адрес любви неизвестен,
Но однажды она поутру
Просыпается с зябликом вместе
Звонкой птицей на лёгком ветру.
Припев:
Где же ты, птица? Как высоко?
Все тебя слышат, многие видят,
А приручить нелегко!
Чтобы руки мои не озябли,
Чтоб душа не сгорела в огне,
Добрый зяблик, маленький зяблик,
Ты слети поскорее ко мне!
Только песня звучит всё слышнее:
«Не ищу на земле я гнезда.
Если вправду любить ты умеешь,
Подымайся без страха сюда!»
Цели: расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.
Оборудование : иллюстрации птиц, грамзапись «Голоса птиц».
Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи - на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в теплые края. Всех пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске. И они очень рады этому. Послушайте, как они звонко поют свои песни. (Грамзапись «Голоса птиц».)
Сегодня мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили свои названия.
Ученик. Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц»:
Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечетка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия- прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка — это та, что поет на заре. Лунь — это тот, что «сед, как лунь». Кукушка... «Кукушка, кукушка. Сколько мне лет еще жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица - и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».
Воспитатель . Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкова прочитали нам... Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что птицы получили свои названия.
Ученик. Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы - «куку», болгары - «куковица», немцы - «кукук», испанцы «ку- куко». Все народы обратили внимание на один и тот же признак - крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже.
Ученик . А вот над болотом летит длинноклювая птица. А клюв-то у нее такой интересный, загнут вниз (показ картинки). Внимание - птица закричала: «Кууу-лик! Кууу-лик!». И всем понятно, как ее зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает): «Кулики - стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».
Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по- разному называются.
Ученик . Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Большую пользу приносит эта неутомимая труженица. Птичка издает тонкий писк. Поэтому ее прозвали пищухой.
Ученик . Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Например, как вы думаете, почему эту птицу (показ картинки) зовут зеленушка? А эту рябчик? Почему эту утку называют лысухой? По какому признаку эта птица названа шилоклювкой? А эта вертишейкой?
Ученик . Это горихвостка (показ рисунка). Она названа так за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит -
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
Ученик. Название птицы клест произошло от старорусского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.
Воспитатель . Ребята, а что необычного из жизни этой птицы и ее птенцов вы знаете? (Показ рисунка.) (Если дети затрудняются, то воспитатель сам рассказывает о том, что эта птица, в отличии от других, выводит птенцов зимой, и объясняет почему.) Эта птица зимородок.
Ученик. Многие птицы получили названия от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит свое гнездышко в крапиве, а дубровник — в дубраве. Ласточки-береговушки не умеют лепить гнезда, как это делают их сестры ласточки-касатки. Береговушки роют норки-гнёзда в высоком берегу реки. Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.
Ученик. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.
Ученик . Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.
Ученик (показывает картинку). Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре
Птичка лесная - зарянка -
Песню запела заре.
А вот эту птичку (показ картинки) зовут зябликом. Почему ее так назвали? Потому что она зябнет? Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик» (читает):
Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - ей хоть бы что? Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, с этими Октябрь и связываться не хочет, этим и Январь не очень-то страшен. А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая - Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся - и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый. Рассердился Октябрь:
Зяблик ты, так зябни! - и стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!
Небось, озябнешь! - разбушевался Октябрь, и давай Зяблику под перо дуть. А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. Склевывает то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная - плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре - май!
Ученик . Оказывается, зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зяблое», как говорят в народе, время, потому что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.
Эту птичку знают все (показ рисунка). Это... воробей, самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.
Ученик . Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомек, что не для нее сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.
Вора бей! Вора бей! - кричали люди, отгоняя непрошеных гостей. Отсюда и название - воробей.
А это что за большая серая птица прилетела на выращенные нами зерна (показывает ворону)!
Вор она! Вор она! - кричали люди. Отсюда и - ворона.
Воспитатель. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?
За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.
Ранним весенним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует большая черная птица с ярко-красными бровями (показ картинки). Хвост веером, грудь колесом! «Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк!» - раздается ее веселая тихая песня. Во время песни птица ничего не слышит. Вот и прозвали ее... глухарь.
Ученик. У сороки есть прозвище - белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот головка, крылья и хвост - черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит, ссорится - отсюда и название «сорока».
Воспитатель . Многообразен мир птиц. И каждая - особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны! Многие из вас, ребята, держат птиц дома. Расскажите о них.
Что вы знаете о певунье-канарейке?
Канарейки получили свое название от названия островов - Канарских, оттуда они были завезены к нам в Европу более двух веков назад.
Попугаи и канарейки - птицы из далеких от нас мест, где не бывает холодных зим. И хотя в клетке житье не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю - погибнут. А как быть с птицами наших родных мест, которых ловят птицеловы? Нужно ли их ловить? Где им лучше живется - на воле или в клетке?
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака «Зяблик»:
Хотел иметь я птичку
И денег накопил.
И вот на птичьем рынке
Я зяблика купил.
Сидел мой зяблик в клетке
И зернышки клевал,
И как в лесу, на ветке,
Все песни распевал.
Ребята заходили
На зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с зябликом возился,
Хоть было много дел,
А через две недели
Певец мне надоел.
Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой, -
Лежал в пустой кормушке
Голодный зяблик мой.
Я спас его от смерти -
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.
Хотят на день рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!».
Воспитатель. Почему мальчик отказался от щенка? В заключении нашего занятия прочитаем с доски замечательные слова М. Пришвина:
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 3 КЛАСС
Тема урока: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
Цели урока: 1.Продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова.
2.Продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Возможно наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе.
3. Введение в активный словарь учащихся термина « Беглые гласные».
4. Развивать навыки грамотного письма, внимание, мышление, речь.
5. Воспитывать любовь к русскому языку, к русской природе.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Вам было задано домашнее задание № 78. Скажите, что, вам нужно было сделать? (Записать однокоренные слова группами. Разобрать каждое слово по составу. Указать чередование согласных в корне слова.)
Какие группы, однокоренных слов вы выделили? Какие согласные чередовались в каждой группе?
(Дорога, дорожка, дорожная. Г-Ж. Лес, лесники, лесная. НЕТ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Орех, орешки, орешник. Х-Ш. Вьюга, вьюжная. Г-Ж. Река, речка, речной. К-Ч)
Какие слова остались? Почему не попали ни в одну группу однокоренных слов слова ПУТЬ, РОЩА, МЕТЕЛЬ. (Потому, что они не являются однокоренными.)
Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-…(бочок), друг-…(дружок),
Ухо-…(уши), пух-…(пушок),
Пишу-…(писать), лечу-…(летать)
Их будем однокоренными звать.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Какую букву мы пишем на минутке чистописания? (И)
А словарные слова, которые начинаются на букву И мы будем писать, тогда когда отгадаем загадки.
1. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (ИНЕЙ)
2. Теплый, длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Дозревает земляника.
Что, за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц- это? (ИЮЛЬ)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (ИВА)
НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦУ и ОБЬЯСНИТЕ О ЧЕМ ОНА?
ИСПОКОН ВЕКА КНИГА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА.
5.ФИЗМИНУТКА. ОФТОЛЬМОПАУЗА.
6.РАБОТА ПО ТЕМЕ.
А, теперь откройте с.124 упр.86
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать?
(Изменить данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос ЧЕГО?
Понаблюдать, что происходит в корнях этих слов. Записать слова парами. Выделить беглые гласные.
ОГ_ОНЬ - ОГНЯ, С_ОН- СНА, Р_ОЖЬ- РЖИ, П_ЕНЬ- ПНЯ, Р_ОТ-РТА, М_ОХ- МХА.
Какие гласные убежали? (О,Е).
Как они называются? БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Что называют беглыми гласными? ГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ ТО ПОЯВЛЯЮТСЯ, ТО «УБЕГАЮТ» ИЗ КОРНЯ. НАЗЫВАЮТСЯ БЕГЛЫМИ ГЛАСНЫМИ.
Б) УПР.89 С.125
Самостоятельная работа на доске и в тетрадях. Взаимопроверка в парах.
Что нужно сделать? (ОБРАЗОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОТ ДАННЫХ КОРНЕЙ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСА -ОК.
КРУГ- КРУЖОК, ЛУГ- ЛУЖОК, СНЕГ- СНЕЖОК.
Сравните значение слов в каждой паре. Какое значение придает суффикс –ОК словам.?
- (СУФФИКС –ОК ПРИДАЕТ СЛОВУ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
В) - А, теперь продолжим говорить о беглых гласных, откройте с.125 упр.90.
Что, нужно сделать в упражнении? (ЗАПИСАТЬ КАЖДОЕ СЛОВО В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА У ДОСКИ И В ТЕТРАДЯХ
ДРУЖОК -ДРУЖКИ, ПЕТУШОК-ПЕТУШКИ, ВОЛЧОК-ВОЛЧКИ, ПОРОЖЕК-ПОРОЖКИ, ОРЕШЕК-ОРЕШКИ, ЗАМОЧЕК-ЗАМОЧКИ.
Сравните суффиксы в каждой паре слов. Что, произошло с гласным в суффиксе? (ГЛАСНЫЙ «УБЕЖАЛ», А ЗНАЧИТ БЕГЛЫЙ ГЛАСНЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО В КОРНЕ, НО В СУФФИКСЕ.).
Г) СКАЗКА О ЗЯБЛИКЕ
Послушайте внимательно сказку и постарайтесь запомнить однокоренные слова, которые встретятся в тексте.
ЗЯБЛИК. Почему называется так эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке.
УПРЯМЫЙ ЗЯБЛИК.
Октябрь так птиц пугнул. Что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не трогались. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - ЗЯБ-ЛИК и должны они Октября бояться. Взялся- и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
Зяблик ты, так зябни,- рассердился Октябрь. И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет.
Небось озябнешь!- разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство- тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная- птичья- плюс 44 градуса. А с такой температурой и в октябре май!
Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях снег лежит. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время, и назвали ее зябликом.
Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.
Так какие однокоренные слова встретились? Что заметили в них?
ЗЯБЛИК, ЗЯБЛИКОВ,ЗЯБНИ, ЗЯБНЕТ, ОЗЯБНЕШЬ, ОТ ОЗНОБА, ЗЯБЛОЕ.
В ЭТИХ СЛОВАХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. С 124. УПР.85. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
8. ИТОГ УРОКА.
1.ОБОБЩЕНИЕ.
О каких явлениях в русском языке говорили на уроке?
Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры.
Что называется чередованием согласных? Приведите примеры.
2.Рефлексия
Какое задание больше всего понравилось?
С каким настроением уходим с урока?