Где живут драконы…. Драконы в реальной жизни
Где же и как они родились, где возникли и жили - эти мифические чудовища?.. Предлагаем вниманию читателей интересную гипотезу - детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики.
Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды.
Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.
Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась в чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.
Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки...
Спopy нет, сходство Вритры с полярным сиянием весьма проблематично. Трудно представить себе, что полярные сияния способны реветь по-драконьи или превращаться в чрева всех живущих на Земле существ. К тому же, как мы знаем, у Вритры немало «родственников» в мифологии самых разных народов. Попытаемся, однако, взглянуть на все это сквозь призму сознания первобытного человека с его нуждами и устремлениями, страхами и бессилием перед стихией, человека. который, не зная причин природных явлений, мог лишь отмечать их внешнее сходство и связи.
Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал прежде всего в качестве тотемного зверя. Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.
Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль. Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок. И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.: «Наука и. религия», 1981. № 11.].
Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый «береговой эффект».
Тьма долгой полярной ночи. по многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.
В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.
Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея!
В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.
Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.
А при чем тут зеленый змий?
Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома. Получали они его из лекарственного растения, которое тоже называлось сомой.
Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело. Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками.
Так было на севере. А на юге, ближе к Индийскому океану, в Малой Азии, на Ближнем Востоке?
Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь «шейных одеяний», семь «ужасов» или «лучистых сияний». Каждое из них представляло собой самостоятельное полубожественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.
Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других «родственниках» дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака:
Людя-скорпионы стерегут их ворота:
Грозен их вид, их взоры - гибель,
Их мерцающий блеск повергает горы...
Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором?
А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне. У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-"медузами» наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, «превращаясь в камень».
Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?..
Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи.
Как правило, новичка при этом должно было «проглотить» чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа, по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.
Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище (или злой дух) в качестве «визитной карточки» вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища.
Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва «великому змею-отцу».
В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - «встречи» с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая.
Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался «кон пагаб» - «великий смотр духов». В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор «болевых точек» не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены... обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с «духами».
Как же, все-таки, «воспоминания» о морозе и северном сиянии попали в тропики?
Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и «на месте». Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в «одеянии» папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Астралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния: в районе южного магнитного полюса они тоже бывают (вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными).
Стоит ли удивляться тому, что культ «небесной огненной змеи», которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем, о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи,- не редкость и в Юго-Восточной Азии. А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею.
Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на «несколько вязанок хвороста». Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях?
Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного (хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях «отражались» битвы богов и героев).
Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде. Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение.В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику, очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль «посредника» между севером и югом.
Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи. Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода.
А.Чемохоненко,
Я.Чеснов, кандидат исторических наук
"Наука и религия", 1982 год
Индонезийский остров Комодо интересен не только своей природой, но и своими животными: среди тропических джунглей этого острова живут настоящие «драконы »…
Такой «дракон
» достигает в длину 4-5 метров, его вес колеблется в пределах от 150 до 200 килограммов. Это наиболее крупные особи. Сами индонезийцы называют «дракона» «сухопутным крокодилом
».
Комодский варан
является дневным животным, он не охотится ночью. Варан всеяден, он может легко съесть геккона, птичьи яйца, змею, поймать зазевавшуюся птицу. Местные жители рассказывают, что варан таскает овец, нападает на буйвола и диких свиней. Известны случаи, когда комодский варан
нападал на жертву весом до 750 килограмм. Для того чтобы съесть такое огромное животное, «дракон» перекусывал сухожилия, тем самым обездвиживая жертву, а потом кромсал несчастное существо своими железными челюстями. Один раз варан проглотил неистово визжащую собачонку…
Здесь, на острове Комодо
, природа диктует свои правила, разбивая год на сухой и влажный сезоны. В сухой сезон варану приходится придерживаться «поста», а вот в сезон дождей «дракон» ни в чем себе не отказывает. Комодский варан
плохо переносит жару, его тело не имеет потовых желез. И если температура животного превысит 42,7 градусов по Цельсию, варан умрет от теплового удара.
Длинный язык, которым наделен комодский варан
– это очень важный обонятельный орган, вроде нашего носа. Высовывая язык, варан улавливает запахи. Осязаемость языка варана не уступает чувствительности обоняния у собак. Голодный «дракон» способен выследить жертву по одному единственному следу, оставленному животным несколько часов назад.
Молодые особи комодского варана окрашены в темно-серые цвета. По всему телу животного располагаются оранжево-красные полосы-кольца. С возрастом расцветка варана меняется, «дракон » приобретает ровный темный окрас.
Молодые вараны
, возрастом до года, небольшие: их длина достигает одного метра. К концу первого года жизни варан уже начинает охотиться. Малыши тренируются на курах, грызунах, лягушках, кузнечиках, крабах и самых безобидных - улитках. Повзрослевший «дракон» начинает охотиться на более крупную добычу: коз, лошадей, коров, иногда на людей. Варан близко подбирается к своей жертве и молниеносно атакует. После чего валит животное на землю и старается побыстрее её оглушить. В случае нападения на человека варан сначала откусывает ноги, затем разрывает тело на части.
Взрослые особи комодского варана
поедают свою добычу точно таким же образом - распластав жертву на куски. После того, как жертва варана убита, «дракон» вспарывает брюхо и в течение двадцати пяти минут съедает внутренности животного. Мясо варан поедает крупными кусками, проглатывая его вместе с костями. Для быстрого прохождения пищи, варан постоянно забрасывает голову вверх.
Местные жители рассказывают, как однажды, поедая оленя, варан затолкал ногу животного себе в горло, пока не почувствовал, что она застряла. После зверь издал звук, похожий на гул и начал неистово махать головой, припадая при этом на передние лапы. Варан
бился до того момента, пока лапа не вылетела у него из пасти.
Во время поедания животного «дракон
» стоит на четырех вытянутых лапах. В процессе приема пищи видно, как живот варана наполняется и оттягивается до самой земли. Наевшись, варан уходит в тень деревьев переваривать пищу в тишине и спокойствии. Если от жертвы что-то осталось, к туше стягиваются молодые вараны. В голодный засушливый сезон ящеры питаются собственным жиром. В среднем продолжительность жизни комодского варана
составляет 40 лет.
Комодские вараны давно перестали быть диковинкой… Но остается один нерешенный вопрос: как попали столь интересные животные в наше время на остров Комодо?
Появление огромного ящера покрыто тайной. Существует версия, что комодский варан – это прародитель современного крокодила. Ясно одно: варан, живущий на острове Комодо – это самая крупная ящерица в мире. Палеонтологи выдвигают версию, что около 5 - 10 миллионов лет назад предки комодского ящера
появились в Австралии. И это предположение подтверждается одним весомым фактом: кости единственного известного представителя крупных пресмыкающихся были найдены в плейстоценовых и плиоценовых отложениях Австралии
.
Считается, что после того, как образовались и остыли вулканические острова, ящер поселился на них, в частности на острове Комодо
. Но тут снова возникает вопрос: как ящер добрался до острова, расположенного в 500 милях от Австралии? Ответ пока не найден, но по сей день рыбаки побаиваются отправляться в плавание возле острова Комодо
. Будем думать, что «дракону» помогло морское течение. Если выдвинутая версия верна, то чем же питались ящеры все то время, пока на острове не было ни буйволов, ни оленей, ни лошадей, ни коров и свиней… Ведь скотина была завезена на острова человеком много позже, чем на них появились прожорливые ящеры.
Ученые утверждают, что в те времена на острове жили гигантские черепахи, слоны, высота которых достигала полтора метра. Выходит, что предки современных комодских ящеров охотились на слонов, правда, карликовых.
Так или иначе, но комодские «драконы»
– это «живые ископаемые».
Эта история больше похожа на начало приключенческого романа или фильма о чудовищах. В 1911 году голландский авиатор Хендрик Артур ван Боссе потерпел крушение над морем и вплавь добрался до небольшого и в ту пору совершенно необитаемого острова Комодо, Индонезия.
Оказавшись в положении Робинзона, голландец не пал духом — у него был пистолет, патроны, нож, спички и компас, да и оказаться в подобной переделке было для него не в новинку. Так что вынужденная «робинзонада» в ожидании спасения на каком-либо проходящем мимо судне не обещала быть особенно трудной.
Но каково же было изумление и ужас, охватившие ван Боссе, когда он обнаружил, что на Комодо, кроме привычных ему зверей и птиц, живут чудовищные, словно сошедшие со страниц учебника палеонтологии, ящеры…
Бесшумно появляющиеся из зарослей под покровом ночного мрака, огромные рептилии напоминали персонажей готической сказки и, с легкой руки голландца, получили название «драконов острова Комодо».
Жить по соседству с ними, даже имея огнестрельное оружие, оказалось, по понятным причинам, весьма затруднительно для летчика. В конце концов, он соорудил самодельный плот и после 57-дневного плавания добрался до соседнего острова Тимор. К его рассказу отнеслись не иначе как к охотничьей байке. Чтобы снять с себя клеймо лжеца, Боссе пришлось хитростью заманить на Комодо экспедицию и подарить ее участникам славу официальных первооткрывателей гигантского, или комодского, варана.
Впрочем, открытием это было только для Европы: как потом выяснилось, еще в 1840 году султан Сумбавы — крупного острова, во владения которого входил и Комодо, — специальным указом запретил охоту на этих фантастических животных.
С тех пор на острове перебывал уже добрый десяток «ученых десантов», детально описавших последнего живого родственника динозавров.
Драконы Комодо - гигантские ящерицы длиной до 3 метров и весом до 150 кг с мощными челюстями и хвостом. Такие размеры (для достижения которых варану нужно прожить лет 30) соответствуют не очень крупному тигру и примерно вдвое превосходят леопарда. На первый взгляд ящеры кажутся медленными и неповоротливыми, но в погоне за добычей могут развивать приличную скорость до 30 километров в час (это зафиксировано с секундомером в руках), а ударом хвоста легко ломают ноги оленю, которого потом заглатывают целиком. Ядовитых зубов у комодо нет, но их укус может быть смертельным: в пасти рептилий селятся опасные болезнетворные бактерии.
В 1920-х годах Комодо начали заселять индонезийские крестьяне. С того времени и стали появляться в прессе кошмарные истории о людях, растерзанных «комодскими драконами».
Впрочем, удивительное дело: с тех пор как вараны, а точнее, привлекаемые ими на остров туристы, стали главным источником доходов островитян, рептилии почему-то перестали нападать на аборигенов и переключились исключительно на приезжих. Каждому посетителю Комодо обязательно рассказывают про погибшего в 1978 году швейцарского натуралиста Барона. Опытный путешественник и большой любитель варанов, он предпочитал одиночные экскурсии. Из последней он не вернулся. Поисковым группам удалось найти только очки и фотоаппарат. Остальное бесследно исчезло — по всеобщему мнению, в пасти ненасытных чудовищ.
В принципе такое вполне могло произойти. В еде варан признает лишь одно: только мясо. Зато всякое — от кабанов и оленей до насекомых и крабов, не делая исключения даже для собственного потомства. Если размер добычи позволяет, варан заглатывает ее целиком, хотя его острые зубы и мощные челюсти прекрасно справляются с разделкой любой туши, что является непростой задачей даже для таких эффективных хищников, как крокодилы. Они либо подстерегают жертву в засаде у тропы, либо медленно подкрадываются к ней на расстояние, позволяющее сделать внезапный бросок. Таким манером комодо ухитряются порой ловить даже обезьян.
Но настигнуть жертву — еще полдела. Варан не владеет искусством немедленного умерщвления, да и подходящих инструментов для этого у него нет. Знаменитый хвост, которым ящер способен наносить страшные удары, — орудие, скорее, самообороны, чем охоты. И если небольшую добычу можно заглотать живьем (что вараны и проделывают), то при поимке крупной дичи отрывать куски от живого и полного сил зверя довольно неудобно. Это относится и к человеку: если мсье Барон и был съеден варанами, то разве что после какого-нибудь несчастного случая, в результате которого он погиб или же потерял способность передвигаться.
Впрочем, у варанов есть оригинальный способ приведения жертвы в беспомощное состояние. Их зубы, между которыми всегда остаются частицы предыдущих трапез, — настоящий инкубатор гнилостных бактерий. У животных, вырвавшихся из вараньих челюстей, укусы часто воспаляются и вызывают заражение крови. Конечно, бактерии — не яд.
И животное потеряет способность к сопротивлению лишь через несколько дней, за которые может уйти очень далеко от своего погубителя. Но куда ему деваться с маленького острова! Остров Комодо имеет длину 35 километров, ширину 15 километров. Затем можно, не торопясь, идти за жертвой, которая рано или поздно упадет.
Драконы неплохо плавают и легко пересекает проливы между соседними островами, хотя охотятся в основном на суше. Местом обитания им служат глубокие норы, которые они роют с помощью своих могучих когтистых лап.
В последние годы обнаружилось, что гигантские ящерицы благодаря своим недюжинным плавательным способностям сумели освоить и соседние островки. Но для всего мира этот исполинский варан, с легкой руки Хендрика ван Боссе, навсегда останется «драконом острова Комодо».
Местожительство остальных — близлежащие острова Ринджа и Падар, а также западная часть большого и давно освоенного людьми острова Флорес.
В фольклоре практически всех народов мира присутствуют драконы. Самые разнообразные – добрые и злые, приносящие удачу и такие, встреча с которыми грозит неминуемой бедой, крылатые и бескрылые, живущие в лесах, в горных пещерах, в море, многоглавые или одноглавые, – всех не перечесть. Но если бы драконы присутствовали только в фольклоре – это еще полбеды. В конце концов, мало ли художественных вымыслов. Мы же не обязаны верить в то, что волк смог сожрать Красную Шапочку и ее бабушку – это ж каких размеров должна быть зверюга, чтобы вот так ненавязчиво перекусить! Мы не верим в Деда Мороза, живущего где-то в снегах Лапландии. И драконы прекрасно вписывались бы в общий ряд сказочных персонажей, несмотря на их повсеместную распространенность. Ведь в мире достаточно сказочных сюжетов, кочующих от народа к народу, от континента к континенту. Правда, в основном такие сюжеты связаны с природными явлениями (как тот же Дед Мороз – олицетворение зимы), а не с персоналиями, но мало ли что бывает.
Но драконы – дело другое. Они присутствуют не только в сказках и мифах. Их место обитания – далеко не только народный фольклор. О драконах писал еще Геродот, а ведь он по праву считается отцом истории. Причем, в описании Геродота нет ни капли мифотворчества. Дракону не приписывается никаких сверхъестественных свойств. Он не бессмертен, не всемогущ, не охраняет сокровища, не похищает прекрасных дев (разве что с утилитарной целью позавтракать), не принимает многих обличий. Описание четко и ясно, как если бы было сделано вполне современным наблюдателем, естествоиспытателем, обнаружившим новый вид живых существ.
Дракон Геродота обитал в водах Евксинского понта (Черное море), имел в длину 20 м, когтистые лапы, красные глаза, гребень, похожий на гриву, длинный хвост. Окрас – темный, почти черный. Пасть явно плотоядного животного – зубы, напоминающие зубы акулы по форме, и так же, как у акулы, растущие в несколько рядов. Возможно, часть пропавших в те времена кораблей, не пришедших в порт назначения – это результат встречи с драконом. Кстати, скорость движения описанного Геродотом существа была довольно значительной, по крайней мере, она была существенно выше, чем скорость греческих парусно-гребных судов.
Обратите внимание – никакой мистики. Никакой фантасмагории. Вполне вменяемое описание животного. И ведь об этом морском чудище писал не только Геродот. Сохранились свидетельства различных моряков, которые утверждали, что видели черного дракона собственными глазами. Крымские рыбаки поголовно были убеждены, что он существует. Но ладно бы дело ограничивалось давними временами! Но о черноморском драконе существуют и другие свидетельства. Например, о нем во время первой мировой войны докладывал командованию капитан немецкой субмарины. Об этом драконе писал Максимилиан Волошин, русский поэт и художник. Более того, Волошин собственными глазами в 1921 году видел роту красноармейцев, направленную в район Карадага для уничтожения дракона – животное препятствовало ловле рыбы, уничтожало рыбаков. Правда, никого не поймали и не уничтожили – может, дракон, как многие хищники, почувствовал засаду, а, может, был просто не в настроении в тот день приближаться к мелководью.
Утверждается, что Николай I направлял исследовательскую экспедицию, которая должна была либо опровергнуть существование черноморского дракона, либо утвердить его. И эта экспедиция обнаружила яйцо весом 12 кг, причем, зародыш, находившийся в яйце, полностью соответствовал описанию Геродота – гребень и т.д. В комплекте с яйцом был обнаружен скелет огромного хвоста, и даже возник настоящий научный спор: могут ли драконы отбрасывать хвост, подобно ящерицам, и линяют ли они, сбрасывая кожу, подобно змеям. Правда, в результате ряда войн находки были утрачены – по одной версии, по другой версии – до сих пор хранятся в каком-то музее Херсона.
В 1990 году с исследователи из Карадагского института подняли сеть с глубины 50 м, и в ней обнаружили убитого дельфина. Судя по ранам, они были нанесены животным, имеющим зубы не менее 4-5 см длиной, причем ширина пасти должна была составлять не менее 1 м. Нападавший попросту перекусил дельфина пополам, а ведь дельфин – это не какая-то килька!
По сей день находятся люди, которые утверждают, что видели морского дракона, полностью соответствующего описанию Геродота. И большая часть из них вообще не знает, кто такой был Геродот и что он там описывал. Смущает, правда, что до сих пор никому не удалось зафиксировать дракона на пленке, хотя энтузиастов с кино- и фотокамерами на черноморском побережье не счесть. Но это все же не показатель мифологичности дракона. Вряд ли в Черном море так много особей, а уж держаться подальше от людей научены практически все животные земного шара.
И это только один из вариантов дракона. А вообще существует множество различных описаний. Такое впечатление, что драконов было довольно много разновидностей. В том числе и «канонические» – летающие, изрыгающие пламя.
Кстати, именно то, что драконам приписывалась возможность плеваться огнем, являлось одним из аргументов противников реальности драконов. Ну действительно, как может живое существо вырабатывать в своем теле горючую жидкость, а затем еще и выдыхать пламя? И при этом не сжигать себе ни внутренности, ни даже носоглотки. Нереально!
Но вот ведь живет себе жук-бомбардир, обладающий удивительной способностью – выстреливать горючую жидкость в моменты опасности. Более того, состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу! То есть, в теле насекомого работает настоящая химическая лаборатория, причем, прекрасно оснащенная. Ведь для того, чтобы ракетное топливо сработало, его состав должен быть строго определен. Малейшая неточность – и либо все взорвется раньше, либо не взорвется вообще.
Какое отношение имеет жук-бомбардир к драконам? Самое прямое. Мало того, что это – подтверждение того, что живое существо вполне может «плеваться» огнем, так ведь еще и в ископаемых черепах некоторых видов динозавров были обнаружены полости, аналогичные тем, которые используются жуком-бомбардиром для выработки и использования своего «химического оружия»! То есть, можно утверждать, что существовали на Земле животные, изрыгающие пламя.
Еще небольшой нюанс – рыцари средневековья. Если современный мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, то средневековый рыцарь был обязан спасти девственницу, защитить замок и… убить дракона! Своеобразный тест на профпригодность. И вот же какая история – на всех хватало драконов. Можно говорить, что дракон являлся собирательным образом врага, или что средневековые рыцари страдали синдромом барона Мюнхгаузена, или что их драконы подобны великанам Дон Кихота… Сказать можно многое. Но как-то представляется не слишком вероятным, что столько уважаемых в свое время людей отчаянно лгало, утверждая, что был убит дракон. К тому же, как быть со свидетельствами, что рыцари привозили отрубленные драконьи головы и лапы? Или они их изготавливали из папье-маше?
А как быть с описанием Левиафана в Библии («…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов, 40))? Кстати, этот дракон тоже был водоплавающим, как и дракон Геродота. Или – классика жанра! – Георгий Победоносец, убивающий дракона. Что самое интересное – и по описанию, и по иллюстрациям давних времен дракон св. Георгия Победоносца весьма похож на один из видов динозавров. Кстати, драконов убивали и другие святые. И если можно еще сказать, что в данном случае под победой над драконом имелась в виду победа над силами зла, над дьявольским искушением и т.д., то как же быть с описанием и иллюстрациями старинных книг? Неужто художник просто вдохновился образом динозавра? Но тогда вопрос – а где ж он этот образ подсмотрел?
Как-то уж слишком много описаний драконов, слишком много людей, которые утверждали (и утверждают), что видели существа, подобные драконам. И слишком широко распространены описания и свидетельства, они охватывают весь земной шар. Очень нехарактерно для сказки или мифа. И поэтому все больше и больше распространяется мнение – да, драконы действительно существовали. Более того, некоторые разновидности сохранились и по сей день. Например, дракон Комодо – не просто виденный, но описанный, сфотографированный, пойманный, препарированный. Правда, размеры мелковаты по сравнению с древними образцами. Но все мельчает в этом мире, засоренном отходами технической цивилизации.
А еще вероятнее, что на Земле существует не только дракон Комодо, но и другие драконы. Вот только люди видят их редко. Причины могут быть различны – начиная от простейшей: сохранившиеся драконы водоплавающие и обитают вдали от морских путей сообщения, и заканчивая возможным наличием сухопутных драконов в малоисследованных областях земного шара (небольшая популяция животных вполне может скрываться и по сей день). Ну а то, что встречи с драконами не так часты, как во времена средневековых рыцарей… так, может, это и к лучшему. Слишком уж склонен человек к истреблению живых существ (вспомним хотя бы рыцарей). Так что пусть драконы держатся подальше от людей. Тогда, возможно, наши потомки и смогут с ними познакомиться. Желательно – не со стороны прицела. Все-таки драконов жалко.
дракон упоминается три раза: при этом один раз в классической форме δράκων (стих 323), а два раза в форме δράκοντος (стихи и ). Последние два неизменно переводятся на русский как "змея-дракон ".
Забавное описание змей-драконов оставил нам наш "старый друг", римский писатель и эрудит Плиний Старший
(Plinius Maior
)
воображаемый портрет Плиния Старшего работы художника XIX века;
достоверных портретов античного периода, как мы знаем, не сохранилось,
В книге VIII своей "Естественной истории " (Naturalis Historia ) он написал:
XI. <. . .>но самых больших слонов поставляет Индия . Она же поставляет и драконов, которые находятся в постоянной вражде со слонами; эти драконы столь огромны, что легко обвивают слонов своими кольцами и сдавливают их, скрутившись в тугой узел. В этом сражении погибают оба противника и побежденный слон, падая, своей тяжестью душит обвившего его дракона. Перейдём теперь к рассмотрению "свидетельств" о драконах средневековых , но не всех подряд, а только избранных, т.к. "имя им легион"... По преданиям некий человек был направлен из Рима
(Roma
) в Мец
(Metz
, или как он назывался в то время Divodurum Mediomatricorum
) в III веке н.э. чтобы стать местным епископом. По прибытию местные жители нажаловались ему, что в руинах амфитеатра поблизости живёт дракон по имени Граулли
(Graoully
, либо Graouilli
), отравляющий своим дыханием местность и наводящий ужас на обитателей города. Тогда чужестранец пошёл в логово дракона, сотворил Крестное Знамение, обернул шею змия своей столой и тем самым приручил чудовище. Затем вывел его из города и на берегу реки Сейль
(Seille
) низвёрг его в глубины земли, откуда тот и явился, а провал задвинул скалой. С тех пор тот путник известен как св. Климент Мецский
(Clément de Metz
), первый епископ Меца =) Чего только местные жители не делали, но избавиться от него не могли. Тут появилась таинственная незнакомка. Застала она монстра в самый отягчающий момент - за человека пожиранием. Окропила она его Святой Водой, сотворила Крестное Знамение и... стал Тараск кроткий как овечка. Связала она его своим пояском и привела в город, где, в отместку за сотворённые неудобства, перепуганные жители зверски его забили копьями. Была эта незнакомка св. Мартой
или Марфой
(Martha
, либо Μάρθα
из מַרְתָּא
). А селение с тех пор называется городом Тараскон
(Tarascon
) в честь "геройски" поверженного Змея =)) Также сохранились сказания о кровожадном драконе, проживавшем на горе возле немецкого города Драхенфельс
(Drachenfels
, дословно "Скала дракона"). Что с ним случилось: показания "очевидцев" очень сильно расходятся. Но, тем не менее, сейчас на этой горе руины замка =) Немножко иная история открывается нам на востоке, там мы не наблюдаем такого уж отождествления драконов с нечистой силой. Конечно, в арабском мире св. Георгий, Победитель Дракона, тоже имеет своё почитание под именем Джирджис либо даже Эль-Хидр (جرجس , либо الخضر ), но драконы всё же сохранили прямую преемственность своих языческих предков из Ближнего Востока . В персидской космографии XIII века (неизвестного автора) под названием "Чудеса мира
" (оригинал названия в кирилличной транскрипции Аджа’иб ад-дунйа
) сообщается о неком драконе, в описании которого прослеживается прямая связь этого зверя с доисламской традицией (лист 140а, глава 190): В IX веке чуть южнее города Энипонс
(Oenipons
; ныне Инсбрук
- Innsbruck
, либо Innschpruckh
) на севере Тироля
(Tirolis
) в одном глубоком и мрачном ущелье на берегу реки Зиль
(или Силь
; Sill
) поселился ужасный дракон. А может даже и линдворм . Но это не столь важно, а важно то, что змей временами покидал своё убежище и учинял в округе страшное опустошение. А периодические наводнения, что затапливали ущелье, вымывали оттуда кусочки золота... В то же время недалеко, на реке Рейн
(Rhein
, либо Rhin
) жил гигант по имени Хаймо
, либо Хаймон
(Haymo
, либо Haymon
, от Αἵμων
). Гигантом он назывался не зря, т.к. был ростом 12 футов (почти 3,7 м). Услышав о бесчинствах дьяволова отродия Хаймо вооружился лучшим оружием и отправился на битву. Прибыв на место он, тут как тут, столкнулся с выползшим на промысел змеем. Завязалась битва. Серьёзно опасаясь за свою шкуру дракон попытался скрыться в ущелье, но храбрый Хаймо спустился в него, убил чудовище и вырвал у побеждённого монстра язык. По слухам у итальянского учёного-натуралиста Улиссе Альдрованди
(Ulisse Aldrovandi
, либо Vlyssis Aldrovandvs
) В сочинении разнообразным драконам и их описанию посвящена полностью вторая книга (со страницы 311). Например можно увидеть такие диковинки... ;) Решить сию проблему попытался чуть менее чем столетием позже другой христианский учёный, немецкий энциклопедист Атаназиус (Афанасий) Кирхер
(Athanasius Kircher
) в своей книге "Подземный мир
" (Mundus Subterraneus
), впервые увидившей свет в 1664 году. Выводы эти смехотворны с точки зрения современной науки, но в то время были вполне на уровне и даже немножко революционными. Так например Кирхер утверждал, что Земля вовсе не цельная по своему строению, как могло бы показаться при беглом взгляде на предмет изучения нам, жителям её поверхности, а скорее пористая, как швейцарский сыр, обладающая многочисленными пустотами и неоднородностями. Именно соединение в этих пустотах стихий огня ("домом" которых является находящаяся в центре земли "пирофилакия" - pyrophylacia
), воздуха и воды и есть главной причиной, движущей силой всех происходящих на Земле геологических событий.
Интересно изображение дракона, терроризировавшего местность возле современного городка Штанс (Stans ) в Швейцарии, около 1250 года. На иллюстрации изображён бой со змеем легендарного рыцаря Штрута фон Винкельрида (Strut von Winkelried ): Бесчинства чудовища привели к тому, что деревушка Вилен (Wilen ) полностью опустела, превратившись в местность Эдвилен (Ödwilen ), т.е. "вымерший Вилен", любые попытки избавиться от змея заканчивались ничем, т.к. дракон, издали завидев отряд драконоборцев, прятался в пещере Драхенлошь (Drachenloch ) возле вершины горы Муэтершвандэрберг (Mueterschwanderberg ), также известной как Драхенфлю (Drachenflue ). Победить чудовище удалось лишь ценой своей жизни рыцарю Винкельриду, выманившего зверя из укрытия мнимой беспомощностью одинокого путника. Место боя с тех пор, по свидетельству Кирхера, известно как Дракенфельдт (Drackenfeldt ). Объективно же рассмотрев это изображение опять можно сделать вывод, что, как и в случае с линдвормом Альдрованти, художник вдохновлялся останками плезиозавра , дорисовав ему звериные лапы, а передние плавники превратив в крылья;) (Agamidae ), представители которого обитают в Юго-Восточной Азии . Правда драконы эти вовсе не огнедышащие и размерами не превышают 41 см (самые крупные особи, при этом на хвост припадает более половины длины). Но удивительной особенностью этого рода ящериц есть рёбра, пять или шесть из которых имеют очень большую длину и способны на специальных "шарнирах" раздвигаться в стороны, формируя с помощью растянутой на боках кожи что-то вроде крыльев. И крылья эти используются по прямому назначению - для полёта. Правда махать ими невозможно, но планируя дракончики преодолевают расстояние до 60 м (теряя при этом всего лишь метров 10 высоты). И в занятии этом летающие ящерицы достигли вполне себе основательных успехов... Вполне может быть, что привезённые путешественниками из Азии диковинные ящерицы (либо их скелетики) вдохновляли художников использовать эти формы и для "европейских" драконов. И "Родосский дракон" Кирхера в этом деле не одинок, вспомните также "Эфиопских драконов" Альдрованти;) Но гораздо большее влияние видимо летающие дракончики имели на своих непосредственных "соседей", людей которые их наблюдали чаще, чем европейцы... По китайской традиции дракон положительное мифическое существо (в отличие от инфернального европейского), связанное с богами, землёй и водой. Внешность его возможно тоже некогда была основана на внешности летающих дракончиков, но скорее всего претерпела существенные изменения, т.к. в его облике уже слишком много змеиного. По классическим представлениям дракон должен иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Крыльев, в отличие от многочисленных европейских собратьев, у него уже нет, т.к. для полёта он использует некую магическую шишку на макушке. На изображениях шишка правда, из-за своих небольших размеров, часто упускается... |