Что является общим для философии и искусства. Тесты по философии для контроля остаточных знаний. С греческого языка слово «философия» переводится как
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Сборник тестов и контрольных заданий
по дисциплине «Основы философии»
учебное пособие для контроля знаний
специальностей 15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.03 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Воронеж 2016
Составитель: преподаватель Столярова Н.В.
Компьютерный набор и верстка выполнены Столяровой Н.В.
Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ»», 2016, 29 с.
Учебное пособие для контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», – с.29.
Пособие предназначено для контроля знаний студентов по дисциплине «Основы философии». Сборник содержит тестовые и контрольные задания и правильные ответы.
Пояснительная записка
Примерный перечень контрольных и тестовых заданий по учебной дисциплины «Основы философии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, среднего профессионального образования и едина для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Основы философии» является общеобразовательной в структуре среднего профессионального образования и служит важным средством формирования общегуманитарной и философской культуры мышления.
В результате изучения дисциплины учащийся должен иметь представление:
- об истории философии;
- об основных течениях современной философской мысли;
знать:
- основные понятия, принципы и законы философии;
уметь:
- осуществлять философский анализ окружающей действительности.
Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.
Для определения степени усвоения студентами содержания программного материала, проводится контрольная работа по основным темам изучаемого курса.
Число вариантов контрольных работ, количество вопросов в каждом варианте, их содержание являются примерными и могут быть изменены преподавателем.
1. Контрольная работа по теме: «Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».
2. Тест № 1 по теме: «Античная философия».
3. Тест №2 по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».
4. Тест №3 по теме: «Немецкая классическая философия».
5.Тест №4 по теме: « Русская философия».
6. Ответы к тестовым заданиям
7. Список литературы.
Контрольная работа по теме « Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».
Вариант 1.
1.Что такое мифологическое мировоззрение? Каковые его основные черты?
2. Какие разделы философии принято выделять в науке? Охарактеризуйте каждый из них.
3. В чем состоит специфика философского знания? Каковы особенности философского знания?
4. Перечислите основные методы философии и дайте им характеристику.
Вариант 2.
1.Что такое религия? Каковы основные функции религии?
2.Перечислите основные базовые категории философии и дайте им характеристику.
3. Каковы основные функции философии? Дайте характеристику основным функциям.
4. Какие основные направления выделяют в философском знании? Дайте характеристику любым двум направлениям.
Вариант 3.
1.Что такое философии? Какие стадии эволюции прошла философия в своем развитии? Дайте им характеристику.
2. Какова основная проблема философии? Как она решается на разных стадиях развития философии?
3. Что такое материализм? Каковы его особенности?
4. Каково современное состояние основного вопроса философии? Каковы его перспективы?
Тест по теме: «Античная философия»
Вариант 1.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.
4. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц - атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
5. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания
6. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.
7. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
8. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей - существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит;
д) Сенека.
9. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ
1. вода; а) Демокрит;
2. апейрон; б) Анаксимандр;
3. огонь; в) Пифагор;
4. число; г) Фалес;
5. атомы; д) Гераклит.
10. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; а) атомисты;
2. Демокрит; б) Элейская школа;
3. Анаксимандр; в) Милетская школа;
4. Плотин; г) неоплатонизм;
5. Пиррон; д) скептики.
11. Установите соответствие учителя ученику:
Учитель Ученик:
1. Платон; а) Анаксимандр;
2. Сократ; б) Аристотель;
3. Аристотель; в) Александр Македонский;
4. Фалес; г) Платон.
12. Установите последовательность философских школ античности:
а) пифагорейцы;
б) Милетская школа;
в) Ликей;
г) Академия;
д) неоплатоники.
Вариант 2.
1. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
2. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
3. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.
4. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.
5. . Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
6. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
7. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
8. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ Основные категории
1. Платон; а) логос;
2. Гераклит; б) идея;
3. Аристотель; г) форма;
4. Демокрит; д) атом;
5. Эмпедокл; е) любовь;
ж) ненависть.
9. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; а) Парменид;
2. идеализм; б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур;
д) Платон.
10. Установите последовательность философских учений античности:
а) «мир идей»;
б) «все из воды»;
в) «в основании всего лежит число»;
г) «воздержание от суждения».
11. Из чего, согласно Анаксагору, происходят все вещи?
а) из огня
б) из воздуха
в) из четырех элементов
г) из безмерной смеси всего
12. Кого в Древней Греции называли софистами?
а) натурфилософов
б) мудрых правителей
в) мудрецов отшельников
г) платных учителей риторики
Тест по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».
Вариант 1.
1. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным:
а) индукция
б) дедукция
в) анализ
г) синтез
2. Гносеология – это учение:
а) о ценностях
б) о развитии вселенной
в) о бытие как таковом
3. Определенный тип познавательного процесса. на котором информация об объекте. полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это
а) чувственное отражение
б) познавательный контакт с объектом познания
в) представление
г) объяснение
д) ноумен
а) Августин Блаженный 1) Возрождение
б) Николай Кузанский 2) Античность
в) Кант 3) Новое время
г) Платон 4) Средневековье
а) немецкая классическая философия 1) Античность
б) герменевтика 2) Средневековье
в) патристика 3) Современность
г) софистика 4) Новое время
6. Соотнесите понятия и философов, которые их используют
а) бытие 1) Аристотель
б) форма 2) Демокрит
в) идея 3) Парменид
г) атом 4) Платон
7. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского?
а) идеализма и стоицизма
б) объективизма и скептицизма
в) эмпиризма и материализма
г) рационализма
д) панматематизма
8. Исходный принцип философии Декарта:
а) сомнение
б) диалектика
в) интуиция
г) озарение
д) логика
9. Философия природы Дж. Бруно – это
а) деизм
б) креационизм
в) пантеизм
г) дуализм
д) материализм
10. Согласно Локку, основой всякого знания является:
а) ощущения
б) идея
в) мысль
г) слово
д) интуиция
11. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха
б) Бог есть единое
в) Бог. будучи единым и единственным, существует в трех ипостасиях
г) Бог есть Все и все есть Бог
д) Бог есть безличная духовная реальность
12.В центре размышления философов средних веков стоит:
а) природа
б) личность
в) Бог
г) идеальный мир
д) процесс познания
13. Апологеты во II в н.э
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника
б) защищали, оправдывали христианское вероучение
в)впервые раскрыли стремление души к первоединству
г) рассматривали противоположность духа и материи
д) являлись сторонниками атомизма
14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
а) разум
б) воля
в) переживание
г) вера
д) страсть
15. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога
а) Августин Блаженный
б) Фома Аквинский
в) Ансельм Кентерберийский
г) Альберт Великий
д) Тертуллиан
а) Анаксимандр
б) Эмпедокл
в) Фалес
г) Платон
д) Аристотель
17. «Государство» Платона было
а) демократическим государством равных возможностей
б) религиозным государством
в) государством кастового типа. с четким сословным разделением
г) абсолютной монархией
д) деспотией восточного типа
18. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц - атомов
б) чувственный образ, идея
в) единство материи и формы
г) создано из воды
д) конструкция сознания
19. Установите соответствие учителя ученику
Учитель: Ученик:
а) Платон 1) Аристотель
б) Сократ 2) Платон
в)Аристотель 3) Александр Македонский
г) Фалес 4) Платон
Вариант 2.
1. Индукция - это
а) логический путь от общего к частному
б) подача ложного знания, как истинного
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка
г) момент интеллектуального озарения
д) относительная, неполная истина
2. Аксиология– это учение:
а) о ценностях, б их происхождении и сущности
б) о развитии вселенной
в) о бытие как таковом
г) о сущности познания, о путях постижения истины
д) о сущности человеческой истории
3. Какое понятие лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм
б) агностицизм
в) скептицизм
г) антропоцентризм
4. Установите соответствие философов и эпохи:
а) Аристотель 1) Новое время
б) Локк 2) Античность
в) Вольтер 3) Средневековье
г) Фома Аквинский 4) Просвещение
5. Установите соответствие философского направления исторической эпохи:
а) энциклопедизм 1) Античность
б) атомизм 2) Средневековье
в) фрейдизм 3) Современность
г) схоластика 4) Просвещение
6. Соотнесите философские позиции и их характеристики
а) антропоцентризм 1) отрицание Бога
б) теоцентризм 2) бог повсюду
в) пантеизм 3) Бог в центре мира
г) атеизм 4) человек в центре мира
7. основным рабочим методом Ф. Бэкон являлся?
а) анализ
б) синтез
в) дедукция
г) индукция
д) диалектика
8. Основным методом получения истины Декарт считал:
а) созерцательный анализ
б) эмпирическую дедукцию
в) рациональную дедукцию
г) спекулятивный синтез
д0 диалектический метод
9. Этот философии впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную, исполнительную)
а) Спиноза
б) Локк
в) Декарт
г) Бэкон
д) Николай Кузанский
10. Укажите, какие философские направления характерны для периода Возрождения
а) Пантеизм
б) Софистика
в) Милетская школа
г) Экзистенциализм
11. Основной догмат христианского вероучения
а) дуализм
б) триединство
в) деизм
г) пантеизм
д) скептицизм
12.Наиболее важный раздел знания в Средневековье
а) философия
б) теология
в) наука
г) логика
д) математика
13. Новое качество человека открытое средневековой патристикой
а) дух
б)душа
в разум
г) тело
д) воля
14. В схоластике провозглашалось различие между
а) верой и разумом
б)чувством и мыслями
в) сознательным и бессознательным
г) разумом и интуицией
15. Установите последовательность философов Средневековья
а) Фома Аквинский
б) Августин Блаженный
в) Филон Александрийский
г) Тертуллиан
16. Основоположником античного атомизма является
а) Сократ
б) Демокрит
в) Платон
г) Аристотель
д) Гераклит
17. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия
а) бедных, состоятельных, богатых
б) крестьян, ремесленников, мещан
в) дворян, священников, крестьян
г) философов, воинов, ремесленников
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию
18. Определите учению, какого философа принадлежат следующие первоначала
а) вода 1) Демокрит
б) апейрон 2) Анаксимандр
в) огонь 3) Пифагор
г) число 4) Фалес
д) атомы 5) Гераклит
19.Установите последовательность философский учений античности
а) «мир идей»
б) «все из воды»
в) в основании лежит число»
Тест по теме: «Немецкая классическая философия»
Вариант 1.
1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический;
б) материалистический и диалектический;
в) логический и онтологический;
г) рациональный и иррациональный;
д) метафизический и диалектический.
2. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем;
б) познанное эмпирически и рационально;
в) познанное с помощью теоретического разума;
г) познанное с помощью практического разума;
д) абсолютно непознаваемое.
3. Помимо явлений Кант выделяет:
а) мир вещей в себе;
б) мир сознания в себе;
в) мир чувств в себе;
г) мир идей в себе;
д) бога в себе.
4. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время;
б) пространство и мышление;
в) бытие и время;
г) ощущение и представление;
д) бытие и сознание.
5. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.
6. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон.
7. Философия Гегеля - это:
а) реализм;
б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.
8. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.
9. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует - разумно;
б) все, что существует - действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно - действительно.
10. Философия Л. Фейербаха - это:
а) материализм;
б) идеализм;
в) рационализм;
г) натурализм;
д) эмпиризм.
11. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм;
б) наивный материализм;
в) механистический материализм;
г) диалектический материализм;
д) антропологический материализм.
12. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;
в) человека;
г) познание;
д) общество.
13. Установите соответствие философа философскому учению:
4. философия тождества; г) Фейербах.
14. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
Вариант 2.
1. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем;
б) Декартом;
в) Кантом;
г) Ницше;
д) Бэконом.
2. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».
3. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.
4. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.
5. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.
6. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) подчинен воле бога;
д) связан с гуманными или дружескими чувствами.
7. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая;
б) экзистенциальная;
в) материалистическая;
г) негативная;
д) метафорическая.
8. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи);
б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;
в) воплощение Божественного замысла;
г) процесс самоорганизации материи;
д) Гегель отрицал развитие.
9. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) прогрессивное развитие науки;
б) самоцельное становление бога;
в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве;
д) нравственный прогресс.
10. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализацией свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.
11. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
2. антропологический материализм; б) Кант;
3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
4. философия тождества; г) Фейербах
12. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
2. «О сущности христианства»; б) Кант;
3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.
13. В философии Фихте природа является
а) объективной реальностью
б) отчужденным продуктом «Я»
в) противостоящим «не-Я»
г) трансцендентальным «Оно»
14. Гегель считал, что в основе реальности лежит
а) абсолютная идентичность
б) абсолютное бессознательное
в) абсолютная идея
г) абсолютное божество
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
Б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
В. Любовь к мудрости
3 - Тест. Мировоззрение это -
А. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
Тест - 4. Что является предметом философии как науки?
а. Происхождение и сущность ценностей
Б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
В. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
А. конец VII в. до н. э. - VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. - VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. - V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
а. Аксиология
б. Гносеология
В. Этика
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
В. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
9 - Тест. Назовите основную черту русской философии?
а. Идеализм
б. Мессианизм
В. Нравственно-религиозный характер
10 - Тест. Как формулируется основной вопрос философии?
А. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
а. Любовь к жизни
Б. Любовь к мудрости
в. Любовь к истине
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
А. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
Б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
А. Антропоцентризм
б. Теоцентризм
в. Эгоцентризм
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
А. Брахманизм
б. Буддизм
в. Даосизм
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
А. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
а. Платон
Б. Сократ
в. Аристотель
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
а. Л. Н. Толстой
Б. Ф. М. Достоевский
в. А. С. Пушкин
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
А. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
А. Гераклит
б. Анаксимандр
в. Анаксимен
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
В. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
А. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
а. Н. Муравьев-Апостол
б. А. Радищев
В. П. Чаадаев
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
Б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
В. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
а. Бытие природы
б. Бытие общества
В. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
Б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
А. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
а. Парадокс
б. Софизм
В. Апория
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
Б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
В. Крещения Руси
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
А. личность
б. индивида
в. человека
а. назидательная беседа
Б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
а. моделирующий
Б. индуктивный
в. дедуктивный
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
А. первоначала
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
А. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
Б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
А. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
А. ростовщичество
б. земледелие
в. ремесло
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
а. сверх-Я
Б. сознание
в. бессознательное
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
а. Анаксимен
Б. Парменид
в. Анаксимандр
42. Основным принципом античной философии был
а. теоцентризм
б. анахронизм
В. космоцентризм
43. Тест. Предметом философии является:
А. всеобщее в системе «мир-человек»
б. сущность бытия
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Б. господство теоцентризма
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к мудрости
2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
3.Определите время возникновения философии:
VII-VI в.в. до н.э.
4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
философия
6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
7.Мировоззрение – это:
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Ход истории зависит от направленности мышления философов
9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
11.Что характерно для эпистемной линии в философии?
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
12.Онтология – это:
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
13.Гносеология – это:
учение о природе, сущности познания
14.Антропология – это:
учение о человеке
15.Аксиология – это:
учение о ценностях
16.Этика – это:
учение о морали и нравственных ценностях
17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Гносеология
18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
19.Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
20.Для дуализма характерен тезис:
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Субъективному идеалисту
22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму
24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
вульгарного материализма
25.Агностицизм – это:
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
26.Агностицизм – это:
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
27.Отрицают возможность познания мира:
агностики
28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
31.Имя основателя буддизма
Сидхартха
32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
Высший Разум
37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
39.К древнеиндийским философским текстам относятся
Упанишады
40.К древнекитайским философским текстам относится
Дао-дэ-цзин
41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
42.Китайский философ, основатель даосизма
43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
44.Хронологические рамки развития античной философии:
VI в. до н.э – VI в. н.э.
45.Основным принципом античной философии был:
космоцентризм
46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
проблема первоначала
47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Познай себя»
48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«Начало всех вещей -- вода»
49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
Парменид
52.Впервые понятие бытия в философии употребил
Парменид
53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Элейской
55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Зенона и Гераклита
56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Гераклит
57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Гераклит
58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Демокрит
60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Протагору
62.Знание по Сократу тождественно:
добродетели
63.Суть «этического рационализма» Сократа:
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
64.Объективно-идеалистическая философия была основана:
Платоном
65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
70.Философ, считавший логику главным орудием познания:
Аристотель
71.Философ, ученик Платона:
Аристотель
Аристотель
73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
Минеральная душа
74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
надо наслаждаться жизнью
75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма
78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Диоген Синопский
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
79.Характерной чертой средневековой философии является:
теоцентризм
80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
богословию
83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
теология
84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»
Апокрифы
85.Эсхатология – это
Учение о конечных судьбах мира и человека
86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к истине
любовь к мудрости
учение о мире
божественная мудрость
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Аристотель
Пифагор
Определите время возникновения философии:
середина III тысячелетия до н.э.
VII-VI в.в. до н.э.
XVII-ХVIII в.в.
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
онтология
гносеология
Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в единого бога-творца
отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
Направление, отрицающее существование Бога, называется:
атеизм
скептицизм
агностицизм
неотомизм
Что характерно для эпистемной линии в философии?
отождествление философии с теологией
утверждение в качестве субстанции только одного начала
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
Онтология – это:
учение о всеобщей обусловленности явлений
учение о сущности и природе науки
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
учение о правильных формах мышления
Гносеология – это:
учение о развитии и функционировании науки
учение о природе, сущности познания
учение о логических формах и законах мышления
учение о сущности мира, его устройстве
Антропология – это:
учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
учение о человеке
наука о поведении животных в естественных условиях
философское учение об обществе
Аксиология – это:
учение о ценностях
учение о развитии
теория справедливости
Этика – это:
учение о развитии
учение о бытии
теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
учение о морали и нравственных ценностях
Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Эстетика
Онтология
Гносеология
Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
смысле жизни
соотношении природного и социального миров
движущих силах развития общества
Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
Для дуализма характерен тезис:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
это строгая непротиворечивая система суждений о природе
первично сознание, материя не существует
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Материалисту
Объективному идеалисту
Дуалисту
Субъективному идеалисту
О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
Мифологии
Философии
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Пантеизму
Субъективному идеализму
Объективному идеализму
Вульгарному материализму
С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга , как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
метафизического материализма
диалектического материализма
вульгарного материализма
естественнонаучного материализма
Агностицизм – это:
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
учение, постулирующее наличие потусторонних сил
учение о развитии философских знаний
учение о ценностях
Агностицизм – это:
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
недоверие чувственному опыту
философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии
отрицание рациональных путей познания мира
Отрицают возможность познания мира:
материалисты
агностики
догматики
позитивисты
Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
философия жизни
прагматизм
неотомизм
позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
карма
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Конфуций
Нагарджуна
Имя основателя буддизма
Бадараяна
Патанджали
Махавира
Сидхартха
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
нирвана
«Все течет»
«В одну реку нельзя войти дважды»
«Первооснова мира – огонь»
«Начало всех вещей -- вода»
Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
ВоздухОгонь
Число
ВодуПоложение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Протагору
Тестовых заданий.
1. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:
А) онтология; 4 1) красота;
б) гносеология; 3 2) нравственность;
в) этика; 2 3) истина;
г) эстетика; 1 4) бытие.
2. Установите соответствие философской категории и ее автора:
А) моральный императив; 3 1) Демокрит;
б) атом; 1 2) Аристотель;
в) этика; 2 3) Кант;
г) бытие; 4 4) Парменид.
3. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
А) культурология;
*б) социальная философия;
в) гносеология;
г) политология;
д) экономика.
4. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:
*а) конфликту;
б) миру;
в) самоизоляции цивилизаций;
г) единой цивилизации;
д) бесклассовому обществу.
5. Индивид в философии понимается, как:
А) синоним понятия «человек»;
*б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
д) социальная «маска».
6. Личность в философии понимается, как:
А) синоним понятий «индивид», «человек»;
б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
*в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
г) совокупность физических способностей отдельного человека;
д) социальная «маска».
7. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:
а) возрастные отличия;
б) физические отличия;
*в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;
г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).
8. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;
а) исследует биологические параметры человека;
б) исследует происхождение и становление человека;
*в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;
г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;
д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.
9. Термин «антропогенез» означает:
*а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;
г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
10. Термин «филогенез» означает:
*а) процесс развития человека от первобытности до современности;
б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
в) процесс формирования «сверхчеловека»;
д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
11. Термин «онтогенез» означает:
а) процесс развития человека от первобытности до современности;
б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
в) процесс формирования «сверхчеловека»;
г) процесс формирования государства;
*д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;
б) инстинктивную активность живого существа;
*в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);
г) воздействие объекта на субъект.
13. Процесс социализации означает:
а) активное участие человека в общественной жизни;
б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;
*в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;
г) участие человека в социалистическом движении.
14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):
а) культура - это обычай, язык;
б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);
*в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;
г) культура – это, прежде всего, явление искусства.
15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
а) жизнь - это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь - это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
*в) жизнь - это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить - значит из всего извлекать пользу;
д) жизнь – это стремление к богу.
16. Предметом этики является:
а) общество;
б) человек;
*в) мораль;
г) смысл жизни;
д) идеал.
17. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
*а) выбора;
б) вины;
в) непреодолимой силы;
г) необходимости;
д) предопределенности.
18. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:
а) онтология;
б) аксиология;
в) эстетика;
*г) этика;
д) антропология.
19. Аксиология - это учение о:
*
б) о красоте;
в) о добре и зле;
20. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:
*а) навязывания другим своего мнения;
б) посягательства на жизнь другого человека;
в) посягательства на имущество другого человека;
г) командования другими людьми.
а) Гераклит;
б) Протагор;
в) Спиноза;
г) Платон;
*д) Аристотель.
а) Сократ;
б) Аристотель;
*в) Цицерон;
г) Августин Блаженный;
д) Фома Аквинский.
23. Гносеология - это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;
24. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
25. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
*г) сенсуализма;
д) гедонизма.
26. Дедукция - это:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
27. Индукция - это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
28. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
*б) дедукция;
в) анализ;
г) синтез.
29. Эмпиризм - это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
30. Агностицизм - это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
31. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.
32. 11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок;
*б) разум;
в) чувство;
г) переживание;
д) интуиция.
33. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
а) материализм;
*б) скептицизм;
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.
34. Уровни научного познания (укажите все варианты):
*а) эмпирический;
б) религиозный;
*в) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.
35. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
*в) представление;
г) объяснение;
д) ноумен.
36. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;
б) восприятие;
*в) идея;
г) ощущение.
37. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие;
*б) представление;
в) умозаключение;
г) суждение;
*д) восприятие.
38. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
*в) обыденным;
г) научным;
д) божественным.
39. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
40. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
*б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
д) божественна.
41. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
А) пропаганда;
*б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.
42. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем - это:
*а) методика;
б) развитие;
в) навык;
г) механизм;
д) процесс.
43. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
*а) гипотеза;
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.
44. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
*г) Нового времени;
д) в ХХ веке.
45. Структурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
*а) проблема;
б) боль;
в) вера;
*г) гипотеза;
*д) теория.
46. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
47. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
48. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
а) анализ;
*б) наблюдение;
*в) эксперимент;
*г) измерение;
д) моделирование.
49. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
*а) анализ;
б) наблюдение;
*в) идеализация;
г) измерение;
*д) моделирование.
50. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) индукции;
б) дедукции;
*в) идеализации;
г) наблюдении;
д) анализе.
51. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
*а) точностью;
*б) обоснованностью;
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
52. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
*а) мировоззренческая;
*б) методологическая;
в) эстетическая;
г) политическая;
*д) предсказательная.
53. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
а) научное;
*б) обыденно-практическое;
*в) игровое;
г) философское;
*д) мифологическое.
54. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.
55. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
*г) самосознания;
д) подсознания.
56. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
а) апейрон;
б) атом;
в) логос;
*г) душа;
д) разум.
58. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
а) Маркс;
б) Демокрит;
*в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Гоббс.
59. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
а) Античность;
б) Средневековье;
в) Возрождение;
*г) Просвещение.
60. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
61. Первым объединил сознание и психику:
а) Бэкон;
б) Шеллинг;
*в) Фрейд;
г) Гегель;
д) Кант.
62. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
*г) это - глобальное свойство материи.
63. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
64. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
65. Выделите три наиболее характерные функции языка:
*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
в) политическая;
г) литературная;
*д) коммуникативная.
66. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способностью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
67. Онтология - это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
*в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
68. Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а) Пифагор;
б) Гераклит;
*в) Парменид;
г) Платон;
д) Сократ.
69. Какое из данных философских понятий возникло первым?
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
*г) первоначало.
70. Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:
*а) пассивную материю и активную форму;
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
71. Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
*г) прогресс;
д) интеграция.
72. Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:
*а) причинность;
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.
73. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
*в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
74. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
*в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
75. Материалисты утверждают, что материя – это:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
*б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
76. Идеалисты утверждают, что:
*а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
77. Пантеизм - это:
*а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
78. Гилозоизм - это:
а) учение о природе;
*б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
79. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?
а) дух;
б) сознание;
*в) материя;
г) логос;
д) опыт.
80. Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?
*а) дух;
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
81. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это:
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
*г) развитие;
д) трансформация.
82. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
*а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
83. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
*б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
84. К основным трактовкам пространства и времени относят:
*а) субстанциональную;
*б) реляционную;
в) иррациональную;
г) экзистенциальную;
*д) субъективно-идеалистическую.
85. Универсальной формой существования материи является:
а) неподвижность;
б) сознание;
*в) движение;
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.
86. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:
а) явление;
*б) закон;
в) условие;
г) качество;
д) карма.
87. Объективный идеализм признает следующее положение:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
*д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
88. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
*а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон неба (Ли);
*в) закон взаимного перехода качества и количества;
*г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.
89. Диалектика - это:
*а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
90. Методы философского познания – это:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) описание и сравнение;
*г) диалектика и метафизика.
91. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется...
*а) монизмом
б) дуализмом
в) релятивизмом
г) скептицизмом
92. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…
*а) субстанцией
б) субстратом
в) атрибутом
г) причиной
93. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают...
*а) креационисты
б) материалисты
в) спиритуалисты
г) натуралисты
94. Предметом философии не являются вопросы …
*а) частного, конкретного характера
б) общего понимания природы
в) общего понимания человека
г) общего понимания познания
95. С позиции _______________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность
*а) идеализма
б) материализма
в) дуализма
г) реализма
96. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...
*а) дуализмом
б) монизмом
в) агностицизмом
г) деизмом
97. Бытие как объективная реальность обозначается термином…
*а) материя
б) сознание
в) субстрат
г) вещество
98. Учение о множественности субстанций – монад развивал…
*а) Лейбниц
б) Спиноза
в) Декарт
г) Гольбах
99. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путем событий, составляет необходимый компонент ________ мировоззрения
*а) религиозного
б) научного
в) философского
г) художественного
100. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...
*а) плюрализмом
б) дуализмом
в) провиденциализмом
г) скептицизмом
Философские термины и категории.
1. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
2. Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному.
3. Материализм – философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному.
4. Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности Человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.
5. Онтология – учение о Бытии
6. Гносеология – учение о Познании
7. Аксиология – учение о Ценностях
8. Сциентизм – абсолютизация роли Науки в обществе.
9. Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Разума
10. Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Ценностей
11. Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из Чувства
12. Пантеизм – это представление о том, что Бог существует повсюду в мире (природе).
13. Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю Живой и одушевленной.
14. Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Рациональное, абстрактное знание.
15. Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Чувственное знание.
16. Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании Механической формы движения как единственно объективной.
17. Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование Объективных законов природы и общества.
18. Натурфилософия (философия Природы) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.
19. Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий Относительность и условность содержания познания.
20. Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Бога
21. Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Человека
22. Конвенционализм – философское направление, подчеркивающее, что научные постулаты покоятся на Соглашении, договоре ученых.
23. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее Наслаждение, удовольствие в качестве основного мотива человеческой деятельности.
24. Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия Волю
25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм». Идеализм
26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм». Материализм
27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм». Номинализм
28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм». Реализм
29. Подберите термин, противоположный понятию «агностицизм». Гностицизм, гносеологический оптимизм
30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция». Дедукция
31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция». Индукция
32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика». Метафизика
33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм». Рационализм
34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм». Эмпиризм
35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина». Заблуждение
36. Подберите термин противоположный понятию «причинность». Случайность
Тесты с ответами по философии углубляют знания у студентов
Студентов ВУЗов могут столкнуться с изучением курса философии, который предназначен для того, чтобы познать в полной мере мудрость древних философ, их мысли и взгляды, а впоследствии, может быть, сформировать свое мировоззрение. Материалов по курсу много, можно изучать философию самостоятельно, так как предмет теоретический. Но преподавателям необходимо проверить знания студентов (в отдельных случаях сам изучающий хотел бы проверить свои знания). Для этого преподаватели используют различные средства проверки знаний, например: устная проверка, письменная проверка, контрольная работа, тест. Тесты с ответами по философии является одной из самых удобных и выгодных проверок знаний. Учителю легко проверить – в тесте написаны цифры и буквы, и можно проверить очень быстро целый поток студентов. Студент напишет ответы «по факту» - так, как он знает материал, так и напишет. Рассмотрим несколько примеров тестов и их эффективность в изучении предмета философии.
С греческого языка слово «философия» переводится как:
А) любовь к истине
Б) любовь к мудрости
В) учение о мире
Г) божественная мудрость
В этом примере можно, по сути, проверить элементарные знания студента о философии и мире. Необязательно даже знать греческий, чтобы ответить на этот вопрос – логики студента будет достаточно, чтобы успешно ответить на поставленный вопрос.
Основным принципом античной философии был:
А) космоцентризм
Б) теоцентризм
В) антропоцентризм
Г) сциентизм
В этом случае легко можно проверить, как студент ориентируется во временах и анализирует пройденный материал. Теоцентризм - в основе которого лежит Бог в качестве основы всего – был характерен в Средние века. Антропоцентризм (человек-основа) был характерен для эпохи Возрождения. Можно сказать, что его основу заложил Сократ, но антропоцентричное мировоззрение не было характерным для античной эпохи. Сциентисты верили в науку, что не характерно для Античности, но характерно для ХХ века.
Ответ единственный – космоцентризм, убеждение, в основе которого лежит космос как главная система.