Правила успешного общения. Коммуникация эффективная: принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации
Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие Гуммессон Элизабет
Часть первая Успешное общение
Часть первая
Успешное общение
1. Что такое общение?
Общение - это обмен информацией. Используется также термин «коммуникация» от латинского communicatio - обмен, связь. Мы обмениваемся словами, мыслями, эмоциями, опытом, воспоминаниями, советами, мнениями, взглядами. В общении есть две стороны - передатчик и получатель. Один передает сообщение, другой принимает его. В этом процессе может участвовать группа людей.
За свою долгую историю человечество придумало множество способов общения. Когда-то на земле появился Homo sapiens, человек разумный. Шло время, и люди объединялись, приобретали навыки, эволюционировали. Поколение за поколением мы накапливали
знания, приобретали новый опыт. Древние рунические письмена, египетские иероглифы, почтовые голуби, спартанские скиталы - зашифрованные сообщения, передаваемые от человека к человеку, прообраз современной эстафеты.
Сегодня общение - неотъемлемая часть нашей жизни, причем поток информации увеличивается с каждым днем. Кто-то рассказывал мне, что средневековый человек за всю свою жизнь получал столько информации, сколько мы получаем по пути на работу.
Общение можно условно разделить на две категории: межличностное (или прямое общение) и массовое (или групповое). Когда ваш начальник сообщает вам об изменении вашего рабочего графика - это межличностное общение, но когда администрация города извещает о дорожных работах и путях объезда - это уже массовая коммуникация. Межличностное общение происходит между двумя людьми, массовое направлено на многих: от одного человека - группе лиц, от компании - большому числу клиентов или от ассоциации - ее членам.
Общение - это явление постоянное, оно вокруг нас 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Сеть фастфудов призывает нас покупать их гамбургеры; косметическая компания призывает покупать ее косметику, потому что мы этого достойны, и так далее, до бесконечности. Специалисты по рекламе придумывают броские слоганы, призванные донести до нас главную информацию о продукции.
В ту пору, когда я начинала работать на телеканале, шведское телевидение запустило проект по переходу на цифровое вещание, и коммуникация стала нашей основной задачей. Вместе с представителями других телекомпаний мы общались со шведами, стараясь объяснить им преимущества цифры. Проект этот длился три года, и за это время мы исколесили всю страну. Проект вызвал неоднозначную реакцию, и это естественно, ведь для того, чтобы иметь возможность смотреть телевизор после перехода на цифровое вещание, зрители должны были приобрести дополнительное оборудование, стоимость которого для многих была довольно существенна. Для того чтобы как-то снизить накал страстей и погасить недовольство, министерство культуры, инициировавшее проект, облекло его в розовое. Информационные буклеты, листовки, автобус, целый вагон метро, ручки, сувениры - все было розовым. Кто может разозлиться на розовое?
Как правило, массовое общение - это односторонняя коммуникация, где сообщение идет от передатчика получателю, но как этот последний воспринимает информацию - неизвестно. Каждый по-своему интерпретирует полученное сообщение. Поскольку все общение осуществляется на условиях получателя, реклама может принимать различные формы: информационное письмо, статья в газете (у меня есть знакомая, которая однажды решила прочесть газету Dagens Nyheter от корки до корки: каждый заголовок, каждую статью, каждое рекламное сообщение; она читала в обычном темпе и не учитывала время, потраченное на еду, сон, туалет и так далее; итого на прочтение газеты ей понадобилось 14 часов чистого времени!). Проблем в одностороннем общении множество: читатель не понимает информацию или слушатель был невнимателен и не уловил половины сказанного, недопонял или не хочет понимать. Двустороннее общение включает в себя такой элемент, как обратная связь или ответная реакция. Например, сайт просит посетителей заполнить короткую анкету или газета публикует комментарии читателей на статью.
Из книги Чудеса и трагедии чёрного ящика автора Губерман ИгорьЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ***
Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя ИвановнаЧАСТЬ II Общение и психическое развитие ребенка
Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 1 автора Ковалевский Павел ИвановичЧАСТЬ III Общение и личность
Из книги Генералисимус Суворов автора Ковалевский Павел Иванович Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта МаксимКНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического
Из книги Тайные рецепты парциальной магии автора Ерофеев ВалерийЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят,
Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автораЧасть 2. Исцеление кармических болезней (общение с душой пациента) Исцеление приходит к человеку, когда он принимает верное судьбоносное решение на развилке трех дорог его судьбы. Имеется в виду то, что человек принимает то решение, которое от него ожидают Высшие силы,
Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторовЧасть третья Наше общение
Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторовТеория семейных систем Боуэна и факторы, влияющие на успешное функционирование в супружеской паре Теория была создана между 1963 и 1967 гг. и включала в себя шесть концепций:1. Концепция о дифференциации Я;2. Концепция о триангуляции;3. Концепция об эмоциональных процессах
Из книги Из противников в союзники автора Бург БобЧасть II Межличностное и межгрупповое общение
Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаГлава 5 Успешное отражение словесных атак Вы снимаете трубку, и на вас обрушивается лавина гнева и ярости. Вы стали жертвой словесной атаки. И независимо от того, кто ваш собеседник - кто-то из знакомых или недовольный покупатель, - вы теряетесь и ведете себя
Из книги Иллюзия пользователя [Урезание сознания в размерах] автора Норретрандерс Тор Из книги 1914–2014. Европа выходит из истории? автора Шевенман Жан-ПьерЧасть II. Общение
Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз МаркУспешное объединение Немцам удалось сделать объединение экономически выгодным, однако это потребовало от них немалых усилий: каждый год в восточные земли вкладывали более 160 миллиардов марок. Сильно подняв процентную ставку, чтобы минимизировать риск инфляции,
Из книги автораЧасть третья Как сделать общение еще более эффективным 11 Как заставить ваш голос работать на вас В этой главе рассматриваются некоторые дополнительные языковые приемы, такие как варьирование тона речи, и способы их применения: с их помощью можно воздействовать на
Не секрет, что в обществе всегда пользуются вниманием общительные и открытые люди. Любая хорошая должность также подразумевает наличие коммуникативных навыков и умения найти подход к людям. Но много ли среди нас тех, кто легко умеет находить общий язык с собеседником? На самом деле часто может оказаться, что с виду угрюмый и вечно молчаливый человек просто имеет определенные комплексы, которые мешают полноценному общению с коллективом. Можно ли исправить свой характер? Нет, конечно. У каждого из нас свой так называемый « порог общения». Однако можно и даже нужно учиться разговаривать с людьми так, чтобы контакт с ними приносил максимальную пользу. Что же это за секреты?
Первое и самое главное правило – ставить себя на место своего собеседника. Следует помнить, что люди ожидают такого же отношения к себе, что и вы. Не нужно позволять эмоциям одерживать верх над разумом. Вы вскоре успокоитесь, а обида на вас останется надолго.
Улыбайтесь, чтобы вызвать расположение к себе. Но не стоит демонстрировать улыбку на протяжении всего разговора, иначе вы рискуете прослыть ненормальным. Любые эмоции должны быть естественными. Разумеется, слушая про чьи-либо проблемы, нужно сменить радость на сочувствующее выражение лица, показав тем самым, что вам не безразлично. Не стоит также громко хохотать в незнакомой компании, это признак невоспитанности и дурного тона. Громкий смех уместен лишь среди близких и хороших друзей.
Что делать и как вести себя в малознакомой компании, в новом коллективе? Слушать. Не спешите вступать в разговор и говорить про все подряд. Для первых дней знакомства вполне достаточно приветливых дежурных фраз. За это время внимательно наблюдайте за окружающими, пытайтесь понять круг их интересов. Не бойтесь прослыть молчуном и тихоней. На самом деле большинство людей любят высказывать свое мнение, а слушать не любит никто. Поэтому примерьте на себя роль слушателя, время от времени показывая свой интерес короткими репликами. Не сомневайтесь, что ваше внимание будет оценено по достоинству.
Важную роль в общении отдается не только мимике, но и жестам. Разумеется, не нужно стоять как статуя, боясь сделать неловкое движение. Тем самым вы вызовете подозрение в том, что вам есть что скрывать от собеседника. Но и чрезмерное размахивание руками не сыграет положительной роли – нервных людей не особо любят во всех компаниях. Старайтесь придавать вашим движениям плавность и мягкость. Важный признак готовности к общению – открытые ладони. Не стоит сжимать их в кулаки, складывать руки на груди или же прятать в карманы. Некоторые люди имеют полезную привычку в некотором роде копировать жестикуляцию собеседника, тем самым демонстрируя родственную душу.
Нельзя обойти стороной и глаза. Умение правильно смотреть на собеседника многое значит для диалога. Помните, что вся информация «процеживается» именно через глаза, и на ее основе собеседник делает определенные выводы. Не подумайте, что следует непрерывно вглядываться в глаза, — такое внимание мало кто выдержит. Как установили психологи, смотреть нужно в область носогубного треугольника, как бы между глаз. Естественно, время от времени нужно переводить взгляд на другие предметы.
Наконец, скажем о дистанции между собеседниками. Комфортное расстояние между двумя не совсем знакомыми людьми – один метр. Не нужно прикасаться к человеку, поскольку это может его напугать. Всему свое время.
Как видите, правила общения довольно просты и доступны каждому. Но всегда помните, что это не панацея от одиночества. Недостаточно правильно смотреть и жестикулировать, если вы собираетесь продлить общение на длительное время. Все же главное – быть интересным собеседником. Для этого нужно постоянно развиваться, читать литературу, ходить в театры и кино, вести насыщенную жизнь. И тогда вам не придется искать общения, люди сами потянутся на блеск ваших глаз!!!
Библиотека
материалов
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»
(фрагмент тренинга для старшеклассников «Я – автор событий в своей жизни!»)
Обучающие цели:
Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;
Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Развивающие цели:
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания
Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.
Материалы и требования к организации игры:
Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами, мультимедийный проектор, ПК.Этапы урока:
Знакомство.
Обозначение темы занятия.
Практикум. Определение правил эффективного общения через организацию групповой работы в сменных парах, группах.
Практикум. Моделирование ситуаций с учетом полученных знаний и опыта (работа в группах). Презентация работы в группах.
Ход занятия
Организационный момент.
Ведущий.
Здравствуйте!Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.
Известно высказывание Кристофера Морли, в котором он остроумно заметил, что
“Существует только один способ стать хорошим собеседником – это …» ?
Исходя из своего жизненного опыта как бы вы закончили это предложение? Как вы думаете, что имел в виду автор?
Ответы.
Можно записать варианты ответов на доскеВедущий.
В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.Действительно, в этом высказывании содержится один из секретов эффективного общения -”уметь слушать”. Сегодня на нашем занятии мы с вами постараемся обобщить свои представления об эффективном общении и сформулировать правила, которые помогают этого достигнуть.
Как вы понимаете смысл словосочетания "эффективное общение"?
Ответы.
Ведущий.
Действительно, эффективность общения определяется не только умением говорить, но еще умением слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.При первой встрече принято?... знакомиться. Давайте и мы с вами познакомимся.
Знакомство.
(передавать какой-либо предмет) Я вас попрошу назвать свое имя, а также любое качество, которое Вам в себе нравится.Ведущий.
Спасибо. Мне было приятно познакомиться с вами.Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.
Упражнение «Слушатель».
Цель
: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.Инструкция.
Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник - сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями.Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек. обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.
Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.
Ответы.
Найдутся те, у кого произошло искажение информации.Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?
Ответы. Не видели партнера,
То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!
Что еще мешало?
Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал”
.То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?
Ответы. Да.
Ведущий.
В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” – значитфизически воспринимать звуки определенного значения.Проговаривание схемы на слайде.
СЛУШАТЬ
СЛЫШАТЬ
“делать сознательное усилие
физически воспринимать
услышать звук” или “обратить
звуки определенного значения
на него внимание”, т.е. это
волевой акт.Чтобы слушать, необходимо желание.
Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.
Это еще одно правило эффективного общения
Слушать собеседника
или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”. А для того, чтобы уметь слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить Эмпатию – это еще одно правило.Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.
Упражнение “Дистанция”.
Цель
: игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.Инструкция.
Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?
Примечание
. Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным. Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.Ведущий.
Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве.Все участники двигаются хаотично по кабинету, подходя к разным участникам на такое расстояние, которое будет комфортным для обоих. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча. Участники двигаются, определяются. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать.
Запомните, пожалуйста, свои дистанции и разойдитесь...
Обсуждение
. Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда определяли расстояние? Постигло ли вас разочарование? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Как вы понимали, что данное расстояние комфортно для вас и для партнера?Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следующее правило?
Учитывать язык поз и жестов, дистанцию в общении
Всегда ли достаточно только жестов и мимики?
Ответы.
(Нет).Важна обратная связь – вербально, то есть слова!
Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.
Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.
“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …”
"Хотелось бы уточнить..."и т.д.
Ведущий.
Посмотрите, (на слайде сформулированные правила) какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?Записать на доске недостающие правила.
Ведущий.
Большую часть времени мы проводим в коллективе, и выполняем деятельность по решению как индивидуальных, так и коллективных задач. Сейчас мы смоделируем коллективное взаимодействие. Упражнение "Фигуры"
Цель:
Эта игра на пространственное воображение и внимательность. В ходе игры можно отследить многие моменты важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т.д.
Время 10-15 минут
Ресурсы: веревка длиной равной 1м*количество участников.
Группа делится произвольно на 2 части. Одной из них завязывают глаза, они – исполнители, другая- наблюдатели.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.
Задание выполнено? Откройте глаза.
Обсуждение.
Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы. Но не комментируем их.
Ведущий.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Можно группам предложить поменяться местами, и учитывая опыт – построить свою фигуру.
Итоги упражнения
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Обсуждение. Что было важно? (слышать и слушать, проявлять инициативу, принимать решение группы, ...)Наблюдатели делятся увиденным.
Какое правило еще сформулируем?
Не перебивать
Не оценивать собеседника
Правила, которые мы с вами сформулировали, имеют место быть в жизни?
Ответы.
Да.Работа в группах.
Выводы, к которым мы сегодня пришли, являются для вас абсолютно новыми?
Ответы.
Нет. Общепринятые правила.Ведущий.
Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п. В психологии общения эти правила называются правилами активного слушания.В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок.
И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.
Вы будете работать в группах по 3 - 4 человека, каждая группа получает задание (
)- исходя из ситуации, составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута.Представление результатов работы в группах.
Подведение итогов
. С какими трудностями вы столкнулись?На ваш взгляд, какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?
В каких еще жизненных ситуациях возможно применить правила
эффективного общения ? Предложите свои варианты.Ответы.
Подведение итогов. Рефлексия.
«Синквейн» - получение обратной связи.
Инструкция
. Итоги я предлагаю подвести следующим образом. С помощью синквейна. Возможно кто – то из вас знаком с такой формой, кто - то получит новый опыт..Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Обсуждение
Ведущий.
Спасибо за занятие. Вы были для меня приятными собеседниками, хорошими слушателями. Надеюсь, опыт полученный на занятии, поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении с разными людьми, в разных ситуациях. На память о нашей встрече, я хотела бы вам оставить Памятки о правилах эффективного общения . ( 2 ).До свиданья! Успехов!
Приложение 1
Ситуация
«Соискатель» приходит в фирму на собеседование по объявлению о наборе кадров, в связи с расширением производства. Менеджер по кадрам заинтересован в квалифицированном работнике.
Постройте диалог «Менеджер» - «Соискатель» (кто ищет работу), используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ситуация
Идет урок по новой теме. «Ученик» опоздал на урок (10 минут).
Постройте диалог «учитель»- «ученик», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы оформить на специальном бланке.
Ситуация
«Подросток» обращается к «отцу» с просьбой отпустить его в гости к другу поиграть в компьютер. Отец изначально не настроен дать разрешение.
Постройте диалог «Сын» - «отец», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы оформить на специальном бланке.
Ситуация
Два подростка. Один из них не возвращает другому его компьютерный диск, хотя обещал вернуть, но обещание не сдержал.
Постройте диалог «подросток»- «подросток», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).
Ответы можно оформить письменно.
Приложение 2
«Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».
Э. Севрус
В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.В массе своей слушать мы не умеем и не любим. Между тем, какие залежи ценной информации можно получить от человека, который воспримет вас как внимательного и благодарного слушателя! Что же для этого нужно? Слушать.Не надо ни снисходить до кого-то, ни унижаться перед кем-то. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством, с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование, или первый день на новой работе.Итак, активное слушание предполагает:
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.
заинтересованное отношение к собеседнику
при необходимости уточняющие вопросы
Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.Не давай оценок
.Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и
не перебиватьПоза
(Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)Взгляд
(Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать. Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).e
- mail : kolcsvetlana @ yandex . ru ,Колчанова Светлана Сергеевна, педагог-психолог МАОУ гимназия №1 г. Тюмени Страница
10
Найдите материал к любому уроку,
1. «Второго шанса произвести первое впечатление у нас никогда не будет» - эта известная фраза, как нельзя лучше подчеркивает важность внешнего вида человека, его имиджа. Ведь первое впечатление о человеке самое сильное. Оно глубоко врезается в память и навсегда оставляет след.
Это повод заботится о том, чтобы одежда, обувь, прическа, манера поведения, походка, выражение лица были на должном уровне и играли только в «плюс».
И при безупречном костюме и аккуратной прическе нужно помнить, что наше лицо, карта по которой собеседник «читает» и решает иметь ли ему дело с этой «местностью» или лучше найти что-то безопаснее и приятнее. Избегайте снисходительного, надменного, агрессивного, угрожающего выражения лица.
2. Доказано, что главное формирование мнения о человеке происходит в течение первых четырех минут общения. За это мы успеваем просканировать собеседника с головы до пят, уловить самые незначительные жесты, выражение глаз, . В этот момент органы чувств работают в полную мощь, по всем каналам воспринимая объект.
В результате синтезируется целостный образ и мы уже, на основе проведенного «исследования», формируем к нему собственное отношение. Мы уже понимаем приятен нам собеседник или неприятен, будем мы стремиться к общению с ним или наоборот избегать.
Случается, конечно, что первое впечатление обманчиво, но оно очень стабильно. Переменить его можно, но для этого потребуется и определенные усилия.
Значит, лучше первые четыре минуты общения использовать все свое обаяние, поддерживать доброжелательный, позитивный тон разговора.
3. С самого начала беседы необходимо поддерживать положительную установку и общаться на равных , как друзья. Тактичность, вежливость, уважение, доброжелательность по отношению к собеседнику лучшие качества для завязывания долгосрочных и взаимоприятных отношений.
4. Помните, что улыбка – лучшая визитная карточка. Она не только располагает к нам собеседника, но и помогает нам поддерживать хорошее , сохранять позитивный взгляд на окружающий мир, повышает работоспособность.
Существует взаимосвязь между выражением лица и нашим душевным состоянием. Улыбка на лице включает структуры мозга, которые отвечают за наш эмоциональный фон и, следовательно, настроение улучшается.
Известно, что для повышения настроения нужно улыбнуться и изобразить радость. После этого действительно появляется больше положительных эмоций.
5. Метод утвердительных ответов или метод Сократа . Начинайте общение с собеседником с тех задач, тем, вопросов по которым вы знаете, что вы сходитесь.
Выбирайте и стройте такие вопросы, на которые партнер по общению ответит согласием.
При накоплении утвердительных ответов, развивается определенная инерция. Человек, которые на девять вопросов ответил вам «да», скорее всего, согласится и с десятым.
6. Успешное общение невозможно без умения слушать . И эту способность, способность быть хорошим слушателем можно развивать и тренировать.
Концентрироваться на сути разговора, не стараться все подряд запоминать – это нереально.
Избегать посторонних мыслей.
Слушая собеседника, не думать о том, какой ему еще задать вопрос или как ему ответить.
Выделять главное и ценное из информации, полученной от собеседника.
Выяснить для себя, какие мысли, слова, идеи вызывают у вас эмоциональный всплеск и «обезвредить», нейтрализовать их. Иначе сильные нарушат вашу концентрацию и внимание.
В процессе разговора понять «Какую преследует говорящий? Что он хочет передать, сообщить, донести?»
Будьте внимательны не только к произносимым словам, но и к тому, как они произносятся собеседником. С какой мимикой, жестикуляцией, темпом, интонацией, с расслаблением или напряжением, с напором или вяло.
Дать понять собеседнику, что вы понимаете его мысли. Для этого можно повторить услышанное или передать смысл услышанной информации.
Избегать оценочных суждений, не ставить ни «пятерок», ни «четверок», ни «плохо» и ни «хорошо».
Во время выслушивания придержать свои советы при себе, возникшие даже из желания помочь, они не позволяют собеседнику высказаться так, как он бы этого хотел.
P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.
Порой нам никак не удается найти общий язык с собеседником, и на этой почве легко возникают конфликты. Чтобы такого не происходило, следует избегать определенных ошибок при общении и соблюдать некоторые правила. Вот что советуют психологи.Установите контакт взглядом
Если вы, разговаривая, не смотрите на собеседника или, не дай бог, повернулись к нему спиной, вряд ли между вами возникнет хороший контакт. Как бы вы ни были заняты, если к вам обращаются, найдите время повернуть голову и взглянуть на человека. Избегание общения лицом к лицу обычно воспринимается второй стороной как признак пренебрежения. Недаром при описании подобных ситуаций часто используется выражение: «Да он на меня даже и не взглянул!» Конечно, вы имеете право отказать в общении тому, кто вам не нужен или не интересен, но во всех остальных случаях обязательно используйте !Соблюдайте дистанцию
И все же не следует при разговоре подходить или подсаживаться к человеку слишком близко. Чаще всего люди воспринимают это как вторжение в , им начинает казаться, что собеседник ведет себя слишком нахально, не вполне адекватен, пытается манипулировать или даже сексуально их домогается. Вы легко определите, когда нарушена допустимая грань: человек в этом случае обычно отодвигается, делает шаг назад, скрещивает руки на груди или выставляет вперед ногу, как бы воздвигая барьер между вами… Как правило, комфортная дистанция составляет метр-полтора для людей, которые не состоят между собой в близких отношениях.Если есть возможность, обращайтесь к человеку по имени
Этот прием часто используют менеджеры различных фирм, пытающиеся заманить клиентов. Достаточно им узнать имя , как они начинают употреблять его к месту и не к месту. Человеку, который называет вас по имени, труднее отказать. Но не стоит и перебарщивать. Бесконечное повторение имени многих раздражает. Кроме того, постарайтесь узнать, какое обращение для собеседника предпочтительнее. Так, пожилые люди нередко предпочитают, чтобы их называли по имени-отчеству. А тех, кому меньше 50, чаще всего устраивает просто обращение по имени, за исключением совсем уж официальных ситуаций.Старайтесь уловить настроение собеседника
Чтобы это сделать, при встрече обязательно слегка улыбнитесь. Большинство людей улыбнутся в ответ. Если этого не произошло, значит, человек плохо себя чувствует, расстроен, рассержен, напуган и т.д. В последнем случае следует говорить с человеком спокойно, участливо, стараться сгладить ситуацию. Когда причина плохого настроения не очевидна, не стесняйтесь спросить: «У тебя что-то случилось?» Как правило, люди благодарны за участие.Не давайте оценку чужим эмоциям
Мы не телепаты, поэтому можем легко ошибиться, оценивая эмоциональное состояние другого человека. Даже если вы абсолютно уверены в своем правильном «прочтении» его эмоций, не стоит этого афишировать. Далеко не все хотят, чтобы их «читали». Поэтому даже замечание: «Я вижу, что вы встревожены» может вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Мне кажется, что вы чем-то обеспокоены». По крайней мере, это не прямое утверждение. И, возможно, человек действительно поведает вам о своих проблемах.Старайтесь услышать собеседника
Пример неправильного «слушания» - это, скажем, когда человек хочет купить товар подешевле, а вы предлагаете ему дорогой. Не имеет смысл расхваливать достоинства дорогого товара, если у покупателя элементарно нет на него денег. Попробуйте предложить что-то в пределах той суммы, которой человек располагает, или посоветовать ему обратиться в другое место.Это что касается профессионального общения на уровне «продавец – покупатель». Но такие ситуации могут возникать и при личном общении. Допустим, вы подбиваете приятельницу поехать с вами отдохнуть в Таиланд, но не учитываете ее ситуации (нет средств, семейные обстоятельства не позволяют, аллергия на солнце и т.д.) Сначала выслушайте аргументы собеседника, поймите, чего он хочет и какие у него возможности, а тогда уже что-то советуйте и высказывайте свое мнение.
Не давайте собеседнику отрицательных оценок
Мы очень любим величать других хамами, нахалами, идиотами и т.п. Но когда мы высказываем собеседнику такие вещи, это неминуемо ведет к усугублению конфликтной ситуации. Не переходите на личности, говорите только о тех чувствах и эмоциях, которые вызвало у вас поведение этого человека. Скажем: «я огорчена вашим поведением», «я разочарована», «мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете». Людям обычно не по себе, когда они осознают, что становятся причиной чужого расстройства. И если даже вам не удастся полностью свести конфликт на нет, то хотя бы удастся снизить градус накала.Избегайте жестких директив и отрицаний
Человек, которому приказывают: «Сядьте», «подождите», «сделайте то-то и то-то», обычно испытывает психологический дискомфорт. Если хотите поддержать нормальный контакт, используйте выражения: «садитесь пожалуйста», «пожалуйста, подождите», «не могли бы вы сделать то-то?» Тогда это будет восприниматься (хотя бы формально) как просьба, а не как приказ.Также негативно воспринимаются «повеления» с частицей «не»: «Не входите в мой кабинет!», «Не вздумайте опаздывать!», «Не надо мне хамить!» и т.п.
Попробуйте всегда следовать этим правилам в процессе общения – и вы поймете, что вам гораздо легче стало налаживать отношения с окружающими.