Какие налоги являются косвенными. Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции
Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят. Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие - непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.
Понятие косвенного налога
В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров. Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги. Из полученной от продажи выручки он определенную сумму отдает в бюджет (налог), а оставшуюся оставляет себе (прибыль).
Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников - сборщиков платежей. Отсюда и название - "косвенные".
Классификация и виды косвенных налогов
Следует сказать, что 90% всех поступлений в бюджет составляют именно перечисленные ниже платежи. Они являются главным источником дохода государства, который позволяет ему выполнять свои многочисленные функции и покрывать основные правительственные расходы. К косвенным налогам относятся следующие группы платежей:
- Универсальные налоги на потребление (НДС).
- Индивидуальные налоговые платежи в виде процентов от стоимости товаров (акцизы).
- Налоги на товары сферы внешней торговли (таможенные пошлины) - оплачиваются при пересечении товарами Разделяют пошлины на ввоз (импортные) и вывоз (экспортные) продукции.
- Фискальные платежи за монопольные государственные услуги - оформление каких-то документов, плата за различные лицензии и разрешения.
В России к косвенным относят и некоторые другие виды платежей в бюджет - отчисления в разнообразные фонды (жилищные, дорожные и проч.), взносы на соцстрахование (их разрешается включать в сумму издержек производства). Наиболее существенными и значимыми являются первые два вида налогов - на добавленную стоимость и акцизы.
НДС: краткое "досье"
Каждый участник производственного процесса знает об этом налоге, а его создание и начисление происходит на каждой стадии производства/обращения товаров. НДС уплачивается в пользу государства в виде части стоимости продукции (по мере ее реализации). Однако он поступает в бюджет еще до того, как товар будет продан конечному потребителю. Производитель платит определенный процент с той части стоимости, которая была "добавлена" к цене приобретенного для производства сырья.
Расчет осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления. В России величина этого платежа составляет 18%, за исключением случаев, когда применяются ставки 10% и 0%. Уплачивается он ежеквартально, а объектом налогообложения, помимо реализованных товаров и услуг, могут являться:
- строительные и монтажные работы для самостоятельного потребления;
- ввозимые в РФ товары из других стран (для целей производства);
- передача товаров и услуг для собственных нужд (если расходы на них не учитываются при уплате налога на прибыль).
Существуют также ситуации, когда организация может быть освобождена от уплаты НДС. Такие случаи описаны в Налоговом кодексе, статье 149.
Акцизы: особенности уплаты
Как и НДС, акцизы относятся к косвенным налогам, однако рассчитываются и уплачиваются в индивидуальном порядке. Данный вид платежа очень схож с таможенными пошлинами, но устанавливается, как правило, по отношению к товарам потребления внутри страны. Этот налог представляет собой достаточно высокую надбавку к стоимости продукции, отнесенной государством к определенной группе. В первую очередь это табачные изделия и алкоголь.
Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов - в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.
Таможенные пошлины
К косвенным налогам относятся и Этот вид платежа взимается таможенной службой и определяется, как и акцизы, индивидуальным образом. Согласно дифференцированному применяемому в России, величина пошлины зависит от страны ввозимых товаров. Если с государством происхождения товара у РФ благоприятные торговые и политические отношения, то применяются базовые ставки в размере 100% от установленного тарифа. В противном случае используются повышенные сборы - в размере 200% таможенного тарифа.
Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:
- адвалорная - определяется как процент от стоимости товара;
- специфическая - имеет конкретную величину (в России устанавливается в евро) за единицу продукции (штука, кг и т. д.);
- комбинированная - одновременно применяются оба метода исчисления (например, определенный процент, но не менее указанной суммы).
Подается декларация по косвенным налогам для уплаты таможенной пошлины в течение 15 дней с момента предъявления соответствующих товаров в таможенный орган.
Заключение
Налоговый учет косвенных налогов и их уплата в бюджет осуществляются производителями а итоговое бремя ложится на конечных потребителей. В этом состоит их ключевая особенность - налогоносителем и налогоплательщиком являются разные субъекты. Такая система в какой-то степени облегчает сбор платежей государством. К косвенным налогам относятся те, которые взимаются с цен, а не с доходов (они могут быть неофициальными, а значит, не будут являться налоговой базой). Объем поступлений в бюджет зависит от стоимости приобретаемых товаров, что оказывается в конечном итоге выгоднее. В развивающихся странах именно этот вид является основной частью налоговых доходов государства (2/3 и более).
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного значения.
Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.
Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
Рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;
Обоснование оптимизации косвенного налогообложения.
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.
1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.
Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж;акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.
Виды косвенных налогов представлены на рис.1.
Рис.1. Основные виды косвенных налогов.
К преимуществам косвенных налогов можно отнести следующее :
- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;
- простота взимания налогов;
- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;
- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Косвенные налоги выполняют две функции:
- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;
- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.
Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.
Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.
В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 2 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Налоги в современном обществе выполняют две функции. С одной стороны - наполняют бюджет (главный экономический инструмент государства), а с другой - регулируют экономику, позволяют выравнивать социальные стандарты и приоритетно развивать нужные обществу отрасли. Стройную систему данных платежей в кодифицированной форме законодательно закрепляет Налоговый кодекс РФ. Функционально он состоит из двух частей: общей, устанавливающей интегрирующие принципы налоговой системы, и специальной, раскрывающей механизм каждого отдельного налога или сбора. Отдельными главами во второй части Налогового кодекса представлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор (или просто акциз). Их рассмотрению и будет посвящена данная статья.
Государственная налоговая политика
Своеобразие налогового регулирования заключается в том, что государство изменяет макроэкономическую среду, варьируя налоговые ставки. В этом заключается политика налогов. Характерно, что они должны соответствовать воспроизводственному принципу, т. е. способствовать росту общественного производства, повышению производительности труда. Однако налоговое регулирование - дело тонкое, поэтому меняя ставку налога, следует чутко держать руку на пульсе экономической конъюнктуры.
Наглядно его закономерности демонстрирует кривая Лаффера, названная в честь экономиста из лос-анджелесского университета, открывшего принцип зависимости бюджетных доходов от ставки налогообложения. он отобразил классически: по оси абсцисс - процент, взимаемый государством в казну, по оси ординат - сумма полученных налоговых. Вначале данная кривая возрастает. Экономический смысл этого таков: производство на данном отрезке возрастает быстрее ставки налога, соответственно и экономика прогрессирует, а налоговые поступления увеличиваются. Однако на уровне 40-50% ставки налогообложения (для стран I мира) и 35-40% (для стран III мира) кривая достигает максимума и начинает убывать. В этом случае говорят, что политика налогов - дискриминационная. При относительно высоких доходах работающего населения, составляет 40-45% от уровня его доходов.
Поэтому показателем прогрессивности социальной политики принято считать последовательное снижение удельного веса налогового бремени по отношению к доходам населения.
Прямые и косвенные налоги
Налоги по характеру налогового изъятия подразделяют на прямые и косвенные. Базой налогообложения для прямых налогов являются доход (зарплата, прибыль, рента, процент) либо имущество (земля, дом, ценные бумаги), принадлежащие налогоплательщику. Примерами прямых налогов могут быть земельный на доходы, на имущество, на прибыль. Косвенный налог, в отличие от прямого, имеет принципиально иной характер - надбавки к цене либо тарифу.
Впрочем, для пользы дела прокомментируем обстоятельства формирования базы налогообложения налога на прибыль. Там также встречается термин «косвенный», однако в этом аспекте он не имеет ничего общего с косвенными налогами (налог на прибыль, как мы уже упоминали - прямой). В данной интерпретации схожесть названия связана не с характеристикой самого налога, а с процессом определения его величины. При определении базы налогообложения из нее вычитаются связанные с основным производством, и не вычитаются косвенные расходы. Налог на прибыль таким сугубо экономическим образом способствует большей специализации компании, минимизации ее непроизводственных расходов.
Что же касается косвенных налогов, то выдающийся немецкий экономист Карл Маркс прокомментировал их сущность в скрытом, спрятанном в каждой покупке, изъятии государством денежных средств у граждан. Кажется, что потребители просто покупают товар, поэтому не могут контролировать аппетиты бюджета. Фактически - плательщиком выступает потребитель, продавец же товаров и услуг выступает сборщиком косвенных налогов и посредником в перечислении их государству.
На территории России действуют следующие чистые косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
Косвенные налоги. НДС
НДС впервые ввели во Франции, в 1958 году прошло его пилотное апробирование, а затем и внедрение. В 70-е годы его позаимствовали остальные европейские страны. В России Закон «О НДС» был принят в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно.
Косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.
Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.
НДС как пример косвенного налога предполагает базой налогообложения (согласно ст. 146 НК РФ) реализацию товаров и услуг на территории России, передачу товаров и выполнение услуг, для которых не предполагается вычет, монтажно-строительные работы, выполняемые для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ.
Льготные режимы в налоговой базе НДС
Налоговый кодекс исключает из предельно-широкой сферы налогообложения НДС некоторые операции: обращение рублей и иностранной валюты, передачу имущества компанией своему правопреемнику, переход имущества для уставной деятельности некоммерческих организаций, передачу имущества в порядке инвестиции, возвращение первоначального взноса участнику хозяйственного товарищества и общества, приватизацию физическими лицами государственных и муниципальных квартир, конфискацию, наследование имущества.
Косвенный налог НДС также предполагает ряд льготных ставок налогообложения. Во-первых, нулевая ставка. Она используется для товаров экспортируемых, определяемых режимом СТЗ (свободной зоны таможенной). Также ею пользуются по отношению к услугам по погрузке, транспортировке, сопровождению экспортируемых товаров, связанных с международным транзитом товаров через территорию России и по перевозке багажа и пассажиров, если они отправлены не с территории РФ.
Впрочем, если говорить далее о таком сложном налоге как НДС, то в нем применяется также пониженная ставка (10%) относительно продовольствия, детских товаров, СМИ и книжной продукции. Таким образом, федеральное налоговое законодательство предлагает облегченный налоговый режим для данных категорий товаров за счет понижения их цены и, соответственно, увеличения на них спроса. Как видим, косвенные налоги в РФ функционируют в определенной сфере, не связанной с циклами производства, а их приток в бюджет - более равномерен.
Что еще входит в налоговую базу НДС
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при заполнении налоговой декларации по НДС включают в налогооблагаемую базу также:
- Полученные авансы. Исключением являются подобные платежи за товары, облагаемые ставкой 0% (см. выше) и за продукцию, имеющую производственный цикл, превышающий 6 месяцев.
- Средства, имеющие статус «финансовая помощь», но полученные в обмен за проданные услуги и товары.
- Проценты по товарному кредиту, векселям, облигациям в части превышения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
- Перечисленная компенсация по страховым договорам при неисполнении обязательств контрагентом.
Но есть и исключение из правила: юрлицо или ИП, доходы которого за предшествующие 3 месяца составляли не более 2 млн. рублей, пишет в обслуживающий налоговый орган соответствующее заявление и освобождается на 12 месяцев от уплаты НДС.
О трудоемкости определения базы НДС
Мы рассмотрели пример косвенного налога НДС согласно главе 21 НК РФ лишь в части формирования базы налогообложения. Почему один пример? Чтобы читатели оценили трудоемкость его подсчета по первичным документам. Для крупного производственного предприятия грамотное составление налоговой декларации по НДС, влекущее за собой неприменение штрафных санкций со стороны налоговой, актуально и важно. Это труд, действительно квалифицированный, требующий специфических знаний аудитора. Данная сфера деятельности определяется Законом N 943-1 "О российских налоговых органах" от 21.03.1991 г. Налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль компаний являются наиболее сложными в исчислении, поэтому даже внутри самих налоговых органов существует негласная специализация: одни проверяют НДС, другие - налог на прибыль. Гораздо реже встречаются универсалы, которым по плечу и то, и другое.
О методике налоговых проверок НДС
Давайте рассмотрим «внутреннюю кухню» налоговой, касающуюся проверки, например, косвенного налога НДС. Вообще говоря, проверки бывают камеральными, выездными и включающими в себя оба предыдущих вида. По степени охвата базы налогообложения они подразделяются на тематические и комплексные, сплошные и выборочные.
Как происходит камеральная проверка НДС? Налоговые инспекторы осуществляют ее непосредственно у себя в офисе. К их услугам - ранее предоставленные проверяемым юрлицом или ИП налоговые декларации и затребуемые во время самой проверки регистры его бухгалтерского учета и первичные документы. Выездная проверка производится непосредственно при бухгалтерии юрлица (предпринимателя).
Как правило, накануне плановой выездной комплексной документальной проверки НДС производится камеральная проверка предоставленной налогоплательщиком отчетности по НДС и предоставленных к ним расчетов для последующего определения расхождений ее с фактически определенной налоговыми аудиторами по первичным налоговым документам.
НДС, как пример косвенного налога, демонстрирует два направления проверки аудиторами отчетности предприятия: полноту представленной в них налоговой базы НДС и корректности применения бухгалтерами налоговых вычетов.
Анализ покупки товаров при аудите НДС
При комплексной проверке, вначале тщательно проверяется наличие первичных документов по поставщикам. Касательно поставщиков, фигурирование предоставленных ими товаров и услуг как в налогооблагаемой базе, так и вычете (определяемом согласно статьей № 171-173 НК Российской Федерации) можно принимать во внимание лишь при соблюдении некоторых условий. Должен присутствовать первичный документ - счет-фактура от поставщика, который по бухучету оприходуется на отведенном ему счете, операция по нему включена в соответствующий отчетный налоговый период (имеется в виду соответствующая налоговая декларация).
Примером такого возмещения может служить возврат суммы превышения фактически выплаченного НДС над определенным НК РФ при следующей ситуации: книгоиздательское предприятие закупает бумагу и краски, платя при этом налог 18%, но готовая товарная продукция (книги) облагается налогом 10%. Исходя из вышеуказанного сумма превышения налога от закупки бумаги и красок над налогом за продажу книг - включается в налоговый вычет.
Анализ продажи товаров при аудите НДС
Продажа товаров отслеживается на основании счетов-фактур, выписанных проверяемым юрлицом, и его журнала продаж (специфического сводного налогового регистра, а фактически рукописной базы данных для налоговой декларации).
Данная проверка касается соответствия регистров бухучета по части расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с подотчетными лицами. При этом вторые экземпляры счетов-фактур обязательно прилагаются к журналу.
Косвенный налог НДС определяется по принципу нефиктивности операций (за поставку каждого товара должен быть соответствующий расчет безналом - с текущего счета предприятия, либо из кассы - наличкой). Таким образом определяются возможные попытки возврата предприятию НДС по фактически несуществующим операциям.
Налоговики проверяют операции по К-ту счета 201 01 610 и по К-ту счета 201 04 610. Если нет счета-фактуры за продажу товаров (услуг), по нему проводят встречную налоговую проверку в бухгалтерии контрагента юрлица. Если и там его нет - сделка фиктивна, а это является экономическим преступлением. При этом обращается внимание на хронологический порядок составления и регистрации счетов-фактур. Также выборочно-встречные проверки назначаются и по крупным поставкам, по которым счета-фактуры имеются.
Пример налоговой ошибки при продаже товара
Предприятие-поставщик должно обладать компетентным юридическим сопровождением оформления договоров. Речь идет о том, что реализация услуг и товаров всегда должна производиться при условии увеличения их цены на сумму НДС. Стороны, заключающие договор, обязаны четко определить обязательный реквизит указанной цены - с налогом или же без налога. В договоре указывается цена без НДС, именно она выступает базой налогообложения. Поэтому крайне желательно в самом договоре выделить сумму НДС отдельной строкой.
Последнее связано с тем, что согласно ст. 424 ГК России стороны оплачивают цену товара по реквизитам, указанным в договоре.
Заканчивая наш обзор по НДС, отметим, что он из-за своего универсального характера, является одним из наиболее сложных по своей методике среди существующих в РФ налогов.
Акцизный сбор. База налогообложения
Косвенные налоги в РФ (кроме крупнейшего из них - налога на добавленную стоимость) включают в себя федеральный налог - акцизный сбор (часто называемый сокращенно - акцизом) и таможенные пошлины. Он взимается с определенных групп товаров как при продаже их на территории России, так и при перемещении их через российскую границу. Перечисляют его в бюджет юрлица и ИП, а фактическими плательщиками являются потребители, т. к. он включен в цену покупаемых ими товаров. Поскольку сумма налога включена в цену товара, то очевидно, что косвенным налогом является акцизный сбор.
Как правило, подакцизными являются автомобили, алкогольная продукция, дизельное топливо, моторные масла, пиво, прямогонный и автомобильный бензин, спирт и спиртосодержащая продукция, табачная продукция.
Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.
Пп. 1 п. 6 ст. 182 НК РФ фиксирует возникновение подакцизного объекта при конфискации и оприходованию бесхозяйственных товаров данным косвенным налогом. Является объектом налогообложения и передача подакцизного имущества в уставные фонды компаний.
Порядок налогообложения акцизом
Не облагается акцизом экспорт подакцизных товаров, передача между подразделениями производственного предприятия, первичная передача конфиската для последующей промышленной обработки, ввоз на таможенную территорию подакцизных товаров с последующим отказом в пользу государства, ввоз подакцизного имущества в портовую СЭЗ.
Действующие ставки акцизного сбора на период до 2015 года представлены в ст. 193 НК РФ.
Налоговые органы производят документальную проверку, берут во внимание контракт плательщика налога со своим контрагентом, документы об оплате в комплексе с банковской выпиской о перечислении денежных средств, грузовую таможенную декларацию, копии подтвердительных транспортных документов, свидетельствующих о вывозе подакцизной продукции за пределы России.
Налоговый период для внутренней реализации подакцизных товаров есть месяц, для перевозимых через границу - согласно ТК РФ.
Пример определения суммы акциза
Исходные условия : ЛВЗ производит водку с содержанием спирта этилового 40%. Производство ее характеризуется ежемесячным объемом 500 л. Актуальная налоговая ставка - 210 рублей за литр спирта этилового безводного. Сумма акциза по купленному спирту этиловому составляет 1650 рублей.
Решение : Налогооблагаемая база составит: 500 х 40% = 200 л.
Сумма акциза, соответствующая реализованной водке: 200 л х 210 руб = 42 000 руб.
Сумма акциза к уплате: 42 000 - 1650 = 40 350 руб.
Вывод
Косвенные налоги являются непременным атрибутом современной налоговой системы. Особое значение в ней имеет НДС, обеспечивающий наибольшую сумму налоговых бюджетных поступлений (для России 33-35%). Следует заметить, что ставка налогообложения НДС является важным стимулом развития экономики. Не удивительно, что за период наращивания экономического потенциала страны, начиная с 1992 года, ставка НДС в РФ уменьшилась с 28% до 18%.
Отметим, что акциз - косвенный налог, но довольно специфический. Хотя он имеет на порядок меньший удельный вес в налоговых поступлениях, чем НДС, однако его ставки являются индикатором отношения государства к среднему классу.
В зависимости метода взимания налогов их делят на прямые и косвенные. Такое разделение некоторые считают условным, поскольку, в конечном итоге, и косвенные налоги оплачиваются конечными потребителями продукции.
Характеристика налогов
Прямыми налогами облагается либо доход налогоплательщика, либо принадлежащее ему имущество. К ним относятся налоги на доходы физлиц, на прибыль предприятий, на имущество граждан и организаций. Плательщиками прямых налогов являются конкретные граждане или организации, налоговая база по определяется сравнительно легко, поэтому администрировать и собирать их несложно.Косвенными называются налоги, сумма которых закладывается непосредственно в себестоимость продукции. Иногда их еще называют налогами на потребление. К косвенным относится налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины и сборы, которые взимаются с налогоплательщика за осуществление ряда юридически значимых действий.
Особенности косвенных налогов
Косвенные налоги условно делят на:- индивидуальные – платятся с определенных групп товаров;
- универсальные – ими облагаются практически все товары.
К индивидуальным косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагается, например, спиртное, табачные изделия, бензин и другое топливо, их оплачивают потребители этой продукции. Другим косвенным таможенная пошлина, которую, в конечном итоге, оплачивают все потребители импортных товаров.
Для отдельных видов товаров и услуг предусмотрены льготы по налогообложению. Например, для детских товаров и продуктов питания ставка НДС составляет 10%, а для остальных товаров – 18%. Некоторые товары, например, медицинские, не облагаются НДС.
Привлекательность косвенных налогов для государства обусловлена тем, что их собираемость напрямую не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. Даже если фирма убыточна, эти налоги должны быть начислены и уплачены. Фискальный эффект косвенных налогов сохраняется в условиях падения производства и снижения объемов продаж товаров.
В то же время, администрирование косвенных налогов неоправданно усложнено. И бухгалтеры предприятий, и специалисты налоговых органов сходятся в том, что методика начисления НДС изобилует неоднозначно трактуемыми положениями, а порядок возмещения этого налога запутан. Поэтому большинство налоговых проверок выявляют массу нарушений, касающихся начисления НДС, и сопровождаются доначислением сумм налога, а также наложением пеней и штрафов на налогоплательщиков.