Образовательный портал. Тематическая беседа «блокада ленинграда
Проект совместной деятельности педагога и родителей.
Детям о блокаде Ленинграде
Никто не забыт, ничто не забыто
Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:»
Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда-не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Цель проекта:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Расширять представления детей о родном городе.Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев. На примере подвига ленинградцев в дни блокады пытаться сформировать у детей систему общечеловеческих ценностей. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи проекта: -
Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематик
- активизировать словарь - развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
- охарактеризовать трагическое течение Великой Отечественной войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- сформированные знания детей о своём родном городе
- бережное и ответственное отношение к историческим и культурным памятникам
- патриотическое отношение к Родине. На примере жителей блокадного Ленинграда представления о героизме. Уважение к защитникам и жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ
- расширение кругозора, проявление интереса к жизни родного города и его горожан
- развитие и укрепление тонкой моторики рук, развитие речи, расширение словарного запаса, формирование психических функций детей.
Для родителей
: - повышение психолого-педагогической культуры - участие в совместной деятельности с детьми
- взаимодействие в вопросах развития тонкой моторики рук детей, формирования речи и психических функций
. - проявление интереса к деятельности
Срок реализации проекта: 2 недели.
Вид проекта:
Информационный
Аннотация: 27 января 1944 года в городе Ленинграде прогремел салют в честь окончания фашистской блокады. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные полному освобождения города. Очень трудно рассказать шестилетнему ребенку о блокаде, избежав трагических подробностей? Ведь дошкольники еще не осознают всю мощь смертельных опасностей, подстерегающих человека в подобных ситуациях. Для ребенка понятия «тяжелый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают и не оставляют в душе. Наш проект был направлен на формирование представления об истории нашего города, о реальных героях. У многих родителей не хватает времени познакомить, рассказать, прочитать, сводить в музей. Важно было организовать работу с родителями так, чтобы они принимали активное участие в проекте, способствовали формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей; совместно с педагогами знакомили детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. По результатам проведённого анкетирования родителей (анкеты прилагаются) было выявлено, что дети имеют очень скудные представления о самом городе и о его жизни. Что указывает на существенную потребность в организации взаимодействия родителей и детей в свободное от посещения ДОУ время, для ознакомления с историческими и культурными памятниками нашего города. Учитывая специфику ДОУ (дети поступают на 1-2 года), вновь поступившие дети имеют очень скудные знания и представления о ВОВ и о блокаде Ленинграда.
1 этап - организационный
1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербург:
Вспомнить, кто основал город Санкт-Петербург; - Напомнить, как город назывался во время ВОВ;
Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
Ребята, как называется наш город? (ответы детей). Правильно, Санкт-Петербург. Город этот очень старый, построен он был в 1703 году. А вы помните, кто его построил? Правильно, Петр I. Молодцы ребята. Давайте рассмотрим картины, на которых изображен город Санкт-Петербург.
А вы знаете, что такое война? (ответы детей). Да, война это очень страшное время. Вот и наш город Санкт-Петербург пережил войну. А кто знает, как назывался город, когда шла Великая Отечественная война? Назывался он - Ленинград. Ленинград оказался в очень трудном положении во время войны. Фашистские войска окружили город, и людям некуда было бежать, и негде было скрыться от бомбежек. Тысячи людей были заперты в городе. Не выйти из города, ни войти, не привезти запертым людям продовольствие. Такое положение города называется - блокада.
Мы вам приготовили картины, на которых изображен город Ленинград во время ВОВ. Посмотрите, какие страшные разрушения пережил город! Как много разрушенных домов, зданий, улиц.
А сейчас какой наш город? Город сейчас красивый, много зданий и больших и маленьких, очень красивые памятники. А как вы думаете, почему город выстоял во время такой страшной войны?
Людям в такое страшное время было очень тяжело, было мало еды, не было тепла. Вы видели на картинах, что в домах даже стекол на окнах не было. Но жители Санкт-Петербурга думали не только о себе, они думали и городе. Они спасали памятники, прятали их, чтоб фашистские войска их не разбомбили. Чтоб мы с вами смогли приезжать в город и любоваться архитектурой, чтоб мы радовались, видя все это великолепие.
Цель: вспомнить о городе Санкт-Петербург, рассмотреть понятия блокада, война, познакомить детей с разрушениями, которые принесла война.
2
.Взаимодействие с семьёй
Беседа
« Героическое прошлое нашего города» В летописи Великой Отечественной войны блокада Ленинграда - одна из самых трагических и самых героических страниц. Нет подвига, подобного подвигу Ленинграда! Ни голод, ни холод, ни болезни, ни постоянные бомбежки и обстрелы не сломили ленинградцев и защитников города. 900 блокадных дней и ночей, когда из еды только хлеба «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Как нам объяснять сейчас это нашим малышам-дошколятам? Педагоги часто говорят о том, что тему «блокады» очень сложно объяснить малышам. Как рассказывать детям, что такое война, голод, страх бомбежки. Героическая защита Ленинграда — это великая народная эпопея, которая потрясает людские сердца и сейчас, спустя много лет. И мы с Вами в этом городе живем, здесь растут наши дети, и они имеют право знать его историю. Начинать говорить детям о войне, о блокаде надо в семье. Только родные и близкие ребенка смогут правильно и тактично донести до сознания малыша смысл этого исторического и трагического события в истории нашего города, нашей страны.
Анкета для родителей
Вопросы:
Как Вы считаете, ваш ребёнок имеет достаточное представление о СПб и его жителях? - Как вы считаете, надо ли вашему ребёнку знать о ВОВ и о блокаде Ленинграда? - Есть ли в Вашей семье жители (дети) блокадного Ленинграда? - Считаете ли Вы патриотическое воспитание важным в развитии личности ребёнка? - Готовы ли Вы участвовать в выставках рисунков, поделок, оформлении семейных газет посвящённых СПБ?
Полученный результат:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей - проявление интереса родителей к деятельности детей в детском саду и вызвать желание принять активное участие в реализации проекта
обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города - формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
2 этап - ознакомительный
Используемые материалы: книга Н.Ходза «Дорога жизни» (рис.1); книга Д. Колпаковой и В. Сусловой « Был город - фронт, была победа»; карта блокады Ленинграда картины, иллюстрации, фотографии военного города; подборка стихов, песен о войне.
Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании.
1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий Военного города, карты блокады Ленинграда,
Занятие начинается с вопросов о пройденном материале.
Мы с вами узнали, что такое блокада Ленинграда. Я для вас приготовила карту. Посмотрите, на этой карте изображен город Ленинград в блокаде, (разрушены железные дороги; показать морской путь, по которому доставляли продовольствие в город: сначала по реке Волхов на маленьких катерах, затем груз перекладывали в большие баржи и везли по Ладожскому озеру к пристани Осиновец, где продовольствие грузили в поезда и везли в Ленинград).
Рассматривание картин и иллюстраций на которых изображён блокадный Ленинград (разрушенные здания; раненные, голодные люди; бои на на окраинах города; машины, которые везут в город продовольствие…)
2. Знакомство с книгами Н. Ходза «Дорога жизни», Д. Колпаковой и В . Суслова «Был город - фронт, была блокада».
Рассказать о том, как появились эти книги, что хотели показать авторы для кого книги предназначены; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну; рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе, оказавшиеся в ловушке, им было не выбраться из города, также не было сухопутных путей привезти продукты в город. Авторы этих книг глубоко переживали все страшные годы блокады
3 Чтение стихов о блокаде Ленинграда
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Роберт Рождественский
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол- Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут… ……
. Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.
Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.
Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.
Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой
Но были они - ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
В целях подготовки к заключительному этапу совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.
4 Прослушивание музыкальных произведений Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича; прослушивание песен военных лет.
Полученный результат:
Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург;
Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.
Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе;
Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»
Знакомство с книгой Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город - фронт, была блокада». - Разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного города.
4 этап - творческий
Цель: закрепление полученных знаний, вызвать сострадание к людям, которые погибли в блокадном Ленинграде; разучивание стихов, песен посвящённых блокаде Ленинграда; подготовка и проведение музыкального занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, посещение с родителями музея « Блокады Ленинграда», возложение цветов к памятнику Матери Родины на Пискарёвском мемориальном кладбище; принять участие в торжественном концерте в детской библиотеке №8, Калининского района; принять участие в районной выставке детских работ « Блокадный Ленинград».
1. Продуктивные виды деятельности
С детьми проводится беседа в форме вопросов по пройденному материалу и предлагается в рисунке изобразить картину блокадного города
«Корочка хлеба»
Цель: повторить изученный материал, закрепить знания о ВОВ, вызвать чувство сострадания, сочувствия к людям, пережившим войну.
Ребята, а вы хлеб любите? Вот и все люди любят хлеб. А мы с вами же знаем, что во времена Великой Отечественной войны людям не хватало ни хлеба, ни других продуктов. И как доставляли продукты. Но ребята, вы знаете, что продукты доставить было очень трудно, и не всегда они доходили до Ленинграда: некоторые проваливались под лед на дороге жизни, другие бомбили и топили немцы.
И в такие трудные дни жителям блокадного Ленинграда доставалось очень мало хлеба. Всего 125 грамм. Как вы думаете, это сколько. Столько человек получал на весь день. И ни супа, ни второго не было. Вы сейчас не всегда съедаете суп или кашу. А люди в то время мечтали о ложке супа или сладкой каши. А им доставался только маленький кусочек хлеба на весь день, а тем кто не работал и того меньше. Жители блокадного Ленинграда собирали все до последней крошки, на сколько им не хватало еды.
«Цветок жизни»
Цель: знакомство с памятниками Ленинграда, посвящёнными блокаде города.
Ребятам было предложено рассмотреть книгу с изображением памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне. Обратить внимание детей на красивый памятник «Цветок жизни». Этот памятник был создан в память о детях, погибших на войне, которые не сне смогли пережить блокаду Ленинграда.
Рисовать картину блокадного города предлагалось под песни военных лет, происходило непринужденное знакомство с военными песнями.
Задание детям: «Ребята, мы с вами много говорили о войне и блокаде города Ленинград. Давайте вспомним, что такое война? Что вы узнали нового во время занятий?
2 Проведение музыкального утренника, посвящённого снятию блокады Ленинграда. Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма; знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики. На музыкальном занятии дети пели военные песни, читали разученные стихотворения, маршировали под звуки военного марш. Прослушали фонограмму «Реквиема», звучание метронома.
3 Экскурсия в библиотеку
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма; формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца; любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества; развивать умение эмоционально воспроизводить в стихах своё отношение к происходящим события воспитывать культуру поведения библиотеке.
4 Совместно с родителями составление творческих рассказов «Блокадный Ленинград»
5 Посещение с родителями
Пискарёвского мемориального кладбища
Возложение цветов к памятнику погибшим во время блокады ленинградцам, к вечному огню. Посещение с родителями музея «Блокады Ленинграда» один из символов современного Санкт-Петербурга.
(В 1941-1944 годах Пискарёвское кладбище стало местом массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов, погибших на фронте.)
6 Стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»
Подбор литературы для чтения детям дома, вопросы для обсуждения прочитанного произведения.
5 этап - Рефлексия
Ребята высказали свои впечатления о том, что дал такой проект им. Дети говорили, что важно помнить о тех днях, уважать ветеранов, которые боролись за победу и сохранили для нас город. Родители принимали активное участие на всех этапах проектной деятельности. Совместно с родителями оформление выставки детских работ «Никто не забыт- ничто не забыто»,
You have no rights to post comments
Детский сад
Наконец-то мы добрались до места. В вестибюле направо и налево находились детские раздевалки. Мы сняли верхнюю одежду, по ступенькам поднялись в комнату, где располагалась группа. Детский сад был построен из расчета на 4 группы и один большой зал. В то время работала только одна группа для детей всех возрастов, находившаяся в правом крыле здания.
Когда мы появились, детей готовили к завтраку. Недалеко от входа стоял длинный стол (два стола, сдвинутых вместе). За ним сидели «школьники», то есть, те дети, которые после детского сада в сентябре должны были пойти учиться в первый класс. Валю с Женей посадили отдельно за столы с малышами. Сейчас я не помню точно, что именно дали нам на завтрак. Помню какую-то кашу-размазню, потому что старшим давали добавку, некоторых малышей докармливали с ложечки воспитатели и нянечки.
После завтрака я заметила, что в углу комнаты был расстелен ковер, и на нем были расставлены игрушки: куклы, мишки, мебель. Но никто из детей не побежал туда играть, все остались на своих местах. Потом воспитатель что-то рассказывала, читала.
Перед обедом всем велели идти мыть руки. Вот тут я была поражена. Из комнаты, где мы находились (групповой) была дверь в другое помещение, оказалось, что это - умывальня. Там были 3-4 раковины, низкие, под рост малышей, краны, и из них текла тоненькой струйкой теплая (!) вода. Дети, протягивая руки под струйку, словно замирали, и никуда не хотели уходить. Но воспитатели и нянечка, быстро намылив, терли ручки, ополаскивали и отправляли детей вытираться, а сами также быстро принимались умывать других. Все делалось очень быстро, так как теплая вода была ограничена. На противоположной стене была прибита рейка с крючками и картинками. Там вешали полотенца. Из умывальни был вход в комнату, где стояли шкафы-ячейки для детских горшков и унитазы, и, наконец, последнее помещение - душевая комната. Но о ней расскажу позднее.
Меня могут спросить, откуда взялась горячая вода? Дело в том, что детский сад имел свою маленькую котельную, которая топилась углем (или торфобрикетами, сейчас уже точно не помню). Котельная располагалась в цокольном этаже здания, и до войны батареи обогревали все помещения здания, грели воду в прачечной и для хозяйственных нужд на кухне. Все эти помещения: кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры, помещение прачечной и котельная находились по одну сторону коридора, в который они выходили застекленными дверями. В этом коридоре на матрасах и укрывая сверху матрасами, чтобы защитить от осколков, и прятали нас, детей, во время обстрелов и бомбежек.
Когда началась блокада, детей стало мало (по причине эвакуации), вместо нескольких групп всех поместили в одной комнате, она находилась над котельной. Спальня была в соседней комнате, и там стояла большая буржуйка (у окна, трубу вывели на улицу). У этой буржуйки всю ночь няня паровым утюгом гладила детскую одежду. Я как сейчас вижу старую женщину, раздувающую угли в утюге и, шепелявя беззубым ртом, приговаривающую: «Вот я вас сейчас голящим утюгом!». Много лет спустя я поняла, что зубы у нее выпали от голода и цинги. Я знала, что проглаживая одежду утюгом, боролись с платяными вшами, которые могли занести вновь поступившие дети. А что такое вошь, я не знала, в нашей семье мы такого не видели.
В спальне раскладушки стояли плотно-плотно, все вновь поступающие получали белые фланелевые рубашки, а на день еще и цветные фланелевые халатики. Одежду старались обработать: если не стирали, то гладили утюгом. Об этом потом мне рассказывала моя мама. Но я-то хорошо помню эту глажку: белые рубашки, розовые халатики на кокетке с застежкой сзади. Вечером, когда детей уже укладывали спать, мы, дети персонала (Алла Флоренская, дочь заведующей, Миша Жуков, сын ночной няни, племянница ночной няни Регины Михайловны и я), уже школьники от девяти до тринадцати лет, собирались вокруг буржуйки. Обычно мы оставляли кусочек хлеба от ужина, а потом, насадив его на палочку, жарили на печке. Этот кусочек тяжелого горячего хлеба, сделанного неизвестно из чего, казался нам лакомством, и мы старались подольше задержать его во рту, но, к сожалению, он исчезал быстро, и мы мечтали, как завтра снова приготовим это лакомство. Однако сохранить кусочек хлеба до вечера удавалось не всегда и не всем. Сидеть у печки подолгу нам не разрешали, слегка погреемся, и всех отправляли спать. Это было уже во вторую блокадную зиму.
Утром всех будили, мы шли умываться теплой водой. Затем - завтрак, обед, ужин.На завтрак - жидкая каша, кажется овсяная. На обед - жиденький гороховый или овсяный суп. В самую голодную зиму нас отпаивали разведенными пивными дрожжами и настоем хвои.
Младшая группа. Детский сад №38. Ленинград 1942 г.
Первая половина 1942 года очень плохо запечатлелась в моей памяти, видимо, сказывался скудный рацион, которого еле хватало для поддержания жизни. Период с осени запомнился мне щами из хряпы (квашеных зеленых капустных листьев, раньше их квасили на зиму на корм скоту), соевыми «шротами» (это тоже корм для скота, отходы масличного производства), «дурандой» (это жмых подсолнечника). Иногда на обед давали суп со снетками (высушенными мелкими солеными рыбешками, мальками).
После прорыва блокады в город прибыл с Большой Земли первый поезд с продовольствием (7 февраля 1943г.), в детском саду стали готовить запеканки из круп с меланжем, клюквенный кисель, супы с сушеными овощами: картофелем, морковью, луком и капустой. Изменился и хлеб, он стал намного вкуснее. Н а завтрак к Первомаю нам дали «гоголь- моголь». Сейчас мне кажется, что там было не больше одной столовой ложки, но мы были в восторге, ведь это было лакомство. Служащим (воспитателям и нянечкам) в это время давали в таких же кружечках по 1 чайной ложечке растительного масла. Постепенно голод начал отступать. Стали появляться и продукты, присланные по ленд-лизу: шоколад для приготовления какао, сухое молоко, толокняная каша (ее называли кашей «Нестле»).
Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Некоторое время, пока был холод и голод, обстрелы и бомбежки прекратились.
А весной 1942г начались обстрелы дальнобойными орудиями. Нам, старшим детям, приходилось сидеть на ступеньках узкой лестницы в полуподвал, но так как лестница освещалась застекленной частью стены над нами, на нас тоже набрасывали ватные матрасы, и приходилось подолгу сидеть в ожидании конца тревоги, часто ощущая толчки, если снаряд или бомба падали где-то недалеко. С тех пор я не переношу узких лестниц, особенно если на них нет естественного освещения. Сразу появляется какая-то тревога, становится тяжело дышать, будто не хватает воздуха.
Когда наступило лето 1942 года, во время тревоги нас стали водить в бомбоубежище, которое находилось в подвале высокого дома, стоящего напротив. Я и сейчас, закрыв глаза, вижу, как длинная пестрая змейка из детей вьется от ступенек веранды до узкой двери в убежище. Иногда там приходилось сидеть довольно долго. После отбоя тревоги все повторялось в обратном направлении.
С наступлением весны и первым солнышком детей стали выводить гулять на террасу. Маленькие укутанные человечки медленно ходили или стояли, подставив лица солнышку. Иногда прогулка обрывалась, не успев начаться, нас снова спускали в цокольный этаж. Когда почва во дворе подсохла, всех стали выводить гулять во двор. Хорошо помню самую первую прогулку. Воспитатели вынесли игрушки, даже трехколесный велосипед. Но почему-то никто не хотел на нем кататься или играть в мяч. Прижав к себе куклу или мишку, дети стояли и грелись в лучах солнца. Воспитатели старались расшевелить детей, но промерзшие за зиму, ослабевшие, они оттаивали не сразу.
Всю зиму дверь в музыкальный зал был закрыт. Когда же наступила весна, и зал, наконец, прогрелся, заведующая детским садом, Зинаида Евграфовна Флоренская, пригласила туда детей младшей группы. Зал был большой, длинный. Вдоль стен зала стояли маленькие стульчики, слева от входа - небольшой черный рояль. В помещении было не очень светло, так как верхние части окон были забиты фанерой. Детей построили по одному и сказали, что они будут маршировать под музыку.
Зинаида Евграфовна громко ударила по клавишам, и зазвучал марш, да такой бравурный!…Я впервые видела рояль и слышала, как на нем играют. Дети медленно стали двигаться по залу, а заведующая, не переставая играть, командовала с места: «Все идем, как солдаты! Поднимаем ножки выше… полетели как самолеты, ручки в стороны… помахали ручками как птички!». Сначала малыши двигались молча, но постепенно, после того, как разогрелись, стали оживленнее, начали оглядываться по сторонам. Они еще не оправились после суровой зимы, и воспитатели вместе с заведующей пытались вдохнуть в них жизнь. В зале побывали и дети средней группы. Им раздали флажки, и они махали этими флажками, маршируя по залу. Было видно, как они распрямляли спину, поднимали голову.
Вскоре в детском саду появилась музыкальный работник. Ее фамилия была Остропятова (к сожалению, я забыла ее имя-отчество) . Она проводила утренние музыкальные занятия, а к Новому Году подготовила целый концерт.
Однажды, вероятно это было перед Новым Годом, нам объявили, что мы поедем выступать на радио. Там будет передача для фронта, будут читать письма ленинградцев бойцам, а потом будут выступать дети. Помню, как группу детей посадили на матрасы в крытый фанерой грузовик, и долго везли по темным улицам. Наконец машина остановилась у дома радио на углу нынешних Малой Садовой и Итальянской улиц. Мы вошли в подъезд, поднялись по полутемной лестнице, шли по какому-то коридору, наконец, открыли дверь, и очутились в ярко освещенной комнате. Пол был застелен толстым ковром, слева - низкие скамейки и рояль, справа - несколько микрофонов (это я уже потом узнала, что это - микрофоны). В начале комнаты стояла застекленная будка, и там сидел человек. Потолок был высоким. Было очень тепло и тихо.
Нас освободили от верхней одежды, младших по такому случаю принарядили в оранжевые штанишки на лямочках и белые рубашки. Их посадили на скамейки, раздали погремушки, бубен, металлический треугольник, и сказали сидеть тихо, потому что им скажут, когда можно играть. Моему братишке Жене достался треугольник. Дети изображали оркестр, который производил ритмические шумы под музыку рояля. Остропятова играла пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, кажется, это были «Марш» и «Неаполитанская песенка» (тарантелла), а дети ей подыгрывали. Передача шла в прямом эфире. Сначала зачитали письма на фронт от тружеников-ленинградцев, затем воспитатель младшей группы Тамара Михайловна Пятницкая спела шуточную песенку, затем выступила я с песней про кукушку. Сестра Валя ходила в среднюю группу, она спела песню-загадку про гриб:
Стоит стар человечек в лесу густом, И беленький кафтанчик надет на нем.
Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить? Кафтанчик беленький носить…
У человечка ножка одна, одна, На человечке шапка красным
Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить,
Красной своей шапкой щеголять ?
Когда эту загадку Валя разучивала, она никак не могла понять и запомнить слово «щеголять», и все время пела более понятное ей «щи гонять». Провожая нас на передачу, воспитатели наставляли Валю: «Смотри, не перепутай!». Но от волнения Валя, конечно же, все забыла, и привычно спела «про щи», тем более, что к этому времени щи из хряпы все чаще появлялись на нашем столе. Вернувшись в детский сад, мы принимали поздравления, оказалось, что все работники слушали передачу в кабинете заведующей.
«Эвакуация». Этого слова мама боялась с тех пор, как стала работать в детском саду. Дело в том, что 8-го июля 1942 года в Ленинграде была объявлена широкая обязательная эвакуация. Постановление Военного Совета предполагало вывезти всех лишних людей и объявить город «городом военных». Всех, кто оставался в городе, стали обучать стрельбе. Окна первых этажей стали закладывать мешками с песком, превращая их в бойницы. Даже в детский сад уже зимой приходил военный из числа раненых, находящихся в городе на лечении, и обучал воспитателей и нянечек заряжать и стрелять из винтовки. Я помню картинку: мама, лежащая в сугробе с винтовкой в руках. Однажды даже мне дали прицелиться. Взрослых учили бросать гранаты, используя деревянный муляж. В связи с эвакуацией часть детей и служащих уехали, но на их место все время поступали новые дети.
Мама сказала, что ни за что не уедет из города, так как понимала, что после голодной зимы не все из нас могут вынести поездку. Да и куда ехать? Родных у нас на Большой Земле нет, каких-либо драгоценностей или сбережений для того, чтобы как-то себя прокормить, - тоже. Да и вещи на троих детей ей одной было бы не перевезти. А если как-то и выживем, то вернуться обратно не сможем, а может, и некуда будет. Мама говорила, что если нам суждено погибнуть, то мы погибнем все вместе, здесь, в родном городе, на родной земле. Видимо, как-то ей удалось избежать эвакуации, вероятно, ее очень ценили здесь на работе. Самые нужные вещи находились у нас в чемоданах, а чемоданы хранились в детском саду, потому что сотрудники не ходили домой, а были на казарменном положении, поэтому и дети сотрудников также жили в саду круглосуточно.
При поступлении родители сдавали в детский сад детские продуктовые карточки. Я видела, как поздними вечерами при свете коптилки мама наклеивала продуктовые талончики на листы бумаги для отчетности за каждый прожитый день. Регулярно ходили комиссии для проверки расхода продуктов и соответствия остатков в наличии тому, что на бумаге. В детском саду мама сначала работала «техничкой», то есть занималась хозяйственными работами, даже снег разгребала у входа в детский сад. Потом она стала помощницей завхоза, а когда Анна Васильевна Зайцева (завхоз) уехала из города, мама ее заменила. Мама отвечала за все: питание, работу нянечек и техничек, чистоту в саду. Работу в детском саду проверяли и инспектор по пожарной безопасности, и санэпидстания, и районо… Проверяющих все боялись, но, насколько я помню, все обходилось благополучно, за исключением мелких замечаний.
Банный день в детском саду проходил по отлаженной схеме. Помещение душевой было маленькое, всего два квадратных метра. На табуретку ставили таз с водой, другой таз ставили под ноги. Две нянечки брали по одному ребенку, мыли его, стоявшего в тазу с теплой водой, ополаскивали теплой водой из ведра и передавали воспитателям. Те вытирали детей насухо, надевали рубашечки, халатики, и отправляли за стол. Конвейер работал быстро, никто из детей не успевал простудиться. Затем детей кормили обедом и укладывали спать. Когда детей прибавилось, и разделили две группы, то вторую группу мыли либо вечером, либо на другой день.
В марте 1942 года после длительного зимнего перерыва начали работать бани. Я помню, как однажды с мамой мы пошли в баню на Геслеровском проспекте (ныне - Чкаловский). В банном отделении было темно, окна - почти полностью забиты фанерой, паром было окутано все помещение. Оказалось, что в другом конце помещения мылись мужчины, и никто не обращал внимания друг на друга. Лишь бы скорей прогреться, помыться и - домой. Медсестра Людмила Сергеевна постоянно следила за состоянием здоровья детей .
С наступлением весны 1942 года дети начали болеть, их усердно лечили. Я помню, как брату и сестре смазывали горло керосином. А еще нам делали прививки. Помню, как делали прививку под лопатку, на следующий день очень болела спина, и не хотелось вставать с постели. Внезапно завыла сирена тревоги, всех детей быстро повели вниз. А мы с Аллой Флоренской решили остаться в спальне. Наши кровати стояли изголовьями к трехстворчатому окну. Фрамуги в окне были забиты фанерой, а рамы были со стеклами. Мы накрыли головы подушками, укрылись ватными одеялами, и лежали, затаив дыхание. Вдруг раздался страшный свист и грохот такой, что наш дом будто подпрыгнул, посыпались стекла. Это упала бомба в семиэтажный дом напротив детского садика, вернее, в его западное крыло. К счастью, она не разорвалась. Бомба была «здоровая» по весу, и то, что она не разорвалась, - просто чудо. Иначе от взрывной волны наш детский сад мог бы разлететься на куски. Хотя бомба и не разорвалась, она срезала угол семиэтажного здания, сколько там погибло людей, не знаю.
Вообще-то, это была вторая бомба, не разорвавшаяся вблизи меня. Первая упала, когда мы жили в рабочем городке Сан-Галли. Это случилось ночью, вероятно, в конце октября или ноября 1941 года. Мы спали вчетвером в кровати, укрытые одеялами и пальто, так как было уже очень холодно. В убежище мы уже не ходили. Нас разбудил мощный удар, дом как будто подбросило, со стен на нас посыпались портреты Жданова и Ворошилова. Это тяжелый фугас попал в дом, стоявший напротив нашего дома. Бомба срезала восточное крыло дома, и глубоко ушла в землю. На наше счастье она не разорвалась. Дом оцепили военные, всем велели уходить подальше, но мы никуда не ушли, а она так и не разорвалась.
Старшая группа. Поздняя весна 1942 г.
На заднем плане - воспитательница Дина Григорьевна Горбунова.
Сидит - воспитательница Серафима Андреевна, третья слева - Вера Пахомова,
четвертая - Алла Флоренская, шестой -Боря Штейнбок, седьмая - Ирма Пурвин
Занятия с детьми проводились обычно после завтрака. Малыши играли с куклами и кубиками. В младшей группе был большой набор строительных кубиков: конусы, пирамидки, кирпичики, малышня строила из них то пароход, то поезд, то пушку. Как только воспитателям удавалось достать бумагу с карандашами или пластилин, средние и старшие ребята занимались рисованием и лепкой.
Когда настали теплые дни, в наш детский сад стали приезжать артисты. Их было двое: мужчина и женщина. Они наряжались клоунами, смешили детей, показывали кукольный театр и фокусы.
В вестибюле детсада на стену вешали простыню и показывали кино. Там я увидела кинофильмы «Иван Грозный», «Александр Невский» , «Богатая невеста» , детские фильмы с Яниной Жеймо («Золушка» , «Леночка и виноград» и др.)
Где-то осенью 1942 года начал работать театр оперетты, и мама два раза ходила на его спектакли весной 1943 года, слушала «Сильву» и «Раскинулось море широко». Мама была очень довольна таким культпоходом.
Прорыв блокады 18 января 1943 г. я встретила дома на Зверинской улице. В этот вечер после ужина мама решила пойти проверить квартиру и взяла меня с собой. Я помню, что было очень темно, мы шли по узенькой тропинке. Изредка навстречу попадались люди, их почти невозможно было заметить, лишь на одежде светились «светлячки».
Дело в том, что при полном отсутствии освещения на улицах города, для того, чтобы не столкнуться на узких тропинках, люди носили специальные нагрудные значки - «светлячки», фосфоресцирующие в темноте. Иногда на миг включали фонарик - «жужелку», работающий не на батарейке, а на преобразовании механической энергии в электрическую (на фонарике нажимали клавишу как на эспандере, фонарик начинал жужжать и на миг включалась лампочка).
Мы вошли в квартиру и уже собирались ложиться спать, когда услышали сильную стрельбу, потом уже настоящую канонаду. В первый момент мы испугались, решив, что начался артобстрел, и стали прикидывать, за какой стеной спрятаться от обстрела и осколков. Но мы вскоре поняли, что стреляют не по городу, а где-то дальше. Всю ночь стоял сплошной гул, а утром по радио объявили, что наши войска перешли в наступление.
К огда мы пришли в детский сад, то узнали, что блокада прорвана. Все вокруг повеселели, говорили, что теперь-то немцев быстро прогонят. Но до полного снятия блокады был еще долгий тяжелый год.
Весной 1943 года фашисты снова начали обстреливать город, и, чтобы спасти детей, городские власти приняли решение эвакуировать детские учреждения на север, где было спокойнее. Поэтому наш детский сад было решено вывезти в поселок Песочный. Детей и взрослых быстро посадили на поезд и повезли «на дачу».
Пребывание «на даче» затянулось на зиму и весну 1944 года. Недавно я узнала, что другие детсады и школы также вывозили в Парголово, и в другие поселки, таким образом, удалось спасти от обстрелов много детей, и нас в том числе.
Наш переезд в Песочный был большим благом не только для детей, но и для рабочих нашего завода, т.к. едва устроили детей, как на соседней улице в одном из домов открыли стационар для оздоровления рабочих. Туда стали привозить небольшими партиями наиболее ослабленных и больных. За две недели их ставили на ноги, а на смену им приезжали другие. Сотрудники детского сада готовили им еду, делали отвары хвои и целебных трав, словом, выхаживали их. Я не раз видела, как мама и Зоя Андреевна вдвоем тащили громадные кастрюли с едой через улицу в стационар. Наша медсестра и врач ходили лечить их и проводили осмотр. Те, кто еще вчера еле ходил, поднимались очень быстро: начинали шутить, принимались играть в шашки. Рядом был лесок, в нем росли ягоды, а до того, как созрели ягоды - «заячья капуста» (кислица), конский щавель, еще какие-то травы. В лесок полакомиться бегали дети, а потом и взрослые.
С приездом на дачу наша жизнь резко изменилась. Во-первых, - тишина. Были так непривычно, что светит солнце, не стреляют и не бомбят, никуда не надо прятаться, что первые ночи, особенно в полнолуние, я подолгу не спала или, просыпаясь, прислушивалась, не летят ли самолеты. А Валя как лунатик ходила по комнате.
Постепенно жизнь налаживалась, несмотря на то, то финны находились совсем недалеко от нас. Они остановились в Белоострове, на своей старой границе. Никакой стрельбы, никаких попыток наступления с той поры не было. Наши войска тоже их не трогали, хотя были настороже.
Все лето дети жили спокойно, гуляли, играли, пропадали в лесу. Наверное, никогда больше мы не ели столько ягод: черники, гоноболи (голубики), земляники, а потом и брусники. Школьники бегали в лес самостоятельно, а малышей выводили воспитатели. Они паслись там на пригорках, собирая ягоды и цветы. Полевых цветов на опушках росло множество....
.Детский сад № 38 1943 год, конец мая- лето Женя, Татьяна Ивановна, Вера и Валя Пахомовы
.
Семья, пережившая блокаду.
Обратите внимание: не всех кошек съели в Ленинграде, как утверждают многие источники.
День Победы!
Помню, что стояла очень теплая погода, необычная для мая. Мы с Валей вышли гулять на улицу. Я удивилась, что на улицах Зверинской и Блохиной было безлюдно. Уходить далеко от дома нам не разрешалось, и мы гуляли в сквере напротив Князь-Владимирского собора. Потом я узнала, что народ отправился на площадь Урицкого (Дворцовая пл.) и на Невский проспект. А вечером всей семьей мы отправились смотреть салют. Набережная у моста Строителей (Биржевой мост) была забита людьми по обе стороны Невы. Это был праздник света! Мы так долго жили в затемнении блокадного города, что теперь люди не сдерживали своих эмоций, радости. Каждый выстрел и появление ракеты вызывал рев, крики восторга, смеха. Залпы пушек были такими мощными, что приходилось прикрывать уши руками, чтобы не оглохнуть.
Вспоминая прошлое, сейчас я хорошо понимаю, что мы выжили тогда потому, что не остались в одиночестве, а стали частицей большой семьи под названием «детский сад», где все помогали друг другу жить. Взрослые заботились о малышах, а малыши заставляли взрослых бороться за жизнь. Эта борьба за детей дала возможность людям остаться Людьми, хотя и очень большой ценой, но добиться победы.
Проект в подготовительной группе
«Блокада Ленинграда»
Актуальность
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда.
2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий - информационный
Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Реализация проекта по этапам
Подготовительный этап:
Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?
Основной этап:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, посещение музея школы №91).
Заключительный этап:
Подведение итогов, тематическое мероприятие «Непокоренный город», выставка детских коллективных работ «900 дней».
Реализация проекта с детьми
Художественно эстетическое развитие:
Аппликация «900 дней»
Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.
Социально – коммуникативное развитие
Посещение музея школы №91 ,Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».
Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Познавательное развитие
Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда». Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду. Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника». Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни». Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. Чтение художественной литературы: Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий». Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Работа с родителями: Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».
Заключительный этап:
Проанализировать результативность.
Выставка детских коллективных работ «900 дней».
По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».
У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
Родители приняли активное участие в проекте.
Приложение
Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».
Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.
Задачи:
1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Ход деятельности:
Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?
Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.
Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?
Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.
Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова, людей умерших и больных…
Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?
Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь - все чаще – умирает.
Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».
Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?
Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.
Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцев стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?
Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.
Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Петербург на морском берегу.
С дворцами и парками строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Светлая память героям, освободившим Ленинград!
Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»
Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.
2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.
3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.
Ход деятельности
Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?
Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?
Дети высказывают свои мысли.
Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.
Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец….
…Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень – памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»
Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.
Беседа с презентацией
«Блокада Ленинграда»
1. Организационный момент Воспитатель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию.
2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.
Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.
Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.
3. Беседа, показ презентации.
За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Звучит музыка «Вставай страна огромная….» слайд 1 Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва- столица, а Ленинград- город вождя Владимира Ленина, город Октябрьской революции.
Слайд №2 На этих снимках вы видите как выглядели эти города до войны. До войны по данным переписи населения 1939 года проживало 3 миллиона 15 тысяч человек.
Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить»
Судьба нашего города в годы ВОВ – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения - от мала до велика.
Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.
Слайд 3 - Бомбежка города. Вой сирены
Слайд 4 - надпись на стене. На улицах появились надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» разрушенные дома.
Слайд №5 Уже в июле- августе месяце началась эвакуация жителей города, в основном детей. Только за это время в тыл было отправлено около 600 тысяч женщин, детей, стариков. Эвакуировали и на самолетах и в дальнейшем - по Ладожскому озеру.
Слайд 6 Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944, целях 872 дня.
Слайд 7 К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется» Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь. Да, было большим соблазном взять хоть одну карточку, ведь работников не досматривали, не проверяли. Но блокадники даже и не думали забрать себе хоть немного карточек и пожить лучше остальных!
В самом начале блокады, немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады, Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду» «Пока земля стояла сухая, мы даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара».
Слайд 8 На город стал надвигаться голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. –
Слайд 9 Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.
Слайд 10 Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они как и люди тоже были блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.
Слайд 11 Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.
Слайд 12 В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили. Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге.
Слайд 13 Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»
Продовольствия в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой за все месяцы блокады- 125 детям, и 250гр рабочим.
Слайд 14 Такие объявления висели во всех булочных города. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» так писала Ольга Бергольц- великая поэтесса нашего города.
Слайд 15 Да и этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.
Слайд 16 Вот один из рецептов блокадного хлеба Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом - овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.
За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки.
Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.
Слайд17 В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.
Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод- город остался без света и питьевой воды. нет угля в котельных- поэтому батареи холодные, а чтобы топить печь уже нет дров. У ленинградцев появились печурки времянки слайд18 , но они не держат тепла, кончишь топить и все опять холод как на улице. В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно.
Слайд 19-20 В лютые морозы водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил совсем не было. Если не могли далеко идти собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.
Слайд 21 У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.
Слайд 22-23 В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Только за первые 3 месяца 1942 фашисты выпустили по Ленинграду 15 тысяч снарядов. За годы блокады в городе было потушено 39 тысяч пожаров.
Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране.
Слайд 24 Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах им помогали старики и дети. На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпусками мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал. Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.
Слайд 25 Вот эту девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем и выполняла полторы нормы! далеко не каждый взрослый мог это. Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой», с её загадочной улыбкой. Дети не только работали на заводах, они тушили бомбы-зажигалки, оповещали об артобстрелах, помогали раненным, работали в госпиталях.
Слайд 26 Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год. Большинство школ было разбомблено. В самые суровые дни блокадной зимы 1941-1942 годов о городе работало 39 школ, позже их число увеличилось до 80. В классах был мороз. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Бывало чернила замерзали и превращались в ледяшку. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Нередко занятия проходили в бомбоубежищах. После уроков ребята направлялись в госпиталя, ухаживать за раненными, обходили дома, подъезды, квартиры- помогали совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.
Слайд 27 В городе также работали детские сады и ясли. Были созданы детские дома, ведь многие дети остались сиротами - родители погибли при бомбежках или умерли от голода.
Слайд 28 Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Дневник стал одним из символов блокады, мужества ленинградцев. и впоследствии стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнберском процессе. Сегодня дневник хранится в музее Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.
В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей…. 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня… Осталась одна Таня…..Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.
Город жил… Слайд 29 - Ленинградцы выходили на улицы расчищать снег, сажали огороды, разбирали завалы после бомбежек. С 24 января 1942 года повысилась норма хлеба, рабочим 400грамм, детям 250 грамм. Немного стало легче…
Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1943. Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»
Слайд 30 По Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 18 дней проложили железнодорожный путь, длинной тридцать три километра, Позже его назвали Дорогой победы.7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал пришёл первый поезд с Большой земли!!! Железнодорожникам было так же трудно как и шоферам машин на ладожском озере, немцы постоянно обстреливали дорогу, поэтому она могла работать только ночью. Поезда шли с потушенными огнями, сначала все в одном направлении, потом в обратном. ни на одной станции не горели семафоры, их заменили люди. через каждый километр специальные сигнальщики подсвечивали поездам фонариками.
Но главное - городу уже не грозил голод.
Слайд 31- Открылись первые блокадные столовые
Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….
Слайд 32 Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях. В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе осталось дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой. и чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки и полы застилали сеном.. Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда»
Слайд 33 В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!
Слайд 34 Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка Ленинградской симфонии В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли- Ленинград нам не взять, не победить.
Слайд 35 Выживать во время блокады было трудно, но…. Детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.
Слайд 36-37 Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые 872 черных для нашего города дня. Но до окончательной победы оставалось чуть больше года.
Слайд 38 В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»
Слайд 39 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.
Как минимум три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). И мы с Вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир, что пережил наш город. Мы должны быть достойны называться Петербуржцами, Ленинградцами. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех ленинградцев минутой молчания.
4 .Обсуждение увиденного.
Воспитатель: «Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»
Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос:
просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;
Просит подумать почему же в это страшное время в городе всё-таки работали театры, концертные залы
«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает с доски результат работы).
5. Подведение итогов, Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, 1. Что для вас было новое в нашей беседе, 2. Что запомнилось и произвело на вас наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.
А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город- демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга. Вы видите как кравив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту
Спасибо за внимание.