Проблема равнодушного, жестокого отношения к животным. Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным (Аргументы ЕГЭ) Отношение к братьям нашим меньшим аргументы
Разные качества живут в людях: доброта и злость, жестокость и милосердие, ум и глупость, любовь и ненависть, равнодушие и отзывчивость. Не могут быть все одинаковыми в нашем мире. Но именно равнодушие, я думаю, является причиной многих бед. Равнодушный – это человек с чёрствым или пустым сердцем. Чёрствое оно потому, что покрылось жёсткой коркой, через которую не проникают в душу добро и любовь. Пустое – потому, что нет в нём жизни, не интересны такому окружающие его люди, природа, красота. Равнодушный пройдёт мимо чужой беды, оберегая своё пустое сердце от несчастий. Напротив, отзывчивым называют человека, душа которого всегда чувствует и чужую боль, и чужую радость. Такой всегда придёт на помощь, согреет словом, поддержит делом.
Равнодушие и отзывчивость люди проявляют не только по отношению к себе подобным, но и к «братьям нашим меньшим» — к животным. Эта тема отражена и в произведениях художественной литературы. Обратимся к примерам.
В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана история собаки, потерявшей хозяина. Разных людей встречает бедный Бим на своём пути. Таких, как Тётка, которая гонит бедную собаку со двора, а потом вызывает собачников, которые увозят Бима. Как отец Толика, который ночью отвозит Бима в лес и привязывает там к дереву, обрекая на смерть. Как Серый: он забирает собаку у мальчиков, чтобы снять с неё ошейник, избивает её. В этом же ряду и Клим, который называл себя охотником, изувечил бедное животное и бросил в лесу, и некоторые другие персонажи повести. Равнодушие породило в них злость и жестокость. От таких людей мир не становится лучше. Но на пути Бима встречаются и добрые, отзывчивые люди: девушка Даша, которая как могла помогла несчастной собаке, Хрисан Андреевич и Алёша взяли Бима к себе, отогрели и накормили его, мальчики, которые старались помочь ему, Матрёна и Михей, путейщики, поделились едой, оставили ночевать в тёплой будке. В повести Троепольского почти одинаковое число равнодушных и отзывчивых людей. Автор хочет сказать, что от того, какими станут сами читатели, зависит, будет больше или меньше на земле добрых людей.
В рассказе Л. Андреева «Кусака» тоже говорится о собаке. И люди вроде описаны отзывчивые: пригрели бездомное животное, кормили Кусаку, дети играли с нею. Впервые в жизни почувствовала собака, что такое ласка, привязалась к людям, отдала им своё сердце. Но закончилось лето, а зачем беспородное, бездомное животное нужно в городе. Ведь столько с ним хлопот. Уезжают дачники, бросив Кусаку на произвол судьбы. Так живёт ли отзывчивость в таких людях? Нет, они равнодушны ко всему, что может помешать их комфорту, думают только о своём благополучии. Экзюпери писал, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Но в ответе только те, кто отзывчив к чужой беде, кто не пройдёт мимо того, кому нужна любовь и поддержка. К таким не относятся персонажи рассказа.
Равнодушие к людям, к «братьям нашим меньшим», к окружающему нас миру природы не делает людей лучше, а напротив, обедняет их душу. Отзывчивость, милосердие, доброта делают мир светлее, а человека счастливее.
В тексте по В.С. Токаревой затронута проблема отношения человека к животным.
На мой взгляд, эта проблема актуальна и в наши дни. В данном тексте В. С. Токарева рассказывает историю из жизни. Однажды ей пришло письмо, в котором повествовалось о ссоре двух охотников. Причиной возникновения ссоры послужило то, что один из охотников хотел убить беззащитное животное, а другой хотел помешать ему. Не трудно заметить отношение писателя к поступку Зубаткина: “это была уже не охота, а расстрел”. Конечно, законы были на стороне Зубаткина, но с точки зрения моральной нравственности, по мнению автора, он поступил очень скверно: “У вашего зайца не было ног. Вы не имели права в него целиться”.
Точка зрения автора весьма убедительна. Она, как мне кажется, наиболее четко сформулирована им в предложении: “Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или, чем насытиться”. Русский прозаик хочет сказать, что человеку безразлична природа: животные, растения, которые нас окружают.
Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Действительно, я считаю, что человека интересует только то, что ему нужно, а судьба животных ему абсолютно безразлична. Даже если твои действия подкреплены юридическими законами, это не дает тебе права совершать такие поступки, как убийство невинных животных, которые не могут обороняться, или убежать.
В этом убеждает нас классическая литература. Главная тема сюжета стихотворения С. А. Есенина “Песнь о собаке”– отношения между человеком и собакой. Акцент делается на беззащитности животных перед безжалостностью и бессердечностью человека. Животные во власти людей, которые довольно часто поступают с ними ужасно.
В рассказе Андреева «Кусака» отношение к собаке является показателем нравственности человека. Именно люди, сначала оставив собаку на даче, потом не единожды обидев, превратили собаку в злобное существо, у которого уже нет доверия ни к кому.
Таким образом, мы должны лучше относиться к животным, даже если наши действия подкреплены законами, ведь плохое отношение не только наносит вред животным, но и показывает, как низко может опуститься человек.
Исходный текст.
(1)В редакцию пришло
письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.(2)Конфликт
возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему
полю. (4)Заяц широко, активно прыгал –и вдруг сел, развернувшись лицом к
преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой. (6)Когда охотники подбежали
и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе
налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и
остановился.
(8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся,чтобы
«встретить смерть лицом к лицу».(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с
плеча винтовку и
нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с
плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если
Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил,
однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху.
(14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает
агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением
словесных оскорблений и телесных травм.(16)По заданию редакции Веронике надо
было побеседовать с
участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина.(18)Зубаткин
был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» – та же обаятельная
наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. (19)Он смотрел на Веронику с таким
видом, будто она сидела в его
кабинете, а не он – в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его
стороне, а морально-нравственные категории – это что-то весьма неопределённое и
неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя. (22)Как почерк.–
(23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?– (25)Согласен,
примерно так.– (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас
убежать?– (27)Охота – это охота.– (28)Охота – это охота, а не убийство.
(29)Зверь и охотники должны быть на равных.– (30)Вы хотите, чтобы у зайца было
ружьё?– (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.–
(33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?– (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим.
(36)Или чтобы Вас не было вообще.(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета.
(38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.(39)Современный человек набит
информацией, нагрузками, стрессами,
но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего
отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий
инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя.(40)В конце
концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных.(41)Когда у тебя
ружьё, а у него ноги и лес.(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не
интересовали.(43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве?(44)Сегодня
имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем
насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами.(46)А нечаевы
ничего не могут сделать...
(По В.С. Токаревой*)
* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) – российский прозаик
и сценарист.
Какое должно быть человеческое отношение к животным? Почему иногда оно бывает грубым и жестоким? В данном тексте Шаргунов Сергей Александрович поднимает проблему отношения к животным.
На дне рождения друга лирического героя несколько ребят издевались «над зелёными веточками.» Видя это, главный герой сначала ничего не предпринял и описал своё поведение отрицательно: "Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием - не мешаю, не вмешиваюсь.". Но потом он вырвал палочников из лап мучителей. Ушёл с праздника и унес с собой мучеников. Описывая своё состояние радостью победы, что кружила голову.
Позиция автора такова: животные не заслуживают жестокого обращения, они не могут ответить человеку на его злость и корысть, потому и страдают. Тем не менее все животные хотят ласки и тепла, но часто из-за самого же человека её и не получают, лишь страдают больше.
В литературе не раз поднималась проблема отношения людей к животным. Например, в произведении "Кусака" Леонида Николаевича Андреева. История про безымянную, дворовую собаку.
Однажды пьяный человек хотел приласкать собаку, но передумал и вместо того, чтобы дать ей немного ласки, избил её. После этого собака избегала людей. Она нашла себе заброшенную дачу и поселилась там. Летом приехали хозяева, поначалу они не контактировали с собакой, но со временем расстояние между ними уменьшилось, собаку начали подкармливать, дали ей кличку Кусака. Можно сказать, приручили собаку, она к ним привыкла. В конце лета хозяева уехали с дачи так же быстро, как и приехали, оставив Кусаку в одиночестве. Тем самым поступив некрасиво, жестоко по отношению к ней.
Ещё один пример жестокого обращения с животным мы наблюдаем в произведении "Белый Бим Чёрное ухо" Гавриила Николаевича Троепольского. Читая, мы можем узнать историю жизни Бима, чуть ли не с самого рождения маленький беззащитный щенок столкнулся с жестокой реальностью. Из-за того, что его окрас не характерен породе, заводчик хотел утопить щенка, ведь никто не купит «брак». Когда Иван Иванович, хозяин собаки заболел, Бим не смог жить в квартире без него, пошёл его искать. Во время своих поисков Бим повстречал как добрых людей, так и злых. Бима избивали, хотели снять с него шкуру, хотели отравить, забрать в питомник, но всё же нашлись и те, кто желал искренне помочь несчастной собаке. К сожалению, Бим так и не встретился с Иваном Ивановичем, не успел, умер раньше.
Подводя итог, можно сказать, что люди порой бывают очень жестоки даже по отношению к беззащитным животным. Очень больно осознавать это, ведь животные – братья наши меньшие, друзья людей.
Многомудрый Литрекон создал универсальную подборку литературных аргументов, которые подойдут не только для сочинения на ЕГЭ, но и для других работ. Данные примеры подойдут для раскрытия темы взаимоотношений человека с животными. Если Вам не хватило каких-либо определенных аргументов, милости просим в комментарии. Прочитав Ваши рекомендации, мы добавим недостающие примеры.
- Л. Н. Андреев, «Кусака». Бросить собаку, которая только начала верить людям — самый жестокий поступок. Такая история произошла с бедной Кусакой. Дикая, забитая рукой человека, она всегда держалась в стороне от своих «обидчиков». Однажды она вновь стала доверять окружающим. Целое лето Кусака провела с дачниками, и она смогла полюбить девочку Лёлю, смогла приспособиться к домашней жизни. Но после окончания сезона хозяева уехали, оставив Кусаку опять одну. Бедная собака воет от одиночества, ее снова бросили, обманули. Теперь она вряд ли сможет поверить человеку. К сожалению, жестокость ранит животных даже сильнее, чем людей.
- М. А. Булгаков, «Собачье сердце». Опыты над живым существом — настоящее зверство. Ради науки профессор Преображенский издевается над собакой, пытаясь превратить ее в человека. Он пересаживает Шарику (бродяжная собака, которую ученый подобрал на улице) железы умершего преступника. Пес превращается в человекообразное существо: говорит, ходит на двух «ногах». Но людской мир непригоден для пса: Шарик развил в себе худшие черты характера, стал омерзительно себя вести по отношению к окружающим. Этот эксперимент не привёл ни к каким положительным результатам, только зря пострадало живое существо. Поняв ошибку, Филипп Филиппович вновь делает операцию и возвращает все на свои места, ведь понимает, что прогресс не стоит жизни и здоровья животных.
Влияние животных на людей
- И.А. Самарский, «Радуга для друга» . Рассказ ведётся от лица собаки-поводыря. Трисон повествует об их взаимоотношениях с новым «подопечным» — слепым тринадцатилетним Сашкой. Собака стала настоящим другом, самым близким существом для мальчика. Он всегда поддерживал его как мог, был для него глазами. Верность Трисона, его искренность, забота выделяют его среди равнодушных людей. Любовь питомца помогала герою справляться с тяготами жизни, радоваться каждому моменту. Трисон сильно повлиял на детство Сашки, он стал неотъемлемой частью его жизни.
- Г. Н. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» . Иван Иваныч — главный герой произведения Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» — взял к себе домой «бракованного» щенка, от которого хотел избавиться заводчик. Герой не понимал, что в нем не так, ведь все живые существа заслуживают любви, заботы. С этого момента изменился привычный быт писателя. Их отношения с питомцем настолько стали близки, что собака всегда с точностью могла определить настроение героя. Бим старался подбодрить своего хозяина, всегда поддерживал его. Иван Иваныч чувствовал это, и все больше проявлял добрые и нежные чувства по отношению к своему маленькому другу. В их доме царит взаимопонимание. Именно пес скрасил одиночество героя и помог ему ощутить полноту жизни.
Связь человека с природой
- Д. Киз, «Цветы для Эджерона» . В книге две судьбы — мышонка и человека — оказались чрезвычайно похожими. Оба они стали жертвами эксперимента, целью которого должно было стать кардинальное повышение интеллекта. Однако произошла ошибка, и результат опыта оказался неудачным. Главный герой чувствует своё духовное родство с бедным животным — их сблизила «общая беда». После апогея умственных способностей они стали резко их терять. Глядя на мышонка, Чарли Гордон мог предсказывать свою печальную судьбу. Ученые цинично воспользовались беззащитностью слабоумного мужчины и подопытного животного. Данный пример демонстрирует связь человека и природы, его породившей. Все живое подчиняется одним и тем же неведомым законам, которые нам подчас не дано разгадать.
- В. В. Маяковский, «Ночь» . Иногда авторы в своих произведениях намеренно проводят параллель между животным и человеком, чтобы сатирически высмеять людские пороки. Так, в стихотворении «Ночь» В. Маяковский называет толпу «пестрошерстой быстрой кошкой». Он обличает стихийную бездумную черту народа — жизнь его несет по течению, а он изгибается, подстраивается под любые обстоятельства. Люди жаждут пустого развлечения, их стремления мелки, они утратили духовные ценности. Лирический герой с омерзением наблюдает за этой разгульной ночью. Он ужасается от безнравственности толпы. Такое сравнение показывает «зверские» качества человечества, указывает на неразрывную связь между человеком и природой.
Неуважение к братьям нашим меньшим
- В. В. Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям». В. Маяковский в своём стихотворении затрагивает важную проблему – отсутствие уважения по отношению к животным. Лирический герой призывает «зевак» на площади сочувствовать упавшей лошади. По его мнению, животное нуждается в понимании, сострадании, поддержке, как и человек. Он увидел «каплища» на мордочке бедного питомца, ему стало его искренне жаль. Он понимает, что человек неотделим от окружающего мира, природы, но не все могут это осознать. Лирический герой чувствует себя одиноким среди этих равнодушных «зевак», для которых чужое горе — забава.
- А.П. Чехов, «Каштанка» . Нелегкая судьба у главной героини рассказа А.П. Чехова «Каштанка». Для собаки существовало два типа людей — «хозяева» и «заказчики». Первые отличались тем, что хоть иногда и ласкают, но часто бьют, ругают. К собаке ужасно относятся, но она все равно преданна этим людям. Даже когда Каштанка увидела новую жизнь в доме артиста цирка, она скучала по прежнему существованию. Поэтому она вернулась в конце произведения к прежнему хозяину, несмотря на унизительное обращение с его стороны. Каштанка по-рабски была верна ему, она любила свою прошлую жизнь. Но люди вместо того, чтобы заботой и любовью оплачивать такую преданность, проявляют свою жестокость по отношению к беззащитному животному. Человек осознаёт свою власть и пользуется ею, не уважая законное право домашнего любимца на опеку и хорошее отношение.