Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком. «Я все смогу. Беседа на тему: «Личностный рост и саморазвитие» Упражнения для повышения самооценки
Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки
Пояснительная записка
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе.
Время занятия – 20-30 минут
Количество занятий в неделю – 1-2 раза
Общее количество занятий – 5
Структура занятия :
1. Упражнение на расслабление (психогимнастика, нейро-игры)
2. Основное упражнение (рисунки, символдраматические образы и проч.)
3. Ритуал завершения занятия (что понравилось, что запомнилось, что не понравилось, за что хочешь сказать спасибо)
Занятие № 1
Диагностическое обследование с целью подтверждения запроса.
Методики :
1. Исследование уровня тревожности Тэммл , Дорки
2. Исследование уровня тревожности и самооценки «Несуществующее животное»
Инструкция :
Нарисуй животное, которого нет в жизни. Как его зовут? С кем оно живет? С кем дружит? Что ест?
3. Рисунок человека
4. Упражнение на расслабление и снятие психологического барьера застенчивости
«Закрой глаза, представь зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое там число»
5. завершение
Занятие № 2
1. Игра «Морщинки» (избавление от напряжения)
Несколько раз вдохни и выдохни
Широко улыбнись зеркалу
Наморщи лицо, начиная со лба (брови, нос, щеки)
Подними и опусти плечи
Расслабь мышцы лица
Скажи себе «спокойно»
2. Рисунок «Я в будущем»
Нарисуй себя таким, каким ты видишь себя в будущем. Как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, каким будут его отношения с окружающими (родители, друзья)
3. Ритуал завершения
Занятие № 3
1. Шалтай- Болтай (расслабление)
Ш-Б сидел на стене – туловище поворачиваем вправо-влево руки болтаются
Ш-Б свалился во сне – резко корпус вниз
2. Повышение самооценки
Закончи фразу : «Лучше всего у меня получается…» , «Я постараюсь изо всех сил…» , «Я знаю, что смогу сделать…» , «Я обязательно научусь…»
Назови 5 вещей, которые ты хорошо умеешь делать
3. Рисунок спиралями (снятие тревожности )
4. ритуал завершения
Занятие № 4
1. Упражнение на мышечное расслабление
«Кулачки»
Сожми пальцы в кулачок покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхаем (3 раза)
2. Разминка «Настроение»
Мимикой :
Свое сегодняшнее настроение
Какое настроение было чаще на прошлой неделе
Грустное
(как справляться с плохим настроением. Вспомнить все положительные мысли, улучшающие настроение)
3. Закончи предложение (упражнение способствует повышению уверенности в себе )
Закончи предложение : «Я хочу…» , «Я умею…» , «Я смогу…» , «Я добьюсь…» . Объясни свой ответ
4. Ритуал завершения
Занятие № 5
1. «Самолет » (преодоление страха перед ограничениями, развитие уверенности)
Позиция готовности как самолет при взлете – стоя прямо, руки в стороны. Представь, что твой самолет разгоняется и , взлетев, набирает высоту. Ты летишь. Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие запахи? Что чувствуешь? Запомни и возьми с собой, ты летишь на землю и плавно приземляешься.
2. Работа со страхами
Чего ты боишься днем
Что страшного снится ночью
Нарисуй себя рядом со страхом (как ты его боишься)
Нарисуй себя – ты уже не боишься
Страх исчез (утонул и т. д.)
3. Завершение
Публикации по теме:
«Школьные правила». Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности «Школьные правила» Конспект коррекционно – развивающей работы педагога - психолога по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности.
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми второго года обучения на сентябрь 2015–2016 учебного года Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения Месяц сентябрь_ 2015 – 2016 учебный год, тифлопедагог Белоусова.
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Тип занятия: игровое занятие.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.
План работы по снижению заболеваемости детей МБДОУ Семьянский детский сад №7 "Белоснежка" План работы по снижению заболеваемости детей. Группа: семейная разновозрастная группа № 5 «Умка».
Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.
Упражнения, способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся
1. Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
позитивных мыслей о себе; симпатии к себе; способности относится к себе с юмором; Выражение гордости собой как человеком; Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.
Продолжительность упражнения 50 минут.
Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.
4. Упражнение «Воображение успеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
Цель : повысить самооценку подростка.
Продолжительность упражнения 20 минут.
Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.
Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо). Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека). Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (). Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень). Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт). И после плохого урожая нужно сеять (Сенека). Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле). Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор). Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э. Хаббарт). Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови). Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги). Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).
7. Упражнение «Еженедельный отчет».
Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею повседневную жизнь.
Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:
Какое главное событие этой недели? Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе? Что важного ты узнал о себе на этой неделе? Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю? Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя? Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений? Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий? Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?
Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.
Продолжительность упражнения 40 минут.
Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.
Повышение самооценки
Такая проблема как повышение самооценки является куда более актуальной, чем можно себе представить. Стоит отметить, что многие люди задаются этим вопросом чисто подсознательно, еще не до конца понимая в чем кроется их главная жизненная преграда. Ведь именно от уровня самооценки во многом зависит то, насколько успешным будет индивид в своей жизни, какие цели перед собой поставит. Сможет ли адекватно оценить свои силы и потенциал. Чтобы добиться желаемых вершин.
Разумеется, у каждого человека уровень самооценки достаточно индивидуален, к тому же он способен варьировать в зависимости от возраста и некоторых других факторов, а закладывается еще в раннем детстве, при этом находясь в значительной зависимости от воспитания со стороны взрослых.
Действительно ли опасно занижение самооценки?
Нельзя недооценивать тот вред, который способно причинить в жизни человека такое состояние: индивид будет постоянно отрицательно рассматривать свои возможности и свой потенциал, результатом чего может стать полный отказ от попыток реализовать себя во всех сферах жизнедеятельности. Именно так, ведь уровень самооценки влияет абсолютно на все грани человеческой жизни, начиная от простого взаимодействия с другими индивидами и заканчивая профессиональной или творческой деятельностью.
Тренинг повышение самооценки
Современный мир задает нам совершенно новый, весьма бурный темп жизни, где каждый пытается найти себя и свое место. Если индивид не уверен в себе, не оценивает грамотно свои силы и внутренний потенциал – ему едва ли удастся чего-либо добиться. Самооценка напрямую связана со всеми нашими маленькими и большими победами, достижениями. Если у вас адекватная самооценка, то вы наверняка способны оценить свои силы в любой ситуации, принять верное решение и достичь намеченной вами цели.
Конечно, самооценка бывает также и завышенной. Такое состояние встречается гораздо реже, нежели низкая самооценка. Обычно оно присуще подросткам и называется «юношеским максимализмом» и, как правило, с годами самооценка такого человека возвращается в свое привычное адекватное состояние.
Гораздо более опасным является состояние, когда самооценка человека под воздействием ряда определенных отрицательных факторов, падает слишком низко, как говориться, «в ноль». Именно в подобных случаях речь идет о корректировке самооценки, ведь в таком положении индивид становится совершенно подавленным, лишенным не только мотивации, но и возможности реализации себя в собственной жизни.
Таким образом, тренинг повышение самооценки ставит перед собой в качестве главной задачи – помощь любому человеку в возвращении его адекватной оценки собственных сил, возможностей, внутреннего потенциала. Необходимо придать таким людям уверенности в том. Что они ничем не хуже окружающих, поэтому также достойны и способны достигать желаемых результатов.
Воспитать любовь к себе – вот что еще немаловажно. Ведь одним из отрицательных факторов низкой самооценки является убеждение индивида в том, что он неприятен всем окружающим и, самое главное, сам он считает себя недостойным любви. Также следует обучить человека правильному отношению к различным отрицательным высказываниям в его адрес, ведь именно они обладают наибольшим негативным влиянием на психику. В данном случае следует привить индивиду понимание того факта, что люди всегда осуждали и будут осуждать кого-то, и они всегда найдут для этого причину, так что следует абстрагироваться от мнения окружающих и сосредоточиться на своих положительных сторонах.
Аутотренинг для повышения самооценки
Следует понимать, что все сказанное вами о себе в дальнейшем обязательно откладывается в подсознании и играет важную роль в формировании психики, характера и, конечно же, самооценки. В связи с этим, психологи настоятельно рекомендуют навести порядок в своей голове, следить за мыслями и стараться мыслить исключительно в позитивном ключе, что обязательно даст свои плоды. Каждая личность создает себя самостоятельно – ищите свои положительные качества, заостряйте внимание именно на них, развивайте их.
Любой аутотренинг для повышения самооценки базируется именно на подобном принципе. Большинство упражнений представляют собой комплекс из волевого расслабления, закрепления позитивных рассуждений и эмоций, различные условные рефлексы и использование аффирмаций для повышения самооценки индивида.
Разумеется, поскольку в данном случае человек самостоятельно работает над своим образом и его восприятием, предпочтение отдается именно словесным формулировкам и установкам. Будучи направленными на положительный поток мышления, при постоянном повторении, они откладываются в сознании индивида и приносят определенный результат. Следует помнить, что главное в случае установок – правильная формулировка. Стоит воздержаться от слов вроде «попытаюсь» или «я попробую!», которые изначально настраивают вас на вероятность негативного опыта. В установках и аффирмациях необходим исключительно положительный ключ, без употребления отрицательной частицы «не».
На данный момент психологи подчеркивают тот факт, что аутотренинги являются наиболее эффективным и простым методом для повышения самооценки. Они могут быть достаточно регулярными, осуществляться в любое время суток и не требовать больших силовых затрат.
После некоторого времени аутотренинга можно заметить положительные результаты:
Снижение ранее ощутимого перенапряжения в физическом и моральном плане, переутомление заметно уменьшается, сон нормализуется.
Индивид ощущает прилив сил, большую работоспособность, активность внутренних сил и резервов.
Неуверенность в себе постепенно сходит на «нет». Внимание и концентрация активизируются, пропадает былая «неуклюжесть».
Уровень самооценки растет, развивается самоактуализация, компетентность, упрощаются процессы социализации человека.
Повышение женской самооценки
Среди числа прочих, повышение женской самооценки является вопрос куда более серьезным. Причина этого кроется в том, что прекрасный пол – куда более чувствителен и эмоционален, особенно если речь идет о мнении окружающих их людей.
Для женщины порой весьма важно быть привлекательной, красивой, чувствовать внимание, одобрение и даже некоторую долю поклонения. Для женщин внешний вид психологически занимает одно из приоритетных мест в жизни. И это одна из причин, по которой среди прекрасных дам гораздо чаще встречаются особи с низкой самооценкой.
Главная проблема женщин заключается как раз в том, что они больше всего склонны сравнивать себя не только с окружающими, но также с мифическим «идеалом красоты», который является всего лишь навязанным обществом стереотипом. Как правило, такое сравнение заканчивается полным разочарованием девушки в себе, при этом она не задумывается над тем, что над очередной моделью работали десятки визажистов, на нее наложили кучи косметики, а в дальнейшем еще и добавили целый ряд фотоэффектов.
Так есть ли смысл комплексовать по этому поводу?
Любая работа касательно улучшения самооценки девушки основывается на ее кропотливой работе над собой, своим образом и, конечно же, кругом общения. Прежде всего, общение должно приносить удовольствие и оставлять лишь положительные эмоции. Если вы слишком часто встречаетесь с людьми, которые негативно отзываются о вас, вызывают неприятные чувства – избегайте их. Окружите себя лишь активными людьми, которым свойственно позитивное мышление и которые способны ценить вас.
Проведите «инвентаризацию» своих качеств. Подумайте над тем. что является в вас исключительно положительным, а что вызывает недовольство. Подчеркивайте свои преимущества, концентрируйтесь и делайте упор именно на них. А что касается недостатков – работайте над ними! Пересмотрите свой образ, займитесь внешностью ровно настолько, чтобы чувствовать себя уверенной! Не надо стремиться к достижению какого-то иллюзорного идеала красоты. Позаботьтесь о том, чтобы вы сами себе нравились, чтобы ваша внешность и ваши черты устраивали именно вас! Это позволит вам не только поднять свою самооценку, но также придаст сил, уверенности в себе, поможет ощущать себя более свободно.
Повышение самооценки подростка
Если вы заметили за своим ребенком внезапные перемены, которые заключаются, по большей части, в отрешенности, замкнутости, негативных переживаниях, отказа от вещей которые ранее вызывали радость – вы столкнулись с низкой самооценкой у вашего чада. Также низкая самооценка подростка может выражаться и в совершенно ином – показная веселость, необычная яркая смена гардероба, ненормативные внезапные всплески агрессии. В любом случае следует понимать, что с проблемой необходимо бороться сразу, чтобы избежать осложнений в дальнейшем.
Следует ли подчеркивать тот факт, что повышение самооценки ребенка целиком и полностью ложиться на плечи его родителей? Разумеется, здесь весьма важно не переусердствовать. Некоторые взрослые, руководствуясь благими намерениями поддержать своего сына или дочь, начинают буквально осыпать их комплиментами и стараются во всем подчеркнуть их превосходство. Не следует так поступать, ведь подростки на самом деле очень хорошо чувствуют ложь или лесть. Прежде всего, матери и отцу стоит обратить внимание на свои методы воспитания и пересмотреть их. Любая критика из уст взрослого должна быть направлена не на личность ребенка, а на его конкретное действие, которое вызывает негативную оценку.
Помните, что нельзя повысить самооценку подростку, если он не уважает своих родителей. Для этого следует проявлять искреннее уважение к его мнению, увлечениям и интересам. Интересоваться его мыслями на тот или иной счет. Принимая какое-либо решение, предоставьте подростку возможность высказать свою собственную позицию.
Упражнения на повышение самооценки
Достаточно простым и в то же время эффективным способом является перепросмотр собственных положительных и отрицательных сторон. Для данного упражнения вам потребуется немного времени и усилий. Прежде всего, возьмите лист бумаги или создайте текстовый файл на вашем компьютере, в котором вы сможете перечислить все свои положительные стороны. Их должно быть не менее 50-ти, поэтому сюда стоит вписать даже какие-либо мелочи вроде красивой улыбки. Рядом напишите все те качества, которые вас не удовлетворяют.
В дальнейшем вам необходимо пересмотреть все недостатки и извлечь из них определенную пользу. К примеру, если вы частенько не доделываете что-либо до конца и принимаетесь за новое, это свидетельствует о том, что вы весьма увлекаемая натура. Постарайтесь понять, что любой недостаток – это недооцененное преимущество.
Упражнения на повышение самооценки для подростков
Над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать. С рождения до 3 лет - родителям, в детсадовский период к ним подключается воспитатель, в школьные годы - учителя и администрация школы играют ведущую роль в становлении ребенка, и только в подростковый период друзья и компания - движущая сила в становлении самооценочной функции. Однако родные не должны отстраняться от решения проблемы ни при каких обстоятельствах. Будь это застенчивость, или девиантное поведение, или гиперагрессия - в любом случае ребенку необходимо понимание близких людей.
Признаками заниженной самооценки у детей раннего дошкольного возраста могут быть нежелание играть с другими детьми, отказ от новых развлечений и увлечений (рисования, лепки и т. д.), физическая пассивность, постоянная задумчивость. В младшие школьные годы заниженная самооценка сказывается на учебе: обычно такие дети никак не проявляют себя. У них нет предметных предпочтений, а оценки стабильны.
В подростковом возрасте на уровень самооценки влияют сверстники. Внешность, поведение, речь, одежда - все это может вызвать насмешку жестоких подростков, что, несомненно, обернется занижением собственных достоинств. Дело в том, что заниженная самооценка наиболее опасна, если проявляется в подростковый период. Анализируя свои недостатки, подросток способен совершить суицид или нанести вред здоровью близких. Поэтому так важно повышать самооценку подростка, тем более что для этого существует ряд действенных и проверенных методик.
Предназначен для детей старшего школьного возраста (от 10 до 15 лет). Рекомендуется формировать группы (не более 5 человек) примерно одного возраста: 10-12 или 12-14 лет. Пятнадцатилетних подростков лучше всего выделить в отдельную группу.
Цели: повысить самооценку ребенка, научить выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, раскрепостить застенчивых детей, развивать их творческое воображение, заставить застенчивого ребенка поверить в свои силы, раскрыть его достоинства и возможности.
Атрибуты: листки бумаги, ручки или карандаши, актерский реквизит для ролевых игр (по выбору педагога), ватман для игры «Остров». Музыкальное сопровождение: тихая спокойная мелодия и более тревожная, с нотками надежды.
Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.
Этап 1: рефлексия. Звучит тихая мелодичная музыка, в это время дети рассаживаются на места. Ведущий начинает разговор о настроении и погоде, затрагивая вчерашние новости.
После минутного монолога ведущий читает стихи В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое - плохо? -
У меня секретов нет, -
Папы этого ответ
Помещаю в книжке.
Декламировать все произведение не стоит, после прочтения предложенного куска ведущий начинает диалог с участниками тренинга на тему «Плохое и хорошее в нашей жизни». Дети должны высказать предположения, отчего люди совершают плохие поступки и почему так редко улыбаются друг другу. Застенчивого ребенка разговорить сложнее, поэтому ведущему необходимо составить список вопросов, предполагающих обращение к более скромным участникам тренинга.
Этап 2: разогревающее упражнение «Имена наоборот», направленное на знакомство детей (может применяться в качестве самостоятельного контактного упражнения). Оно призвано познакомить детей в коллективе, разрядить обстановку, настроить эмоциональный фон занятия, придать застенчивым детям смелости при знакомстве.
Перед участниками на столе разложены разноцветные листы бумаги и карандаши. Ведущий предлагает им выбрать любой из понравившихся листов и карандашей для выполнения задания. После того как все участники сделали выбор, ведущий дает задание: написать на листе свое имя наоборот, к примеру: Яна - Аня, Денис - Синед, Артем - Метра. После этого они переворачивают листки с именами и по очереди представляются коллективу. Немного рассказав о себе, участник обращается к остальным с вопросом: «Так как меня зовут?» Коллектив должен назвать правильное имя. В игре складываются юмористические ситуации, которые сближают детей и подростков. Кроме того, застенчивые участники имеют возможность пошутить в коллективе, посмеяться над другими и даже над собой. Обычно начинает игру ведущий, переключая внимание на наиболее активного участника.
Этап 3. основная часть тренинга - ролевая игра «Политическая интрига». Рассчитана на детей старше 12 лет. Ее цели - повысить самооценку детей, познакомить с реалиями взрослого мира, развить коммуникативные функции и командное чувство единения. Повысить уровень ораторского мастерства и умения выступать с устной речью.
Ролевые игры отлично подходят для повышения детской самооценки. Исполняя роль более волевого человека, застенчивый ребенок открывает в себе новые качества, не замечая в процессе игры, как это происходит. Педагог или психолог может выбрать другой вариант ролевых игр («Сказочное кино», «Журнальный герой», «Пиратская страсть» и др.). Условия: игра должна подходить участникам по возрасту, сценарий предполагает наличие активного героя, роль которого достанется самому скромному участнику.
Сценарий игры можно корректировать в зависимости от того, сколько детей задействовано в тренинге, а также цели занятия и степени закрепощенное™ детского коллектива. Среди участников распределяются роли:
— дипломат (наиболее застенчивый ребенок);
— консулы, посланники другой страны (двое ребят);
— журналист (представитель местной оппозиционной прессы).
Смысл игры заключается в том, что во время пресс-конференции с участием президента страны и представителей другого государства между ними разгорается конфликт, виновником которого косвенно становится журналист. Он задает провокационные вопросы представителю местной власти. Ответ президента не соответствует представлениям консулов. В результате начинается словесная перепалка. Вот тут-то в игру вступает дипломат - самый скромный участник игры. Его обязанность - разрешить сложившуюся ситуацию при помощи вербальных средств.
Ребятам предлагается проявлять инициативу и к специально написанным репликам добавлять свои фразы и мысли, особенно игроку, исполняющему роль дипломата. Его ораторская речь - плод его фантазии. Задача взрослого - обозначить основные тезисы и моменты, которые помогут ребенку сориентироваться в построении дальнейшей речи. Это могут быть план выступления, основные тематические слова и выражения, а также указание интонационно-волевых акцентов выступления.
Почему застенчивый ребенок получает роль дипломата? Его внутренний мир устроен так, что все происходящее он подвергает внутреннему анализу. Интровертная направленность мысли позволяет застенчивому ребенку быстро оценивать происходящее. Задача данного упражнения - научить его выражать анализируемое словами. К тому же гиперстеснительные дети не любят находиться в центре внимания, именно поэтому он и не исполняет роль президента. Роль дипломата позволяет находиться в тени, в то же время его помощь просто необходима. Ощущение значимости формируется на подсознательном уровне, чего и добивались.
Дети старше 12 лет ориентируются в структуре политической власти, они прекрасно понимают, что президент - представитель политической элиты. В его речи не должно быть сомнений и колебаний.
В игре необязательно представлять какое-либо из существующих государств и подразумевать реальных политических деятелей. Придумайте вымышленные или сказочные государства, например хоббитов и эльфов. Детям нравятся фантазийные сюжеты, которые отлично развивают творческое воображение. В центре конфликта могут быть борьба за земли, ценообразование или культурные разногласия. В общем, сценарий зависит от фантазии взрослого, проводящего тренинг. Разнообразные варианты сценариев можно найти на интернет-сайтах, посвященных ролевым играм.
Продолжительность основного этапа - 20-25 минут.
После завершения конфликта, удачно разрешенного благодаря речи дипломата, политики пожимают друг другу руки. В проигрыше оказывается только журналист, поэтому его роль должна достаться самому раскованному участнику.
Для создания эффекта правдоподобия можно разработать элементы костюма: галстуки, пиджаки, диктофон для журналиста и т. д.
Игра должна завершиться на позитивной ноте, оставляя отличные воспоминания. Создавайте побольше правдоподобных ситуаций, юмористических сцен - это позволит актерам раскрепоститься.
Написано множество статей, журналов, книг по психологии о том, как поднять самооценку и уверенность в себе. Но все-таки многих начинающих предпринимателей (и не только), волнует этот вопросы. Поэтому по просьбе наших читателей сайта сайт мы решили написать эту подробную статью про самооценку без воды и по факту. Итак, поехали!
Давно ушли из жизни старые заблуждения о том, что для того чтобы быть счастливым нужно:
- верить, и подчинятся родителям;
- танцевать вокруг костра и поклонятся богам;
- строить коммунизм;
- и так далее и в том же духе (нужное подчеркнуть).
С развитием психологической науки очевидным становится только одно – только сам человек может сделать себя счастливым , не считая, конечно, обстоятельства непреодолимой силы.
Итак, из этой статьи вы узнаете:
- Что такое самооценка и какие функции она имеет и т.д.;
- Как полюбить себя и повысить свою самооценку — советы психологов и экспертов;
- Как стать уверенным в себе и довольным своей жизнью;
- Причины низкой самооценки, тесты, видео и т.д.
В статье рассказано как повысить самооценку, какие способы поднять её существуют, почему у людей низкая самооценка и т.д.
Правильность оценки собственной личности довольно сложная вещь. Это та самая ватерлиния корабля в открытом море, которая не должна ни подниматься выше , ни опускаться ниже . Прежде чем пустится в далекое плавание необходимо понимать, что без адекватной самооценки ничего не выйдет. Как это происходит?
Человеческое подсознание выстраивает себя, опираясь на множество факторов с первых минут жизни .
Для того чтобы понимать механизм образования самооценки необходимо понять, что:
- человек никогда не бывает в одиночестве – он стадное животное и должен находиться в социуме (социопаты – это отклонение, болезнь);
- каждое слово и поступок окружающих по отношению к личности автоматически влияет на нее, заставляя тем или иным образом оценивать себя;
- в большинстве своем человек и строит мнение о себе воспринимая себя «чужими глазами» , не имея возможности и желания проанализировать свои поступки самостоятельно и дать им итоговую оценку.
В итоге выходит, что самооценка – это объединенная информация обо всех оценках своей личности, выполненных самостоятельно или на основе другого мнения, которая формирует ваше представление о своих качествах и недостатках.
Это можно сформулировать и по-другому: самооценка – это определение своего места в рейтинге всех людей в мире, которое опирается на собственные и навязанные приоритеты . Выглядит у каждого человека это по-разному.
К примеру , блондинка, которая в жизни и букваря не дочитала, может иметь высокую самооценку, так как ее общество сообщает ей только положительную информацию о ее личности, ее добродетели совпадают с теми, которые в ходу среди ее окружения и выглядит она так, как от нее того требует ее общество. То есть со всех сторон ее окружает позитив и мелкую долю негатива она просто не замечает/игнорирует.
С другой стороны может быть вчерашний студент инженер, который средне окончил университет, устроился на работу и от испуга уже совершил пару незначительных ошибок, к которым отнеслись вполне лояльно.
Ему будет казаться, что по сравнению с более опытными коллегами он ничтожество, у него ничего никогда не получится. Здесь еще мама говорит, что он бездарный сын, потому что он утром забыл вынести мусор, папа уверяет, что ему вместо высшего образования нужно было идти просто в шахту, так как там «и деньги нормальные платят, и бестолковой головой думать не нужно». Ко всему этому добавляется стандартная внешность и мечта о девушках из телевизора.
Все это типичный пример низкой самооценки , которая сформирована окружающими. Сам молодой человек не имеет к ней никакого отношения – скорее просто движется по течению, которое формирует его окружение.
Не изменив ничего в своей жизни, он вряд ли добьется в ней чего-либо.
Если не взять себя в руки, его ожидают такие проблемы:
- неудачи на работе из-за постоянного нервного напряжения и самобичевания из серии «у меня не получится, другие сделают это лучше»;
- отсутствие роста по карьерной лестнице из-за боязни ответственности, мысли похожие на «я не справлюсь, это не для меня, я на это не способен»;
- постоянный страх потерять работу, чувство усталости, депрессии, возможно алкоголизм, стремление уйти от реальности в иллюзорный комфортный мир;
- невозможность адекватных отношений с девушками, так как зажатость и комплексы проявятся и здесь, будут мысли из серии «она слишком красивая, я не столько зарабатываю, я некрасивый, я ее не достоин».
Это далеко не полный список тех неприятностей и жизненных проблем , которые рождаются от плохой самооценки, невозможности работы с ней.
В старшем возрасте это могут быть проблемы с воспитанием детей, общением с ними. Также могут быть значительные неприятности с самореализацией, желанием открыть свое дело и все в том же духе.
Упомянутый молодой человек всего лишь пример , у каждого есть повод думать о себе плохо – никто не идеален. Важно адекватно дать оценку своей личности в целом и из этого уже строить связи с внешним миром.
Необходимо также понимать, что дело не только в деньгах и карьере .
Человек с низкой самооценкой изначально не может быть счастлив по следующим причинам:
- постоянный страх;
- непреходящее нервное напряжение;
- периодические депрессии;
- усугубленные стрессы при воздействии неблагоприятных факторов;
- невозможность самореализации;
- постоянная скованность, вплоть до физических движений;
- отсутствие уверенности в свое правоте;
- податливость внешнему миру, слабохарактерность;
- невозможность начать что-то новое;
- замкнутая, стесненная речь;
- постоянное самокопание.
Все это признаки того, что у вас нет счастливого будущего , ведь никто не придет и не изменит вашу жизнь по мановению волшебной палочки.
Для того чтобы уверенно смотреть в будущее нужно работать над собой и не бояться меняться. Без этого все останется на своих местах, а мечты превратятся в крах.
Основные функции самооценки
Существует три основных функции , которые делают адекватную самооценку столь необходимой:
- Защитная – твердая самооценка позволит быть уверенным в том, что вы думаете и делаете, она обеспечивает стабильность мнения о себе, а значит и ровный эмоциональный фон, меньшую подверженность стрессам;
- Регуляторная – помогает максимально правильно и своевременно совершать выбор, касающийся вашей личности;
- Развивающая – правильная оценка своей личности дает сильный толчок к ее развитию.
Идеальной считается ситуация, в которой человек абсолютно самостоятельно оценивает свои качества и возможности и адекватно понимает, в чем он хорошо, а в чем плох. Из этого он и планирует свою жизнь – чем он будет заниматься, чему учиться и так далее. Конечно, такое невозможно .
С раннего детства и до поздней старости все вокруг старается повлиять на нас, на нашу оценку себя. В самом начале нас характеризуют родители , после сверстники и друзья , далее к этому добавляются учителя и профессора , коллеги , начальники и так далее.
В итоге мы оцениваем даже не себя, а сравниваем мнение о себе других с навязанными социумом идеалами. Куда уж тут до адекватной самооценки, часть из полученной информации вообще не относится к реальности!
А ведь только верно оценив свои способности, можно понять, в каком направлении нужно развиваться и что вообще из себя представляешь.
В данной ситуации плохо любое отклонение . Завышенное мнение о себе повлечет множество болезненных ошибок в жизни, хотя оно и боле редкое. Гораздо чаще встречается заниженная самооценка , которая разрушает жизни людей, не дает раскрыться, показать максимум своих возможностей. Запущенная форма этой проблемы приводит к комплексу неполноценности, а значит и разрушению личности.
По сути, это одна из главных причин того, что человек не может заработать денег. Не уверенный в себе, он мечется из угла в угол, боится предпринять рискованный по своему мнению или мыслям окружающих шаг, в итоге отчаивается и дальше продолжает жить от одной мизерной зарплаты к другой.
Тем более в таких случаях не открыть свое дело, ведь необходимые для этого качества: деятельность , готовность рисковать и принимать решения берутся как раз из верной , адекватной самооценки .
Недостаток уверенности в себе забирает энергию личности, сковывает его действия, что приводит к ужасному состоянию, когда человек способен только думать или мечтать о действии, а не решительно браться за осуществление своих желаний.
2. Как полюбить себя и что будет, если этого не сделать 💋
Полюбить себя не значит стать самовлюбленным . На самом деле это связанно с самооценкой. Только тот человек, который способен оценить себя выделить все свои достоинства и недостатки может действительно честно и справедливо отнестись к своей личности.
Как научиться любить себя и повысить самооценку женщине и мужчине
Итак, как полюбить себя и повысить самооценку?
Имея низкую самооценку, вам будет видно только все негативное в себе, что конечно, не приведет ни к чему хорошему.
Оправданная любовь к себе, основанная на ваших достоинствах и постоянной работе над недостатками есть залог того, что окружающие будут хорошо к вам относиться.
Действительно сложно любить человека, который не ценит и не уважает себя. Это скорее жалость, чем нечто большее. Быть конкурентоспособным в бизнесе или выборе супруга, или многом другом можно только имея высокую самооценку и правильное отношение к себе . Подавленная и забитая личность не сможет реализоваться в современном мире.
Большая ошибка постоянно искать в себе недостатки. Чем больше вы будете это делать, тем сложнее вам будет принять любое, даже самое незначительное решение.
Самокритика – это отлично, но она должна быть гармонично уравновешена с похвалой, прощением и уважением собственной личности.
В нашей психике достаточно специфических механизмов защиты от боли , неприятных ощущений и различных угроз . Наше сознание лишь видимая часть громадного айсберга, который скрывает за собой подсознание. Оно также не однородно и состоит из различных личностей «уживающихся в одном теле». Каждая из них влияет на сознание, на организм постоянно высказывая свои желания и необходимости.
Подавляя в себе естественное желание, быть счастливым , развивая комплекс неполноценности, вы даете возможность выползти наружу самым темным уголкам вашей психики .
Это может привести к различным психологически отклонениям разной степени тяжести. Спокойный человек будет обречен на вечные депрессии (читайте статью — « »), а у чувствительной натуры могут выявиться и признаки шизофрении , различных маний и других крайне серьезных заболеваний. Конечно, это очень редкие случаи, но риск существует.
3. Как определить что у вас низкая самооценка?
Приведем список признаков по которым можно определить низкая ли самооценка у человека:
- большое количество критики в свой адрес, причем как по делу, так и на ровном месте;
- неудовлетворенность любыми своими действиями и результатами;
- слишком сильная реакция на постороннюю критику;
- болезненная реакция на высказанное о себе мнение, даже положительное;
- страх сделать что-то неправильно;
- нерешительность, требуется долгое время на размышления, прежде чем что-либо сделать;
- нездоровая ревность;
- сильная зависть, особенно когда окружающие чего-то добились;
- навязчивое желание угождать, буквально стелиться перед другими;
- ненависть к своему окружению, беспричинная злость на других;
- постоянные оправдания;
- желание защищаться от всего на свете;
- непреходящий пессимизм;
- большое количество негатива во всем.
Заниженная самооценка заставляет человека гораздо сильнее страдать от неудач. Любая проблема является временной, особенно если начать вовремя ее решать.
Если личность неуверенная, то она будет усугублять неприятность до тех пор, пока она не станет неразрешимой , в итоге опустит руки и оставит все на самотек , что принесет проблемы во всех сферах жизни.
Такой подход на постоянной основе будет усугублять самооценку, заставит почувствовать себя ничтожеством , в итоге возненавидеть самого себя .
Общество очень чутко относится к этому и как только станет заметным ваше негативное отношение к себе, окружающие начнут к вам хуже относиться. Чем дальше, тем больше, что в итоге закончится отчуждением и отшельничеством, глубоко несчастливым существованием, отсутствием денег и личной жизни, психоэмоциональными расстройствами.
Существует абсолютная закономерность: начнешь уважать себя, и тебя будут уважать другие .
Факторы успеха — уверенность в себе и высокая самооценка
4. Завышенная самооценка и уверенность в себе 👍 - важнейшие факторы достижения успеха
Любовь к себе – это не недостаток, не высокомерие и так далее. Стоит различать самовлюбленность и здоровое уважение к своей личности.
Самое главное – соотносить свое мнение с реальностью. Если вы действительно хорошо умеете резать по дереву, любите себя за это, гордитесь этим, даже хвастайтесь.
Если вы только начали этим заниматься – цените себя за стремление к новому , желание что-то делать руками . В каждом действии можно найти и положительные стороны и отрицательные . Любите себя за первое и адекватно относитесь ко второму.
Только в таком случае люди, которые вас окружают, увидят ваши положительные стороны, начнут вас ценить и уважать . Если же все будет наоборот, и вы будете искать все новые и новые недостатки в своей работе – это будут делать и окружающие. И поверье, они их найдут.
Чем больше вы будете уверенным в себе , тем больше людей к вам потянется. Причем и тех, у кого уровень самооценки выше вашего, и тех, у кого он ниже. Они захотят поближе пообщаться, начать сотрудничество, просто поговорить с интересным, уверенным человеком, который не боится и не стесняется рассказать то, что считает нужным или поступить так, как ему кажется верным.
Сила духа притягивает всех – от мала до велика, что сделает вас не только популярным, но и более довольным своей жизнью.
Признаки хорошей, высокой самооценки:
- физическое тело является не тягостной безобразной оболочкой, а данностью от природы;
- уверенность в себе, своих действиях и словах;
- ошибки – не препятствия на пути, а способ научиться большему;
- критика является полезной информацией, которая не влияет на самооценку;
- комплименты приятны и не вызывают сильных эмоций;
- спокойно говорят со всеми людьми, не испытывают неловкости при общении с незнакомыми;
- каждое высказанное мнение является ценным, но кардинально не влияет на мнение самого человека;
- заботятся о состоянии тела;
- беспокоятся о своем эмоциональном равновесии, при необходимости корректируют его;
- постоянно гармоничное развитие, без скачков и нереальных задач;
- доводят до конца начатое, добиваются в этом успеха и не боятся его.
Верить в себя, уважать собственное я – это основа для достижения любой цели, в том числе и основополагающей – быть счастливым . Это поможет вам вырасти над собой сегодняшним, забыть о тех неприятностях и отвратительных чувствах, которые вы испытывали на дне собственной самооценки.
На территории бывшего советского союза у многих представителей старшего поколения есть большие проблемы с самооценкой. В то время она была крайне непопулярной, так как ведущим было общее благо, а не счастье каждого. Следующее поколение 90-х также не получило достаточного количества адекватной положительной информации о себе от мира из-за сложной ситуации в стране, нехватки денег, опасной криминальной обстановки.
В данное время пора забыть об этом и подумать о собственном благополучии . Для того чтобы изменить свою самооценку необходимо работать над своей личностью.
Это и будет той самой качественной переменой жизни, о которой вы столько мечтали.
Основные причины низкой самооценки
5. Низкая самооценка - 5 основных причин неуверенности в себе 📑
Мышиные бега, в которых участвует человек с самого рождения, вынуждают его составить определенное мнение о себе. В итоге, к началу осознанной жизни мы зачастую получаем несчастливого и печального молодого человека, который отлично понимает, что впереди его и его комплексы ждет куча неприятностей и необходимость работать. Почему так получается?
Причина №1. Семья
Если вы зададитесь вопросом, откуда у человека берется мнение о себе, первым правильным ответом будет семья. Большинство наших психологических установок мы получаем в совсем еще юном возрасте. Это обусловлено тем, что во время физиологического развития происходит и эмоциональное формирование.
По-другому, пока мы растем, наши родители и окружение закладывает как по кирпичикам основу нашей будущей личности.
Логично предположить, что созданное в детский период мнение о себе сохранится с нами на долгие годы, а может и на всю жизнь. Хорошо, если родители это понимают и ответственно относятся к тому, что они говорят ребенку и как они это делают. Однако так происходит далеко не всегда.
К примеру, по мнению родителей, ребенок с садика постоянно допускает ошибки. Прогресс родительского унижения выглядит так:
- Построил из конструктора красивый домик? А убирать его кто будет?
- Победил в игре снежками ребят с соседнего двора? Да ты ж мокрый весь, заболеешь, а у нас и так денег нет!
- Получил 5 по физической культуре? А математика где, совсем глупый?
- Что значит, тебе понравилась эта девочка? У нее же папа садовник, а это не престижно!
Так, изо дня в день родители навязывают ребенку, что он не может ничего сделать правильно. Малыш перестает верить, что он способен что-то сделать руками, веселиться, выбрать партнера, компанию и прочее.
На этом фоне любовь к себе не может зародиться никак, кто ж может уважать и ценить столь несуразное существо? Потом, примерно лет через двадцать родители с удивлением обнаруживают, что их дитя – неудачник , ничего не добился в жизни, одинок и печален и винят в этом… его самого, ведь они столько усилий в него вложили, а он, неблагодарный … и все в том же духе.
Что в этой ситуации делать самому человеку? Конечно, работать над собой, повышать самооценку и стремится к счастью. Все возможно, главное захотеть.
Родителям же следует помнить, что критика, это опасное орудие воспитания, которое может привести к болезненным последствиям. Стоит знать, что вы растите отдельную личность, которая должна быть уверенной в своих решениях и действиях, имеет собственное мнение, уметь принимать решения, а не безвольно идти за вами как продолжение вашего тела и ума.
Лучшая ситуация для малыша, это добрая и ласковая мама, которая всегда спокойна и счастлива . Отец же должен быть требователен, иметь серьезный авторитет и главное справедливо относится к ребенку в любом возрасте.
Стоит также внимательно относиться к каждому малышу в семье, даже если их очень много. Так называемый «синдром младшего брата », когда младшего упрекают успехами старшего – худшее , что можно придумать для формирования здоровой самооценки.
Так как семья для ребенка – центр вселенной, стоит внимательно отнестись к его эго. Если вы чувствуете, что самооценка падает, поднимите ее.
Для этого не нужно многого – просто справедливо похвалите его несколько раз в день, и он уже ляжет спать более счастливым. Поощряйте его в том, что у него получается лучше всего, и мягко указывайте на недостатки, а не критикуйте. Так самооценка ребенка неизбежно поднимется и обеспечит его устойчивость к жизни и счастливое будущее.
Причина №2. Неудачи в раннем возрасте
С раннего детства на нашем пути встречаются неудачи. Это неизбежно для каждого человека, ведь мы живем в совсем не идеальном мире. Взрослый человек со стабильной психикой обычно вполне спокойно относится к неудачам , может их перебороть и извлечь из них полезную информацию, однако так не всегда бывает с детьми.
В совсем еще раннем возрасте, даже если неудача вам не запомнилась, не исключено, что она находится в глубинах вашего подсознания и все время нашептывает: «не делай ничего, все равно это не получится, я всегда у тебя за спиной ». С этим обязательно нужно бороться.
Со временем, если вы будете работать над своей личностью, эти воспоминания всплывут, будут очень болезненными и неприятными, однако подробно разобрав их и осознав, что ваша ошибка совсем незначительна и никак не должна впоследствии влиять на вас – вы избавитесь от значительного груза на сердце.
Начиная с того времени, когда вы прекрасно помните все свои беды, работать с этим значительно легче. Покопавшись в сознании, вы обязательно найдете пару десятков моментов, которые гнетут вас еще со школы. Отказ соседа по парте , нелестное выражение учительницы , грубый комментарий отца , неудача на соревнованиях , двойка по физике – все это примеры тяжелого груза, который понижает вашу самооценку и забирает положительную энергию на вечное мучение над давно пережитыми проблемами.
Все это с юношества формирует сознание неудачника, который просто не может добиться чего-то в жизни, а это ложь – ведь на это способен каждый.
Причина №3. Жизненная пассивность
Формирование личности начинается с детства и на первых этапах не требует от нас никаких усилий. Однако чем старше мы становимся, тем более меняется эта ситуация.
К 15 годам наша личность не сдвинется вперед ни на сантиметр, если не постараться для этого. То есть со временем от каждого человека будет требоваться все больше и больше силы воли для того, чтобы хотя бы оставаться на изначальном уровне, для развития нужно будет все больше и больше делать.
Если с детства ребенок подавлен, не привык работать над собой и развиваться, во взрослом возрасте он будет относиться к так называемой серой массе .
Эта субстанция в обществе характеризуется тем, что ее единица:
- не желает развиваться;
- постоянно откладывает важные дела на потом (прокрастинирует). О том , читайте в одной из наших статей;
- не мечтает о большем;
- не берет личную ответственность ни за себя, ни за свою семью;
- привык к нищете/малому достатку;
- не ухаживает за собой, своей внешностью;
- считает что все новое – страшное и лишнее в его жизни;
- не умеет быть удовлетворенным или неудовлетворенным – эмоции абсолютно инертны.
Есть высказывание знаменитого физика, что человек без силы воли всего лишь вертикальная лужа. Из таких индивидуумов и состоит серая масса. Это пример не плохой самооценки, а полного ее отсутствия.
Ни стремлений , ни желаний , вечный недостаток денег и отсутствие любых ярких впечатлений , которые способны развеять серую реальность.
Это достаточно печальное зрелище, которое губит тысячи жизней, в том числе и тех детей, которые растут в таких семьях. Поднять самооценку в таком случае жизненно важно для женщин и мужчин.
Если этого не сделать, счастливая, яркая, полная эмоций жизнь пройдет мимо, оставив осколки бедности и вечно депрессивное настроение.
Причина №4. Окружение
Всех нас окружает большое количество людей. Одни из них успешны, другие не очень, третьи и не хотят быть таковыми. Если вы решились брать от жизни все, сделать себя счастливым, уверенным в себе человеком, стоит обзавестись соответствующим окружением.
Признаки нездорового социума:
- постоянные беспочвенные философствования, словоблудие;
- критика всего на свете, начиная от правительства, заканчивая соседями, особенно беспочвенная или бессмысленная;
- инертность и безынициативность, к примеру, если вы не можете уговорить свих друзей отправиться на концерт или в кино;
- постоянные сплетни, осуждения других за их спиной;
- планирование «быстро разбогатеть» без каких-либо действий или усилий;
- большое количество алкоголя, сигарет и прочих вредных привычек.
Отсутствие желания развиваться, работать и вообще стараться в жизни довольно заразно. В такой компании чувствуешь себя не хуже всех, однако она расслабляет, требует много времени и эмоций, тянет на дно. Это энергетический вампиризм , с которым трудно, даже невозможно бороться. Если можете – оставьте такую компанию или окружение совсем, если нет – просто минимизируйте общение.
Лучшее общество для стремящихся развиваться – это люди уже чего-то достигшие . Не знаете, как с ними познакомится? Попробуйте ходить в места, в которых вы раньше не бывали. Обычно это библиотеки , книжные магазины , театры , тематические заведения , семинары , тренинги и так далее.
Причина №5. Проблемы с внешностью
Сильным фактором, особенно в подростковом возрасте является внешность. Если она имеет какие-то дефекты, то даже при верном подходе родственников к воспитанию низкая самооценка может сформироваться на основе мнений сверстников, учителей и так далее.
Самый распространенный пример в таком случае – это лишний вес . Обидные клички, отсутствие внимания девочек/мальчиков, презрительное отношение некоторых взрослых – все это естественно влияет на личность ребенка.
Если это проявилось во взрослом возрасте, то человек продемонстрирует свою обиду не так явно, но болезненность от этого не уменьшиться.
Для того чтобы изменить это, можно попытаться исправить дефект. К примеру , если это диета, то на ней должна сидеть вся семья, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Если перемены невозможны, ребенку нужно помочь смирится с этим положением и развиваться в другом направлении.
В мире существует множество харизматичных и привлекательных толстяков и абсолютно никому не интересных худощавых людей.
7 способов как поднять свою самооценку и стать уверенным в себе
6. Как повысить самооценку и уверенность - 7 способов 📚
Разобравшись с тем, что такое самооценка, зачем она нужна и что на нее влияет на ее формирование можно приступать к тому, как с ней работать, а именно как ее поднимать.
Мало просто осознать, что вы не правильно оцениваете себя, нужно еще и суметь изменить ситуацию. Ниже будут перечислены несколько интересных и действенных способов как поднять самооценку и уверенность.
Способ №1. Окружение
Общество, в котором вы вращаетесь, определяет вашу сущность. Каждому важно не быть последним. В компании, в которой никто ничего не достиг, вы чувствуете себя комфортно, потому что все такие же как вы.
А теперь представьте, что вы попадаете в круг общения, где один вчера купил новую машину, второй открыл новый филиал своего магазина, третий недавно закончил университет. Вы при этом с трудом окончили техникум, и не можете никуда устроиться на работу .
Какие у вас будут ощущения? Разумеется неприятные. Кроме этого вы получите мощный, весомый толчок к развитию, желание делать что-то существенное для своей жизни и карьеры. Сначала вы будете чувствовать себя неловко, но со временем вы поймете, что меняетесь к лучшему вместе с этой компанией.
Кроме этого вы избавитесь от вечно депрессивного круга общения, который тянет вас на дно и высмеивает все ваши робкие начинания.
Сильный и успешный человек никогда не станет, смеется над тем, кто только пробует свои силы. Он наоборот поможет и подскажет, даже поддержит, если это будет необходимо.
Ищите подходящий круг общения, который заставит вас работать над собой.
Способ №2. Литература, тренинги, фильмы
Разобравшись с окружением, приступайте к решительны шагам, а именно беритесь за чтение книг по работе над собой, повышению самооценки. Этот список вам пригодится:
- Брайан Трейси «Самооценка»;
- Шарон Вегшида-Крус «Сколько вы стоите? Как научиться любить и уважать себя»;
- «Очарование женственности» Хелен Анделин;
- Луиза Хей «Исцели свою жизнь».
Следующий этап – посещение семинаров и практик . Здесь собираются люди, желающие меняться и тренеры, которые способны им это дать. Таким образом, вы и меняете окружение и получаете желаемую информацию. Это действенный способ, который позволяет убить двух зайцев одним махом.
Способ №3. Зона комфорта на самом деле враг
Как бы странно это не звучало, но пока вам комфортно и спокойно в мире, в котором вы существуете, это очень плохо для вашей личности. Устоявшиеся правила жизни заставят вас закостенеть и замереть на одном месте. Только делая что-либо новое, вы можете развиваться.
На самом деле вам только кажется, что все самое лучшее у вас уже есть. Там, за рамками вашей невидимой клетки живет и буйствует чудесный и увлекательный мир, который наполнен не сложностями и неприятностями, а невероятными приключениями, новыми историями и знакомствами.
Как только вы бросите в топку свои страхи он раскроется перед вам, вселит чувство уверенности в себе и покажет множество ярчайших событий, о которых вы и подумать не могли.
Что нужно делать, чтобы покинуть «зону комфорта»? Проанализируйте, куда девается ваше время. Сколько часов в неделю вы смотрите телевизор, сколько вы выпиваете, играете в игры и так далее. Сократите это время на три часа в семь дней и посвятите их чему-то новому. Тому чего всегда хотели: лепите из глины , сшейте новое платье , посадите цветок , съездите в цирк/кино/театр . Чем активнее, тем лучше. Со временем яркая жизнь затянет вас, и вы забудете о бездарном болтливом ящике и прочих мусорных предметах.
Способ №4. Долой самокритику!
Если перестать съедать себя заживо излишней самокритикой , можно сразу выполнить три крайне важные задачи, на которые другими способами у вас уйдет уйма времени и сил.
Во-первых , вы получите множество свободной энергии. Все те силы, которые вы тратили на самоедство и поиски поводов для него можно будет направить на действия более приятные и полезные. Например, на чтение увлекательных книг с расслабляющим сюжетом или написание стихов, вязание, высаживание цветов и так далее.
Во-вторых , начнете воспринимать себя целостной личностью, которая имеет свою индивидуальность. Да вы не похожи на того Васю, Эйнштейна или Алена Делона. И не надо! Будьте собой, а не участвуйте в вечном, чужом конкурсе, в котором кто-то уже занял первые места.
В-третьих , вы начнете замечать в себе не только негатив, но и положительные моменты. В каждом есть что-то хорошее, то, что он умеет делать. Обнаружьте это, выделите и воспитывайте, совершенствуйте, взращивайте, не тратя даром времени и сил. Именно это и будет лучшим капиталовложением в себя!
С какими болезненными ошибками вы бы не столкнулись, не позволяйте себе грустить над ними более часа. Немного пострадав, заставляйте себя вновь быть счастливыми, а неудачу возьмите на вооружение в качестве опыта.
Способ №5. Физические нагрузки
Так нелюбимые многими физические нагрузки сильно влияют на наше эмоциональное состояние. Для повышения самооценки покупка абонемента в спортзал сможет сделать больше, чем множество тренингов.
Это происходит потому, что:
- во время занятий спортом у человека выделяется замечательный гормон дофамин, который возбуждает наш мозг и дарит приятное поощрение, в просторечии его еще называют гормоном радости;
- вы приводите свое тело, а значит и внешность в полный порядок, так что со временем вы сможете им гордиться и уважать себя за проделанную работу;
- важны даже сами занятия без результата, ведь в процессе выполнения каждого упражнения вы перебарываете лень, комплексы и прочие неприятности;
- улучшение самочувствие дарит и развивает уверенность в себе и своих действия, в каждом шаге – вам легче двигаться и чувствовать, легче уговорить себя начать что-то делать.
Это отличный способ улучшить качество жизни для людей с сидячим образом жизни и такой же работой. Весь день, проведя в душном офисе, стоит развеяться, но, не отправляясь пить пиво в бар. Это скорее пагубно на вас повлияет, а спорт наоборот обновит и сделает более жизнерадостным.
Тяжелый на подъем человек, с грузным и непривлекательным телом не может чувствовать себя хорошо в компании стройных и здоровых людей. Это благодатная почва для развития комплексов, понижения самооценки и прочих неприятностей.
Кроме прочего спорт поможет завести новые знакомства с целеустремленными людьми, которые смогут вас научить и показать на своем примере, что любые перемены возможны, что также благотворно сказывается на вашей психике.
Способ №6. Программирование подсознания
Влиять на свое сознание можно и с помощью другого, не менее интересного и действенного инструмента – программирования . В психологии это называют аффирмации . Вспомните ваш компьютер. Вы даете ему команду, он обрабатывает ее и делает затребованное действие. Тоже самое с нашим подсознанием, только немного сложнее. Нельзя просто сказать: «сделай-ка меня счастливым и уверенным в себе».
Код, команда заучивается или записывается на диктофон. Звучать она должна как твердый, реализовавшийся факт. К примеру, «я уверен в себе », «я нравлюсь девушкам », «я могу иметь желаемое, не прилагая больших усилий » и все в том же духе. Таких фраз не должно быть много, они должны повторяться в плейлисте или просто про себя примерно две минуты.
Эти аффирмации и будут той самой установкой в подсознании, командой для компьютера, которая убедит ваше подсознание в том, что вам нужно. Хотите стать уверенным в себе – пожалуйста, убедите скрытые стороны своего мозга в этом и он самостоятельно переделает всю сознательную часть так, что вы станете вполне самостоятельным и сможете легко принимать решения.
Здесь есть одно правило – делать это нужно регулярно, даже после того, как вы почувствовали изменения. Продолжайте, до тех пор, пока с удивлением не обнаружите, что прослушиваемые аффирмации уже сбывшийся факт.
Помните , что эти слова должны иметь исключительно положительное влияние на вашу личность, не образовывать двузначностей и не вызывать сомнений. То, в чем вы себя убеждаете должно иметь только пользу, без негативных эффектов, потому что «переубедить» подсознание обратно будет не просто.
Способ №7. Помните свои победы
Никогда не стоит пренебрегать тем, что уже сделано. Это важно и для вашего сознания, и для подсознания и для хорошего настроения. Всегда есть, за что себя похвалить, а если этого недостаточно, вы начнете подсознательно стремиться к тому, чтобы сделать что-то хорошее ради этого. Даже в том случае, если вы хвалите самого себя.
Для эксплуатации этого механизма заведите тетрадь побед. В нее нужно записывать все, что вы считаете хорошим поступком, полезны действием и так далее. Любые мелочи или незначительные победы – все это очень важно для вашей самооценки, ощущения нужности в мире.
Это может выглядеть, например, так:
- позавтракал вовремя;
- забрал белье из прачечной;
- купил любимой жене несколько роз;
- порадовал дочь игрой салочки;
- заработал премию, благодаря отлично написанному докладу;
- трижды за неделю сходил в спортзал;
- похудел на 300 грамм.
Как видите, достижения могут быть любыми, если они принесли кому-то радость или вам моральное удовлетворение. За несколько месяцев можно насобирать внушительную коллекцию, которая будет греть душу холодными вечерами.
Записывайте это в свою личную тетрадочку и в трудные минуты, когда вы не сможете найти в себе силы выполнить какое-то сложное задание или подняться на внеурочное собрание на работе перечитайте несколько страниц дневника.
Гарантировано ваше настроение поднимется, вы вспомните, сколько положительных эмоций принесли ваши усилия вам и ваши близким, а это мощный толчок победить все неприятности на свете.
Использование этих способов повышения самооценки требует регулярности и внимательности . Тщательно следите за своим состоянием и мыслями, старайтесь выделять наиболее успешные из них, наблюдайте то, как вы меняетесь.
Это поможет лучше узнать себя, научиться общаться с внутренним я, контролировать свою жизнь.
Тренинг развития и повышения уверенности в себе — путем преодоления общественного мнения
7. Тренинг уверенности в себе — преодолеваем мнения общества 📝
Общество, которое нас окружает, как мы уже поняли, серьезно влияет на нашу самооценку . Если же придавать ему слишком большое значение, то это вполне способно разрушить личность.
Конечно, критика важна. Наши близкие указывают нам на наши ошибки, демонстрируют моменты, в которых, по их мнению, мы поступили неправильно и это хорошо. Это называется здоровые взаимоотношения .
Однако позволить этому полностью определять свою личность плохо . Каждый человек должен самостоятельно решать, что в его жизни хорошо, а что нет, и как в итоге он поступит в той или иной ситуации.
Не стоит в первую очередь думать о том, что о вас скажут другие. Сначала решите, что вы думаете об этом, а остальную информацию постарайтесь воспринимать как фон, вторично.
Постарайтесь сделать так, чтобы мнение общества зависело от вашего, а не наоборот. Для этого есть несколько интересных упражнений.
Немного цирка . Это просто физически упражнение потребует от вас серьезных психологических сил. Поищите в шкафу что-либо нелепое – старый длинный галстук, смешные штаны, все, что покажется вам смешным. Теперь наденьте это, и смело отправляйтесь на улицу. Походите по магазинам, зайдите в кино и так далее. На работе так заниматься не стоит – могут неправильно понять, в остальном – полное раздолье. Однако не переусердствуйте, сначала берите менее вызывающие вещи и со временем надевайте что-то более веселое, чтобы сразу не травмировать свою психику.
Работает это упражнение таким образом . Ваше подсознание сохраняет уйму комплексов, которые связаны и с его внешним видом. Чем больше вы будете выходить из зоны комфорта, то есть одеваться не так как надо, тем больше ваше подсознание будет самостоятельно разрушать устоявшиеся комплексы и делать ваше сознание, а значит и жизнь свободнее.
Больше публики . Это упражнение просто. Чем больше вы будете выступать публично, тем более отточенным будет этот навык. Выступления перед большим количеством людей требует собранности, качественной подготовки, усилия воли.
Это поможет вам научиться концентрироваться и выполнять задачу быстро, при этом отвечая за результат. Кроме того, это поднимет вас в глазах начальства, отлично зарекомендует среди большой аудитории.
Выполняйте два эти упражнения и будьте тверды в своем мнении.
8. Как найти себя и научиться управлять своей самооценкой 📋
Уже много было сказано о самооценке. Возможно, вам сразу будет сложно воспринять и осуществить всю полученную ситуацию.
Для этого существует 5 золотых правил , которые стоит распечатать и повесить на холодильник. Постоянное напоминание и чтение их сделает работу за вас. На подсознательном уровне ваш мозг воспримет их как установки к действию и облегчит период трансформации в успешную личность.
- Не нужно сравнивать себя и других!
- Не нужно себя ругать за ошибки!
- Окружайте себя позитивом!
- Научитесь любить то, что делаете!
- Предпочтите действие любой пассивности!
Каждый человек уникален и достоин счастья. Крайне необходимо раскрыть свой неограниченный потенциал, чтобы получить от жизни все.
Для этого нужна постоянная работа над собой и обязательное повышение самооценки. Зато результаты не заставят себя долго ждать, что принесет пользу и вам и вашему окружению.
9. Тест на самооценку - определите уровень отношения к себе на сегодняшний день 📄
Первое практическое задание на пути повышения самооценки – это определение ее уровня. Для этого существует очень простой тест на самооценку из десятка вопросов.
Пройти его очень просто – прочтите каждый пункт и ответьте "да " или "нет " . Каждый раз, когда отвечаете "да " – запоминайте.
- Вы остро критикуете себя, когда ошибаетесь?
- Сплетни являются одним из ваших любимых занятий?
- Вы не имеете четких ориентиров?
- Вы не занимаетесь физически?
- Часто переживаете из-за мелочей?
- В незнакомом обществе вам больше нравится, чтобы вас не замечали?
- Критика заставляет вас испытывать стресс?
- Зависть и критика других часто случается?
- Противоположный пол остается загадкой, пугает вас?
- Нечаянно брошенное слово может обидеть вас?
Теперь необходимо припомнить сколько «Да» вами было сказано. Если меньше трех – ваша самооценка находится на нормальном уровне. Если больше трех – вам нужно работать над ней .
10. Заключение + видео по теме
Имея искреннее желание, изменится и изменить свою жизнь можно добиться много. Поднятие, нормализация самооценки, это один из первых, довольно простых шагов, позволяющий в итоге добиться успеха , счастья и денег .
Не жалейте сил, не берегите себя до лучших времен. Развивайтесь сейчас, получайте бесценный опыт и стройте свое будущее на новом уровне!
ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
Программа разработана кандидатом психологических наук,
старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании
Института педагогического образования Российской академии образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Программа коррекционной работы
ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ
САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования
Федосенко Екатериной Владимировной
(источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ
У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Занятие 1
Цели.
- Усиление группового единства,
- увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи,
- развитие умения гордиться собой.
Приветствие.
Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.
Упражнение «Давайте познакомимся».
Цель игры - усилить развитие группового единства .
Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Когда обсуждение в парах окончено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.
Продолжительность игры 30-40 минут.
Завершение занятия.
Как заметил Р. Берне }