Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество вашей жизни. Низкая самооценка
Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.
Понятие самооценки в психологии
Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.
Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.
Виды самооценки в психологии
Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.
Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.
У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.
В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.
Что влияет на формирование самооценки
Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.
Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.
Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.
Как привить ребенку положительную самооценку?
Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.
Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.
К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?
Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.
При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.
В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.
признаки и причины
Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.
Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.
Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.
Как научиться адекватно оценивать себя?
Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.
Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.
Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.
и ее признаки
Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.
Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.
Как повысить свою самооценку?
По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.
Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.
Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.
Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.
- Имидж
- Представление о себе
- Самовосприятие
- Самоуверенность
- Эффект, производимый на окружающих
- Удовлетворенность собой
- Чувство собственного достоинства
- Самоуважение
- Самооценка
С помощью этих понятий мы определяем свое отношение к самим себе и то, какое значение придаем себе в этом мире. И каждое понятие немного отличается от остальных.
Понятия «имидж», «представление о себе» и «самовосприятие» указывают на ту общую картину, которую мысленно составляет о себе каждый человек. С их помощью человек не всегда оценивает себя именно как личность; они могут использоваться и для общей характеристики. Так могут выражаться:
- принадлежность к определенной национальности (или указание на изначальное место жительства): например, Я англичанин; Я из Йоркшира;
- расовая и религиозно-культурная принадлежность (Я араб, Я христианин)
- социальный статус, профессия (Я - мама; Я полицейский);
- возраст (Мне 13; Я старик);
- внешние признаки (Я высокий; У меня карие глаза);
- вкусы (Я люблю футбол; Я не выношу шпинат);
- регулярно производящиеся действия (Я играю в бейсбол; Я пользуюсь компьютером);
- психологические характеристики (У меня есть чувство юмора; Я очень вспыльчивый).
В отличие от первых трех, понятия «самоуверенность» и «эффект, производимый на окружающих» мы используем тогда, когда говорим о чем-то, что у нас получается, или когда уверены в том, что производим очень хорошее впечатление. Человек, уверенный в себе, говорит: «Я могу это сделать и знаю, что могу». Так могут утверждаться:
- наличие определенных способностей (Я талантливый математик; Я хорошо ловлю мяч);
- свобода в общении с окружающими (Я легко уживаюсь с новыми людьми; Я хороший слушатель);
- способность управлять ситуацией (Если я чего-то хочу, то обычно добиваюсь; В трудный момент на меня можно положиться).
С помощью понятий «удовлетворенность собой», «чувство собственного достоинства», «самоуважение» и «самооценка» определяются не только положительные или отрицательные качества, которые мы себе приписываем, и наша способность совершить какой-то поступок. Скорее, они служат для выражения нашего мнения о себе. Мнение о себе может быть как положительным (Я хороший; Я стоящий человек), так и отрицательным (Я плохой; Я бесполезный человек). И когда мы приписываем себе негативные черты, это означает, что у нас заниженная самооценка .
Как узнать, что у меня заниженная самооценка?
Прочитайте десять вопросов, которые вы видите ниже. Ставьте галочку после каждого вопроса в том случае, когда чувствуете, что ваше состояние полностью совпадает с описанным. Отвечайте честно - здесь нет верных или неверных ответов, а только правда о вас самих.
Да, определенно | Да, в большинстве случаев | Да, иногда | Нет, в большинстве случаев | Нет, никогда | |
---|---|---|---|---|---|
Мой жизненный опыт научил меня ценить себя таким, какой я есть | |||||
Я о себе хорошего мнения | |||||
Я хорошо к себе отношусь и слежу за собой | |||||
Я себе нравлюсь | |||||
Я в равной степени оцениваю как спои сильные, так и слабые стороны | |||||
Я вполне себя устраиваю | |||||
Я чувствую, что имею право на внимание и время других людей | |||||
Я сужу себя точно так же, как и других людей не более, не менее Я более склонен поощрять себя, нежели заниматься самокритикой |
Низкая самооценка может стать причиной возникновения трудностей и проблем в вашей жизни. В этой статье вы найдете много интересного и нового для себя. Здесь вы узнаете, как повысить свою самооценку и изменить отношение к себе и окружающему миру .
Влияние заниженной самооценки на жизнь человека
Самооценка является тем общим представлением о нас как о личности, и о том, какое значение мы придаем своим поступкам. Мы детально рассмотрим, как заниженная самооценка влияет на жизнь человека, Это даст вам возможность понять, какого вы о себе мнения и как это влияет на ваши чувства, мысли, повседневную жизнь.
Низкая самооценка: ваше основное мнение о себе
Обычно ваши представления о себе как о личности основаны на определенных фактах. На первый взгляд такие факты кажутся правдивой картиной, которую вы о себе составили. Однако на самом деле это просто частное мнение, которое вы о себе составили на основании вашего собственного жизненного опыта. Если у вас в жизни многое получалось, то и мнение о себе вы составите положительное. Если же что-то вам удалось лишь отчасти (как бывает у большинства людей), то ваше мнение о себе меняется в зависимости от обстоятельств, в которых вы оказываетесь. Но если дела идут совсем плохо, то столь же плохо вы начинаете думать, и о себе. Это становится основанием для занижения вашей самооценки.
Как заниженная самооценка влияет на человека
Негативные мысли о себе, приводящие к понижению самооценки, выражаются по-разному. Чтобы убедиться в этом, представьте себе человека, у которого, на ваш взгляд, заниженная самооценка. Лучше, если это будет кто-то посторонний, а не вы сами. Думая о себе, очень трудно составить объективную картину - ведь речь идет о проблемах. Вспомните ваши последние встречи с этим человеком. Что было тогда? О чем вы разговаривали? Как он (она) выглядел (а)? Что он (она) делал (а)? Как вы ощущали себя, общаясь с этим человеком? Постарайтесь мысленно составить о нем (ней) объективно ясную картину. Теперь - вопрос: как вы поняли, что у вашего собеседника заниженная самооценка? Что натолкнуло вас на эту мысль?
Кратко запишите все, что привело вас к этому убеждению. Вспомните, что говорил ваш собеседник. Может быть, вы слышали, что он (она) слишком много критикует себя или постоянно оправдывается? Что в его (ее) поведении наводит вас на мысль о себе? Вспомните его (ее) поступки, то, как он (она) общается с вами и другими людьми. Например, показательным может быть то, что он (она) тихо ведет себя в компании и скучает. Вспомните манеры вашего собеседника, выражение его лица, взгляд. Может быть, он горбится, держится замкнуто и избегает встречаться с кем-либо взглядом? О чем вам это говорит? Подумайте также, какие могут быть чувства и у вашего собеседника. Каково ощущать себя на его (ее) месте? Он кажется грустным? Может быть, ему все надоело или он чем-то расстроен? Он чего-то боится, его что-то тревожит? Как внешние перемены могут повлиять на подобные эмоции и чувства? Возможно, вы обнаружите ключи к разгадке в самых разных местах.
Мысли и отзывы о себе
Негативные мысли на свой счет выражаются в том, что люди обычно о себе говорят и думают. Заниженная самооценка способна сосредотачивать внимание на слабостях и недостатках, делая незаметными положительные стороны.
Поведение
Заниженная самооценка видна по тому, как человек ведет себя каждый день. Присмотритесь: возможно, ваш собеседник с трудом может отстоять свои права, высказать свое мнение. Он постоянно находится в позиции самозащиты, отказывается от новых возможностей и приглашений. Он избегает смотреть людям в глаза, у него тихий голос, он нерешителен.
Эмоции
Заниженная самооценка влияет и на эмоциональное состояние человека. Присмотритесь: может быть, он кажется грустным, тревожным, виноватым, стыдящимся чего-то, расстроенным или обозленным.
Самочувствие
Часто эмоциональное состояние человека сказывается и на состоянии его здоровья. Он может казаться утомленным, вялым, находящимся в постоянном напряжении.
Все эти признаки демонстрируют вам, как плохое отношение к себе отражается на всех сторонах жизни, действуя на мысли человека, его поведение, эмоциональное состояние и самочувствие. Подумайте, насколько все это может быть применимо к вам. Если бы вы так же тщательно понаблюдали за собой, как наблюдали за другим человеком, что бы вы увидели? Какие признаки низкой самооценки вы могли бы найти у себя?
Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.
Функции
Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:
- Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
- Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
- Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно - самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.
Процесс формирования
Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.
Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.
Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности - это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.
Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться - данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.
Пониженная самооценка: истоки из детства
Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.
Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.
Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.
Проблемы в воспитании
Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.
Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.
Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это - отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.
Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.
Признаки низкой самооценки
Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:
- Нерешительность.
- Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
- Притворство.
- Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
- Озабоченность мнением окружающих.
- Повышенная, даже параноидальная бдительность.
- Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
- Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
- Повышенная ранимость.
- Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
- Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
- Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.
Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.
Влияние внешности
Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.
Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.
Например, одна из частых проблем - лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели - а значит, он способен на многое.
Завышенная самооценка: причины
Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.
Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим - а такие, как он, побеждают всегда.
Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.
Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».
У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.
Признаки завышенной самооценки
Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:
- Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
- Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
- Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
- Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
- Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
- Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
- Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
- Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
- Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски - он всегда берется за трудные дела.
- Постоянное употребление местоимения «я», а также производных - «мне», «у меня», «себя» и т. д.
- Эгоцентризм.
- Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
- Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит - он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.
В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности - это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.
Адекватная самооценка
Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена - адекватная самооценка просто объективна.
Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди - реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.
Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают - им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.
Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть - таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.
От чего зависит самооценка
Факторов множество, и среди них - не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:
- Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить - очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
- Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
- Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
- Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
- Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд - создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
- Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше - у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
- Отношение к самому себе. Самокопания - непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
- Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.
Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.
В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.
Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.
Самооценка человека: определение и особенности
В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.
Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.
В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:
- самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
- недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.
Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.
В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.
В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).
Теоретические представления о самооценке человека
Группы по критерию (аспекту или функции) | Основные идеи | Представители теорий |
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) | Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. | М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др. |
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) | Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. | У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи, |
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) | Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. | И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев |
Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:
- самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
- в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
- самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
- самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
- самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
- анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.
Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.
Функции самооценки
Функции | Характеристика |
регуляторная | обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную. |
защитная | обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости |
развивающая (иди функция развития) | стимулирует личность к развитию и совершенствованию |
отражающая (или сигнальная) | отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий |
эмоциональная | позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками |
адаптационная | помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру |
прогностическая | регулирует активность человека в начале выполнения деятельности |
корригирующая | обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности |
ретроспективная | обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения |
мотивирующая | побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости) |
терминальная | заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой |
Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.
Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).
Виды и уровни самооценки личности
В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:
- в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
- по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
- в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
- что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
- в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).
Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.
Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:
- средний уровень самооценки;
- выше среднего уровня;
- высокий уровень самооценки.
Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:
- низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
- низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).
Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.
Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.
Формирование и развитие самооценки
Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).
Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:
- влияние родителей, их оценка и личный пример;
- средства массовой информации, информационные технологии;
- социальное окружение;
- образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
- воспитание;
- особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
- направленность личности ребенка и уровень его притязаний.
В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.
Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:
- семью;
- школу;
- референтную группу;
- интимно-личностное общение
Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.
Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.