Асклепий - бог врачебного искусства древней греции. Древние греки. Древнегреческая скульптура, литература, каноны красоты. Смотреть что такое "Асклепий" в других словарях
Асклепий (у римлян — Эскулап ) в античной мифологии: бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца. Так, путем «кесарева сечения» («кесарево», то есть царское, предполагают, что этим же способом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают название этой операции) родился Асклепий.
Некоторые данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, впоследствии обожествленной.
Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу жены императора Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.
О рождении Асклепия существует несколько версий. По одной из них Коронида родила и оставила маленького Асклепия в тайне от своего отца на склонах юры Тицион. Голодного ребенка накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, оберегала его до тех пор, пока Асклепия не нашел пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138-161) нашла отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена — на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эпохи Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный нимб.
По другой легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрому и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что даже сумел превзойти своего учителя. Он познал силу корней леса и соков трав, полей и лугов. И не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни, чем прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия.
Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила,убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины.
Культ Асклепия
Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.
В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен.
На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения.
Посох Асклепия
Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).
В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям чудесное омолаживающее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе с кожей. Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав.
По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания.
Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций — Испании, Галии, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.
Дети Асклепия
Асклепий имел семерых детей — Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом:
- ...стоит многих людей один врачеватель искусный.
- ...вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.
Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия — терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века.
Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея — покровительницей лекарственного лечения, Иазо — богиней исцеления и Огле — богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает «приводящий к благому концу»).
Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.
Врачей называли асклепиадами, то есть наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».
Источники информации:
- tonnel.ru — биография Асклепия;
- scribd.com — Шойфет М.С. 100 великих врачей;
- apteka.uz — Асклепий: биография;
- mithology.ru — Асклепий — всемогущий врач.
Бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Асклепий бог врачевания — сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали, Аполлон спас младенца Асклепия и принёс его мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания.
А вот и некоторые подробности о матери Асклепия. Коронида, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание Хирону. Однако согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен ими, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине.
Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых, и многих, действительно, воскресил. За это разгневанный Зевс убил Асклепия. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей Асклепия — Гигиея и Панакея — женские коррелаты Асклепия. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея, получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами.
Откуда есть пошла чаша со змеей
Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; их общие храмы и атрибуты. В образе Асклепия сочетаются черты земли-целительницы (змея — не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий — змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога.
Асклепия часто изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её-то помощью он и стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Правда есть и такая гипотеза, что Асклепий совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия. Но великий врач вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.
Есть и такой астероид
Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение ( статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо — редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра Х. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.
Асклепий упоминается в "Илиаде". Ему посвящены XVI гимн Гомера. Это божество — действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского "Асклепий", комедий Антифана и Филетера "Асклепий". Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель. В честь Асклепия-Эскулапа был назван астероид Эскулапия, открытый в 1923 году.
Асклепий (Ἀσκληπιός) - бог врачевания, был сыном Аполлона (Бога Света) и нимфы Корониды.
Когда Коронида ждала своего первенца (Асклепия), Аполлон узнал, что она ему не верна. Он в припадке ревности, убивает её стрелой и превращает в ворону. А перед этим из тела Корниды, Аполлон вынул своего сына.
Нянькой и кормилицей, для совсем ещё маленького Асклепия, стала собака кентавра Хирона, именно ему Аполлон отдал своего сына на воспитание. Как только малыш стал подрастать, Хирон начал его обучать врачеванию, научил его собирать лечебные травы.
Уже в молодом возрасте, Асклепий стал великим целителем, излечивал сильную боль и смертельные раны, применял яд змеи, умел лечить больных песнопениями и освежающими напитками. Он лечил богатых и бедных, старых и молодых. Даже Боги восхищались его талантом врачевания.
Афина дала Асклепию голову горгоны , кровь которой с левой стороны несла смерть, а с правой - жизнь.Так Асклепий стал воскрешать мёртвых (люди становились бессмертными). Боги за это разгневались на врача, потому что он нарушил установленный порядок на Земле.
Зевс метнул свою молнию и убил Асклепия. Но чтобы утешить Аполлона, он вернул обратно Асклепия из царства Аида и объявил его бессмертным, Богом врачевания.
Асклепий женился на дочери Меропа (он правил на острове Кос), Эпионе, было у них семеро детей - Гигиея (Богиня здоровья), Панакея, Иасо, Огле, Телесфор, Махаон и Подалирий. Все дети обучались врачеванию у отца и помогали ему в работе.
Изображают Асклепия с посохом в руке, который обвивает змея.
Как-то раз Асклепий гулял по лесу, в руке у него был посох и вдруг неожиданно к нему подползла змея и обвила его посох.
Асклепий очень испугался, изловчился и убил змею. Только он собрался идти дальше, вдруг видит как к мёртвой змее подползла другая, а во рту у неё травка, этой травкой она оживила мёртвую змею. Асклепий тут же отыскал эту траву и стал применять её в лечении.
Популярные статьи
Карнавал: что скрывается за маской?
Корни карнавала уходят в глубь древнегреческих традиций, в центре которых находится бог Дионис: дионисийские праздники были связаны с окончанием зимы и приходом весны, символизирующие возрождение природы и человеческих душ.
Пещеры Греции. Топ-5 греческих пещер, от красоты которых захватывает дух
Восхитительные пейзажи Греции - это величественные горы, прекрасные моря, ущелья, озера, реки и пещеры. Природную красоту некоторых греческих пещер нельзя передать словами, так и хочется сказать: «захватывает дух».
Кавала (видео). Греческие города
Кавала (Καβάλα) - третий по величине город Македонии и один из современных городских центров Северной Греции.
Древние греки. Древнегреческая скульптура, литература, каноны красоты
Древние греки были открытыми, умными, остроумными, умели философствовать и восхищаться совершенством. Эти особенности позволили им достичь больших достижений и взять в свои руки факел человеческого прогресса, тем самым установить то, что мы называем фундаментом европейской цивилизации.
Афины в ноябре
Афины – столица и замечательный город Греции. Здесь гармонично сочетаются современные здания и античные памятники.
Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий - бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон - покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.
Смотрите также:
Детские аудиосказки
Считается, что прообразом бога-целителя Асклепия, культ которого сложился в VII в. до н.э., был царь Фессалии и прославленный врачеватель Асклепий. Он жил во время Троянской войны (XII в. до н.э.), о нем и его сыновьях, героях-военачальниках и искусных врачах, упоминает Гомер в «Илиаде». Сыновей Асклепия звали Махаон и Подалирий: «славные оба врачи, Асклепия мудрые дети». Махаон был знаменитым военным хирургом, а Подалирий прославился врачеванием внутренних болезней. Махаону удалось вылечить раненного Парисом Менелая, а Подалирий поставил правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству. Гомер упоминает в своих поэмах об эпидемиях чумы, о лечении ран и укусов ядовитых змей, использовании серы как лекарства и серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний. В его поэмах отражена дошедшая до нашего времени терминология греческих врачей, содержатся сведения о применении лечебных средств, заимствованных у египтян и персов, об отношении греков к военным врачам. Одним из них был Махаон, «бессмертным подобный» , который смог сначала вынуть из раны стрелу, хотя «заостренные зубья обратно ее не пускали», а потом вылечить рану:
Исторические параллели:
Асклепия часто называют первым в истории медицины богом врачевания, потому что до него боги — покровители врачебного искусства были не только «божественными врачевателями». Так, египетский бог Тот считался изобретателем письменности, покровителем писцов и хранителем священных знаний. Вавилонский бог Эа, обитатель водных глубин, был покровителем мудрости, частью которой было искусство врачевания. Асклепий и все члены его семьи были врачами. Сыновья и дочери олицетворяли различные аспекты врачебного искусства — лекарственное лечение (Панакея), хирургию (Махаон), исцеление от внутренних болезней (Подалирий), магическое врачевание (Те-лесфор) и профилактическую медицину (Гигиея и Огле). Все они, согласно мифам, обучались медицине у своего отца.
Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона — бога мудрости, поэзии, музыки и красоты. Аполлон привез его на гору Пелион к знатоку целебных трав кентавру Хирону.
Выучившись, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления. Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека.
Исторические параллели:
О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие «истинной» музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. Вот фрагменты трактата «Весны и осени Лю Бувэя» («Люйчиш чунь-цзю», IIIв. до н.э.): «Совершенная, законченная музыка-ритуал имеет применение: с ее помощью усмиряют пристрастия... Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию». Отсутствие равновесия и гармонии характерно для музыки, полной диссонансов. Она противопоставляется «музыке-ритуалу»: «Музыка смутных времен... Когда барабаны и литавры гремят как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям — цив сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах — сумятица, все тело — в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение...»
Греческие мифы рассказывают о чарующей музыке великого певца Орфея. Слушая звуки его кифары, люди и боги забывали о своих несчастьях. Сохранились свидетельства о применении музыки греческими врачами, последователями Пифагора и Гиппократа, для усмирения боли и гнева. Древнее искусство врачевания с помощью музыки находит продолжение и развитие в современной медицине.
Асклепий достиг такого совершенства в своем искусстве, что даже стал воскрешать мертвых, похищая их у Аида. От богини Афины он получил в дар особое лекарство — кровь Медузы-Горгоны: кровь из вен левой стороны была целебной, а из правой — губительной для человека. Аид, бог подземного царства, пожаловался Зевсу, что Асклепий возвращает к жизни мертвых. В гневе Зевс поразил искусного врача молнией, однако вскоре внял многочисленным просьбам и оживил Аск-лепия, взяв с него клятву никогда больше не воскрешать мертвых. Так Асклепий стал почитаемым богом врачебного искусства. Величайшие скульпторы Греции изваяли множество его статуй из золота, бронзы и слоновой кости.
Забота о теле была характерна для культуры Древней Греции. Об этом напоминает, пришедшая из античных времен поговорка: «В здоровом теле здоровый дух». Здоровый образ жизни ценился очень высоко, и культ Асклепия имел большое значение. Знаменитые Олимпийские игры, где атлеты соревновались в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска и копья, участвовали в состязании колесниц, были первоначально религиозными церемониями в честь Зевса. На земле Олимпии, согласно преданию, он одержал победу над своим отцом Кроном. От даты проведения первых Олимпийских игр в 776 г. до н.э. греки вели летосчисление.
Храм Зевса в Олимпии украшала фигура Зевса Олимпийского — великое творение греческого скульптора Фидия, одно из семи чудес света. Колоссальная фигура сидящего на великолепном троне бога в венке из оливковых ветвей занимала треть помещения храма и достигала высоты 17 метров, почти касаясь головой потолка. В одной руке Зевс держал изображение богини победы Ники, в другой — жезл с изображением орла, священной птицы Зевса.
Исторические параллели: Атлеты и гимнасты античного мира часто нуждались во врачебной помощи. У них бывали обмороки и разрывы сосудов, случаи удушья и внезапной смерти. Гиппократ указывал на необходимость специальной диеты и режима для атлетов, на пагубные последствия быстрых переходов от праздности к спортивным состязаниям. Он писал об опасности слишком обильного питания, к которому часто прибегали атлеты для укрепления сил. В «Эпидемиях» он приводит в пример «борца Бианта, прожорливого от природы», у которого разлитие желчи было вызвано чрезмерным употреблением непрожаренной свинины и крепкого вина, пирогов и сладостей. Аристотель указывал на необходимость правильной и разнообразной диеты для атлетов. Римский врач Гален осуждал ремесло атлетов, считая его губительным для души и тела. К такому выводу его привел собственный опыт: в 30 лет, желая прослыть искусным борцом, он получил опасную для жизни травму. Главной причиной болезней атлетов греческие и римские врачи считали избыток и чрезмерную плотность телесных соков, что приводило к растяжению и закупорке сосудов.
Согласно преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос. Здесь продолжался род Асклепиадов (потомков Асклепия). Первоначально врачи были кровными родственниками: профессия передавалась от отца к сыну, отношения между врачами определялись семейной традицией. Позже, когда Асклепиады стали принимать с свою среду и «посторонних» юношей, семья превратилась во «врачебное общество», однако по старой традиции все относились друг к другу
как родственники. Врачи Греции были свободны от обязанностей перед государством. Их привлекали на службу по добровольному согласию и только на время эпидемий или военных походов.
В VI-V вв. до н.э. были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия — асклепийоны, предназначенные для лечения больных. Тяжелобольные и умирающие не допускались в храм. Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр на Пелопонессе. На его территории находились и храмы других богов (Аполлона, Афродиты, Артемиды), большой жертвенник для приношений, кипарисовая роща и бассейны с водой из минеральных источников.. Кроме того, в асклепийонах были бани, библиотека, гимнасий (место, где юноши обучались философии, литературе, политике, а также занимались гимнастикой), стадион, театр. Важной частью храма был абатон — место для сна. Абатон представлял собой крытые галереи вдоль стены храма.
Больных готовили к лечению с помощью различных церемоний, приносили в жертву животных. При раскопках нашли множество табличек с такими, например, надписями:
«Амброзия из Афин, слепая на один глаз, пришла, иша помоши у бога; проходя по святилишу, она насмехалась над рассказами °б исцелениях. Ей казалось неверным, неве- роятным и невозможным, что хромые и слепые могли исиелиться при помоши одних только сновидений. Однако, и она увидела сон. Ей показалось, что к ней явился бог и обешал исцелить её, но при том условии, если она пожертвует в храм дар по обету; при этом она должна принести в дар серебряную свинью как память об её глупости. После такой речи бог вынул её больной глаз и влил бальзам. Когда наступил день, слепая проснулась здоровой».
«Человек с язвой в животе. Во сне он увидел
лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью».
Толкованию снов придавали большое значение. Священный сон был одним из видов лечения в храмах Асклепия, Больные засыпали прямо на полу, на шкурах принесенных в жертву животных. Во сне им должен был явиться Асклепий и дать советы о том, как лечить болезнь. Вероятно, жрецы-врачеватели делали операции в храме, усыпляя больных с помощью гипноза и успокоительных средств. В большом количестве водились в храме священные змеи — «асклепиевы ужи», олицетворяющие образ бога-врачевателя. Во время раскопок в храмах Асклепия находят множество изображений исцеленных частей тела и внутренних органов, сделанных из мрамора, золота, серебра, слоновой кости, глины, дерева и других материалов. Их приносили в храм в благодарность за лечение.
Исторические параллели: Обычай оставлять в храме изображения различных органов тела в память об исцелении существовал у многих народов. Например, в России с просьбой избавить от зубной боли обращались к св. Антипию, и в православных храмах в память об исцелении привешивали к его образу серебряные зубки. Особенно широко этот обычай был распространен на севере России. В храмах Архангельска такие привески молено было увидеть еще в конце XIX столетия.