О происхождении осетин. Осетины - мусульмане или христиане? Религиозное мировоззрение осетин
Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.
Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.
История осетинского народа
Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.
В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.
Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.
Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .
После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .
В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!
Как аланы стали осетинами
Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.
Какую религию исповедуют
Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.
Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.
Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.
Культура, традиции и обычаи
Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.
Знаменитые осетины
В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.
На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.
Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.
Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!
Осетинский
народ
является результатом смешения древнего иберийского населения
Кавказа и аланов – потомков жителей евразийской степи.
В X-III тысячелетиях до н.э. Европа была заселена иберийскими народами,
носившими Y-гаплогруппу G2. Они были кареглазы (голубоглазые люди появились
позже), имели каштановые волосы и не переваривали молочную пищу. По занятиям они
были козлопасами – мясо козлов они принимали в пищу, а в шкуры козлов одевались.
После вторжения в Европу индоевропейцев, иберийцы, привязанные и до этого к
горным и предгорным районам из-за обитания там коз, так и остались горцами. Ныне
их потомки распространены лишь в Пиринеях и на островах Средиземноморья.
Единственное место, где иберийцы сохранились в больших количествах, это Кавказ.
Как пахотная земля из-за горного рельефа он был никому не нужен, кроме самих
носителей гаплогруппы G2, которые как раз и были привязаны к горным пастбищам.
Именно эта гаплогруппа и преобладает у осетин. Однако преобладает она не только
у них. Наибольшее распространение она имеет у сванов (91%) и шапсугов (81 %). У
осетин её носителями являются 69,6% мужчин.
Многие наши читатели спрашивают, почему осетины
, чей язык
считается потомком аланского, имеют кавказскую гаплогруппу, в то время как
аланы
– потомки скифов и сарматов – должны были иметь
гаплогруппу R1a1. Дело в том, что осетины
являются потомками не
столько аланов, сколько аланок – носительниц митохондриальной гаплогруппы H.
Мужская часть алан была поголовно истреблена Тамерланом, и оставшиеся женщины
вступили в браки с кавказскими автохтонами. Они-то и передали осетинам
Y-гаплогруппу G2.
Как известно, дети говорят на языке матерей. Поэтому осетины
и
сохранили арийский язык. Язык осетин принадлежит к иранской ветви
индоевропейской семьи, точнее – к северо-восточной группе иранских языков, к
которой относят хорезмийский, согдийский и сакский языки, а также языки древних
скифов и сарматов. Правда, сейчас этот язык засорен заимствованиями из адыгских,
нахско-дагестанских и картвельских языков.
Значительно обогатило осетинский язык, особенно его словарный состав, влияние
русского языка. Современный осетинский язык делится на два основных диалекта:
иронский (восточный) и дигорский (западный). По определению лингвистов,
дигорский диалект более архаичен. В основу литературного языка положен иронский
диалект, на котором говорит подавляющее большинство осетин. Дигорский и иронский
диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике, в
меньшей степени в морфологии. В дигорском, например, нет гласного [ы] –
иронскому [ы] в дигорском диалекте соответствуют [у] или [и]: мыд – муд «мёд»,
сырх – сурх «красный»,цыхт – цихт «сыр». Среди совершенно различных в двух
диалектах слов можно назвать гæды – тикис «кошка», тæбæгъ – тефсег «тарелка»,
æвзæр – лæгъуз «плохой», рудзынг – къæразгæ «окно», æмбарын – лæдæрун
«понимать».
Осетинская свадьба
В 1789 году в Осетии была принята письменность на основе церковно-славянского
алфавита. Современная осетинская письменность создана в 1844 году российским
филологом финского происхождения Андреасом Шёгреном. В 1920-е годы для осетин
ввели латинский алфавит, но уже в конце 1930-х северных осетин вновь перевели на
русскую графику, а южным, административно подчинённым Грузинской ССР, навязали
грузинский алфавит, но в 1954 году южные осетины
добились
перехода на алфавит, использовавшийся в Северной Осетии.
Все осетины
говорят по-русски. Обучение в начальной школе
ведётся на осетинском, а после четвёртого класса – на русском с продолжением
изучения осетинского языка. В быту многие семьи пользуются русским языком.
Самоназвание осетин – upoн, а свою страну они называют Иристои пли Ир. Однако
жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих
самоназваниях отразились прежние племенные делениля осетинского народа. В
прошлом жители отдельных ущелий называли себя также особыми названиями (по
названиям ущелий) – алагнрцами, куртатпнцаыи и т. д.
Православное богослужение в
осетинской церкви
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство
несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам
суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Многие
осетины
сохраняют элементы традиционных верований. Так, у осетин под
видом Святого Георгия почитается бог войны Уастырджи, а под видом Ильи пророка
почитается бог-громовержец Уацилла.
Джеоргуыба – традиционный праздник,
посвященный святому Уастырджи, празднуют только мужчины.
В прежние времена осетины
жили в сельских поселениях,
называемых кау (хъӕгу). В горной полосе преобладали сравнительно небольшие
селения, часто разбросанные по склонам гор или у берегов рек. Расположение
селений по крутим склонам гор объяснялось тем, что удобные земли, использовались
под пашни и сенокосы.
Постройки возводились из естественного камня, а в ущельях, богатых лесом, жилища
строили из дерева.
Остатки осетинской сторожевой башни
в Южной Осетии
Каменные дома строились в один-два этажа. В двухэтажном доме нижний этаж
предназначался для скота и хозяйственных помещений, верхний – для жилья. Кладка
стен производилась всухую с засыпкой пустот между камнями землей, реже – на
глиняном или известковом растворе. Для междуэтажных перекрытий и дверей
использовалось дерево. Крыша плоская земляная, стены часто выводились выше
крыши, так что получалась площадка, которая использовалась для просушки зерна,
шерсти и для отдыха. Пол делали земляной, реже – деревянный. Стены жилых
помещений внутри обмазывались глиной и белились. Вместо окон в одной из стен
дома делались небольшие отверстия, закрывавшиеся в холодную пору каменными
плитами или досками. Нередко со стороны фасада у двухэтажных домов имелись
балконы или открытые веранды. В условиях существования больших семей дома обычно
бывали многокомнатными.
Осетинский дом-крепость ганах в разрезе
Самая большая комната «хадзар» (хӕдзар) являлась одновременно столовой и кухней. Здесь семья проводила большую часть времени. В центре хадзара находился очаг с открытым дымоходом, отчего стены и потолок покрывались толстым слоем копоти. Над очагом к деревянному брусу в потолке подвешивалась цепь для котла. Очаг и цепь считались священными: около них совершались жертвоприношения и моления. Очаг считался символом единства семьи. У очага устанавливались, подпирая потолочную перекладину, деревянпые столбы, которые богато орнаментировались резьбой. Очаг делил хадзар на две половины – мужскую и женскую. В мужской половине на стенах развешивались оружие, турьи рога, музыкальные инструменты. Здесь находилось полукруглое деревянное, украшенное резьбой кресло, предназначавшееся для главы дома. На женской половине находилась домашняя утварь. Для женатых членов семьи в доме имелись отдельные комнаты – спальни (уат). В домах зажиточных осетин выделялась кунацкая (уӕгӕгдон).
Осетинская деревня
Домашнее питание, начиная с хлеба и кончая напитками, приготовлялось в
осетинской деревне женщиной. Хлеб в горах в отдаленном прошлом выпекался из
просяной и ячменной муки. В XIX в. употребляли ячменный, пшеничный и кукурузпый
хлеб. Кукурузные чуреки выпекали без дрожжей, пшеничный хлеб также был
преимущественно пресным. В настоящее время наиболее употребителен пшеничный
хлеб. Из национальных мучных изделий особенно распространены пироги с мясом и с
сыром, с начинкой из фасоли и тыквы.
Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир,
молочные супы и различные каши на молоке (особенно кукурузная каша). Из сыра,
смешанного с мукой, готовится национальное блюдо осетин – дзыкка.
Современные осетинки
В
домашних условиях сыр делают старым и простым способом. Он не варится:
свеженадоенное, неснятое молоко, еще теплое или подогретое, процеживается и
заквашивается. Закваска приготовляется из высушенного бараньего или телячьего
желудка. Заквашенное молоко оставляют на один-два часа (пока оно не свернется).
Казеин тщательно размельчается руками, отделяется от сыворотки и сбивается в
ком, после чего просаливается и охлаждается. Когда сыр затвердевает, его кладут
в рассол. Таким же способом осетины
делают творог.
В Дигории получило распространение изготовление кефира. Кефир делается из
свежего молока, которое заквашивают особыми грибками. Осетинский кефир имеет
целебные свойства и весьма полезен для туберкулезных больных.
Национальным напитком у осетин является горское пиво бӕгӕны, изготовляемое из
ячменя и пшеницы. Наряду с пивом южные осетины
производят вино.
Ещё в средние века осетины
, жившие южнее Кавказского хребта,
попали пj
д власть грузинских феодалов. Основная масса
южноосетинских крестьян находилась от них в крепостной зависимости. В горах
Южной Осетии хозяйничали князья Мачабели и эриставы Ксанские. Лучшими землями в
равнинной полосе владели князья Палавандишвили, Херхеулидзе и Павленитвили.
Осетинские земледельческие орудия
С присоединением Грузии к России многие южные осетины
переселились на север.
Подавляющее большинство трудящихся осетин придерживалось моногамии. У феодалов
же полигамия была распространенным явлением. Она бытовала в известной мере и в
среде зажиточного крестьянства, несмотря на борьбу с ней христианского
духовенства. Чаще всего крестьянин вторую жену брал в том случае, когда первая
была бездетна. Помещики, наряду с законными женами, которые были равного с ними
социального происхождения, имели и незаконных жен - номылус (буквально «жена по
имени»). Номылус брались из семей крестьян, поскольку сами крестьяне не могли на
них жениться – не было денег на калым, называвшийся о у осетинов ирӕд. Дети от
номылус считались незаконорожденными и из них образовалось феодально-зависимое
сословие кавдасардов (в Тагаурии) или кумаягов (в Дигории). В остальных районах
Северной и Южной Осетии кавдасарды не составляли определенной социальной группы
и по своему положению почти ничем не отличались от других горцев.
Столица Северной Осетии город Орджоикидзе (нынешний Владикавказ) в советские времена
Традиционной одеждой осетинских мужчин была цухъхъа – осетинская черкеска. Для пошива цухъхъы использовалось темное сукно – черное, коричневое или серое. Под черкеской носили
бешмет из сатиновой или иной темной ткани. Бешмет значительно короче черкески и имеет стоячий строченый воротник. По покрою бешмет, так же как и черкеска,
представляет собою распашную одежду, скроенную в талию. Рукава бешмета в отличие от рукавов черкески – узкие. Шаровары шили из сукна, а для работы на поле – из холстины, очень широкие. Встречались шаровары также и из овечьих шкур. Зимой носили шубу из овчины, сшитую по фигуре со сборами в талии. Иногда носили тулупы. В дорогу надевали бурку.
Зимним головным убором была папаха из овчины или каракуля с суконным или бархатным верхом, а летним – легкая войлочная шляпа с широкими полями. На ноги надевали шерстяные домашней вязки носки, ноговицы и чувяки из сафьяна или сукна
на подкладке. Подошвы чувяк делались из прокопченной воловьей кожи. Зимой для тепла в чувяки подкладывали сено. Голенищами служили ноговицы из сафьяна или из сукна. Очень часто носили сапоги, кавказские или русские. Неизменной
принадлежностью и украшением национального костюма был кинжал. Черкеску украшали газыри.
Мужской хор северо-осетинской
филармонии
Женское праздничное длинное платье (къаба), доходящее до пят, кроилось в талию
со сплошным передним разрезом. Обычно оно шилось из светлых шелковых тканей:
розовых, голубых, кремовых, белых и т. п. Рукава платья очень широкие и длинные,
но иногда делались прямые узкие рукава, скошенные у кисти. В последнем случае на
прямой рукав надевали бархатные или шелковые нарукавники, широкие и длинные,
спускающиеся вниз от локтей примерно на метр. Под платьем носили нижнюю шелковую
юбку иного, чем платье, цвета, которая была видна спереди благодаря сплошному
разрезу платья. К нагруднику из того же, что и нижняя юбка, материала
пришивались позолоченные украшения. Стан стягивался широким поясом (чаще всего
из позолоченной канители), украшенным позолоченной пряжкой. При платье с
нарукавниками спереди под поясом укреплялся короткий передник.
На голову надевали круглую невысокую бархатную шапочку, вышитую золотой
канителью. Поверх шапочки набрасывали легкий тюлевый или связанный из белых
шелковых ниток платок, а часто ограничивались одним платком. На ногах носили
сафьяновые чувяки или фабричные туфли.
Смотрите
Гатуев Алексей (Куку) Георгиевич (1840-1909), выпускник Тифлисской духовной семинарии. По окончании семинарии работал учителем в селении Салугардан. С 1869 г. — на церковной службе. Деятельность на лоне православного христианства не помешала ему вести большую научно-просветительскую деятельность, благодаря чему выдвинулся в ряды передовых представителей осетинской интеллигенции.
СТАТЬЯ А. ГАТУЕВА «ХРИСТИАНСТВО В ОСЕТИИ»
При составлении настоящей статьи я руководствовался статьёю г. Лаврова, напечатанной в сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883; соч. В. Миллера, III ч. «Осетинские этюды», ч. III, 1887г., г. Москва; устными сказаниями стариков, народными преданиями и документами из дела благочиния по ведомству осетинской духовной комиссии.
Исторический очерк
Прежде чем говорить о православии в Осетии, следует сказать о происхождении самого народа осетинского (Сведения об этногенезе осетин (народ «иры», поклонение тельцу Оссу, захват иров скифами, киммерийцы — колено еврейского народа, осетины-переселенцы из Персии, Афганистана, Герата) довольно фантастичны и представляют лишь историографический интерес; они не могут удовлетворить современного читателя).
Осетины сами называют себя «иронами», — соседи их грузины называют «осами», кабардинцы — «кусхи», чеченцы — «ир». Они были одним из древнейших племен, населяющих центральные части Кавказа.
Известный ученый Шопен сообщает, что в китайских летописях упоминается о народе под особым названием «ч», народ этот, названный на зендском и санскритском языках «иры», ранее чем за 2300 лет до Рождества Христова поклонялся тельцу – Оссу. В VII веке до Рождества Христова скифы захватили иров, поселили их между ассами, поклонниками лошади, и последние назвали иров по предмету их божества – «оссы». «Ос» по кабардински — телок, вол, по дидойски – «ис», по аварски – «оц», по дигорски – «ос».
Полагают также, что осетины произошли от смешения киммерийцев, представляющих колено еврейского народа, с первобытными обитателями осетинских ущелий.
За XV столетий до Рождества Христова, зашедшие сюда иранцы, пополнили такое смешение. В. Ф. Миллер своими лингвистическими исследованиями поддерживает то мнение, что осетинский язык представляет собою одно из видоизменений иранского языка, а самих осетин признает одним из народов иранской группы, населявших в древние времена, под именем сарматов и массагетов, пространство между Черным и Каспийским морями. Вытесняемые в горы народами тюркскими в течение тысячелетий, они сохранили свою древне-иранскую индивидуальность.
Это мнение поддерживается также Уваровым, Филимоновым, Антоновичем. По мнению гр. Уварова, древность осетинской культуры может быть отнесена к началу железного века, а господин Филимонов относит к более раннему времени, а именно, к эпохе перехода от бронзового к железному. Названия Гог, Магог, первое — у Эсхилла, греческого писателя, второе — у пророка Иезекииля, имеют филологическое сродство с осетинским «хох» — гора. Гог — как название страны, Магог — название народа, о них пророк говорит: из-за гор к северу появится всеистребляющий народ Магогы и опустошит Израиля.
Геродот, живший в V веке до Рождества Христова, рассказывает о нашествии северных варваров осетин на Азию, пришедших из осетинских ущелий. Осетины и иседоны, жившие тогда смежно, были исполнителями наказания, посланного народу еврейскому за отступничество богом, как предсказал пророк Иезекиил.
От Босфора Киммерийского жили осетины, и Аристай, греческий писатель, посетивший Осетию, указывает, что осетины жили в горах Кавказских.
Плиний, рассказывая о народах вокруг Меотийского озера, говорит: «под ними исседоны (осетины), живущие в горах, земля их простирается до Колхиды.
У Птоломея сказано, что около Каспийского моря живут уды, оссонды и маседоны между реками Курою и Альбанаусом.
По мнению преосвященного Иосифа, первого епископа Осетии, осетины суть иранского происхождения, перешедшие сюда из Персии, Афганистана или Герата (Предисловие к Русско-Осетинскому словарю 1884 г. Владикавказ). По указанию Страбона, тогда осетины были столь многочисленны, что могли выставить 200-тысячное войско. Осетия разделилась на верхнюю и нижнюю и была в цветущем состоянии. Одни верхние аорсы-осетины могли выставить 200 тысяч войск, а нижние ещё больше.
Занимая страну между Доном, Каспийским морем и Кавказскими горами, осетины вели караванную торговлю индийскими и вавилонскими товарами. Нужно полагать, что осетины заходили на юг России до Киева, ибо Антонович, делая раскопки в Киевской губернии, нашел древности, имевшие большое сходство с вещами, найденными им и в Осетии.
В грузинских летописях упоминается, что в 140-х годах до Рождения Христова, царь Мирван построил крепость в Дарьяльском ущелье, в которой потом жила царица Тамара. И в I веке, т. е. спустя 2 века после Александра Македонского, Помпей, разбив грузинского царя Митридата, преследовал его через аланов (осетин). Осетины тогда, желая поддержать простодушного Митридата, вышли против Помпея, но потерпели страшное поражение, несмотря на то, что располагали войском в 60 тысяч пехоты и 22 тысячи конницы. После этого необыкновенного поражения осетинской армии, несколько миллионная Осетия стала вытесняться римскими легионами в 150 г. по Рождеству Христова, к тому же Осетия, сделавшаяся ареною столкновений сильнейших народов, окончательно раздробилась и особенно обессилилась частыми нападениями готов и гуннов или аваров, которые терзали Осетию со всех сторон.
В I веке проникает в Осетию луч евангельского света, проповедью святых апостолов — Симона, Фалдея, Варфоломея и Андрея.
Скоро христианство сроднило осетин с православными соседями грузинами тем тверже, что жизнь и деяния св. равно-апостольской Нины, просветительницы Грузии (314-325 гг.), имели влияние и на осетин. Благодаря этому обстоятельству, существовавшая вражда между этими народами до христианства теперь по временам ослаблялась. Осетины с грузинами в. 87 и 103 г., под предводительством Базука-Абазука, вторглись в Армению, военачальник армянский Сумбат прогнал их и взял в плен сына осетинского царя, последний был освобожден только по выходе сестры его Сатаники замуж за армянского царя Арташеса (История Армении Моисея Хоренского. Перевод. Москва, 1858 г., стр. 121).
Потом осетины воюют против персов в союзе с армянами и грузинами, далее уже грузины ведут опустошительную войну против осетин.
Вследствие частых войн христианство не могло окрепнуть в Осетии, и только при греческих императорах Юстиниане I и II (522-556 – года их правления автора, но они неправильны. Первый из них правил с 527 по 565 гг., а второй с 685 по 695 и с 705 по 711 гг.) миссионеры греческие проповедью своею делают Осетию христианскою страною. Во многих осетинских селениях сохранились развалины церквей, построенных Юстинианом. В сел. Галиат до сих пор сохранилась маленькая каменная Церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи. На аршинном расстоянии от стены церковной, на севере, почивают останки монаха и пройти между почивальнею монаха и церковною стеною считается между жителями величайшим грехом. Эта церковь, обращенная в «дзуар», называется Юс-дзуар (церковь Юстиниана). Кроме того, в памятниках христианской древности, найденных в старых дзуарах, мы находим подтверждение тому, что греки были некогда просветителями осетин.
Газета «Терские ведомости», 1891, № 14.
Около 946 года Осетия имела первое сражение с русскими войсками при Святославе, но это было одно появление русских и не имело ничего сходного с нападением на Осетию готов, гуннов и др. Осетия, благодаря восстановлению христианства в XI и XII веках, сплачивается в одно целое государство и в
1019 году имеет своего царя по имени Ордуре (Правил с 980 по 1020 гг., приходится отцом дургулелю Великому, аланскому царю, правившему во второй половине XI века). Ордуре образует из Осетии феодальное государство, установляет правильную государственную жизнь, свою администрацию, свой суд, словом, настает в Осетии период сильного могущества и политического процветания. Осетинские цари возвысились до того, что, по мнению Пфафа, цари Карталинский и Абхазский вступили в родство с ними — женились на дочерях осетинского царя. Было также два-три случая выхода замуж осетинок за членов царского дома Византии, благодаря чему Осетия довольно живо восприняла византийскую роскошь и культуру.
Появилась и распространилась грамотность грузинская, как более знакомая Осетии по соседству и необходимая при частных столкновениях с грузинами, особенно когда в конце XI века и в начале XII века Грузия сделалась христианскою просветительницею Осетии в лице своей царицы Тамары. Царица Тамара вступила в брак с осетинским князем Давидом-Сосланом, от этого брака в 1181 году родился Георгий, прозванный Лаша, т. е. красивый, и дочь Русудан. Эта боголюбивая царица воспользовалась мирным положением Осетии и во всех осетинских селениях постаралась устроить и возобновить церкви, снабдить их всеми утварными предметами и духовенством (1184-1202 гг. Царица Тамара прислала в дар Осетии чудотворную икону Божьей Матери, которая была положена в Куртатии, в сел. Майрам-кау. полнее икону эту забрали в Астрахань, но не довезли её туда, а оставили в г. Моздоке, где она до сих пор хранится в церкви Успения Божьей Матери).
Осетия и теперь пользовалась спокойствием непродолжительно и христианство не могло стать на твердую ногу, внешние враги на время забывают Осетию, зато разъедают ее внутренние беспорядки: пошли взаимные раздоры и настало время, когда каждый для самозащиты должен был строить высокие башни с просветами для обстреливания противников.
Междоусобия, продолжавшиеся больше полвека, опустошили Осетию, лишили её самостоятельности и Осетия была принуждена распасться на Южную, подчинившуюся Грузии, и Северную, сделавшуюся данницею орды Тимура. После этого несчастная Осетия ещё раз получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние.
В начале XIII века в Алагирском ущелье родился Ос-Богатырь в роде Гареджановых или Сахиловых (Ос-Богатырей было несколько: один из них Хуан-ху был убит Амзаспом, царём грузинским между 182-186 гг. под Мцхетой, другой Ос-Богатырь был убит между 446-449 г. Вахтангом Горгасланом, этот Ос-Богатырь должно быть был по счёту третьим. Фольклор и эпос осетин представил Ос-Богатыря легендарным героем, правителем Осетии. В его лице мы видим собирательный образ героя, предводителя народа в борьбе с иноземцами).
Как сам Ос-Богатырь, так и все братья его получили воспитание в духе христианском в Грузии. Видя своих соотечественников в сильном угнетении: южных — от феодалов грузинских, а северных — от татарского хана Тимура, Ос-Богатырь задумал освободить своих соотечественников от тяжкого иноплеменного ига и соединить северных и южных осетин в одно государство. Чтобы успеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя чисто миссионерскому делу, зная, что только христианство свяжет осетин братскою любовью, внесёт в жизнь их благоустройство и порядок, заставит их стать под знаменем свободы, поднятым Ос-Богатырём для освобождения Отечества, и признать его (Ос-Богатыря) своим повелителем. Проповедуя усердно евангелие между своими осетинами, Исаак, Роман и Василий действительно скоро успели соединить северных и южных осетин в одно государство и восстановить христианство, ослабленное давлением орды Тимура и соседей кабардинцев. В записи Ос-Богатыря мы читаем следующее: «Для освобождения Осетии братья его Исаак, Роман и Василий сделались верными рабами Христа»…
Первым делом первых осетинских миссионеров было построение монастырей в ущелье Цей во имя Живоначальной Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими же во имя архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье близ старого замка. Они везде в Осетии возобновили церкви, построенные царицею Тамарою, а духовенство, имея управление с первым из названных монастырей, своим благотворным влиянием залечивало нравственные раны Осетии. Такому быстрому восстановлению христианства в Осетии, с другой стороны, содействовали Ос-Богатырь с остальными своими братьями, которые, ведя частые войны на юге с грузинами, очистили Осетию, дали о себе знать и татарским ханам на севере, иго которых было скоро ими свергнуто и Ос-Богатырь стал во главе своего царства, поддерживая главным образом господство православной религии. Таким образом, Осетия вновь сделалась счастливою под знаменем своего нового Ос-Богатыря III-го, начала жить своею собственною жизнью и достигла наилучшего политического совершенства.
Вот что гласит Нузальская надпись Ос-Богатыря: «Мы, десять братьев Гореджановых и Сахиловы: Ос-Богатырь, Давид, Сослан, с четырьмя царствами боровшиеся, Феодороз, Джадарос, Сокор и Георгий страшны для врагов. Мы имели с четырёх сторон пути охранные, в Касарском ущелье замок, где брали плату с путников и мостовые ворота. Я (Ос-Богатырь), в ожидании будущего века, жил здесь. Золотой и серебряной руды имеем столько же довольно, как воды. Кавказ покорен, с четырьмя царствами равнялся…, у грузинского царя сестру отнял, не теряя своего достоинства, обычаев, но он насилил — нарушил клятву и взял на себя мой грех. Богатыря утопили и истребилось войско Оса (Монастырь этот не был забыт христианскими путешественниками, в 1846 г. его посетил генерал Нестеров с супругою и оставили в нем два больших ставника с надписями: на 1-м — «Сей ставник пожертвован в древнюю церковь Реком Надеждою Федоровною Несторовой», 2-й ставник пожертвовал генерал Нестеров.)».
Добывание золота и серебра сделалось достоянием нововосстановленного православного царства Ос-Богатыря, между осетинами появились свои кузнецы, оружейная и металлическая промышленность начинала процветать, потому что генуезцы начали посещать Осетию для торгово-промышленных целей. Делами церкви во всей Дигории, Алагирии и Туалетии управляло тогда одно сановитое духовное лицо, которое называлось св. отцом всей Осетии. В 1350 году царь грузинский Багратион прислал в дар колокол, на нём существует надпись на грузинском языке: «От Рождества Христова 1350 г. я, сын великого царя Багратиона, Георгий, дарю колокол сей св. отцу Осетии, Дигории и Туалетии во спасение моего престола и царства» (Архимандрит Макарий в Истории христианства в России до св. равно-ап. кн. Владимира на стр. 156 говорит, что в 13 веке епископ Кавказский присутствовал на соборе Константинопольском.).
Газета «Терские ведомости», 1891, № 15.
Христианство недолго господствовало в Осетии. Ос-Богатырь, завоевавший богатые земли в Карталинии, подался в Грузию и расположился в ущелье Джерети на берегу реки Куры, где он потом построил крепость. Развалины этой церкви доселе видны и свидетельствуют о силе Ос-Богатыря (Время владычества осетин в Грузии до сих пор поминается у грузин под названием «особа»), он оставил восстановленную Осетию на произвол судьбы, не имея по себе достойных соперников, которые бы поддержали православие в царстве. Грузины же возвратили себе все завоеванные у них Ос-Богатырем земли и вторглись даже во внутрь Осетии. С севера татарские ханы выдвинули к горам кабардинцев, поселившись большими селениями у входов в горные ущелья осетинских гор, они не давали осетинам выхода на плоскость.
И вот настало время, когда народ, теснясь в горах, терпел страшные бедствия и мор: матери собственноручно топили детей, отцы продавали своих детей в рабство, происходили страшные междоусобия — сосед вёл войну с соседом, брат с братом, отец с сыном, прибавились башни и твердыни, с которых осетины оборонялись от притеснителей соседей и от других фамилий, религия православная пала. Вместо прежнего единодушия и полного стремления к процветанию на почве чисто христианско-религиозной восстановилось кулачное право и совершенная анархия. Осетия распалась на мельчайшие группы, которые начали жить каждая своею жизнью, обычаями и верованиями.
Дигория, оставленная духовенством, под гнётом кабардинцев и их покровителей ханов, прежде других совратилась в магометанство. Тагаурия и Куртатия от набегов татарской орды совратились также в магометанство. Осетины Алагирского ущелья и Туалетия, хотя и остались христианами, но, не имея духовенства и церквей, впали в религиозное заблуждение — безразличие религии.
В это же время в Осетии церковные документы были уничтожены. Из исторических памятников ничего не уцелело. Храмы христианские до основания разрушались врагами её; враги уничтожили — стерли надписи с церковных стен и с надгробных плит, лишь только на стенах Нузальской церкви — дома Гореджанова и Сахилова, остались с восточной стороны изображения Господа Вседержителя, на северной стене изображены: св. Дева Мария, Архангел Михаил, Сослан и Соломон; на южной стене изображены: Иоанн Креститель, Георгий Победоносец и Романоз. Существующие же надписи касательно рода Ос-Богатыря соскоблены молотом.
С тех пор осетины начали блуждать, одни в магометанстве, другие в язычестве, а оставшиеся по имени христианами смешали учение Христа с язычеством и магометанством. Так, развалины старых церквей продолжали почитаться у них за святые места, но стали называться дзуарами, к этим старым памятникам христианства осетины собираются для приношения в жертву быков, баранов и др. (Это делается до сих пор и в православной Грузии). Язычники-осетины чтили места пораженные громом, высоты горные по естеству неприступные, пещеры или чем-нибудь отличающиеся места: деревьям, камням, поклонялись как богу и вообще изобрели себе ряд дзуаров. Богослужение христианское не оставило никаких следов к жизни осетин, впрочем, понятие о Троице продолжали выражать тем, что при жертвоприношениях возносили три хлеба во имя св. Троицы. Имена некоторых святых также сохранились в Осетии, как, например, Иоанн Креститель (Фуд Иоанне), Георгий Победоносец (Уастырджи), св. Николай, Федор Тирон, Василий Великий, св. Мария, архангелы Михаил и Гавриил, но их чтили по язычески: приносили им в жертву баранов, быков, разные напитки и др.
Рождение младенца считается даром Богородицы, хотя молитвенных слов обращенных к Богородице у них нет. Только на третий день приведения невесты в дом жениха, какой-нибудь мальчик из родственников жениха, отнимая головное покрывало невесты, произносит: «Да даст тебе Мария семь мальчиков и одну девочку».
Св. Иоанн Креститель (Фуд Иоанне) считается у осетин для указания времени, когда пастух рогатого рабочего скота кончит свою службу, а как праздник он не празднуется (Вряд ли прав А. Гатуев, утверждая, что в честь святого Фыд-Иуана в Осетии не было специального праздника и будто бы осетины не прибегали к покровительству этого святого. Каждое лето в сел. Нар (Дигорское ущелье) на месте предполагаемой могилы нарта Сослана справлялся праздник, приурочиваемый ко дню Иоанна Крестителя, т. е. Фыд-Иуане. Кроме того, Фыд-Иуане посвящался один из осенних праздников осетин, широко отме чавшийся в Центральной Осетии и в Дигории. Фыд-Иуане — суровое божество, покровительствовавшее как и Уацилла, Хоралдар, Бурхорали и Гала-гон, урожаю. В культе Фыд-Иуане ярко прослеживаются и черты солнечного божества. (Л. А. Чибиров. НЗКО, с. 198-199; он же. ДПДКО, с. 73)) и к покровительству св. Иоанна осетины не привыкли прибегнуть (Впрочем, тагаурцы четыре дня около последних чисел августа, посвящают празднованию в честь Иоанна).
Георгий Победоносец у осетин чтится наравне с Богом, в честь его построено много молитвенных мест, т. е. дзуаров. Развалины старых церквей, построенных в честь св. Георгия, но разрушенные, у осетин почитаются местами особенно святыми, а при произношении имени св. Георгия всякий снимает шапку, в честь св. Георгия у осетин сложены религиозные песни, икону св. Георгия на коне осетин больше чтит между другими иконами.
Наравне с Георгием, покровителем мужчин, почитается пророк Илья. У него и у архангелов Гавриила и Михаила осетины просят изобилия плодов земных. Николай почитается преимущественно в Дигории и в похвалу ему воспеваются религиозные песни. Содержание всех религиозных песен у осетин по внутреннему их характеру почти однообразно. В песне св. Георгий называется «Золотой» и прибавляется: «Покровительствующий путнику, с высоты гор смотри и помогай ему (т. е. путнику) и всякому, просящему твоего покровительства, милость испрашивай у Бога, нас же насыти милостями Божьими, Золотокрылый Георгий! На белом коне сидишь, бывай с правой руки нашей и направляй дела на путь правды» и т. д.
Архангелов Михаила и Гавриила прямо называют властелинами ангелов, насыщающих людей хлебом. Св. Деву Марию называют покровительницею молодых женщин и девиц. В честь и в воспоминание Феодора Тирона проводят в совершенном безъядении первые три дня Святого Великого Поста (В первые дни великого поста, кроме всецелого воздержания от пищи осетины не хоронили умерших, не мстили врагам, напротив, оказывали даже своим кровникам гостеприимство из уважения к памяти Святого).
Праздники — пасха, вознесение, троица (В праздник кардагхассан (троица) осетины не поминают умерших. Это праздник зеленеющей травы, один из важных в аграрном календаре осетин. Воспринят от христианства. (Л. А. Чибиров. НЗКО, с. 153-158)), успение пресв. Богородицы и Рождество Христово (Для полноты картины ниже приводятся упущенные автором статьи, осетинские названия святых и праздников, заимствованные из христианства: Никкола (св. Николай), Тутыр (св. Феодор Тирон), Басилта (св. Василий Великий), Майрам (св. Мария Богородица), Мыкал-Габыр (Архангелы Михаил и Гавриил), Уацилла (св. Илья), куадзан (пасха), зардаваран (вознесение), кардагхассан (троица), майрамы куадзан (успение святой Богородицы), цыппурс (Рождество Христово) и др.) почитаются как праздники, но в них совершается поминовение умерших, как у грузин. Осетия прежде не имела священников образованных, а тем более из своих или из русских, грузинские же миссионеры не могли научить осетин истинам христианской веры, могли только сообщить одни названия праздников и имена некоторых святых, ибо сами грузины, как христиане, не свободны до сих пор от грубых суеверий и предрассудков — если они считают приятною жертвою закалывание быков или баранов в честь того или другого святого, если они закалыванием быков испрашивают у Бога прощение грехов и умершим своим братьям, отцам и праотцам… Все это отчасти привито грузинскими священниками и осетинам…
Газета «Терские ведомости», 1891, № 19.
Основное население Северной Осетии (459 тысяч человек) и Южной Осетии (65 тысяч), живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии (9, 12 тысячи), в Ставропольском крае (7, 98 тысячи), Карачаево-Черкесии (3, 14 тысячи), Москве (11, 3 тысячи). Численность осетин в Российской Федерации - 528 тысяч человек (2010), общая численность около 600 тысяч человек. Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи языков. Осетинский язык имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.
Этногенез осетин связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами - скифами (7-8 вв. до н. э.), сарматами (4-1 вв. до н. э.) и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания этих ираноязычных племен в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. В западноевропейских и восточных источниках предки осетин назывались аланами, в грузинских - осами (овсами), в русских - ясами. Сложившийся в Центральном Кавказе союз аланов, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 веке был разгромлен монголо-татарами. Аланы были оттеснены с плодородных равнин к югу - в горные ущелья Центрального Кавказа. На северных его склонах они образовали четыре крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских князей. Часть алан была увлечена движением степных племен, осев в разных странах Восточной Европы. Крупная компактная группа обосновалась в Венгрии. Она называет себя ясами, но утратила родной язык. С конца 15 века возобновились процесс формирования осетинской народности (продолжался до 18 в.) и освоение южных склонов Главного Кавказского хребта.
Большинство осетин исповедовало христианство, которое стало проникать в Аланию с 6-7 века, меньшинство - ислам, воспринятый с 17-18 века от кабардинцев. Наряду с этим сохранялись и практически имели гораздо большее значение языческого верования и связанные с ними обряды. В 1740-х годах начала деятельность «Осетинская духовная комиссия», созданная русским правительством в целях поддержки христианского осетинского населения. Члены комиссии организовали поездку осетинского посольства в Петербург (1749-1752), способствовали переселению осетин в моздокские степи. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 году, и процесс освоения осетинами северных равнинных районов ускорился. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. Южная Осетия вошла в состав России в 1801 году. После 1917 года началось массовое переселение осетин на равнину. В апреле 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузии. В 1924 году - Северо-Осетинская автономная область, которая в декабре 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР.
В течение многих веков осетины тесно общались с грузинами и горскими народами, что нашло отражение в их языке, культуре и быте. Основным занятием осетин на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Наиболее древние виды осетинского прикладного искусства - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется нартский эпос, героические песни, предания, плачи. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин.
В быту осетины долгое сохраняли элементы кровной мести. Примирение завершалось выплатой виновной стороной скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла) и устройством «кровного стола» для угощения потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от других кавказских народов. В 1798 году была издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 1840-е годы русским филологом и этнографом А.М. Шегреном был составлен осетинский алфавит на кириллической основе. На нем стали выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники.
В Грузии , Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков ; практически все осетины двуязычны (двуязычие - осетинско -русское , реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое .
Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.
Этноним
Осетины - название народа, произошедшее от грузинского названия алан - овсы (груз. ოსები ), которое в свою очередь произошло от самоназвания алан - асы. Самоназвание осетин - «ирон». По одной из версий это слово восходит к «арии » (آریا, ārya, aryien - благородный). Однако известный иранист Васо Абаев отрицает это предположение . В византийских источниках осетин называли аланами, по-армянски осы, по-русски ясы.
Происхождение
Осетины являются прямыми потомками алан , отсюда и название республики РСО-Алания .
В более широком смысле, осетины являются потомками древнейшего индоевропейского населения Европы и единственными сохранившимися северными иранцами .
Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русский ученый немецкого происхождения В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы , в древние - как сарматы и понтийские скифы »
История
Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.
Религия
Большинство верующих осетин исповедуют православие , принятое в -VII веках из Византии , позже из Грузии , с XVIII века из России . Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII -XVIII веках от кабардинцев); в большой степени сохранились местные традиционные верования.
Язык
Памятники архитектуры осетин
Диалекты и этнические группы
Осетины, живущие в российской Северной Осетии , делятся на две этнические группы: иронцев (самоназвание - ирон ) и дигорцев (самоназвание - дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике.
Описания осетин
Сохранились описания осетин, написанные первыми исследователями, посещавшими Осетию :
«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса». И. Бларамберг.
«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное». Е. Зичи.
«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство». Ю. Клапорт. 1807-1808 гг.
«Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,- воскликнул русский,- чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков». М. Вагнер. 1850 г.
Расселение
Осетинская кухня
Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ ), пиво (осет. бæгæны ). Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг ).
Исследования
Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (), А. Батырева ( , ) и И.-А. Гюльденштедта ( -). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.
Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский ученый П. С. Паллас : он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским , но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.
Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.
Некоторые выдающиеся осетины (в алфавитном порядке)
- Абаев В. И. - языковед, академик, исследователь иранских языков и, в частности, осетинского языка.
- Андиев С.П. - выдающийся борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976). Заслуженный мастер спорта СССР (1973), Заслуженный тренер России (1988).
- Бароев Х.М. - Заслуженный мастер спорта греко-римской борьбы . Чемпион России (2003, 2004, 2006). Чемпион мира (2003, 2006). Победитель Кубка мира (2003). Победитель Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004) до 120 кг.
- Бероев В.Б. (1937 – 1972) - Известный актер советского кино. Снимался в фильмах: Самолет не приземлился (1964), Наш дом (1965), Майор Вихрь (1967), В огне брода нет (1967), Ленинградский проспект, Цезарь и Клеопатра, Офицер флота, Маскарад.
- Берёзов Т. Т. - заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН , доктор медицинских наук, профессор; председатель Московской диаспоры осетин.
- Боллоев Т. К. - известный российский бизнесмен, президент ОАО Пивоваренная компания «Балтика» (1991-2004).
- Гаглоев В. М. (1928-1996) - осетинский писатель, драматург
- Газзаев В. Г. - известный советский нападающий, Член клуба бомбардиров Григория Федотова (117 голов),футбольный тренер, который сумел собрать почти полный комплект наград, которые возможно выиграть в России. Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии УЕФА (сезон 2004-05).
- Гергиев В. А. - художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, "Дирижер года"(1994), Крест первого класса "За заслуги" (Германия), орден Grand Ufficiale (Италия), орден L"Ordre des Arts et des Lettres (Франция); неоднократно ему, как лучшему дирижеру года, присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" (с 1996 по 2000 гг.). В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания "Артист мира ЮНЕСКО".
- Варзиев Х. П. - первый дипломированный балетмейстер Осетии (ГИТИС-1968г)и государственного академического ансамбля народного танца «АЛАН», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
- Дзагоев А.Е. - полузащитник ЦСКА . Лучший молодой футболист российской премьер-лиги (лауреат премии «Первая пятёрка »): . Главное открытие российского футбольного сезона: .
- Дударова В.Б. - знаменитая женщина-дирижёр; имя Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
- Исаев М. И. - российский языковед, социолингвист, исследователь иранских языков и руководитель ряда работ по исследованию эсперанто .
- Караев, Руслан - кикбоксёр-профессионал. Победитель мирового Гран-при К-1 2005 года в Лас-Вегасе и Гран-при K-1 2008 года в Тайбэе. Чемпион мира среди кикбоксеров-любителей (2003). Чемпион Европы среди кикбоксеров-любителей (2003).
- Кантемиров, Алибек Тузарович(1903-1976) - основатель советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, народный артист России.
- Кучиев Ю. С. - арктический капитан, первым достигший Северного полюса , Герой Советского Союза, кавалер многих наград СССР.
- Мамсуров, Хаджиумар Джиорович (1903-1968) - Герой Советского Союза, генерал-полковник, легендарный разведчик.
- Плиев, Исса Александрович - советский генерал, отличившийся во время Второй мировой войны, дважды герой Советского Союза и герой Монгольской Народной Республики .
- Таймазов, Артур - двукратный Олимпийский чемпион (2004 и 2008 гг.), серебряный призер Олимпиады 2000, чемпион мира 2003 , 2006 гг. по вольной борьбе
- Токаев Г. А. - советский учёный, ведущий специалист в области авиационных и ракетных разработок СССР . Известный во всем мире специалист в области термодинамики и космических исследований, работавший над «Конкордом» и программой «Аполло» НАСА, профессор Британского университета Сити, почётный член многих Академий и научных обществ.
- Фадзаев А. С. - двукратный Олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Суперкубка в Токио - 1985 г. и Игр доброй воли 1986 г., первый обладатель «Золотой борцовки», вручающейся лучшему борцу планеты.
- Хадарцев, Махарбек Хазбиевич - двукратный Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион европы, многократный победитель Кубков Мира, Игр Доброй Воли и т.д.
- Хетагуров К. Л. - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник.
- Цаголов, Ким Македонович (1903-1976) - генерал-майор, удостоен 28 государственных наград и почетных знаков СССР, России, Афганистана, Польши. Награжден высшими знаками Советского комитета борьбы за мир - медалью «Борец за мир» и Российской академии естественных наук - «Рыцарь науки и искусств», несколькими почетными именными наградами министра обороны России и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России.
- Хетагуров, Георгий Иванович (1903-1976) - генерал армии, Герой Советского Союза.
- Царикати, Феликс - Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, популярный исполнитель современных эстрадных песен.
- Черчесов С. С. - российский футбольный тренер, ранее советский и российский футболист, вратарь, заслуженный мастер спорта России. Обладатель приза Вратарь года (приз журнала «Огонёк»): 1989, 1990, 1992, 2-е место в списке лучших футболистов СССР 1989 года по опросу еженедельника «Футбол». Черчесов является самым возрастным футболистом, выступавшим за сборную России.