Особенности съемки женского портрета в студийных условиях. Уроки и тонкости портретной съемки
В данном материале рассмотрим несколько ценных советов для начинающих портретных фотографов. Портретная съемка — сложный жанр фотографии, но если знать основные законы, то учиться становиться значительно легче. После прочтения статьи сразу применяйте и внедряйте, только так вы сможете добиться видимых результатов.
Лишнее место над головой
Когда новички снимают портретные фотографии, они обычно не сильно задумываются о композиции и оставляют слишком много места над головой модели. Это очень серьезная ошибка, нарушающая гармонию в портретной фотографии.
Это свободное место не несет в себе никакой информации, а лишь только добавляет ненужное свободное пространство. Таким образом, если вы снимаете крупноплановый портрет, старайтесь никогда не располагать лицо модели под верхней горизонтальной линией третей и при компоновке кадра всегда держите это правило в голове.
На примере справа показана заштрихованная область, где лицо смотрелось бы наиболее гармонично. Исключения здесь могут быть в том случае, если вы хотите придать дополнительный акцент интересному заднему плану.
Портретная съемка — портретная ориентация!
Подавляющее большинство фотографий снято в горизонтальной ориентации, ведь это и понятно — фотоаппараты прежде всего рассчитаны для именно такой съемки, в силу своей конструкции и расположения кнопок.
Портретная съемка подразумевает вертикальное расположение фотоаппарата, это так называемая, портретная ориентация. Для того, чтобы получать более интересные портретные фотографии, расположите свой фотоаппарат вертикально и снимайте в таком режиме. Этот совет особенно полезен при съемке полноростовых портретных фотографий.
Конечно же, как и в любом правиле, здесь существуют исключения, некоторые из которых я рассмотрю в примерах ниже.
Использование батарейного блока
Если вы, как и я, много снимаете портретных фотографий, то большое количество времени будете проводить с камерой, расположенной в портретной ориентации. Спустя какое-то время вы устанете постоянно тянуться правой рукой к кнопке спуска затвора камеры, расположенной не слишком-то и удобно.
Для многих фотоаппаратов существуют батарейные блоки, позволяющие комфортно снимать портреты, но также и существенно увеличивающие время автономной работы камеры.
Помимо кнопки спуска, на блоке могут располагаться дополнительные управляющие диски и кнопки, облегчающие навигацию по меню и управление основными настройками фотоаппарата.
Также, при использовании тяжелого объектива, батарейный блок помогает улучшить баланс при удержании фотоаппарата.
Солнце за спиной
В портретной съемке на улице, яркий солнечный свет часто может помешать вам получить естественное выражение лица, т.к. он может попадать в глаза. Модель начинает щуриться и все это выглядит на фотографиях неестественно.
Чтобы этого избежать — располагайте солнце позади, чтобы свет попадал не на лицо, а на на затылок и плечи. Таким образом вы избавитесь от этой проблемы, а также и получите на снимках приятный подсвеченный ореол вокруг плеч и головы.
Если же лицо получается слишком темное, то используйте вспышку или отражатель для высветления.
При использовании ручной вспышки будьте аккуратны при выставлении мощности, ведь нам нужно не высветлить, а лишь слегка подсветить лицо. Следовательно начинайте с минимальных значений и находите требуемый уровень.
Снимайте на широкий угол почти вплотную
Используя широкоугольный объектив для съемки портретов, пропорции на снимках могут быть искажены. Избежать этого вы можете расположив модель близко к объективу. Таким образом получаются нормальные пропорции по центру и периферии кадра, но искаженные по краям. Следовательно располагайте модель не близко к углам кадра.
Съемка в горизонтальной ориентации
Итак, мы только что разобрали и усвоили правило съемки портретов в вертикальной ориентации. Теперь мы можем его и нарушить (в этом вся и прелесть правил в фотографии, как только вы их осваиваете — то можете их нарушить).
Обратите внимание на наличие свободного пространства для взгляда слева
Портреты в профиль желательно делать в горизонтальной ориентации. Все дело в том, что лицо модели обращено к границе снимка и, при съемке в портретной ориентации, создается впечатление, что оно как бы зажато в «коробке». Поэтому всегда нужно оставлять свободное пространство для взгляда.
Съемка на телеобъективы
Всегда старайтесь снимать портреты с использованием телеобъективов, так как они обладают свойством оптической компрессии перспективы кадра, позволяющим получить глубину в фотографии. Длиннофокусная оптика меньше искажает перспективу, уменьшает геометрические искажения и позволяет лучше размыть фон при съемке портретов.
Старайтесь снимать на объективы с фокусным расстоянием больше 50 мм. Профессиональные фотографы снимают моделей с большого расстояния и используют при съемке максимальное фокусное расстояние объектива. Например, если есть объектив 28-135 мм, то следует использовать для съемки портрета 135 мм, чтобы получить максимально эффектный снимок.
Улучшите фон для портрета
При компоновке кадра и подборе фона, хорошо работает правило — «Чем меньше, тем лучше». Любые лишние объекты на заднем плане могут отвлекать зрителя от объекта самой съемки — модели.
Цель портретной фотографии — выделить модель в кадре, акцентировать на ней внимание зрителя. Всегда уделяйте ваше внимание деталям в кадре. Если вы снимаете в помещении, то некоторые объекты можно просто физически передвинуть, тем самым улучшив фон итоговой фотографии. Снимая на улице, располагайте модель так, чтобы сзади нее не было ничего существенного.
В итоге, если на фоне не останется лишних отвлекающих объектов, то человек на переднем плане безусловно окажется в центре внимания. Что, собственно, и требуется.
Модная композиция
Так как большинство снимков делается в горизонтальном или вертикальном положении фотоаппарата, то все снимки, полученные в другом ракурсе — выглядят по-другому! Сегодня одним из очень популярных методов является съемка под углом. Вам достаточно наклонить фотоаппарат влево или вправо и сделать несколько кадров. Вскоре вы добьетесь желаемой композиции.
Не бойтесь обрезать макушку
Данный подход при съемке является логическим продолжением рекомендации «не оставлять слишком много места над головой модели». Можно не бояться обрезать верхнюю часть головы модели, и как бы странно это не звучало, данный метод широко используют профессиональные фотографы для того, чтобы максимально заполнить кадр лицом модели. Ведь макушка и верхняя часть лба несет очень небольшую композиционную нагрузку в кадре.
Важно помнить то, что крайне нежелательно обрезать подбородок человека на фотографии. Когда обрезается верхняя часть изображения, лицо все равно смотрится вполне гармонично. Но если обрезать нижнюю часть лица, то фотография получается неестественной и даже странной.
Существуют выработанные годами правила и правила портретной съемки, но просмотрев многочисленные работы можно сделать смелый вывод – лучшие портреты те, которые сделаны с нарушениями некоторых правил и законов!
- Меняйте перспективу Конечно, снимая модель камерой, расположенной строго на уровне глаз – это правильно и логично, но если вы попробуете внести некоторое разнообразие при съемке портрета, могут получиться интересные снимки. Например можно встать наоборот повыше модели и снять ее сверху или присесть, главное найти тот ракурс, с которого модель будет наиболее интересной.
- Направление взгляда модели
Здесь тоже можно выбирать наиболее удачную и интересную позицию.
-В классических портретах модель смотрит прямо в объектив и создается иллюзия, что она смотрит на вас. Происходит некая связь. Однако если направить взгляд за кадр, как бы вдаль, портрет обретает иной смысл, рассматривающий это фото задумывается, что там, вдали. Если одновременно с этим еще и дать побольше пространства, картина вызовет больше заинтересованности, чем обычная, стандартная постановка. Так же приемлемым будет запечатлеть эмоции на лице модели, но нужно проследить, чтобы на заднем плане не было отвлекающих предметов и объектов.
— Если взгляд модели остается в кадре, можно направить его на какой либо объект или предмет. Например девушка, смотрящая на залпы салюта, ребенок, смотрящий на игрушку и т д. Таким образом создается вторичный смысловой центр, вы как бы рассказываете какую то историю смотрящему ваше фото. - Композиция в фотографии И тут есть свои правила, например «правило одной трети» (пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и например поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части). Но можно получить и великолепные результаты в съемке портретов, помещая модель в центр или на самом краю снимка. Нарушая правило «свободного пространства для взгляда модели» тоже можно добиться интересных результатов. Вообще правил построения композиции можно насчитать с десяток, и путем экспериментов и проб каждый мастер в результате обязательно получает работы, достойные восхищения.
- Эксперименты с освещением
Освещение – еще один «козырь», при помощи которого можно добиться необыкновенных результатов. Что-то скрыть, что-то наоборот выделить. Например боковое освещение позволит создать настроение, добавит некоторую таинственность, скроет второстепенное и выделит главное. Освещение – это элемент непредсказуемости и он дает неограниченные возможности при сьемке портретов.
Сочетая длинную выдержку со вспышкой, можно также достигнуть впечатляющего, необычного результата. - Дополнительный смысловой центр Добавляя в свой кадр какой-либо объект, можно добиться создания еще одного смыслового центра, который может сделать кадр более выигрышным. Может случится так, что вы отвлечете внимание зрителя от основного смыслового центра, но можно попробовать внести разнообразие, добавить смысла в историю, рассказываемую посредством фото.
- Эксперименты с позой Бывают ситуации, когда стандартный подход к постановке модели не приносит должного результата. Возможно немного фантазии, например необычная поза или даже в прыжке и вы добьетесь совершенно другой картины. Пусть на первый взгляд поза даже неестественная, это не повод, чтоб отказаться от экспериментов.
- Снимайте искренность, снимайте чувства и эмоции Конечно не все люди любят позировать фотографам, если они не профессиональные модели. Поэтому иногда, чтобы сделать хороший кадр и при съемке портрета не увидеть «замороженное» лицо необходимо поместить человека в привычную ему атмосферу. На работе, дома, в кругу семьи. В этом случае надо фотографировать сериями, ловить удачные эмоции и чувства. Попросите человека поэкспериментировать с лицом, пусть он подвигается, что-то делает, говорит, смеется… В таких ситуациях очень полезен будет телеобъектив, который позволяет фотографировать с большого расстояния, когда человек вас не видит. Это особенно подходит для съемки детей. И тогда вы получите необыкновенные снимки, с искренними эмоциями и не исключено, что человек сам будет удивлен, увидев себя на них…
- Подходите ближе – в кадре часть тела Подойдите достаточно близко или используйте длиннофокусный объектив со своей камерой, чтобы Вы могли сфотографировать только отдельную часть тела человека. Портрет — это может быть отдельно глаза, руки, рот или даже лишь торс, можно оставить достаточно пространства для воображения. Иногда то, что осталось за границей кадра, скажет намного больше, чем то, что попало в кадр.
- Глубина резкости Еще есть один вариант предыдущего способа, он заключается в привлечении внимания к определенной части лица или тела путем расфокуса на остальных деталях кадра. Расфокус может быть применен к одежде, другим частям тела, рукам. Можно даже оставить лишь какую-то часть тела в фокусе.Следуя этому совету, Вы оставляете зрителю пространство для воображения, но также сосредотачиваете внимание на чем-то определенном согласно замыслу.
- Съемка сериями Зачастую, чтобы из сотни кадров выбрать один, самый великолепный, необходимо обеспечить себе этот выбор. А это возможно только, если сделать серию снимков. Не жалейте времени, экспериментируйте, ищите удачные ракурсы и вам это все окупится!
Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда вроде и студия хорошая и камера и свет, а человек, смотрящий на вас с снимка вам не нравится, он не похож на оригинал… В чем причина и как добиться именно отличного кадра при съемке портрета. Бывает, что человек не узнает себя на снимке, он представлял себя совсем другим, а фотограф показал ему необычную сторону, заметил что-то. И именно это «что-то» может стать изюминкой.
Настоящий фотограф, специалист по портретам постарается узнать о человеке за то время, что они вместе, понять его и «открыть». После часа фотосессии фотограф знает о клиенте больше, чем тот о своей сестре. Тогда снимок будет незабываемым!
Используя серию снимков, не менее 50 вы имеете возможность выбрать один, наиболее удачный. Поэтому главное – снимайте сериями. Художественного успеха возможно добиться если понять, что самая важная вещь в портретной фотосъемке – это сам клиент. Если вы так заняты, что не в состоянии думать о других, тогда не рассчитывайте на хороший результат.
Работая над портретом вы должны помнить две вещи. Первое – фон. Конечно же необходимо сконцентрировать внимание на главном, а это сам объект. Но и серый невзрачный фон не украсит ваш снимок. Поэтому постарайтесь найти здесь компромисс. Необходимо добиться,чтобы фотография была сама по себе произведением искусства. В этом вам помогут низкая настройка ISO, объективы, штативы и, цифровая камера по крайней мере среднего диапазона цен.
Второй важный элемент съемки портрета — освещение. Необходимо добиться теней на части лица, которые необходимо скрыть и наоборот, используя отражатели (зонтики), диффузоры для освещения нужных мест. В случае, если нет возможности пользоваться специальными приспособлениями, и нет финансов на их приобретение, можно схитрить. Объект можно поместить в освещенный парк, рядом с большим окном,на который положить белый отражающий лист бумаги.
Не забывайте про штатив, потому что придется пользоваться длительной выдержкой. Самый лучший свет для портретов – мягкий и за кадром. Большое окно, выходящее на север – самое то. В этом случае можно наблюдать практически отсутствие теней. Если вы снимете на открытом воздухе в пасмурный день, еще лучше. А вот если день солнечный надо убедиться, что использование отражателя и фотовспышки уберут тени под глазами.
Возникал ли у вас в мыслях такой вопрос: «Почему одни люди считаются фотогеничными, а другие – нет?» И конечно, каждый фотограф задается другим вопросом – как использовать фотогеничность персонажа при съемках и как компенсировать ее отсутствие? В этом помогут правила портретной фотографии , которые должен знать каждый фотограф-портретиста
Чтобы сразу ответить на эти непростые вопросы, не нужно созывать консилиум и тратить часы на бесконечные обсуждения. Фотогеничность — это не столько внешний вид человека, сколько его самоощущение и поведение перед объективом камеры. Чаще всего люди, которые себе не нравятся или привыкли считать себя нефотогеничными, зажимаются на съемках, поскольку заранее боятся некачественного результата. Все это, разумеется, отражается и на фотографии. Задача фотографа в этом случае — сломать стену между собой и моделью, помочь человеку по другую сторону объектива почувствовать себя комфортно, а после — найти положения, углы и освещение, которое подчеркнет его лучшие и уникальные черты. И прекрасно, когда результат приносит удовлетворение и фотографу, и модели.
Поддерживайте общение с фотомоделью во время съемок
Как мы только что отметили, секрет удачной фотографии — это нечто большее, чем технические аспекты, свет и камера. Все начинается с взаимодействия модели и фотографа, чтобы создать комфортную атмосферу для обоих. Как правило, это включает своеобразное исследование вашего персонажа, его интересов и характера. Вам стоит знать все, от хобби, которые могут стать отличным поводом завязать разговор, до специфических факторов, например, любимой музыки, которая может расслабить человека, заставить подпевать или пританцовывать.
Если вы снимаете человека, с которым вы пока не знакомы, посмотрите остальные портреты, которые вам удастся найти и будьте внимательны — у каждого есть любимые вещи, цвета в одежде, позы, выражения лица и даже удачное расположение при съемке. И это — те вещи, которые вам, как фотографу, обязательно нужно учитывать.
Если вы знаете персонажа или он вам доверяет, все тоже не так просто — ведь даже самые открытые люди порой зажимаются и стесняются камеры. Поэтому не пренебрегайте возможностью создать приятную обстановку, в которой модели будет проще.
Когда приходит день съемки, нужно быть готовым и иметь четкий план — как для окружения и обстановки, в которой будет снят портрет, так и для настроек, с которыми вы собираетесь снимать.
Если вы снимаете в интерьере или студии, заранее ознакомьтесь с доступными опциями для фонов и освещении в помещении. Будет ли возможность использовать естественный свет в кадре, или придется полностью положиться на лампы и софтбоксы? Будут ли доступны чистые стены, или драпировки, которые можно использовать в качестве фона, или все же окружением станет интерьер.
Если съемка проводится снаружи, с применением естественного освещения, учитывайте время суток, направление солнца и то, как и где вы планируете поставить модель. Всегда помните о том, что раннее утро и середина дня (2-3 часа) — лучшее время для портретов с натуральным светом. А вот съемок в полдень, при наиболее резком свете и тенях, лучше напротив, избегать. За правило стоит взять проверку прогнозов погоды — облачность, к примеру, может посодействовать в создании портрета с мягкими тенями, как природный отражатель.
В идеале, модель должна стоять лицом к солнцу или под таким углом, чтобы освещение подчеркивало черты, но напротив, сглаживало нелицеприятные тени. При построении композиции в портрете, принципиально важно смотреть за модель и отмечать такие детали как отвлекающие внимание фоны, предметы, которые нарушают композицию и так далее. При том, на дисплее камеры или в видоискателе такие вещи легко упустить, поэтому нужно просто научиться и привыкнуть.
Наблюдайте за расположением камеры и фокусным расстоянием объектива
Чтобы эти слова не звучали пространно, поясним их более подробно. Когда мы делаем снимок, мы переносим объемное, 3d изображение в плоское 2d пространство. Поэтому, в зависимости от фокусного расстояния и расположения камеры и объектива, вы можете либо подчеркнуть, либо скрыть недостатки. И конечно, это отразится на финальной картинке. Количество индивидуальных характеристик каждого из миллионов лиц безгранично: это могут быть яркие брови, специфические носы, двойные подбородки и многое другое. От этого может казаться, что сделать идеальный или даже удачный снимок практически невозможно, но это совсем не так. Именно при помощи расположения камеры относительно модели можно подобрать наиболее удачный ракурс.
В зависимости от того, хотите вы снять портрет с более близкого расстояния, стремитесь вы создать бьюти-кадр, или же хотите запечатлеть персонажа в естественной среде за любимым занятием, придется выбирать и подход к съемкам. Особенно, при портретной съемке необходимо учитывать, что объект или часть лица, находящаяся ближе всего к объективу, будет казаться больше остального. Еще больше этот эффект проявится при использовании широкоугольного объектива. Поэтому, при съемке портретов, широкоугольники использовать не рекомендуется.
Опять же, эта характеристика требует внимания при съемке персонажей со специфическими крупными носами. Чем длиннее фокус объектива, тем более плоскими и сжатыми будут казаться элементы. Лицо, в таком случае, будет круглее, а нос — короче и гармоничнее. То есть телеобъектив с фокусным расстоянием 200мм, расположенный чуть дальше, но направленный прямо на лицо модели, создаст эффект более приятный, чем обычный портретник 85мм.
Глаза неспроста называют зеркалом души, в портретной фотографии очень многое можно передать через взгляд персонажа, поэтому при съемках, часто внимание и акцент делается именно на глаза. Точно так же важен и фокус — если изображение четкое и яркое, но глаза не в фокусе, суть картинки теряется.
При помощи взгляда можно передать и настроение, и идею кадра, благодаря направлению его, можно построить композицию. Словом, возможности ограничены только воображением фотографа.
В камерах Sony есть очень удобная функция — -Eye AF, которая позволяет сфокусироваться на глазах персонажа. Кроме того, можно использовать гибкие точки фокусировки, чтобы расположить фокус на глазу. Таким образом, вне зависимости от глубины резкости, глаза всегда находятся в фокусе.
Не бойтесь двигаться
Через фотографии можно рассказать историю и даже если вам по душе классические портреты, иногда можно расширить границы. Вокруг объекта фотосъемки всегда имеется окружение, которое тоже можно использовать. Таким образом, приближая и отдаляя зум, отходя дальше и двигаясь ближе, можно менять настроение и атмосферу кадра.
Если вы снимаете детей, например, не стоит делать этого с высоты собственного роста. Напротив, снимая их с их уровня, можно добиться большего эффекта реалистичности, передать их личность и сделать фото более личным. То же самое срабатывает и со взрослыми — смотреть на человека на его же высоте — это один из трюков, которые помогут вам закрепить в кадре собственную психологическую связь с персонажем и отразить его личность.
Если вы хотите добиться особого эффекта, можно снимать и снизу, и сверху, и сбоку — все будет зависеть только от того, какую именно историю вы стремитесь поведать.
Не упускайте из вида настройки баланса белого
Тон и вид кожи вашей модели играет очень важную роль при создании портрета. Внешность обманчива для неопытного глаза, поэтому, баланс белого камеры легко может обмануться из-за окружения. Отражение от стен, одежды или зелени, даже дневной свет могут сыграть решающую роль в балансировке кадра. Поэтому не стоит полностью полагаться на автоматические камеры — ошибка может стоит времени и продуктивности.
В вашем арсенале всегда должны присутствовать карты балансировки белого, фильтры, и приборы для калибровки. Они помогут построить подходящий баланс в любой ситуации.
Если вы работаете в условиях плохой освещенности, но при этом, вам нужно, чтобы персонаж выделялся, доступный свет можно перестроить на него при помощи складного отражателя. Отражатели доступны в белом, серебристом, золотистом или черном цветах, и мы уже писали об их специфике более подробно.
Не стесняйтесь использовать их возможности при портретной съемке.
В ситуациях, когда доступное освещение не позволяет добиться приятного глазу баланса белого, вполне доступная настройка съемки — перевести изображение в черно-белый формат. Это, к тому же, добавляет портрету винтажный эффект. Кроме того, в черно-белом кадре цвета фона совершенно не отвлекут внимание от подчеркнутого контура персонажа. То есть, все внимание будет сосредоточено на нем. Можно снять портрет цветным в , и перевести в черно-белый после, это даст возможность дополнительно покрутить настройки и добиться желаемого эффекта. В таком случае вы сможете подключить креативность и подчеркнуть все то, что даст персонажу характер.
Снимайте в формат RAW
Мы часто говорим о том, что RAW — наиболее выгодный формат для съемки. Независимо от того, какие именно кадры вы стремитесь снять, именно этот формат позволит добиться лучшего качества и больших возможностей при пост обработке. Они весят больше остальных и потребуют больше свободного места на карте памяти, однако преимущества в этом случае сильно перевешивают.
По сути, RAW файлы можно описать как своего рода негативы пленочных фотографий. После того, как вы скачиваете их непосредственно с камеры, их можно редактировать и добавлять контраст, вытягивать цвета, тональность и прочее, не влияя при этом на оригинал. JPEG формат, который снимают все камеры — это сжатый формат, в котором снижено качество. А с качеством теряется и важная информация. Для таких задач, как социальные сети, например, фотографий JPEG хватит с лихвой, хотя стоит помнить, что каждый раз, когда мы уменьшаем и меняем такой кадр, мы теряем данные. Так что, если мы говорим о серьезной фотографии, об альбомах, печати и так далее, мы подразумеваем, что работа начнется именно с RAW фотографии.
Найти вдохновение.
И в конце стоит упомянуть, что всегда полезно и всегда стоит искать дополнительное вдохновение. Найти его можно как в работах известных фотохудожников, кинематографе, литературе, так и просто в собственном настроении, окружающих предметах и людях.
Портрет сейчас - один из самых распространённых жанров. Людей фотографируют и любители, и профессионалы. Разница лишь в том, как они это делают. В этом уроке мы будем разбираться как раз в этой, зачастую неуловимой, разнице между художественным портретом и бытовым.
Портретная фотосъемка: сюжет, идея, настроение
Мы уже не раз обсуждали, что фотография должна нести смысловой или эмоциональный заряд, рассказывать какую-то историю. Портретная съёмка в этом плане не исключение: нам важно не просто передать внешность человека, но и рассказать о нём, его характере. Минимум - показать настроение в конкретный момент времени.
Какие эмоции вызывает этот снимок? Безусловно позитивные! На это работают яркие цвета (вспоминаем второй урок), мягкий свет с красивыми тенями, а также поза модели - она как будто бежит по тропинке. В итоге образ сложился.
Съемка портрета —
Главное не забывать, что фотография - это комплекс, в котором всё взаимосвязано: задний план, цвет, свет, мимика человека, его поза.
А этот снимок - полная противоположность предыдущему: зажатая поза модели, напряжённый взгляд в камеру, большое количество тёмных тонов, а также холодный по цвету дым на фоне - всё это создаёт драматичное, депрессивное настроение.
Портретная фотосъемка —
С некоторыми составляющими вы уже знакомы, а с остальными мы будем разбираться в этом уроке.
Съемка портрета: особенности композиции
Во втором уроке мы обсуждали правило третей и выяснили, что оно в портрете далеко не всегда применяется в жёстком виде, часто от него нужно отступать. Например, считается, что если человек повернулся в какую-то сторону телом, то нужно там оставить больше пространства, чем за спиной - так подчеркнётся динамика разворота.
Однако это не единственный подход. Если сделать наоборот, то есть оставить перед человеком меньше пространства, чем за спиной, то кадр будет смотреться напряжённее, драматичнее. То есть так можно подчеркнуть настроение героя снимка.
Вы, наверное, помните про виды планов в фотографии - крупный, средний, общий. В портрете существуют их аналоги:
Как снимать людей: оплечный портрет.
В кадр включается только верхняя часть тела, примерно по грудь, допускается кадрирование головы, чтобы разместить глаза на верхней линии третей. Для нейтральной передачи роста человека, то есть такой, при которой он не будет казаться маленьким или высоким, камеру нужно располагать на уровне глаз.
Как фотографировать людей: поясной портрет.
Называется так, но на самом деле кадрирование проходит по бёдрам. Над головой уже оставляется пространство, чтобы граница не давила на голову. Тут камеру можно располагать на уровне плеч - так рост будет передан без искажений.
Как снять красивый портрет: ростовой портрет.
При увеличении крупности всё больше пространства должно оставаться вокруг человека, чтобы снимок не смотрелся тесно. Ориентир - глаза должны находиться примерно на верхней линии третей, можно немного выше. Камера располагается на уровне груди.
Разделение это условное, вполне могут быть промежуточные крупности. Одна из практических ценностей этого знания - разноплановость съёмки. Если вы делаете серию с одним человеком, то лучше сделать разные по крупности снимки, чтобы максимально полно раскрыть и человека, и условия, в которых он находится.
Отдельно хочется дополнить про высоту камеры. То, как описан этот момент выше, не является жёстким алгоритмом. Можно снимать человека и снизу, и сверху. Нужно только понимать, что, например, нижняя точка съёмки поможет передать уверенность, высокомерие. А верхняя точка съёмки сделает образ более мягким, возможно, даже неуверенным.
Кроме того, есть достаточно серьёзные ограничения по кадрированию человеческого тела. Например, не стоит резать по суставам - локтям, коленям, так как из-за этого руки смотрятся не очень красиво. Нужно или выше, или ниже. Также редко смотрятся удачно снимки, в которых рамка кадра проходит по шее, лучше включить плечи.
Съемка портрета: свет в портрете
Снимать портреты, как и пейзажи, лучше всего с режимным светом - динамический диапазон сцены получается меньше, а из-за низкого расположения солнца проще управлять светотеневым рисунком, поворачивая героя снимка относительно источника света. Нам важно добиться эффекта, когда светотеневой рисунок ложится ровно, не имеет рваных участков, сильно выступающих теней. Заметнее всего это на лице, поэтому на него и стоит ориентироваться. Например, можно повернуть человека так, чтобы лицо было освещено, а тени начинались на скуле. Свет при этом будет падать примерно под углом 45-50 градусов.
Понятно, что 45 градусов не является единственно возможным углом падения света. Можно выбирать любой другой, главное, чтобы при этом светотеневой рисунок ложился ровно и красиво.
Половина лица в тени делает портрет более драматичным.
При освещении одной скулы важно следить, чтобы она не перебивала внимание с немного затенённого лица.
При съёмке против солнца тоже нужно следить, чтобы лица не получились слишком тёмными.
Конечно, снимать в режимное время получится не всегда. Если вы попытаетесь осветить человека полуденным солнцем, которое находится высоко, то вокруг глаз образуются не очень красивые тени - так называемый «рисунок панды». Или тень от носа пойдёт в нос и залезет на губу - этого тоже лучше избегать. Чтобы этих проблем не было, можно развернуть человека от солнца, чтобы его лицо оказалось в тени, то есть снимать в контровом.
Правда при этом задний план, если он освещён солнцем, получится пересвеченным - экспозиция ведь должна быть выставлена по лицу, а перепад по яркости слишком большой. Но браком это, в принципе, не считается.
Кроме того, можно отвести героя в тень - под деревья или за какое-то здание.
Только нужно учитывать, что прямой свет имеет большую выразительность, чем отражённый, так как при съёмке в тени самих теней почти нет.
Не забываем и про то, что снимать можно не только на улице, но и в помещении - квартире, кафе, даже подъезде. Если свет из окна, то получается очень красивый светотеневой рисунок.
Кроме того, хочется напомнить, что свет может работать на настроение фотографии. Если хотите, чтобы кадр получился драматичным, то нужны контрастные тени, преобладание тёмных тонов.
А для позитивного портрета кроме ярких цветов нужен мягкий свет.
Очень здорово смотрится использование теней в композиции. Например, можно найти такое место, где модель будет освещена, а фон будет находиться в тени - этот приём называется световым акцентом.
Кроме того, можно использовать линии теней, проекции их на окружение героев или на них самих. Всё это делает ваши фотографии необычными и более привлекательными.
Портретная фотосъемка: позирование
Чаще всего вы, скорее всего, будете снимать неопытных моделей, людей, которые не учились позировать. Это не плохо, просто заставляет немного по-другому подойти к позированию. Оно ведь является одним из важнейших факторов передачи сюжета и настроения на фотографии.
К позе человека предъявляется несколько требований:
- К моменту, когда вы взяли камеру в руки и начали снимать, вы уже понимаете, что хотите снять, что показать зрителю. И поза должна на это работать! Например, герою холодно, он задумчивый или радостный. В обычной жизни в этих случаях люди занимают определённые позы, и стоит использовать именно их - так зритель сможет считать и понять, в каком эмоциональном состоянии находится портретируемый.
На этой фотографии в позе явно читается задумчивость.
- Закрытые позы (например, со скрещёнными руками) хороши для драматичных сюжетов, открытые - для позитивных. Будет неплохо, если вы изучите язык жестов, чтобы самостоятельно закладывать нужный эмоциональный фон, подсказывая ту или иную позу портретируемому.
- Если же совершается какое-то действие, то нужно ловить пиковый момент - так будет смотреться понятнее.
- Кто-то скрещивает руки на груди, кто-то держит их в карманах - поза обязательно должна быть привычна человеку, подходить ему. Иначе не избежать натянутости, неестественности в позировании.
- «Журнальные» позы хороши для журналов и опытных моделей. Они долго учатся контролировать своё тело, чтобы смотреться красиво. Если снимаете неопытного в позировании человека, то вряд ли получится повторить увиденное в «глянце» . Поэтому лучше выбирать простые, жизненные позы.
Типичные ошибки в позировании:
- Не стоит прятать руки в волосы или за спину - так они кажутся отрезанными. То же самое с карманами: должны быть видны хотя бы большие пальцы.
- Шея - выразительная часть тела в женском портрете, старайтесь не закрывать её сильно поднятыми плечами.
- Если герой опирается лицом на руку, то не должны искажаться черты лица.
- Лучше не улыбаться половиной рта - это смотрится не очень хорошо. Если есть какие-то проблемы с зубами, то можно улыбнуться, не показывая их.
- При ростовом портрете следите, чтобы ближняя к камере нога не перекрывала дальнюю, а то человек получится одноногим.
- Бывает, что неопытные модели улыбаются, их тело вроде бы расслабленно, но руки выдают внутреннее напряжение, они сжаты - такие вещи нужно замечать и исправлять.
- Взгляд в объектив не всегда уместен, пробуйте разные варианты. Только нужно следить, чтобы портретируемый не сильно отворачивал глаза от камеры, а то будут видны только белки.
Многие люди не уверены в себе, переживают, что не получаются на фотографиях хорошо. Фотограф в этом случае выступает не только как специалист по съёмке, но и как психолог, который должен подготовить человека, раскрутить. Как это делается:
- Общайтесь с портретируемым: шутите, говорите на отвлечённые темы, рассказывайте, что хотите сделать - это раскрепощает.
- Ведите себя уверенно, даже если не знаете, как лучше сделать кадр. Иначе герой подумает, что проблема в нём и закроется психологически.
- Предложите перед съёмкой покрутиться перед зеркалом, чтобы человек знал удачные свои ракурсы.
- Если не знаете, какая нужна поза, попросите занять привычную и отталкивайтесь от этого.
- У каждого человека есть темперамент, определённый характер - используйте это. Если портретируемый в жизни спокойный, неулыбчивый, то не стоит пытаться раскручивать его на безудержное веселье, по крайней мере, сразу. Точно так же с позитивными людьми - сложно будет сделать с ними жёсткий, драматичный снимок.
Съемка портрета: гармоничность места съёмки и одежды
Вроде бы незначительная деталь, но сочетание гардероба и локации может как положительно влиять на сюжет фотографии, создаваемый образ, так и отрицательно. Например, будет ли понятно смотреться девушка в вечернем платье, допустим, на сеновале? Думается, что не особо. А вот если поместить её в классическую архитектуру или такой же интерьер, то портретируемый\ая будет смотреться гармонично.
В данном случае строгая одежда мужчины гармонична такой же строгой, минималистичной обстановке.
Если модель в лёгком летнем сарафане, то и место съёмки стоит подобрать под него. Это может быть зелёный или цветущий парк, возможно, какое-то поле с цветами.
То есть тут очень важно следить, чтобы стилистика места съёмки и одежды была одинаковой, тогда герой будет гармонично вписываться в место съёмки. Причём можно смотреть глубже и искать гармонию не в стилистике, а в фактуре одежды и её сочетании или противопоставлении с окружающим пространством.
В данном случае узор на одежде повторяет по цвету листву и это даёт фотографии гармоничность.
Эклектика, то есть смешение стилей, возможно, но есть большой риск получить непонятный кадр. Или он просто будет смотреться «дёшево», навязчиво. Тут нужно быть очень осторожным.
Портретная фотосъемка: создание образа
Вы уже изучили достаточно инструментов, которые влияют на выразительность фотографии, могут помочь вам в формировании сюжета и настроения: композиция (не только расположение объекта в кадре, но и его окружение), крупность плана, цвет, свет, позирование (если речь про портрет). Важно теперь продумывать все фотографии по всем этим пунктам, не упускать ни малейшей детали. Это кажется сложным, на первых порах что-то будет забываться, но к этому нужно стремиться. Например, разберём этот снимок:
Снимок имеет очень яркую эмоциональную окраску, фотографу удалось поймать очень удачный момент. При этом, несмотря на мимику ребёнка, кадр не кажется депрессивным, скорее милым. Почему так? Тут в дело вмешивается мягкий свет, а также светлые тона, которые минимизируют негативность эмоции. Из-за этого создаётся ощущение мимолётности настроения, кажется, что буквально через минуту ребёнок будет уже улыбаться.
Этот снимок - отличный пример того, как можно сделать дома абсолютно не бытовой кадр. Почему так получилось: во-первых, тут есть потрясающий свет - главная героиня выделена им, тогда как фон уже уходит в тень, то есть создан акцент. Кроме того, действие, которое совершает женщина, очень хорошо читается, не возникает вопроса, что именно она делает. И окружение, задний план тоже очень удачные: понятно, что действие происходит в квартире, но при этом нет перегруза, лишних объектов. Большую роль в этом сыграл ритм книг, расположенных за героиней. В итоге получился собирательный образ пожилой женщины, в которой каждый зритель может узнать кого-то из своей жизни.
Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.
Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз
Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.
Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.
Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.
Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки
Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.
Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.
Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.
Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.
По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.
Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!
Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.
Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.
Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.
Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!
Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.
Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.
Андрей Белкин
Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.
Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.
Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.
NW Model Photographer
Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.
Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости
Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.
Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.
Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.
Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд
Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.
Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.
Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.
Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"
В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.
Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.
Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх
И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.
Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.
Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность
Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.
К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.
В этом уроке по фотографии мы поделимся с вами лучшими настройки камеры для портретной фотографии. Эти настройки подобраны для фотосъемки в естественном освещении и для съемки со вспышкой. Независимо от того, являетесь ли вы новичком в портретной фотографии или уже опытный фотограф, эти совету будут полезны для вас.
# 1 Лучшие настройки камеры для портретной фотографии
Съемка портретных фотографий при естественном свете, то есть на улице в светлое время суток, является наиболее распространенной, поэтому мы начнем с настроек для неё.
Я предлагаю вам перейти в ручной режим М и настроить камеру в нем. В таком случае у вас будет более творческий контроль над экспозицией вашего снимка. Конечно, для съемки в режиме М потребуется чуть больше времени, так как здесь мы настраиваем все три параметра (выдержка, диафрагма, ISO) сами, но и конечный результат будет лучше.
Какое ISO установить
Сначала установите значение ISO, нам нужно самое низкое и это как правило ISO 100 на большинстве камер. Некоторые камеры Nikon имеют более низкое минимальное значение ISO и позволяют выбрать ISO 64. В любом случае установите ISO как можно ниже, чтобы избежать шумов.
Какую диафрагму установить
Шаг второй, выберите, какую диафрагму вы хотели бы использовать. Для размытого заднего плана используйте диафрагму f / 1.4. Если вы хотите, чтобы задний план был более в фокусе, и вам нужно чтобы сам портрет получился более резким. Используйте диафрагму, которая на 2-3 ступени уже относительно ее максимального открытия (светосилы). Если вы не в курсе что такое стопы (ступени) экспозиции, то вкратце вот: Изменение экспозиции на стоп (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив
Например, объектив со светосилой f/2.8 (максимально открытой диафрагмой в f/2.8), будет иметь самую резкую картинку на диафрагмах около f/5.6 до f/8.
Как выбрать выдержку
После того, как вы установили ISO и определили свою диафрагму, следующим шагом нужно выдержку. Ее придется настроить опытным путем. Начинайте танцевать от 1/100 и в зависимости от условий освещения либо уменьшать, либо увеличивать. Сделайте пробный снимок и проконтролируйте по гистограмме на ЖК экране.
Удостоверьтесь, что пик графика смещен к правой стороне, и детали на фото. Примерно, как на фото ниже.
Главное правило заключается в том, чтобы установить выдержку в два раза короче фокусного расстояния объектива. Например, если вы используете 100-миллиметровый объектив, вы должны установить минимальную выдержку 1/200 секунды, чтобы избежать дрожания камеры и размытия изображения.
Существуют исключения из этого правила. Если вы используете штатив или у вас есть стабилизация в камере, как у некоторых зеркальных и беззеркальных камер, или вы используете объектив со встроенной стабилизацией изображения, тогда вы можете фотографировать на более длинных выдержках.
# 2 Лучшие настройки камеры для портретной фотографии с использованием вспышки
Когда дело доходит до использования вспышки, есть несколько различных типов вспышек, которые сегодня широко используются. Есть небольшие вспышки, которые подходят для крепления на камере, и есть большие студийные вспышки - стробы.
Все они функционируют по-разному. Некоторые не позволяют снимать с выдержкой короче, чем 1/200 сек (это скорость синхронизации камеры). Другие же позволят вам использовать то, что называется режим высокоскоростной синхронизации, съемка при выдержки 1/8000 сек.
Для такой съемки подойдет и самая дешевая ручная китайская вспышка с выдержкой синхронизации 1/200 сек. Если ваша вспышка не позволяет делать снимки на выдержках короче 1/200, вы можете использовать затеняющий фильтр нейтральной плотности, например ND-8, он затеняет изображение на 3 ступени экспозиции и позволит вам снимать с выдержкой 1/200 сек, и диафрагме на 3 стопа больше, чем вы могли бы без нее.
Например, с 3-стоповым ND-8 фильтром вы можете снимать с диафрагмой f/2.8 вместо f/8 для одной и той же экспозиции. Плюс такой техники в том, что вы можете получить нормально проэкспонированный кадр при малой глубине резкости, а не пересвеченный, как если бы снимали без фильтра.
Еще одна важная вещь, которую следует иметь в виду, если вы фотографируете на открытом воздухе, - это то, что вы получите лучшие результаты, если будете снимать ближе к восходу или закату, когда солнце будет менее резким.
Изображение выше было сделано за один час до захода солнца в тени и обеспечило приятный ровный свет на лице модели. Если вы хотите более мягкий свет, то избегайте съемки в середине дня или переходите работать в тень, если у вас нет возможности вести съемку перед закатом солнца.
Проверьте настройки камеры и установите уровень яркости ЖК-экрана вручную и сохраните его в для будущих фотосессий.
Вывод
Если вы еще новичок в съемке в ручном режиме, то сначала съемка в нем может показаться немного сложной. Но с небольшой практикой вы будете снимать в нем, как профессионал.
Если вам интересна съемка портретов с вспышкой, то для вас подготовлен отличный видеотренинг, который научит вас делать профессиональные портретные фото при помощи недорогих вспышек, а также покажет, как организовать прибыльную мобильную-домашнюю фотостудию. Чтобы ознакомиться с описанием курса и сделать заказ, кликните по картинке ниже.