Изначальное версия библейское про первую жену адама. Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине
Лилит — первая женщина Адама
«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение.
История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар.
Ветхий и Новый завет не всегда были такими, как мы их видим сейчас. Эти библейские писания не единожды переделывались, изменялись. Во время десятого Римского собора был утвержден окончательный вариант, и христианство приобрело официальный статус во всем мире. Чтобы в Писание не попало ничего лишнего, в Риме собрались священнослужители с разных городов и стран для согласования текста. Многие священные записи били изъяты.
В глубоких гротах возле Мертвого моря были найдены рукописи со священными письменами, которые появились намного раньше, чем христианство, как таковое. Информация из них не появилась в Библии, поэтому ученые современности до сегодняшнего дня не могут дать окончательного ответа на вопрос - Что же такого секретного было в свитках?
С приходом христианства, например, имя Лилит стало запрещенным. Оно приравнивалось к проклятию, придавалось анафеме, но все так же притягивало умы человечества. В нем заключается необъяснимая таинственность, загадка, которую хочется понять до конца.
История Лилит
Большинство исследователей считают, что именно Лилит, первая жена Адама является автором текстов забытого Евангелия. История, рассказанная блудницей, не могла войти в текст Нового и Старого Завета. Информация об этой гордой и непокоренной женщине будоражит умы человечества. Почему ее настойчиво стараются вычеркнуть из истории? Как она стала отверженной, упоминание о которой приводит священнослужителей и истинных верующих в настоящий ужас?
Британский музей - Королева ночи (British Museum - The "Queen of the Night")
Согласно исследованиям, именно Лилит была первой женой Адама. Бог вначале создал из глины двух людей. Первая женщина отличалась невероятной красотой и умом. Прошло совсем немного времени, и она поняла, что ни в чем не уступает своему мужу - Адаму. Ее умственные способности не уступали мужским.
Лилит - первая жена Адама оказалась очень своенравной, она отказывалась подчиняться и соглашаться с его мнением. Женщина требовала, чтобы все ответственные решения они принимали вместе.
Существует поверье, утверждающее, что именно Лилит стала основательницей сексуальных наслаждений - позы «женщина сверху» и многих других. Церковь признает только «рабочее-крестьянскую» позицию в интимной близости, и считает, что это лишь способ для продолжения рода. Первая женщина на Земле придерживалась кардинально противоположного мнения. Когда противостояние взглядов с Адамом достигло своего пика, она решила оставить мужа.
Наказание для Лилит
Бог не мог допустить такого раздора в Райском саду, и поэтому послал к Лилит, трех сильнейших ангелов. Они должны были направить женщину на путь истинный, раскаяться и смириться со своим положением. Небесные создания довольно быстро догнали бунтарку и поставили ей определенный ультиматум - Лилит должна стать покорной и вернуться к своему мужу Адаму. В противном случае ее изгонят из Эдема, и отлучат от милости Бога.
Своенравная девушка выбрала свободу, и по собственной воле покинула рай произнеся невыразимое имя Бога. При этом Лилит затаила на Бога сильную обиду, за то, что он не поддержал ее. Она решила посвятить свою жизнь мести.
Дальнейшая жизнь первой девушки - несколько легенд
Лилит первая жена Адама навсегда покинула Эдемский сад и перевоплотилась в настоящего демона-дьяволицу, представляющего большую опасность для представителей сильного пола. Соединение мстительности и бунтарства в нраве девушки позволили негативу завладеть ее душой. От нее отказались, и она превратилась в опасного врага для каждого - преданной помощницей антихриста.
Начало сказания, до момента бунтарства Лилит и ее наказания, можно встретить очень редко. А вот вторая часть - превращение обычной женщины в настоящего дьявола, очень распространена, так как она активно поддерживалась церковниками.
В опасный период инквизиции Лилит жена Адама была официально признана чудовищем. В этот страшный период существовало только две основные группы женщин:
*Кроткие, набожные и ласковые - истинные потомки Евы;
*Загадочные, своенравные, слишком умные и образованные, считались детьми Лилит, и приговаривались к смерти.
Демон Лилит заключила с ангелами своеобразный контракт. Она не станет входить в помещение, на дверях которого написано имя одного из таких небесных созданий.
Лилит в «Книге Зверя»
Большинство исследователей феномена Лилит - опасной жены Адама, довольно часто подтверждают свои высказывания информацией, записанной в «Книге Зверя». Это неотъемлемая часть Библии, в которой описываются деяния Антихриста. Они утверждают, что женщина-демон была создана дьяволом. Люцифер преследовал при этом вполне конкретные и понятные цели - наказать мужчин за любовь к Богу, раскрыть их худшие стороны.
Джон Кольер, Лилит (1892)
Лилит - истинная соблазнительница, проверяющая верность женатых мужчин своим женам. У нее появилось множество детей. Именно от нее пошли всевозможные демоны, оборотни, ужасные чудовища, вампиры, и прочие твари. Любого преступника, маньяка, злого и порочного человека в древние времена считали отпрыском демона Лилит.
По некоторым апокрифам, во время периода супружества с Адамом, эта женщина родила сына - Каина. В нем была часть души Лилит, он убил Авеля - сына Евы. Бунтарка стала жить вечно, посвятив всю себя мести и злу. Демоны способны воскресать и перерождаться в новом теле. Лилит, возможно, живет и сейчас.
В «Книге Зверя» говорится о пришествии дьявола на Землю. В этом писании указаны конкретные символы, которые способны привести верующего человека в настоящий ужас. Невеста Сатаны - Вавилонская блудница. Доказано, что данная сущность и есть Лилит. С древних времен ее имя равнозначно «блуду» и «разврату». В странах востока есть легенда о невесте дьявола, которая может убивать новорожденных и представителей сильного пола.
Правдивы ли легенды?
Верить ли данным легендам о Лилит - непокорной жене Адам, каждый решает для себя сам. Некоторые современные исследователи считают эту девушку родоначальницей феминизма. Именно этой силы боятся представители сильного пола. Есть много трагического в легендах о свободолюбивой девушке.
Она играет с детьми, понимая, что никогда не сможет стать матерью;
Все время ищет свой дом и семейный очаг;
Обижается и мстит мужчинам, ведь Адам отказался от нее и предпочел другую.
Лилит выявляет истинную мужскую сущность - вечную жажду сексуальных наслаждений, лживость и неверность. Если эти качества подтверждается, она уничтожает человека.
Женщина просто хотела быть «рядом» с мужем, а не «за ним». Историю о Лилит много веков подряд старались очернить и изменить. Сейчас узнать правду практически невозможно. Роковая женщина всегда несчастна. Она нравится многим, ее все хотят, но на самом деле она не нужна никому. Сочетание ума, красоты, силы и независимости очень часто обрекает девушку на одиночество.
Лилит в переводе с еврейского означает ночь, ночная. Вместо имени Лилит иногда употребляют имя Первая Ева
Современные феминистки имеют свое мнение насчет Лилит: жена Адама была смелой и незаурядной, она утверждала, что Адам не Бог, а всего лишь человек. Церковь того времени, в которой правили исключительно мужчины, не могла допустить появления такой женщины в истории. Они боялись силы ее духа, острого и пытливого ума, смелости. Мужчинам всегда нужно было оправдывать свои собственные человеческие слабости и грехи. Для этого они нашли Лилит - рокового демона-соблазнителя, который был виноват в их супружеской неверности и распутстве.
Кто она - отверженная жена Адама -демон или символ свободной женщины? Каждый может самостоятельно ответить на этот вопрос. Единственная правда - не бывает зла без добра, и наоборот.
“glittering sons and radiant daughters” («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!
А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)
«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.
Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».
Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово “Lilith”, однако некоторые толкователи склонны переводить “Lilith” как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как “adam”, от “adamah” (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.
Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.
У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».
Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.
Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...
Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».
Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…
Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).
Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»
В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».
Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»
Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, “enfant charmante et fourbe” - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.
Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»
Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница , которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
Лилит в еврейской традиции
Еврейские источники говорят о двух Лилит:
- Старшая Лилит - жена Самаэля , царица и мать демонов.
- Младшая Лилит - супруга Асмодея .
При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.
Легенды о происхождении Лилит
Три ангела застигли Лилит у Красного моря , и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.
После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант - именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей - демонов; или Бог сделает её бесплодной.
В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.
Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) - считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы .
Лилит в каббалистической традиции
Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.
Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.
Лилит в современном сатанизме
Лилит в современной демонологии - уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля) , она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали , Умой и Парвати , Гекатой , Хель и Эрешкигаль , хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).
В этом смысле в имени Лилит скрыто значение - Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение - Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.
От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
Методология совершения этого великого греха такова - зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман -Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)
Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.
Лилит - княгиня (принцесса) Ада.
Я - матерь племени Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
Мое немилосердное присутствие
Обескровливает Вселенную.
Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на действительность.
Лилит в астрологии
Под именем Лилит в астрологии понимаются различные объекты:
- Апогей орбиты Луны. Также этот объект называют Чёрной Луной. Немаловажно, что апогей может быть истинным или кажущимся. В современной астрологии рассматриваются оба варианта.
- Второй фокус лунной орбиты. Также этот объект называют Чёрной Луной.
- Неподвижная звезда Алголь .
- Астероид N 1181.
- Гипотетическая планета.
Гипотетическая планета . В 1898 году доктор Георг Вальтемас из Гамбурга объявил об открытии нескольких дополнительных спутников Земли. Спутник обнаружить не удалось, но по указаниям Вальтемаса астролог Сефариал рассчитал «эфемериды » этого объекта. Он утверждал, что объект настолько чёрен, что его невозможно увидеть, за исключением времени противостояния или пересечения объектом солнечного диска. Сефариал также утверждал, что Чёрная Луна имеет такую же массу, как и обычная (что невозможно, поскольку возмущения движения Земли при этом несложно было бы обнаружить).
В настоящее время эта планета не используется ни в астрономии, ни в астрологии.
На данный момент установилось исключительное соответствие имени Лилит и апогея (или второго фокуса) орбиты Луны. Эти две точки проецируются в свою очередь в одну точку натальной карты (всегда), поэтому их качества для астрологов неразличимы.
Изображается в виде неполной Луны чёрного цвета над перевёрнутым или равносторонним крестом, рога серпа смотрят при этом вправо.
Этой точке соответствует 8-й дом и знак Скорпиона , что связывает её со смертью и роком.
Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение.
По мнению других астрологов, она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака , где свершается предначертанное.
В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с Юнговским архетипом Тени . В данном случае она показывает скрытые, неосознаваемые стороны человека.
Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа. В данном случае она определяет собой ведьмовские способности рождённого. Также она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.
Образ Лилит в мировой культуре
Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти ( -) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина , брата и убийцу Авеля .
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию » и противопоставляющийся привычному образу Евы , получил большую популярность у романтиков .
Литература
Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.
…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.
- У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит - мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:
«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».
Музыка
Кинематограф
- Логово змея (англ. Serpent’s Lair )
Краткое содержание: Все неприятности бизнесмена Тома Беннета (Джефф Фэйи) и его жены начались с переезда в новую квартиру, где покончил жизнь самоубийством ученый-археолог. Подозрительные соседи, странная чёрная кошка и эротические сны с черноволосой незнакомкой делают жизнь Тома неспокойной. Но когда появляется сестра умершего археолога - черноволосая Лилит (Лиса Би - так указано в титрах, Лиза Барбуша - реальное имя актрисы), чтобы забрать вещи брата, - начинается настоящий кошмар.
- в сериале «Сверхъестественное» Лилит - это невероятный по силе демон, стремящийся освободить Люцифера от его подземного заточения. Что впоследствии и происходит. Для освобождения Люцифера необходимо было снять 66 печатей (всего же их было более 600). И смерть Лилит была 66-й и обязательной печатью; снял же эту печать необходимый сосуд Люцифера(Сэм Винчестер), ради освобождения которого должна была умереть Лилит.
Интересно то, что сценаристы не отошли от мифа и сделали Лилит демоном-детоубийцей. Для того, чтобы поддерживать свою демоническую силу Лилит должна была питаться кровью детей.
- в фильме «Чёрный свет» (2004) Лилит - демон, потерявший память, лучший агент тайного сообщества. Только она со своими невероятными способностями может найти и уничтожить ещё большее зло - демона, пришедшего в наш мир из глубины веков и принесшего с собой красную чуму, убивающую всё живое и опустошающую Землю. И для этого ей нужно только вспомнить всё.
- в фильме «30 дней ночи: Тёмные дни » (2010) Лилит - предводительница вампиров.
- фильм Гольфстрим под айсбергом
- в сериале «Настоящая кровь » (2012) рассказывается, что Лилит была создана до Адама. И что она, как и Бог, была вампиром. А Адам был создан пищей для Лилит.
- Лилит была королевой демонов в сериале Сплит: Тайна крови .
Аниме и анимационное кино
- Лилит присутствует в японском аниме-сериале «Евангелион » как главная причина появления таинственных Ангелов на Земле, нападающих на японский город Токио-3, где расположена организация Nerv , исследующая тело Лилит.
- Лилит также присутствует в аниме-сериале «Кровь Триединства » как одна из детей, возглавлявших колонистов на Марсе.
- Лилит - один из главных персонажей «Yami to Boushi to Hon no Tabibito »
- Лилит - девушка-ведьма, сестра алхимика в визуальной новелле «Animamundi: Dark Alchemist»
- Лилит - коварная фея, дух магического зеркала в аниме/манге «Rosario + Vampire »
- Геката (в современной демонологии отождествляется с Лилит) - одна из предводителей Маскарада в аниме «Shakugan no Shana »
Использование имени
Имя Лилит является популярным женским именем у армян. В отличие от сложившегося в мировой истории и культуре стереотипа, в Армении это имя считается дающим его обладательнице такие свойства и черты характера, как женственность, хозяйственность, плодовитость.
Источники
- Liber Azerate, TOTBL Орден Чёрного Пламени, офиц. перевод E.T.
- A.M.S.G., автор V.Scavr, The Black Press, 2009.
- ISBN 978-0-9669788-6-5
- Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
- Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
- Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей
- Шарль Фоссе Ассирийская магия (с предисловием В. В. Емельянова)
- Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.
- Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
- Руслан Хазарзар Лилит и другие
- Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»
Примечания
- Charles Alexander Moffat. The Fear of Lilith. Examining the Lilith Myth and the Male Fear of Dominant Women
- Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»
- Judit M. Blair De-Demonising the Old Testament - An Investigation of Azazel, Lilith, Deber, Qeteb and Reshef in the Hebrew Bible. Forschungen zum Alten Testament 2 Reihe, Mohr Siebeck 2009 ISBN 3-16-150131-4
- Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ), том 4, кол. 846-848
- Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:"Советская энциклопедия", 1990 г.- 672 с.
- Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. - 2-е изд. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
- Либер Азерате, Храм Черного Пламени (Liber Azerate, TOTBL), офиц. перевод E.T.
- Люциферианское Ведьмовство, Форд М, Суккубус Паблишинг (Luciferian Witchcraft, Succubus Publishing, Michael Ford), MMV
- Официальный сайт Храма Лилит
- Книга Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская официальная публикация
- The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
- Inferion, Vox Inferni Press, 2008
- Гёте. Фауст. Перевод: Борис Пастернак, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
- Анатоль Франс. Дочь Лилит. Опубликовано: Анатоль Франс. Собрание сочинений в восьми томах, том 2-й. - М.: Гос.изд-во Художественной литературы, 1958. - 880 с. Стр.37-49. Перевод Н. Н. Соколовой
- Д.Л. Андреев, "Роза Мира", Книги X глава 4 : "Он (В.С.Соловьев) знал, и хорошо знал о существовании Великой Блудницы и о возможных страшных подменах, подстерегающих всякое недостаточно четкое, недостаточно окрепшее сознание, уловившее зов Вечно Женственного сквозь замутняющие слои страстных, противоречивых эмоций. Но существование великой стихиали человечества - Лилит, ваятельницы и блюстительницы плоти народов, осталось, по-видимому, для него неясным. Он употребляет раза два или три выражение "Простонародная Афродита", но, очевидно, разумеет при этом неопределенное смешение двух начал: стихиального и сатанинского".
- Д.Л. Андреев, "Роза Мира", Книги V глава 2 , Книги XII глава 4
- Марина Цветаева. «Просто - сердце…». Домашняя библиотека поэзии, Москва: Эксмо-Пресс, 1998
- Владимир Набоков: Лилит
- Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 т. Т.5. СПб, 2000. С.436-438 и комм. на с.753
- Уитли Стрибер «Сон Лилит» (роман)
- Michael Byrnes. The Genesis Plague. - Reader’s Digest Select Editions. Sydney & Singapore, 2011
- Lord Belial , Kiss the Goat , май 1995, выпущено No Fashion Records.
- Дело № 39 на Filmz.Ru
- Фильм «Ангел зла» на Horrorland.Ru
Ссылки
Первые женщины на Земле Лилит и Ева обладают своими различиями. Ева имеет положительный образ создательницы семейного очага и берегущей его тепло. Лилит же характеризуется непреклонностью и свободой сущности, противопоставляя собой образ Евы. Поскольку, согласно древним мифам, раньше появилась все же Лилит, стоит остановиться на ней подробнее.
Зачастую Лилит изображается как обладательница длинных роскошных волос и прекрасного тела. Ее образ нередко сопровождается рисунками ночных зверей, сов или самого Дьявола, который является ее покровителем по некоторым легендам. Лилит – существо, созданное из того же материала, что и Адам, однако по какой-то причине отвергнутое самим Богом. После «неудачной» попытки создать первую женщину Всевышний сотворил из ребра Адама уже другое существо женского пола по имени Ева.
Согласно многочисленным еврейским мифам и легендам, а также старославянским, японским и даже африканским поверьям, необузданная и прекрасная Лилит состоит во главе темных сил, напуская на всех потомков Адама страх, будто кляня их за предательство. Это ночная красавица, убивающая незащищенных особыми амулетами детей, и соблазнительница спящих юношей. Она всеми демонами и невиданными существами, ее характер описывают как демонический, магический и таинственный. Смелая, свободная и прекрасная, не признающая земных предрассудков и оков Лилит – порождение высшего разума, который не смог принять ее силу духа и непреклонность.
Не покоренная Адамом, она покинула самого первого человека, не желая до конца своих дней оставаться прилежной женой. Согласно легенде, вдогонку за ней были посланы три , откуда зародился интересный обычай, и по сей день встречающийся в традициях многих народов мира: над кроваткой новорожденных детей вешают священные амулеты с написанными на них именами или изображениями трех ангелов, или же Лилит.
Видео по теме
Существует определенная группа людей, которая в любом деле нацелена на наилучший результат, будь то мытье посуды или разработка проекта на работе. Быть первым во всем возможно, если учитывать некоторые важные моменты.
Инструкция
Занимайте самообразованием непрерывно. Только так вы сможете оставаться в курсе тенденций, развития отраслей науки и нововведений в вашей специальности. Читайте книги, подписывайтесь на блоги видных деятелей, ищите информацию любыми доступными способами.
Ставьте четкие цели. Стремиться нужно к чему-то определенному, и чем точнее вы будете ставить себе цели, тем логичнее станут ваши задачи на пути их достижения. Человек должен знать, чего он хочет, и только тогда он сможет получить это.
Занимайтесь тем делом, которое доставляет удовольствие. Интересное занятие вовлекает вас полностью, вы внимательно следите за происходящим, лучше разбираетесь в деталях. Поэтому ищите работу по душе, именно в ней вы имеете все шансы стать первым.
Не теряйте время на бесполезные дела. Пустая трата времени - потеря драгоценных минут и часов, в которые вы могли бы успеть сделать очень многое. Каждый вечер стройте планы на будущий день, рассчитывая, когда и куда вы должны попасть, и в какое время сможете заняться чем-то дополнительно.
Стремитесь к улучшению результатов. Достигнув цели, не останавливайтесь на этом. Всегда старайтесь стать немного лучше, именно это будет служить отличным стимулом на пути к первенству.
Следите за внешним видом. Успешный человек просто не может быть неопрятным. Носите только чистую и выглаженную одежду, внимательно подбирайте предметы гардероба так, чтобы они подходили друг другу. Уделяйте внимание деталям, не забывая про аксессуары. Со временем вы создадите свой неповторимый стиль.
Обратите внимание
Стремление всегда быть первой способно заставить ваше тело работать на износ, что, несомненно, приведет к стрессам, а, возможно, и нервным срывам. И, конечно, стоит ожидать проблем со здоровьем. Поэтому подумайте, нужно ли вам первенство такой ценой.
16 июня 2012 года с территории КНР стартовал космический корабль с первой в истории этой страны женщиной-космонавтом. Дата события была выбрана не просто так: именно в этот день в 1963 году полетела в космос первая в СССР и в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Инструкция
Китайская Народная Республика стала космической державой в 1999 году. Первый запущенный с территории КНР космический аппарат под названием «Шеньчжоу-1» был во многом скопирован с советского корабля «Союз». Как и четыре последующих китайских корабля, также носивших название «Шеньчжоу» (но с другими номерами), он был беспилотным.
История пилотируемых космических полетов в КНР началась в 2003 году запуском космического аппарата «Шеньчжоу-5». Единственным членом экипажа корабля (тайконавтом) был мужчина по имени Ян Ливэй. Но уже тогда было обещано, что в недалеком будущем в побывает и китаянка. Эта была тут же поддержана организацией под названием «Всекитайская женщин».
В июле 2004 года руководством Военно-воздушных сил КНР было отобрано 35 женщин для прохождения подготовки к космическому полету. Ее планировалось завершить к 2009 году. В конце подготовки было объявлено, что дальнейший будет проходить ровно половина участниц. Информация о их биографиях достаточно скудна, но известно, что все они в тот период работали пилотами реактивных .
Научитесь просить помощи. Конечно, для самодостаточных леди даже сама эта мысль противна. Да они лучше землю грызть будут, но не опустятся до такого унижения. И напрасно. Об этой маленькой хитрости следует знать, даже если вы – супер-вумэн. Ведь, прося о помощи, вы косвенно заявляете о собственном несовершенстве, а значит вы – живой , и именно в этот момент сквозь вашу броню проглядывает маленькая слабая . Это не может не тронуть . Это возвышает его, вдохновляет на подвиги. И вот он уже ваш раб. Известно же существование некоего психологического притяжения к тому, кому хоть раз оказали помощь.
Перестаньте сдавать ежедневный на образ идеала и безупречности. Это невозможно – быть совершенной во всем. Позвольте себе расслабиться. Побездельничайте, поленитесь. Забудьте на время о том четком графике, в который втиснута ваша жизнь. Кстати, проанализируйте его, этот график: есть ли в нем место для любви? Пока ваш мужчина не увидит, что вы готовы дарить ему большую часть своего времени, вы не будете востребованы. Изведайте и прочувствуйте (хоть ненадолго) свою необходимость другому человеку. Позвольте себе просто – жить, вырвавшись из нескончаемого круга забот. Не бойтесь показаться слабой, поверьте, - женщина от этого только выигрывает.
Смените роль. Самодостаточной и сильной вы уже побыли и знаете, что это . Примерьте теперь на себя образ простой и слабой , уязвимой и беспомощной. Снимите железный панцирь. В каждой
В первую очередь после первой ночи любви ни в коем случае не стоит заводить с мужчиной разговоры о совместном проживании или свадьбе. Если женщина начинает торопить события тогда, когда мужчина еще пребывает в сладостной неге, которую ему подарили сексуальные отношения с ней, очарование может быть разрушено.
То же самое касается и «расслабления» женщины после того, как крепость пала – категорически не рекомендуется превращаться из прекрасной соблазнительной нимфы в тетю, носящую мятые халаты и шаркающую тапочками по квартире в 6 часов утра по направлению к телевизору или компьютеру.
Некоторые женщины с тонкой душевной организацией склонны после первого секса тем или иным образом укорять мужчин в том, что они получили свое, а что теперь делать соблазненной даме? Мужчины начинают чувствовать себя загнанными в угол, что никак не способствует укреплению отношений.
Если мужчина после первого секса не позвонил в течение дня, не стоит в панике названивать и смсить ему в попытке выяснить, жив ли он. Скорее всего, он жив, но либо адски занят, либо решил не продолжать знакомство (что вероятнее всего). В любом случае, следует набраться терпения и немного подождать.
Еще одной распространенной женской ошибкой после секса является резкое обострение собственничества. Оно вполне естественно, но следует помнить, что подобные чувства лучше скрывать от мужчин, друзей мужчин и старинных подруг мужчин. Женщина, испепеляющая взглядом всех, кто приближается к ее любимому, чаще всего выглядит просто глупо.
Встать с утра и гордо уйти, пока не предложили вызвать такси – тоже не самый лучший вариант продолжения знакомства. Возможно, мужчина уже готов предложить руку и сердце, но не решается, видя, что женщина с невозмутимым лицом уже стоит на пороге, будто ничего и не было.
Также не стоит бросаться в другую крайность, набрасываясь на мужчину с утра так, будто он последний мужчина на Земле. Вообще после секса лучше не показывать свой чрезмерный восторг, чтобы партнер не возгордился раньше времени и не ощутил свою власть над женщиной.
И, наконец, ни в коем случае не следует после секса говорить мужчине, что он намного лучше, чем предыдущий (щие) партнер (ры) женщины. Комплименты говорить можно и нужно – но так, будто этот мужчина первый и единственный.
Видео по теме
Источники:
- Главные ошибки во время секса
Лилит. Первая женщина на Земле
Большинство людей на вопрос «Кто был первой женщиной на Земле?» ответят: «Ева, созданная Богом из ребра Адама». И окажутся неправы - первой женщиной была Лилит.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)
О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.
Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.
В семитской мифологии и иудаизме, Лилит - первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого "дара" ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.
"Ибо до Евы была Лилит", - гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму "Eden Bower". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.
В течение средних веков она изменилась под влиянием слова "лайил", что на древнееврейском значит "ночь". Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она - ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.
Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.
"- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: "Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
- Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
- Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
- Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
- Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
- Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
- Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.
Алфавит Бен-Сира (23а-b)
Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.
Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.
Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того, как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.
Еврейский миф о Лилит кристаллизуется в источниках времен изгнания. В Талмуде, закрепившем наследие периода еврейской государственности, упоминания о Лилит встречаются как-то рудиментарно. Позднейшее развитие легенда о Лилит получает в «Книге Зоар» (сияние), давшей начало еврейскому мистическому учению Каббала. Заметим, что кодификация Талмуда была завершена около 500 г. н.э. «Алфавит Бен-Сира» написан в эпоху гаонов, где-то в VII -X вв., а «Зоар» появилась в XIII в. Все эти книги написаны за пределами Земли Израиля. Разрушение Иерусалима Навуходонасором, а затем ликвидация еврейской государственности римлянами в 70 г. н.э. выбросили еврейский народ в изгнание, привели к созданию еврейской диаспоры. В течение 2000 лет евреи жили общинами, маргинальными по отношению к социо-экономическим структурам своих стран, к истории, религии, культуре и политике.
«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».
Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.
Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».
Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».
Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.