Бог удачи и богатства у христиан. Другие формы Лакшми, которые включены в список Ашталакшми, включают. Veera Лакшми, который также входит в этот список, также известна как Dhairya Лакшми. Точно так же Vijaya Лакшми известен как Jaya Лакшми
Бог Дый (Див) - славянский Бог Благополучия и Богатства . Был он рождён Родом от небесной козы Седуни в начале времён, как светлый Бог Неба. Его женой была Мать - Сыра Земля. Этот Бог дарует достаток, удачу в торговле и любых делах, связанных с деньгами.
Дый старался помогать людям и делал всё, чтобы им жилось легко. Следил он за тем, чтоб их посевы вовремя орошал дождь, поэтому урожаи в те времена были обильными и богатыми. Его брак с Мать-Сырой Землей был очень счастливым, родились от него прекрасные дети - Чурила, Индра и Дива.
Но через какое-то время, Дый почувствовал склонность к тёмным силам и назвал себя Богом Ночного Неба . И стали ему поклоняться те, кто радовался кромешной тьме и ночи больше, чем светлому и ясному дню. Стали обращаться к Дыю за помощью воры и разбойники, да приносить ему богатые требы за покровительство в их лихих делах. Нравилось это Дыю, и начал он считать себя Богом Богатства. Появилось у него много диковинных вещей, которых просто так не сыскать. Получил Дый из сокровищ Древнего народа и сапоги-скороходы, и шапки-невидимки, всего не перечислишь из тех богатств, что он обрёл.
Но прошло и это. Сейчас Бог Дый — покровитель Богатства честно нажитого, того, что владеют люди по-праву.
Сейчас Дый считается покровителем торговцев
. К нему обращаются, когда хотят обрести удачу в делах, связанных с получением прибыли, получением достатка. Дый охотно откликается на такие просьбы и помогает тем, кто стремится обрести богатство, но нечестные способы не поощряет (хотя допускает некоторый азарт и лукавство без причинения бед другим).
Облик Дыя никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному. Сходятся отзывы о нем в одном: это вихрь-человек, сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.
Обитал Дый в Уральских горах. Он был рожден, как светлый Бог Неба, того неба, по которому ходят облака и тучи, из которых изливается дождь. Он был любим людьми, потакал их желаниям, в нужное время поливал посевы дождем, благодаря этому люди получали хорошие урожаи.
Богу Диву так же приписывается тайная связь с женой бога Бармы, Тарусей. По легенде именно от этого союза пошёл народ, что породил Дивьих людей. По этой теории Дый обитал в Уральских горах, и посылал дождь людям, для того чтобы полить поля и посевы. В услужении у него были великаны, Дивьи люди, что были его правнуками, от детей Таруси. Он требовал от них слишком много дани, и в конечном итоге великаны перестали почитать своего прародителя. Тогда в гневе Див, назвал себя богом ночного неба и ему стали поклоняться нечестивые: убийцы, воры и разбойники. Люди, что больше не получали от Дива дождя, попросили помощи у мудрого Велеса, что низверг тёмного Дива в Навий мир. Но Диву помог Вий, и он вернулся в свою обитель. Решив помириться с Велесом, Див пригласил бога-мудреца в свои покои, где предложил ему испить из чащи полной яда. В итоге Велес был отравлен и низвергнут в Навий мир, где обрёл свою супругу, дочь Вия — Ягиню. Есть предположения, что Вий не спроста помог Диву, дескать в зятья хотел Велеса заполучить. В это же время сын Дива, Чурила вместе с великанами, одолел сварожичей. В наказание за дерзость Сварог запер великанов в самом сердце Уральских гор, а раскаявшегося Чурилу, что преподнёс Сварогу в подарок золото из тайных подземелий, взял себе в услужение. Вражда между Ирийскими богами и Дивом была окончена, и он снова стал светлым божеством.
Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.
Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.
Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете
Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.
Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).
По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).
Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).
Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).
Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).
На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.
«Горе богатым» в Новом Завете
В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).
Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).
Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).
Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.
Итак, надо всё продать и стать нищим?
Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.
В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).
В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).
Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).
И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).
Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).
Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.
Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).
Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).
Может ли богатство быть добродетелью?
Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».
Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.
В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.
То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).
В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.
Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.
Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).
Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).
Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).
«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».
Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.
Это - Богиня Денег Лакшми.
Скопируйте в дневник
и через 4 дня
она принесёт Вам деньги.
Вы получите неожиданные деньги.
Лакшми - в индуистской мифологии богиня счастья, богатства и красоты, жена богу Вишну.
Лакшми(“добрый знак”, “счастье”, “красота”) - в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты.
Во время праздника света Дивали и ныне зажигают тысячи фонарей и устраивают фейерверки в честь богини. Люди играют и веселятся, а богиня, верят многие, ходит из дома в дом в поисках места для отдыха, даруя богатство тем жилищам, которые ярко освещены.
Все хотели обладать Лакшми, но она немедленно покидала тех, кто усаживал ее себе на голову, а именно так и поступили демоны, когда им удалось захватить ее.
Согласно одному преданию, однажды богиня оказалась настолько близко от Индры, что из него пошел обильный дождь и хлеба пышно заколосились.
Лакшми упоминается в знаменитом мифе о пахтанье богами океана, который постепенно превратился в молоко, и из него появились не только амрита, но и “четырнадцать чудес”, в том числе сама богиня, сидящая на цветке лотоса. Небесные музыканты и мудрецы воспевали Лакшми, реки молили ее искупаться в их водах, молочные моря предлагали венец из цветов бессмертия, а священные слоны, держащие мир на своих спинах, поливали ее водой из священной для всех индийцев реки Ганг.
Лакшми - Богиня материального и духовного процветания. Она символизирует развитие божественных качеств - сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума.
Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.
Лакшми обычно изображается и описывается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому её называют также Падма или Камала. Она также украшена гирляндой из лотосов. Ее цвет описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто-жёлтый или белый. Вместе с Вишну она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то там она изображается сидящей на троне в виде лотоса с четырьмя руками, держащими падму (лотос), шанкху (раковину), амрит-калаш (сосуд с нектаром бессмертия) и плоды бильвы (дикой яблони). Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон).
Теперь можно попытаться объяснить, что скрывается за этой в высшей, степени символической картиной. Если Лакшми изображается тёмной по цвету (цвета грозовой тучи), это указывает на то, что она - супруга Вишну, темноликого Бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она - источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы). Розоватый цвет, наиболее общепринятый, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она - Матерь всего сущего.
Её четыре руки указывают на способность даровать четыре пурушартхи (основные цели человеческой жизни) : дхарму (праведность, основанную на соблюдении религиозных и социальных принципов), артху (процветание, достигнутое в результате реализации своего таланта), каму (телесные наслаждения, не нарушающие гармонию человека и законов вселенной) и мокшу (духовное освобождение).
Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различных стадиях эволюции сознания. Плоды в её руках - это плоды нашего труда. Как бы много мы ни трудились, до тех пор пока Лакшми не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, всё будет бесполезно. Если плодом, находящимся в руках богини, является кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что из неё происходят три уровня творения - грубый, тонкий и причинный миры. Если этот плод - гранат или цитрон, то это означает, что различные миры находятся под её контролем и она их все превосходит. Если это плод бильвы, который не очень приятен на вкус, однако очень полезный для здоровья, то это означает мокшу, высший плод духовной жизни. Амрит-калаш означает, что Лакшми способна даровать бессмертие.
В качестве ваханы (спутницы) Лакшми в некоторых религиозно-философских школах можно увидеть сову. Есть разные точки зрения на ее природу. Одна из самых распространенных версий состоит в том, что сова, бодрствующая ночью, ревностно охраняет сокровища Лакшми.
В большинстве индуистских и буддийских храмов рядом с Лакшми по обеим сторонам можно видеть слонов, поливающих её водой из кувшинов, подаренных небесными девами. Такое изображение называется Гаджи Лакшми. Слон олицетворяет славу и великолепие Лакшми.
Всем нам хочется быть счастливыми. И многие считают, что богатство и процветание принесут им счастье. А некоторые — просто верят в удачу. Да будет так, как они желают, и воздастся им по мечтам их. А мы давайте просто посмотрим, какие божественные сущности помогают в этом деле. Присутствие каких богов обещает и богатство и удачу. Какие существуют боги, помогающие в денежных вопросах.
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ БОГАТСТВА
ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ — иногда этот символ называют оберегом . И так сразу и не скажешь, кому посвящен знак: и им пользуются, и , и в ему место есть. Многозначный символ, он развивает интуицию, привлекает счастье да удачу (и поэтому и Боги Богатства и его тоже считают своим). А еще, как знак Богини Агидель, знак «Хляби небесные» рекомендуется всем женщинам — для упрочения и умножения красоты их и очарования, (следовательно, он тоже своим оказался).
Говорят, что у этого знака особая сила: он от бед разных да от тревог убережет, отведет от вас горечи да неудачи, а еще он может мысли от темноты оградит.
СТОРОЖ — обережный знак, принадлежащий .
Знак чем-то похож на человека. В данном случае — человека, который сторожит границы. Знак оберегает и защищает, и, как следствие, способствует увеличению достатка и богатства. Боги богатства тоже привечают этот знак.
Знак может быть выполнен из любого материала: выжжен на бересте, вырезан из дерева, выплавлен из металла. Это может быть оттиск на керамике или вышивка на рушнике.
БОГИ БОГАТСТВА У ДРУГИХ НАРОДОВ .
Самые известные из них — это семь богов счастья- Эбису, Дайкоку, Бисямон, Сарасвати, Хотей, Дзюрадзин и Фукурокудзен.
«сборная семерка» из Японии, Индии и Китая. Статуэтки этих богов удачи (все вместе, или каждый — по отдельности, или — кто-то один из них) часто можно увидеть не только в домах, но в самых неожиданных местах: в офисах, ресторанах, в магазинах.
Давайте посмотрим, что же это за такие загадочные восточные божества, которые вот уже не одно тысячелетие несут добро и процветание.
ЭБИСУ — Бог честного труда и благосостояния. Приносит успех в профессии
РОДОСЛОВНАЯ. Считается, что родом он из Японии, а его учитель и друг — бог богатства Дайкоку. Говорят, что при рождении он был калекой, но потом произошло чудо и у него выросли и руки и ноги, правда, он остался слегка глуховат.
СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ (СИМВОЛ): морской окунь (рыбка тай)
СИМВОЛИКА. Эбису символизирует честность в делах и справедливость
ВНЕШНИЙ ВИД. Обычный рыбак с удочкой, в приплюснутом колпаке.
ПОКЛОННИКИ: рыбаки, фермеры, моряки
ДЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ — 20-е число каждого месяца.
АКТИВАЦИЯ (ПРИЗЫВ БОЖЕСТВА) — поставить его фигурку у текущей воды и позвать бога удачи Эбису
ДАЙКОКУ — бог богатства, а также бог, который с помощью волшебного молотка может исполнять любые желания людей. Бог кухни и земледелия.
ДРУГОЕ ИМЯ: Дайкокутэн или Великий Черный
РОДОСЛОВНАЯ. Родом он из Индии, где его звали Махакалой, а потом он через Китай попал в Японию.
ВНЕШНИЙ ВИД и АТРИБУТЫ. вечно носит с собой мешок риса и молоток. Правда, говорят, что в мешке не всегда — рис. Там иногда лежат монеты или даже драгоценные камни. И стоит какой-нибудь крыске прогрызть дырочку в мешке, начинают эти камешки (ну или монетки) на землю сыпаться. Так что знайте: крыски — существа полезные, особенно если они приученные и мешок с богатствами прогрызут так, чтобы богатство их хозяина приумножилось.
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Божество это раньше благоволило к воинам, но потом резко поменяло свое амплуа и решило, что богатство — это как-то надежнее
АКТИВАЦИЯ (ПРИЗЫВ БОЖЕСТВА) — исполнения специального священного танца Дайкоку
БИСЯМОН — бог-воин, но одновременно с этим — бог процветания и богатства. бог — защитник храмов. Он — страж Севера, умеющий изгонять демонов. Он наказывает Зло, а добрых людей наделяет сокровищами (ну или хотя бы — богатством).
СИМВОЛИКА. Бисямон — само достоинство.
РОДОСЛОВНАЯ. Говорят, что он родом из Индии. Второе его имя — Тамонтен — так его зовут, как одного из четырех небесных стражей. Он сильный и милосердный. И на санскрите его имя означает — Бог, который все слышит.
ВНЕШНИЙ ВИД и АТРИБУТЫ. Воин в полном доспехе самурая с копьем и с маленькой моделью пагоды (хото)
СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ — голубь
ПОКЛОННИКИ: военные, врачи, юристы
БЕНТЭН (САРАСВАТИ) — богиня мудрости и удачи.
ДРУГОЕ ИМЯ — Бэндзайтен
МЕСТО ОБИТАНИЯ: вода, море. В Индии считалась божеством рек
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: искусство и тяга к знаниям, мудрость и любовь, удача. Покровительствует художникам, музыкантам, писателям.
ОСОБОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО: музыка и вода (водные шоу — это как раз та стихии, где она — первая по праву)
ЗАЩИТА. Говорят, что статуэтка Сарасвати способна защитить от водной стихии, да и от прочих стихийных бедствий.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ — морской дракон, змея.
Говорят, что у нее есть шестнадцать помощников — по одному на каждый вид искусства.
ХОТЕЙ — бог счастья и добродушия, сострадания и беззаботности, жизнерадостности и изобилия.
ИМЯ — японское ХОТЕЙ — холщовый мешок — и он (мешок) действительно присутствует на всех изображениях этого божка.
ВНЕШНИЙ ВИД: очень толстый веселый старик
КАК ТАЛИСМАН — статуэтка Хотея используется для привлечения богатства и удачи. И еще говорят про число 300. Именно столько раз (триста!) надо погладить толстенький Хотейный животик, желая при этом хорошие вещи — себе и окружающим, и тогда из его мешка обязательно счастья привалит.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: вдохновляет он людей на вкусное питье и обильную еду. Очень популярен в ресторанном бизнесе. А еще говорят, что был он предсказателем, причем все его предсказания непременно сбывались.
ДЗЮРОДЗИН — бог долголетия. Пьяницей его не считают, но саке он очень много пьет.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ — может дарить долголетия, а это — само по себе — счастье и удача.
ЛЕГЕНДА. Говорят, что был такой даос-отшельник, что искал и нашел эликсир бессмертия. Записал он рецепт долголетия в свой свиток мудрости, прикрепил его к своему посоху, и ходит теперь по земле бог Дзюрадзин, и тем, кто его приветит, может долгие годы подарить.
Правда, скептики утверждают, что ничего он подарить не может, а в свитке его тайные знания — кому и сколько отмерено на земле прожить.
ФУКУРОКУДЗИН — бог мудрости и долголетия. Говорят, что он является Повелителем Южной Полярной Звезды.
ВНЕШНИЙ ВИД: невысокий старик со своеобразной формой головы (очень вытянутый череп)
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: прекрасно сотрудничает с мыслителями, учеными и теми, кто занят реализацией и воплощением новых планов. А еще его очень любят часовщики. Ибо Фукурокудзин — бог мудрости и точности.
ИМЯ: Фуку-Року-Дзю — можно перевести как Богатство-Счастье-Долголетие
УВЛЕЧЕНИЕ: Очень любит играть в шахматы
На Западе тоже были боги, ответственные за процветание.
ПЛУТОС
— Бог богатства у греков. Говорят, что это именно он ввел деньги. Люди деньги любили, хранили, уважали, а вместе с ними часть любви и уважения перепадали Плутосу. Видимо, был Плутос достаточно умным: знал, чем людское внимание привлечь.
ИМЯ — в переводе с древне-греческого: то, что по жребию выпало, случайность.
В ДРЕВНЕМ РИМЕ — Тихее соответствуют ФОРТУНА (богиня удачи) и ФЕЛИЦА (ФЕЛИЦИТАС) — богиня счастья
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА — фортуна, фарт, фартовый, колесо Фортуны
СИМВОЛИКА. Символом Фортуны является колесо. Тихея утверждает, что все переменчиво, все крутится и может поменяться местами. А еще у нее есть рог изобилия, из него она и одаривает своих поклонников.
НА КАРТЕ ЗВЕЗДНОГО НЕБА: В честь богини Тюхе назван астероид (258) Тихея, который был открыт в 1886 году.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
- Как зовут Бога удачи? У каждого народа свой Бог. Имена Богов удачи есть в данной статье. Решите, какой из них подходит лично Вам больше всего и почаще произносите его имя — это и привлечет к Вам Бога удачи.
****************
Аха (др. егип. ˁḥ3 - «воин, боец») - бог богатства и безопасности в древнеегипетской мифологии. Аха был богом танцев и музыки, а также защитником детей и матерей.
Инари - синтоистское божество изобилия, риса (и злаковых культур вообще), лис, промышленности, житейского успеха, одно из основных божеств синтоизма. Инари может изображаться в образе мужчины, женщины либо андрогина и иногда рассматривается как собирательный образ трёх или пяти отдельных ками. Инари почитается, по-видимому, с момента основания храма на горе Инари в 711 году; однако, некоторые учёные полагают, что культ богини возник в конце V века н. э.
Гэсэ́р (Гэсэр-хан ) - в мифологии монгольских народов и народовТибета, контактировавших с сяньбийцами: ниспосланный небом культурный герой - Сын Неба ,небесный всадник , бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник (ср. мессия), очищающий землю от чудовищ - демонов-мангусов. Как первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.
Кубе́ра (санскр. कुबेर - возможно, «имеющий уродливое тело») или Виттешвара - одноглазый бог богатства и светлокожий владыка (махараджа) севера (один из локапалов), повелитель якшей, киннаров и гухьяков, дхармапала.
Ла́кшми (санскр. लक्ष्मी , lakṣmī IAST - «счастье») - богиня благословения, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она - воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой(в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).
Пильвитс , Пильвитис , Пильвитус (Pilvytis , Pilnytis , Pilunitus , Pilunytis , Piluvytis , Pilunytis , Piluitus ) - бог изобилия и богатства в прусской и судовскоймифологии. По «Судавской книжечке» (1563 год) и «Хроникам прусского края» Бреткунаса (конец XVI в.), Пильвитс делает богатым и «заполняет сараи»; отождествляется с греческим богом богатства Плутосом и древнеславянским Переплутом. Происхождение этого имени связывают с балто-славянским корнем pel- «быть полным, изобильным» .
Сабазий (др.-греч. Σαβάζιος, Σαβάδιος, Σαβάσιος, Σαβάνδος, Σεβάζιος, Σεβάδιος , возможно также Савватий, Сабаций) - верховный рогатый бог фракийцев и фригийцев, согласно Страбону, «некоторым образом он дитя» Матери богов
Фебруус (лат. Februus ) - этрусский бог подземного царства, где обитают души умерших также податель богатства, смерти, очищения. В древнеримской религии, Фебруус был богом очищения. Функции бога подземного мира выполнял Плутон. От имени Фебрууса происходит название месяца февраль у римлян.
Плутос
Среди огромного количества греческих богов существовал и бог богатства. Его имя – Плутос. Первоначально, возможно, он был одним целым с подземным богом Плутоном, ведь в земле так много сокровищ и богатств. Но позже упоминается, что Плутос являлся сыном Деметры, богини плодородия. Существует огромное количество скульптур, посуды и других предметов искусства, посвященных Плутосу.
ДеметраБогиня Деметра была дочерью титана Кроноса и Реи, сестры Зевса, матерью Персефоны. Деметра была греческой богиней плодородия и земледелия, главной богиней для крестьян, работающих в полях, лесах и пашнях. Греки считали, что без позволения богини нигде ничего не произрастало. Деметра обучила людей земледелию, дала им необходимые знания и инструменты для работы. Только с её разрешения созревали хлеба и другие культуры. Если женщина хотела быть плодовитой, она должна была постоянно молиться и приносить жертвы Деметре, и тогда богиня действительно могла наделить эту женщину плодовитостью. Во время посевов греки устраивали большой праздник в честь богини, на котором они приносили ей жертвы.
Легенда о царе МидасеУ греческих богов всегда было ироническое отношение к богатству. Наиболее ярко это показывается в истории о царе Мидасе. Он попросил у Диониса возможность превращать всё, к чему прикоснется в золото. Со временем благословение превратилось в проклятье. Абсолютно всё, даже еда становилась золотой в руках царя. Он мог умереть от голода, поэтому он попросил Диониса избавить его от этого проклятья.
МеркурийКстати в пантеоне нашлось также место для богини бедности – Пении. У римлян богом обогащения был Меркурий, который также был ответственен за торговлю и прибыль. Он защищал торговые караваны и некоторые коллегии торговцев. Конечно, на всех статуях Меркурий был изображен с туго набитым кошельком. Также Меркурий помогал кладоискателям и иногда указывал на местонахождение клада.
ЮнонаУ римлян также была богиня материнства и брака Юнона. В её храмах чеканили деньги. Также это имя можно часто встретить в европейских языках.
Бог евреев и христианВ еврейской Библии существовал только один Бог, который наделял богатством и благосостоянием своих избранных. Это были Авраам, Исаак, Иаков. Также в свое время колена израильские славились своим огромным богатством.
В любой момент времени существовал человек, наделенный от Бога богатством и здоровьем. Богатство было благословением для каждого человека, идущего за Богом. Но от Бога шло не только материальное благо, но и духовная пища. У людей были не только богатства, но и долголетие, уважение окружающих и здоровье. Это было знаком Божьей любви, заботы и щедрости.
Боги богатства в ЕгиптеДля более полного представления о богах богатства разных стран и народов расскажем о египетских, индийских и китайских богах богатства. Как было сказано, в каждой культуре и религии имеется божество, которое является ответственным за процветание и обогащение людей. Это касается не только материальных ценностей, но и имеет непосредственное отношение к духовным. Так, например, в Египте богом, который приносит богатство и процветание, является Хапи. Этот Бог Нила также считается спасителем и приносит нуждающимся спасение. На многих рисунках, на которых запечатлены египетские боги, Хапи облачен в одежды. Также в качестве особенного символа, отличающего его, имеется венок, выполненный из лотоса. Еще одним богом Египта, который отвечает за богатство, является бог Шаи. Его имя может быть переведено с египетского как «судьба» или «участь».
Боги процветания в индийской культуреВ Индии, как и во многих других цивилизациях, имелся свой бог, который занимался покровительством разного рода деятельности. Стараясь дать людям возможность стать состоятельней и процветать, он помогал и оберегал от различных проблем и забот тех, кто хотел добиться некоего успеха. Ганеша, имеет голову не человека, а животного, а именно слона. Следует отметить, что его изображение не производит положительного впечатления с первого взгляда. Причина всему, голова слона и достаточно низкий рост. Плюс ко всему образ дополнен четырьмя руками. Многие люди даже сегодня поклоняются этому богу и просят его принести процветание в дом. Для большего эффекта можно приобрести фигурку с его изображением. Имеется предположение, что ее размер непосредственно влияет на то, на какой доход вы можете рассчитывать. Важно отметить, что сама фигурка может быть изготовлена из различных материалов. Так, широко используется медь, дерево, наравне с этим она может быть изготовлена и из бронзы.
Боги процветания в КитаеЕсли во многих других культурах, бог богатства был либо один, либо их было двое, то в Китае их намного больше. Так, например, можно выделить семь богов, часть из которых больше относится к культуре Индии, часть относится к Японии, все они считаются божествами, которые защищают и оказывают покровительство любому виду деятельности. Сюда можно отнести и бога Эбису, и бога Дайкоку, наравне с этим можно выделить бога Бисямон, который также отвечает за развитие бизнеса и его процветание. Китайский народ верит что, принося жертвы правильно, боги могут услышать все молитвы и дать человеку то богатство, которое представляет для него особую ценность.